Движение и ребенок развитие

Двигательное развитие детей  играет огромную роль в психическом становлении личности ребенка.

Здоровый малыш любознателен, активен и всегда стремится двигаться. Это стремление сохраняется в ребенке довольно долго, в то время как взрослые, будто сговорившись, стараются всячески ограничить его двигательную активность: «Не вертись!», «Сиди спокойно!», «Хватит крутиться!»… Эти слова ребенок слышит дома, в детском саду, в школе… А как ему сидеть спокойно, если движение – непременное условие для развития, в том числе физического, психического, умственного? Движение заложено в человеке самой природой.

Развитие движений у детей – «Как у всех» или «по-своему»?

Медики нередко встречают у родителей неадекватную оценку двигательных способностей их детей. Например, малыш в 9 месяцев еще не умеет сидеть, а мама совершенно спокойно заявляет: ничего страшного, мол, у соседки тоже сын еще не сидит, хотя такого же возраста. Или наоборот: трехмесячный ребенок уже может стоять, придерживаясь за спинку кроватки, и родители просто тают от восхищения: какой развитой малыш! Попробуем выяснить, насколько это нормально и правильно – запоздалое или слишком раннее двигательное развитие младенца.

И в первом, и во втором описанных случаях ситуация требует немедленного реагирования. Чтобы это понять, давайте рассмотрим этапы развития движения малыша до года.

Медики признают четыре периода:

1-3 месяца – ребенок умеет держать головку.
3-6 месяцев – ребенок может сидеть.
6-9 месяцев – ребенок научился стоять, держась ручками за кроватку или другую опору.
9-12 месяцев – ребенок может ходить без опоры.

Эти цифры не придуманы в кабинетах – они взяты из жизни: именно в такой последовательности развивается каждое здоровое человеческое дитя на протяжении тысячелетий.

Если рассмотреть последовательность освоения новых движений, они будут выглядеть примерно так:

– Ребенок проходит родовые пути.
– Лежит на спинке.
– Учится поворачиваться с боку на бок и на животик.
– Ползает по-пластунски.
– Поднимает ручки, опирается на них.
– Поднимает головку, осматривает пространство вокруг.
– Учится сидеть.
– Ползает уже на четвереньках.
– Самостоятельно встает, придерживаясь за опору.
– Начинает ходить – сначала держась за руку взрослого, чуть позже – самостоятельно.

Если малыш последовательно проходит все перечисленные стадии, значит, двигательное развитие младенца проходит правильно, тем самым запуская важнейшие механизмы и позволяя малышу воспринимать окружающее пространство без искажений. Каждый период предваряется подготовкой группы мышц к этой деятельности, и если ребенок стоит в три месяца – это значит, что он испытывает огромную нагрузку, к которой еще не готов. Здоровью этого ребенка угрожает серьезная опасность, которую не осознают родители, радуясь «раннему развитию» своего чада. Не меньшей опасности подвергается здоровье ребенка, который, достигнув 9 месяцев, еще не научился сидеть – любой врач вам скажет, что, вероятнее всего, такому малышу угрожает ДЦП или другая тяжелая патология.

Так что, уважаемые родители, никогда не смотрите, «как у других», и не успокаивайте себя этим – малейшее отклонение в двигательной активности ребенка в ту или иную сторону должны вас насторожить и лучше обратиться за помощью к специалисту.

Наиболее часто задаваемые вопросы по теме «Двигательное развитие детей»

Что значит выражение «повышенный тонус»?

В первые три месяца жизни ребенку свойственен повышенный тонус, или физиологический гипертонус. Его ручки прижаты к телу, согнуты в локтях, кулачки крепко сжаты, ножки тоже согнуты. Так задумано природой и состояние это необходимо для того, чтобы поддержать форму тела ребенка. Со временем оно пройдет, на смену придут произвольные движения, которые малыш будет постепенно осваивать – удержание головки, перевороты с боку на бок и на живот, опора на руки… Если вы замечаете, что, переодевая малыша, не можете прижать его бедра к столу – значит, мышечный тонус повышен по сравнению с нормой, а это является тревожным сигналом. Повышенный тонус в некоторых случаях может помешать правильному и своевременному развитию головного мозга. Родителям необходимо срочно обратиться к неврологу, а иногда и к ортопеду. У малыша, которому больше 3 месяцев, может наблюдаться как симметрично, так и асимметрично повышенный тонус. В первом случае вы заметите отставание в навыках движения. Об асимметричном гипертонусе расскажут такие симптомы, как скошенный на одну сторону или облысевший с одной стороны затылочек, головку такой ребенок чаще поворачивает в одну сторону, игрушку хватает только одной ручкой и следит за ней лишь с одной стороны – справа или слева. Своевременное обращение к специалистам поможет исправить ситуацию.

