Если ребенок нервный и агрессивный 4 года
Агрессивный ребёнок – не редкое явление в современном мире.
К сожалению, для многих родителей это большая беда, с которой они сталкиваются дома при воспитании своего ребёнка, а также в детском коллективе, когда их любимый малыш находится на одной территории с ребёнком, проявляющим агрессию.
«Чем опасна агрессия?», «Как помочь ребёнку с агрессивным поведением?» – на эти и другие вопросы мы попробуем ответить в данной статье.
Содержание:
Портрет агрессивного ребёнка
Не заметить ребёнка с агрессивным поведением довольно сложно. Часто это драчливый и грубый ребёнок, который может напасть и ударить сверстника или родителей, ломающий игрушки, кричащий или целенаправленно употребляющий грубые выражения.
Агрессивный ребёнок становится большой проблемой для родителей, воспитателей, учителей. Такого «сложного» ребёнка очень трудно принять, и ещё сложнее понять, в чём причина такого поведения.
Агрессивное поведение детей – это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания. Такой ребёнок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понимании и принятии. С помощью агрессии он даёт понять, что испытывает внутренний дискомфорт, что чувствует себя отверженным и забытым.
Безразличие и жестокость со стороны родителей могут приводить к проблемам в детско-родительских отношениях, итогом которых становится уверенность ребёнка в том, что его не любят. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию и «заслужить» любовь родителей, дети пытаются привлечь их внимание любым способом, в том числе и агрессивным поведением. Если ребёнок чувствует, что уязвим, если он не уверен в себе, если он не может влиться в детский коллектив и почувствовать себя там «своим», то и агрессия со стороны такого ребёнка не заставит себя долго ждать.
Такие дети чаще всего не могут оценить свою агрессивность, они не замечают, что такая форма поведения приводит к каким-то негативным последствиям. Они тревожны, пугливы, им кажется, что весь мир настроен против них.
Очень важно, чтобы родители и педагоги понимали, чем отличается «агрессия» и «агрессивность»:
- Агрессия – это «разовый» поступок ребёнка, который нарушает морально-этические нормы и может привести к причинению морального или физического вреда окружающим.
- Агрессивность – это форма поведения, которая со временем становится «привычной».
Виды агрессии
Среди видов агрессии можно выделить следующие:
Вербальная агрессия
Этот вид агрессии проявляется в словесной форме: повышенный тон разговора, переходящий на крик, оскорбления и унижения, возможны даже угрозы.
Физическая агрессия
Данный вид агрессии проявляется в конкретном физическом воздействии по отношении к какому-либо лицу или причинении ущерба чужому имуществу: укусы, побои, повреждение различных вещей, техники и т.д.
Прямая агрессия
Вид агрессии, который направлен на определённый объект.
Косвенная (непрямая) агрессия
С помощью этого вида агрессии ребёнок может сплетничать, использовать злобные шутки, провоцировать.
Аутоагрессия
Этот вид агрессии, который ребёнок использует против самого себя. Проявляется в выдирании волос, ресниц, бровей, обгрызании ногтей, частой травматизации.
Как понять, что ваш ребёнок агрессивно себя ведёт: симптомы и признаки, диагностика
На что же следует обратить внимание родителей в поведении ребёнка:
- ребёнок не может контролировать свои слова, действия, эмоции, поведение в целом. В редких случаях может пытаться взять под контроль своё поведение, но, ни чего из этого не выходит;
- ребёнок часто ругается с ровесниками и взрослыми, целенаправленно вступает с ними в споры и выясняет отношения;
- ломает игрушки, рушит строения, выполненные другими; любит портить вещи других и при этом получает явное удовольствие;
- не реагирует на просьбы, указания и нарушает установленные правила;
- намеренно совершает «плохие» поступки, чтобы вызвать негативную реакцию;
- помнит об обиде и обидчике, зачастую хочет отомстить обидчику;
- не может признавать свои ошибки, всегда пытается оправдаться или обвинить другого.
Для детей, особенно дошкольного возраста, свойственно непослушание. Если на это есть серьёзная причина (несправедливое наказание, обида), то злость ребёнка и его агрессия вполне оправдана, и в таких случаях считается абсолютно нормальной реакцией ребёнка.
