Если ребенок не говорит в 1 5 года комаровский

Если ребенок не говорит в 1 5 года комаровский thumbnail

Первый годик жизни малыша – период одновременно и радостный, и волнительный. Мамочки читают журналы, смотрят передачи, общаются на форумах и на прогулке, сравнивая достижения крохи с другими детьми. Вот он уже научился сидеть, стоять, делает первые неуверенные шажки. И следующее ожидание связано с первым словом, которое должен сказать малыш. И снова родители волнуются, ведь по статистике все чаще диагностируются нарушения развития речи у детей. Евгений Комаровский в своих передачах рассказывает об этапах речевого развития, причинах отсутствия речи и учит, как помочь ребенку заговорить.

Речевое развитие от 0 до 12 месяцев

Врач педиатр и детский невропатолог оценивают развитие малыша в соответствии с существующими нормами:

  • к 6 месяцам ребенок начинает лепетать и гулить;
  • в год умеет произносить несколько простых слов.

Но не всегда развитие ребенка соответствует «стандарту». На то, когда кроха научится говорить, влияет ряд факторов:

  • протекание беременности и родов;
  • методы воспитания;
  • половая принадлежность.

В большинстве случаев девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики. И дефекты речи диагностируются у мальчиков чаще. Также важна генетическая детерминированность: если родственники страдали речевыми нарушениями, то риск их появления у ребенка увеличивается.

Поводом обратиться к логопеду-дефектологу является непонимание малышом 1,5 лет простых слов и полное отсутствие речи в 1,9 лет.

Многие родители гордятся, что малыш в год-полтора говорит длинными предложениями, имеет большой запас слов. Но это слишком большая нагрузка для несформированной нервной системы крохи. Следует больше гулять с ребенком на свежем воздухе, отдыхать, минимизировать информационный поток.

Почему малыш не разговаривает

Задержку речевого развития провоцируют следующие факторы:

  • Нарушения внутриутробного развития плода или травмы при родах.
  • Болезни ЦНС (центральной нервной системы): мышечный гипотонус, поражения участков головного мозга.
  • Дефекты слуха: врожденная тугоухость, глухота, снижение слуха. Такие проблемы появляются вследствие проблемной беременности, отягощенной наследственности, перенесенной в раннем возрасте бактериальной инфекции.
  • Общее недоразвитие речи (алалия). Тяжелое речевое расстройство диагностируется у детей, чьи матери курили или употребляли крепкий алкоголь во время беременности, сталкивались с проблемой гестоза (позднего токсикоза) или перенесли инфекционное заболевание.
  • Интеллектуальная отсталость разной степени выраженности. Скорректировать нарушение психического развития позволяют медикаментозная терапия и занятия с дефектологом.
  • Расстройства аутистического спектра. Замкнутость и отстраненность детей-аутистов – причина отставания в речевом развитии.
  • Нехватка внимания со стороны родителей. Если родители не комментируют свои действия, не обращаются к ребенку, его речевые навыки формируются с задержкой.

Евгений Комаровский шутя критикует мамочек, которые слишком рано тревожатся об отсутствии речи у малыша. Многие родители приходят к нему с подобной проблемой, когда крохе нет еще года.

Главной проблемой речевого недоразвития современных малышей доктор считает гаджеты. Поскольку современные дети чаще взаимодействуют с планшетами и смартфонами, нежели со своими родителями.

Евгений Олегович подчеркивает важную роль общения крохи с мамой и папой. Он понимает родителей, находящихся в постоянном стрессе. Однако рекомендует им выделять время для игр и занятий с малышом. Такое времяпрепровождение эффективней, чем медикаментозная терапия и работа логопеда.

Комаровский призывает родителей занимать кроху простыми игрушками, а не гаджетами. Играя с мячом, мишкой, машинкой или куклой, ребенку требуется участие взрослого. Родитель показывает, как играть, рассказывает о назначении предмета, выражает эмоции от процесса. Все это стимулирует развитие речи у малыша.

Как разговорить кроху

Чтобы ускорить речевое развитие ребенка, доктор Комаровский рекомендует родителям постоянно разговаривать с ним, начиная с младенческого возраста. Разговорные навыки можно сравнить с велосипедной ездой. Пока ребенок не сядет на велосипед, он не научится ездить. Аналогично и с разговорной речью. Малыш не заговорит, если взрослые не будут к нему обращаться.

В идеале начинать общаться с крохой стоит еще во время беременности и продолжать после его появления на свет.

