Если ребенок не говорит в 3 года и не слушается

Если ребенок не говорит в 3 года и не слушается thumbnail

Маленькая девочка плачетКак только ребенку исполняется 3 года, вы можете с удивлением отметить, что прекрасный, послушный и внимательный малыш плавно превращается в капризного незнакомца.

Например, картина, знакомая многим мамам: малыш начинает истошно кричать на весь магазин и ложится на пол только потому, что ему было отказано в покупке чего-либо.

На любое обращение к нему вы постоянно слышите отказ. Кажется, что слово «нет» становится главным в ваших взаимоотношениях с ребенком.

А ведь еще совсем недавно милый и спокойный малыш следовал всем вашим указаниям и выполнял все просьбы. Как бы вам хотелось, чтобы так продолжалось и дальше.

Почему ребенок в 3 года не слушается, главные причины и что делать с его поведением – об этом поговорим сегодня.

Причины того, почему ребенок не слушается в 3 года

Есть всего лишь одна основная причина, почему ребенок в 3 года не слушается – это кризис 3 лет. Именно в 3 года у ребенка начинается новый этап в развитии, чем и характеризуется любой кризис.

Подробнее читайте в статье Кризис 3 лет у ребенка>>>.

Для того, чтобы внедрить что-то новое, нужно обязательно поломать старое. Этот этап поломки и есть причина непослушания ребенка. То есть такое поведение – это своего рода орудие, с помощью которого и совершается переход к новому.

Поэтому первое, что нужно вам запомнить: непослушание вашего ребенка – это нормально и ничего страшного не происходит.

Что такое кризис 3 лет

В 3 года ребенок начинает отделять себя от окружающего мира и мамы в частности. У него происходит процесс формирования и развития своего “Я”.

Это ещё называется – сепарацией. Малыш начинает пробовать себя в мире, как самостоятельную единицу: что он может, как его действия могут повлиять на ход того или иного события, насколько весомо его слово.

Задачи кризиса 3 лет

Почему так важно для родителей правильно пережить кризис в 3 года, который характеризуется плохим поведением и непослушанием?

Если вы поможете грамотно справиться своему малышу с этим периодом, тогда можете рассчитывать на то, что в будущем он вырастет:

  1. уверенным в себе;
  2. ответственным;
  3. со способностью говорить “нет”;
  4. с навыком не создавать себе кумира;
  5. со способностью всегда отстаивать свою точку зрения;
  6. с умением уважать границы других людей;
  7. с четким пониманием своих границ, куда допустимо или недопустимо входить тому или иному человеку.

Устраивает вас такая личность вашего малыша в его взрослом возрасте? Тогда давайте разбираться, что делать, если ваш ребенок 3 лет не слушается.

Как справиться с непослушным ребенком 3 лет?

Важно! Самое первое и главное, что нужно вам понять – это то, что, когда ваш малыш не слушается, он не делает это специально, чтобы разозлить вас.

Это его первая, так называемая, проба пера – что он может, а что нет, что обусловлено его возрастом – 3 года.

Поэтому, прежде всего, запаситесь терпением.

  • В 3 года у детей формируются основные 85% нейронных связей;
  • Оставшиеся 15% были заложены при рождении;
  • От того сколько вы дадите своему ребенку принятия и любви в момент закладки основ его психического здоровья, будет зависеть его дальнейшее отношение к миру.

У каждой истерики есть конкретные причины. Не бывает капризов на пустом месте.

Старайтесь в каждой ситуации понять, почему малыш не слушается и помочь ему справиться с ситуацией, сделать все, чтобы ребенок не чувствовал себя плохим.

  1. Когда ребенок в 3 года не слушается важно знать, что он не способен самостоятельно остановиться;

Вот почему ваши фразы: “Я тебе сказал: успокойся” или “Сколько это может продолжаться, хватит” не работают и не дают никакого эффекта.

На данном этапе развития малыш не слышит, что вы ему говорите, а улавливает только тон сказанного, ваше настроение и тембр голоса.

Поэтому, если вы хотите успокоить своего ребенка, успокойтесь сами. Например, сделайте вдох-выдох, выпейте стакан воды или посчитайте про себя до 10.

Чтобы научиться владеть своими эмоциями и получить подробную методику работы с ними, смотрите интернет-курс Мама, не кричи!>>>

  1. Помните: в возрасте 3 лет малыш развивается только через игру. В его задачи не входит соблюдение порядка – это как раз ваша функция;

Поэтому ни в коем случае не ругайте его за разбросанные вещи и отказ их убрать. Более того: из всех конфликтных ситуаций старайтесь выходить только через игру, даже, если это чревато лишним мусором.

Также читайте статью: Как научить ребенка убирать за собой игрушки?>>>

  1. Когда малыш не слушается и становится настоящим бунтарем, это объясняется тем, что он постоянно слышит от взрослых “Нет”, “Не ходи туда”, “Не бери этого”, “Помолчи, не разговаривай”;

И, когда малыш в очередной раз слышит ваш голос, он понимает – сейчас будет очередной запрет. Поэтому ребенок не способен к нормальному взаимодействию с вами и бунтует, посредством непослушания.

Прочитайте также статью по теме: Почему ребенок не слушается?>>>

Помните! На каждое ваше “нет” всегда говорите три “да”. Это означает, что, если вы что-то запрещаете своему малышу, то должны тут же что-то разрешить. То есть у ребенка должна быть всегда альтернатива.

Больше тонкостей общения с ребенком и способов, как договориться с непослушным малышом, смотрите в курсе Послушание без криков и угроз>>>

  1. Одной из причин истерики ребенка и его непослушания может быть простая физиологическая потребность: голод, усталость, хочет пить и т.д.;

Вы должны в это момент обнять малыша, поцеловать его и сказать ему о том, что вы понимаете его: “Да, я знаю, ты хочешь пить. Мы сейчас с тобой дойдем до первого магазина и купим тебе воды “.

И не стоит рассказывать ребёнку о своих трудностях: “У меня и так тяжёлые сумки, а ты ещё со своими просьбами”. Малыш в 3 года не способен осознать всю тяжесть вашего положения.

  1. Ребенок в 3 года не слушается и истерит из-за того что у него что-то не получается. Ваша задача помочь справиться ему с этим;

Например, разделите один большой процесс на несколько маленьких этапов. Предложите свою помощь малышу.

Если он категорически отказывается от нее и настаивает на самостоятельности, тогда разрешите ему сделать ошибки, набраться личного опыта.

А вы, в свою очередь, когда ребенок вновь будет браться за дело, с которым у него возникали трудности, подготовьте процесс так, чтобы он смог с этим справиться.

  1. Часто дети не слушаются в ходе одевания и сбора на улицу;

Малыш настаивает на том, чтобы самому завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т.д. Вы, конечно же, всегда спешите и подгоняете его, чтобы он собирался быстрее и не тормозил процесс своей самостоятельностью.

Никогда не делайте этого. Вы должны обязательно подождать, когда ребенок сам справится с тем, за что взялся и не вмешиваться со своей помощью, если только он сам не попросит вас об этом.

Читайте актуальную статью по теме: Как научить ребенка одеваться самостоятельно?>>>

Для того, чтобы это не сбивало ваших планов, заранее начните сборы на улицу, заложив лишнее время на это.

Ещё очень важно давать выбор: “Ты хочешь эту шапку надеть или другую выберешь?”

Ребенок должен чувствовать свою значимость, тогда в ситуациях, когда действительно вам нужно будет настоять на своем, он воспримет это легче и не устроит очередную истерику.

  1. Перед тем, как начать разговор с малышом, обязательно опуститесь на уровень его глаз: присядьте на колени и т.д. Обнимите его;
  2. Проговорите ребёнку вслух о его чувствах: “Я понимаю, тебе это не нравится” и предложите способы выхода из ситуации;

Например: “Тебе нельзя эту конфету, но мы сейчас пойдем и, с помощью волшебной палочки, приготовим необычные сырники”. Не забывайте: все только через игру.

  1. Спокойным голосом, обняв малыша, скажите, что сможете поговорить с ним, только, когда он хоть немного успокоится;

Уберите предмет раздражения или увидите с места, которое стало причиной конфликта.

Предложите ему так называемое “место спокойствия”. Это может быть, например, его комната, уединенное место в гостях и т.д. Скажите ребенку, что, когда он немного успокоится, вы будете ждать его на определенном месте ( назовите его).

Как справиться, когда ребенок не слушается в магазине и устраивает истерики.

Ребенок не слушается родителей в 3 года зачастую в общественных местах. Вам наверняка знакома ситуация, когда вы нормально не можете сходить в магазин вместе с малышом, не обойдясь при этом без слез и капризов.

Вот несколько способов, как снизить риск возможных конфликтных ситуаций:

  • Руки ребенка должны быть чем-то заняты. Дайте ему перед тем, как зайти в магазин, любимую игрушку;
  • Предлагайте малышу сделать выбор не больше, чем из двух единиц. В 3 года ему тяжело выбрать из 3 и более вещей. Например: “Ты будешь клубничный сок или яблочный?”;
  • Если, ни какие предпринятые вами действия не помогают, тогда выведите ребенка из магазина. Спокойно, обняв его, но при этом быстро и уверенно;

На улице остановитесь, попейте вместе с ним воды, успокойтесь и скажите: “Мне неприятно такое твое поведение. Я думала, что мы что-то купим с тобой. Но ничего, мы сходим в магазин в следующий раз.”

На что не стоит реагировать родителям.

Никогда не нужно обращать внимание на реплики и замечания посторонних людей или родных.

Во время того, как вы пытаетесь разобраться с вашим бушующим ребенком, вы можете услышать: “Ужасное поведение. Как так можно было допустить это?” или “Ну конечно, ничего удивительного, ты же так балуешь его.”

Помните! Так могут говорить только те люди, которые не только не имеют ни малейшего представления о возрастных изменениях и не интересуются этим. Они не понимают, что это нормально. Либо те люди, у кого нет собственных детей.

Помните одно: сейчас есть только вы и ваш малыш, с которым надо максимально эффективно решить возникший конфликт (смотрите также статью: Как заставить ребенка слушаться?>>>).

Что нельзя делать, когда ребенок не слушается

Существуют способы, к которым нельзя прибегать во время разрешения конфликта ни при каких обстоятельствах, как бы вам не хотелось это сделать.

  1. Никогда не уходите от проблемы;

Это значит, что нельзя давать или разрешать все, что захочет малыш, если вы делаете это в ущерб себе, лишь бы он успокоился.

Так ребенок учится добиваться всего с помощью истерик и конфликтов, а не благодаря взаимодействию, компромиссам и переговорам.

Важная статья по теме: Как вести себя с ребенком?>>>

  1. Не добивайтесь победы любой ценой;

Это, когда вы показываете свое превосходство: “Как я сказал, так и будет”.

Этим вы обрекаете своего ребенка на проявление безволия в дальнейшем. У него формируется понимание того, что есть тот, кто сильнее и старше, с ним бесполезно бороться.

В будущем это может быть начальник на работе, более авторитетный одноклассник и т.д.

При этом стоит поддерживать и сохранять свой материнский авторитет (не путайте с авторитарностью!). Подробнее о том, как это сделать, смотрите в курсе Мама-главная!>>>

Как правильно завершить конфликт, сложившийся в ходе непослушания ребенка

У каждого малыша после проявления непослушания остаётся чувство того, что он плохой.

Ваша задача убрать это ощущение.

Ребенок всегда должен себя чувствовать хорошим, любимым и нужным.

У вас должен быть ритуал примирения:

  • Протяните свою руку малышу и скажите: “Давай мириться”;
  • Это может быть “Мирись, мирись и больше не дерись”;
  • Обязательно обнимите, поцелуйте и скажите, что любите его при любых обстоятельствах.

Так вы дадите понять малышу, что знаете, почему это произошло и что это нормально, понимаете, что ребенок жалеет о непослушании и постарается больше себя так не вести.

Главное, к чему вы должны прийти в конфликтной ситуации, сложившейся из-за того что ребенок в 3 года не слушается – это здоровый компромисс.

  1. Вам нужно дать понять малышу, что у вас тоже есть свои желания и вы прекрасно понимаете то, что хочет он;
  2. Вам нужно показать ребенку, что вместе с ним вы можете всегда найти способ, как разрешить ситуацию так, чтобы при этом было хорошо и вам и ему.

И, конечно же, любовь и терпение – это должно оставаться главным девизом для вас при любых обстоятельствах!

Читайте также:

  • Как объяснить ребенку, что нельзя?
  • Медлительный ребенок
  • Как не кричать на ребенка?

Источник

Статья:

Для любого родителя очень важно, чтобы малыш развивался соответственно возрасту. Речевое развитие, один из наиболее значимых процессов в жизни. Принято считать, что к 3 годикам дети неплохо разговаривают. Но иногда случаются отклонения, которые очень беспокоят членов семьи – в свои 3 года малыш не разговаривает или разговаривает плохо.

Ребенок не говорит в 3 года: основные причины

В целом, можно выделить две основные группы причин, по которым дите в 3 года не разговаривает должным образом:

  • физиологические;
  • социальные и психологические причины.

Физиологические причины отсутствия речи у детей:

  • Проблемы со слухом. Любые проблемы, связанные с развитием слухового аппарата, оказывают негативное влияние на развитие речи малыша. Те дети, у которых наблюдается тугоухость, всегда будут отставать в плане речевого развития. Обязательно нужно проверить детский слух, обратившись к квалифицированному врачу.
  • Слабое развитие речевого аппарата. У чада могут быть слабо развиты челюстные и лицевые мышцы. Необходимо обратить внимание на наличие повышенного слюнотечения, рвотного рефлекса при попытках проглатывания твердой пищи, а также на то, часто ли приоткрыт рот. Причиной этого может стать то, что малыша слишком рано отучили от груди.
  • Недоношенная беременность;
  • Тяжелые заболевания, которые перенес в первые годы жизни.
  • Такая болезнь, как аутизм.
  • Особенности генетики. У чада может быть генетическая предрасположенность к замедленному речевому развитию. Это передается по наследству, при этом могут отсутствовать какие-либо патологии.

Психологические и социальные причины:

  • Отсутствие потребности и необходимости в разговоре. Если взрослые постоянно угадывают пожелания и опекают, то у любимца просто нет какой-либо потребности в том, чтобы донести свои желания до окружающих.
  • Психологический стресс. Из-за какого-либо события, которое негативным образом отразилось на психике, процесс развития речи может застопориться. Таким событием может послужить разлука с мамой, смена обстановки заболевание. В таком случае необходима консультация детского психолога.
  • Недостаток внимания. Если с чадом не проводят много времени, не вовлекают его в общие занятия, у него не формируется потребности в выражении своих мыслей.

Ребенок плохо говорит в 3 года: как проявляется задержка с сохранным интеллектом

Под задержкой речевого развития подразумевается ситуация, при которой малыш овладевает речью позднее, чем предусматривает возрастная норма.

Признаки задержки развития речи

Это явление характеризуется такими чертами:

  • качественное и количественное недоразвитие вокабулярного запаса;
  • несформированная экспрессивность устной речи;
  • отсутствие связной речи к 3 годам;
  • неполное проговаривание слов;
  • невозможность выразить свое пожелание.

К сведению! Определить задержку развития речи можно посредством визита к специалистам. Также, если родители много общаются с ребенком, то им станет очевидно наличие этой проблемы.

Как определить уровень развития речи у ребенка в домашних условиях?

При должном внимании, определить уровень развития речи даже в домашних условиях несложно.

К сведению! Основной параметр, на который нужно обратить внимание, это то, насколько отличается уровень развития речи конкретного малыша от этого показателя у сверстников, иными словами, насколько хуже или лучше он говорит.

