Если ребенок отстает в развитии 5 лет

Если ребенок отстает в развитии 5 лет thumbnail

В четыре-пять лет ребенок становится дошкольником и начинает готовиться к поступлению в первый класс. В этот период обычно выявляются отставания в психическом и психоречевом развитии. Проблемы нужно решать очень быстро, поскольку если к шести года не удастся достичь положительных результатов, например, запустить речь, то в дальнейшем сделать это. практически невозможно.

Причины задержки в развитии

Пятилетний ребенок может быть хорошо развит физически, но по ряду причин его речь и психика находятся на уровне младенца. Специалисты выделяют несколько причин отставания в развитии.

  • Гиперопека, постоянный родительский контроль. Из-за того, что ребенок не может проявить себя как личность, у него наступает соматический инфантилизм. Он не приучен к самостоятельности, не может себя обслужить, не владеет элементарными бытовыми навыками.
  • Неблагополучная обстановка в семье – если ребенок из года в год является свидетелем родительских ссор, панически боится одного или обоих родителей, он замыкается в себе, стараясь избегать любых контактов с внешним миром. Другая крайность – постоянные истерики, вспышки агрессии, капризы. Без своевременной психологической помощи такое состояние быстро становится патологией развития.

    Читайте также: Коррекция дислексии по методу Дейвиса

  • Поражения ЦНС вследствие тяжелых инфекций, приема некоторых лекарств не по возрасту, травм головного мозга. В этом случае требуется тщательное обследование и лечение у детского невролога.
  • Ранняя потеря слуха в виду разных причин (травма, болезнь) – речь может пропасть даже у тех детей, у которых она успела сформироваться, а это влечет отставание в психическом развитии.
  • Сильный стресс, эмоциональное потрясение – смерть любимого родственника, развод родителей, пережитая чрезвычайная ситуация (автокатастрофа, стихийное бедствие, военные действия).

Одна из распространенных причин – педагогическая запущенность. Иными словами, до какого-то момента ребенок развивался нормально, но из-за отсутствия правильного воспитания, достаточного внимания со стороны родителей, развивающих занятий по возрасту или из-за неверно составленного распорядка дня малыша. процессы становления речи и психики тормозятся. Если ребенок получает скудную информацию об окружающем мире, никто не показывает ему, как играть, узнавать новое, не поощряет к какой-либо умственной деятельности, то его способности к усвоению знаний, конечно, снижаются.

Когда нужно беспокоиться?

В отличие от педиатра, который видит малыша 10 -15 минут во время осмотра, родители наблюдают ребенка ежедневно, поэтому важно пристально следить за его поведением и настроением. Если ребенок посещает детский садик, обязательно прислушайтесь к замечаниям воспитателей: они могут оказаться очень ценными для своевременного выявления задержки в развитии.

Читайте также: Упражнения для развития межполушарных связей

Вас должны насторожить следующие сигналы:

  • малыш очень пуглив, замкнут в себе, постоянно тревожится, или, наоборот, проявляет агрессию, впадает в истерики, капризничает без видимой причины;
  • с трудом переживает разлуку с родителями, особенно матерью, даже если они находятся недалеко, но не рядом;
  • избегает игр и занятий, где требуется применить воображение;
  • не стремится к общению со сверстниками, не выстраивает зрительного контакта с другими людьми;
  • не может выполнять команды, которые состоят из двух действий (например, «возьми игрушку и убери ее на место»);
  • не может подолгу концентрироваться на каком-либо занятии (более 5-7 минут);
  • скупо выражает свои эмоции, чаще всего ребенок выглядит грустным и подавленным;
  • плохо говорит, использует примитивные фразы, не употребляет множественное число, речь может быть представлена лишь отдельными словами;
  • не в состоянии построить домик или башню более чем из восьми кубиков;
  • у него никак не получается правильно держать карандаш, по сравнению со сверстниками, он плохо рисует;
  • не владеет базовыми бытовыми навыками – не может сам раздеться или одеться, помыть руки, умыться, не пользуется столовыми приборами.

Если вы заметили хотя бы три признака из приведенного списка, это уже серьезный повод для беспокойства. Необходимо как можно быстрее показать малыша неврологу, детскому психиатру, психологу, дефектологу. Если кто-то пытается вас переубедить, что все в порядке, мол, перерастет, не слушайте, а ищите хорошего специалиста. Иначе будете сожалеть об упущенном времени.

Стоит ли идти в коррекционную школу или пытаться готовиться к обычной?

