Если ребенок начал говорить в 3 года
У меня достаточно много подруг/знакомых с детьми, которые знают о наших проблемах с речью, о том, через что нам пришлось пройти. Когда их дети достигали определённого возраста, я неизбежно слышала вопросы стоит ли бить тревогу, если ребёнок не говорит, что он должен говорить и сколько, что нормально, а что не очень.
Так что сейчас я попробую с позиции человека, который посмотрел воочию картину тотальной алалии и проблем с развитием, рассказать когда действительно стоит бить тревогу и идти по врачам/логопедам/психологам.
Основные звоночки колокола проблем с развитием и речью
Вас должно насторожить не то, что соседская Маша уже в год говорит кучу слов, а ваш ребёнок молчит, как рыба. Нет. Вас должно насторожить:
1. Понимает ли малыш речь по возрасту
Понимание речи формируется раньше произношения и в норме выглядит примерно так:
Из материалов С.В. Батяевой
Из материалов С.В. Батяевой
Обратите внимание на сроки: они довольно растянуты, так как у всех детей развитие разное. Но поправка на индивидуальное развитие должна быть адекватной и не превышать 2-3 месяцев. То есть, если ребёнку уже 1,3-1,6, а он не может показать даже самые базовые бытовые предметы или игрушки и выполнить наипростейшие просьбы, то это повод не пускать на самотёк, а поскорее обратится за консультацией к специалистам.
Если ребёнок понимает речь, но не говорит, то сравнительно допустимо ждать до 3,2, но не дольше. И уж точно не следует ориентироваться на небылицы типа: “Соседский Вася молчал до 5-7-10 лет, а сейчас отличный, умный парень”. Обратите внимание: в таких историях люди практически всегда рассказывают не про свой опыт, а про чей-то. То есть, они не могут знать, что там на самом деле было и чем закончилось, но при этом успешно вводят родителей в заблуждение и подселяют чувство ложной безопасности, что препятствуют раннему началу лечения и занятий.
2. Реагирует ли ребёнок на обращённую речь
Маленькие дети любят внимание взрослых и в норме хорошо откликаются на имя, охотно общаются и слушают по своим возможностям, смотря в лицо.
фото из открытых источников
фото из открытых источников
Дети с проблемами развития типа сенсорной и сенсомоторной алалии, аутизмом ничего из этого не делают. По крайней мере до 1,6-1,8 (и это ещё очень повезло) взрослых для них как будто не существует. Зовите, говорите сколько хотите – ребёнок будет дальше заниматься своими делами и даже не посмотрит на вас.
Кстати, нормально, если ребёнок не всегда реагирует на обращённую речь. Делайте поправку на то, что он может смотреть мультик или увлеченно играть. Но вариант, когда на вас регулярно, занят ребёнок или нет, обращают внимание только на 15-20 раз настойчивых домогательств, должен вызвать сильное беспокойство.
3. Наличие слюнотечения и проблемы с глотанием твёрдой пищи
Слюнотечение может сохраняться пока не прорежутся все зубы. Если зубы прорезались сравнительно рано, то слюнотечение может в норме быть до 2 лет +/- 2 месяца.
Проблемы с глотанием тоже норма до определённого возраста, но если вам около 2 лет, а ребёнок всё давится и не может научится жевать, это плохо. Да, это может быть следствием постоянного кормления через ниблер и блендер, но может говорить и о дизартрии. При дизартрии ребёнок будет вас понимать, но заговорит поздно и с дефектами из-за плохой подвижности и недостатка иннервации мышц речевого аппарата.
В случае дизартрии также светит долгая работа с неврологом и логопедом.
4. Отсутствие неречевой коммуникации
Она задерживается не только у аутистов, но и у всех детей с нарушениями развития. При алалии, ЗПР, РАС дети не используют указательный жест, чтобы обратить внимание взрослого на что-либо, не просят помощи, у них долго отсутствует интерес к общению с другими людьми.
