Если ребенок не ползает в 1 год

Если ребенок не ползает в 1 год thumbnail

Во сколько месяцев ребенок должен начать ползать? Что делать, если малыш не хочет ползать? Стоит ли беспокоиться и как-то помогать ему? И в каких случаях обращаться к специалисту?

Ребенок с игрушкой - фото

Legion-

В современном мире принято несколько недооценивать навык ползание, относиться к нему как к второстепенному и необязательному. Хотя именно ползание – один из самых важных моторных навыков развития первого года жизни.

Нужно ли ребенку ползать

В процессе ползания у ребенка закладываются навыки пространственной ориентации. А от нее, в свою очередь, будут зависеть потом и способность правильно и красиво писать, и успехи в геометрии, и многое другое. Межполушарные связи, формирующиеся в первый год жизни, будут служить крохе всю его жизнь.

Развитие первого года жизни

Развитие ребенка – дело очень индивидуальное. Но все же существуют нормы, на которые ориентируются врачи.

  • в 1-2 месяца ребенок должен начать держать голову
  • в 3-4 месяца – начать переворачиваться со спины на живот
  • в 4-5 – повернуться с живота на спину
  • в 5-6 месяцев – научиться подтягивать ножки к животу в положении на животе, встать на четвереньки
  • в 6-7 месяцев – начать раскачиваться на четвереньках, сесть и поползти примерно.

Если ребенку уже 8 месяцев и он не ползает, возможно, стоит помочь ему.

Burda

Почему ребенок не ползает

Ползание – сложный навык, к которому малыш готовится буквально с рождения. Нужно иметь крепкую спину, хороший пресс, легко поворачиваться и вставать на четвереньки. Приходится одновременно двигать руками и ногами, следить за целью обоими глазами и огибать внезапные препятствия.

Если малыш здоров и на плановых осмотрах в 1 и 3 месяца ортопед и невролог не нашли отклонений в развитии, можно спокойно ждать 7-7,5 месяцев и не беспокоиться: детки отличаются друг от друга по темпераменту и личной ловкости-выносливости-смелости-настойчивости и могут довольно сильно обгонять друг друга в тех или иных навыках. Если же и в 8 месяцев ваш ребенок не спешит ползать, то стоит поискать причину.

Чаще всего речь идет о малышах, родившихся с гипоксией. Также причиной может быть небольшая рассинхронизованность движений рук (причина порой кроется в микротравме шейного отдела) или ног (поводом может быть, например, небольшая асимметрия таза). С этим, как правило, отлично справляются за один-два сеанса врачи-остеопаты. Хорошо также помогает и обыкновенная оздоровительная гимнастика, но только в том случае, если взрослые делают ее с малышом ежедневно.

Fotolia

Как помочь малышу наконец поползти

Самое лучшее – это специальный массаж и гимнастика по возрасту. Совершенно необязательно обращаться к дорогостоящим специалистам, в большинстве случаев достаточно ежедневных занятий два-три раза в день по 10-15 минут.

  1. Укрепляем ручки

    Выбирайте момент, когда кроха в хорошем расположении духа, и приступайте к гимнастике.

    Ребенок лежит на спинке. Аккуратно разведите его ручки в сторону, сведите прямые ручки вместе, скрестив их на груди: попеременно то левая, то правая ручка сверху. Дайте малышу самому держаться за пальцы взрослого во время упражнения. Повторите 4-8 раз.

  2. Укрепляем ножки

    Ребенок лежит на спинке. Осторожно возьмите его за голени, согните и разогните правую, затем левую ножку, а потом и обе ножки вместе. Повторите упражнение 6-8 раз.

    Ребенок лежит на спинке. Возьмите малыша за голени так, чтобы ваши большие пальцы лежали на его голенях, а остальные пальцы находились на коленных чашечках крохи. Выпрямляйте ножки ребенка и поднимайте их вертикально вверх, держите в таком положении 1-2 секунды, а затем плавно опускайте вниз. Повторите 6-8 раз.

