Если ребенок левша задержка в речевом развитии
В первые три года жизни малыша мы не придаем значения (и правильно делаем), какой рукой он берет игрушки или листает страницы книжки. Главное, чтобы ему это было по душе, вызывало неподдельный интерес и восторг! К 4-ем годам формируется главенствующая рука у ребенка, и, если в семье есть левши и ребенок сам выбирает левую руку, мешать и переучивать его не надо.
Есть причины
Как показывают специальные исследования, значительный процент леворуких детей имеет нарушения речевого развития вследствие несформированности речевого звукоразличения. Эта сфера психической деятельности попадает в зону риска у левшей, и ее недоразвитие сказывается на успешности освоения как уст-ной, так и письменной речи, а также на успешности всего процесса школьного обучения. Поэтому дошкольника нужно целенаправленно обучать звуковому (звуко-буквенному) анализу – умению слушать, слышать и выделять звуки, определять их порядок и последовательность в слове.
Внешне речь «левшат» великолепна, но попробуйте проверить у них обозначенные выше фонематический слух, артикуляторные способности, спросите, что именно означает то или иное слово, и окажется, что они воспринимают, запечатлевают и, соответственно, используют чужую речь глобально, целыми блоками, так сказать, без ненужных подробностей. Трудности возникают потом, когда ситуация обучения требует достаточной сформированности каждого из психологических факторов, а не только умения «поддержать разговор».
То же самое может происходить и в процессе чтения. Маленький левша в 4 года легко пересказывает целые страницы «прочитанного» им текста, а потом выясняется, что каждая из отдельных букв ему неизвестна.
Следующая проблема, которая может возникнуть, – трудности в запоминании нужных слов в том значении, в котором они употребляются взрослыми.
Сейчас много говорят о так называемой патологической (компенсаторной) леворукости, которая развивается у детей, страдающих нервно-психическими расстройствами, задержками общего и речевого развития. Возможности компенсаторной перестройки деятельности мозга чрезвычайно высоки. Важно работать с ребенком, создавать благоприятные условия для его развития и не ждать, когда речевые нарушения пройдут сами по себе.
Цветок, распустившийся сразу
Развитие речи у левшей некоторые авторы научных статей ассоциируют с цветком, распустившимся сразу, за одну ночь, прямо из земли. Эти дети могут достаточно долго молчать или демонстрировать маловразумительный лепет и вдруг (как правило, в 3-х летнем возрасте) начать говорить сразу большими, грамматически оформленными, как речь взрослого человека, фразами. Более того, речь выглядит «взрослой» и интонационно, и содержа-тельно. Ребенку приходится усваивать многие моторные навыки не автоматическим повторением, а подбором логических связей – делать все «через ум». И, конечно, тщательно контролировать свои движения.
Для развития речевой деятельности необходим сенсомоторный фундамент, который активно влияет на речевые структуры. Ведь что бы мы ни делали, нам при необходимости требуются в полном объеме движения глаз, языка, рук, ног. Но, главное, они должны взаимодействовать как единый отлаженный механизм, не мешая друг другу.
Как уже говорилось, левши-то как раз демонстрируют ситуацию, когда эти системы работают «вразнобой», а это препятствует развитию практически всех психических процессов. В нейропсихологическом контексте все эти проблемы тесно связаны с недостаточно сформированными подкорково-корковыми взаимодействиями и механизмами парной работы полушарий мозга.
Профилактика
Для оптимизации словарного запаса существуют игры: лото, «Я знаю пять…» (ребенок одновременно с ударом по мячу называет имена, растения, предметы красного цвета, месяцы, животных и т.д.). В «Я знаю пять…» акцент ставится именно на различных группах, классах предметов, явлений природы, названий городов и т.п.
Отметим эффективность работы с магнитофоном – таким образом ребенок начинает слушать и слышать себя, у него формируется то, что является самым ценным в самоосознании человека, – обратная связь (то самое «зеркало»). Прослушивания собственной речи прекрасно оптимизируют процессы обучения любому предмету.
