Если ребенок 1 года бьется головой

Если ребенок 1 года бьется головой thumbnail

Удары головой часто начинаются во второй половине первого года жизни и достигают пика в возрасте от 18 до 24 месяцев. Привычка стучать головой у вашего ребенка может длиться несколько месяцев или даже лет, хотя большинство детей перерастает ее к 3 годам.

Возможные причины, по которым ваш малыш может удариться головой:

Self-комфорт.

Как бы странно это ни звучало, большинство малышей, которые так ведут себя, делают это, чтобы расслабиться. Они ритмично бьются головой, когда засыпают, когда просыпаются посреди ночи или даже когда спят. Некоторые качаются на четвереньках. Эксперты по развитию полагают, что ритмичное движение, например, покачивание в кресле, может помочь вашему малышу успокоиться.

Обезболивание.

Ваш малыш может также биться головой, если ему больно – например, от прорезывания зубов или ушной инфекции. Удары головой помогают детям чувствовать себя лучше, возможно, отвлекая их от дискомфорта во рту или ухе.

Разочарование.

Если ваш малыш колотит головой во время истерики, он, вероятно, пытается выразить сильные эмоции. Он еще не научился адекватно выражать свои чувства словами, поэтому он использует физические действия. И снова, он может успокаивать себя во время этого очень стрессового события.

Потребность во внимании.

Постоянный стук головой также может помочь вашему малышу привлечь внимание. Он понимает, что вы можете проявлять осторожность, когда видите, как ваш ребенок делает что-то опасное. И поскольку ему нравится, когда вы суетитесь из-за его поведения, он может продолжать стучать головой, чтобы привлечь внимание, которое он хочет.

Проблема развития.

Удары головой могут быть связаны с аутизмом и другими нарушениями развития – но в большинстве этих случаев это всего лишь один из многих поведенческих красных флажков. Ситуации, когда раскачивание и удары головой сигнализируют о серьезной проблеме редки.

Что я могу с этим поделать?

Обращайте внимание на своего малыша, но не тогда, когда он стучит.

Убедитесь, что ваш ребенок получает много положительного внимания от вас, когда он не бьет себя по голове. Если он продолжает биться головой, чтобы привлечь ваше внимание, постарайтесь не придавать этому большого значения, иначе вы можете усилить поведение. Даже если вы не можете полностью игнорировать это, не ругайте и не наказывайте его. Он слишком мал, чтобы понять ситуацию, и ваше неодобрение может только усугубить ситуацию.

Защитите своего ребенка от травм.

Проверяйте все винты и болты и острые углы на детской кроватке или другом месте где он делает это, раз в месяц или чаще, чтобы убедиться, что раскачивание ничего не повредит. Вы также можете поставить резиновые ролики на ножки кроватки и повесить мягкую ткань или одеяло между кроваткой и стеной, чтобы уменьшить шум и свести к минимуму износ на стенах и полу.

Не кладите подушки или одеяла в его кроватку, чтобы смягчить окружающее пространство, потому что это повышает опасность удушья. Если вы хотите использовать бамперы на кроватке вашего малыша, чтобы смягчить его удары, убедитесь, что они тонкие, прочные (не пухлые) и надежно привязаны к перилам кроватки, чтобы ваш малыш не мог просунуть голову между бампером и стенками.

Постарайся не беспокоиться.

Ваш малыш может получить синяк или два, но не волнуйтесь – раскачивание и удары головой, как правило, является “саморегулирующимся” поведением. Это означает, что ваш ребенок вряд ли ударится головой достаточно сильно, чтобы серьезно пораниться. Он знает свой порог боли и скорее всего, приостановится, чтобы не сделать себе боольно.

Помогите воспитать любовь вашего ребенка к ритмичным действиям другими способами.

Вашему ребенку явно нравится хороший устойчивый ритм, поэтому помогите ему найти другие выходы для его любви к ритму. Эксперты часто рекомендуют танцевать, маршировать, играть на барабанах или хлопать в ладоши под музыку. Вы также можете попробовать поместить метроном в комнату вашего ребенка, чтобы обеспечить ему постоянный ритм. Удостоверьтесь, что он получает много физических упражнений в течение дня, чтобы помочь ему сжечь часть нервной энергии, которая может питать его удары головой.

Начните успокаивающий режим сна.

Если ваш ребенок качается и стучится головой чтобы успокоиться после напряженного дня, попробуйте настроить расслабляющий режим. Теплая ванна, теплый камушек на коленях и тихая сказка или песенка могут помочь. Вы можете потратить несколько минут легко поглаживая его по спине или другим частям тела. Мягкая музыка в его спальне тоже может оказать успокаивающий эффект.

Обратитесь к врачу, если поведение вашего ребенка вызывает беспокойство.

Если ваш ребенок сильно бьет себя по голове в течение дня или продолжает бить себя по голове, даже если он причиняет себе боль, у вас может быть повод для беспокойства. Хотя это встречается редко, но удары головой могут быть связаны с аутизмом и другими нарушениями развития, которые иногда становятся очевидными в дошкольном возрасте.

Аутичные дети обычно меньше контактируют с окружающими. Они часто не заинтересованы в физическом контакте со своими родителями и, кажется, смотрят куда угодно только не на них. Если вы заметили, что ваш ребенок теряет физические способности, хуже говорит или деградируют другие приобретенные навыки; если он становится все более замкнутым; или если он постоянно отстает в развитии, посоветуйтесь с его врачом.

Источник

Марафон “Секреты воспитания”

За 7 уроков, вы получите знания о том, как наладить контакт с вашим ребенком, как меньше конфликтовать с ним, и лучше понимать его!

Узнать подробнее

Марафон “Секреты счастливых отношений”

Узнай, как построить отношения, найти понимание и не развестись, с помощью психолога практика, сохраняющего каждый год более 190 семей.

Узнать подробнее

Немногие из нас не смогли оценить удовольствия раскачиваться на стуле, особенно в возрасте года или двух. Большинство матерей, воспитывающие маленьких детей, привыкают к ритмичному звуку покачивания кресла-качалки, и многие дети прыгают, пользуясь возможностью, чтобы уютно устроиться на коленях мамы, сидящей в кресле-качалке. Как бы это ни казалось странным, дети, которые преднамеренно ударяются головой, особенно о стенки кроватки в момент укладывания в нее, кажется, пытаются добиться того же результата. В глазах психологов, исследователей по проблемам развития детей удары головой, покачивание взад и вперед и поглаживание по голове являются одним и тем же видом поведения – это меры самоуспокоения, которые, хотя никто не может точно понять, почему они таковыми являются, стимулируют вестибулярную систему, которая контролирует равновесие тела.

Читайте также:  Если отлучили ребенка от груди в 1 год

Можно много рассказывать о приятных ощущениях сидения в кресле-качалке, однако трудно вообразить, что удары головой – зачастую в очень быстром темпе, когда ребенок ударяется своей головой примерно шестьдесят раз в минуту, могут оказывать успокаивающее воздействие. Однако многие дети пользуются этой привычкой чтобы заснуть, поэтому она отнесена к успокаивающим мерам.

Удары головой и раскачивание в настоящее время очень распространены, примерно от 5 до 15 процентов детей привержены одной из этих привычек – или обеим сразу – в возрасте до двух лет. У большинства этих детей эти привычки начинают проявляться в младенчестве, часто в возрасте шести месяцев.

Как бы тревожно ни было для родителей видеть детей, которые делают то, что кажется потенциально опасным, дети редко, если когда-либо вообще, причиняют себе более серьезный вред, чем простые синяки, когда ударяются головой. Даже когда это выглядит так, как если бы дети могли нанести себе серьезный вред, психологи и педиатры называют подобное поведение «самоограничительным», то есть, ваш ребенок остановится прежде, чем серьезно травмирует себя.

Большинство детей, которые ударяются головой, не имеют никаких проблем в своем развитии. Если ваш малыш здоров и его развитие соответствует возрасту, он, вероятнее всего, в скором времени перерастет эту привычку.

Небольшой процент детей, которые ударяются головой, отстают в развитии, еще более меньший процент детей страдает аутизмом. По причине этой небольшой вероятности, или иной другой, с ударами головой могут быть связаны более серьезные проблемы, поэтому вам следует обратить внимание детского психолога или своего педиатра на эту привычку ребенка с тем, чтобы произвести комплексную оценку.

Советы психолога примерным родителям.

Мальчики в большинстве. Более двух третей детей, которые ударяются головой, – мальчики. Никто не знает наверняка, почему такое поведение в большей степени характерно для мальчиков, чем для девочек. Однако если ваш малыш слишком привержен этой привычке, детский психолог или педиатр могут посоветовать надевать ему на голову специальный защитный головной убор при первых признаках, когда он захочет биться головой.

Ударяться, ударяться другими способами. Есть нечто в хорошем, четком ритме, что привлекает вашего ребенка, или он хотел бы использовать это столь необычным способом, чтобы избавить себя от чувства дискомфорта. Помогая ему найти другие способы для изучения ритмов, можно помочь ему заменить эту неприятную привычку в дальнейшем (по меньшей мере до того момента, когда он станет достаточно большим, чтобы начать интересоваться применением и использованием CD-плеера). Приобретите маленький набор ручных барабанов или попытайтесь продемонстрировать различные виды музыки своему ребенку, чтобы посмотреть, что ему понравится. Некоторые родители рассказывают о том, что поместили в комнату ребенка метроном, и это помогло снизить интенсивность ударений головой.

Купите детское кресло-качалку. Другой способ помочь вашему ребенку обнаружить альтернативные варианты, при помощи которых можно успокоиться, – это предложить ему другие возможности, чтобы не только услышать, но и почувствовать ритм. Поставьте в комнату ребенка детское кресло-качалку, чтобы предоставить ему альтернативный вариант стимулирования его вестибулярной системы, для которого не требуется ударов головой. Не заставляйте ребенка переключаться от одного из этих видов деятельности к другому, но покажите ему, что покачивание иногда может быть приятным.

Обратите внимание на другие вещи. Ударение головой может привести в замешательство кого угодно, если вы потратите большое количество времени на разговоры об этом со своим ребенком, разговоры об этом с другими людьми в присутствии вашего ребенка или в попытках предотвратить это, ваш ребенок быстро обнаружит, что это прекрасный метод обратить на себя ваше внимание. Постарайтесь обращать как можно меньше внимания на эту привычку ребенка. Чтобы сделать это более легким для себя, вы можете переставить мебель в его комнате, отодвинув кровать от стены, положив матрац на пол (чтобы не было подголовника), или просто натяните обивку вдоль внутренних стенок кроватки. Не объясняйте ребенку причину перестановки, однако позвольте ему помочь вам в переделке помещения, чтобы он принимал участие в изменениях.

Признак чего-то иного? Если ваш ребенок только начал биться головой или эта привычка стала более часто проявляться в последнее время, обратитесь к врачу с просьбой проверить уши ребенка. Хотя обычно многие дети ударяются головой без каких-либо медицинских причин, ряд исследований позволил выявить, что эта привычка связана с дискомфортом, который ребенок испытывает из-за ушных инфекций или прорезывания зубов. Это похоже на то, что делают взрослые, когда ударяют рукой о твердый предмет, чтобы справиться с болью в другой части тела, возможно, что дети таким же образом стремятся избавиться от боли в каком-то месте, заменив ее болью от удара головой.

Интересные статьи по этой теме

Источник

Добрый день, Яна. Так называемое “челобитие” не редкое явление у деток 1-3 лет. Для того, чтобы понять патология это или нет нужно за своим ребенком понаблюдать на протяжении всего дня и понять какие факторы способствуют этим действиям. Если ребенок, а особенно такого возраста как у Вас просто раскачивается и не сильно постукивается лбом, так он себя пытается успокоить и тренирует вестибулярный аппарат, ведь в памяти остались моменты его укачивания при засыпании в манежике, колясочке, и он просто пытается воспроизвести данное ощущение самостоятельно. Если ребенок не отстает в физическом и психическом развитии, то повода для беспокойства нет, и как правило, данное явление проходит самостоятельно через несколько месяцев. Как правило, но это ближе к 2-3 годам детки себяизбиением пытаются привлечь к себе внимание, пытаются Вами манипулировать, поэтому и говорю, что нужно понаблюдать и проанализировать ситуацию, когда, почему и зачем он это делает. Если ему таким образом не хватает Вашего внимания, то одновременно при битье лбом он будет наблюдать за Вами, за Вашей реакцией, и то, что Вы можете сделать, просто какое-то время не обращать на это внимание, ребенок поймет, что таким образом он не достигнет своей цели и перестанет это делать. Второй момент – это манипуляция. Допустим, Вы ему что-то запретили взять, а ему это взять нужно, Вы не разрешили, в отместку, так сказать, он будет биться лбом, пока не получит желаемое, тот же механизм – истерика, сопровождающаяся челобитием, механизм тот же, любой ценой получить желаемое. другой момент, где ни в коем случае нельзя относиться к этому равнодушно, а обязательно нужно быстро среагировать и ребенка поддержать, когда допустим, ребенок пытается овладень каким-то новым навыком, у него не получается, тогда он злится сам на себя и разочаровывается в себе и своих способностях, и вот это вот битье – это его самонаказание, поэтому обратите внимание на мимику ребенка, на предшествующее событие, может он пирамидку пытался собрать, она не получилась, тогда он эти “запчасти” начнет разбрасывать, скорчит гримассу разочарования и начнет биться об пол, в таком случае ни в коем случае нельзя его ругать, наоборот ему нужна поддержка. Еще такое поведение, особенно перед сном, может наблюдаться от того, что ребенок просто устал, от усталости и перенапряжения, тогда он начинает злиться и истерить от того, что просто хочет спать. Это я обрисовала Вам картинку с психологической точки зрения.

Читайте также:  Как оформить опекунство над ребенком до 1 года

Но бывает ведь и другая, соматическая. Например у ребенка режутся зубки, простуда, воспаление уха и т.д. Частое битье и сильное – это обязательный повод для очного обращения к детскому неврологу, специалисту нужно осмотреть ребенка, объективно оценить неврологический статус. Из дообследований я бы порекомендовала выполнить ЭЭГ, а также консультацию окулиста на предмет обследования глазного дна. Подобная симптоматика может наблюдаться и при наличии внутричерепной гипертензии. Поэтому неврологу показать ребенка обязательно.

Я осветила Вам основные психологические аспекты поведения деток в таком возрасте, вполне возможно, что в одном из них, Вы уже нашли ответ на свой вопрос, если же нет, и Вы чувствуете, что причина кроется где-то глубже, не тяните, покажите ребенка детскому неврологу и проверьте у окулиста глазное дно. Крепкого здоровья Вам и Вашему малышу, всех благ.

Источник

Ребенок “наказывает” себя, не дожидаясь наказания родителей, – знакомо? Делает себе больно, бьется головой – откуда берется такое поведение и во что оно может превратиться, когда он станет взрослым?

Пете 2 года, он ранимый и немного застенчивый ребенок. Последний месяц вынужденно живет у бабушки, потому что у родителей очень непростой период – бракоразводный процесс. Когда-то счастливая семья стала рушиться буквально на глазах после увольнения папы с работы. Ребенок все чаще становился свидетелем ссор и драк между родителями. После очередного конфликта терпение мамы подошло к концу, и она отвезла Петю в деревню к бабушке.

Каждый раз после того, как мама уезжала, мальчик долго плакал и с силой щипал себя за кожу в области запястья. Не помогали даже любимые игрушки и вкусные лакомства, заботливо приготовленные бабушкой. А еще, когда у него что-то не получалось во время игр, он бился головой о стену. Такое поведение стало пугать бабушку. Откуда у ласкового, ранимого мальчика, не отличающегося от сверстников, столько агрессии по отношению к себе?

Причины аутоагрессии у детей

Этой историей хотелось бы объяснить, что главная причина аутоагрессии у детей – внутрисемейные отношения. Дисгармоничное воспитание все чаще выступает катализатором агрессивного поведения. Дети перенимают модель общения с окружающим миром посредством копирования поведения родителей.

Ежедневные конфликтные ситуации, напряжение и стресс в семье напрямую сказываются на незрелой нервной системе ребенка. При стрессовых или фрустрирующих событиях, когда малыш сталкивается с сильнейшей базовой эмоцией – злостью, – реакция может быть в форме “отзеркаливания” модели поведения, которую он ежедневно наблюдает в семье.

Что чувствует малыш, если мама “загорается” как спичка в ответ на его любую шалость и шлепает: “Удары, шлепки – это норма, когда я делаю что-то не то или у меня что-то не получается”.

Что чувствует ребенок, если родители его ругают, стыдят и запрещают злиться: “Я плохой, со мной что-то не так. То, что я испытываю, может отвергнуть моих родителей”.

Систематическое повторение подобных ситуаций заставляет ребенка убирать свое “неправильное” поведение наиболее привычным для него способом, скопированным из семьи.

Многие родители возмущаются: “Как же так?! В нашей семье нет физических наказаний в воспитании ребенка, откуда берется аутоагрессия?”. Важно понимать, что причина подобного поведения в большей степени – не жестокость наказаний, а испуг от эмоций и гримас взрослых. Дети, предчувствуя реакцию взрослого, стараются опередить ожидаемый страх и причиняют себе физическую боль.

В том случае, если родители бурно реагируют, такое поведение может стать манипулятивным. Ребенок осознает, что с помощью подобных действий получает дополнительное внимание со стороны мамы, чувство жалости и желаемое.

Такие манипуляции имеют свойство очень быстро фиксироваться в детско-родительских отношениях. Малыши понимают эффективность аутоагрессии в достижении целей, и поведенческая коррекция становится непростой. Отличительная особенность манипулятивной аутоагрессии – нанесение физической боли себе происходит только в присутствии близких, чтобы наблюдать за их реакцией, и только для достижения какой-либо цели.

Способы коррекции аутоагрессии

Один из эффективных методов – ежедневная работа над развитием эмоционального интеллекта ребенка, знакомство с базовыми эмоциями. Родители должны понимать, что эмоции не могут быть “плохими” или “хорошими”. Финальный результат заключается не в запрете или избегании отрицательных чувств, а в обучении их правильному выражению.

Перед вами краткий алгоритм поведения родителя, столкнувшегося с детской аутоагрессией.

1. Расположитесь на уровне глаз ребенка, обозначьте его состояние и причину. Спокойно, без интонации проговорите все то, что ребенок чувствует в данный момент: “Ты злишься, потому что я не разрешила долго гулять”.

Так вы позволяете малышу познакомиться со своими эмоциями, ведь он находится в том возрасте, когда еще не различает всю ту гамму чувств, которую испытывает. Родитель в данной ситуации берет на себя роль зеркала, словесно отражая поступок.

Один из ключевых моментов – это ваше расположение по отношению к ребенку. В случае если мама говорит это с высоты своего роста или вовсе отвернувшись, метод будет неэффективным.

Читайте также:  Ребенку 1 год покраснели десна

2. Важно поддержать ребенка и принять его чувства: “Да, я понимаю, как тебе сейчас обидно и хочется еще погулять”.

Такой способ поддержки и принятия чувств дает ребенку понять, что родители его “слышат” и находятся не по ту сторону баррикад. Многим взрослым кажется, что это делать бессмысленно, что такие фразы очень неестественны. Кому-то в принципе сложно перестроиться на новую манеру общения.

Возможно, для вас будет сюрпризом, но проговаривание и принятие чувств ребенка обоюдно полезно для гармоничного союза детско-родительских отношений. Родители, ежедневно прорабатывая чувства ребенка, начинают лучше понимать малыша, уходят от неэффективных моделей воспитания: крик, агрессия, физическое наказание. В итоге находят компромисс.

3. Родитель предлагает альтернативу выражения этих чувств: “Если ты злишься, топни ногой; сомни бумагу и т.д.”

Проживание чувств – один из эффективных способов в развитии эмоционального интеллекта. Маленьким детям лучше всего проживать негативные эмоции через действия: что-то порвать, смять, топнуть, бросить.

После совершения действия родителю следует спокойно это прокомментировать. Ребенок должен осознать, что такие эмоции, как злость, гнев, ярость, – это нормально. С возрастом, когда центральная нервная система дозревает, ему будет достаточно выражения не физическим способом, а вербальным, например: “я возмущен”, “я в ярости”, “мне плохо”, “мне это не нравится”.

4. Далее родитель предлагает конкретное действие для разрешения сложившейся ситуации: “Мы обязательно еще выйдем погулять после обеда и возьмем с собой самокат”.

Такое объяснение позволяет предотвратить у ребенка ощущение безысходности в ситуации с отказом и легче найти компромисс.

Поначалу малыш может оказывать сопротивление непривычной тактике родителя. Новые правила у многих сначала вызывают протестное поведение, но со временем привычка формируется и аутоагрессия уходит.

Также в коррекции может использоваться сказкотерапия – весьма результативный и действенный инструмент для проработки травмирующего эпизода через сюжет любимой сказки.

В первую очередь нужно четко выделить проблему. В данном случае это агрессия, направленная на самого себя. Далее стоит подобрать подходящую сказку, сюжет можно придумать самостоятельно. В таких историях важен главный герой, который встречается с такой же проблемой, как и ребенок. Дети с большим энтузиазмом воспринимают истории, где есть персонажи с теми же самыми проблемами, что и у них.

Контекст истории может быть совсем не похожим на реальную жизнь, поскольку в сказке уместны чудеса и необыкновенные события. Самое главное, чтобы в конце истории главный герой преодолел все препятствия и победил страхи.

К работающим методам коррекции аутоагрессии дополнительно можно отнести психотерапевтические занятия, включающие игровую, песочную и арт-терапию, релаксационные игры.

Релаксационные игры для дошкольников

Чтобы эффективно снять психоэмоциональное напряжение у детей раннего возраста, подойдут расслабляющие игры. Их цель – снять высокое психоэмоциональное возбуждение и создать положительный эмоциональный фон.

“Муравей”. Ребенок и взрослый сидят на ковре.

Взрослый: “Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим – вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяни носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайся, на каком пальчике сидит муравей, задержи дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают”. (Повторить несколько раз.)

“Мороженое”. Взрослый предлагает игру, объясняя правила: “Ты – мороженое. Тебя только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень. Твои ручки напряжены, тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Твое тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела…”

“Улыбка”. Взрослый показывает заранее подготовленную картинку с улыбающимся солнышком.

Взрослый: “Посмотри, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для тебя. Улыбнись солнышку в ответ. Почувствуй, как улыбка переходит в твои ручки и доходит до ладошек. Улыбнись еще раз и попробуй улыбнуться пошире. Твои ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка”.

“Поймай бабочку”. Взрослый показывает летящую бабочку, пробует ее поймать – выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Ребенок повторяет движения за взрослым. Затем они вместе медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

“Холодно – жарко”. Взрослый: “Представь, что играешь на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Стало холодно, и ты замерз, обхватил себя ручками, головку прижал к ручкам – греешься. Согрелся, а теперь расслабься. Но вот снова подул холодный ветер…” (Повторить действие несколько раз).

Аутоагрессия у взрослых

Взрослые, которым в детстве постоянно говорили, что злиться – это плохо, что хорошие мальчики и девочки так себя не ведут, с возрастом испытывают проблемы с нарушением собственных границ, могут иметь тревожно-депрессивные расстройства, склонность к суицидальному поведению. Подавляя эмоции на уровне внутренних ощущений, человек становится беззащитным по отношению к стрессу, тем самым травмируя себя.

Максиму 27 лет, и только несколько месяцев назад по совету жены он обратился за помощью к психотерапевту. Супругу стали пугать последствия их ссор. После того как конфликт набирал обороты, Максим уходил в кладовку и со всей силы бил кулаками о стену. Объяснить поведение он не мог, да и за долгое время привык справляться со стрессом через физическую боль.

Парень не считал свое поведение необычным. Ведь еще с детства он привык так выражать отрицательные эмоции. Однажды в 16 лет после скандала с отчимом нож сам оказался в руках. Неглубокие порезы за минуту рассыпались на левой руке, словно гроздь винограда. Стало легче, но из-за угроз семьи принудительным лечением в психиатрической больнице он больше не прибегал к этому способу. Куда привычнее было сражение со стеной.

Еще в его жизни был период алкогольной зависимости, который благополучно завершился после встречи с будущей женой. Спустя два месяца плотной работы с психотерапевтом появились первые успехи. Руки Максима наконец-то зажили, а количество ссор резко снизилось.

Важна ли коррекция аутоагрессии в детстве? Несомненно. Закрывая глаза на поведение ребенка, мы сами создаем предпосылки многих проблем в будущей взрослой жизни. Чтобы ребенок вырос с внутренним ощущением силы, не подвергал себя девиантному поведению, мы должны приложить максимум усилий по коррекции, а не бездействовать.

Источник