Если ребенок не говорит мама в 2 года

день рождения у девочки 2 года

Как часто в моей почте оказываются письма-просьбы с одним вопросом: “Ребенку почти 2 года, а он так и не говорит МАМА. Да и в целом говорит мало, неохотно. Что делать? “

Если посмотреть на это со стороны психологии, то если ребенок не говорит в 2 года, волноваться маме не нужно. Любое волнение – это результат сравнения своего ребенка с другими детьми, или с нормами советских учебников. Сейчас все чаще логопеды отмечают более позднее развитие речи у детей.

Если еще 10 лет назад, нормой речевого развития было умение в 1 год произносить минимум 10 слов, то сейчас все чаще встречаются дети, которые в 2 года произносят 2-4 слова и прекрасно с этим живут. Ребенку это не мешает, а вот мама – волнуется и создает излишнее напряжение.

Процесс становления речи проходит у всех деток по-разному. Одних научить легко и просто, у других же возникают некоторые трудности. И если вы задумались, как научить ребенка говорить в 2 года, то вам стоит рассмотреть этот вопрос со всех сторон.

Нормы речевого развития

Нормы – это лишь статистические показатели и сухие данные. Только вы, зная своего малыша, сможете понять его «норму». На развитие речи, как и на многое другое, влияют индивидуальные возможности ребенка, а также ряд психологических и физиологических особенностей, которые не учитываются при составлении примерных сроков появления речевых форм.

  • 1-2 месяца – общение происходит интонационно. Вы можете понять, доволен ваш ребенок или нет;
  • 2-5 месяцев – период гуления. Кроха произносит что-то похожее на привычные слова;
  • 8 месяцев – 1 год 2 месяца – лепет. В этом возрасте малыш уже может подражать животным, говорить короткие слова из одного слога. Например «мяу-мяу» или «дай»; Читайте важную информацию о том, что должен уметь ребенок в 1 год>>>
  • 1 год 5 месяцев – 2 года 6 месяцев – рост словаря и первые предложения. Ребенок активно «цепляет» новые слова, складывает их в предложения. Поначалу это короткие фразы из 2 слов, а чем старше становится «болтун», тем больше у него словарный запас;
  • 2 года 7 месяцев – 3 года 6 месяцев – грамматический строй, закрепление предложений. В этом возрасте дети формулируют предложения уже более четко. Также на этот период приходятся словесные игры, проговаривание и сочинение историй вслух.

Обратите внимание:

  1. Девочки начинают общаться немного раньше, чем мальчики. Они не всегда быстро осваивают фразы, но стараются подражать взрослым, повторяя их слова и манеру выражения;
  2. Мальчики же первое, что начинают говорить, – это «действия» и им легче составлять грамматически верные предложения. Поэтому, если вы пытаетесь научить говорить, учитывайте и эту особенность.

Стоит ли паниковать?

Вы – заботливая мама, любящая свою кроху сильнее, чем кто-либо другой и конечно вас интересует, почему ребенок не говорит в 2 года, как его научить и главное, есть ли повод для паники или это просто индивидуальный процесс развития. Читайте также: Когда ребенок начинает говорить?>>>

В первую очередь советую понаблюдать за поведением малыша. Нет ли чего-то такого, что вас смущает.

  • Обычно «молчуны», которые пока еще не хотят говорить, ничем не отличаются от болтливых друзей;
  • Если ваше сокровище самостоятельно раздевается, выполняет просьбы, понимает, что от него хотят – повода для беспокойства быть не должно.

Постарайтесь принять, что нет единого возраста, когда дети по команде начинают говорить, ходить, самостоятельно есть и многое другое. И невозможно научить их делать все по команде. Некоторые детишки молчат до 3 лет, а потом в садике начинают говорить больше всех.

Как понять, что обстановка благотворно влияет на развитие речи?

Когда ребенок не говорит в 2 года, есть смысл посмотреть не только на его поведение, но и на окружающую среду. Обратите внимание на такие факторы:

  1. Активное общение в семье;
  2. Отсутствие постоянного шума в квартире (радио, телевизор, компьютер);
  3. Общение со сверстниками;

Кроме этого, ваш ребенок нуждается, чтобы каждый его день был как праздник. Интересные увлекательные события нередко помогают разговориться детям. Особенно, когда бабушка или дедушка спрашивают, как прошел день, чем он запомнился, и при этом не звучит громко-работающий телевизор.