Родителям стоит принимать меры только в том случае, если они замечают у своего ребёнка как минимум несколько признаков из вышеперечисленных регулярно (от шести месяцев).
Диагностика
При возникновении сомнения относительно уровня агрессии ребёнка, родителям следует обратить особое внимание на его рисунки, ведь они могут быть очень информативными. Возможно, пришло время обратиться за помощью в случаях, если ребёнок:
- изображает себя в виде маленькой фигуры (относительно других объектов, находящихся на рисунке);
- рисует себя в «закрытой» позой (вытянутая, угловатая фигура с прижатыми к телу или спрятанными за спину руками);
- рисует себя с большими глазами, с чётко прорисованными зрачками;
- чётко прорисовывает зубы и ногти;
- рисует оружие;
- пожар;
- огромные руки, кулаки;
- регулярно «забывает» нарисовать кого-то из членов семьи или оставляет эту фигуру не раскрашенной;
а также:
- если на рисунке много исправлений;
- линии рисунка слабые или нет чётких контуров.
Диагностику агрессивного поведения ребёнка должны проводить специалисты (психолог, психотерапевт, невропатолог). Главная цель такого диагностирования – выяснить причину агрессивного поведения, понять зачем, почему и от чего он защищается. Также следует прояснить, какие есть «ресурсы» у данного ребёнка, на них можно будет «опереться» в решении данной проблемы.
Проявление агрессии в разном возрасте
Проявление агрессии у детей можно увидеть на разных возрастных этапах:
Младенчество
Младенцы проявляют свою агрессию, когда голодны, испытывают боль, дискомфорт, находятся в неудобном положении.
Раннее детство
Маленькие дети склонны к проявлению агрессии:
- к взрослому и связано это с достижением какой-либо цели;
- к новорождённому брату, сестре, так как обостряется чувство страха потерять материнскую любовь, чувство ревности;
- после кризиса трёх лет агрессия обычно «притухает».
Дошкольный возраст
Появляется враждебность к сверстникам. Агрессия может проявляться как реакция на обиду.
Школьный возраст
В этом возрасте агрессия проявляется чаще всего в вербальной форме для защиты своих интересов (оскорбления, ругательства) или для выхода из изоляции. Через агрессию школьник может выражать обиду и страх.
Подростковый возраст
В подростковом периоде проявление агрессии носит показательный характер: «Я взрослый и могу себе это позволить!». Чаще всего агрессию проявляют лидеры и/или аутсайдеры, так как агрессия в этом периоде тесно связана с общением со сверстниками.
Читайте также Этот трудный возраст: как помочь детям и родителям пережить подростковый период?
Причины детской агрессии
Эмоциональная бездна
Если у родителей и ребёнка не установлена или утрачена положительная эмоциональная связь, если родители решают свои проблемы между собой очень бурно и эмоционально, и крайний вариант – винят ребёнка в своих проблемах, то это может привести к появлению и закреплению агрессии в поведении детей.
Здесь возможны два варианта развития событий, ведущие к агрессии:
- Подражание. Когда агрессия воспринимается как допустимый вариант поведения и усвоенный способ решения проблем.
- Утрата надежной привязанности (когда нет контакта). Если контакт родителя и ребёнка утрачен или он не был установлен с самого начала, проявление агрессии в поведении ребёнка не заставит себя долго ждать.
Неуважение к личности ребёнка
Если взрослый (особенно родители) позволяет себе оскорбления, унижения, некорректные высказывания в сторону маленького человека, то это приводит к развитию глубоких комплексов. Итогом такого общения может стать не только агрессия, но и вспышки сильнейшей ярости.
Низкая самооценка
Одной из причин агрессивного поведения ребёнка может быть низкая самооценка.
Если ребёнок не уверен в себе, то в он не уверен и в окружающих. Низкая самооценка «рисует» в воображении опасность, которая может исходить от ровесников, родителей, педагогов. В подобных случаях ребёнок не дожидаясь, когда его обидят, начинает вести себя агрессивно сам, предупреждая таким образом придуманную атаку «из вне».
Если у таких детей на фоне заниженной/низкой самооценки нет возможности получить эмоциональную поддержку от родителей, то есть вероятность, что ребёнок сделает выбор в пользу агрессивной формы поведения.