  3. Учим ползать

    Ребенок лежит на животе. Положите руки на пятки малыша. Энергичным, но в то же время осторожным движением согните его ножки и прижмите их пяточками к ягодицам. Малыш окажется в положении «лягушки». Как правило, после этого ребенок отталкивается от рук взрослого и самостоятельно ползет. Только следите, чтобы ваши упражнения не доставляли крохе явного дискомфорта. Когда ребенок привыкнет к упражнению, начните сгибать ножки попеременно, стимулируя у малыша навык «перекрестного» ползания. Сделайте 3-4 повтора.

  4. Укрепляем пресс

    Ребенок лежит на спинке. Дайте ему ухватиться за ваши указательные пальцы, чтобы кроха держался за ваши руки самостоятельно и буквально «повис» на ваших пальцах. Разведите ручки малыша широко в стороны и, слегка потянув, помогите присесть. Повторите 2-3 раза.

    Ребенок лежит на животе, его ножки упираются во взрослого. Взрослый вкладывает большие пальцы в ладошки малыша так, чтобы кроха сжал кулачки, а остальными пальцами поддерживает запястья крохи. Затем поднимает его ручки через стороны вверх и помогает встать на коленки. Повторите 2-3 раза.

  5. Укрепляем спинку

    Ребенок лежит на животе. А вы поглаживаете, растираете, «пилите», пощипываете, постукиваете мышцы вдоль его позвоночника – широчайшие мышцы спины и мышцы ягодиц. Этот веселый массаж нужно начинать и заканчивать нежными поглаживаниями. Каждое движение повторите 3-5 раз. Такие упражнения наверняка принесут свои плоды!

Создайте условия

Переселите малыша на пол. Если ребенок весь день проводит в кроватке или манеже, ему просто некуда и незачем перемещаться. Обезопасить пространство дома несложно. Достаточно убрать в недоступное место предметы бытовой химии, лекарства, колющие и режущие предметы, мелкие игрушки, электрические провода, полиэтиленовые пакеты и комнатные растения.

На электрические розетки стоит поставить специальные заглушки, а острые углы мебели закрыть мягкими пластиковыми нашлепками. Пусть у крохи возникнет потребность ползти. Отходите от малыша на метр и зовите его к себе. Положите самые интересные игрушки на небольшом отдалении. Позовите в гости других малышей, которые уже умеют ползать, или… ползайте сами рядом

с крохой.

Когда без консультации врачей не обойтись?

Иногда кроха начинает ползать, сидя на попе, или неравномерно двигает руками-ногами. Некоторые детки подворачивают одну из стоп «по-медвежьи». Проконсультируйтесь с неврологом и ортопедом. Для здорового ребенка «перекрестное» (обычное) ползание – самый быстрый и удобный способ перемещения. Если ваш кроха выбирает другой способ, значит, что-то ему мешает.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ “Об авторских и смежных правах – “Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.”

Источник

Блог

Что такое “нормы развития” и как их надо воспринимать?

Ребенка необходимо регулярно показывать педиатру: на плановых осмотрах он оценивает его физическое и психомоторное развитие, осматривает на предмет наличия признаков заболеваний и дает рекомендации по питанию и уходу. В идеальном варианте родителям не надо ни о чем думать – если что-то не так, им об этом скажет доктор. Но нередко родители все равно волнуются, что их ребенок не умеет делать что-то, что умеют делать его сверстники. Изучение таблиц и графиков нормального развития нередко еще больше их запутывает, потому что данные в них отличаются, а иногда вообще не соответствуют истине. Чего стоит только такой критерий нормального развития, который указан в таблице, обычно используемой в районных поликлиниках, как 10 слов в 1 год. Совсем нечасто в практике педиатра встречаются дети, которые говорят в год 10 слов, пусть даже односложных (под «словами» здесь надо понимать любое, но всегда одинаковое, обозначение определенного предмета: например, машина – «би», собака – «ка» или «ав» и т.п.).