Кроме этого, существуют специальные таблицы, в которых отражено соответствие динамики развития речи ребенка возрастной норме. Эта информация общедоступна и понятна даже непрофессионалу. Проведя сравнение развития речи ребенка с такой таблицей, можно выявить наличие у него проблем и пробелов, и помочь разговорить малыша.

Нормы речевого развития

К этому возрасту ребенок должен обладать связной речью, а не мычать и неадекватно реагировать. Он должен уже уметь выстраивать предложения.

Как научить ребенка говорить звук [р] без логопеда дома

К окончанию третьего года жизни должно наблюдаться следующее:

  • отчетливость речи;
  • улучшение произношения;
  • способность называть все окружающие предметы;
  • появление в вокабуляре таких частей речи, как местоимения, прилагательные и предлоги;
  • попытки согласования слов (использование родов, падежей и чисел);
  • умение запоминать и пересказывать маленькие художественные произведения.

К сведению! Именно в этот период дети, развитие речевого аппарата которых происходит в соответствии с возрастными нормами, проявляют особое желание коммуницировать как со взрослыми, так и со сверстниками. Они учатся налаживать вербальные контакты, учить привычки, начинать помогать.

Ребенок не разговаривает в 3 года: что делать

Все родители, столкнувшиеся с проблемой задержки развития речи у ребенка, задаются вопросом, почему не говорит, что делать, как научить, нужно заставить или исключить напор, сколько времени понадобится. Комаровский дает некоторые объяснения.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский, при наличии у мальчика или девочки проблем с речью, настоятельно рекомендует обратиться к квалифицированным специалистам:

  • ЛОР. Потребуется проведение аппаратного обследования слуха, аудиограммы. Это позволит определить, есть ли у ребенка проблемы со слухом.
  • Невролог. Именно наличие неврологических патологий зачастую служит причиной нарушения развития речи. Важно отметить в разговоре с врачом, когда ребенок стал воспринимать человеческую речь, в каком возрасте началось гуление, какие навыки ему присущи в 3 года.
  • Логопед. Специалисты этого профиля могут определить наличие нарушений речевого аппарата (например, короткую уздечку или слабое развитие лицевых мышц и языка).
  • Психолог. Возможно, недостаточное развитие речи объясняется причинами, связанными с психологическим состоянием.

В качестве важнейших шагов, которые необходимо предпринять родителям, доктор Комаровский выделяет следующие:

  • обследование ребенка на физические и неврологические нарушения;
  • консультации с врачом-логопедом и психологом;
  • ограничение долгого неактивного времени, которое ребенок проводит, играя в гаджеты;
  • проведение большего количества времени в общении с ребенком;
  • частое употребление названий окружающих предметов при общении с ребенком;
  • проговаривание совершаемых действий, что как будет называться.

Важно! Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за молчание. Любые попытки ребенка заговорить нужно оценивать положительно и хвалить.

При общении с ребенком в возрасте трех лет, нужно ставить перед ним несложные открытые вопросы – зачем, почему, как и т. д.

Также ему стоит читать вслух детскую литературу, разучивать короткие стихотворения, поговорки и потешки. Важно всячески стимулировать общение ребенка с другими детьми.

Желания ребенка предугадывать нельзя. У него должна быть потребность в выражении своих потребностей и пожеланий. А его просьбы нужно уточнять.

Ребенка следует ограждать от дополнительного стресса.

Медикаментозное лечение

В некоторых случаях, при наличии у ребенка задержки развития речи, врачи назначают комплекс лекарственных препаратов. Такие таблетки направлены на то, чтобы улучшить питание мозговых нейронов. За счет этого стимулируется работа речевых зон головного мозга. Среди лекарств, применяющихся в данном случае, можно выделить Кортексин, Когитум, Нейромультивит и некоторые другие.

Важно! Лекарственные препараты ни в коем случае нельзя назначать ребенку самостоятельно, сделать это может только врач, исходя из наличия реальных показаний к такой терапии.

Вместе с приемом лекарственных препаратов, перечисленных выше, обычно назначается еще комплекс мероприятий:

  • микротоковая рефлексотерапия;
  • световая терапия;
  • иглорефлексотерапия;
  • массаж;
  • занятия со специалистом в области нейропсихологии
  • летняя прогулка и разминка на свежем воздухе.

