Если ребенок тупит 5 лет
Если вы занимаетесь обучением, то должны знать причину “торможения”. А если обучаете собственного ребенка, то вариантов, кроме как узнать ее и понять, как справиться, вообще не существует …
Каждый ребенок иногда “притормаживает”
Каждый ребенок иногда и вдруг начинает “тормозить”. Этот факт широко известен и по-простому называется “тупость”.
Чтобы обнаружить причину “торможения”, копнем вглубь. А затем проиллюстрируем причину “отупения” на парочке школьных примеров.
Витязь на распутье или метафора “торможения”
Помните картину В.Васнецова “Витязь на распутье”?
В.Васнецов “Витязь на распутье” Источник: Википедия
Художник аллегорически показал проблему человека, который должен совершить сложный выбор, принять неоднозначное решение. Какое бы решение он ни принял – оно будет иметь не только плюсы.
В этом, собственно, и трудность.
Не очень ясно, что написано на камне перед витязем, но в нашем случае это не важно. Важно, что могло быть там написано, окажись на распутье современный школьник?
Давайте пофантазируем.
Когнитивные страдания школьника
– “Налево пойдешь – сотню найдешь, но пинок под зад получишь”.
– “Направо пойдешь – двухсотку найдешь, но подзатыльник заработаешь”.
Как быть?
Строго говоря, данных для принятия осмысленного решения недостаточно.
- Сотню чего?
- Какой пинок и от кого?
- Подзатыльник – хуже чем пинок? В боксе удар по затылку самый опасный, опаснее “ниже пояса”. А если подзатыльник от любящего родителя?..
Есть от чего впасть в ступор, согласитесь.
Тема сложного выбора широко освещена в мировой культуре. Вот еще одна аллегория: “Геркулес на распутье”.
А.Карраччи “Геркулес на распутье”, Источник: Википедия
Похоже, что проблема известна не первое тысячелетие …
В чем проблема “торможения”?
Не зная, о чем именно задумался школьник, невозможно понять причину его ступора.
Ясно только, что в уме ребенка сталкиваются две противоположные по смыслу идеи, каждая из которых имеет и плюсы и минусы. Это и есть глубинная причина притормаживания, называемая в народе тупостью, а в школе неспособностью.
В рамках системы решить проблему выбора невозможно. Можно лишь метаться между плюсами и минусами, не имея возможности принять решение, запутываясь окончательно.
Вот большинство школьников и топчется на месте.
Смысл хорошего обучения
Я, как всегда, упрощаю.
Точнее, рассказываю о серьезных вещах метафорическим языком, понятным (надеюсь), даже ребенку. Следую заветам Эйнштейна, Бора и Фейнмана.
“Если вы не можете объяснить что-то ребенку, то, скорее всего, вы сами это до конца не понимаете.” А.Эйнштейн
- Описать проблему когнитивного диссонанса в терминах современной психологии как “столкновения в сознании индивидуума конфликтующих представлений или идей”,
- противоречивость процесса мышления, построенного на противопоставлении категорий,
- неполноту точных моделей
– много ума не требуется. Вся мировая паутина к вашим услугам )). А вот ухватить суть проблемы/решения и представить ее в форме простого и ясного образа …
Мне кажется, в этом и заключен смысл хорошего обучения.
Примеры “торможения” (на примере школьного обучения)
Торможение грамматики
Как-то во втором или третьем классе сын принес из школы сочинение, в котором написал “жи” через Ы. Я посмеялся и спросил:
- “Как это ты умудрился?”
Дальше читайте внимательно: не все, что написано с юмором – смешно.
- “А у нас первые 20 минут был фонематический диктант, а потом – грамматический”.
- “Понятно”,- ответил я, снабдив его объяснение своим эпитетом в адрес школьного “эксперта”.
А чтобы стало понятнее – расшифрую.
Согласно “нормам” фонематики название колючего зверька пишется “йожык”. А на русском языке, который теперь изучают столь извращенным образом – “ёжик”.
Ёжики – нередкие гости у меня в деревне
Вот и оказывается школьник на распутье: решает, какое из “правил” применить, чтобы и пару не схлопотать и написать правильно. Проносятся в его сознании, сталкиваясь, две конфликтующие мысли:
- Первая не знаю, как называется, про йожЫка,
- а вторая, известная каждому нормальному человеку: “Жи-ши пиши через И. Или вообще не пиши”.
(Я не буду сейчас углубляться в объяснения того, почему человек испытывает сильный дискомфорт, сталкиваясь с подобным “двусистемьем”. Позже об этом будет более подробная статья.)