Малыш смотрит на губы родителей, отмечает их движение во время речи. Чтобы удержать внимание ребенка, необходимо говорить с разной интонацией, скоростью и громкостью. Подобная тактика преследует одновременно две цели:

  • концентрирует внимание крохи на говорящем;
  • знакомит его с эмоциональной окраской речи.

Важно связывать образ с произносимыми словами. Для этого нужно смотреть в глаза малыша, когда к нему обращаешься. Это позволит также отследить реакцию ребенка. Показывайте на предмет, озвучивая его, что поможет связать образ и название предмета, и малышу легче будет его назвать.

Чтобы ребенок запомнил новые названия, не ленитесь повторять их снова и снова. Старайтесь, чтобы малыш научился правильно произносить. Дайте ему возможность потренироваться. Пусть попробует произнести слово или слог столько раз, сколько хочет.

Задавайте крохе вопросы, даже если он пока не сможет ответить. Можно попросить показать предмет, помахать до свидания или сделать воздушный поцелуй. После того как малыш научится говорить, продолжайте задавать ему вопросы. Это активизирует мозговую деятельность, развивает интеллект.

Побольше читайте. Сказки познакомят кроху с новыми словами, разовьют его воображение и образное мышление. Можно рассматривать картинки, просить малыша называть, что на них изображено.

Мамины колыбельные – еще один способ общения. Мелодичные звуки ласкают слух, а их повторение ускоряет речевое развитие и способствует запоминанию слов.

То, что малыш к году не говорит – это вариант нормы. По словам Евгения Комаровского, паниковать не стоит. Важно создать благоприятную атмосферу, уделить больше внимания. И очень скоро он произнесет свое первое слово. Не стоит повторять за малышом неправильно сказанные слова. Это замедляет развитие дикции и артикуляции. Сюсюканье уместно только, если ребёнок младше 6 месяцев.

✔Обратите внимание! Наш логопедический портал и его читатели высоко оценили качество услуг логопедического центра “Лидер”. ★★★★★ Это единственный центр в Москве и в Центральной России, где работают профессионалы, главный принцип которых – это исправление любых дефектов речи в кратчайшие сроки, в том числе и дистанционно онлайн. Перейти на сайт центра речи “Лидер” >>>

Источник

Авторы: Коваль Ирина

Когда родители приходят на консультацию к логопеду, часто задают вопрос: ребёнку уже 2 или 3 года, но он не говорит или говорит совсем мало – это нормально? Есть ли повод для волнения – может, нужно просто подождать, и все само наладится? Давайте обсудим этот вопрос.

Выделяют две группы факторов, обусловливающих задержку в формировании речи:

1) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки, т.е. неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых либо, наоборот, в гиперопеке. Итог – у ребенка не формируется мотивация речевого общения: в первом случае ему не к кому обращаться, во втором – незачем, его и так поймут, и всё будет сделано так, как он хочет, максимально быстро;

2) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка. В данной ситуации требуются не только изменения условий воспитания, но и помощь специалистов – невролога, детского психолога, логопеда, сурдолога или сурдопедагога. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больше сил и внимания.

К тому же если родители малыша, у которого отмечаются проблемы с развитием речи, постоянно просят его «скажи», «повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма, который может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Также проявления недоразвития речи усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, – это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги и слова. Поэтому родители обычно получают совет больше разговаривать с ребенком. Они удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Что же делать?

Нужно начинать заниматься развитием речи у ребенка как можно раньше. Самым эффективным периодом считается возраст от полутора до 5 лет, когда идет активное становление речевой функции.

Важно обратить внимание родителей на тот факт, что в общении с ребёнком, особенно раннего и младшего дошкольного возраста, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?»; «Ляля хочет бай-бай?»), сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не даст – «детская речь» будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.

Отрицательно сказывается на речи малыша также частое употребление взрослым слов с уменьшительным или ласкательными суффиксами, слов, недоступных для его понимания или сложных в звукослоговом отношении.

Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда процесс формирования речевого аппарата еще не закончен.

Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребёнка, т.е. развивается речь – развивается интеллект.

Необходимо помнить и о тесной связи функций речи и рук. Ведь движения пальцев рук, мелкая моторика коррелируют с речевой функцией. На кончиках пальцев расположены активные точки, связанные с речевыми центрами мозга. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Поэтому начинать тренировку пальцев рук ребёнка необходимо с раннего возраста. Приемы могут быть самыми разнообразными, но важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно точными и энергичными.

Упражнения для развития мелкой моторики

Рвать на мелкие кусочки бумагу (дети делают это с удовольствием).

Перебирать или нанизывать крупные бусины, складывать деревянные пирамидки, вкладыши. Движения, при этом, осуществляются двумя-тремя пальцами.