Алалики и дети с ЗПР охотнее идут на контакт, они не против объятий, но даже в этом случае часто инициатива пообниматься исходит только от взрослого.
Это главные признаки, по которым не дожидаясь трёх лет, а иногда и 1,5-2, уже можно бежать к неврологу и логопеду, чтобы начинать занятия и лечение.
Впрочем, даже если вы заметили признаки позже, не надо паниковать – надо заниматься и работать над проблемой. При раннем выявлении (хотя бы до 3,5-4 лет) нарушения развития не неизлечимы и вполне успешно корректируются, пусть это и занимает много времени, сил и денег.
Ещё больше о симптомах проблем с развитием вы можете найти в этом материале.
Спасибо, что уделили внимание прочтению статьи! Буду рада, если вы поставите лайк и подпишитесь на мой канал 🙂
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Как выбрать логопеда для ребёнка с алалией, аутизмом и другими нарушениями развития
Простые приёмы для улучшения понимания обращённой речи у детей с аутизмом, алалией и ЗПР
Как усадить и мотивировать заниматься ребенка с аутизмом, ЗПР или алалией
Источник
Статья даст определение такому понятию как задержка речевого развития и подскажет методы устранения данной проблемы.
Задержка речевого развития у детей 3 лет: причины
Прежде, чем вы начнете беспокоиться и искать симптомы задержки речевого развития (ЗРР) у своего малыша, примите во внимание следующее: речевое развитие ребенка достаточно индивидуальный процесс.
Если трехлетний ребенок вашей приятельницы рассказывает на память стихи, а ваш малыш молчит – это не повод бить тревогу. Это повод внимательнее присмотреться к своему малышу и его поведению. Кроме того, малышу придется пройти медицинское обследование и, скорее всего, изменить привычный досуг.
Не забывайте, понятие «речи» у специалистов и среднестатистических родителей разное! Специалисты различают пассивную и активную фазу речи, тогда как для родителей речь – это навык говорения. Если с пассивной фазой речи у ребенка все хорошо, значит, нужно набраться терпения и немного подождать.
А теперь о причинах ЗЗР. Они носят биологический и социальный характер.
Биологические:
- Наличие минимальной мозговой дисфункции (ММД). Это весьма популярный нынче диагноз, который не входит в Международный классификатор болезней. В переводе на обычный язык диагноз означает, что существует определенное сочетание симптомов, свидетельствующих о том, что головной мозг выполняет свою работу немножко не так, как написано в умных медицинских книгах. Причинами ММД могут быть: проблемная беременность и тяжелые роды, частые болезни в младенческом возрасте с их тяжелым течением, осложнения после прививок, черепно-мозговые травмы.
- Тугоухость.
- Генетическая предрасположенность.
- Наличие ДЦП, раннего аутизма, синдрома Дауна, синдрома гиперактивности.
Важно: Доказано, что современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники 20 лет тому назад. Объяснение достаточно банальное: современные дети слишком поздно переходят на твердую пищу. Помните: жевание самая лучшая зарядка для мышц речевого аппарата!
Социальные/педагогические:
- Неблагоприятная социальная среда. Увы, но в данном случае речь идет о дефиците общения, которое наблюдается, в том числе, и у детей из благополучных семей.
- Эмоциональные стрессы.
- Билингвизм.
- Гиперопека.
- Чрезмерно информированная среда.
Задержка речевого развития у детей 3-3,5 лет: медикаментозное лечение
Важно: любое самолечение опасно! Заниматься медикаментозным лечением ребенка без предписаний специалиста – преступление!
Если ваш малыш не разговаривает, и нет положительной динамики в его развитии, значит стоит обратиться к группе специалистов. Обязательно проконсультируйтесь с
- педиатром, наблюдающим ребенка с рождения,
- детским неврологом,
- детским отоларингологом,
- логопедом,
- иногда нужна консультация детского психолога и психиатра.