“Торможение” на примере математики
“23.(9) = 24” (Учебник алгебры Никольского, 7 класс, С.27-28)
Школьник, дотоле изучавший исключительно натуральные, действительные и рациональные числа обнаруживает такое равенство и впадает в ступор. Что может происходить в его уме?
– “Разве бывает так, что бесконечная периодическая дробь в точности равна целому, то есть конечному числу?
– Что иррациональное число в точности равно натуральному числу?”
Как вывести ребенка из ступора?
А теперь давайте вернемся к первоначальной метафоре, к витязю в ступоре. Как вывести ребенка из ступора? Как помочь школьнику перестать “тупить”?
В принципе ответ прост.
Нужно обнаружить, на чем именно он застопорился. Какие две или более идеи столкнулись в его уме и которым он не может позволить сосуществовать в одной голове в одно время без того, чтобы не убить, уничтожить одну из них?
Выглядит просто, а на практике требует глубокого понимания.
Дальше я буду понемногу раскручивать эту тему. Но если вы столкнулись с проблемой прямо сейчас – попытайтесь спросить ребенка не
- “Что тебе непонятно”, а
- “Что для тебя выглядит противоречиво?”
Только не спрашивайте ребенка буквально такими умными словами ))) Поищите метафору, какого-нибудь “Витязя на распутье”.
Ставьте лайк, если понравилось и подписывайтесь. если интересно продолжение.
Источник
Возрастной кризис – неотъемлемая часть взросления каждого ребенка. Постепенно развиваясь, малыш все больше знакомится с окружающим миром и его психическое восприятие меняется. Не стоит воспринимать кризис как нечто негативное. В психологии этот термин означает переход к чему-то новому, изменение понимания мира на более взрослое.
Уже давно выделено несколько этапов детских кризисов – одного года, трех лет, пяти лет, семи и, наконец, подростковый период. Все эти возрастные категории наиболее подвержены переменам в психике и каждый ребенок проходит через эти этапы по-разному. Задача родителей при этом – помогать ребенку преодолеть их.
Этапы психологического взросления
Самый ранний кризис у ребенка начинается в возрасте одного года. Именно в это время малыш начинает активно познавать мир. Он уже ползает, ходит и хочет изучить буквально каждый предмет. Ребенок пока не понимает того, что некоторые вещи могут быть опасны и не отличает их от других. Он бы с удовольствием играл с розеткой или горячим утюгом.
Родители должны быть максимально внимательны в этот период жизни ребенка. Не нужно физически наказывать его, поскольку малыш и так не понимает, почему вокруг столько ограничений. Спокойно подайте ребенку информацию в форме игры.
Самым лучшим вариантом для предотвращения интереса к опасным предметам будет не выпускать чадо из поля зрения.
В три года малыш уже начинает себя идентифицировать, понимать, что он отдельная, самостоятельная личность. Он хочет все делать сам, в том числе и взрослую работу. Не препятствуйте ему в этом, пусть ребенок немного побудет взрослым.
Попросите его помыть посуду, убрать игрушки. Дети этого возраста охотно и с радостью оказывают любую помощь. Старайтесь не накладывать много запретов, лучше предлагайте выбор, так ребенок почувствует, что ему доверяют.
Пять лет – этап очень сложный. Есть несколько возрастных особенностей такого периода:
- Подражание взрослым
- Управление эмоциональностью поведения
- Интерес к новым хобби и увлечениям
- Стремление к общению со сверстниками
- Быстрое формирование характера
Ребенок очень быстро развивается и часто ему бывает сложно с этим справиться.
Знаменитый психолог Сатья Дас о воспитании детей – в следующем видео.
Симптомы и причины кризиса
Резкая смена поведения малыша, его реакции на слова или поступки взрослых – это первый и самый явный признак перехода на новую ступень развития. В этом возрасте, наблюдая за родителями, ребенок хочет быть максимально на них похожим. Наверное, все помнят, как в детстве хотели быстрее повзрослеть. Но быстро повзрослеть не выходит, и ребенок начинает из-за этого нервничать и закрываться в себе.
Мозг малыша активно развивается, он уже знает, что такое фантазировать. Дети с удовольствием придумывают себе воображаемых друзей, сочиняют разные истории. Они успешно копируют манеру поведения мамы и папы, перекривляют их мимику, походку, речь. Возраст 5 лет характеризуется также любовью к подслушиваниям и подглядываниям, в ребенке растет любопытство по отношению к окружающему миру.
По наступлении кризиса ребенок замыкается, ему уже не очень хочется делиться с взрослыми своими успехами и неудачами. У малыша появляются разные страхи, начиная от боязни темноты и заканчивая смертью близких людей. В этот период дети крайне нервные и неуверенные в себе, они стесняются чужих людей, боятся начать общение с ними. Им все время кажется, что не понравятся взрослому. Иногда ребенок страшится самых обыденных вещей.