Кроме того, «нормы», указанные в таблицах и графиках, – это в лучшем случае диапазон среднестатистических значений: например, может быть указано, что в среднем дети начинают ходить в возрасте от 11 месяцев до 1 года и 3-х месяцев. Да, так ведет себя большинство, но это «большинство» – всего 65%. А есть еще 35% здоровых детей, которые пойдут раньше или позже. В худшем случае в таблицах указаны вообще только одни средние значения: например, сидеть надо в 6 месяцев, ходить в 1 год и т.п.

Стоит еще отметить, что есть таблицы, где указаны признаки, которые вообще не надо оценивать. Например, когда ребенок начинает переворачиваться с живота на спину, поскольку даже новорожденные могут случайно это делать просто из-за несимметричного тонуса в ручках. Или когда ребенок начинает ползать, потому что на первом году жизни это необязательный навык, и т.п.

Как же педиатр определяет, какое отклонение от указанных «норм» считать патологией? – Единственно верный подход – комплексная оценка развития и здоровья ребенка. Например, если в 1 год и 3 месяца он не ходит самостоятельно, но у него уже развиты другие положенные по возрасту навыки и нет признаков заболеваний (например, дисплазии тазобедренного сустава и т.п.), то педиатр признает его здоровым. Самостоятельно родители такую оценку провести не могут.

Существует несколько хороших шкал для оценки развития детей. Они похожи, но одни для быстрой оценки, а другие – более детальные, для оценки ребенка, у которого подозревается задержка. Не будем приводить их здесь именно по той причине, что оценивать развитие ребенка должен человек, обученный этому.

Признаки задержки развития

Ниже перечислены признаки того, что задержка развития, вероятно, есть (оригинал взят здесь). Почти 100% здоровых детей уже имеют указанные для каждого этапа навыки. Однако, возможно, задержки и нет.

Обязательно придите на прием к врачу, если ребенок не делает что-то из перечисленного.

В 2 месяца:

  • не реагирует на громкие звуки
  • не следит взглядом за движущимися предметами
  • не улыбается людям
  • не подносит руки ко рту
  • не может держать голову в поднятом положении, когда лежит на животе

В 4 месяца:

  • не следит взглядом за движущимися предметами
  • не улыбается людям
  • не держит голову
  • не воркует или не издает звуки
  • не подносит вещи ко рту
  • не упирается ногами о поверхность, когда его пытаются поставить
  • не может поворачивать одним или обоими глазами во всех направлениях

В 6 месяцев:

  • не пытается захватить вещи, которые находятся в зоне доступа
  • не показывает привязанность к тем, кто о нем заботится
  • не реагирует на звуки вокруг
  • с трудом подносит вещи ко рту
  • не произносит гласные звуки «а», «о», «э»
  • не переворачивается в обоих направлениях
  • не смеется или не издает визжащих звуков
  • кажется очень зажатым, с напряженными мышцами
  • кажется очень гибким, как тряпичная кукла

В 9 месяцев:

  • не удерживает ногами свой вес при поддержке
  • не сидит с помощью
  • не лепечет («мама», «баба», «дада»)
  • не играет в игры, в которых надо что-то делать туда-сюда
  • не реагирует на свое имя
  • кажется, что не узнает близких
  • не смотрит на то, на что вы указываете
  • не перекладывает игрушку из одной руки в другую

В 1 год:

  • не ползает
  • не стоит с поддержкой
  • не ищет вещи, которые видел, что вы спрятали
  • не говорит простых слов (таких, как «мама», «папа»)
  • не учится жестам (махать рукой, качать головой и т.п.)
  • не указывает на вещи
  • теряет навыки, которые приобрел ранее

В 1 год 6 месяцев:

  • не указывает на вещи, которые хочет показать другим
  • не ходит
  • не знает, для чего нужны знакомые вещи
  • не повторяет за другими
  • не учится говорить больше слов
  • не говорит как минимум 6-ти слов
  • не замечает или не реагирует, когда близкие уходят и приходят
  • теряет навыки, которые приобрел ранее

В 2 года:

  • не говорит фразы из двух слов (например, «пить молоко»)
  • не знает, что делать с часто используемыми вещами (расческой, телефоном, вилкой, ложкой и т.п.)
  • не повторяет за другими действия и слова
  • не выполняет простые инструкции
  • не ходит уверенно
  • теряет навыки, которые приобрел ранее

В 3 года:

  • часто падает или с трудом поднимается по ступенькам
  • говорит чепуху или очень непонятно
  • не говорит предложениями
  • не умеет играть в простые игры (мазаику, простые пазлы и т.п.), поворачивать ручки
  • не понимает простые инструкции
  • не играет в игры, где надо притворяться и фантазировать
  • не хочет играть с другими детьми или с игрушками
  • не смотрит в глаза
  • теряет навыки, которые приобрел ранее

В 4 года:

  • не умеет прыгать на месте
  • с трудом «пишет» каракули
  • не показывает интереса к играм, требующим взаимодействия или фантазирования и притворства
  • игнорирует других детей или не реагирует на посторонних
  • противостоит одеванию, сну и использованию туалета
  • не может пересказать любимую историю
  • не следует командам, состоящим из 3-х действий
  • не понимает «тот же» и «другой»
  • не употребляет «я» и «ты» правильно
  • говорит непонятно
  • теряет навыки, которые приобрел ранее

В 5 лет:

  • не показывает большого диапазона эмоций
  • ведет себя по-особенному (показывает необычный страх, агрессия, стеснение или печаль)
  • необычно зажат и неактивен
  • легко отвлекается, не может фокусироваться на одном виде деятельности более 5-ти минут
  • не реагирует на людей или реагирует очень поверхностно
  • не может сказать, что реально, а что фантазия
  • не играет в разные игры и не занимается разными делами
  • не может назвать свои имя и фамилию
  • не использует множественное число и прошедшее время правильно
  • не говорит о том, чем занимался или о том, что было
  • не рисует
  • не может почистить зубы, помыть и вытереть руки, раздеться без помощи
  • теряет навыки, которые приобрел ранее

Источник

29.06.2018

Ничему другому не уделяется столько внимания молодыми родителями, как развитию собственного ребенка. Каждый новый освоенный навык является причиной для искренней радости, и даже небольшое отставание в развитии становится причиной переживаний. И понять их в этом не сложно. Особенные тревоги вызывает способность к самостоятельному передвижению на ножках. Если ребенок уже достигает однолетнего возраста, но еще не начинает ходить, эти тревоги возрастают многократно. Поэтому лучше знать об особенностях процесса в деталях, в чем и поможет наша статья.

Возрастные особенности развития ребенка

При стандартном развитии попытки пойти заканчиваются успехом (конечно, пока кратковременным) уже к 10-11 месяцам. Для этого создаются все предпосылки – развитие позвоночника, укрепление всей опорно-двигательной системы и, в частности, мышц спины.

Что немалым образом способствует и даже является причиной такого развития? Конечно же, ползание. Это не только средство для познавания окружающего пространства, но и развитие необходимых мышц. В процессе перемещения на корточках совершаются необходимые упражнения, и чем активней малыш делает это, тем быстрее проходит его развитие. Таким образом, можно сделать вывод, что прямохождение является прямым следствием ползания. Оно помогает стать ловким и сильным. Само же развитие в этом возрасте проходит с впечатляющими темпами. Родители порой сбиваются со счета, пытаясь заметить все его новые навыки и способности.

Причины «задержек в развитии»

На самом деле справедливее назвать такую ситуацию «отказом от ходьбы». Она встречается, хотя и не часто. Мало того, что кроха по достижении 11 месяцев еще не ходит, но она даже не делает попыток к этому. Хотя вставать, опираясь на сопутствующие предметы пытается, да и ползает с завидной энергичностью. При наличии опоры она даже передвигается на ножках, но самостоятельно – ни-ни.

В таком случае нужно смотреть на общее развитие ребенка. Если все остальное в норме и даже хорошо, причин для беспокойства нет. Спокойствие и терпение – вот лучшие качества родителей в это время. Не уставайте ждать и надеяться. Если ребенок встанет на ноги, допустим, в 1 год и 2 месяца, в этом нет никаких отклонений.

А вот если кроха не хочет даже ползать, да и не желает стоять на ножках при существующей опоре, даже с поддержкой (в том числе и моральной) родителей, то это уже является причиной для беспокойства. Первым делом нужно обратиться к врачу. Главное – вовремя найти причину и устранить ее.

Например, ребенок может банально испугаться после первого падения. И продолжать бояться ходить самостоятельно в течение нескольких месяцев. В таком возрасте это значительный срок, согласитесь. Практически всегда с прохождением времени ситуация разрешается, но иногда приходится обращаться за помощью к специалистам – детским психологам.

Если малыш не ходит

В таком случае стоит обратить внимание на общее развитие. Ребенок проявляет активность, хорошо ползает, улыбчив и любознателен, поднимается на ножки и ходит с помощью родителей – ничего страшного нет в том, что пока нет попыток ходить самому. Гармоничность развития в таком случае не страдает. Может быть, какой-то недостаток в развитии мышц спины или других ответственных за ходьбу областей, но это в скором времени проходит, ребенок догоняет в развитии сверстников и все становится на места.

В такой период нужно поощрять стремление к активному ползанию. Пусть покоряет новые пространства и одновременно узнает больше об окружающем мире. Стимулирование может происходить таким образом – ребенок ползет к своей любимой игрушке, которую вы показываете ему на достаточном расстоянии. В таком возрасте это весьма действенный способ, потому что малыш действительно готов идти к тем игрушкам, которые полюбил, преодолевая различные препятствия. Очень неплохо поэксплуатировать это качество в развивающих целях.

Что касается вспомогательных средств, таких, как ходунки и т.п., то лучше обходиться без них. Ведь в случае, если малыш и так не стремится к самостоятельному хождению, наличие таких поддержек сослужит медвежью службу. Зачем тратить силы на самостоятельное передвижение, если всегда можно обратиться к поддержке извне? Дети ведь следуют простой логике и быстро учатся не только хорошему.

Очень хорошо также помогают регулярно исполняемая гимнастика и массаж.

Массаж и развитие малыша

Курсы массажа прописывают в различных целях. Они помогают как при кривошее, так и во многих других случаях, помогая, а иногда и обеспечивая полноценное развитие ребенка. Одного курса, проведенного в 11-месячном возрасте, хватит, чтобы малыш пошел самостоятельно уже к году. К массажу стоит привлекать специалистов – тогда эффект будет правильным, и не будет никаких нарушений. Стоит быть готовым к тому, что процедура, сопровождаемая гимнастикой, не понравится крохе – она может быть достаточно болезненной при недостаточности развития тех или иных участков двигательно-опорного аппарата. Курс состоит не менее чем из 10 сеансов.

Целебное воздействие массажа неоспоримо. При необходимости его можно проводить самому, но в умеренном режиме, как и гимнастику. Растирания должны быть аккуратные, но интенсивные, разгоняющие кровь и заставляющие работать мышцы. Эту процедуру следует проводить как на спинке, так и на животике, поскольку малыш уже может лежать в обоих таких положениях. Нужно также растирать ножки, при этом сгибая и разгибая их. Такой массаж и упражнения однозначно помогут вашему ребенку первые шаги в самостоятельном режиме.