В дальнейшем задания усложняются: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Хорошо бы регулярно делать массаж пальчиков и ладошек, используя специальные колечки су-джок и мячик-ёжик.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками (например, «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Прилетели гули» и т.п..). Начинать лучше с самых простых, постепенно усложняя задания.

Занятия по развитию речи

Также хорошо работают песни и потешки. Если необходимо пропеть потешку – не стесняйтесь! Малыш будет с интересом прислушиваться к мелодии и скоро сам попытается воспроизвести её. Вначале он может протягивать одну гласную, а в дальнейшем будут добавляться согласные, слоги, слова и фразы.

Читайте и рассказывайте детские сказки и стихи. Ваше чтение должно быть настолько эмоциональным и выразительным, чтобы ребёнку хотелось вслушиваться в вашу интонацию.

В дальнейшем старайтесь больше говорить с ребенком, озвучивайте («оречевляйте») все свои действия, комментируйте то, что видите в окружающем мире, произносите слова четко, внятно, разборчиво и терпеливо.

Если есть ощущение тревоги по поводу медленного формирования речи, обратитесь за консультацией к узкопрофильным специалистам – логопеду, детскому психологу, неврологу. Скорее всего, если никаких нарушений состояния здоровья специалисты не найдут, то логопеды вам порекомендуют артикуляционную гимнастику.

И напоследок самый главный совет: не раздражайтесь и не стесняйтесь того, что ваш ребенок до сих пор не разговаривает. Ваша любовь и ваше терпение обязательно помогут преодолеть эту проблему.

Удачи вам, любящие и заботливые родители!

опубликовано 02/01/2019 08:00

обновлено 18/01/2019

– Педагогика и психология, Рост и развитие, Нервные, психические и психологические болезни, Развитие речи

Источник

Норма развития речи к полутора годам, причины отставания от сверстников, как их определить и что делать в случае выявления нарушения. Способы стимуляции речевого развития в этом возрасте.

Второй год жизни малыша – это этап первичного освоения языка. Уже пройден доречевой этап, когда малыш гулил, лепетал, произнося первые звуки. Начиная с года, идёт процесс медленного освоения малышом значимых для него слов. Но, иногда случается так, что ребёнок не говорит в 1,5 года, хотя к году в его активном словаре должно быть около 6 слов. Активный словарь – это те слова, которые он употребляет в своей речи (пассивный словарь – слова, значение которых ему известно, понятно, но он их не произносит).

Норма развития детской речи в полтора года

К началу второго полугодия дети могут иметь в своём лексиконе от 30 до 50 слов. Они употребляют их как по собственному желанию, так и в качестве ответов на вопросы окружающих.

Пассивный словарь к этому времени насчитывает гораздо большее количество слов и понятий. В следующем полугодии, то есть от полутора до двух лет, ребёнок постепенно переводит слова из пассивного словаря в активный. Это процесс нарастает, как снежная лавина. Специалисты называют его «лексическим взрывом».

Практически каждый день дети осваивают новые и новые слова. В полтора года у многих детей, имеющих развитую в соответствии с возрастными нормами речь, отмечается объединение двух слов в одно предложение. «Дай ку» (дай куклу, кубик), «Папа нет» (папы нет дома), «Баба дай» – вот несколько подобных предложений из слов-корней. Иногда дети в полтора года применяют только односложные предложения: «Бух», «Ням-ням», «Би-би».

Если речевое развитие ребёнка не соответствует среднестатистической нормам (в 1,5 года малыш не произносит не только 1-2 словные предложения, но и не говорит нужное количество слов, или вообще ничего не говорит), то родителям стоит начать стимулирование детской речи.

Возможные симптомы и причины речевого отставания

Заботясь о своевременном развитии своего чада, не стоит опираться на самостоятельно добытые сведения о норме и патологии, лучше довериться специалисту. В век информационных технологий можно, даже не будучи жителем мегаполиса, получить дистанционную консультацию по любому вопросу.

Прежде всего, нужно обратиться к детскому невропатологу, так как речь – процесс, управляемый центральной нервной системой. Поскольку речь – это процесс, оформившийся позже всех психических функций, именно поэтому это хрупкое образование первым страдает при нарушениях ЦНС. В редких случаях позднее речевое развитие генетически обусловлено у членов одной семьи.

В каких случаях в полтора года следует обратиться к невропатологу:

  • речи нет вообще, или имеется непонятный лепет;
  • ребёнок показывает пальцем или кричит, когда ему что-то нужно;
  • малыш не повторяет за взрослыми слоги и простые слова «мама, баба, папа, кис, дай, на»;
  • сначала речь появилась, а затем исчезла.