Гипер и гипоопека
Полное отсутствие контроля, как и его чрезмерное проявление, несут в себе большую опасность влияния на формы поведения ребёнка и в частности на уровень проявления агрессивного поведения. Чрезмерность контроля со стороны родителей может порождать страх, тревогу, которые аккумулируясь в ребёнке, приведут к неизбежному протесту против существующих правил. Часто это происходит именно в форме агрессии.
Дайте ребёнку больше свободы, обеспечивая при этом его полную безопасность. Установите приложение «Где Мои Дети» из магазинов AppStore и GooglePlay.
Быть лучшим
Желание быть лучшим среди сверстников часто подталкивает детей к проявлению агрессивной формы поведения.
Современные герои мультфильмов, художественных и документальных фильмов, компьютерных игр, вне зависимости от того – положительные они или отрицательные, несут в себе агрессию. Часто на экранах мы видим применение силового вмешательства в якобы «благих» целях. Взрослые понимают, что это – крайний вариант выхода их ситуации, ребёнок же считывает это послание призывом действовать подобным образом в любых ситуациях. Этот путь они считают самым удобным в достижении определённого статуса среди сверстников.
В таких случаях важно объяснить ребёнку, что есть разные пути достижения статуса лидера: например, через способности и увлечения.
«Такой, как все»
В настоящее время ребёнок, попадая в тот или иной социум, детский коллектив видит различные варианты поведения. Если в классе «поддерживается» агрессивное поведение, то ребёнку, дабы не выделяться и не быть аутсайдером проще надеть «маску агрессии», нежели бороться с подобными «нормами». Давление, которое оказывает на ребёнка класс, можно сравнивать с феноменом толпы – противостоять такому давлению сложно даже взрослому человеку, не говоря уже о детях.
Не следует забывать и о таких причинах, как переутомление, запрет на физическую активность, чрезмерное употребление некоторых продуктов питания (шоколад, кофеин и др.), температура воздуха, уровень шума и т.д.
Как бороться с детской агрессией – советы психолога
Родителю нужно знать некоторые истины, которые помогут ему в борьбе с агрессией ребёнка:
Выход, а не подавление
Всегда важно давать выход эмоциям, не «зажимая» их и не «подавляя».
Этому должны научиться сами родители, а уже потом научить этому своих детей. Если вы злитесь, то не бойтесь говорить об этом своему ребёнку. Это нормально. Таким образом, вы проговариваете проблему, и вам становится легче. Параллельно вы показываете ребёнку, что и он может так делать – говорить о том, что ему не нравится, что он зол или чем-то расстроен. Постепенно ребёнок освоит этот «манёвр» и поймёт, что гораздо легче говорить о проблеме, нежели пытаться привлечь внимание своим ужасным поведением.
Правильный пример
Важно, чтобы ваши слова ни расходились с вашими действиями. Отдавайте себе в этом отчёт. Не требуете от ребёнка того, чего не можете выполнить сами.
Если вы хотите, что бы ребёнок экологично выражал свои эмоции, обратите внимание на то, как делает это его окружение, и прежде всего, вы – родители.
Если у вас сложности с выражением своей агрессии и вы не можете «принимать» агрессивное поведение своего ребёнка, то возможно, стоит обратиться к психологу.
Агрессия неминуема
Если «приступ» агрессии уже начался, ребёнок кричит, пытается ударить, то лучший вариант – крепкие объятия. Когда он успокоится, вы можете сказать, что готовы выслушать его всегда, когда ему плохо. Беседовать с ребёнком в такие моменты лучше без посторонних и без эмоционально окрашенных слов и выражений.
Способы коррекции агрессивного поведения
Всех родителей, столкнувшихся с агрессивным поведением ребёнка интересует вопрос: «Как правильно подойти к коррекции такого поведения?»
Следует отметить: для того чтобы был виден устойчивый результат работы, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический характер, а постоянный и комплексный.
К наиболее популярным способам коррекции агрессивного поведения, особенно в дошкольном возрасте, можно отнести арттерапию во всём её многообразии:
- изотерапия (можно использовать различные способы рисования: кляксотерапия, рисование пальчиками, ладонями, стопами);
- песочная терапия;
- глинотерапия;
- куклотерапия (можно приобрести или сшить самим куклы для кукольного или пальчикового театра, изготовить бумажные фигурки для настольного театра);
- сказкотерапия (сочинение сказок самим ребёнком и для ребёнка. Важно предлагать для ребёнка роль с позитивной силовой характеристикой, к примеру: рыцари, богатыри и др);
- танцевальная терапия и др.
Следует обратить внимание на подвижные игры, способствующие снятию напряжения и нейтрализации агрессии; игры на развитие коммуникации ребёнка и позитивной модели поведения, игры на развитие эмпатии и релаксационной направленности.
Для выхода накопившейся агрессии ребёнку можно предложить:
- комкать и рвать бумагу;
- подраться с подушкой или боксёрской грушей;
- использовать «мешочек / стаканчик для криков»;
- использовать надувные дубинки, водяной пистолет, батут;
- пинать ногой консервную банку;
- втирать пластилин в картон.
Ошибки родителей
На формирование и закрепление агрессивного поведения детей могут влиять следующие факторы:
- низкая степень сплочённости семьи;
- неадекватный стиль семейного воспитания (гипоопека, гиперопека);
- разные стили воспитания у родителей;
- демонстрация модели агрессивного поведения (родителей к детям, отца к матери и др.);
- поощрение агрессивных тенденций в поведении детей;
- равнодушное отношение к социальной успешности ребёнка;
- применение физических наказаний;
- угрозы, «вербальное насилие»;
- введение каких-либо ограничений;
- полное отсутствие поощрения;
- дефицит внимания на воспитание и внутрисемейное общение;
- чрезмерный контроль / отсутствие контроля;
- отсутствие эмоционального контакта;
- недооценка роли личного примера родителей;
- «жизнь ради детей»;
- неконтролируемое использование гаджетов.
Рекомендации родителям агрессивного ребёнка
- Нельзя запрещать ребёнку выражать негативные эмоции. Подчеркивайте, что любые эмоции – это нормально!
- Помогите ребёнку найти способ для «экологичного» выражения агрессии (это может быть спортивная секция, подвижные игры).
- Разговаривайте с ребёнком, спрашивайте о том, что его беспокоит.
- Повышайте самооценку ребёнка: хвалите за его «сильные» стороны, подчёркивайте достоинства.
- Снижайте уровень критики.
- Постарайтесь исключить или минимизировать агрессию из окружающего мира ребёнка (наказания, ТВ и компьютерные игры с агрессивными акцентами, грубые фразы в разговоре).
- Старайтесь общаться из позиции «на равных».
- Следите, чтобы ваши слова ни расходились с делом (к примеру: говорим о недопустимости применения нецензурных слов, а сами их применяем).
- Развивайте коммуникативные навыки ребёнка.
Следует помнить, что наказания и запрет на выражение негативных эмоций могут закрепить агрессивное поведение ребёнка, загнать проблемы вглубь. Ищите причину возникновения такого поведения.
Большинство родителей на разных возрастных этапах, рано или поздно сталкиваются с агрессивным поведением ребёнка. И главное, что они должны помнить в такие моменты – решать эту проблему можно и нужно только через любовь, ласку и уважение к своему ребёнку.
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Мобильное приложение «Где мои дети»
Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом. Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Загрузить приложение
Источник
Воспитание детей – процесс, который требует много сил родителей и педагогов, для того чтобы развитие ребенка было полноценным и всесторонним. Чрезмерная чувствительность, гиперактивность, непослушание, агрессивность, направленная на себя или других людей – яркие примеры того, как может меняться поведение ребенка в худшую сторону. Родители, в таких случаях, ищут ответы на вопросы: что случилось с ребенком? Почему он перестал выполнять правила и требования, которые ему выставляют? В данной статье речь пойдет о том, кто такой агрессивный ребенок и какие причины – психологические, социальные, физиологические – вызывают нарушения в поведении.
Агрессивный ребенок в детском саду: что делать взрослым? Какие занятия помогают снизить агрессию, и, в каких случаях, отклоняющееся поведение не является нормой, а требует помощи психолога или невролога?
Агрессивный ребенок: норма и патология
Прежде чем заниматься с ребенком, желая избавить его от чрезмерной агрессии, следует знать, какие признаки в его поведении говорят о нормальном развитии, а какие о том, что поступки действительно свидетельствуют об отклонениях.