Поведение малыша меняется совершенно в противоположную сторону. Покладистый ранее ребенок становится неуправляемым, он не слушается, проявляет агрессию. Дети могут постоянно ныть, что-то требуя у родителей, плакать, закатывать неконтролируемые истерики. Раздражительность, злость очень быстро сменяют хорошее настроение. Переживая кризис, дети сильно утомляются и многие родители не знают, что делать, чтобы вернуть все на круги своя.
Что делать родителям: советы психологов
Можно понять родителей, впервые столкнувшихся с кризисом 5 лет у ребенка. Недоумение, даже страх – это основная эмоция поначалу. Однако взросление неизбежно, и часто родители, не понимая этого, считают, что ребенок просто манипулирует ими. Что же нужно делать, чтобы малыш с комфортом преодолел сложный этап?
Обеспечьте чаду спокойную обстановку. В семьях, где сами родители постоянно ругаются, ребенку будет морально тяжело справляться еще и со своими внутренними проблемами. Попытайтесь вывести его на разговор, понять, что не так, что его тревожит. Многие дети не сразу, но идут на контакт и начинают доверять родителям свои тайны и страхи. Продумайте, как успокоить ребенка и предложите совместное решение вопроса.
Несколько советов, как вести себя при истериках ребенка, дает доктор Комаровский:
Проявляйте к малышу внимание, всегда интересуйтесь им, его успехами. Привлекайте его к помощи по дому, разъясняя, почему важно, чтобы было чисто. Спокойное объяснение – это лучший способ дать понять ребенку, для чего нужны простейшие обязанности. Очень хороший результат дает рассказ о собственных удачах. Поделитесь ими с ребенком, можете также поведать и о своих страхах.
Пять лет – это уже не кроха, за которой нужно всюду следовать. Дайте малышу некоторую свободу действий, покажите ему, что он уже может быть самостоятельным. При необходимости общайтесь с ним как с взрослым, дети это очень ценят. Всегда поддерживайте его и не ругайте за ошибки. Взявшись за трудное дело и не справившись, малыш сам поймет, что зря не прислушался к совету.
Действия «под запретом»
Часто родители, столкнувшиеся с кризисом у ребенка, начинают мгновенно вводить массу табу и ограничений, кричать, расстраиваться, обижаться. Это делать ни в коем случае нельзя. Трудно в некоторых ситуациях сохранять самообладание, но взрослому это все же легче, чем ребенку, пока обладающему маленьким опытом. При правильной реакции взрослых на капризы и истерики кризис не затянется на долгое время.
Не нужно демонстрировать ребенку собственную агрессию и злость на его поступки, теряться и паниковать во время истерики. Реагируйте спокойно, сядьте и просто подождите, пока ребенок успокоится. Потеряв бурно настроенного зрителя, дети быстро приходят в себя. После этого можно вместе побеседовать и разобраться в причине капризов.
Помните, если вы будете вести себя также агрессивно, как и малыш, его поведение от этого только ухудшится.
Не контролируйте ребенка везде и всюду, постарайтесь пересилить себя и перестать его поучать. Хорошим вариантом будет вместе придумать обязанность, которая отныне будет исполняться только ребенком. Например, полить цветы. Поясните, что если их не поливать, они завянут. Покупка домашнего питомца – также огромный вклад в развитие самостоятельности у детей.
Советуем Вам посмотреть передачу доктора Комаровского о непослушных детях.
Источник
Помогите, пожалуйста, советом! Моему единственному ребенку
сейчас 8 лет. Когда дочке было около 8-9 мес., то она лежала
на одном боку и голова на правой стороне деформировалась (отлежалась).
За это время голова выровнялась и справа почти незаметно приплюснутости.
Мой ребенок очень медлительный, иначе говоря – “копуша”, простой
вопрос, не требующий большого времени на ответ может вызвать
у нее серьезные затруднения.
Может “замечтаться” и забыть, очень часто все забывает.
Когда ей пытаешься что-нибудь объяснить, то она всячески старается
“делать вид”, что понимает и слушает, а на самом деле не хочет
“включать в работу” свой мозг. Заставить ее соображать и запоминать
чрезвычайно трудно. Не действуют ни поощрение – ни наказание.
Ей будто бы все равно. Учиться во 2 классе на 3, 4, 5. Хотя,
нам хотелось бы получше. Очень часто чтобы заставить ее хоть
немного “пошевелить мозгами” приходится заниматься вместе.
Это приводит нас, родителей, к крику и даже хуже. У Эли
в голове будто бы барьер (не буду думать), причем если не получается,
то расстояние между 1ой попыткой и последующей будет таким огромным,
что это выведет из себя даже самого терпеливого человека, а
ей как будто-бы этого и надо, тут же слезы и тогда уже никакой
учебы, на целый час она будет хлюпать носом и жалеючи приговаривать
себе под нос.
