Двигательные нарушения в структуре аномального развития ребенка

Двигательные нарушения в структуре аномального развития ребенка thumbnail

Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития детей может быть различна, и с этой точки зрения, возможно выделить четыре их варианта:

Двигательные нарушения могут выступать в качестве основного дефекта (у детей с ДЦП).

Двигательные нарушения могут выступать как ведущие в структуре сложного дефекта. Наиболее частыми видами таких сложных дефектов являются сочетания разных видов патологий (например, сочетания олигофрении и нарушение слуха и т. п.).

Двигательные нарушения могут являться вторичными по отношению к основному дефекту, например нарушения моторики у слепых и слабовидящих детей. В этом случае они проявляются в виде несформированности зрительно-моторной координации, недостаточной моторной активности и скорости движений и т. д. И, наконец, двигательные нарушения могут быть составной частью ведущего дефекта и определяться теми же механизмами, что и основной дефект. Так, при неосложненной форме олигофрении недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, кинетического и кинестетического ручного праксиса, сложных координаторных схем определяется теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект, а именно недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, конкретно – корковых зон двигательно-кинестического анализатора. К этому же варианту можно отнести нарушения моторики при некоторых формах заикания органического характера, в основе которого лежит недостаточность мозжечково-экстрапирамидно-премоторных систем, а также нарушения моторики рук при различных речевых дефектах коркового генеза и своеобразную моторную недостаточность у детей с минимальной мозговой дисфункцией.

Сказанное выше позволяет заключить, что специфика моторного онтогенеза и проявления двигательных нарушений закономерны для аномального развития, причем эта закономерность имеет свои характерные проявления в зависимости от вида аномалии.

Знание этих особенностей необходимо для правильной диагностики и коррекции нарушенных функций. В структуре дефекта очень важно своевременно обнаружить отклонение в развитии и оказать ребенку необходимую помощь. Разграничить первичный и вторичные нарушения в нервно-пси­хическом развитии возможно посредством оценки двигательных на­рушений Каждый вид двигательных реакций обеспечивается впол­не определенными системами нервных центров и проводящих пу­тей. Состояние моторики ребенка является как бы косвенным объ­ективным показателем зрелости различных отделов ЦНС. Мно­гие моторные акты возможны лишь при условии тесного взаимодействия зрительного, слухового, тактильного и двигательно-кинестетического анализаторов.

Исключительная роль двигательного анализатора в развитии высших психических функций человека подтверждается многочис­ленными исследованиями (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, А.А. Ухтом­ский, Н.И.Жинкин и др.). Первой, доминирующей врожденной формой деятельности человека является двигательная. Движение, по мнению М.М.Кольцовой, рассматривается как важный фактор в развитии обобщающей функции мозга.

Разработка научно-методических основ физического, трудо­вого воспитания и вопросов профориентации учащихся специаль­ных школ требует, по мнению Е.М.Маспоковой (1987), тщатель­ного анализа как структуры основного дефекта, так и двигатель­ных особенностей и возможностей аномальных детей. Двигатель­ные нарушения препятствуют коррекции и компенсации основ­ного дефекта, затрудняют трудовую адаптацию.

Оценка двигательных нарушений, с позиций первичных и вто­ричных нарушений в развитии, имеет исключительно важное зна­чение в аспекте дифференциальной диагностики различных ано­малий развития и, что очень важно, определения профиля специ­ального коррекционного учреждения.

Е.М.Мастюкова (1987) выделяет четыре аспекта дифференци­альной диагностики в связи с различными вариантами двигатель­ных нарушений.

Первый — двигательные нарушения являются составной ча­стью ведущего дефекта и определяются теми же механизмами, что и ведущий дефект. Это может быть моторная недостаточность при неосложненной форме олигофрении. Двигательные нарушения определяются теми же механизмами, что и основной дефект, а именно — недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга (корковых зон двигательно-кинестетическо го анализатора).

Второй — двигательные нарушения являются вторичными по отношению к основному дефекту. Это может быть нарушение моторики у слепых и слабовидящих детей, что обусловлено слабо­стью кинестетических ощущений, дефектностью вестибулярной функции, определяющей недостаточность равновесия и коорди­нации движений.

Третий — двигательные нарушения являются ведущими в структуре сложного дефекта. Видами таких сложных дефектов яв­ляются сочетания олигофрении и ДЦП, нарушений слуха и ДЦП. Выраженность двух дефектов может быть неодинаковой. В этом случае основной дефект осложняется дополнительным.

Четвертый — двигательные нарушения выступают в каче­стве основного дефекта. Это дети с детским церебральным пара­личам (ДЦП). Патогенез ДЦП определяется нарушениями взаи­модействия систем регуляции произвольных и непроизвольных движений. Мастюкова Е.М. (1987) выделяет позитивные и нега­тивные синдромы при ДЦП. Доминантные очаг — низжлежащие мозговые структуры, обладая повышенной возбудимостью, тормо­зят работу других нервных центров более высоких уровней. Ней­рофизиологические предпосылки для развития произвольных дви­жений и ряда психических функций, в связи с этим, при ДЦП от­сутствуют.

Известно, что аномалии развития проявляются в своеобраз­ных отклонениях формирования ряда нервно-психических функ­ций. Эти отклонения могут быть первичными (вследствие орга­нического поражения ЦНС) и вторичными (как следствие основ­ного дефекта). Оценка двигательных нарушений позволяет опре­делять и разграничивать первичные и вторичные отклонения. Это обстоятельство обусловлено, тем что состояние моторики ребен­ка, по мнению Е.М.Мастюковой, косвенным образом свидетель­ствует о степени зрелости различных отделов ЦНС или о наруше­нии созревания ее отделов. Большинство моторных актов осуще­ствляется при условии тесного взаимодействия зрительного, слу­хового, тактильного и двигательно-кинестетического анализато­ров. Развитие двигательного анализатора отражает уровень интегративности, достигнутый в развитии.