Очень полезно четкое проговаривание любого текста перед зеркалом с четкой артикуляцией (хорошо бы и с жесто-мимическим сопровождением) произносимых слов. Предлагайте такие игры, которые вынуждали бы ребенка подбирать однозначно нужные слова.
Полезно попросить ребенка узнать тот или иной предмет (ситуацию, явление природы, еду и т.п.) по описанию, назвать его, рассказать, какой он еще может быть и что с ним можно делать. Предложить ребенку закончить словосочетание.
Для расширения речевых возможностей, у ребенка есть три источника:
1. постоянное общение с вами, в котором вы высту-паете в роли «говоруна», не умолкающего ни на минуту;
2. закрепление образа слова через комплекс разнооб-разных ощущений (зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и т.д.) и манипуляций с ним;
3. как это ни консервативно звучит – бесконечное приобщение к литературе.
Глубже в тему
После общения с ребенком-левшой складывается впечатление, что они просто выстраивают свои собственные пространственные схемы и модели. А поскольку пространства без времени не существует, представления о времени у «левшат» также своеобразное. Все эти особенности в школьном возрасте переходят в проблемы с чтением и письмом.
Высокая вербальная одаренность леворуких людей объясняется тем, что их речевые центры представлены симметрично в левом и правом полушариях. Совместная работа речевых центров выступает как условие возникновения особой одаренности. Письмо и чтение – асимметричные виды деятельности. Письмо осуществляют только одной рукой, а читают в русском языке слева направо. Кроме того, форма большинства букв асимметрична. У маленьких детей асимметрия мозга еще не полностью сформирована, пространственные отношения трудны для анализа, поэтому иногда возникает зеркальное отражение.
Важно понимать, что предпочтение направления слева направо или справа налево регулируется мозгом.
Снижение частоты проявления зеркального отражения и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает обычно своей функциональной зрелости. Развивать мозолистое тело можно при помощи кинезиологических упражнений.
Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе:
1. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. Почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
2.Положите ладошки на стол. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите упражнения в обратном порядке.
3.Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайте их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
4. Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
5. Положите на стол 10-15 карандашей. Необходимо со-брать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
6. Делайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.
7. Горизонтальная восьмерка. Соедините руки на уровне глаз «домиком». Наклоните голову к правому плечу. Нарисуйте в воздухе соединенными руками на весь возможный «размах крыльев» горизонтальную восьмерку. Повторите в другую сторону, положив голову на левое плечо.
Источник
Статья:
Итак, вы провели тесты на определение ведущего полушария у ребенка. И теперь точно знаете, что ваш ребенок – левша. В этой статье мы расскажем, какие особенности развития встречаются у правополушарных детей и как лучше обучать левшат.
Как было сказано ранее, правое полушарие отвечает за образы и чувства. Поэтому малыши-левши очень эмоциональные и творчески одаренные дети. Они хорошо рисуют, лепят, часто имеют абсолютный музыкальный слух. К тому же у левшей отличная память, они способны запоминать большое количество информации (потому что память – образная). Левши пользуются своей логикой, поэтому способны найти нестандартный выход из ситуации или необычное решение задачи. И эти плюсы, безусловно, нужно использовать для развития и обучения ребенка-левши.
Вместе с этим, левшам сложно воспринимать и запоминать буквы и цифры, концентрировать внимание, левши долго включаются в работу, долго формулируют ответ. То есть именно то, что требуют от ребенка в школе, левшам дается тяжело. По статистике среди всех неуспевающих в школе, левшей в 2,5 раза больше, чем правшей.
Зеркальное письмо и чтение, которые встречаются почти у всех левшей, также мешают ребенку полноценно освоиться в школе. Левши начинают читать «про себя» справа-налево, понимают, что прочитали бессмыслицу и не решаются произнести это вслух. Отсюда у учителей может сложиться мнение, что ребенок либо не умеет читать, либо читает очень медленно. Зеркальное письмо и чтение обычно проходит к 10 годам, то есть после начальной школы.