Перед обращением к врачу следует подготовиться, чтобы сообщить ему полные сведения о течении беременности и родов. Специалиста будет интересовать, не было ли патологии беременности, гипоксии плода, асфиксии в родах, когда ребёнок закричал, его оценка по шкале Апгар, и другие подобные сведения.

Возможные причины речевого отставания:

  • несовместимость по резус-фактору матери и ребёнка;
  • перенесённые женщиной во время беременности инфекционные заболевания, поздний гестоз беременных;
  • родовые травмы, привёдшие к ММД (минимальная мозговая дисфункция), гипоксии, асфиксии новорождённого;
  • педагогическая запущенность, когда детям уделяют недостаточно внимания;
  • травмы головы, нейроинфекции.

Вполне возможно, что опасения родителей не подтвердятся, и речевое развитие идёт нормально, но с небольшой задержкой. Однако лучше своевременно взяться за профилактику и коррекцию речевых нарушений, чем после сокрушаться о потерянном времени. Уже с 2 лет дети могут заниматься с логопедом и педагогом-дефектологом.

Как увидеть нарушение речевого развития

Перед тем как проводить самостоятельную диагностику развития речи, следует исключить нарушения слуха у малыша. Если он плохо слышит речь окружающих, то и воспроизвести её не сможет. Такую проверку может провести врач-сурдолог или отоларинголог по просьбе родителей. К специалистам обращаются, если дети не пользуются голосом для привлечения внимания, не реагируют на громкий звук вне поля их зрения, не поворачиваются к источнику звука.

Важный показатель нормы – развитие крупной и мелкой моторики. Если малыш неуклюж, во втором полугодии не может взять мелкую игрушку двумя пальчиками, нарисовать каракули, построить маленькую башню из кубиков, скорее всего, его моторика развита недостаточно хорошо.

Проще всего проверить понимание речи малышом, то есть наполняемость его пассивного словаря:

  • попросить его выполнить просьбу взрослого;
  • показать предмет, названный взрослым, части тела;
  • предложить выбрать одну названную взрослыми игрушку из нескольких.

В заключение оценивается состояние органов артикуляции – губ, нёба, языка. Язык может иметь укорочённую уздечку, быть слишком большим, или слишком маленьким. Если родители замечают, что язык дрожит, у малыша постоянно течёт слюна, а рот всегда приоткрыт, возможно, речь отсутствует из-за невропатологической патологии – дизартрии.

Как можно стимулировать речь в 1,5 года

Если родители внимательны к своему ребёнку, ежедневно уделяют ему достаточное количество времени, небольшое отставание удастся скорректировать самостоятельно.

Советы для родителей:

  • чаще называйте малыша по имени;
  • показывайте и называйте предметы домашнего обихода (мебель, посуда, игрушки, обувь, одежда);
  • показывайте и называйте части тела у себя, у ребёнка, у кукол, у домашних животных;
  • создавайте ситуации, когда малыш будет вынужден применить речь и не спешите за него договаривать;
  • показывайте новые предметы, игрушки, сопровождая их комментариями (какого они цвета, формы, величины, поверхности, из какого материала сделаны);
  • смотрите мультфильмы вместе с детьми, и поясняйте все, что происходит на экране, спрашивайте, кого видят, что делает герой;
  • не оставляйте надолго включённым телевизор в комнате, где находится малыш – постоянный звуковой фон не даёт ему возможности вслушаться в речь окружающих, она станет для них неинтересна, потеряет значимость;
  • поясняйте словами все свои действия и предметы, которыми пользуетесь;
  • задавайте малышу вопросы и сами же на них отвечайте, это приём вытеснит из детской речи упрощённые слова; давайте образцы правильной речи.

Чаще рассматривайте с детьми картинки, на которых изображены дети, животные, знакомые предметы, предложите показать зайку, мишку, машину и т.д. Чтение стихов, потешек, прибауток, сказок с простым сюжетом отлично способствует речевому развитию детей с полутора до двух лет.

На видео ниже показаны упражнения пальчиковой гимнастики, которая стимулирует развитие речи.

Важно помнить, что подавляющее большинство причин речевых задержек связано с тем, что родители недостаточно занимаются с детьми, или не занимаются ими вовсе, отдавая ситуацию на откуп бабушкам. В этом случае приходится долго ждать пока малыш скажет своё первое слово. При своевременной работе дети разговаривают не хуже, а часто лучше своих сверстников.

Источник