У меня такое чувство, будто бы она над нами издевается.
Хотя в жизни она добрый и ласковый ребенок, но совершенно не
организованный. И медлительный до крайности. Что мне делать?
Как ее разгадать? Не могла ли деформация черепа в детстве привести
к изменению нормального положения мозга или нормальной мозговой
функции? Как из “копуши” сделать более подвижного человека?
Какие нужны упражнения с таким ребенком? И еще, я плохая мать,
или у меня такой хитрый ребенок? Что я делаю не так, почему
до нее не доходят мои слова и не только слова?
Внимательно изучив Ваш вопрос, у меня складывается впечатление
о наличии у Вашего ребенка СИНДРОМА НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ (СНВ).
Этот синдром бывает двух видов: с гиперреактивностью (повышенной
подвижностью ребенка) и с гипореактивностью (со сниженной активность
внимания). Судя по тому, что Вы сказали, у Вашего ребенка СНВ
с гипореактивностью (“ребенок очень медлительный”).
Чем проявляется СНВ?
Невнимательность (из перечисленных ниже признаков хотя бы
шесть должны сохраняться не менее 6 мес): Неспособность сосредоточиться
на деталях, ошибки по невнимательности Неспособность поддерживать
внимание Неспособность вслушиваться в обращенную речь Неспособность
доводить задания до конца Низкие организаторские способности
Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения
Потери предметов, необходимых для выполнения задания Отвлекаемость,
часто на посторонние раздражители Забывчивость
Нарушения координации – встречаются в 50% случаев. Выражается,
например, затруднением при завязивании шнурков, в пользовании
ножницами, раскрашивании и др.
Эмоциональные нарушения – нередки у детей с СНВ. Эмоциональное
развитие ребенка чаще запаздывает, что проявляется неуравновешенностью,
вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам, плаксивостью.
Отношения с окружающими – Родители и учителя в школе
жалуются, что несмотря на все наказания, ребенок продолжает
вести себя плохо. Ни ласка, ни похвала не стимулируют хорошее
поведение.
Относительные задержки развития – многие дети с СНВ
плохо учатся в школе несмотря на нормальный уровень развития
интеллекта (IQ). Основной признак – несоответствие между реальной
успеваемостью в школе и ожидаемой, исходя из показателя IQ.
Причины этого – невнимательность, повышенная переключаемость
внимания, отсутствие упорства, нетерпимость к неудачам.
Такие дети с трудом адаптируются к коллективу.
В чем же причина развития СНВ? Ранее возникновение
СНВ относили к внутриутробным или послеродовым повреждениям
головного мозга. В последнее время проведены исследования на
близнецах и доказана роль именно генетического фактора, а связь
с повреждением головного мозга практически отсутствует. Таким
образом, необходимо выяснить, были ли у родителей ребенка признаки
СНВ. Кроме того, СНВ наблюдается у детей, чьи родители имеют
неустойчивую психо-эмоциональную сферу, психопатии.
Как же лечат СНВ? Вы должны запомнить, что лечение
СНВ длительное и требует усилий с Вашей стороны. Прежде всего,
не следует обвинять себя в неправильности воспитания ребенка,
что практически всегда наблюдается у родителей, чьи дети страдают
СНВ. Поведение ребенка с СНВ часто раздражает его родителей.
Запомните: особенности поведения ребенка обусловлены врожденными
особенностями психики. Вам необходимо обратиться к детскому
врачу-психиатру, который внимательно побеседует с Вами и Вашим
ребенком для того, чтобы выработать наиболее рациональную тактику
лечения СНВ. ЛЕЧЕНИЕ СНВ, НАЧАТОЕ ЕЩЕ В РАННЕМ ШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ ПРИВОДИТ К БОЛЕЕ ПОЛНОЙ И БЫСТРОЙ КОМПЕНСАЦИИ, АДАПТАЦИИ
ДЕТЕЙ.
Врач объяснит Вам особенности воспитания Вашего ребенка, даст
рекомендации по его обучению. В случае необходимости может назначить
медикаментозную коррекцию. Чаще всего в лечении детей с СНВ
используются психостимуляторы, которые способствуют нормализации
нарушенной психической функции: улучшается внимание, усвоение
полученных знаний, поведение ребенка. Врач подберет для Вашего
ребенка наиболее подходящий препарат и нужную дозу, объяснит
особенности его приема. Если у Вас возникнут еще какие-нибудь
вопросы – пишите.
Желаю здоровья Вашей дочке!
Смотрите также:
У нас также читают:
Источник