Если ребенок 4 года ведет себя странно

Если ребенок 4 года ведет себя странно thumbnail

Мальчики в 2 раза чаще страдают расстройствами развития, чем девочки. Причины нарушений различны: недоношенность, осложнения при родах, болезнь во время беременности, низкий вес при рождении и так далее. При этом любое расстройство, пусть и незначительно, осложняет дальнейшую жизнь, а вот проявляется с самого детства. Поэтому в наших же интересах вовремя выявить его, чтобы успешно устранить.

Мы в AdMe.ru выяснили, по каким признакам можно самостоятельно распознать наиболее частые нарушения в развитии: аутизм, дислексию, дисграфию и гиперактивность.

Аутизм

Начинает проявляться обычно в возрасте 2 лет, к 5 годам симптомы становятся более заметными. В это время и ставят диагноз. Интересно, что, по статистике, у девочек аутизм встречается в 4 раза реже.

Вопреки устоявшемуся стереотипу, аутизм не мешает людям развиваться и самореализовываться. Главная проблема, с которой они сталкиваются, — трудности в общении, особенно с незнакомцами. Впрочем, важно знать, что при сильном желании аутизм вполне успешно поддается коррекции.

Самостоятельно распознать расстройство можно по не вполне обычному поведению ребенка:

  • Он боится общения с незнакомыми людьми, а во время разговора не может держать зрительный контакт. Неспособен к эмпатии и, как следствие, не умеет сочувствовать: может смеяться, когда кто-то плачет, и наоборот.
  • Склонен к автоматическим действиям. Может раскачиваться, как маятник, ритмично стучать по какой-либо поверхности, расставлять игрушки в ряд по самостоятельно придуманному принципу. Занятие не вызывает скуки, ребенок может делать это в течение нескольких часов. Взгляд в это время обычно отсутствующий.
  • Не чувствует социального контекста: ведет себя одинаково дома, в садике или школе, в гостях у чужих людей. Общается со всеми в одной манере. Может говорить незнакомым взрослым «ты» или, наоборот, обращаться на «вы» к сверстникам.
  • Не может овладеть невербальной техникой общения. Не понимает жесты других людей, сам их почти не использует. В особенно тяжелых случаях отмечается полное отсутствие мимики.
  • Боится любых изменений. Даже незначительная перестановка мебели может спровоцировать истерику или приступ паники. То же самое относится к рациону питания, маршрутам в школу или садик и другим вещам, к которым ребенок привык.
  • Обладает развитыми рецепторами: любит ощупывать предметы, чувствует тончайшие запахи. Часто пристально рассматривает текстуры дерева, камня и подобных им материалов. Обычно имеет высокий болевой порог и может ради интереса пощипывать или покалывать собственную кожу.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Сокращенно — СДВГ. Вопреки общественному мнению, такое нарушение имеет смысл подозревать у детей не младше 4 лет и только в том случае, если признаки проявляются изо дня в день. Если симптомы есть, но они редки, ребенок абсолютно нормален. Это расстройство успешно лечат, часто медитативными техниками.

Согласно статистике, СДВГ чаще встречается у близнецов и детей, которые родились чуть ранее положенного срока. Также в группе риска мальчики: такое расстройство у них встречается в 3 раза чаще.

На взрослую жизнь влияет слабо: человек принимает необдуманные решения, ведет себя беспокойно и может навязывать свое общество окружающим, с трудом выполняет рутинную сидячую работу.

Обнаружить СДВГ просто. Достаточно обратить внимание на поведение ребенка:

  • Не сидит на месте, постоянно ерзает, смотрит в разные стороны и в целом ведет себя так, будто к нему подключили моторчик. Причем действия не имеют цели: он просто хватает все, что попадается под руку, отбрасывает предмет спустя секунду и берет другой.
  • Не может долгое время концентрироваться на неинтересном занятии (уборка, выполнение домашнего задания), при этом играть в приставку, компьютер или собирать конструктор способен часами.
  • Часто отвлекается на внешние события. Например, может заниматься любимым делом и впасть в настоящую прострацию, если увидит в окне красный автомобиль или нечто не менее яркое.
  • Не контролирует собственные эмоции. Может закатить истерику, потому что не хочет стоять в очереди в магазине. Часто ругается с родственниками по мелочам, может выкрикивать обидные слова, а спустя несколько минут приходит извиняться.
  • На занятиях в садике или школе перебивает других учеников и даже учителя. Если решает тест, то обычно не дочитывает вопрос до конца (на это ему не хватает терпения) и выставляет галочки наугад.

Дисграфия

Это расстройство не позволяет ребенку овладеть грамотным письмом. Встречается довольно часто, на взрослую жизнь особо не влияет. Нередко наблюдается у детей, которые уже имеют нарушения слуха и зрения или страдают гиперактивностью.

Устранить расстройство реально: необходимы систематические занятия по развитию мелкой моторики, укреплению мелких двигательных мышц в руках. Не обойтись и без прописей.

Определить дисграфию можно по следующим признакам:

  • Ребенок на письме постоянно путает похожие звуки, например «д» и «т», «з» и «с», «ц» и «тс». Иначе говоря, пишет так, как слышит.
  • Может добавлять в слово буквы, которых в нем на самом деле нет, менять местами слоги или пропускать их.
  • Многие слова (особенно с предлогами) пишет слитно, часто не согласовывая их между собой. Испытывает трудности с определением рода и числа, может писать «хороший мама», «светлая солнышко».

Слева: почерк 23-летнего человека, которому поставили диагноз «дисграфия» в 10 лет.

Справа: почерк человека, которому только что диагностировали дисграфию.

  • Обычно имеет трудно различимый почерк. Если пишет медленно и старается, буквы все равно выходят неровными.
  • В тяжелых случаях ребенок говорит так же неправильно, как и пишет. Скажем, слово «заяс» («заяц»), написанное таким способом, в речи будет звучать точно так же.

Дислексия

Если верить статистике, 70–80 % людей, которые плохо читают, на самом деле страдают дислексией. Расстройство обычно является врожденным и успешно корректируется, если ребенка вовремя отвести к специалисту. Диагноз ставят не ранее чем в 10–11 лет.

Во взрослой жизни расстройство не вызывает особых сложностей, кроме трудностей с беглым чтением. Иногда сам факт нарушения пугает окружающих, поэтому дислексик может это скрывать и вести себя немного скованно. Такое поведение считается нормальным.

Понять, что у ребенка дислексия, можно по следующим признакам:

  • Откровенно плохо читает, притом что другие навыки (математика, рисование, даже письмо) даются ему очень хорошо. IQ, как правило, в рамках нормы или даже выше, то есть дислексия с уровнем интеллекта не связана.
  • Отказывается упражняться в чтении и мотивирует это простым «не хочу». Может устроить истерику, если родители заставляют, или бездумно смотреть в книгу.
  • Читает, возможно, даже бегло, но не может пересказать только что прочитанное, потому что не понимает смысл текста.
  • Подолгу витает в облаках, переспрашивает, может не замечать, что вокруг что-то происходит. Как следствие, забывчив, не особенно уверен в себе и стремится уйти от действительности, чаще всего в творчество (рисование, музыку, писательство и так далее).
  • Часто неправильно или необычно держит ручку и карандаш. Например, зажимает пишущий предмет между безымянным и средним пальцами. Попытки переучить обычно ни к чему не приводят.

Может быть, среди ваших знакомых есть такие особенные дети? Расскажите нам в комментариях о трудностях, с которыми они сталкиваются в жизни.

Иллюстратор Leisan Gabidullina

специально для

AdMe.ru

Источник

Мальчики, как правило, имеют нарушения развития в 2 раза чаще, чем девочки. Факторы риска включают в себя: недоношенность, осложнения во время родов, болезни во время беременности, низкий вес при рождении и т.д. Любое расстройство способно значительно усложнить будущую жизнь ребенка и должно быть диагностировано в раннем детстве.

Мы исследовали и выяснили признаки наиболее распространенных нарушений развития: аутизм, дислексия, дисграфия и гиперактивность.

Аутизм

Фото с сайта https://centrvictoria.ru

Симптомы аутизма можно наблюдать уже в возрасте 2 лет, а к 5 годам симптомы обычно становятся еще более заметными. Интересно, что по  статистике девочки страдают аутизмом в 4 раза реже, чем мальчики.

Несмотря на популярный стереотип, аутизм не означает, что люди не могут развиваться и делать то, что они хотят. Основная проблема, с которой им приходится сталкиваться, – это трудности в общении, особенно с людьми, которых они не знают. Важно понимать, что симптомы аутизма могут быть ослаблены при правильном лечении.

Вы можете распознать это расстройство, если заметите, что ребенок ведет себя странно, например:

  • Он боится общаться с людьми, которых не знает, и во время разговора он не может поддерживать зрительный контакт. Он не чувствует сочувствия и может смеяться, когда кто-то плачет, или наоборот.
  • Он делает автоматические вещи, такие как постукивание по поверхности, раскачивается как маятник или расставляет игрушки в рядах на основе принципа, который он сам придумал.
  • Он не понимает разграничения в социуме: он ведёт себя одинаково дома, в школе, в магазине или где-либо еще. Он общается со всеми одинаково и может быть невежливым с пожилыми людьми.
  • Он не может научиться использовать невербальный язык. Он не понимает язык тела других людей и в основном не используют никаких жестов.
  • Он боится любых изменений. Если вы перемещаете мебель, это может привести к приступу паники. То же самое касается еды, того, как вы ходите в школу, и других вещей, к которым ребенок привык.
  • У таких детей хорошо развитые рецепторы: им нравится прикасаться к вещам, и они могут чувствовать малейшие запахи. Они часто смотрят на текстуры дерева, камней и других материалов. У них очень высокий болевой порог, и они могут ущипнуть свою кожу, чтобы посмотреть, что произойдёт.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Фото с сайта https://www.colgateoralhealthnetwork.com

Это расстройство можно обнаружить только у детей старше 4 лет, и только если признаки наблюдаются изо дня в день. Если вы думаете, что видите симптомы, но очень редко, это означает, что ваш ребенок абсолютно нормальный. Это расстройство можно успешно лечить.

Согласно статистике, данный синдром часто диагностируется у близнецов и недоношенных детей. Также мальчики подвержены большему риску: у них это расстройство в 3 раза чаще, чем у девочек.

Влияние взрослого человека с синдромом на жизнь невелико: эти люди обычно принимают быстрые решения, они обеспокоены и могут раздражать других людей. Им также тяжело делать скучную работу.

Обратите внимание на следующие показатели в поведении ребёнка:

– Они не могут сидеть на месте, они не перестают двигаться, они оглядываются и ведут себя так, будто у них внутри есть вечный двигатель. Их действия на самом деле не имеют цели: они просто берут все, что могут, в свои руки, выбрасывают и берут что-то еще.

– Они не могут долго концентрироваться на чем-то скучном, например, уборке или выполнении домашней работы. Но они могут играть в компьютерные игры и заниматься другими делами.

– Они часто отвлекаются на вещи за окном. Например, они могут быть заняты чем-то, а затем просто остановиться, если увидят что-то действительно яркое через окно.

– Они не могут контролировать свои эмоции. Они могут впасть в истерику только потому, что не хотят оставаться в очереди, или они могут спорить с родственниками просто так. Иногда они говорят действительно плохие слова и через несколько минут возвращаются, чтобы извиниться.

Дисграфия

Фото с сайта https://konspekta.net

Это расстройство мешает детям научиться правильно писать. Дисграфия распространена явление и не влияет на взрослую жизнь людей. В основном она встречается у детей, у которых уже есть проблемы с глазами или ушами или у которых есть синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Можно избавиться от этого расстройства, выполняя упражнения для развития мелкой моторики и укрепления мышц рук.

Вы можете диагностировать дисграфию, наблюдая следующие признаки:

  • При письме дети всегда путают похожие звуки.
  • Они могут добавлять буквы в слова, которых на самом деле не должно быть, они могут изменить положение слогов или даже полностью их пропустить.
  • Когда они пишут, их слова сливаются (особенно предлоги).
  • Очень трудно читать то, что они пишут. Даже если они стараются изо всех сил и пишут медленно, почерк все равно неразборчив.

Дислексия

Фото с сайта https://www.uaua.info

Согласно статистике, 70-80% людей, у которых проблемы с чтением, на самом деле страдают дислексией. Расстройство обычно является врожденным и может лечиться, если ребенок вовремя обращается к специалисту. Дислексия не может быть диагностирована ранее 10-11 лет.

Дислексия не вызывает особых проблем во взрослой жизни, за исключением проблем с быстрым чтением.

Вы можете диагностировать дислексию, если у ребенка есть эти симптомы:

– Они очень плохо читают, хотя с остальными навыками (в математике, искусстве и даже письме) все в порядке. Их IQ обычно нормальный или даже высокий, поэтому интеллект и дислексия не связаны.

– Они отказываются читать и просто говорят, что не хотят этого делать.

– Они могут читать, и, возможно, даже делают это быстро, но они не могут сказать вам, что они только что прочитали, потому что они не понимают смысла текста.

– Они часто держат карандаши или ручки неправильно. Попытки научить их правильному способу бесполезны.

Источник

Малыши 3-4 лет чаще всего подвержены страхам. В этом возрасте у ребёнка формируется своя осознанная внутренняя жизнь. Он уже понимает, что окружающий мир наполнен опасностями. Также в этом возрасте формируются такие чувства, как любовь, нежность, сочувствие.

Страх – это реакция человека на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Это чувство свойственно каждому человеку и вполне нормально. Страх – это составляющая инстинкта самосохранения.

Чувство страха для малыша 3-4 лет является очень негативным и травмирующим. Поэтому родителям и педагогам необходимо вовремя распознать и искоренить это чувство.

Откуда берутся страхи

Существует множество причин возникновения страхов у детей.

– Большое количество запретов.

– Предоставление полной свободы.

– Гиперопека, изоляция от общения с другими детьми, чрезмерная защита от опасностей.

– Страхи родителей могут передаться ребёнку, это может произойти даже неосознанно.

– Одиночество, нехватка общения с родителями.

– Угрозы в семье, авторитарное и запугивающее воспитание («Быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «Деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»), гнев взрослых по отношению к ребенку.

– Боль.

– Ссоры родителей и негативные отношения в семье друг к другу.

– Черты характера: впечатлительность, ранимость, тревожность, пессимизм, мнительность, неуверенность в себе.

– Детские фантазии. В этом случае чаще всего страх возникает из-за страшной сказки, разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах, а также ребёнок может и сам придумать себе страх.

– Плохие взаимоотношения со сверстниками.

– Сравнение ребёнка с другими.

Возникновение того или иного страха зависит, в первую очередь, от характера ребёнка. Но чаще всего мы сами учим детей бояться одним неосторожным словом, запугиванием, даже самым безобидным на первый взгляд. Ребёнка может сильно испугать излишне эмоциональное предупреждение об опасности или же реакция на неё взрослого.

Виды страхов

Выделяют два основных вида детских страхов это «немые» и «невидимки».

«Немые» – это когда родители замечают у ребёнка тот или иной страх, а ребёнок его отрицает. Например: страх громкого звука, чужих людей и т.д.

«Невидимки» – это совсем противоположный «немому» страху, т.е. ребенок признаёт страх, а родители не замечают. Такой вид страхов наиболее распространён, это, например, страх перед наказанием, вида крови.

Некоторые из страхов сопровождают определённый возрастной период. Для детей 3-4 лет характерны следующие: страхи, связанные с фантазированием, а также страх темноты, одиночества, замкнутого пространства, перед сказочными и мифическими персонажами (Баба Яга, Кощей, Бармалей, «бабайка»). Также довольно часто встречаются страх боли, врачей, смерти.

Страх замкнутого пространства без определённой коррекции может перерасти в болезнь – клаустрофобию.

Диагностика страхов

Если ребёнок не говорит о страхе, это ещё не значит, что его вовсе и нет. Детский страх может протекать и бессимптомно, негативных последствий для психики будет больше, т.к. ребёнку вовремя не помогли его преодолеть. Но всё же, как правило, определить, что ребёнок чего-то боится очень легко, это видно родителям. В поведении появляется настороженность, беспокойство, ребёнок пытается избежать то, чего боится.

Для выявления страха детей 3-4 лет в домашних условиях можно воспользоваться следующими методиками:

1. «Страхи в домиках». Данная методика подходит, если ребёнок плохо рисует или вовсе не любит рисовать. Взрослый рисует контуры двух домов: чёрный и красный. Потом просит ребёнка расселить в домики страхи, в чёрном – живут страшные страхи, а в красном – не страшные. Взрослый называет страхи и записывает себе те, которые малыш поселил в чёрный домик. Это значит, что он их боится. После выполнения задания ребенку предлагают закрыть на замок чёрный дом, а ключ выбросить.

Ты боишься:

1. Когда остаешься один;

2. Нападения;

3. Заболеть, заразиться;

4. Умереть;

5. Того, что умрут твои родители;

6. Каких-то детей;

7. Каких-то людей;

8. Мамы или папы;

9. Того, что они тебя накажут;

10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы – вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);

11. Перед тем как заснуть;

12. Страшных снов (каких именно);

13. Темноты;

14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. Бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. Когда очень высоко (страх высоты);

18. Когда очень глубоко (страх глубины);

19. В тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20. Воды;

21. Огня;

22. Пожара;

23. Войны;

24. Больших улиц, площадей;

25. Врачей (кроме зубных);

26. Крови (когда идет кровь);

27. Уколов;

28. Боли (когда больно);

29. Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

30. Сделать что-либо не так, неправильно (плохо – у дошкольников);

31. Опоздать в сад (школу);

2. Рисование. Попросить нарисовать малыша то, что тревожит его.

3. Лепка. Смысл данной методики такой же, но только рисование заменяется лепкой.

4. Беседа. Разговор должен быть спокойным, непринуждённым и, если малыш не идёт на контакт, принуждать ни в коем случае нельзя.

Для выбора методики необходимо учитывать возраст малыша и индивидуальные особенности.

Как преодолеть страхи

Почти все детские страхи временные и поддаются коррекции. Но, несмотря на это, родители должны серьезно относиться к страхам детей, ни в коем случае не игнорировать их, иначе детская психика сильно пострадает.

Способы преодоления страха.

– Часто для преодоления страха родителям нужно лишь больше проводить времени с ребенком, например, поиграть вместе.

– Разговор с малышом, чем больше говорить о страхе, тем быстрее он перестанет бояться.

– Сочинить сказку о страхе, который беспокоит малыша, а в конце победить его.

– Нарисовать страх. Тут есть два пути: нарисовать и сжечь и при этом объяснить, что его больше нет, или нарисовать его смешным, страх уже не будет казаться таким пугающим. Но данная методика недопустима, если причиной страха служит событие, произошедшее совсем недавно (например, укус собаки).

– Общение со сверстниками на тему общего страха.

– Поделиться страхом, который был в детстве и обязательно рассказать о том, как перестали бояться.

– Если малыш боится темноты, оставляйте открытой дверь, включайте ночник. Детская игра «прятки» зачастую помогает избавить от страха темноты и замкнутого пространства. При появлении признаков страха прекратить играть, если ребёнок не хочет играть принуждать нельзя.

– Коррекция посредством куклотерапии методика А.И.Захарова.

Малышу предлагается возможность выбрать игрушки и материалы, предварительно подготовленные. Они должны быть похожи на то, чего боится ребёнок. Далее необходимо разыграть сюжет, в котором он побеждает свой страх. Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу.

Ни одна методика не поможет, если воспользоваться ими один раз, проводить их нужно регулярно.

Родители должны помнить, что во многом всё зависит от Вас, умением вовремя успокоить, адекватно отреагировать на возникший страх, сказать теплое слово. В тех случаях, если в домашних условиях страх преодолеть не получилось, необходимо обратиться к детскому психологу.

Автор: Иванова Юлия Дмитриевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР- №50» (г. Воронеж).

Источник