Если ребенок не смеется в 2 года

Если ребенок не смеется в 2 года thumbnail

Каждая мама отлично знает, как младенец проявляет недовольство. Она уже уверенно разбирается в целой гамме плача. А вот радостным заливистым смехом карапуз радует далеко не сразу. Первые улыбки, как многие знают, всего лишь рефлекс. Осознанной улыбка становится к концу второго месяца. Смеяться в голос ребенок начинает после трех месяцев, и это зависит от характера и общего развития малыша.

Улыбка – это реакция человека на определенную ситуацию, которая задействует 17 лицевых мышц. При смехе количество работающих мышц лица увеличивается до 80. Смех – это реакция ребенка на развлекающие действия (подбрасывание, щекотание, забаву «коза рогатая» и др.).

Физиологический механизм смеха таков: громкий смех в голос способствует поступлению в организм огромной порции кислорода и выделению эндорфина (гормона счастья). Это вызвано сменой ритма дыхания, увеличением длительности вдоха, что приводит к стабилизации и нормализации работы сердечной мышцы. Положительное влияние смеха на организм человека заключается в успокоении нервов, снятии напряжения, расслаблении мышц, укреплении иммунной системы.

От первой улыбки к первому смеху

Только что родившиеся младенцы улыбаются бессознательно, рефлекторно. Это происходит, когда новорожденный сыт и спокоен. Чаще губки растягиваются во сне, при этом наблюдаются хаотичные движения глазных яблок. Вызвать такую улыбку младенца можно, прикоснувшись к его щечке.

У грудничков 3-6 недель проявляется «комплекс оживления». Кроха учится фиксировать взгляд на лицах мамы и папы. Еще через пару недель, ко второму месяцу жизни малыш начинает узнавать родителей, выраженно радоваться: проворно двигать ручками и ножками, широко улыбаться, призывно агукать. Это означает, что младенец благополучно пережил «кризис первого месяца», крепнет и привыкает к новому миру. Отвечая на прикосновения и ласковую речь, он впервые осознанно улыбается, чем вызывает эмоциональный подъем у родителей. Такая улыбка называется специалистами «экзогенной», то есть вызванной внешними причинами. Нужно поддержать в этом малыша: ответить улыбкой, нежно погладить, ласково поговорить с ним, поиграть, взять на руки.

Смеяться малыши начинают задолго до того, как научатся говорить. Каждый ребенок проходит свой путь от первой улыбки к первому смеху, который чаще отмечается в возрасте 3-5 месяцев. Однако бывает, что малыш начинает заливисто смеяться только к году жизни. Громким смехом дети обычно копируют поведение родителей: наблюдая за хохочущими взрослыми, начинают подражать.

Совет

Важно в этот момент не вспугнуть кроху, поскольку он, смущенный вашей бурной реакцией на свои действия, запомнит негативное впечатление и будет опасаться смеяться.

Почему дети с рождения не умеют смеяться в голос, ведь плакать у них получается хорошо и громко? Согласно объяснениям специалистов, у новорожденных малышей не сформировался так называемый «канала смеха», который выступает своеобразным проводником, соединяющим эмоциональные сигналы с мимическими мышцами. Если вы заметили, что ребенок начинает смеяться наедине без всякой причины, не удивляйтесь – это нормальное явление. Он упражняется, разрабатывает тот самый «канал смеха».

Не можем дождаться первого громкого смеха

Первые проявления смеха в голос у каждого малыша отмечаются в свое время. Тревожиться по поводу того, что ребенку уже полгода, а он не хочет смеяться, не стоит.

Такая детская эмоциональная сдержанность, по мнению специалистов, имеет несколько причин:

  • родители не привыкли ярко выражать свои эмоции, всегда спокойны и сдержанны;
  • врожденный темперамент ребенка;
  • неготовность нервной системы малыша к такой нагрузке, как громкий смех.

Совет

Не сравнивайте досконально свое любимое дитя с соседским, поскольку каждый малыш индивидуален.

Способы стимулировать смех

Дети очень эмоциональны, наделены прирожденным умением радоваться мелочам. Все окружающее их удивляет. В детском организме вырабатывается больше гормона счастья, эндорфина, чем во взрослом, поэтому, чтобы развеселить малыша, не требуется прикладывать большие усилия.

Первоначально обратите внимание на то, с какой частотой улыбка появляется на вашем лице, ведь малыш следует примеру родителей. Особенно в начале жизни он активно впитывает большой объем окружающей информации, подобно губке.

Что рассмешит ребенка? Можно несколькими способами стимулировать детский смех:

  1. Нередко отмечается появление первого смеха в ответ на тактильные раздражения, такие как массаж. Не следует намеренно щекотать младенца до колик, рекомендуется выполнять нежные поглаживания по животу и ребрам, стимулируя улучшение настроения.
  2. Кроме того, ребятишкам нравятся непривычные звуки и ощущения. Например, когда им дуют на пятки, целуют животик или прижимают рот к животу и со звуком выдувают воздух или, смотря на малыша, говорят «Апчхи».
  3. Необходимо постоянное общение с ребенком в разных интонациях с использованием мимики. Можно состроить смешную рожицу или произнести смешной звук.

Важно

Главное условие – не напугать. Прикосновения должны быть нежными, голос взрослого не должен быть громким, движения не должны быть резкими.

Психологи считают полезными такие забавы для детей и родителей:

  1. «Шарик, лети». Обычный воздушный шарик надуйте немного и отпустите в свободный полет. Шарик, издавая смешной звук, устремится вверх.
  2. «Голос из мультика». Для этой забавы необходим шарик, накачанный гелием. Взрослому стоит вдохнуть газ и произнести шуточные слова. Малыш, ожидая услышать знакомую речь, удивится необычному превращению.
  3. «Прятки». Можно спрятаться от взгляда малыша, просто присев за бортик кроватки и появляясь радостно приветствовать ребенка. Игра настолько увлекательная, что нельзя удержаться от смеха.
  4. «Скороговорка». Взрослые проговаривают длинные незнакомые слова, а ребенок старается их с такой же скоростью повторить. Возникшая в результате комичная ситуация рассмешит любого.
  5. «Ку-ку». Закройте глазки малыша его же ладошками или платочком и приоткрывайте, выражая разные эмоции.

Родителям рекомендуется создать в семье атмосферу дружелюбия, дарить ребенку внимание и больше времени проводить в веселых, энергичных играх с ним. Тогда дома будет часто слышен заливистый смех жизнерадостного малыша. Ощущение радости благотворно влияет как на умственное, так и на физиологическое развитие ребенка.

Источник

30 июля 2018

Воронин Николай

Воронин Николай

Нейропсихолог, к.пс.н.

Читайте также:  Касторовое масло для очищения кишечника ребенку 2 года

Аутизм проявляется отсутствием способности к взаимодействию с окружающим миром, нарушениями общения.

Диагностика и лечение аутизма

Чаще всего детский аутизм проявляется в 2,5-3 года. Именно в этот период ярче заметны речевые нарушения и замкнутость у детей.

Однако первые признаки аутистического поведения часто видны в раннем возрасте, до 1 года. Родителям бывает сложно самостоятельно отличить признаки аутизма, поэтому неслучайно детям в возрасте одного года рекомендована консультация психиатра.

Не стоит бояться обращаться к психиатру! Когда к нам обращаются родители подростков с особенностями в поведении, мы чаще всего выявляем, что в детском возрасте у них могло быть искажение развития по аутистическому типу, и при своевременном обращении трудностей можно было избежать.

На что родителям стоит обратить внимание? Симптомы аутизма у детей.

1. Нарушения социальных контактов и взаимодействия с окружающими

  • Ребенок практически не просится на руки, ему более комфортно лежать в кроватке.

  • Ребенок не принимает физиологическую позу при кормлении грудью.

  • Ребенок малоподвижен, не такой оживленный, как сверстники.

  • Ребенок не реагирует на новые игрушки, звуки, может долго смотреть в одну точку.

  • Ребенок не откликается на своё имя (обычно родители первым делом обращаются к сурдологу для проверки слуха; если со слухом всё хорошо, следует обратиться к психиатру).

  • При попытках взрослых или других детей вступить с ребенком в контакт он либо убирает ручки или уходит в сторону, либо агрессивно реагирует, может что-то бросить, заплакать.

  • Ребенок бросает игрушку, а не даёт в руки, чтобы избежать контакта.

  • По мере взросления ребенок может углубляться в свой внутренний мир; он не умеет и не желает общаться с членами семьи, редко обращается за помощью, рано начинает пытаться самостоятельно себя обслуживать, не пользуется словом «дай», ему проще взять самому или добиться своего скандалом.

  • Часто дети не реагируют на дискомфорт, например, на полный памперс; не плачут и не привлекают к себе внимания.

  • Отсутствует зрительный контакт, ребенок не фиксирует взгляд на предметах, игрушках.

2. Ограниченные интересы и особенности игры

  • Ребенок выбирает одну игрушку и играет только с ней в течение продолжительного времени. Может выбрать в качестве игрушки то, что для игры не предназначено – верёвочки, тряпочки.

  • Стереотипный характер игры: расставление игрушек в одном порядке, игра с определенным количеством игрушек, и если одна теряется, может случиться скандал.

  • Ещё один пример – девочка может не играть с куклами, как остальные – не переодевать, не укладывать спать, а просто носить её с собой, максимум – гладить.

  • Игры, требующие фантазии и воображения, редко увлекают детей-аутистов.

  • Часто дети предпочитают более спокойные игры (например, пазлы, конструкторы).

3. Склонность к повторяющимся действиям, так называемая стереотипия

  • Раскачивание всего тела с ноги на ногу, стереотипный поворот головой, стереотипный зажим плечами.

  • Стереотипии, наблюдаемые в речи, называются эхолалией. Это могут быть манипуляции со звуками, словами, словосочетаниями. При этом дети постоянно повторяют слова, штампы, клише фраз, которые услышали от взрослых или по телевизору без осознания их смысла.

  • Стереотипные игры – включение/выключение света, переливание воды из стакана в стакан, пересыпание песка, круп. Ребенка тяжело переключить с этого занятия.

  • Ребенок знакомится с окружающим миром не через взаимодействие с окружающими, а самостоятельно. Он может облизывать, нюхать предметы.

  • Одежда: ребенок выбирает определенные вещи и носит только их, для него может быть важна последовательность одевания и раздевания.

  • Пищевое поведение: ребенок избирателен в еде, выбирает только определенный ряд продуктов. В самых тяжелых случаях это может быть полный отказ от еды. В легких случаях – ритуалы: употребляет еду в определенном порядке, в определенные часы. Выбирает блюда не по вкусу, а по форме, по цвету. Часто, например, ребёнок ест только макароны определенной формы.

4. Расстройства интеллектуальной сферы

Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Аутисты могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Савантизм – это явление, когда аутист очень выраженно одарен в одной определенной области. Некоторые аутисты способны сыграть мелодию точно, услышав ее только один раз, или вычислять в уме сложнейшие примеры.

5. Нарушение инстинкта самосохранения

  • Аутоагрессия встречается у 1/3 детей с аутизмом. Агрессия – одна из основных форм реагирования на происходящее, а так как дети не склонны общаться с окружающими, они проявляют эту агрессию по отношению к себе (могут бить себя, кусать, биться головой о кроватку).

  • Очень часто у таких детей отсутствует «чувство края». Это может наблюдаться еще в раннем детстве, когда ребенок свешивается с бортика кроватки, пытается вылезти из коляски – у ребенка нет страха.

  • Может убежать от родителей далеко, не оглядываясь. Если родители специально прячутся, чтобы проверить реакцию, этой реакции часто нет.

  • Может залезть на детской площадке на горку, которая ему не по возрасту.

  • Что особенно опасно, дети могут выбежать на проезжую часть, залезть на подоконник с открытым окном.

6. СДВГ

Чаще, чем у остальных детей, у детей-аутистов отмечается гиперактивное поведение. Они расторможены и дезорганизованы. Такие дети находятся в постоянном движении, с трудом могут удержаться на одном месте, не реагируют на просьбы во время занятий, есть трудности в управлении движениями («как на шарнирах»).

7. Нарушения вербального общения

  • Нарушения речи встречаются при всех формах аутизма. Речь может развиваться с задержкой или не развиваться совсем. Также на начальных этапах развития речь может появиться раньше, чем у сверстников, но в 1,5-2 года наблюдается регресс – ребенок перестает говорить с окружающими, но при этом может полноценно говорить сам с собой.

  • Своеобразная интонация с преобладанием высоких тонов в конце предложения, либо так называемая «птичья речь» или свой язык, когда ребенок разговаривает сам с собой «под нос».

  • Часто дети не разговаривают с окружающими, но в игре речь присутствует. Причина – нежелание взаимодействовать с окружающим миром.

Читайте также:  Тапочки для ребенка 2 года крючком

С задержками речевого развития можно обратиться к логопеду-дефектологу. Если дефектолог заподозрит аутистические нарушения, он направляет к психиатру. Главное – обратиться к специалисту, а не быть наедине с этой проблемой и не ждать, что к трем годам всё нормализуется. Лучше сразу исключить недуг.

На что обратить внимание в детском саду? (симптомы раннего аутизма у детей после 1 года)

  • Агрессия к окружающим, особенно когда нарушается личное пространство ребенка.

  • Ребенок играет в стороне от остальных.

  • Дети и воспитатели жалуются на ребенка, потому что он не может взаимодействовать с окружающими, его игра носит разрушающий характер, он может мешать играть другим детям.

  • Компульсивное поведение – намеренное выполнение действий по определенным правилам, даже если они идут врозь с общепринятыми.

Современные методы диагностики аутизма у детей

  1. Консультация психиатра. Это беседа с родителями и наблюдение за ребенком в свободной игре. Врач смотрит, как малыш себя ведёт, как взаимодействует с родителями, смотрит ли в глаза, даёт ли предметы в руки, бросает ли на пол. Если ребенок говорит, обращают внимание на речь, интонации, построение фраз. Врач тщательно собирает историю жизни и развития ребенка, историю беременности матери. Важно, когда он стал произносить первые звуки, когда встал на ножки, пополз, начал ходить, какая была походка.

  2. Консультация логопеда для исключения аутистической речи. Доктор определяет, связана ли задержка развития речи с аутизмом или с иными нарушениями. У детей с аутизмом своеобразное развитие звукопроизношения, и опытный логопед сразу его отличит.

  3. Консультация нейропсихолога для выявления того, какие этапы развития могли быть пропущены у ребенка.

  4. Обследование с помощью тестов (шкалы диагностики аутизма):

  • Тест интеллекта Д. Векслера

Тесты (карточки, задания для детей), направленные на оценку общей осведомленности, запаса знаний и представлений об окружающем мире, возможностей усвоения и обработки информации, познавательных способностей.

  • Тест интеллекта Кауфманов

Тесты для определения сильных и слабых сторон процессов обработки информации: зрительной и слухоречевой памяти, усвоения инструкций, планирования последовательности действий.

  • Прогрессивные матрицы Равена

Позволяют определить уровень интеллектуального развития ребенка. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного развития у детей начальных классов с любым уровнем речевого развития.

Опросники для родителей:

  • Шкалы сенсомоторного развития (возраст 0-5 лет)

Заполняются в ходе беседы с родителями и наблюдения за ребенком. Позволяют оценить различные стороны моторного и психологического развития в соответствии с возрастными нормативами.

  • Опросник Vanderbilt по симптомам СДВГ

Позволяет оценить выраженность симптомов гиперактивности, невнимательности и импульсивности в различных сферах жизнедеятельности ребенка.

  • Рейтинговая шкала аутизма CARS

Один из наиболее используемых тестов для определения симптомов аутизма. Шкала включает в себя 15 категорий.

Тесты, проводимые дефектологом и психологом:

  • ADOS

«Золотой стандарт» диагностики аутизма. Позволяет в игровой форме определить отклонения в коммуникативных способностях ребенка. Ребенку предлагаются «коммуникативные провокации», в которых обычный ребенок ведет себя «обычным» образом, ребенок с аутизмом – иначе. После проведения наблюдения проводится подсчет, какого поведения было больше – обычного, или «аутичного». По результатам подсчета устанавливается диагноз.

  • ADI-r

Подробный опрос, позволяющий получить весь объем информации, необходимой для установления диагноза аутизм и оценки близких к нему психических нарушений.

  • Шкала РЕР

Выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристика его коммуникативных возможностей, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности и пр. Выявленные особенности принимаются во внимание при составлении индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Помощь при аутизме в ЕМС

Если диагноз установлен, необходимо немедленно начинать работать с ребенком, и эта работа должна быть комплексной:

  • Психиатр подбирает медикаментозную терапию (при выявлении отклонений в возрасте до 1 года часто можно обойтись без медикаментов).

  • Психолог, нейропсихолог и дефектолог составляют программу коррекции аутизма и регулярно работают с ребенком, проводя различные занятия, тестирования, игры.

Для достижения наилучшего результата важна комплексная работа специалистов, а не одного врача-психиатра. Важно не упустить время, а проводить коррекцию аутизма в раннем возрасте.

Оценить

Средняя: 4,50 (38 оценок)

Источник

анонимно

Здравствуйте, Ариель Аркадьевич! С Вашего позволения, продолжу нашу переписку. Сыну сегодня исполнилось полтора года, то есть прошло еще 2 месяца, а он выражаясь Вашими словами все еще как мне кажется «на распутье»… и естественно я все еще очень тревожусь. Месяц назад мы съездили в известный московский реабилитационный центр, где его посмотрели 10 минут, и сказали «аутичные черты есть, конечно, но мальчик хороший, заинтересованный». Что значит «хороший» в нашенм случае, я так и не поняла… Порекомендовали заниматься у них кинезиотерпией и «dir|» в сентября. И вот пока сентябрь не настал, я очень хочу услышать Ваше мнение. Потому как много слушала Ваших лекции, читала консультаций, и мне очень нравится Ваша позиция и Ваш подход. Итак, главное что произошло за эти 2 месяца – не стало хуже, нет регресса, отката, потери имеющихся навыков. Ребенок в целом стал более позитивный, даже контактный. Сразу скажу что эти 2 месяца я занимаюсь с ним как могу, не профессионально, конечно, но читаю литературу и пытаюсь развивать в тех сферах что ему интересны. -Улучшился зрительный контакт со мной, с папой, с близкими. У меня уже нет ощущения что ребенок как бы «не со мной». Научился просить «глазами». Смотрит в некоторых играх чтобы похвалила, смотрит когда говорю, пою или рассказываю, улыбкой на улыбку отвечает не всегда, иногда такой легкой полуулыбкой или даже ухмылкой. С чужими дело обстоит хуже, особенно на фоне других детей «заглядывающих в глазки», взрослых может просто игнорить, но его внимание можно привлечь если делать это настойчиво. – Стал лучше реагировать на обращенную речь и на свое имя. Недавно вот прибежал из другой комнаты на мой зов «иди кушать». Стал выполнять просьбы – «иди», «дай», самые элементарные, конечно, но раньше и того не было. На улице не убегает от меня, идет если зову, может конечно пойти куда-то увлеченно, но эпизодически. Понимает нельзя, правда слушается не всегда, но чаще слушается. -У нас ушло кручение колес и всего что крутится, бывает эпизодически если что попадется. Так же ушло открывание и закрывание дверей, ящиков и пр., теперь он их открывает и интересуется содержимым, раньше только хлопал. Сейчас достает, перекладывает, засовывает что-то куда-то постоянно, то в мусор выбросит, то в «стиралку» положит. -Вернулось «гримасничество» перед зеркалом, видит себя и кривляется, «разговаривает», с года это пропало, вообще не видел себя только двигал зеркальные двери. -Стал прикладывать носки и обувь к ногам, типа пытается надеть, у маленького тоже было, потом пропало – сейчас вот опять, мне кажется более осознанно. -Стал НАБЛЮДАТЬ за детьми. Раньше мог обратить внимание если они активно бегают и визжат, а сейчас может смотреть даже если они спокойно что-то делают. Недавно долго смотрел как школьники на детской площадке играли в карты. Но дети интересны ему постарше, не ровесники. Смотрел как двоюродный