Не будем забывать, что именно в первых классах у ребенка закладывается ощущение собственной успешности или неуспешности, желание обучаться и познавать мир. Поэтому важно развивать ребенка-левшу задолго до школы, чтобы в школу он пришел подготовленный и адаптированный к требованиям образовательной системы.
Особенности развития речи у левшей
Речь у левшей является «слабым звеном». Дети-левши, как правило, начинают говорить позже сверстников (в 3 года), но говорят сразу предложениями (грамотными и содержательными). Они копируют речь целиком, не осознавая и не анализируя ее смысл. Часто можно встретить случаи, когда ребенок-левша в 4 года пересказывает страницы текста, при этом, не зная ни одной буквы и не понимая значение слов. Левши более подвержены заиканию и нарушениям звукопроизношения. Так же встречается неверное употребление предлогов и различение букв, цифр.
Что делать родителям, если ребенок – левша?
Прежде всего, примите ребенка таким, какой он есть. Не ругайте за медлительность, чрезмерную эмоциональность, проблемы с письмом, чтением, вниманием и так далее. У вашего левши масса талантов, которые он обязательно проявит, если вы создадите благоприятные условия.
Помочь левше вы можете следующим образом:
- Развивайте координацию движений. Двигательная активность, прогулки на свежем воздухе, зарядка, спортивные секции, плавание – всё это поможет ребенку гармонично развить взаимодействие между полушариями, зрительно-моторную память, ориентацию в пространстве.
- Обустройте рабочее место. Настольная лампа должна стоять справа, ручку лучше использовать капиллярную (чтобы паста быстрее высыхала при письме). В школе детей учат писать буквы в слове слитно, без отрыва ручки от листа бумаги. Такая методика не применима к левшам, как и проверка на скорость чтения.
- Учите «тактильно». Правое полушарие отвечает за тактильные ощущения и чувства, поэтому левшам тяжело дается заучивание наизусть и зрительное восприятие информации. Но левши отлично обучаются кинетически. Например, чтобы научиться застегивать пуговицы, возьмите ручки ребенка в свои и вместе застегните и расстегните все пуговицы. Чтобы легче запомнить цифры и буквы (а также их правильное написание), вы можете их лепить, рисовать пальчиками на песке, крупе. Такие упражнения развивают мелкую моторику, а вместе с ней и речь.
При обучении левшей, помните, что им тяжело даются абстрактные понятия, то, что нельзя пощупать (слова, цифры, термины). Поэтому старайтесь делать свои занятия максимально наглядными и осязаемыми (чтобы можно было пощупать, потрогать, впечатлиться).
Для того, чтобы помочь левше выучить наизусть стихотворение или правило по школьному предмету, используйте его образную память.
Например, надо выучить стихотворение Некрасова «Крестьянские дети».
Ребенок проговаривает стихотворение по одной строчке, и после каждой строчки рисует и дополняет свою картинку. «Однажды в студеную зимнюю пору…» – возможно, на рисунке появится зимний фон, снег. «Я из лесу вышел; был сильный мороз.» – появится на рисунке лес, автор и так далее.
Сейчас в продаже есть много интересных книг с упражнениями для левшей. Вот несколько из них:
Т.Пятница “Игры для левшат: готовимся к школе”
Т.Пятница “Игры для левшат: занимательные задания”
Т.Пятница “Игры для левшат. Возьмите в руку карандаш”
О.Крупенчук Адаптация леворукого ребенка
- Тренируйте речь и слуховое внимание. Больше разговаривайте, объясняйте, играйте в игры на развитие речи.Причем вашу речь, беседу, лучше подкреплять яркими образами, впечатлениями, тогда значение слов легче запомнится. Например, одно дело – если вы показываете лошадь в книге и называете «лошадь», другое дело – если малыш погладил настоящую лошадь, может быть, покатался на ней. Во втором случае он точно запомнит, что это была «лошадь».
- Включайте ребенка в выполнение бытовых действий (убрать игрушки, помочь маме на кухне) – такая деятельность незаметно, но эффективно развивает мелкую моторику, глазомер, ориентацию в пространстве.
Главное, понять, что леворукость (правополушарность) – это нормально, это особый креативный вид мышления, который не надо менять. Надо лишь чуть-чуть помочь ребенку-левше в освоении некоторых функций, чтобы он чувствовал себя уверенно и комфортно среди правшей.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник
Мозг человека не симметричен. Это значит, что левое и правое полушария отвечают за разные функции. Левое контролирует логику, правое – образы, чувства, эмоции. Кроме того, одно из полушарий всегда доминирует над другим.
В этой статье мы поговорим о познавательных, эмоциональных и поведенческих особенностях детей, которые появились на свет с ведущим правым полушарием. В большинстве случаев такие дети рождаются левшами.
Особенности мышления ребёнка-левши
Начнем с познавательных функций. Каких способностей мы ждем от ребенка? Чтобы он хорошо соображал, был внимательным, усваивал и запоминал информацию. Как раз с этим у правополушарных детей, скорее всего, будут проблемы.
Мышление ребенка-левши имеет свои нюансы: он мыслит образами, и с классической логикой ему сложновато. Выстраивание взаимосвязей, разделение важного и второстепенного, способность обобщать – все это дается с трудом.
Однако такие дети способны видеть нестандартное в самых обыденных вещах и могут придумать необычное решение задачи.
Их образное мышление позволяет им увидеть всю ситуацию целиком, не опираясь на четкие логические цепочки.
Внимание – также не самая сильная сторона ребенка-левши. Ему трудно сосредоточиться, собраться. Собственно, дефицит внимания – та проблема, с которой часто приходится обращаться к специалистам.
Память левшей также опирается на образность, основана на впечатлениях. Они способны запоминать большое количество информации, сохраняя в памяти мельчайшие детали, полученные на ощупь, зрительно, на слух. Но при этом опосредованная, знаковая память (через ассоциации) у них хромает. Они испытывают сложности с запоминанием, например, букв и цифр.
Эмоции играют определяющую роль и в познавательной деятельности левшей, и в особенности их поведения. Яркие и сильные эмоции часто мешают ему трезво осмысливать ситуацию (как человеку в состоянии предаффекта).
Таким детям сложнее даются самоконтроль, нормативное поведение, послушание.
Помните про дефицит внимания? А вот и гиперактивность.
В нормативном поле левшам сложнее. Пик трудностей приходится на начальную школу, когда деятельность ребенка становится оцениваемой. «Не слушается, не может успокоиться, невнимателен, плохо соображает» – эмоциональные, творческие дети-левши такие оценки, увы, получают часто. Они долго включаются в работу, долго формулируют ответ.
Учитель, например, просит классифицировать предметы. Левополушарный ребенок, скорее всего, машинки и фрукты положит отдельно. Ведь это логично. Ребенок-левша может фрукты и технику сложить в одну кучку – ссылаясь, например, на одинаковость цвета. Это «логика» левшей.
У таких детей часто встречаются зеркальное письмо и чтение, и эта особенность тоже доставляет им массу неприятностей.
Еще им свойственно читать текст «про себя», зачастую справа налево. Поняв, что прочитали бессмыслицу, они не решаются произнести это вслух. Учителя при этом делают вывод, что ребенок либо не умеет читать, либо делает это слишком медленно. А ведь именно в первых классах у ребенка закладывается ощущение собственной успешности или неуспешности. Ситуация неуспеха сильно сказывается на детской самооценке.
С другими когнитивными функциями – такими как ощущение, восприятие, представление и воображение – у левшей все намного лучше. Картина мира воспринимается ими гораздо ярче, живее, чувственнее. У правополушарных детей очень сильно развито воображение. В их представлении мир трансформируется в нечто большее, из реального с легкостью становится воображаемым.
Творческие способности, интуиция, чувственность (сочувствие и эмпатия) – сильная сторона левшей.
Они хорошо рисуют, лепят, часто имеют абсолютный музыкальный слух.
Особенности развития речи у левшей
Если первые простые слова давались малышу довольно легко, он повторял за родителями «мама» и «папа», то более сложные слова уже начинают вызывать у него сложности.
Ребенок может не проговаривать слова полностью, не улавливать их смысл или повторять одни и те же слова по нескольку раз. Более взрослые дети, начиная строить фразы, с одной стороны, все правильно выстраивают интонационно, держат тему разговора, а с другой – могут так переставить в предложении слова местами, что ничего невозможно понять.
Это не психическое и не органическое неврологическое заболевание. Просто превалирование образного восприятия над абстрактно-логическим привносит в речь ребенка свои особенности.
Считается, что в левом полушарии – том самом, которое в случае левшей менее активно, – находятся речевые центры, отвечающие за построение речи и понимание ее смысла. А в правом полушарии – том самом, которое у левшей доминирует – «рождается» образное восприятие речи.
В итоге ребенок хорошо понимает образную оболочку слова, а содержательную улавливает с трудом.
По этой же причине ему трудно выстраивать фразу в логическом порядке. У левшей часто встречается неверное употребление предлогов и проблемы с различением букв.
При чтении ребенок больше ориентируется на начертание, форму слова, нежели на распознавание знаков (букв). Текст он воспринимает целиком, зачастую не вдаваясь в логику содержания. А потому не может ни объяснить, ни пересказать прочитанное. Кстати, именно поэтому дети-левши могут позже начать говорить, но зато сразу же предложениями. Просто они копируют речь целиком, не осознавая и не анализируя ее смысл.
Речь для левши – скорее, картинка или (если на слух) мелодия.
Он речь не слышит – слушает. При этом воспроизведение интонации, темпа, тембра, тональностей – это его конек. Его подражательные способности на высоте.
Получается, что дети-левши пропускают главное, а усваивают второстепенное? На каком-то этапе развития – да. Но позднее красота, сочность, образность языка могут превратиться в дар литератора. А врожденная чувствительность к тонкостям графического начертания, цвету, эффектам определит в нем призвание дизайнера.
Ребенку-левше, конечно, можно и нужно помочь. И сделать это лучше еще до школы.
С помощью специальных занятий по нейрокоррекции можно наладить нейронную связь между двумя полушариями, сделать нагрузку на каждое полушарие более равномерной – дефицитарные функции (внимание, контроль поведения, двигательное поведение) начнут развиваться активнее. А также добиться того, чтобы связи внутри самих полушарий стали более дифференцированными – чем сложнее нейроны сцеплены между собой, тем лучше работает мозг.
На занятиях ребенок начинает усваивать понятия последовательности, структурирования, организации, стратегии, цели.
Детей-левшей ни в коем случае нельзя переучивать. Жесткое и насильственное вмешательство в незрелую, впечатлительную психику ребенка, необоснованная борьба с его природой может нанести ему серьезную психологическую травму, последствия которой будут преследовать его всю жизнь в виде повышенной возбудимости, агрессивных и неадекватных реакций на внешние ситуации, астении, тревожности, несамостоятельности, неуверенности в себе.
Невротические состояния негативно влияют на моторную функцию воспроизведения речи. Внутренние зажимы на уровне психики могут проявиться и на физическом уровне: в форме логоневрозов (заиканий), спастики челюстей, бруксизма (скрипения зубами), гипертонуса или, наоборот, гипотонуса мышц артикуляционного аппарата – и, как следствие, нарушения звукопроизношения.
Главное, что стоит уяснить родителям правополушарных детей:
леворукость – это абсолютно нормально.
Она свидетельствует об особой креативности мышления, которую не надо переламывать. Просто иногда, на определённых этапах развития, вашему ребёнку может потребоваться помощь специалистов.
Источник