Только после консультации может быть назначен общий комплекс методов по преодолению ЗРР, в который входит и медикаментозное лечение.
Как правило, для медикаментозного лечения используются препараты, активно питающие нейроны головного мозга и участвующие в создании новых нейронных связей. Кроме того, в этот комплекс может входить препарат, активирующий работу речевых центров головного мозга человека. В некоторых назначениях могут присутствовать йодосодержащие лекарственные средства.
Чаще всего используются следующие препараты:
- глицин,
- когитум,
- кортексин,
- мильгамма,
- пантогам,
- семакс,
- тонотен,
- фенибут,
- церебролизин,
- церепро,
- энцефабол.
Важно: Дозировку и длительность курса назначает лечащий врач!
Кроме медикаментозного лечения обязательно назначается комплекс коррекционно-развивающих занятий, включающий
- расширение понятийного аппарата,
- разработку крупной и мелкой моторики,
- предметно-сенсорную терапию,
- музыкотерапию,
- массаж, в т.ч. пальчиковый,
- зарядка, в т.ч. пальчиковая,
- логоритмику,
- арттерапию,
- артикуляционную гимнастику.
Как научить разговаривать ребенка в 3 года: упражнения
Вы будете удивлены, но даже обычную прогулку можно превратить в занимательное упражнение, поскольку развивают речь не карточка Домана или модная игрушка, а общение со взрослым человеком.
1. Выразительно комментируйте все, что делает ребенок. Например, ребенок открывает дверь. Взрослый внятно говорит: «(Имя ребенка), открывает дверь!» и т.д. Особенно хорошо это делать во время прогулки. Ведь так можно не только называть предмет, но и озвучивать его. Например: «Смотри, это кошка. Кошка рыжего цвета. Кошка говорит «мяу»!» и т.д.
2. По возможности, озвучивайте все действия малыша: упал – «бу-бух», идет – «топ-топ», хлопает в ладоши – «хлоп-хлоп», ложиться спать – «баю-бай».
Оба упражнения нужно начинать делать как можно раньше.
3. Замечательный вариант веселого занятия: утренняя зарядка в сопровождении веселых стишков.
Стишки для утренней зарядки малыша
4. Обязательно выучите и проговаривайте веселые песенки-потешки с повторяющимся окончанием. Например,
Малышечек вяки-вяки,
Поросенок хрюки-хрюки,
А теленок муки-муки,
Индюшок курлы-курлы.
5. Занимайтесь развитием фонематического слуха. Пример упражнений для развития фонематического слуха вы найдете ниже.
Игры для развития фонематического слуха
6. Дыхательные упражнения, которые вы вполне можете делать с ребенком самостоятельно: задувать свечи, надувать воздушный шарик, задувать ватный шарик в ворота, дуть через соломку в стакан с водой. Главная задача таких упражнений: научить ребенка вырабатывать воздушную струю необходимой силы и продолжительности.
Примеры упражнений для развития речевого дыхания
7. Артикуляционная гимнастика призвана укрепить мышцы речевого аппарата ребенка. В качестве методического материала можно использовать специальный плакат со всем комплексом артикуляционных упражнений. Упражнения для такой гимнастики представлены в видео «Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений ».
Видео: Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений
Как научить разговаривать ребенка в 3 года: игры
Не забывайте о пластилине, рисовании ладошками и пальчиками, мозаике, тактильном лото и т.д. Кроме того, замечательно влияет на развитие речи пальчиковый кукольный театр, главными актерами в котором являются животные.
Игрушки для пальчикового кукольного театра
Совершенно не повредят крохе и сеансы пальчиковой гимнастики.
Пример пальчиковой гимнастики для развития речи
Как научить разговаривать ребенка в 3 года: развивающие занятия
Высокую оценку специалистов, работающих с различными дефектами речи, получили разработки отца и дочери Железновых. Музыкальные материалы Железновых часто используются на занятиях логоритмикой. Множество материалов для проведения занятий находится в свободном доступе на тематических сайтах.
