Движущие силы развития ребенка по фрейду

Движущие силы развития ребенка по фрейду thumbnail

Вклад Зигмунда Фрейда (1856—1939) в психологию трудно переоценить. Фрейд создал концепцию, положенную в основу большинства современных теорий развития личности. Общепризнанная теория Э. Эриксона, ставшая основой большинства периодизаций личностного развития, отталкивается от идей Фрейда.

Предметом рассмотрения станут аспекты концепции 3. Фрейда, раскрывающие закономерности развития человека в онтогенезе. Данная концепция может быть отнесена к равновесно-интеграционным теориям. В основе представлений о развитии лежит принцип равновесия, уравновешивания психодинамических сил, из-за чего психоанализ является психодинамическим подходом.

Концепция Фрейда — двухфакторная теория. Особенность соотношения факторов наследственности и среды — их антагонизм, выраженный в вытеснении природного в человеке и подавлении наследственного социальной средой. Что собой представляют два фактора? Человеку от природы врождены два рода влечений, связанные и составляющие в предельном варианте целое. Первое влечение — это Эрос, сексуальное влечение, трактуемое Фрейдом предельно широко как влечение к жизни. Эрос противостоит Танатосу, или влечению к смерти. Эрос не сводится к сексу в узком смысле, а включает влечения, связанные с самосохранением, влечение к жизни как стремление к воссозданию утраченной целостности по аналогии с мифом, изложенным в «Пире» Платона. Сексуальное влечение — есть влечение к гармонии, к единству, к целостности. И в этом смысле Эрос противостоит Танатосу как уходу в небытие. Сексуальное влечение наделено энергией либидо. Либидо составляет энергию человеческой активности, определяющей достижения человечества и основу его развития.

Сексуальное влечение характеризуется объектом и сексуальными целями. Сексуальный объект биологически не предопределен, наследственно не зафиксирован, а выбирается в течение жизни. Под сексуальными целями Фрейд понимает телесные области, связанные с удовлетворением влечения, эрогенные зоны. Сексуальные цели меняются на протяжении жизни человека, отражая логику развития. Они связаны с функциями телесных органов и в определенном смысле обусловлены наследственно. Танатос как влечение к смерти выражает общую тенденцию к равновесию: человек пришел из небытия и должен вернуться в небытие.

Влечение к смерти — есть проявление завершенности жизненного цикла. Единство противоположностей Эроса и Танатоса проявляется в том, что все жизнеохранительные тенденции могут рассматриваться как частные варианты, обеспечивающие организму свой путь к смерти как возвращения в безжизненное состояние. Влечение к смерти может выражаться в двух формах: аутоагрессии — саморазрушении, направленности на себя; внешне направленной агрессии. Внешняя агрессия является вторичной в силу того, что общество встает на пути естественных влечений человека, выступая помехой как на пути к удовлетворению сексуальных влечений, так и на пути саморазрушения. Государство, право, мораль выполняют репрессивные, защищающие функции. В этом смысле социальная среда противостоит, противодействует и подавляет природное наследственное в человеке.

Л. С. Выготский, анализируя роль и значение социального и биологического факторов в концепции Фрейда, пишет, что история человеческих отношений складывается из двух тенденций: консервативной — биологической, и прогрессивной — социологической. Именно они ведут к своеобразному «спиралевидному развитию человека». В пределах двухфакторной модели австрийский исследователь рассматривает наследственность как ведущий фактор. В концепции 3. Фрейда психическое развитие обусловлено органически, зафиксировано наследственно и может наступить без всякой помощи воспитания. По Фрейду, воспитание выступает как противоборствующий наследственности фактор, однако логика развития предопределена развитием сексуальности, обусловленной наследственностью. Противостояние среды и наследственности не может изменить стадии развития ребенка, понимаемые Фрейдом как стадии развития сексуальности.

Роль наследственности, трактуемая как изначально врожденная система влечений, определенная динамика и стадии развития влечений, является определяющей в развитии. Среда — барьер на пути реализации влечений, вносит коррективы и искажения, но принципиально изменить ход развития не может.

3. Фрейд постулирует два основных регулятивных принципа психической деятельности — принцип удовольствия и принцип реальности. Конечную цель психической деятельности составляет достижение удовольствия и избегание неудовольствия, снижение давления психодинамических сил и восстановление их баланса. Принцип реальности ограничивает получение удовольствия в силу социальных норм и запретов, и удовлетворение достигается обходными путями или вовсе не достигается.

Основным постулатом Фрейда является положение об изначальной детской, инфантильной сексуальности. Инфантильная сексуальность характеризуется следующими особенностями: во-первых, она, как любое другое эротическое влечение, подчинена принципу удовольствия, т. е. направлена на получение наслаждения; во- вторых, существует не изолированно, а присоединяется к какой-либо другой жизненно важной функции организма, например, к пищевой функции на первой оральной стадии развития организма; в-тре- тьих, ребенок аутоэротичен, т. е. для него не требуется другого объекта для удовлетворения эротического влечения.

Сексуальность Фрейдом трактуется предельно широко как направленность на получение удовольствия, наслаждения, на пути которой встают социальные запреты. Весь ход развития ребенка выступает как драма, каждый акт которой — неравная борьба сексуальных влечений с социальными запретами и помехами. В этом смысле данная концепция пессимистична: человек обречен и никогда не достигнет высшего состояния целостности, потому что его силы в борьбе с враждебным антагонистическим обществом неравны.

3. Фрейд выделяет три основных линии развития личности в онтогенезе: развитие сексуальных целей и объектов; развитие структуры личности, развитие защитных механизмов; развитие сексуальных целей и сексуальных объектов

Сексуальная цель — телесная эрогенная зона, которая служит источником получения удовольствия. Либидо составляет энергию человеческой активности, определяющей достижения человечества и основу его развития. В онтогенезе перемещение либидо связано с переходом от одной телесной функции и эрогенной зоны к другой, преформированной наследственностью.

Развитие сексуальных объектов предполагает три ступени: аутоэротизм и два выбора сексуального объекта на фаллической и генитальной стадиях. Первый выбор в два года — пять лет связан с рождением и формированием Эдипова комплекса и осуществляется по принципу опоры, т. е. выбор сексуального объекта связан со стремлением к получению поддержки, заботы, внимания, протекции. Первым сексуальным объектом становится поэтому родитель противоположного пола. Второй выбор сексуального объекта происходит в пубертатный период полового созревания, где фиксируется тип ориентации на партнера. Здесь выбор сексуального объекта может осуществляться двумя способами. Во-первых, по принципу опоры, когда в партнере человек ищет заместителя отца или матери. Во-вторых, по нарциссическому типу, когда в партнере ищут частицу Я, свои качества, особенности, взгляды, ценности, т. е. выбор объекта по образцу отношения субъекта к самому себе.

Источник

  1. Зигмунд Фрейд – основоположник психоанализа стр.3

  2. Основные положения психоанализа стр.3

  3. Периодизация развития ребёнка по З. Фрейду стр.5

4. Список литературы стр.10

Причинами многих неврозов у пациентов З. Фрейда были различные сексуальные проблемы, поэтому З. Фрейд обращается к исследованиям сексуальности и её развития в датском возрасте. С тех пор развитие сексуальности человека З. Фрейд ставит в центр всего психического развития человека и пытается объяснить им такие явления человеческой культуры, как искусство, особенности психологии первобытных народов и др.

После 20-х гг. З. Фрейд разрабатывает новые положения психоанализа, которые рассматриваются и настоящее время.

