Джаз для развития ребенка

Джаз для развития ребенка thumbnail

Полюбить джаз можно в любом возрасте, а в детстве знакомство с этой музыкой становится особенно ярким событием. Опытные музыканты прекрасно знают, что дети по-особенному воспринимают новое музыкальное направление, и очень важно уметь правильно его преподнести. Чтобы поддерживать искренний интерес маленьких слушателей, стал развиваться джаз для детей – появились различные программы и мероприятия.

1«Джаз детям» (Санкт-Петербург)

Петербургский джазовый саксофонист Олег Кувайцев создал проект «Джаз детям», который позволяет юным слушателям постичь многие нюансы музыкального жанра. Главная прелесть этой программы в том, что детям преподносится джаз в «игровой» манере, которая сразу же вызывает заинтересованность и восторг. Проект «Джаз детям» существует в Санкт-Петербурге давно – практически с начала работы Филармонии джазовой музыки.

Событие включает в себя увлекательные викторины и конкурсы, благодаря которым детям проще знакомиться со стилистикой в джазе, познавать современные направления. Концерты проводятся регулярно – 2 раза каждый месяц в воскресенье.

По традиции, для самых маленьких слушателей на сцену выходит Ленинградский диксиленд Олега Кувайцева. Для детей школьного возраста выступают Кирилл Бубякин, Сергей Богданов с джаз-оркестром, а также ансамбль Ritmo Caliente, джазовый гитарист Андрей Рябов и другие исполнители.

2Школа джаза и мюзикла для детей и взрослых J&M School (Санкт-Петербург)

Единственное учебное заведение в Петербурге международного класса J&M School предлагает огромный выбор специальных обучающих программ как для взрослых, так и для детей любого возраста. В этой школе каждое занятие проходит в увлекательной манере, которая по максимуму предоставляет своим ученикам полезную информацию.

Благодаря индивидуальным занятиям, дети могут обучаться вокалу с 4 лет, а с 6 – игре на музыкальных инструментах: скрипке, фортепиано, флейте, гитаре, аккордеоне, бас-гитаре, контрабасе, саксофоне, ударных.

Проводятся занятия по сценической речи и даже битбоксу – очень популярному среди современных музыкальных направлений. В групповых занятиях можно получить необходимые навыки по музыкальной грамотности, освоить роль в вокальном ансамбле и заняться танцами. Одно из главных достоинств школы – обучение детей в сфере мюзикла. Уроки доступны ученикам самых младших возрастов – от 2-х лет, и подростков – до 17 лет. Направление «Мюзикл» включает в себя важнейшие дисциплины: вокал, танец, актерское мастерство, сольфеджио, теория музыки.

3Концертное агентство «Классика и Джаз» (Москва)

«Классика и джаз» – содружество творческих, профессиональных музыкантов и организаторов, которые проводят концерты высокого уровня, обучающие программы для детей и корпоративные выступления.

Для юных слушателей агентство разработало ряд концертов-программ:
  • «От мухи до слона» посвятит детей в основы джаза при участии ансамбля медных инструментов;
  • «Знакомство с классической музыкой»;
  • «Вместе с музыкой» создано флейтистами агентства;
  • «Только джаз» – программу проводит один музыкант, играющий на 2 инструментах.

«Классика и джаз» погружает детей в мир взаимодействия двух важнейших музыкальных жанров при участии профессионального арфиста и саксофониста. В привлекающей внимание программе «В разных стилях» дуэт гитаристов исполняет классическую, испанскую, латинскую и джазовую музыку. Для школьников существуют специальные абонементы на концерты-лекции, на которых они могут познакомиться с музыкой разных эпох.

4Детская музыкальная школа им. Гершвина (Москва)

Образовательное учреждение в Москве Детская музыкальная Школа им. Дж.Гершвина уже многие годы обучает и выпускает успешных юных студентов джазу. Концепция школы заключается в постепенном изложении материала, начиная от классических основ и заканчивая современным эстрадно-джазовым искусством.

Дети могут начать обучаться в этой школе с 6,5 лет. Если сразу не получилось сделать выбор программы, учащиеся могут поступить на любое направление до 11 лет.

Преподаватели школы подготовили для поступающих несколько образовательных программ по фортепиано, теории, струнно-духовому отделению, народным инструментам, вокалу и прочему. Каждое из направлений предоставляет полный спектр обучения: от теории до специальных практических занятий. В дополнение к учебной программе в школе проводятся различные мероприятия, фестивали и концерты учеников.

5«Джаз для детей и не только!» (Уфа)

Знаменитый уфимский джазовый музыкант и Народный артист Башкортостана Олег Киреев проводит увлекательную программу «Джаз для детей и не только!» Вместе с ансамблем-студией «Орлан» саксофонист создал проект, направленный на просвещение детей в области джазовой музыки.

Все встречи проходят в дружеской, расслабленной атмосфере неформального общения в Филармонии Уфы и сразу же производят сильное впечатление на детей.

Помимо музыкальной части, инструменталисты рассказывают слушателям об истории джаза, его основных направлениях и современных тенденциях. В конце, по традиции, устраивается джем-сейшн, в котором могут принять участие пришедшие юные музыканты со своими инструментами.

Источник

А.А. Мёдова, Ю.В. Воробьева (Красноярск)

Общение с джазовой музыкой как способ эстетического развития младших школьников

В наше время  общеобразовательная школа ориентирована на всестороннее развитие личности и интеграцию ребёнка в современное культурное пространство; актуальным представляется целенаправленное развитие всех способностей детей, в том числе эстетических. Отсюда следует то, что проблема эстетического воспитания и развития эстетического восприятия младших школьников является одной из важных задач, стоящих перед школой. Но ей не всегда удается в полной мере выполнить поставленные требования, как в силу ограниченности объема предметов эстетического цикла, так и по причине методологических проблем.

Произведения, используемые на уроках музыки, большую часть которых составляют классические, возвышают человека,  приоткрывают краешек завесы в неведомое. Но при этом между содержанием классической и фольклорной музыки и духовным опытом современного ребенка все же выстраивается определенный барьер, можно говорить о «границе отчуждения» школьников (да и взрослых людей) от академической музыки. С другой стороны, современная профессиональная музыка, созданная начиная со второй половины ХХ века, практически не используется на уроках в общеобразовательной школе.

Читайте также:  Значение зкр в полноценном развитии ребенка

В данной статье мы хотели бы акцентировать внимание на воспитательно-эстетических возможностях джаза. В настоящее время в общеобразовательных школах произведения этого стиля редко звучат на уроках музыки. Это связано с тем, что в программах по данному предмету используются только отдельные джазовые произведения, но нигде не рассматриваются их характерные особенности, присущие джазу как стилю. При слушании джазовых образцов, если даже таковое и предусмотрено, не акцентируется внимание учащихся на том, что это именно джазовая музыка, а не какая-то иная, не говоря уже о более подробном знакомстве школьников с данным направлением. Джазовый стиль в начальной школе не изучается. А ведь возможности развития эстетического восприятия и эстетической культуры младших школьников в процессе изучения джазовой музыки велики. Умение воспринимать эстетику джазовой музыки открывает широкие возможности к формированию духовной культуры, культуры чувств. Многие произведения джазовой музыки доступны, понятны младшим школьникам, соответствуют их психофизиологическим особенностям развития.

Как писал известный отечественный джазмен Ю. Чугунов, «джаз – это музыка, которая затрагивает сердце, а это уже мостик к духовности!» [5].

Джаз – это эстетический опыт, которого нет в любой другой музыке. Он развивает умение наслаждаться музыкой, удивляться, в нем есть моменты неожиданности, юмор и динамика, побуждающая к движению.

Ценность джазовой музыки как эстетического направления и ее эффективность при развитии эстетического восприятия заключается в том, что джаз отличается непосредственной эмоциональностью, яркой чувственностью, экспрессивностью [2], вследствие чего вызывает живой интерес детей, притягивает к себе их внимание.

Джазовая музыка высокохудожественна, является профессиональным направлением и содержит в себе весь спектр выразительных средств, доступный музыкальному искусству. Но при этом она воспринимается как более современная и актуальная музыка, нежели классика или фольклор. Она не кажется младшим школьникам абстрактной, поэтому в процессе изучения у детей не возникает чувства навязывания эстетических идеалов.

Джазовая музыка является одновременно академической и легкой, развлекательной, что позволяет получать в процессе её изучения естественное эстетическое удовольствие.

Можно предложить учителям общеобразовательной школы ряд форм работы с джазовой музыкой, на основе которых возможно успешное «вхождение» школьников в этот стиль и которые могут стимулировать формирование эстетической культуры и эстетического восприятия детей. При изучении джаза акцент наиболее целесообразно делать на активное восприятие, образно-игровые приемы, методы словесного творчества, пластического интонирования, а также на метод визуализации слуховых образов и метод эстетических сопоставлений.

Активное слушание предполагает такое прослушивание музыкальных произведений, которое направлено на формирование основных качеств эстетического восприятия: целостности, структурности, эмоциональности восприятия. А именно этот метод формирует умения различать детали целого, выделять главное и различие в сходных музыкальных фрагментах, он развивает способность воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений [6], побуждает к возникновению эстетических чувств и культуры их выражения, пробуждает в учащихся отзывчивость к необычному.

Музыкальный репертуар при этом необходимо отбирать с учетом особенностей психического развития школьников. Музыкальные произведения должны быть небольшими по объему и доступными по содержанию.   Образы этих произведений должны быть яркими и понятными детям в соответствии с их жизненным опытом. В целях развития эстетических эмоций музыка подбирается разная по эмоциональному содержанию (веселая, грустная, ласковая и т. д.), контрастная в целях достижения более яркого выражения учащимися эмоциональности их восприятия.

С целью развития целостности эстетического восприятия, а именно умения различать детали целого, слушание должно быть ориентировано на  выделение в целостном образе не случайных, а главных деталей. В данном случае перед детьми ставится задача на основе этого более точно дифференцировать сходные предметы, различать их, а не путать.

Учитывая слабую детализацию при восприятии музыки учащимися,   целесообразно подбирать музыкальные произведения, сходные по характеру. По мере обучения музыкальный материал для слушания должен усложняться, произведения – увеличиваться в объеме, также должна усложняться их ритмическая структура, увеличиваться многообразие выразительных средств. 

Развитие культуры эстетического восприятия не допускает беглого, поспешного прослушивания музыки. Поэтому, каждый раз учащимся необходимо давать время после прослушивания на обдумывание, что способствует развитию способности любоваться музыкой. При этом, музыка не должна прерываться комментариями учителя. Музыкальные картинки должны быть краткими, яркими, а комментарии учителя – интересными, краткими, отточенными.

Образно-игровые приемы: в качестве таковых целесообразно использовать музыкально – ритмические движения, игру на элементарных музыкальных инструментах, музыкальные игры. Примером музыкальной игры может являться следующее: учитель с разной громкостью воспроизводит два звука одинаковой высоты на фортепиано, учащимся необходимо установить признак, по которому различаются звуки, а затем с помощью ударов в ладоши передать аналогию звучания; учитель воспроизводит два звука с одинаковой громкостью, но разной высоты или два звука одинаковой высоты, с одинаковой громкостью, но один при помощи педали, а другой без нее, и учащимся необходимо выполнить аналогичное задание, как и в первом случае. Радость узнавания, эмоциональный подъем от правильных ответов должны стимулировать эстетическое восприятие мира.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка новорожденные

Метод пластического интонирования (Т.Вендерова, В.Коэн); [1] заключается в целостном восприятии музыкальной ткани через моторику своего тела. Он направлен на освоение способа активного слушания, развитие музыкального слуха. Новые ощущения себя учащимися активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания. Данный метод помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания: секвенции, фразировку, динамические градации, смену лада, штрихов, среагировать на малейшее изменение эмоционального плана, наглядно показать построение музыки, превратив «сухую» беседу в увлекательную игру, где все эти понятия связываются в сюжет, участником которого становится каждый ребёнок. Главным образом данный метод используется с целью развития эмоциональности восприятия, выражения эмоций, возникающих под действием музыки,  выражения душевного состояния, развития творческих способностей учащихся.

Визуализация музыки является особым источником знаний, способствующим более эффективному усвоению материала. В процессе прослушивания музыки визуализируются определенные вещи, которые ассоциируются с музыкой, например, детям предлагается представить, как выглядит джазовая певица, голос которой они слышат. После обсуждения вариантов, учитель показывает им портрет этой исполнительницы.

Подводя итог всему выше сказанному, можно отметить, что джазовая музыка обладает живучестью и современностью. Джаз дает большие возможности для формирования у младших школьников культуры восприятия музыки, как основы художественной культуры человека еще и потому, что он впитал в себя тенденции разных жанровых стилей и музыкальных культур. Джаз дает возможность почувствовать мотивы латиноамериканской, афрокубинской музыки, наследие европейской классики, мотивы восточной музыкальной культуры.

Всё это богатство джазового музыкального искусства, большие задатки детской психики к восприятию, высокий профессионализм и творчество учителя создают большие возможности для формирования у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Использованная литература:

  1. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие / Т.А. Затямина. – М.: Глобус, 2007. – 170с.
  2. Конен, В. Рождение джаза / В. Конен. – М.: Советский композитор, 1990 – 320 с.
  3. Масловская, С.В. Педагогические основы становления эстетической культуры учащихся. Методическое пособие / С.В. Масловская – Оренбург: ООИПКРО, 2002. – 77с.
  4. Овчинников, Е. История джаза. Учебное пособие / Е. Овчинников – Выпуск первый – М.: Музыка, 1994 – 240 с.
  5. Чугунов, Ю. Н. Эволюция гармонического языка джаза / Ю.Н. Чугунов. –  М.: Муравей, 1997. – 168с.
  6. https://cnit.mpei.ac.ru/textbook/01_01_02_00.htm#K1.

Источник

Опытного музыкального руководителя сложно удивить новой методикой. Но в музыкальном образовании дошкольников еще есть «белые пятна» — например джаз. Часто ли дети слушают такую музыку? Очевидный ответ — нет. А джаз имеет мощную историю, плеяду «титанов» и миллионы поклонников. Как лучше познакомить детей с джазом? О чем рассказать, чтобы возбудить интерес к этому необычному направлению?

Джаз — музыкальное направление с более чем вековой историей. Однако его почти не рассматривают даже в специальных образовательных музыкальных заведениях.

Такая несправедливость коснулась и дошкольников. Спросите малышей: «Что такое джаз?” Услышите ли в ответ имена известных в мире джазменов или рассказ о зажигательных ритмах? Возможно
и так, но маловероятно.

Детям понятны и знакомы классическая, народная, популярная (современная) музыка. Первые два направления распространены в школе, а последнее звучит везде. Но вот как научить маленьких меломанов различать на слух и чувствовать особенности джаза? Что рассказать им вначале, чтобы они захотели узнать о джазе больше и еще и стремились сами научиться его играть/создавать?

Каждый из нас помнит волшебный период своего детства. Не смотря на то, что у всех оно проходило по-разному и есть то, что нас всех объединяет – это память о незабываемые моменты радости, когда ты смотришь своими маленькие глазками на родителей, которые рассказывают, как сильно тебя любят, поздравляют и дарят такие долгожданные подарки. Удачное проведение детского дня рождения способно дать ребенку большое количество приятных эмоций на следующий период, которые действительно трудно забыть. Студия https://elff.dp.ua/ предлагает для Вас широкий спект услуг на детский день рождения и не только. Именно здесь вы можете получить удачное детское день рождения по разумной цене.

Джазовая азбука

Ознакомить дошкольников с джазом сложнее, ведь эта музыка разноплановая, имеет множество стилевых ответвлений и постоянно эволюционирует. Даже само понятие «джаз» вряд
ли кто-то охарактеризует однозначно. Однако попробовать стоит.

Если коротко, джаз — это музыка, возникшая на американском континенте, соединившая европейскую гармонию, европейсько-африканськую мелодиию и африканский ритм.

Главные черты джаза:

• основная роль отводится ритму;
• импровизация;
• ощущение ритмической свободы — свинг.

Музыкальная импровизация (от лат. improvisus — непредвиденный) – создание музыкального произведения без предварительной подготовки, экспромт. Импровизация является обязательным компонентом джаза, когда музыку формируют непосредственно в процессе выполнения. Возможны как сольные, так и совместные импровизации, от двух участников и более. Коллективные
импровизации практикуют почти с начала джазовой истории — например так называемые «битвы» оркестров, когда музыканты каждого из них стремились превзойти своих коллег в ловкости.

«Импровизация должна базироваться на чем-то. Когда молодые журналистки спрашивают меня об импровизации, я сначала задаю вопрос им: „Вы бы хотели получить от мужа письменное признание в любви? (Ответ: „Да!”.) А теперь представьте, каким оно будет, если этот человек прочел за жизнь две книги — телефонный справочник и расписание электричек. Так и с импровизацией»

В основе обычных музыкальных занятий с детьми — ритм. И об импровизации здесь говорится так же часто, как и в джазе. Вспомним хотя бы интонационно-импровизационные игры и музыкально-пластические импровизации. Также занятия музыкой непрерывно апеллируют к творчеству, помогают раскрыть личность, учат нестандартно мыслить, развивают воображение и креативность. .

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка в киеве

Чтобы ребенок научился создавать музыку, нужна база. Это — воспроизведение ритмов, пение, музицирование на разных инструментах (сперва шумовых), анализирование звукового пространства.

Без такой основы невозможно сформировать что-то новое. Ведь как ребенок придумает интересную музыкальную историю, если он слышал звучание только одного инструмента?

Существуют «Джазовые программы для самых маленьких» — такими призывами пестрят заголовки публикаций в социальных сетях и реклама. Обычно это лишь приглашение мамам-папам вместе с малышами послушать джаз. Такой вид знакомства с джазом имеет самое важное преимущество-звуковой опыт. Однако комплексный подход не испортил еще ни одной образовательной
методики. Только звукового опыта без разъяснений и практических упражнений мало. Поговаривают, что учить джазу малышей вообще невозможно, ведь эта музыка очень сложная и особая для
детского уха. Однако, следует учесть следующие факты.

Джаз-это музыка фигур. Именно такой принцип можно выбрать, рассказывая детям о джазе. В качестве примера возьмем книги в картинках для детей от зарубежных авторов: они построены
на историях реальных джазовых музыкантов, имеют интересный ритмичный текст и яркое динамичное оформление. Чтобы ознакомиться с этой литературой, введите онлайн в строку поиска
Jazz Picture Books for Kids.

книги про джаз для детей

На англоязычных интернет-ресурсах можно найти готовые расписаны музыкальные занятия, посвященные джазу. Так, в частности, особенно привлекательными являются разработки преподавателя Бекки из Соединенных Штатов (город Саванна, штат Джорджия). Посетите сайт
в Becca’s Music Room. Она рассказывает о собственном опыте, когда она знакомила детей с джазом применяя понятное для оборудование и побуждая их к творчеству.

Джазовое занятие для детей «A Train Jazz Lesson»

Музыкальный материал: песня «Take the “A” Train» —

  • оркестровая версия Дюка Эллингтона (Duke Ellington);
  • вокальная версия Эллы Фицджеральд (Ella Fitzgerald).

Материалы:

  • фото барабанщика, трубача, пианиста во время игры;
  • видеопроектор;
  • белая доска;
  • маркеры;
  • бумага;
  • простые карандаши;
  • разноцветный мел.

урок джаза для детей на примере песни Take the A Train

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Расскажите детям, что они сегодня будут слушать песню, и песня эта необычная. Она — джазовая. Джазовая музыка родилась в Соединенных Штатах Америки, когда люди разных культур «смешивали» свои мелодии. Предложите детям закрыть глаза и внимательно прислушаться к началу звучания песни “Take the” A Train». Сначала включите инструментальную версию композиции. Важно закрыть глаза — так дети не будут отвлекаться друг на друга. Но будьте готовы: кое-кто начнет смеяться, потому что забавное звучание непременно вызывает улыбку.

Спросите детей: «Что вы слышите?”. Не спешите, пока не получите в ответ: «Поезд!”. Да, это звучит, как поезд! Барабан воспроизводит звучание стука колес о рельсы, а труба имитирует свисток.

Пусть дети расскажут вам свои предположения: где сейчас едет поезд, куда он направляется?
Затем предложите представить, что мы все вместе едем в поезде: дети садятся на стульчики и имитируют его движение — представляют себя машинистами или двигают ножками и ручками, воспроизводя стук и вращение колес. В это время включите видеопроектор с записью живого исполнения композиции, где дети будут видеть музыкантов за инструментами и фрагменты движения поезда.

Расскажите детям содержание песни: новый поезд курсирует до Гарлема, района Нью-Йорка, известного как место поселение афроамериканцев и тесно связанного с джазом.

Гарлем — район в северной части округа Манхэттен, Нью-Йорк. Крупнейшее известен благодаря подъему негритянской музыки в начале ХХ века. Ранее имел славу бедного и опасного; улица Мартина Лютера Кинга (имеет второе название: 125 Street) — центральная в Гарлеме, здесь сосредоточена культурная жизнь района.

Следующую часть занятия сделайте групповой или индивидуальной, по собственному усмотрению. Послушайте вокально-инструментальную версию песни «Take the A Train» в записи Эллы Фицджеральд. Пофантазируйте вместе с детьми: предложите представить, что эта песня похожа
на карту. Она показывает, как проехать до Гарлема. Пускай дети придумают два направления, чтобы добраться до Гарлема. Разместите на доске варианты начала «карты», а двое детей во время звучания песни будут заполнять пробелы — будут рисовать свои версии карты проезда в город. Остальным детям раздайте бумагу и карандаши: они создадут бумажные карты, а потом покажут их. В завершение предложите детям рассказать, какую музыку они слушали, какие инструменты слышали и о чем рассказала им песня.

Источник