Нормой являются следующие особенности:
- Ребенок может ударить другого или выражать чувства очень эмоционально в случае, если нарушаются его границы, например, кто-то взял без разрешения его игрушку, сказал обидное слово, что-то запретил, оказал давление. Наблюдая за этим, нужно научить его выражать эмоции и защищаться другим, социально приемлемым и безопасным способом.
- Ребенок ведет себя агрессивно, если пережил стресс, однако, в силу возрастных особенностей, не может прямо выражать свои чувства. Тогда, он будет делать это косвенным путем, например, бить одноклассников или родителей, желая восстановить справедливость в ситуации, которая его ранит, не устраивает, тревожит и пугает. В таком случае, агрессивный ребенок является таковым не потому, что с ним что-то не так, а по причине невозможности донести до взрослых свою боль, сопротивление ситуации.
Подобные примеры являются нормой и не говорят о том, что ребенок стал агрессивным просто так, а требуют более глубокого изучения причин отклоняющегося поведения, возможно, совместно с детским психологом.
В каких случаях агрессивное поведение относится к патологии развития?
- Жестокое отношение к другим людям, животным, тем, кто слабее или младше. Дети, в таких случаях, словно не способны понимать чужую боль и не могут вовремя остановиться, чтобы перестать причинять ее.
- Агрессия, направленная на себя, когда ребенок причиняет себе любой физический вред – кусает, царапает кожу рук, лица, рвет волосы на голове, ковыряет старые раны, бьется головой о стену, до крови кусает губы и тому подобное самоповреждающее поведение.
- Вспыльчивое состояние, похожее на психотические реакции: ребенок много часов подряд «заходится» в плаче, намеренно портит, ломает, разбивает вещи, угрожает уйти из дома, убить себя или других людей.
В таких случаях нужно незамедлительно обратиться за консультацией и помощью к детскому психологу, неврологу, психиатру.
Ребенок нервный, агрессивный и непослушный
Иногда мать и отец считают, что когда ребенок не слушается, на все замечания реагирует эмоционально, ведет себя грубо, то необходимо изменить его поведение, чтобы он стал покладистым, понимающим, легко шел на контакт со взрослыми и выполнял их требования. Так, родители не замечают, что за детским непослушанием кроется потребность, которая является жизненно важной для него в данный возрастной период.
Что хочет ребенок, который выглядит нервным, агрессивным и непослушным?
- контакта со взрослыми, которого ему, возможно, очень не хватает;
- внимания и любви со стороны родителей;
- ждет понимания, а вместо этого, вынужден постоянно сталкиваться с критикой;
- уверенности в том, что он нужен своей семье и любим ею.
Поэтому взрослым, прежде чем убеждать себя в том, что их ребенок нервный, агрессивный и непослушный без объективных причин, следует задуматься над тем, что он хочет получить с помощью отклоняющегося поведения, о чем звучит его «крик души»?
Почему ребенок агрессивный без причины?
Иногда родители недоумевают, когда наблюдают, что малыш или школьник ведет себя грубо или вспыльчиво. Их недоумение относится к тому, что, по мнению матери и отца, объективных причин для проявления агрессии нет – в семье ребенка все в порядке, у него есть друзья, нервная система в норме, его потребности в любви и внимании удовлетворяются, он принят в обществе, успешен в обучении и хобби. Однако, агрессивное поведение, словно появилось вдруг. Почему ребенок агрессивный? В таком случае причины могут быть следующими:
- Возрастные изменения.
Кризис трех лет, поступление в первый класс, подростковый возраст, окончание школы. Дети в это время подвержены изменению всех внутренних систем организма и его последствия могут проявляться как беспричинная агрессия. Что делать родителям? Относиться к ребенку с пониманием и участием, запастись терпением и переждать трудный жизненный период, предлагать ребенку помощь и оказывать ее, если он в ней нуждается.
- Трудности в детской жизни, о которых неизвестно взрослым.