Фронтальное занятие по логопедии в подготовительной группе

Коррекционный метод

Коррекционный метод подразумевает под собой комплекс мероприятий, целью которых является устранение дефектов речи ребенка. Соответствующие мероприятия проводятся профессионалами в области логопедии и дефектологии.

Среди таких мероприятий выделяют:

  • Артикуляционную зарядку. Это специальные упражнения, направленные на то, чтобы при произношении звуков ребенок правильно использовал язык, губы, легкие.
  • Установку звуков.
  • Звукоподражание.
  • Словоподражание.
  • Логоритмика – комплекс специальных упражнений, который построен на музыке, движениях и словах.

Педагогические методы

Эту группу методов по исправлению проблем речи могут применять родители и в домашних условиях. Основным аспектом в этом методе является процесс формирования мелкой моторики.

К сведению! В ходе многочисленных исследований было выявлено, что движения, совершаемые пальцами рук, активируют ту часть головного мозга, которая ответственна за устную речь.

Соответственно, с ребенком нужно производить следующие действия:

  • заниматься зарядкой пальцев рук;
  • массировать пальцы ребенка;
  • играть в игры, связанные с вкладышами;
  • заниматься с песком и крупами, а также в воде;
  • тестировать разные на ощупь вещества;
  • устраивать пальцевой театр и театр теней;
  • лепить (подойдут как глина и пластилин, так и тесто).

Другими методиками, относящимися к педагогическому методу коррекции речи, являются следующие:

  • инсценировки;
  • театральные постановки;
  • изучение фольклора;
  • составление рассказов.

Литература по теме Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить»

В настоящее время существует большое количество литературы, посвящённой проблеме становления речи ребенка. Одной из наиболее признанных и проверенных книг в этой области является «Ребенок учится говорить».

В этой книге освещаются основные этапы становления речи, а также даны советы по тому, как способствовать ее развитию у ребенка.

Что такое речь, и как она возникла?

По мнению автора, речь – это то, что позволяет объединить людей, способствует тому, чтобы они понимали друг друга, а также помогает сформировать общие взгляды и убеждения у людей.

К сведению! Речь – неотъемлемый атрибут познания мира, отличающий человека от животных, ставящих его на ступеньку выше в развитии.

Считается, что предпосылкой возникновения речи в человеческом формате явились те сигналы (зачастую сложные), которыми животные обмениваются информацией об опасности, коммуницируют друг с другом касательно пищи, симпатии и водопоя. Иными словами, делятся опытом и впечатлениями, вырабатывают план действий. Для этого, собственно, и предназначена человеческая речь.

Как ребенок понимает речь, и какова роль движений в развитии?

Ребенок сопоставляет слова, сказанные окружающими, с событиями и людьми вокруг него, с теми чувствами и впечатлениями, которые он испытал и познал.

Согласно исследованиям, проведенным Фоминой, речь напрямую связана с мелкой моторикой. Это объясняется тем, что проекция ручной кисти занимает примерно 1/3 на коре головного мозга. Развитие речи напрямую коррелирует именно с развитием моторики кистей рук.

Как нужно разговаривать с малышом?

Разговор нужно строить четко, правильно и полностью выговаривая слова. Требуется уделять внимание окружающим ребенка предметам, выводить его на диалог, стимулировать выражение своих потребностей в словесной форме.

Подбираем правильные игры

Игры должны быть направлены на развитие мелкой моторики рук.

Это могут быть:

  • пазлы;
  • вкладыши;
  • раскраски.

Полезно занятие театром, инсценировками, хорошо сказывается работа с мячиком и мелкими деталями.

К трем годам малыш уже должен иметь довольно развитую речь. На практике часто наблюдается задержка развития речевого аппарата. Родителям необходимо обратить внимание на такую задержку, чтобы вовремя начать борьбу с ней. Важно проконсультироваться со специалистами и определить правильный порядок лечения.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник