Движущие силы социального развития ребенка

Источники и движущие силы социального развития ребенка
Социальное развитие личности представляет собой количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания. Оно имеет непрерывный и неравномерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Неравномерность социального развития выражается в том, что оно не имеет линейного и постоянного характера. Этот процесс меняется в зависимости от многих факторов, в том числе от возраста, типа темперамента, предрасположенности, состояния человека, условий среды, самоактивности.
Человек, появившись на свет, развивается, формируется и становится личностью. Для социального развития он наделен значительным потенциалом и механизмом его реализации, который с рождения включает определенные для каждого человека биологические, физиологические, психические, энергетические и социальные возможности для развития и самореализации (Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. В. Мудрик и др.). Индивидуальные возможности ребенка определяются основными источниками и их движущими силами, которые обусловливают социальное развитие и воспитание человека.
Источники – «это то, что питает и на основе чего имеет место социальное развитие человека» [12, 54]. Они подразделяются на внутренние (присущие с рождения) и внешние (на основе которых происходит реализация внутренней обусловленности человека).
К основным, наиболее существенным внутренним источникам социального развития, по мнению Л. В. Мардахаева, относятся:
- • Потенциал в виде задатков и возможностей, полученный человеком от рождения и приобретенный им в процессе жизнедеятельности. У каждого ребенка индивидуальный потенциал социального развития значителен. Развиваясь в соответствующих условиях, человек может достичь в личностном плане именно того уровня, к которому он был потенциально предрасположен. Проблема заключается в том, до какого уровня удается реализовать его в процессе социального развития у конкретного ребенка в целом и в тех или иных условиях (дома, в детском саду, школе) в частности.
- • Взаимосвязь и взаимообусловленность в развитии биологического, физиологического, психологического и социального факторов человека. Задержка человека в биологическом, физиологическом или психическом развитии сказывается на социальном, и наоборот.
- • Органы чувств и уровень их развития. С их помощью ребенок познает среду жизнедеятельности. При этом он обогащается и формируется. Характерно, что своеобразие познания ребенка окружающего мира определяется адекватностью его развития, действий и поступков. Недостатки в структуре формирования органов чувств создают для него значительные трудности при взаимодействии со средой жизнедеятельности и ее изучении. При этом восприятие среды имеет индивидуальный характер, обусловленный уровнем и особенностями его органов чувств.
- • Врожденные рефлексы. Именно они позволяют ребенку поддерживать жизнедеятельность, проявлять себя, реализовывать свои индивидуальные возможности и потребности в процессе социального развития и воспитания [12, 55-561.
К внешним источникам, стимулирующим социальное развитие и воспитание ребенка, относится все то, что его окружает и с чем он непосредственно и опосредованно взаимодействует. Например, на микроуровне — это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта: семья, школьные коллективы, неформальные групповые объединения, отдельные личности. На ме~ зоуровне — СМИ, искусство, литература, которые во многом определяют интересы ребенка, его нравственные ценности и идеалы, общее восприятие им мира и тех явлений, которые происходят вокруг него (М. А. Галагузова, Л. В. Мардахаев, Н. Н. Михайлова, Р. В. Овчарова).
Движущие силы – один из важнейших факторов, которые обеспечивают реализацию потенциальных источников социального развития, воспитания и обучения ребенка. Они также подразделяются на внутренние и внешние (Л. В. Мардахаев).
Внутренние движущие силы, обеспечивающие развитие личности ребенка, способствуют реализации его индивидуального потенциала в процессе социализации. К основным из них относятся неосознаваемые и осознаваемые биопсихические механизмы.
Неосознаваемые механизмы развития человека обусловлены физиологическими и психическими потенциями, которые получает ребенок от рождения. Их характерной особенностью является то, что они функционируют на уровне подсознания (рефлекторно), им присуща ранняя активность и стабильность. Наиболее существенное влияние они оказывают на психологическое и социальное развитие растущего человека.
К наиболее важным движущим силам, обеспечивающим функционирование неосознаваемых механизмов человека, Л. В. Мардахаев относит:
A) Устремленность в самом раннем возрасте к тому человеку, в ком ребенок чувствует наибольшую потребность и защищенность, преимущественно к матери.
Б) Эмоциональная заразительность ребенка. Уже на первом месяце жизни ребенка можно наблюдать, что вид улыбающейся мамы, подходящей к нему, вызывает у него улыбку.
B) Эмоциональная обусловленность активности и устремленности ребенка. Ребенок с момента рождения нуждается во внимании и ласке, что способствует поддержанию и укреплению его эмоциональной обусловленности. Неразумность в проявлении любви к ребенку нередко приводит к вседозволенности, формированию эгоцентризма.
С таким ребенком приходится тяжело взаимодействовать его социальному окружению.
- Г) Подражательность. Благодаря подражательности ребенок неосознанно усваивает первый (изначальный) социальный опыт: отношения к чему-либо, нормы поведения, действий и поступков.
- Д) Внушаемость в раннем детстве выступает значительным двигателем действий и поступков ребенка, его отношения к различным явлениям, реакциям на что-либо и пр. Внушаемость воздействует на подсознание. Влияние внушения достаточно сильно, если оно направлено на оценку, характеристику или перспективу безопасности человека, его здоровья и благополучия. При наличии у человека негативного опыта, соответствующего внушаемому воздействию, его влияние значительно возрастает. Например, «дети улицы», имеющие негативный опыт поведения, объединяются в «стаю». Для них лидер «стаи» является авторитетом. Его пример, действия обладают внушающим воздействием и побуждают невольно подражать ему в отношениях и поведении, беспрекословно подчиняются его указаниям.
- Е) Потребность человека в социальном общении появляется с рождения и требует удовлетворения. Такая потребность получает именно в семье наибольшую возможность в реализации.
- Ж) Любознательность, как и потребность в общении, существенно влияет на социальное развитие человека. Эти потребности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
- 3) Активность присуща ребенку с рождения. Она проявляется в общей динамике поведения, способствуя формированию организма ребенка в целом [12, 59-601.
Осознаваемые механизмы социального развития обусловлены всевозрастающей ролью сознания человека с учетом его возраста и способствуют дальнейшему социальному развитию, воспитанию и обучению. В основе их лежит влияние формируемого сознания на саморазвитие и самовоспитание. К осознаваемым механизмам развития относят:
- А) Осознаваемые механизмы, связанные с психикой человека: саморазвитие психики человека, эмоциональная восприимчивость, волевая активность.
- Б) Осознаваемые механизмы, связанные с развитием сознания: социальная предрасположенность к развитию; уровень развития сознания человека как основы социальной перспективы; интеллектуальные потребности, желания, интересы, устремления, цели, идеалы; самокритичность и самоуправление своими эмоциями, поведением.
Между внутренними движущими силами (неосознаваемыми и осознаваемыми) социального развития человека существует тесная взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимодополнение. Учет их своеобразия обеспечивает наиболее действенное направление и интенсивное индивидуальное развитие и воспитание ребенка.
Выделяют внешние движущие силы, обеспечивающие реализацию личностного потенциала ребенка. Они стимулируют, активизируют или сдерживают социальное развитие и воспитание ребенка. К ним относятся:
A) Среда непосредственного воздействия на микроуровне: уход за ребенком; семья; среда жизнедеятельности и воспитания; коллективы и группы, в отношения с которыми вступает ребенок; отдельные личности, мнение и деятельность которых имеют особое значение для ребенка; воспитание.
Б) Среда непосредственного и опосредованного воздействия на ребенка на мезоуровне: средства массовой коммуникации, компьютерные технологии, искусство, литература и пр.
B) Социально-психологические факторы среды, выполняющие роль внешних движущих сил: доверие; соответствие групповым ожиданиям (выполнение ролевых предписаний, стереотипы действий и поступков); наличие референтной группы (имеет особую значимость при оценке поступков ребенка) и авторитета; взаимопомощь, поддержка (М. А. Галагузова, И. С. Кон, Л. В. Мардахаев, А. В. Мудрик и др.).
Между всеми внутренними и внешними движущими силами социального развития ребенка существует тесная взаимосвязь и взаимодополнение. Характерно, что развитие ребенка в одном направлении стимулирует и активизирует его развитие в других сферах творчества и жизнедеятельности. Следует отметить, что направленная активность ребенка не означает разносторонность его становления, а лишь способствует созданию условий для этого. В этом случае необходимы направленные усилия по стимулированию активности ребенка, его самопроявления в других сферах с целью достижения его наиболее разностороннего развития.
Источник
Человек, появившись на свет, развивается и формируется как личность. Индивидуальные возможности ребенка определяются источниками и их движущими силами, которые обусловливают социальное развитие и воспитание человека. Для социального развития он наделен значительным потенциалом и механизмами его реализации.
Потенциальные возможности развития и самореализации человека включают биологические, физиологические, психические, энергетические и социальные задатки. Они либо реализуются, либо нет. В первом случае происходит их укрепление, приобретение нового качественного содержания и возможностей.
Реализацию потенциала человека можно сравнить с природой бутона красивого цветка. Он может созреть и раскрыться во всей своей красоте, либо увянуть, так и не раскрывшись. Потенциальные возможности развития особенно велики с рождения, когда ребенок предрасположен к значительной динамике роста. Их полная реализация позволяет человеку достичь высокого уровня самосовершенства.
Для обеспечения наиболее целесообразных условий саморазвития ребенка, воспитателю необходимо знать его индивидуальные возможности, динамику их изменения и факторы, от которых в большей или меньшей степени они зависят.
В результате изучения главы 8 студент должен:
знать
- • внутренние и внешние источники и движущие силы социального развития, социализации человека;
- • роль самого ребенка в социальном самосовершенствовании;
уметь
• учитывать потенциал внутренних и внешних источников и движущих сил в стимулировании социального развития, социализации ребенка;
владеть
• знаниями, необходимыми для учета индивидуальных возможностей (источников и движущих сил) в процессе стимулирования (коррекции) социализации ребенка.
Источники социального развития, социализации человека
Источники – это то, что питает социальное развитие и на основе чего происходит социализация человека. Они подразделяются на внутренние – присущие уже новорожденному, и внешние – те, на основе которых осуществляется реализация его внутренней социальной обусловленности.
К наиболее существенным внутренним источникам социального развития человека относятся следующие.
- 1. Потенциал в виде задатков и возможностей, полученный человеком от рождения и приобретенный им в процессе жизнедеятельности. У каждого ребенка индивидуальный потенциал социального развития значителен. Развиваясь при соответствующих условиях человек может достигнуть именно того уровня, к которому он потенциально был предрасположен. Проблема заключается в том, до какого уровня удается реализовать его в процессе социального развития у конкретного ребенка в целом, в тех или иных условиях (дома, в детском саду, школе), в частности.
- 2. Взаимосвязь и взаимообусловленность в развитии биологического, физиологического, психологического и социального. Задержка человека в биологическом, физиологическом или психическом развитии сказывается и на социальном. Возможна и обратная зависимость.
Человек, не получивший возможность активного социального развития в самом раннем возрасте, ограничен в жизненном цикле по сравнению со своими сверстниками. Известно, что “Маугли” долго не живут. Особенно тесно взаимосвязаны психическое и социальное. Задержка в социальном плане особенно сказывается на психическом развитии ребенка и наоборот. Об этом свидетельствуют данные воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и воспитываемых в домах ребенка, интернатах, детских домах.
3. Органы чувств, уровень их развития. Ребенок познает среду жизнедеятельности с помощью органов чувств. Восприятие носит индивидуальный характер, обусловленный уровнем и своеобразием развития органов чувств. Недостатки в структуре развития органов чувств создают для ребенка значительные трудности во взаимодействии со средой жизнедеятельности, познании ее, оказывают влияние на адекватность его развития, действий и поступков.
Например, слепому ребенку непонятна гамма цветов, красок, света. Для него значительно богаче восприятие гаммы звуков, тепла. Данный фактор определяет отличное от сверстников социальное развитие ребенка с особыми нуждами и его проявление в среде жизнедеятельности.
Органы чувств динамичны. Чем раньше их начинают целенаправленно развивать, тем большего уровня они достигают и, наоборот, нереализованный потенциал того или иного органа чувств, ведет к его затуханию.
4. Врожденные рефлексы. Именно они позволяют ребенку поддерживать жизнедеятельность, реализовывать индивидуальные возможности и потребности в процессе социального развития и воспитания.
К внешним источникам (факторам) социального развития ребенка, стимулирующим его воспитание, относится то, что его окружает и с чем он непосредственно и опосредованно взаимодействует.