брат насыпает лопаткой песок в ведро и тоже пытался повторить. -Игрушками играет, катает мяч, машинки, копается с сортером, пытается ставить кубики (чаще рушит), наконец стал собирать пирамиду – хоть и неправильно, но раньше только снимал кольца и надевал если я подаю ему, сейчас может сам. -Любит людные мечта, магазины, детские комнаты. При чем в игровых комнатах не залипает на чем-то одном, каждый раз его увлекает что-то новое, то шары, то горка, сейчас вот стал кубиками интересоваться. -С горшком дружит – и писает и какает если посажу, сам не просится, но понимает что там делать, как мне кажется. -Один играть не любит, чаще там где я, увлечься чем-то может минут на 10-15. -Чужих людей не боится, скорее безразличен, иногда кажется недружелюбным. -На носочках не ходит, не кружится. -Не гиперактивный, скорее флегматик -Не болезненный, болел один раз перед годом, да и то без антибиотиков обошлись. -Почти ушли зависания и “смотрение” в одну точку -Хорошо спит, хорошо ест, не капризен, не истеричен, нет страхов и боязни нового, осторожен, болевой порог даже чуть повышен. Когда отдыхаем в компании друзей, которые не знают о наших подозрениях, все говорят что он «ребенок-мечта», спокойный как удав, не капризный, спит и ест лучше всех. Мы даже радио-няней ни разу не воспользовались, так и лежит. Но я не знаю насколько уж это хорошо в нашем случае… Из того что так и не пришло/не удалось научить: -Нет указательного жеста, даже не пытается показать, просто подходит ко мне и ноет, что хочет не понять -Не показывает ничего в книжках, на себе, на других, в пространстве. Хотя из двух разных игрушек если попрошу почти всегда выберет правильную из моих рук. Смотрит книги внимательно, сам либо когда я читаю, что-то узнает, улыбается, но не показывает… -У нас так и осталось некоторое движение руками и топотание ногами, когда радуется или возбужден (это не «крылышки», скорее верчение одно кистью перед сбой, но уже как мне кажется не так часто. -Нет имитации, не могу научить ни махать ручкой, ни топнуть ножкой, раньше думала что потому что не смотрит, сейчас смотрит – но все равно не повторяет, не могу понять почему. Мне уже так надоело что все удивляются что он не машет «пока-пока», что я научила его подавать руку для пожатия, ну типа он мужик и все делает по-взрослому. Почти всегда подает, при этом особо не смотрит на того кому протягивает руку, так чтобы отстали. Хотя ведь повторяет за нами то что нравится – открывает дверь ключом, выбрасывает в мусор, кладет ложку в тарелку, копает лопаткой песок, недавно даже пытался повторить игру на пианино – но просто долбить по клавишам, а именно пальчиками перебирал – чем всех очень удивил, на самом деле даже дети постарше просто долбили что есть силы по клавишам, а сын пытался играть. -Нет обращенной речи, иногда проскакивает мама, дай, но эпизодически. Лепета очень много состоящего из разных слогов и сочетаний слогов, эмоционального, с разной интонацией и мимикой. -Может в компании подойти и уткнуться в колени к кому-то, только потом посмотрит на лицо, понимает что это не я и отходит. Другие дети так не делают они четко сначала смотрят на человека, в глаза и понимают кто это… -А еще слушала Вашу лекцию для психологов об аутизме, там вы говорили что подобные дети так и не определяются с тем какая рука ведущая. Так вот у нас с рождения мне казалось что левша, потом вроде как правая была, сейчас берет фломастер правой и перекладывает в левую чтобы рисовать – ВСЕГДА. А вот с ложкой не определился – то так то так пробует. Но я сама левой пишу, а все остальное делаю правой, в том числе и ем. Простите что много написала… Как Вы считаете наши маленькие успехи – это успехи или это я все же пытаюсь себе внушить что есть улучшения? Очень жду Вашего совета, что нам на этом этапе делать, ждать и продолжать заниматься или все же искать альтернативных специалистов для диагностики? Стоит ли сейчас проконсультроваться у Вас лично или может по скайпу? Спасибо!!!

Читайте также:  Поднимается температура у ребенка 2 года

Источник