Гимнастика как развивающее средство

Когда мы говорили, что ребенку может не понравиться массаж, на самом деле имелась в виду гимнастика, сопровождающая его. Все специалисты выполняют целый комплекс упражнений, помогающий полноценному развитию ребенка. Но одно дело – это опытный массажист, а другое – родители, выполняющие эти процедуры впервые. Здесь ведь главное – знать меру, чтобы не нанести вред.

Когда малыш приближается к годовалому возрасту, гимнастика перестает быть простой процедурой и претерпевает ряд усложнений. Малыш должен не просто быть расслабленным во время различных манипуляций, но и применять усилия, порой немалые.

Начинать нужно со сгибания ножек, взяв их ладонями за икры. Сначала сгибаются обе ноги вместе, потом – в разнонаправленном режиме. Помогайте малышу переворачиваться со стороны в сторону. Приучите его к упражнению «велосипед». Каждое упражнение повторяйте сериями по 5-6 раз.

Нужно также следить за тем, чтобы не перегружать кроху, ведь он применяет определенные усилия и может уставать. Физических перегрузок не должно быть, чтобы не принести вред. Впрочем, вы должны заметить, когда ребенок устает и ему перестают нравиться упражнения. Полностью массаж + зарядка должны длиться 15-20 минут, не более. Ждать же, когда малыш закапризничает, нет смысла – эта процедура должна ему нравиться, чтобы не превратиться в ежедневную трагедию. Да и результат будет достигнут быстрее, если не переусердствовать. Хотя и ждать его моментально тоже не стоит.

Главное же условие – это спокойствие родителей и предприятие разумных мер. Следует помнить, что паника не помогает никогда, а вот повредить может. В любом случае, ваше психоэмоциональное состояние передается ребенку, и лучше его не травмировать его собственными переживаниями.

В конце концов, все мы является индивидуальностями, и взросление точно по графику не является тем достоинством, на которое следует равняться. Это было бы хорошо в инкубаторе, но вы растите собственного ребенка, организм которого порой лучше любого врача знает, когда и в чем ему следует проявлять свое развитие. Не будьте зациклены на усредненных данных – дайте волю своему подрастающему поколению почувствовать себя комфортно в том состоянии, в котором он находится сейчас. Все остальное приложится.

Тем более, если малыш и ранее не отличался слишком быстрым развитием. Отнеситесь к этому философски и осознайте на собственном опыте, что всему свое время. Когда кроха почувствует, что готова к ходьбе, тогда и начнет свои первые попытки, ведущие к удаче.

Что нужно для успеха

Главное везде и во всем – это любовь. Истины такого рода становятся очень наглядными, если дело касается малышей столь раннего возраста. Попробуйте надавить на него или принудить что-то сделать – вы увидите обратный результат, сопровождаемый испорченным настроением у обоих. Но стоит проявить любовь и терпение, как каш труд даст потрясающий результат.

Дайте ребенку наслаждаться простыми радостями ежедневного узнавания окружающего пространства и превратите его жизнь в познавательную игру. И вы увидите, как он сам захочет достичь новых результатов.

Конечно же, придется и повозиться, и проявить смекалку, и подбодрить, и потискать в объятиях – но ответьте самому себе, разве не это по-настоящему доставляет нам удовольствие как проявление своих естественных желаний? Побуждайте его бежать к себе, улыбаясь и маня движениями рук. Зовите, и он откликнется. И пусть малыш побежит к вам не с первого раза, тем радостней будет для вас тот самый, самостоятельный шаг, который он совершит на ваших глазах!

Путь может быть длинным, но и он пройдет незаметно, если преодолевать его маленькими шажками. Сделанными ножками вашего ребенка, начавшего идти под вашим присмотром.

Напоследок отметим, что необходим также режим питания. Не перекармливайте ребенка, потому что полнота становится причиной вялости и усталости. В таком состоянии вряд ли вашему чаду захочется быть бесстрашным покорителем неизведанных вершин и ощущений. Во всем соблюдайте разумность.

Источник