Так бывает, что родители не подозревают того, что дети подвергаются нападкам со стороны сверстников, взрослых людей, вынуждены самостоятельно противостоять или терпеть любые формы насилия, решают проблемы финансового характера, в коммуникативной сфере. Чувства, которые при этом возникают – тревоги, страха, стыда или вины – не могут быть выражены и вызывают приступы безосновательной, на первый взгляд, агрессии. Поэтому ответ на вопрос «Почему ребенок агрессивный?» может иметь прямое отношение к детским тайнам, секретам, ситуациям, когда детям стыдно признаться родителям, открыться им, попросить помощи. Что делать? Постараться наладить близкие отношения с ребенком, установить контакт, во время которого возникнет близость и желание довериться близкому человеку.
Ребенок стал агрессивным после стресса
Родители и педагоги ошибаются, когда считают, что детская агрессивность – это всего лишь природная особенность или капризы. Часто грубость, вспыльчивость и насилие являются последствиями пережитого стресса. Иногда родители, когда обращаются за консультацией к детскому психологу, замечают, что ребенок стал агрессивным и даже неуправляемым после негативных или значимых событий в жизни.
Так, агрессию может вызвать развод между родителями, переезд в новый город или переход в новую школу (детский сад), появление еще одного ребенка в семье, потеря кого-то из близких людей, повторный брак одного из родителей и другие события, которые вызывают много чувств. Неумение разобраться со своими эмоциями провоцирует агрессивное поведение.
Ребенок агрессивный и нервный – что делать родителям? Вспомнить, какие ситуации или события могли нарушить гармонию эмоциональной сферы ребенка. Поговорить с ним об этом – что он думает, что чувствует, о чем переживает и тревожится, возможно, его мучают страхи, боль, грусть и неудовлетворенность.
Ребенок агрессивный и нервный: что делать родителям?
Наблюдая за изменениями в поведении ребенка, особенно, если они являются негативными, почти все взрослые стараются составить план действий, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Как быть матери и отцу, чей ребенок – дошкольник, ученик или подросток – ведет себя несдержанно, агрессивно? Когда в семье растет агрессивный ребенок, рекомендации родителям заключаются в следующем алгоритме:
- Признать, что существует проблема, которая вызывает изменения в детском поведении.
- Взглянуть на ребенка не как на «злого человека», а как на того, кто нуждается в помощи и сам страдает от своей агрессии.
- Отстраниться и взглянуть на ребенка со стороны – чем он живет, что интересно ему, что он любит и против чего протестует, какие привычки у него есть, что происходит с ним?
- Установить контакт с сыном или дочерью, чтобы «достучаться» до той части психики, которая вызывает проявление агрессии. Скорее всего, чтобы сделать это, понадобятся время и силы, искреннее участие к ребенку, уважение и понимание его чувств и желаний.
- Удовлетворить его потребность, решить проблему, которая его мучает и делает поведение агрессивным. Поменять свое отношение – перестать критиковать, обесценивать детские чувства, давить, манипулировать.
- Обратиться за помощью к психологу – для себя или ребенка, чтобы составить план коррекционных занятий, самому стать на путь изменений.
- Подобрать игры для агрессивных детей дошкольного возраста или школьников и практиковать их в семье.
Агрессивный ребенок в детском саду: что делать?
Мать и отец могут столкнуться с трудностями, если их ребенок ведет себя агрессивно в группе детского сада – бьет и оскорбляет других детей, портит вещи, грубит воспитателям. Тогда, приходится сталкиваться с жалобами педагога, родителей других детей, внутри «поднимаются» чувства стыда и разочарования в собственном ребенке.
Когда агрессивный ребенок в детском саду теряет друзей, родители задаются вопросом: что делать?
- Выяснить причины агрессивного поведения.
- Научить выражать злость и гнев другими способами – бить подушку, кричать в стакан, рисовать, рвать бумагу, лепить обидчика из пластилина.
- Научить решать конфликты мирно – договариваться, уступать, не провоцировать ссоры, избегать провокаций и вызовов.
- «Не подключаться» к играм и ситуациям, в которых вот-вот начнется драка или ссора.
- Проанализировать отношения в семье: как мать и отец привыкли выражать злость, раздражение, обиду? Возможно, они сами демонстрируют ребенку пример агрессивного поведения?
Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Родители и педагоги обращаются за помощью к детскому психологу, когда понимают, что поведение ребенка нуждается в изменении. В чем заключается коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста? Как правило, это занятия, во время которых используются элементы сказкотерапии, куклы, игрушки, кубики, песок, краски, пластилин. Специалист строит взаимодействие с малышом таким образом, что, с помощью метафор и наглядного материала, он обучается новым способам проживания конфликтов, приобретает полезные и эффективные привычки в поведении.
Таким образом, коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста является важным и необходимым этапом в жизни дошкольника, возможностью научиться строить общение и найти друзей.
Игры для агрессивных детей дошкольного возраста
Родители могут снизить уровень агрессии у ребенка, если будут практиковать с ним специальные игры. Так как за агрессивным поведением стоят подавленные чувства, нужно играть в такие игры, с помощью которых можно выражать эмоции – безопасно и безболезненно, в игровой форме. Игры для агрессивных детей дошкольного возраста должны иметь общие принципы:
- активность, подвижность;
- отсутствие напряжения, юмор;
- телесный контакт;
- атрибуты: мяч, бумага, пластилин, краски и другие предметы, которыми можно манипулировать – бросать, мять, рвать.
Когда родители понимают, что ребенок агрессивный и нервный и думают, что делать, нужно устанавливать с ним контакт. Игра – лучший способ понять дошкольника.
Агрессивное поведение ребенка в школе
Как быть, если агрессивное поведение проявляется на уроках?
- Понять, что его провоцирует, ведь, агрессивное поведение ребенка в школе может быть вызвано разными причинами, не всегда имеющими отношения к семье и детскому характеру. Возможно, школьника обижают, и он защищается, может быть, таким образом, он пытается привлечь внимание к себе и стать авторитетом. Бывает так, что агрессивное поведение ребенка в школе проявляется как протест против несправедливого отношения к нему педагога.
- Обсудить с учителем трудности в поведении ученика, найти компромисс, составить план работы со школьником, который будут соблюдать и родители и педагог.
- Обратиться к школьному психологу – он поможет понять, в каком состоянии находится эмоционально-волевая сфера ребенка, даст полезные рекомендации о том, как общаться с ним дома, проведет курс коррекционных занятий.
Агрессивный ребенок: рекомендации родителям
Ребенок агрессивный и нервный: что делать матери и отцу, чтобы снизить уровень злости, гнева, раздражения, направленный на себя или других людей? Следует придерживаться следующих рекомендаций:
- учить спорить, отстаивать свою позицию безопасными методами;
- показать дыхательные упражнения – они помогут чувствовать спокойствие во время стрессовых, волнующих ситуаций;
- учить выражать чувства словами, но не «кулаками»;
- владеть собственными эмоциями – для ребенка это будет лучший способ научиться держать себя в руках;
- учить проговаривать чувства: «Я злюсь», «Я недоволен», «Мне не нравится».
Когда в семье растет агрессивный ребенок, рекомендации родителям не должны ограничиваться общим списком, полезно, также, обратиться к психологу и получить помощь, основанную на индивидуальных особенностях ребенка и отношениях в семье.
Работа с агрессивными детьми у психолога
Чаще всего используются методы арттерапии, где дети могут выражать свои эмоции, снимать напряжение, учатся расслабляться. Песок помогает осознавать пространство – свое и чужое и устанавливать границы во время общения. Работа с агрессивными детьми не бывает быстрой – для того чтобы поменять детские привычки в поведении, потребуется время и усилия как со стороны ребенка, так и со стороны взрослых.
Также, на занятиях с психологом используются методы сказкотерапии, где дети получают возможность решить волнующие их проблемы, которые вызвали агрессию.
Работа с агрессивными детьми у психолога может быть индивидуальной или проходить в группе – так, дошкольники и ученики получают новый опыт взаимодействия, учатся спорить без кулаков, общаться, дружить, защищать себя.
Агрессия является сигналом к тому, что ребенку требуется помощь, поддержка и внимание со стороны взрослых. Когда они меняют отношение к нему, проявляют заботу и участие, дети успокаиваются, чувствуют себя нужными, меняют вредные привычки поведения на полезные гораздо быстрее.
Пройдите тестЗависим ли ребенок от компьютерных игр Ваш ребенок много времени проводит с планшетом или за компьютером? Узнайте, есть ли основания беспокоиться.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Источник