На микроуровне – это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта: семья, школьные трудовые коллективы, неформальные группы и объединения, отдельные личности. Также важное значение имеют предметы, с которыми взаимодействует ребенок, познавая окружающую среду – это игрушки, игры, мебель.
На мезоуровне – это средства массовой коммуникации, печать, радио, телевидение, искусство, литература. Они во многом определяют интересы ребенка, его нравственные ценности и идеалы, общее восприятие им мира и тех явлений, которые происходят вокруг него.
Источник
Подготовьте сообщение по одной из следующих тем:
1. Социально-педагогический потенциал в развитии ребенка, полученный им по наследству, проблемы его сохранения и приумножения.
2. Внешние факторы, создающие наиболее благоприятные условия для реализации социально-педагогического потенциала ребенка в самосовершенствовании.
Тема 6. Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы
Подготовьте сообщение по одной из следующих тем:
1. Трудновоспитуемый в семье: причины формирования и возможности преодоления.
2. Проблемы воспитательной работы с трудным ребенком в условиях школы.
Тема 7. Семья как социокультурная среда воспитания
И развития личности
Подготовьте сообщение по одной из следующих тем:
1. Влияние семейных конфликтов на воспитание детей, на самих родителей.
2. Типичные ошибки семейного воспитания и их влияние на растущую личность.
3. Морально-психологический климат семьи и его значение в воспитании детей.
4. Социально-педагогические проблемы подготовки молодых людей к семейной жизни (материнству и отцовству, самовоспитанию, выполнению семейно-брачных отношений).
5. Наиболее распространенные методы воспитания детей в семье и опасность их неправильного применения (на примере одного или нескольких методов).
Тема 8. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления
Подготовьте сообщение по одной из следующих тем:
1. Соотношение понятий «норма» и «отклонение от нормы» в социально-педагогической деятельности.
2. Индивидуальный подход в преодолении девиантного поведения ребенка.
3. Делинквентное поведение подростка, причины и пути преодоления.
4. Профилактика как средство предотвращения девиантного и делинквентного поведения в работе социального педагога.
Тема 9. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека
Подготовьте сообщение по одной из следующих тем:
1. Дезадаптирующий ребенок, проблемы снижения его деформирующего влияния на окружающих.
2. Типичный дезадаптированный ребенок: социально-педагогическая характеристика.
3. Характерные причины дезадаптации детей и возможности их предупреждения в социально-педагогической практике.
4. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков.
Тема 10. Проблемы социально-педагогической деятельности в пенитенциарных учреждениях
Подготовьте сообщение по одной из следующих тем:
1. Вклад отечественных ученых в развитие пенитенциарной педагогики.
2. Особенности воспитательной работы с отдельными группами осужденных.
3. Особенности воспитательного процесса в условиях изоляции от общества.
Тема 11. Социально-педагогическая деятельность
В учреждениях образования
Подготовьте сообщение по одной из следующих тем:
1. Социальный педагог в общеобразовательной школе: задачи и методы работы.
2. Содержание и методика педагогической работы в специальных дошкольных учреждениях.
3. Социальный педагог в учреждениях дополнительного образования: задачи и особенности работы.
4. Содержание и методика педагогической работы в специальных школьных учреждениях.
Тема 12. Основные направления педагогической деятельности
В учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения
Подготовьте сообщение по одной из следующих тем:
1. Особенности работы социального педагога в учреждениях социальной защиты населения.
2. Социальный педагог в учреждениях системы здравоохранения: есть ли необходимость?
Тема 13. Проблемы социально-педагогической работы с детьми
С различными формами умственной отсталости
Подготовьте сообщение по одной из следующих тем:
1. Социально-педагогические проблемы работы с детьми, имеющими особые нужды.
2. Социально-педагогические проблемы работы с членами семьи, имеющей человека с особыми нуждами.
Тема 14. Педагогические проблемы работы с детьми, оставшимися без
Попечения родителей. Безнадзорные и беспризорные дети
Подготовьте сообщение по одной из следующих тем:
1. Основные задачи социального педагога в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей.
2. Безнадзорность в подростковой среде как социально-педагогическая проблема.
3. Защита прав беспризорных детей: сущность, содержание, особенности обеспечения.
Источник