Если ребенок начал ходить раньше сверстников – например, в 8 месяцев – это хорошо или плохо?

В том случае, если ребенок перед этим вовремя начал держать голову, период ползания занял 3-4 недели, ножки у него достаточно сильные и он сам встает, а при падении группируется и редко ударяется – это нормально. Если же ребенок, пропустив фазу ползания, сразу начинает ходить или требует, чтобы его водили за ручку, при падении не умеет группироваться и все время ударяется лбом или затылком, ему тяжело самостоятельно вставать с пола – необходима консультация невролога. Есть вероятность, что малыш нуждается в курсе лечебного массажа и специальных физических упражнений. Если вы будете и дальше водить его за ручку и позволять ему самостоятельно ходить – вы добьетесь только нарушения координации движений. Упражнения, рекомендованные специалистом, помогут ребенку укрепить брюшной пресс и научат группироваться.

Нормально ли, если ребенок продолжает ползать и после года, а вставать не хочет?

Не нужно волноваться. Даже если ваш ребенок начнет ходить к полутора годам – это нормально, если он успешно ползает. При этом важно убедиться, что у малыша достаточно сильные ножки, спина, ягодицы, нормальная координация – а определить это может только врач.

Должен ли ребенок сам начать вставать или лучше ему помочь?

Малыш сам решает, когда ему пора вставать. Если у него появляется желание встать – значит, его ножки и спинка достаточно окрепли, чтобы выдержать вес тела. Если вы чувствуете, что ребенок уже должен вставать, но он этого не делает – возможно, вы чрезмерно опекаете его, приносите все «на блюдечке», лишая малыша стимула к движению.

Когда можно сажать ребенка?

Многие родители стремятся как можно раньше посадить ребенка, подперев его подушками или привязав в детском стульчике. Этого делать не следует до тех пор, пока ребенок не научится садиться самостоятельно. В противном случае можно спровоцировать искривление позвоночника.

Развитие движений у детей – сфера очень важная и тонкая, необходимо тщательно наблюдать за ребенком, чтобы убедиться в том, что все этапы проходят последовательно.

Источник

Татьяна Гибадулина
Движение — это развитие ребенка!

В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается полноценного физического и психического развития ребёнка, то его всестороннее воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка, влияющего на состояние здоровья и работоспособность растущего организма. Для детей I младшей группы двигательная активность – необходимое условие разностороннего развития ребенка. Движения создают условия для развития интеллекта, стимулируют речевую и эмоциональную активность, учат общению; словом, движение – это жизнь ребенка, его стихия. Но, благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.

В этом возрасте у детей развивается речь, внимание становится более устойчивым, совершенствуется память. Однако дети быстро утомляются, легко возбуждаются. Движения ребенка еще недостаточно сформированы, не до конца произвольны. Малыш импульсивен, не может придерживаться точно заданной формы движения, но способен действовать подражательно.

Для создания у детей положительного отношения к двигательной активности,занятие проводится в игровой форме: малыши с удовольствием имитируют движения и голоса животных, изображают различные предметы и явления, за которыми они часто могут наблюдать в своей повседневной деятельности Желательно дать каждому движению образное название, подобрать соответствующие слова для тренировки речевого выдоха. Перед тем как познакомить детей с новым игровым комплексом общеразвивающих упражнений, взрослый может прочитать вслух соответствующее художественное произведение, рассмотреть картинки, разучить с детьми потешку и т. д.

На начальном этапе овладения различными движениями, многообразием поз, предметных действий важная роль принадлежит взрослым. Они создают условия для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствования, широко используя разнообразные яркие игрушки, предметы, пособия, которые являются стимулом к выполнению ими разных движений. Малыши тянутся к понравившемуся предмету, стараются преодолеть некоторое расстояние, с целью достать его, а затем пытаются действовать с ним. Через действия с разными предметами ребенок знакомится с окружающей его предметной средой. Постепенное овладение разными видами движений способствует расширению возможностей ребенка в познании им окружающего мира. В процессе проявления двигательной активности у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи в коре головного мозга, интенсивнее происходит его всестороннее развитие.

В нашем МБДОУ, разработан режим двигательной активности детей,который включает в себя: ежедневную утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в зале, ежедневные прогулки с включением подвижных игр, эстафет, спортивных развлечений, спортивные игры и упражнения в течение дня, физминутки на различных занятиях, минутки здоровья, релаксации.

Конспект сюжетного физкультурного занятия в первой младшей группе «Озорные ребятки»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности, вхождении на бум и спрыгивании с него.

2. Упражнять детей быстро реагировать на сигнал.

3. Содействовать развитию выразительности движений, умению передавать простейшие действия.

4. Совершенствовать умение детей ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, со свободными движениями рук и ног.

5. Закреплять умение подлезать под дугу, переступать через препятствия.

Развивающие задачи:

1. Развивать координацию движений, умение ориентироваться в пространстве.

2. Развивать желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием.

3. Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание заниматься.

Воспитывающие задачи:

1. Воспитывать интерес к двигательной деятельности.

2. Воспитывать умение слышать указания воспитателя и реагировать на них.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Оздоровительные задачи:

1. Формировать опорно-двигательный аппарат, осанку.

2. Содействовать развитию адаптационных возможностей

Физкультурное оборудование и пособия:

Дуга, мяч, дорожка, кольца, дуга, предметы для перешагивания, музыкальное сопровождение.

Способы организации: поточный, стайкой

Ход занятия:

Речь воспитателя

Вводная часть:

– Дети, дети, хватит спать пора глазки открывать.

Дети стоят произвольно вокруг воспитателя. Воспитатель выступает в роли ведущего.

– Нам лениться не годится,

Помните, ребятки,

Даже птицы, даже звери

Делают зарядку.

– Я на луг вас отведу,

Побываем и в лесу.

Становитесь все за мной,

Мы отправимся гурьбой.

Обычная ходьба.

Ходьба на носочках.

Большие ножки идут по дорожке,

Маленькие ножки бегают по дорожке.

Бег в среднем темпе, в чередовании с ходьбой.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Мячи пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

Побежали, не догнать.

Бег врассыпную.

Основная часть: ОРУ

Тишина смотри вокруг

Вышли мы с детьми на луг.

Пришли на полянку,

Сделаем зарядку.

1. И. п. – ноги слегка расставлены, руки внизу.

Птички машут крылышками.

Птичка смотрит на свой хвостик.

Поднять руки в стороны, помахать, опустить (3 раза)

2. И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Повороты в стороны (3+3)

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

3. И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклоны вниз с покачиванием рук внизу.

Аккуратно нужно сесть,

Чтоб цветочки не задеть.

4. И. п. – ноги слегка расставлены, руки внизу.

Приседание.

А теперь легли все дружно,

Делать так ребятам нужно.

5. И. п. – лежа на спине. Прощальные движения рук и ног.

Прыг – скок, прыг – скок,

Прыгать нужно на носок.

6. И. п. – ноги слегка расставлены, руки внизу. Прыжки на двух ногах.

В сад, ребята, мы пойдем

И по мостику пройдем.

Ходьба боком по веревочке

Ходьба по ребристому мостику

Путь неровный: рвы, канавы,

Их преодолеть нам надо.

Перешагивание через две линии.

Нам забор не обойти,

Под ним нужно проползти.

Подлезание под дугу (основ. движения повторить по три раза)

Упражнения на восстановление дыхания

Молодцы, мои ребятки!

Ловкие, умелые,

Дружные и смелые!

Все вы постарались, детки,

Получайте по конфетке.

Сюрпризный момент: угощение детей.

Источник

Последовательное прохождение младенцем всех ступеней двигательного развития вносит крайне важный вклад в благополучие во взрослой жизни. И в наших силах помочь малышу расти здоровым и счастливым.

Паттерн — термин, который я буду использовать в этой статье, — это закономерная регулярность, встречающаяся в природе, предсказуемо повторяющийся шаблон, образец.

Паттерны двигательного развития — это 8 основных типов движения, на прохождение которых человек запрограммирован природой и, постепенно осваивая которые, он выстраивает важнейшие связи в центральной нервной системе. Эти связи в мозге отвечают за регуляцию поведения, внимания, движения глаз, необходимые для успешного освоения чтения, развитие двигательно-чувствительной сферы и многое другое.

Младенцы, растущие в среде, стимулирующей движение, проходят эти ступени естественным образом, начиная лежа на полу, и заканчивая стоя на ногах. Однако и для взрослых движение, основанное на Двигательных паттернах развития, может быть весьма обогащающим — это великолепная разминка для тела и ума, которую нередко продвинутые преподаватели используют в работе со студентами или в танцевальных классах. Прохождение через эти движения — способ реорганизации мозга, что помогает регулировать поведение, лучше учиться и общаться. Как разминку, Двигательные паттерны используют перед выступлениями, занятиями, после долгой однообразной деятельности (работы за компьютером, например) — для восстановления, перестройки и питания мозга кислородом, для сбалансирования настроения. Я также опираюсь на эти паттерны, работая как со здоровыми детками, так и с имеющими нарушения развития.

Если какой-либо из паттернов пропущен или сформирован недостаточно по какой-то причине — родовая травма, болезнь, факторы среды (такие как игнорирование или насилие со стороны заботящегося о ребенке, что случается нередко в домах ребенка), повреждения мозга, недостаток времени, проведенного на полу и лежа на животике — может возникнуть пробел в неврологическом развитии. А это может вести, в свою очередь, к нарушениям неврологических функций, связанных с трудностями в учебе, поведении, трудностями с памятью, сном, речью, координацией движений и другим трудностям, нарушающим нормальное развитие в детстве.

Хорошая новость в том, что регулярное, по возможности, ежедневное использование ДПР как развивающей и коррекционной гимнастики может повлиять на наши познавательные процессы, переструктурируя центральную нервную систему как для подросших уже детей, так и для взрослых.

Так как же родители могут поддержать разворачивание этой природной программы формирования здорового, физически и эмоционально крепкого малыша? И чему могут нас, взрослых, научить наши младенцы?

Есть 8 двигательных паттернов, среди которых:

Дыхательный

Тактильный

Центр-периферия

«Голова-хвост»

Низ-верх

Стороны тела

Диагонали

Вестибулярный

В этой и следующей статьях я бы хотела познакомить вас с ними поближе. Начнем с самой простой, базовой вещи, с дыхания.

Дыхание — первое движение, с которым новорожденный входит в этот мир. Дыхание дает нам энергию, жизненно необходимый кислород. В норме у младенцев нет проблем с тем, чтобы дышать эффективно, если только нет какого-либо нарушения, генетического или внутриутробного. Обращали ли вы внимание, как легко и свободно двигается животик малыша, когда он дышит? Именно спокойное, глубокое «дыхание животом», при котором диафрагма опускается достаточно низко, позволяет впустить столько воздуха, сколько нужно телу для нормального функционирования. Во взрослом возрасте мы часто утрачиваем эту способность и дышим поверхностно и несвободно в результате стрессов, приобретенных и удерживаемых постоянно мышечных напряжений, привычек к телесным зажимам. В результате страдает общее самочувствие, уровень жизненной энергии.

Посмотрите на своего малыша внимательно и попробуйте, присоединяясь к его дыханию, учиться у него: расширяться и сжиматься, наполняться и сдуваться, расти и уменьшаться, позволить воздуху проникать к каждой клеточке нашего тела. Быть живым и дышать полной грудью, наслаждаясь вместе с вашим ребенком этой прекрасной силе жизненности.

Тактильные ощущения.

Замечали ли вы когда-нибудь, наблюдая за малышами, как они учатся чему-то новому? Да-да, все тащат в рот. А еще стараются все потрогать пальчиками, схватить, ущипнуть, потянуть, сжать и, конечно, укусить и попробовать на вкус. Часто объектом оказывается мамино лицо, но не только оно — весь мир предстает перед младенцем не только в картинках, но и через тактильные ощущения, дающие массу материала для познания.

Почему?

Первое, с чем мы встречаемся при рождении, — это тактильные ощущения: тепло, холод, касание мамы. Малыши, чтобы понять что-то (суть вещей, если хотите), должны поместить это в рот. Обучение через кожу очень важно для развития мозга. Многообразие ощущений отражает для младенца (и для взрослого, кстати, тоже) качественное многообразие окружающего мира.

Как этот паттерн может быть полезен взрослым? Одно из популярнейших сейчас во всем мире философских и оздоровительных течений, mindfulness, во многом опирается на работу с ощущениями. Внимательное слушание сигналов своего тела, внешних и внутренних, в этой школе рассматривается как основа для присутствия в настоящем моменте (в противоположность витанию в облаках или изнурительному хождению по кругу с какой-либо мыслью или неразрешенной ситуацией), как база для включенности в реальность и, в конечном счете, для большей удовлетворенности своей жизнью.

Работа с тактильными ощущениями может как успокаивать, так и пробуждать. Многие психологи используют такого рода техники для регуляции уровня стресса, для обнаружения ресурсного состояния, в работе с управлением гневом.

Что мама может делать вместе со своим малышом?

Двигаться, танцевать и играть, вместе и порой самостоятельно. Почему маме стоит этим всем заниматься, даже самостоятельно? Потому что трудно поспорить с фактом, что, если счастлива мама, то и малышу будет хорошо. И наверняка каждый из нас видел не раз, как бывает наоборот — измотанная, недовольная жизнью мама и вечно несчастный, требующий и плачущий малыш… Смею утверждать, что, только заботясь о себе, физически и эмоционально, мама может быть «достаточно хорошей мамой» (термин английского психолога Дональда Винникота, классика психологии раннего детства). Любая физическая активность дает нам не только силу, но и приносит так называемую «мышечную радость», вызванную выделением гормонов эндорфина и серотонина.  А также вызывает общий подъем настроения. Так отчего бы не потанцевать?

Почему вместе? Потому что через любую совместную деятельность происходит развитие и укрепление привязанности как основы для здоровых, крепких и позитивных, поддерживающих и развивающих детско-родительских отношений. Что, в свою очередь, ведет к формированию здоровой психики малыша (а затем школьника и подростка). Возвращаясь к танцам, совместным играм и тактильным ощущениям, хочу сказать: что бы вы ни делали, все будет хорошо: это может быть массаж для малыша, самомассаж, совместные валяния, перекатывания, мутузенье (термин из моего детства, литературность не могу гарантировать, к сожалению) и бесконечные объятья.

Массаж для малыша, включающий все части тела, особо тщательным и детальным может быть в области ладошек и пальчиков, поскольку связь рецепторов этих зон с отделами головного мозга, отвечающими за познавательные процессы — факт давно  и многим известный и научно подтвержденный.

Пробуждая себя или играя с малышом, попробуйте разные способы прикосновений: сжать, шлепнуть, почесать, постучать, легко коснуться. Попробуйте начать с сильных, ощутимых прикосновений и закончить легкими, почти неосязаемыми. Активируйте все тело, от макушки до кончиков пальцев на ногах, переднюю и заднюю поверхности.

Нервная система малыша в первый год жизни развивается невероятными темпами. Ее развитие проявляется в том, как двигается ребенок и, в свою очередь, движение оказывает огромное влияние на формирование нервной системы.

Согласно исследованиям, то, как малыш двигается в первый год жизни, определяет его функционирование в дальнейшем. В частности, такое убеждение разделяют в широко распространенной в мире школе Body-Mind Centering — интегративном подходе, который имеет дело с движением, телом и сознанием как целостными и взаимосвязанными процессами.

Как уже упоминалось ранее, двигательные возможности развиваются последовательно, ступень за ступенью. В Body-Mind Centering подходе уверены, что в случае пропуска одного из этапов каждый следующий двигательный паттерн не формируется должным образом, что ведет к слабости мышц, отвечающих, в конечном счете, за вертикальное положение корпуса и полноценное прямохождение.  То есть важно, чтобы малыш хотя бы в какой-то степени прошел через все этапы двигательного развития.

Итак, давайте посмотрим, что именно происходит в этот важный для малыша год.

От рождения до 3 месяцев малыш научается уверенно держать голову, именно здесь берет свое начало первый паттерн — отталкивание (push). Впоследствии малыш идет дальше и отталкивается ручками и всем корпусом от пола. Можно сказать, что это первое «нет» малыша по отношению к окружению, первая попытка отделиться, осознать себя как отдельную личность.

Примерно с 3 до 5 месяцев появляется следующий паттерн — подтягивание (Pull). Это первое «да» малыша включению окружающих предметов и явлений в свой мир. Младенец пытается дотянуться до того, что ему интересно, и притянуть к себе. Также здесь начинают проявляться движения от центра к периферии и разделение «верх – низ» — включение конечностей, отвечающее за направленное движение «к чему-то» и «от чего-то». Эти двигательные паттерны связаны с естественной познавательной потребностью, любопытством по отношению к окружению.

Малыш все больше начинает замечать мир вокруг, и любознательность его растет. В возрасте примерно 5 месяцев малыш поднимает голову, следуя за макушкой и копчиком (а это паттерн «голова-хвост», роднящий человеческое существо с рыбами, рептилиями и дающий потрясающие новые возможности для познания мира). Теперь он может видеть мир уже как взрослый, лежа на животике и опираясь ручками. А порой может даже летать, лежа на животе. Большой вклад в улучшение работы мозга вносит время, проведенное малышом на животике, на гладкой, не покрытой ковром поверхности. Это стимулирует как фронтальные, так и затылочные доли коры головного мозга.

С 5 до 8 месяцев активно развивается гомолатеральный  двигательный паттерн или «лево-право». Это так называемый стиль ящерицы: одновременное движение одной стороной тела, рукой и ногой. Можно было бы это назвать и иноходью, пусть пока не столь элегантной.  Движение этого типа стимулирует ребенка оторвать тело от земли, развивает необыкновенную силу и улучшает баланс.

Возраст 7-11 месяцев прекрасен для таких экспериментов, как подтягивание коленей к животу, выгибания, раскачивание на коленях, выталкивания по направлению вперед. Дети тренируют свой баланс, сидя, кто-то пробует даже сидеть на корточках. Критически важное для выстраивания межполушарных связей в головном мозге ползание на коленях тоже появляется в этом возрасте.  Некоторые малыши уже могут какое-то время стоять самостоятельно на ножках и даже пробуют ходить «по-медвежьи». Продолжается практика координации лево-право.

К 12 месяцам (безусловно, с возможной индивидуальной погрешностью в пару месяцев) наступает время ходить. Это пока еще не взрослая походка — малыш учится координировать противоположные руки и ноги, выстраивать необходимые диагонали в теле и совершенствует равновесие. В умении ходить объединяются все более ранние движения — как вырастает здание из кирпичей — и, безусловно, малыш горд и счастлив, демонстрируя этот сложный многоуровневый навык.

Какой практический вывод можем извлечь мы, родители, из всего вышесказанного? То, что, формируя здоровое тело, мы очень способствуем становлению здорового духа в нем — а именно устойчивой, гибкой и адаптивной нервной системы и широкому набору способов реагирования на окружающий мир. Все это, в конечном счете, — важные составляющие психического здоровья.

В силах каждого родителя создать безопасную среду для свободного и естественного движения: поменьше автомобильных кресел, сидения в подушках, стульчиках, побольше чистого пола с игрушками, небольших препятствий, горок, мячей, возни и объятий, массажа, гимнастики и просто совместного движения и веселья.

Наслаждайтесь младенчеством вашего ребенка, оно прекрасно и так недолго длится….

Укрепляйте здоровую привязанность  с малышом и будьте счастливы!

https://virastaika.ca/
А если статья вам была полезной – не забудьте лайкнуть.

Подписывайтесь на канал, впереди будет еще много интересного.

Источник