Этот вопрос волнует многих родителей детей, у которых выявлено отставание в развитии. В настоящее время в нашей стране активно реализуются программы инклюзивного образования. Но на деле все далеко не так радужно, как показывают нам социальные видеоролики. Из-за высокой наполненности классов, даже очень опытный учитель просто не имеет возможности уделить достаточно внимания детям с ОВЗ. Неизбежно посыплются двойки и тройки, ребенок будет чувствовать себя некомфортно, это приведет к конфликтам с одноклассниками и взрослыми.

Положительный результат дает посещение коррекционного или дефектологического детского сада. Группы там очень маленькие, с детьми постоянно занимаются дефектологи и логопеды. Если такой возможности нет, обязательно ходите на занятия к проверенному специалисту, создайте обучающую среду дома. Используйте каждую минуту с пользой.

Если в вашем городе есть коррекционная школа или коррекционный класс, то стоит подать документы именно туда. Там, под руководством педагогов-дефектологов, логопедов и психологов, ребенок научится правильно учиться, освоит необходимые навыки, получит знания о мире. Вы вскоре увидите заметные сдвиги в его развитии. В случае успешного прохождения программы, он может пойти в обычную школу.

Поэтому бояться коррекционных школ совершенно не стоит: ребенку и вам так будет намного комфортнее, ведь процесс обучения будет проходить в подходящем для малыша темпе, и он обязательно достигнет положительных результатов.

Дата публикации: 26.08.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.

Источник

Забеспокоилась… Речь не развита: не может пересказать прочитанную сказку, все урывками какими-то, половину не помнит. Разговаривает очень мало.
Явно, я бы абсолютно не поняла о чем она говорит, если б не знала что она имеет ввиду, вернее какое событие.
Читать не любит совсем.
Стихи учит с трудом.

очень странно почему вы только сейчас забеспокоились? садик посещаете?

Через съехавшую крышу лучше видны звезды…

Да, д/сад посещаем.

OmoNA,
списывала на возраст

Словарный запас очень маленький

Не увидела отставания в развитии. Увидела только желание мамы сделать на чем-то акцент, а ребенку это не интересно. Я всю жизнь не умею перескащывать и что?

Курица Помада автор темы:

Читать не любит совсем.

А вы ей читаете?

Курица Помада автор темы:

Словарный запас очень маленький

Ну для этого можно и другие варианты пробовать, а не только пересказ

Бегите к неврологу, на Радугу, в речевой д/с. Не понимаю, почему вы только сейчас забеспокоились, раньше вы с ребенком не общались и не видели ничего?

да, конечно читаю. Я с таким удовольствием читаю!
“Мне скучно, не интересно”, – каждый раз стонотство

Посещали в течении года “Подготовку к школе с 5 до 6 лет”. Логические задачи решает очень хорошо – Игралочка Петерсона, чтение – плохо (Да и ладно с этим чтением), математика норма, письмо – пишет, пропуская половину букв.
А вот речью – беда

Джануля,
подскажите, невролог ставит диагноз со слов мамы или все-таки методом общения и контакта с ребенком определяет нарушения?

Пример из вчерашнего.
Купила две новые книжки: Приключение зайчонка и Приключение котенка. Дочка посмотрела обе книжки, матнув головой, что будем читать.
Вечером , прочли про котенка. С горем пополам пересказали. Спрашиваю, вторую будем читать? Д: Какую вторую? Я: Ну, про зайчонка, книжек ведь две было! Д: Нет, не помню про вторую…
Чет страшно мне

Автор, я дочке вместо мультфильмов ставила через интернет сказки. Слушали можно сказать целый день, если на прогулку не уходили. Я думала, что она просто слушает, оказалось, что всё запоминает. Она знает Алису в стране чудес наизусть и много других сказок, бабушка приехала в гости, дочка начала ей рассказать, а там слова такие замудреные для ребёнка. Сейчас на занятиях логопед отмечает, что память великолепная.

К логопеду и неврологу бегите

Все в нашем городе цветочном должны стремиться к знаниям прочным.

Сначала пересказ по картинками попробуйте

Все в нашем городе цветочном должны стремиться к знаниям прочным.

Берите ребенка и к логопеду или логопеду-дефектологу.
Будет Вам заключение о развитии дитя.

Речь, имхо, д.б. в приоритете перед чтением, письмом и т.п.

Я рождена, чтоб сказку сделать былью…

Девочки, всем спасибо.
Возможно я неправильно выразилась. Имела ввиду слова произносит внятно, все определяемы.
Именно разговорная речь хромает.

Курица Помада ,
Мой также может забыть про то, что я ему говорила.
Я думаю просто неинтересно ей, что книжки вы эти купили.
Пересказывать тоже не очень получается у моего.
По неврологии проблем никогда не ставили, у логопеда звуки ставили в 5,5 как раз.
Сейчас почти 6. Хочу для себя сходить на диагностику к нейропсихологу и задать все имеющиеся вопросы.
Можете в Ресурс ещё записаться на консультацию бесплатную.
С формулировками и высказыванием своих мыслей у нас тоже не очень, по моему мнению.
Но логопед говорила, что хороший способный мальчик, занимайтесь, читайте.
Но читать мой тоже например не любит. Точнее слушать. Сказки и рассказы вообще никак не воспринимает. А вот энциклопедии слушает с бОльшим удовольствием.
Хотя я сама такая, никогда не любила художественную литературу)

Курица Помада ,

Из беседы с ребенком и с ваших слов поставит неврологический диагноз по речи, далее нужно к логопеду, который определит, над чем надо работать.

Курица Помада ,

вам нужен хороший педагог-логопед с дошкольным образованием или учитель начальной школы.
все описанное вполне корректируется к школе.
бежать ни в какую радугу и речевые садики не надо, давно они ни панацея.

сон разума рождает чудовищ

Поговорить с воспитателем. Как она оценивает ребенка: как занимается, как общается и т.д. Обратиться к логопеду в садике.
Показать ребенка неврологу, все свои жалобы записать заранее и высказать (желательно не в поликлинике, где 10 минут на все).

Занимаюсь с детьми в ШР – у половины дошкольников разговорная речь хромает , не знают элементарных сказак-Дюймовочка, Золотой ключик, Кот в сапогах и тд, но не удивительно нисколько. Родители с детьми общаются мало и с младенчества планшт и мультики….
мы на занятиях не занимаемся по тетрадям-в школе выше крыши будет. Много играем, в т ч в ролевые игры. Большинство детей не умеют этого делать. Придумать сюжет , развить его и завершить неким действием. Играйте вместе , придумывайте сказки , желание читать и пересказывать придет. Логопед будет делать тоже самое)

Мыслить так трудно, поэтому большинство людей судит

Курица Помада автор темы:

Вечером , прочли про котенка. С горем пополам пересказали

Зачем вы увлекательный процесс превращаете в скучный урок? Зачем перессказывать, когда можно обсудить? Вопросы задать ребенку, рассказать что-то на эту тему.
А для этого книги должны быть интересные. Про зайчонка – ну, в два года, ну в три…
Много тем было про книги для 5-6 леток, посмотрите. Почитайте увлекательную историю, чтобы было что обсудить.
Ну и с точки зрения пополнения словарного запаса, зайчонок и котенок тоже не очень…
Откуда слова то новые брать?

budlya,
Полностью согласна!

budlya:

Много тем было про книги для 5-6 леток,

В настоящий момент читаем Циферова – но совсем не идет (отнесли в д/сад), не нравится ей, Николай Носов – некоторые рассказы читали до дыр; Б. Гримм – Рапунцель; Катаев – Цветик-Семицветик (самый любимый рассказ).

Источник

Причины отставания ребенка в физическом развитии

Когда у ребенка замедляется психическое развитие, это может быть вызвано неправильным педагогическим подходом, задержкой развития психики, нарушением функций центральной нервной системы, недоразвитием мозга, которое приводит к умственной отсталости.

[1], [2], [3], [4], [5]

Неправильный педагогический подход

При неправильном подходе к ребенку он может не знать и не усваивать многих вещей. Появляется отставание в развитии, и объясняется оно не просто нарушениями работы мозга – ребенок здоров – а запущенностью воспитания. Когда ребенок испытывает недостаток информации, и при этом его не поощряют к умственной деятельности, способности ребенка к усвоению и обработке информации резко снижается. Но если к ребенку применят правильный подход, эти пробелы постепенно устранятся. Если занятия будут проходить постоянно, будет все нормально, ребенок со временем догонит своих сверстников.

Задержка развития психики

Другими словами – задержка психического развития ребенка Она проявляется очень вариативно. Но всегда эту особенность можно различить по нюансам поведения, которые дают возможность отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых наблюдается задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.

Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.