Категории детей, которым занятия по логоритмике необходимы
Ребенок в 3, 3,5 года не разговаривает – что делать: Комаровский
В конце статьи вы можете ознакомится с видеоуроком Школы доктора Комаровского, отвечающим на основные вопросы родителей относительно задержки речевого развития ребенка.
Видео: ШДК: Как помочь ребенку научиться разговаривать? Энтеросорбенты – Доктор Комаровский
Источник
Статья:
Для любого родителя очень важно, чтобы малыш развивался соответственно возрасту. Речевое развитие, один из наиболее значимых процессов в жизни. Принято считать, что к 3 годикам дети неплохо разговаривают. Но иногда случаются отклонения, которые очень беспокоят членов семьи – в свои 3 года малыш не разговаривает или разговаривает плохо.
Ребенок не говорит в 3 года: основные причины
В целом, можно выделить две основные группы причин, по которым дите в 3 года не разговаривает должным образом:
- физиологические;
- социальные и психологические причины.
Физиологические причины отсутствия речи у детей:
- Проблемы со слухом. Любые проблемы, связанные с развитием слухового аппарата, оказывают негативное влияние на развитие речи малыша. Те дети, у которых наблюдается тугоухость, всегда будут отставать в плане речевого развития. Обязательно нужно проверить детский слух, обратившись к квалифицированному врачу.
- Слабое развитие речевого аппарата. У чада могут быть слабо развиты челюстные и лицевые мышцы. Необходимо обратить внимание на наличие повышенного слюнотечения, рвотного рефлекса при попытках проглатывания твердой пищи, а также на то, часто ли приоткрыт рот. Причиной этого может стать то, что малыша слишком рано отучили от груди.
- Недоношенная беременность;
- Тяжелые заболевания, которые перенес в первые годы жизни.
- Такая болезнь, как аутизм.
- Особенности генетики. У чада может быть генетическая предрасположенность к замедленному речевому развитию. Это передается по наследству, при этом могут отсутствовать какие-либо патологии.
Психологические и социальные причины:
- Отсутствие потребности и необходимости в разговоре. Если взрослые постоянно угадывают пожелания и опекают, то у любимца просто нет какой-либо потребности в том, чтобы донести свои желания до окружающих.
- Психологический стресс. Из-за какого-либо события, которое негативным образом отразилось на психике, процесс развития речи может застопориться. Таким событием может послужить разлука с мамой, смена обстановки заболевание. В таком случае необходима консультация детского психолога.
- Недостаток внимания. Если с чадом не проводят много времени, не вовлекают его в общие занятия, у него не формируется потребности в выражении своих мыслей.
Ребенок плохо говорит в 3 года: как проявляется задержка с сохранным интеллектом
Под задержкой речевого развития подразумевается ситуация, при которой малыш овладевает речью позднее, чем предусматривает возрастная норма.
Признаки задержки развития речи
Это явление характеризуется такими чертами:
- качественное и количественное недоразвитие вокабулярного запаса;
- несформированная экспрессивность устной речи;
- отсутствие связной речи к 3 годам;
- неполное проговаривание слов;
- невозможность выразить свое пожелание.
К сведению! Определить задержку развития речи можно посредством визита к специалистам. Также, если родители много общаются с ребенком, то им станет очевидно наличие этой проблемы.
Как определить уровень развития речи у ребенка в домашних условиях?
При должном внимании, определить уровень развития речи даже в домашних условиях несложно.
К сведению! Основной параметр, на который нужно обратить внимание, это то, насколько отличается уровень развития речи конкретного малыша от этого показателя у сверстников, иными словами, насколько хуже или лучше он говорит.
Кроме этого, существуют специальные таблицы, в которых отражено соответствие динамики развития речи ребенка возрастной норме. Эта информация общедоступна и понятна даже непрофессионалу. Проведя сравнение развития речи ребенка с такой таблицей, можно выявить наличие у него проблем и пробелов, и помочь разговорить малыша.
Нормы речевого развития
К этому возрасту ребенок должен обладать связной речью, а не мычать и неадекватно реагировать. Он должен уже уметь выстраивать предложения.
Как научить ребенка говорить звук [р] без логопеда дома
К окончанию третьего года жизни должно наблюдаться следующее:
- отчетливость речи;
- улучшение произношения;
- способность называть все окружающие предметы;
- появление в вокабуляре таких частей речи, как местоимения, прилагательные и предлоги;
- попытки согласования слов (использование родов, падежей и чисел);
- умение запоминать и пересказывать маленькие художественные произведения.
К сведению! Именно в этот период дети, развитие речевого аппарата которых происходит в соответствии с возрастными нормами, проявляют особое желание коммуницировать как со взрослыми, так и со сверстниками. Они учатся налаживать вербальные контакты, учить привычки, начинать помогать.
Ребенок не разговаривает в 3 года: что делать
Все родители, столкнувшиеся с проблемой задержки развития речи у ребенка, задаются вопросом, почему не говорит, что делать, как научить, нужно заставить или исключить напор, сколько времени понадобится. Комаровский дает некоторые объяснения.
Советы доктора Комаровского
Доктор Комаровский, при наличии у мальчика или девочки проблем с речью, настоятельно рекомендует обратиться к квалифицированным специалистам:
- ЛОР. Потребуется проведение аппаратного обследования слуха, аудиограммы. Это позволит определить, есть ли у ребенка проблемы со слухом.
- Невролог. Именно наличие неврологических патологий зачастую служит причиной нарушения развития речи. Важно отметить в разговоре с врачом, когда ребенок стал воспринимать человеческую речь, в каком возрасте началось гуление, какие навыки ему присущи в 3 года.
- Логопед. Специалисты этого профиля могут определить наличие нарушений речевого аппарата (например, короткую уздечку или слабое развитие лицевых мышц и языка).
- Психолог. Возможно, недостаточное развитие речи объясняется причинами, связанными с психологическим состоянием.
В качестве важнейших шагов, которые необходимо предпринять родителям, доктор Комаровский выделяет следующие:
- обследование ребенка на физические и неврологические нарушения;
- консультации с врачом-логопедом и психологом;
- ограничение долгого неактивного времени, которое ребенок проводит, играя в гаджеты;
- проведение большего количества времени в общении с ребенком;
- частое употребление названий окружающих предметов при общении с ребенком;
- проговаривание совершаемых действий, что как будет называться.
Важно! Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за молчание. Любые попытки ребенка заговорить нужно оценивать положительно и хвалить.
При общении с ребенком в возрасте трех лет, нужно ставить перед ним несложные открытые вопросы – зачем, почему, как и т. д.
Также ему стоит читать вслух детскую литературу, разучивать короткие стихотворения, поговорки и потешки. Важно всячески стимулировать общение ребенка с другими детьми.
Желания ребенка предугадывать нельзя. У него должна быть потребность в выражении своих потребностей и пожеланий. А его просьбы нужно уточнять.
Ребенка следует ограждать от дополнительного стресса.
Медикаментозное лечение
В некоторых случаях, при наличии у ребенка задержки развития речи, врачи назначают комплекс лекарственных препаратов. Такие таблетки направлены на то, чтобы улучшить питание мозговых нейронов. За счет этого стимулируется работа речевых зон головного мозга. Среди лекарств, применяющихся в данном случае, можно выделить Кортексин, Когитум, Нейромультивит и некоторые другие.
Важно! Лекарственные препараты ни в коем случае нельзя назначать ребенку самостоятельно, сделать это может только врач, исходя из наличия реальных показаний к такой терапии.
Вместе с приемом лекарственных препаратов, перечисленных выше, обычно назначается еще комплекс мероприятий:
- микротоковая рефлексотерапия;
- световая терапия;
- иглорефлексотерапия;
- массаж;
- занятия со специалистом в области нейропсихологии
- летняя прогулка и разминка на свежем воздухе.
Фронтальное занятие по логопедии в подготовительной группе
Коррекционный метод
Коррекционный метод подразумевает под собой комплекс мероприятий, целью которых является устранение дефектов речи ребенка. Соответствующие мероприятия проводятся профессионалами в области логопедии и дефектологии.
Среди таких мероприятий выделяют:
- Артикуляционную зарядку. Это специальные упражнения, направленные на то, чтобы при произношении звуков ребенок правильно использовал язык, губы, легкие.
- Установку звуков.
- Звукоподражание.
- Словоподражание.
- Логоритмика – комплекс специальных упражнений, который построен на музыке, движениях и словах.
Педагогические методы
Эту группу методов по исправлению проблем речи могут применять родители и в домашних условиях. Основным аспектом в этом методе является процесс формирования мелкой моторики.
К сведению! В ходе многочисленных исследований было выявлено, что движения, совершаемые пальцами рук, активируют ту часть головного мозга, которая ответственна за устную речь.
Соответственно, с ребенком нужно производить следующие действия:
- заниматься зарядкой пальцев рук;
- массировать пальцы ребенка;
- играть в игры, связанные с вкладышами;
- заниматься с песком и крупами, а также в воде;
- тестировать разные на ощупь вещества;
- устраивать пальцевой театр и театр теней;
- лепить (подойдут как глина и пластилин, так и тесто).
Другими методиками, относящимися к педагогическому методу коррекции речи, являются следующие:
- инсценировки;
- театральные постановки;
- изучение фольклора;
- составление рассказов.
Литература по теме Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить»
В настоящее время существует большое количество литературы, посвящённой проблеме становления речи ребенка. Одной из наиболее признанных и проверенных книг в этой области является «Ребенок учится говорить».
В этой книге освещаются основные этапы становления речи, а также даны советы по тому, как способствовать ее развитию у ребенка.
Что такое речь, и как она возникла?
По мнению автора, речь – это то, что позволяет объединить людей, способствует тому, чтобы они понимали друг друга, а также помогает сформировать общие взгляды и убеждения у людей.
К сведению! Речь – неотъемлемый атрибут познания мира, отличающий человека от животных, ставящих его на ступеньку выше в развитии.
Считается, что предпосылкой возникновения речи в человеческом формате явились те сигналы (зачастую сложные), которыми животные обмениваются информацией об опасности, коммуницируют друг с другом касательно пищи, симпатии и водопоя. Иными словами, делятся опытом и впечатлениями, вырабатывают план действий. Для этого, собственно, и предназначена человеческая речь.
Как ребенок понимает речь, и какова роль движений в развитии?
Ребенок сопоставляет слова, сказанные окружающими, с событиями и людьми вокруг него, с теми чувствами и впечатлениями, которые он испытал и познал.
Согласно исследованиям, проведенным Фоминой, речь напрямую связана с мелкой моторикой. Это объясняется тем, что проекция ручной кисти занимает примерно 1/3 на коре головного мозга. Развитие речи напрямую коррелирует именно с развитием моторики кистей рук.
Как нужно разговаривать с малышом?
Разговор нужно строить четко, правильно и полностью выговаривая слова. Требуется уделять внимание окружающим ребенка предметам, выводить его на диалог, стимулировать выражение своих потребностей в словесной форме.
Подбираем правильные игры
Игры должны быть направлены на развитие мелкой моторики рук.
Это могут быть:
- пазлы;
- вкладыши;
- раскраски.
Полезно занятие театром, инсценировками, хорошо сказывается работа с мячиком и мелкими деталями.
К трем годам малыш уже должен иметь довольно развитую речь. На практике часто наблюдается задержка развития речевого аппарата. Родителям необходимо обратить внимание на такую задержку, чтобы вовремя начать борьбу с ней. Важно проконсультироваться со специалистами и определить правильный порядок лечения.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник