Если ребенок 1 год сильно нервничает

Если ребенок 1 год сильно нервничает thumbnail

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: “младенческий” – с рождения до одного года, “раннее детство” – от года до трех, и “дошкольное детство” – от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис – это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно – через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали “кризисами развития”.

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он – взрослый, мы – разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку – нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, – это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название “кризиса”.

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному “графику”, потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого “приступа”.

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые “требуют” внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать “на зуб”. Но вдруг со стороны родителей раздается “нельзя”. Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят – не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс – стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Читайте также:  Ребенок инвалид 1 группы пенсия с 1 апреля 2017 года

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом – все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек – здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра “разборкой” новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это – часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок – это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Источник

Как ведет себя ребенок, которого называют нервным? В большинстве случаев, он демонстрирует поведение, которое плохо управляется взрослыми, может расплакаться, если ему отказали или сделали замечание, агрессивно или тревожно реагирует на обращение к нему со стороны окружающих людей.

На первый взгляд, ребенок просто принимает все близко к сердцу и очень легко расстраивается. Например, его могут вывести из себя и спровоцировать слезы сломавшийся карандаш, внезапно начавшийся дождь, друг, который не захотел играть в его игру – любая мелочь, на которую ребенок постарше отреагирует спокойно. Также он, прибывая в нервном или раздраженном состоянии, может проявлять грубость и агрессию по отношению к родителям, братьям, сестрам или друзьям. Частое проявление плохого настроения и раздражительности это то, что отличает детей с нестабильной нервной системой от их сверстников. Такие проявления нервного поведения как подергивание головой, глазами, бровями, плечами у ребенка требуют незамедлительного обращения к специалистам – неврологу и психологу.

Почему ребенок становится нервным? Что делать родителям, чтобы помочь ему успокоиться, стать более уверенным в себе, покладистым и жизнерадостным? Ответы в данной статье.

Почему дети нервничают?

Родителям, которые желают помочь своим детям избавиться от раздражения и чрезмерных капризов, следует знать, что ребенок нервничает не на «пустом месте».

  • Ребенок растет в небезопасных жизненных условиях. К таким относятся социально-неблагополучные семьи, где родители злоупотребляют алкоголем, применяют физическое наказание к детям, часто ругаются, могут позволить себе физическое рукоприкладство друг по отношению к другу.
  • Также ребенок будет испытывать напряженное состояние, если, на первый взгляд в его семье все нормально – никто не конфликтует и не применяет физическое насилие, однако дети подвергаются тяжелому эмоциональному гнету. Так бывает, когда родители воспитывают ребенка в чрезмерной строгости, не позволяют ему быть самостоятельным, подвергают критике за любое действие. Также эмоциональное насилие в семье может проявляться в бесконечных насмешках взрослых над детьми.
  • Разный подход к воспитанию ребенка у матери и отца. В этом случае дети, желающие угодить обоим родителям, порадовать и маму, и папу, теряют контакт собственной личностью и не понимают – какие они есть на самом деле? Такой характер взаимодействия может привести к проявлению невротического поведения.
  • Неправильный режим жизни, сна, питания часто приводит к тому, что ребенок чувствует себя раздраженным, уставшим и любая мелочь выводит его из себя.
  • Причиной неврозов у детей может стать любой психологический стресс. К ним относятся: развод родителей, уход одного из членов семьи из дома, смена места жительства, детского сада или школы, потеря или болезнь близкого человека.
Читайте также:  1 год ребенку в баню можно

Для того чтобы родители могли серьезно относиться к появлению в поведении и характере ребенка невротических склонностей, им важно знать, что невроз может вызвать любое изменение в жизни детей, если оно является небезопасным, резким, некомфортным или пугающим.

Решение проблем родителей

Если причиной того, что ребенок нервный, являются проблемы у родителей, бесполезно надеяться, что дети станут более спокойными после того, как коррекцией их психического состояния займется детский психолог. Для того чтобы ребенок расслабился, стал относиться к жизни проще, умел спокойно выдерживать отказ и слышать слово «нет», семейные условия, в которых он живет, должны стать для него максимально комфортными. Это значит, что прежде, чем лечить ребенка от невроза, родители должны позаботиться о том, чтобы их нерешенные проблемы нашли выход, или никак не касались детей.

Смена обстановки для детей

Когда причина нервного поведения – эмоциональная травма или стресс, в семье полезно сменить обстановку. Родители и дети могут уехать в незапланированный отпуск, взять выходные и провести их там, где могли бы полностью расслабиться, отвлечься от грустных мыслей или событий, весело и интересно провести время друг с другом. Смена обстановки очень полезна детям, особенно тем, кто является слишком впечатлительными – она поможет им по-новому взглянуть на мир, избавиться от страхов и тревог, посмотреть на родителей и себя другими глазами.

Повышенное внимание к ребенку

Если ребенок нервный, в большинстве случаев он очень нуждается в том, чтобы родители проводили с ним как можно больше времени – общались, играли, обнимали. Такое отношение поможет ему немного расслабиться, и поверить в то, что, несмотря на стрессы и тревоги, рядом всегда находятся люди, которые его любят, интересуются внутренним миром, и всегда хотят быть рядом.

Ребенок и положительные эмоции

Нервные дети – это те, которые чувствуют себя плохо и часто ощущают душевный дискомфорт. Переживая неприятные чувства, им сложно заняться какой-либо деятельностью, новые игры вызывают мало интереса, окружающие люди раздражают или провоцируют вспышки агрессии. Помочь ребенку можно, если насытить его жизнь положительными эмоциями. Родители могут подумать и решить, что нужно их ребенку для поднятия настроения, создания вокруг него приятной и теплой атмосферы? Возможно, это будет совместная прогулка или подарок, о котором ребенок давно мечтал. Может быть, его повеселит и порадует времяпрепровождение с близкими людьми, так как ему нравится – совместный просмотр семейного мультфильма, приготовление ужина, поход на праздник, или в кино. Родители помочь детям справиться с эмоциональным напряжением и начать чувствовать себя более расслабленными, если будут как можно чаще дарить им положительные эмоции.

Кроме того, взрослые могут не только показывать ребенку все хорошее и прекрасное, что есть в окружающем мире, а также научить его создавать приятные эмоции внутри себя. Для этого нужно заниматься развитием в нем оптимизма, показывать, личным примером то, как следует лучше относиться к жизни – если всегда жаловаться на нее и видеть только плохое, то настроение всегда будет подавленным, а позитивные мысли «притягивают» приятные события.

Консультация специалиста

Иногда нервное поведение ребенка не под силу исправить родителям – положительные эмоции и смена обстановки не помогают, ребенок все больше проявляет агрессию, отказывается от деятельности или учебы, воспринимает любое указание по отношению к себе как трагедию или жестокую критику, плохо спит, ест, отказывается общаться с друзьями. Тогда необходимо обратиться за помощью к специалистам, таким, как невролог или детский психолог. Возможно, ребенку, для того чтобы чувствовать себя лучше и спокойнее, потребуется медикаментозная помощь, коррекционные занятия, или работа психолога со всей семьей.

Пройдите тестТревожность ребенка Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Источник

Невроз – это психологическое заболевание, которое представляет собой реакцию на психическую травму. Проявление детского невроза зависит от самой психической травмы, а также от личности самого ребенка.

Особенности формирования невроза у ребенка

Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.

Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье.

Стоит выделить основные «‎неадекватные» типы воспитания:

  • Недостаточное уделение внимания малышу – «‎гипоопека».
  • Избыточное уделение внимания – «гиперопека».
  • Жестокое воспитание.
  • Авторитарное воспитание.

Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка. Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу. В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое.

Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства – системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов. Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма. Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза).

Читайте также:  Стопдиар для ребенка 1 год

Существует также другой механизм развития: сочетание повышенного нервного напряжения и выполнение определенного действия или движения в этот момент. Так, данное действие или движение, может привести к формированию тиков у малыша. Таким образом, неврозы в детском возрасте чаще всего проявляются тиками, заиканием и энурезом. При отсутствии лечения системные неврозы с возрастом нередко переходят в «классические», как у взрослых.

При неврозах у детей часто встречается заиканияе.

Виды и симптомы неврозов

Существуют такие виды общих неврозов, как:

  • Истерия. У детей данное состояние проявляется избыточной, неадекватной реакцией на неудовлетворенность чем-либо. Дети с истерией нередко «притворяются». Они могут добиваться желаемого путем манипуляции родителями. Манипуляция может заключаться в имитации симптомов заболевания. При этом врач, осматривая малыша, не находит объективных признаков заболевания.
  • Неврастения. У детей она проявляется раздражительностью и слабостью. Нередко возникают бурные реакции на незначительные замечания или действия. Характерными симптомами неврастении также являются: изменчивость настроения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, головная боль, ощущение сердцебиения, нарушение сна. Педиатры, осматривая этих детей, нередко выставляют всем известную вегето-сосудистую дисфункцию.
  • Навязчивые состояния. Развиваются у детей с определенными психологическими особенностями: боязливостью, мнительностью, нерешительностью. С раннего возраста характерно образование различных страхов. У большинства больных детей появляются разнообразные защитные реакции в виде навязчивых действий (хлопки руками, частое мытье рук, прыжки и другое). В более старшем возрасте могут появляться навязчивые мысли, сомнения и другое. При этом дети могут осознавать абсурдность своих действий и пытаются бороться с ними.

Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:

  • Тики. Нередко предшествуют навязчивым состояниям и действиям. Для них характерны стереотипные сокращения отдельных групп мышц. В раннем возрасте часто возникают частые моргания глазами. При прогрессировании возможно вовлечение в процесс других мышечных групп (дергание носом, заведение глаз, приподнимание бровей, приподнимание плечами и многое другое). После перенесенных ОРВИ у таких детей возможно появление дыхательных тиков: кашель, откашливание, втягивания носом и другое).

После перенесенных ОРВИ у детей возможно появление дыхательных тиков (кашель, откашливание, втягивания носом и другое).

  • Заикание. Также можете встретить и другое название – логоневроз. Они являются словами-синонимами. Заикание представляет собой нарушение речи, свзанное с судорожным сокращение отдельных групп мышц речедвигательного аппарата. Более подробно с проявлением и лечением данной проблемы вы можете ознакомиться в нашей статье.
  • Энурез. Представляет собой ночное недержание мочи. Энурез является неврозом только в том случае, если развивается на фоне психологической травмы или изменений условий жизни (посещение первый раз садика, рождение брата или сестры и другое). Довольно характерна связь с обстановкой и ситуацией, в которой может находиться малыш. Со временем, из-за своего недуга у детей развивается ощущение неполноценности. В более старшем возрасте могут появиться негативные черты характера: несдержанность, злость, раздражительность. В ряде случаев, энурез может развиваться вместе с энкопрезом (недержание кала).

Невроз, как и другие заболевания, проходит ряд условных этапов. Эффект лечения зависит от своевременности оказания помощи. Довольно простое правило: чем на более ранних этапах оказана помощь, тем более благоприятнее эффект от лечения.

Лечение невроза у детей

Основным способом лечения является психотерапия.

Психотерапия способствует:

  • Улучшению обстановки в семье.
  • Улучшению взаимоотношения между ребенком и членами семьи.
  • Коррекции воспитания малыша.

Все методы психотерапии детских неврозов можно сгруппировать в три основные группы: индивидуальная, групповая, семейная. Среди индивидуальной психотерапии стоит выделить: разъясняющую, рисуночную (рисование, лепка), игровую, аутогенную. Более подробно на них мы останавливаться не будем. Лишь скажем, что правильным подбором и проведением данных методов терапии занимается специалист – психотерапевт.

Основным способом лечения неврозов является психотерапия.

Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение в данном случае способствует лишь большему эффекту психотерапии и не является основным методом лечения.

Ниже рассмотрим основные группы средств и их представители, которые могут использоваться при лечении:

  • Ноотропы: пантогам, ноотропил, пирацетам, аминалон, фенибут.
  • Седативные средства: валериана, пустырник и др.
  • Общеукрепляющие и тонизирующие средства: препараты кальция (глюконат, хлорид, лактат, глицерофосфат); витамины (пиридоксин, тиамина бромид); настойки китайского лимонника, заманихи, элеутерококка, аралии, женьшеня; липоцеребрин;
  • Полезны ванны (хвойные).
  • В ряде случаев, по назначению лечащего врача, возможно использование психотропных средств: транквилизаторы (элениум, эуноктин, седуксен, триоксазин); антидепрессанты в малых дозах (мелипрамин, амитриптилин), при повышенной возбудимости, гиперкинезах – нейролептик соннапакс (меллерила).

Неврозы можно и нужно профилактировать. Основой профилактики является предотвращение стресса у детей. Немаловажную роль играет благоприятный микроклимат в семье и в садике, школе. В каждом конкретном случае важно найти индивидуальный личностный подход, который позволит избежать появления невроза.

Неврозы являются актуальной проблемой детской неврологии в связи с высокой распространенностью данного недуга у детей. Родителям очень важно знать основные проявления данной патологии у детей. Не занимайтесь самолечением, при появлении первых признаков невроза у малыша, обращайтесь к педиатру и детскому неврологу, которые помогут решить вам данную проблему.

Источник