[6], [7], [8], [9], [10]

Биологические причины задержки в развитии ребенка

  • Нарушения в организме мамы при вынашивании
  • Заболевания мамы во время беременности
  • Алкоголизм и пристрастие к табакокурению беременной
  • Психологические, неврологические, психосоматические заболевания родственников больного ребенка
  • Роды с патологиями (кесарево, вытягивание ребенка щипцами и так далее)
  • Инфекции, которые ребенок перенес в раннем дошкольном возрасте

[11], [12], [13]

Социальные причины задержки в развитии ребенка

  • Сильный контроль (гиперопека) родителей
  • Агрессивное отношение по отношению к ребенку в семье
  • Травмы психики, перенесенные в раннем детстве

Чтобы можно было подобрать программу коррекции ребенка, который отстает в развитии, мало просто выявить причину (кстати, они могут быть комплексными). Нужно еще и поставить диагноз в клинике у психолога и у врача-педиатра, чтобы лечение было комплексным.

Задержку психического развития (ЗПР) у детей медики сегодня делят на четыре типа

Психический инфантилизм

Такие дети вспыльчивы, плаксивы, не самостоятельны, для них характерно бурно выражать свои эмоции. Настроение таких детей часто меняется: вот только что ребенок бегал и весело играл, а теперь он плачет и требует чего-то, стуча ногами. Такому ребенку при психическом инфантилизме крайне сложно принимать решения самому, он полностью зависит от папы или мамы, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Диагностировать это состояние очень сложно, потому что родители и педагоги могут принимать его за баловство. Но если провести аналогию с тем, как ведут себя ровесники ребенка, очень четко просматривается задержка в его развитии.

Психическая задержка соматогенного происхождения

Эту группу составляют дети, которые постоянно страдают из-за частых простудных заболеваний. В эту группу также входят дети с постоянными заболеваниями хронической природы. И еще – малыши, которых с детства родители слишком тепло укутывали, слишком о них беспокоились, грели мороженое и воду, чтоб, не дай бог, малыш не простудился. Такое поведение – чрезмерная опека родителей – не дает ребенку познавать мир, поэтому его психическое развитие тормозится. Отсюда и неспособность быть самостоятельным, самому принимать решение.

Неврогенные причины задержки в развитии ребенка Ребенком никто не занимается или, наоборот, его чрезмерно опекают. Насилие со стороны родителей и перенесенные травмы в детстве тоже относят к неврогенным причинам задержки развития дошкольника. Этот тип харакетризуется тем, что моральные нормы и поведенческие реакции у ребенка не воспитаны, ребенок часто не знает, как проявить свое отношение к чему-либо.

Органически-церебральные задержки в развитии

Здесь уже действует природа. То есть отклонения в организме – органические отклонения в работе нервной системы, мозговая функция такого ребенка нарушена. Это – самый трудно поддающийся лечению тип задержки в развитии ребенка. И самый частый при этом.

Как выявить отклонения в развитии ребенка?

Как утверждают ученые, это можно сделать еще в первые месяцы, как только ребенок родился. Еще проще это сделать в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 – х до 4- х лет). Нужно только понаблюдать за ребенком внимательно. Если у него задерживается развитие, то некоторые безусловные рефлексы будут особенно развиты или, наоборот, их не будет вообще, хотя у здоровых детей эти реакции есть.

  1. Ребенок продолжает сосать что-либо после трех месяцев после своего рождения (пальчик, губку, край одежды)
  2. После двух месяцев ребенок все еще не может сосредоточиться на чем-либо – не может внимательно смотреть или слушать
  3. Ребенок слишком резко реагирует на звуки или вообще не реагирует на них
  4. Ребенок очень слабо может следить за предметом, который движется, или вообще не может сфокусировать взгляд
  5. До 2-3-х месяцев ребенок все еще не умеет улыбаться, хотя этот рефлекс у нормальных малышей проявляется уже в 1 месяц
  6. В 3 месяца и позже ребенок не «гулит» – это свидетельствует о нарушениях речи; ребенок лепечет вплоть до 3-х лет, хотя у здоровых детей раздельная речь начинает проявляться намного раньше – в 1,5-2 годика
  7. Когда ребенок подрастает, он не может четко выговаривать буквы, не запоминает их. Когда его учат читать, ребенок не может постичь основы грамоты, она ему просто не дается.
  8. В детском саду или школе у ребенка обнаруживают дисграфию (нарушаются навыки письма), не может посчитать элементарных цифр (присутствует заболевание под названием дискалькулия). Ребенок среднего и старшего дошкольного возраста невнимателен, не умеет сосредотачиваться на чем-то одном, быстро меняет виды деятельности.
  9. У ребенка дошкольного возраста нарушена речь

Источник