З. Фрейд исходил из того, что существуют две основные мотивационные силы, направляющие всю жизнь человеческого организма. Это инстинкт жизни и инстинкт смерти. К первому относится сексуальность ( или более широко –эрос). Ко второму – деструктивные, разрушительные силы, которые могут быть направлены вовне ( агрессия, ненависть) и внутрь себя (мазохизм, самоубийство). Эти две тенденции управляют психической энергией, причём источник энергии у каждого инстинкта свой. Психическая энергия, связанная с инстинктом жизни, получила название либидо. Психическая энергия, связанная с инстинктом смерти – мортидо. Инстинкт жизни и инстинкт смерти находятся в постоянном конфликте, противоборстве.

Представление о связи инстинкта жизни с сексуальными влечениями привело З. Фрейда к идее о том, что сексуальность человека не проявляется после наступления половой зрелости, он рождается с ней, и именно она является движущей силой развития человека. При этом З. Фрейд не сводил сексуальность к половому акту. Он понимал её гораздо шире – как получение удовольствия от различных частей тела. Человек рождается со стремлением удовлетворить инстинктивные желания. Он руководствуется принципом, который З. Фрейд назвал принципом удовольствия. Однако в дальнейшем этот принцип вступает в конфликт с требованиями реальности, включающими в себя адаптацию к требованиям общества, сознательные стороны психической жизни. Очень редко ребёнок научается сдерживать свои непосредственные желания и вести себя в соответствии с требованиями. В процессе развития он постепенно переходит от принципа удовольствия к принципу реальности. Вытесняются, таким образом, те желания, которые не соответствуют принципу реальности и осуждаются окружающими, т.е. сексуальные.

Психика, с точки зрения З. Фрейда, состоит из трёх частей: ид, эго и супер-эго, или Оно, Я и сверх-Я. «Ид», или «Оно», – наиболее примитивная и недоступная сознанию часть психической жизни. Именно здесь находятся инстинкты (и сексуальный, и агрессивный). З. Фрейд сравнивает его с кипящим котлом, в котором заключены мощнейшие силы: «Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали». Поэтому «Оно» не действует только в соответствии с принципом наслаждения и не считается с реальностью.

В отличие от ид эго, или «Я», руководствуется принципом реальности, служа своеобразным посредником между ид и внешним миром. Эго сдерживает импульсы, идущие от ид, находит косвенные, окольные пути их удовлетворения. Эго тесно связано с ид, оно получает из него энергию и служит удовлетворению идущих от ид стремлений, влечений. З. Фрейд пишет, что «Я» в отношении к «Оно» похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня; разница в том, что всадник пытается это сделать собственными силами, а «Я» – заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конём, то ему не остаётся ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это была его собственная воля». Однако для того чтобы лошадь не сбросила и не растоптала всадника, он должен контролировать и направлять её движение. Поэтому эго должно направлять и контролировать импульсы, идущие от ид.

Супер-эго, или сверх-Я развивается из эго в процессе усвоения ребёнком тех норм поведения и ценностей, которые воспитывают у него родители. Три основные функции супер-эго – нравственное сознание, формирование идеалов и самонаблюдение. После того как супер-эго сформировалось, функции контроля за поведением ребёнка, которые изначально осуществлялись родителями, начинает осуществляться ребёнком самостоятельно.

Ид полностью относится к сфере бессознательного. Эго и супер-эго частично относятся к сфере сознания, а частично – к сфере бессознательного. Эго становится своего рода ареной борьбы между влечениями, идущими от ид, требованиями совершенства от совершенства от супер-эго н необходимостью соответствовать реальности. Когда ситуация становится чрезмерно напряжённой, внутренний конфликт приобретает травматический характер.

З. Фрейд выделял пять стадий развития ребёнка.

1. Оральная стадия ( 0 – 1 год ). Эта стадия характеризуется тем, что основной источник удовлетворения, а, следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредотачивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз – ранней и поздней, занимающих первый и второй полугодия жизни соответственно. Она характеризуется двумя последовательными либидонозыми действиями (сосание и укус ). Ведущая эрогенная область на этой стадии – рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Сосание, по З. Фрейду, это тип сексуальных проявлений ребёнка. Если бы младенец мог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно, признание, что «сосание материнской груди есть самая важная вещь в жизни».

Сначала сосание связано с пищевым наслаждением, но после некоторого времени сосание становится либидонозным действием, на почве которого закрепляются инстинкты «Оно» : ребёнок иногда сосёт в отсутствии пищи и даже сосёт свой большой палец. Этот тип наслаждения в трактовке З. Фрейда совпадает с сексуальным наслаждением и находит предметы своего удовлетворения в стимуляции собственного тела. Поэтому эту стадию он называет аутоэротичной. В первое полугодие жизни , считал З. Фрейд, ребёнок ещё не отделяет свои ощущения от объекта, которым они были вызваны. Можно предположить, что мир ребёнка – это мир без объектов. Ребёнок живёт в состоянии первичного нарциссизма, при котором он не осознаёт существование других объектов в мире. Глобальное базисное нарциссическое состояние – это сон, когда младенец ощущает тепло и не имеет никакого интереса к внешнему миру. Во второй фазе младенческого возраста у ребёнка начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как существе, независимом от него. Можно заметить, что ребёнок испытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо неё появляется незнакомый человек.

Внутриутробное существование человека, по З. Фрейду, в противоположность большинству животных, относительно укорочено; на свет он появляется менее подготовленным, чем они. Тем самым усиливается влияние реального внешнего мира, развивается дифференциация «Я» и «Оно», повышаются опасности со стороны внешнего мора и чрезмерно возрастает значение объекта, который один может защитить от этих опасностей и как бы возместить потерянную внутриутробную жизнь. И этот объект – мать. Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым, которая уже больше никогда не покидает человек. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца; при самом лучшем уходе неизбежны ограничения. Они и есть источник дифференциации, выделения объекта. Таким образом в начале жизни различие между внутренним и внешним, согласно взглядам З. Фрейда, достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действием другого человека.

Во второй половине оральной стадии с появлением зубов к сосанию добавляется укус, который придаёт действию агрессивный характер, удовлетворяя либидонозную потребность ребёнка. Мать не позволяет ребёнку кусать свою грудь. Таким образом, стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью. По З. Фрейду, у новорожденного нет «Я». Эта психическая инстанция постепенно дифференцируется от его «Оно». Инстанция «Я» – часть «Оно», модифицированное под прямым влиянием внешнего мира. Функционирование инстанции «Я» связано с принципом «удовлетворение – отсутствие удовлетворения». Как только что отмечалось, первое познание ребёнком предметов внешнего мира происходит через мать. При её отсутствии ребёнок испытывает состояние неудовлетворённости и благодаря этому начинает различать, выделять мать, так как отсутствие матери для него есть, прежде всего, отсутствие наслаждения. На этой стадии не существует ещё инстанции « Сверх Я», и «Я» ребёнка находится в постоянном конфликте с «Оно». Недостаток удовлетворения желаний, потребностей ребёнка на этой стадии развития как бы «затормаживает» определённое количество психической энергии, происходит фиксация либидо, что составляет препятствие для дальнейшего нормального развития. Ребёнок, который не получает достаточного удовлетворения своих оральных потребностей, вынужден продолжать искать замещение для их удовлетворения и не может поэтому перейти на следующую стадию генетического развития.

Эти идеи З. Фрейда послужили толчком к изучению критических периодов, в течение которых складываются благоприятные условия для решения свойственной возрасту генетической задачи. Если она не решается, то ребёнку гораздо труднее решать задачи следующего возрастного периода.

На оральной стадии фиксация либидо у человека, по мнению З. Фрейда, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворённость всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов.

2. Анальная стадия (1 – 3 года), как и оральная, состоит из двух фаз. На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребёнка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Здесь ребёнок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер.