Как побудить к разговору?

Возможно, что ваш ребенок очень хочет говорить, но не знает, с чего начать. Многие дети формулируют предложения, стараются их произнести, но в какой-то момент закрываются в себе.

Если ребенок не говорит в 2 года, что делать? Повторюсь, не волноваться! Научить малыша говорить не так-то сложно, как многие пугают.

Чтобы научить говорить вашу кроху попробуйте советы описанные ниже:

  • Не ругайте ребенка, потому что он молчит. Негативное отношение к речи складывается как раз из-за того, что взрослые могут неправильно себя повести.

Попросите близких людей отнестись к этому вопросу максимально серьезно. Также проясните эту тему и с воспитателем в яслях. Ваш малыш заслуживает уважения, несмотря на то, что он пока общается жестами;

  • Радуйтесь, когда ваша кроха произносит слова. Поощряйте и одобряйте новые выражения и звуки. Можете научить его отмечать каждое «покоренное» слово;
  • Повторяйте названия предметов вместе с малышом. Это можно делать на прогулке, по дороге на занятия или даже сидя дома;
  • Задавайте больше вопросов. Постарайтесь не лишать ребенка возможности отвечать на вопросы. Не перебивайте его и дожидайтесь ответа;
  • Не предугадывайте желания малыша. Показывает пальчиком на стакан – сделайте вид, что не понимаете, что же он хочет;
  • Больше читайте рассказы, сказки, истории. Пойте песенки, проговаривайте стишки. Ребенок должен слышать речь;
  • Не просто говорите с ребенком, а делайте это правильно. Не коверкайте слова, не сюсюкайте;
  • Покривляйтесь вместе с малышом. Ребенка надо научить цокать, высовывать язык, надувать мыльные пузыри.

Важно! Заведите себе тетрадь, куда будете фиксировать новые звуки и слова. Это даст вам полную картину роста словарного запаса.

Почему ребенок может не говорить?

Причин, по которым ребенок не хочет говорить в 2 года, две. Они обе не связаны с болезнями, пережитыми травмами и задержками в развитии. Именно поэтому вы без проблем сможете решить их.

  1. «Тишина» в общении с ребенком. Логопеды, психологи и опытные педагоги рекомендуют говорить с новорожденным с первых его дней.
Читайте также:  Народные средства против насморка ребенку 2 года

Для кого-то это может показаться странным, ведь грудничок и мама общаются с помощью объятий, прикосновений, и это само собой разумеющееся. Но ребенок должен слышать речь с самого начала, чтобы иметь интерес к ней. И чтобы впоследствии его было легче научить говорить. Если вокруг всегда тихо, и вы мало разговариваете – исправляйте это и сможете сразу же убедиться в правильности этого метода.

От себя хочу добавить, что самое лучшее общение – это совместная игра. Вы играете с игрушками, говорите с ними и за них, а ребенок постепенно втягивается и начинает лепетать вместе с вами.

  1. Вторая причина – это то, как говорят родители и другое окружение. Если речь взрослых вокруг ребенка беглая, быстрая, нечеткая, то дети не в состоянии все это повторить. Отсюда и возникает проблема, которую вы можете решить, просто замедлив темп речи. Причем не только в общении с крохой, но и всегда, когда он находится в непосредственной близости.

Легкие способы устранения барьеров у малыша

Кроме милых потешек, легких песенок, которые часто встречаются на уроках у логопеда, можно дома самостоятельно заниматься с вашим подрастающим болтуном. Для этого есть несколько простейших хитростей.

  • Хитрость №1: «Ничего не понимаю» поможет ребенку преодолеть барьер, а дальше научить его будет уже просто;

Поиграйте с ребенком в игру, будто вы совершенно не понимаете, что он хочет. Показывает пальцем на конфету, дайте ему в руку игрушку. Но не ругайте его, не смейтесь, а комично разыгрывайте ситуацию: «ах, какая я непонятливая».

Также можно играть и с игрушками, которые предварительно необходимо расположить высоко, чтобы ребенок не достал. Когда он жестами объясняет, какую игрушку ему подать, давайте ему совершенно другую.

Важно! Каждой игрушке дайте имя или обозначьте ее словом, которым ребенок должен ее называть. «Киса», «Собачка», «Кукла Катя» и т. д.

Когда будете протягивать ему игрушку, повторите несколько раз: «Дать тебе собачку? Держи собачку».

Ребенок начнет повторять за вами все слова, а возможно, если будете играть часто, он поймет, что незачем терять время в объяснении непонятливому взрослому, проще сказать и сразу получить нужную вещь.

Совет! Проявите терпимость к начинающему болтуну. Заинтересуйте его яркой игрушкой, но сразу не отдавайте. Постарайтесь достичь момента, когда ребенок повторит за вами имя игрушки.

Неадекватная реакция ребенка: крики, топанье ногами и т. д. – означают «стоп игре». Игрушку в таком случае давать нельзя.

  • Хитрость №2: «Самое важное поручение» легкий способ научить малыша болтать с удовольствием.

Дети с самых ранних лет любят, когда на них возлагают ответственность. Поэтому старайтесь чаще просить ребенка принести что-то или узнать у папы, бабушки, дедушки какую-то важную информацию.

Обязательно объясните малышу, как вы возлагаете на него надежды и что он незаменим. Только он может справиться с такой непосильной задачей. Это станет стимулом для ребенка, ведь чтобы выполнить задание, нужно заговорить.

  • Хитрость №3: «Договори за меня».

Всеми любимый и известный способ, помогающий детям говорить без страха ошибиться. Вы произносите начальный слог и побуждаете своего малыша договорить за вас следующий. Благодаря коллективному творчеству, ребенок сможет «разговориться». Но таким способом не стоит злоупотреблять, чтобы не было как в анекдоте про месяца;

Одна мамочка решила научить говорить свою маленькую дочку. И начали они с месяцев.

– Давай с тобой расскажем месяца. Ян…

– Варь!

– Фев…

– Раль!

– Ма…

– Рт!

– А дальше сама, сможешь?

– рель, нь, ль, густ…

Собирая воедино мои советы, я могу точно сказать одно: если ребенок не говорит в 2 года, хотя вы стараетесь его научить – это еще не повод для паники. Разговаривайте, пойте, болтайте и главное – веселитесь, и все будет хорошо!

Читайте также:

  • Почему ребенок не слушается?
  • Как развить самостоятельность у ребенка?
  • Почему дети плохо спят?

Источник

Есть такая шутка – сначала родители ждут, когда же ребенок заговорит, а потом не дождутся, когда же он замолчит.

Маленьких исследователей мира называются «почемучками», им все интересно и своими вопросами и разговорами они способны «заболтать» самую терпеливую мать. Однако встречаются и молчуны. Вот уже все сверстники вовсю разговаривают, а этот малыш не говорит даже «мама». С определенного возраста такая ситуация вызывает у родителей вполне оправданное беспокойство.

Когда нужно волноваться?

Для каждого ребенка «удобен» свой темп развития. Один раньше залепетал, другой первым начал садиться или вставать на ножки, а третий пошел и заговорил раньше своих товарищей по песочнице. Если возрастные вариации укладываются на пару месяцев, волноваться не стоит.

Однако знать нормы речевого развития детей нужно всем родителям. Если отставание делается значительным (а логопеды считают вариантом нормы запаздывание того или иного навыка не более чем на 2-3 месяца), лучше обратиться за консультацией к специалисту.

Пресловутое слово «мама» дети обычно начинают говорить к году или полутора годам. А если первый день рождения уже давно отпраздновали, а долгожданного слова все еще нет? Пора бежать по врачам?

Консультация специалиста никогда не помешает. В вопросе развития речи не стоит ждать, пока все образуется «как-нибудь само». Однако, чтобы не впадать в панику раньше времени, присмотритесь к своему малышу. Вполне возможно, что он просто немного задерживается с произнесением столь ожидаемых родителями слов и ничего страшного не происходит.

Важные факторы:

  1. Годовалый ребенок понимает обращенную к нему речь. То есть откликается на собственное имя, дает адекватную реакцию на слова родителей.
  2. Отсутствуют нарушения слуха и зрения.
  3. Младенческое «агуканье» сменила лепетная речь. Каким-то подражательными слогами ребенок уже пытается обозначать конкретные слова.
  4. В играх заметно стремление повторять за взрослым, выполнять заданные действия.

В раннем возрасте процесс формирования речи тесно связан с развитием психики и мышления. Родителям стоит проследить и за этими аспектами. Если какие-то подозрения все же возникли, лучше всего обратиться за консультацией к специалистам.

Читайте также:  Доска для рисования для ребенка 2 года

Кого посетить:

  • невролога;
  • детского психолога;
  • логопеда-дефектолога.

Читайте также: Слого-буквенные схемы для профилактики и коррекции дисграфии

Как научить ребенка говорить «мама»?

Итак, если ваш малыш по мнению врачей развивается в соответствии с нормой, никаких особенных проблем у него нет, но пока почему-то не разговорился, родителям по силам немного форсировать события.

Основное условие для правильного формирования речи – это общение. Самое большое заблуждение некоторых мам и пап заключается в том, что им кажется, будто ребенок их пока не понимает, а значит и разговаривать с ним не нужно. Все это совсем не так!

Чем больше вы будете общаться с малышом, тем больше слов окажутся в его пассивном словаре. А значит, со временем перейдут и в активный. Кроме того, именно слушая обращенную к нему речь, ребенок учится разговаривать!

Как общаться с маленьким ребенком:

  • Используйте в своей речи правильные формы слов. Несомненно, многие малыши говорят «бо-бо» про царапину или «би-би» про все виды транспорта. Это звучит очень мило, но родителям не стоит упрощать ребенку обучение. Пусть какое-то время «длинные» слова побудут в пассивной форме, но со временем малыш заговорит так, как надо!
  • Старайтесь говорить простыми, понятными ребенку словами. Повторяйте их много раз каждый день.
  • Разговаривайте по возможности четко и повернувшись к малышу лицом. Именно «считывая» артикуляцию ребенок учится произносить новые слова.
  • Создавайте иллюзию диалога. Задавайте вопросы и отвечайте на них сами. Но делайте небольшую паузу, дайте возможность ребенку в один прекрасный момент вставить знакомое слово.
  • Говорите обо всем. Комментируйте процесс одевания, умывания, рассказывайте о том, что видите на прогулке и так далее. Ведь малыш узнает мир при помощи родителей.
  • Не включайте «фоном» телевидение или радио. Такие звуки не воспринимаются маленькими детьми как речь, а значит ничему его не научат.
  • Используйте соску-пустышку пореже. Как малыш заговорит, если у него все время занят рот? Кроме того, постоянное сосание может испортить прикус и привести к неправильной артикуляции.

Во что играть, чтобы научить разговаривать?

Маленькие дети требуют много нашего внимания. Используйте это время для игр, которые помогут ему развиваться:

  • Всевозможные сортеры, шнуровки, игры с бусинами, крупами и прочими мелкими деталями прекрасно стимулируют мелкую моторику. Как известно, это важная составляющая в процессе формирования речи.
  • Пальчиковые игры и массаж ручек тоже помогут малышу заговорить. Повторяющиеся изо дня в день приговорки про сороку-ворону или стишок «пальчик-пальчик, где ты был?» очень быстро запомнятся малышу и он сможет рассказывать его вместе с вами.
  • Артикуляционная гимнастика вполне может быть освоена и годовалым крохой. Выбирайте самые простые упражнения. Пусть ребенок покажет, как он умеет улыбаться, вытянет губы, изображая хобот у слона, подразнит вас, показав язык и т. д.
  • Если ребенок произносит какие-то слоги, повторяйте за ним. Например, «На-на-на». Вместе очень весело! А теперь немного измените слог: «ны-ны-ны», призывая ребенка повторять за вами. Прекрасно! Вы научили его новому звуку.
  • Пойте песенки и рассказывайте знакомые детские стишки, останавливаясь перед произнесением последнего слова («Уронили мишку на пол, оторвали мишке….»). Довольно скоро малыш сам захочет помочь вам закончить предложение, ведь он хорошо запомнил слово, которое надо произнести.
  • Читайте вместе книги. Если ребенку до года еще трудно долго удерживать внимание на тексте, просто рассматривайте картинки. Рассказывайте, кто там нарисован, задавайте вопросы. Дети очень любят такое времяпрепровождение.

Читайте также: Когда нужны занятия психолога с детьми 2-3 лет?

Больше позитива и хорошего настроения! Не давите на ребенка, заставляя его говорить. Постоянные окрики и принуждение могут привести к возникновению речевого негативизма, а справиться с ним будет уже не так просто.

Хотите, чтобы ребенок поскорее сказал «мама»? Играйте в прятки. Закрывайте свое лицо руками и говорите: «где мама? – вот мама!» Очень скоро ваш малыш будет и сам радостно выкрикивать долгожданное слово.

Однако хотим напомнить, что по статистике только меньше половины детей первым словом произносит «мама». Чаще это бывает «папа»,«дай», «на-на», «ам-ам»:-) Не принимайте это близко к сердцу. Первым может быть любое слово с повторяющимися слогами или то, которое проще выговорить. Вы же знаете, все равно больше всех на свете он любит вас!

Дата публикации: 13.10.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

Источник

Хочу поделиться c мамочками своим опытом о том, как за 5 месяцев мы сумели «разговорить» нашего молчуна.

Сейчас все чаще встречаются детишки, которые в 2-3 года не говорят, но при этом они здоровы и не имеют отклонений в умственном развитии. Вот и нас эта проблема не обошла стороной. Когда Максим в 1 год не произносил положенные 10 слов, я еще ни о чем не переживала – до двух лет молчат многие. Но когда в 2и5 его речевое развитие осталось на уровне нескольких звукоподражаний, и он не говорил даже «мама», я начала понемногу паниковать.

Считается, если ребенок до трех лет не заговорит, появятся отклонения в психическом развитии. Поэтому стоит ли писать о том, как я волновалась за сына и хотела ему помочь.

1) Первым делом мы по рекомендации знакомых пошли к очень хорошему неврологу. Врач направил на обследование и назначил лекарства.

В течение месяца мы принимали Пантогам с Кавинтоном, но положительной динамики не последовало.Тогда врач назначил 10 уколов с Церебролизином + Пантогам и Когитум. Хотелось, конечно, избежать такого вмешательства в организм, но наше отчаяние и страх, что ребенок будет не таким как все, были намного сильнее. Мы все-таки проставили уколы и пропили лекарства. После чего начался прогресс – ребенок стал повторять за мной слоги! Но два слога вместе еще не мог произнести…

Все остальные действия предпринимались практически единовременно, поэтому неясно, что именно повлияло, однако результат не заставил себя долго ждать – через 5 месяцев ребенок уже во всю говорил предложениями и цитировал любимые книжки.

2) Мы пошли на занятия в школу развития по системе М. Монтессори (изначально методика была разработана как коррекционная – для детей с отклонениями в развитии).

Читайте также:  Какого размер яичек у ребенка в 2 года

Макс с удовольствием посещал занятия 4 раза в неделю и спокойно оставался там без меня на 3 часа (ему было на тот момент 2и6). Это был первый опыт социального общения без маминого присутствия. Ребенок впервые столкнулся с тем, что его мычание никто не понимает, а уже через месяц занятий он пытался что-то говорить окружающим.

Во времена моего детства малышей отдавали в садик очень рано – примерно с 10 месяцев. Я считаю,что это, конечно, крайность, однако тогда детки были более социально адаптированы, чем сейчас, и в полтора года они уже во всю стихи рассказывали! Поэтому, на мой взгляд, очень важно ребенка, который не говорит, ввести в социальную среду. Только делать это нужно мягко и постепенно, чтобы не возникло страха или каких-либо психологических проблем.

3) Потом мы сходили к остеопату.

За два сеанса врач устранил последствия родовой травмы (они есть у 99% людей в том или ином виде): тонус мышц в грудном отделе позвоночника, несимметрично напряженные мышцы в шейном отделе и напряжение в голове с левой стороны (там же, к слову, находится и речевой центр). Результат заметили даже педагоги в школе развития – малыш стал какой-то другой, более общительный.

Помимо лекарств, врачей и занятий, которые лишь создают благоприятную базу для дальнейшего развития, я проделала огромную работу с ребенком самостоятельно:

1. Стимулирование речевой активности. Мы пели!

Важно понимать, что речь формируется поэтапно, шаг за шагом:

ЗВУКИ – ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОГИ – ЦЕПОЧКИ СЛОГОВ – ЛЕПЕТНЫЕ СЛОВА – СЛОВА – ФРАЗЫ – ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Большой ошибкой является мнение о том, что ребенок СРАЗУ ЗАГОВОРИТ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ, если на данный момент он не произносит даже слов.

Когда я поняла, что малыш находится на этапе звуков, я перестала ждать от него слов и уж тем более предложений, а начала стимулировать произношение слогов, сначала одинаковых – ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д. Причем делала это пропевая. Т.е. в любой совместной игре я начинала монотонно напевать цепочку из одинаковых слогов, и через какое-то время ребенок начал за мной повторять! Это был нереальный восторг! Оказывается, петь песенки – заразительно! 🙂

Затем я пропевала другой слог, пока ребенок не начинал его за мной повторять, потом цепочки из нескольких слогов – ма-мо-му и так далее, постепенно усложняя. Это было нелегко, новые слоги давались с трудом. Главное, не отчаиваться, ведь речь развивается по принципу качелей, сначала “раскачивается” потихоньку, а потом все сильнее и сильнее, пока, наконец, не пойдет само собой…

2. Развитие моторики.

Практически на каждом шагу мне встречалась информация о значимости мелкой моторики для развития речи. Поэтому мелкую моторику мы развивали практически с самого рождения – играли в пальчиковые игры, перебирали мелкие предметы, пересыпали крупу, рисовали пальчиковыми красками, лепили из пластилина, чистили вареные яйца, играли со шнуровками, пуговицами, замочками и т.д., но ребенок не говорил:(

И только на одном ресурсе я нашла информацию, что на развитие головного мозга и, в частности, речи влияет крупная моторика. И тут я поняла, что все это время мы не тем занимались… В свои 2,5 года Максим не умел самостоятельно спускаться и подниматься по ступенькам двумя ногами, только приставным шагом, не умел прыгать, ловить мяч, спотыкался, когда бегал, не говорю уже об умении кататься на самокате, велосипеде и т.д. Тогда мы, конечно же, начали активно заниматься физическим развитием – делали зарядку, прыгали на кровати, кувыркались, учились ходить по лестницам вверх-вниз обеими ногами, играли в мяч, бегали, много ходили пешком, установили дома спорткомплекс.

Вывод такой: без крупной моторики бесполезно развивать мелкую, и наоборот. Все взаимосвязано и должно развиваться вместе.

3. Различные упражнения на артикуляцию, дыхание и чувство ритма.

Для развития речевого аппарата важно делать артикуляционную гимнастику. Казалось бы, нет ничего проще и веселее, чем погримасничать с малышом перед зеркалом! Но мой ребенок в упор не хотел высовывать язык и строить рожицы, более того, даже злился, когда я начинала показывать эти упражнения. Зато он очень любил есть макароны! Поэтому я варила длинные спагетти и любовалась всей этой «артикуляционной гимнастикой».

Из упражнений на дыхание мы любили дуть на одуванчики, выдувать мыльные пузыри, задувать свечки, а также дуть через трубочку в мыльную воду и делать большую пену!

Для развития чувства ритма я, при чтении стихов, в ритм слегка похлопывала Макса по руке, ноге и т.д. То же самое делала и под музыку.

4. Полезные пособия для развития речи:

1) Книжки-ступеньки.

2) Плакат Лены Даниловой “Где? Куда? Откуда?”. Задавая вопросы по картинке, стимулируем ребенка произносить слова (вопросы, кстати, на нем же написаны). Попутно запоминаем предлоги и учимся правильно склонять слова.

Также мой сын очень любил рассматривать фотографии с самим собой. Я задавала по ним вопросы: что это? кто это? что делает? где? Поначалу сама же на них и отвечала, но потом и малыш начал их комментировать.

3) Очень крутой альбом! В нем поэтапно собрано все, что необходимо для развития речи – слова от простых к сложным, пальчиковые игры, упражнения на дыхание и артикуляцию, чистоговорки и многое другое.

Когда Максим начал произносить слова, он практически сразу стал складывать их во фразы и предложения. Сейчас нам три года, а малыш болтает не хуже свои ровесников – рассказывает стихи, цитирует книжки, поет песенки, активно интересуется окружающим миром и даже выдает смешные перлы. Если бы мы ничего не предпринимали, неизвестно сколько бы еще пришлось ждать и нервничать. Намного приятнее замечать положительные изменения, которые происходят ежедневно благодаря нашим совместным усилиям! Желаю и вашим деткам поскорее научиться говорить! Главное, не ждите, а вовремя начните действовать!

Источник