По отношению к поведению ребёнка на этой стадии можно сказать, что полностью образована инстанция «Я» и теперь она способна контролировать импульсы «Оно». «Я» ребёнка научается решать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. Социальное принуждение, наказание родителей, страх потерять их любовь заставляют ребёнка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться «Сверх Я» ребёнка как часть его «Я», где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей в жизни ребёнка. Особенности характера, формирующиеся на этой стадии, по мнению психоаналитиков, – аккуратность, опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к коллекционированию. Все эти качества – следствие разного отношения ребёнка к естественным, телесным процессам, которые были объектом его внимания во время приучения к опрятности ещё на доречевом уровне развития.

3. Фаллическая стадия (3 – 5 лет) характеризует высшую степень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребёнка, – это родители. Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола З. Фрейд назвал Эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребёнка к родителю противоположного пола. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению З. Фрейда, ключ к сексуальному комплексу; мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть и страх.

Разрешение, или освобождение от Эдипова комплекса совершается в конце этой стадии под влиянием страха кастрации, который, по мнению З. Фрейда, вынуждает мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференцируется инстанция «Сверх Я». Именно поэтому преодоление Эдипова комплекса играет важную роль в психическом развитии ребёнка. Таким образом, к концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом. Главную роль играет инстанция «Я». Она сохраняет память прошлого, действует на основе реалистического мышления. Однако эта инстанция теперь должна бороться на два фронта: против разрушительных принципов «Оно» и одновременно против строгости « Сверх Я». В этих условиях появляется состояние тревоги как сигнал для ребёнка, предупреждающий о внутренних или внешних опасностях. В этой борьбе механизмами защиты «Я» становятся вытеснение и сублимация. По З. Фрейду, самые важные периоды в жизни ребёнка завершаются до пяти лет; именно в это время формируются главные структуры личности. По мнению З Фрейда, фаллической стадии соответствуют зарождение таких свойств личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.

4. Латентная стадия (5 – 12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно»; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закреплённого в науке и культуре, а также на усвоение дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

5. Генитальная стадия (12 – 18 лет) – характеризуется возвышением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие зрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения З. Фрейда, стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению. Однако осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регресса к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которые вновь дают о себе знать. Так, например, на этом этапе может вновь возникнуть Эдипов комплекс, который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов «Оно», инстанция «Я» использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация. Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит этот феномен, а интеллектуализация сводит его к простому представлению в воображении и таким путём позволяет подростку освободится от этих навязчивых желаний.

Когда ребёнок становится взрослым, его характер определяется процессом развития его «Оно, «Я» и «Сверх Я» и их взаимодействиями. Нормальное развитие, по З. Фрейду, происходит с помощью механизма сублимации, а развитие, которое происходит посредством механизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологические характеры.

Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии: психическая гомосексуальность и нарциссизм. В психоанализе психическую гомосексуальность не всегда рассматривают грубое половое извращение. Это могут быть такие формы поведения, в которых любовь к другому полу замещается товарищеской привязанностью, дружбой, общественной деятельностью в обществе лиц своего пола. Такие люди строят свою жизнь и поступки на основе предпочтения общества семье и создают тесные социальные связи в компании лиц своего пола. Второй тип сексуального характера – нарциссизм. Он характерен тем, что либидо личности как бы отнимается от объекта и направляется на самого себя. Нарциссическая личность рассматривает себя как объект своих сексуальных стремлений; для неё внешние объекты удовольствия отступают на задний план, а главное место занимают самоудовлетворённость и самодовольство. Подобные характеры направляют своё внимание преимущественно на себя, свои действия, свои переживания.

Работы Зигмунда Фрейда оказали существенное влияние на развитие психологической науки и психотерапии, а также на философию, литературу, искусство.

Список литературы:

  1. Психология. Под редакцией И.В. Дубровиной. Москва.1999.

  2. Психологический словарь. Под редакцией В.П. Зинченко. Москва. 1999.

  3. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Ростов-на-Дону. 1997.

  4. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под редакцией И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. Москва. 1981.

Источник