Закономерностью любого аномального развития является своеобразная моторная недостаточность и-несформированность тонких, целенаправленных дифференцированных движений, зри­тельно-моторной координации и ручного праксиса.

Знание общих закономерностей и этапов нормального мотор­ного развития позволяет выявлять отклонения в развитии двига­тельных функций и выбрать адекватные пути их коррекции. На ос­нове нейроонтогенетического подхода Е.М.Мастюкова выделила несколько этапов закономерных норм моторного развития от ро­ждения до 30 месяцев жизни ребенка.

Е.М. Мастюкова формулирует общие закономерности нормаль­ного моторного развития, которые присущи и детям с аномаль­ным развитием.

Первая — развитие двигательных функций осуществляется по пути преемственности и стабильности.

Вторая — последовательные стадии в развитии функций перекрывают одна другую. В коррекционной работе важно не только укреплять наиболее интенсивно формирующиеся функции, но и стимулировать развитие функций следующего возрастного этапа.

Третья — по мере общего моторного созревания возникает все большая и большая возможность дифференциации и изоляции от­дельных движений.

Четвертая — развитие двигательных функций происходит по цефалокаудальному принципу — развитие произвольных движе­ний начинается с головы к верхним, а затем к нижним конечно­стям. Координация двигательных навыков совершенствуется в этой же последовательности. Произвольные движения формиру­ются в последовательности: голова, руки, ноги.

Пятая — развитие двигательной функции совершенствуется от проксимального в дистальном направлении, то есть движения частей тела, расположенные ближе к средней линии тела, форми­руются раньше, чем движения в более удаленных областях.

Таким образом, специфика двигательного развития является общей закономерностью аномального развития, которая имеет свои особенности в зависимости от вида аномалии.

Дата добавления: 2016-10-22; просмотров: 2635 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития ребенка

В литературе описаны специфические двигательные нарушения у детей с умственной отсталостью, аномалиями слуха, зрения, дефектами речи, у детей с задержкой психического развития. Недостаточное развитие двигательной сферы осложняет коррекцию и компенсацию основного дефекта, затрудняет адаптацию ребенка в условиях детского сада.

Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития детей может быть различна, и с этой точки зрения, возможно выделить четыре их варианта:

Двигательные нарушения могут выступать в качестве основного дефекта (у детей с ДЦП).

Двигательные нарушения могут выступать как ведущие в структуре сложного дефекта. Наиболее частыми видами таких сложных дефектов являются сочетания разных видов патологий (например, сочетания олигофрении и нарушение слуха и т. п.).

Двигательные нарушения могут являться вторичными по отношению к основному дефекту, например нарушения моторики у слепых и слабовидящих детей. В этом случае они проявляются в виде несформированности зрительно-моторной координации, недостаточной моторной активности и скорости движений и т. д.

4. И, наконец, двигательные нарушения могут быть составной частью ведущего дефекта и определяться теми же механизмами, что и основной дефект. Так, при неосложненной форме олигофрении недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, кинетического и кинестетического ручного праксиса, сложных координаторных схем определяется теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект, а именно недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, конкретно — корковых зон двигательно-кинестического анализатора. К этому же варианту можно отнести нарушения моторики при некоторых формах заикания органического характера, в основе которого лежит недостаточность мозжечково-экстрапирамидно-премоторных систем, а также нарушения моторики рук при различных речевых дефектах коркового генеза и своеобразную моторную недостаточность у детей с минимальной мозговой дисфункцией.

Сказанное выше позволяет заключить, что специфика моторного онтогенеза и проявления двигательных нарушений закономерны для аномального развития, причем эта закономерность имеет свои характерные проявления в зависимости от вида аномалии.

Знание этих особенностей необходимо для правильной диагностики и коррекции нарушенных функций.

Моторное развитие детей старшего дошкольного возраста в норме

«Программой воспитания и обучения в детском саду» (1987) предусматриваются охрана и укрепление здоровья, нервной системы ребенка, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным видам двигательной деятельности.

Программа нацеливает на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств (ловкости, быстроты реакции, выносливости), развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способностей оценивать качество выполнения движений, соблюдать правила подвижной игры.

За время пребывания в детском саду дети должны научиться правильно прыгать с места и с разбега, освоить разные виды метания, лазанья, движения с мячами, четко и точно, ритмично, в заданном темпе выполнять физические упражнения не только по показу, но и по словесной инструкции, под музыку, перестраиваться как из положения стоя на месте, так и во время движения.

Характерным для старшего дошкольного возраста является активное формирование изгибов позвоночника, преимущественный рост конечностей и изменение пропорций тела. Как отмечает Г.П.Лескова (1975), в мышечной системе также происходят существенные сдвиги: наряду с крупными мышцами активно начинают развиваться мелкие мышцы кисти руки и стопы, заметно укрепляются мышцы живота.

Дети подготовительной к школе группы могут выполнять сложные движения, воспроизводить правильно не только основную структуру движения, но и детали: принять четко исходное положение, выдержать точное направление, амплитуду движения отдельных частей тела. Более отчетливо выявляется пластичность и выразительность движений, умение действовать с разными предметами.

Дети старшего дошкольного возраста уверенно владеют перекрестной координацией рук и ног, у них значительно улучшаются пространственные и временные ориентировки. В беге у детей этого возраста отчетливо выражена фаза полета, заметно развивается функция равновесия. Они легко справляются с различными видами лазания. К седьмому году дети хорошо перебрасывают, прокатывают мяч, хорошо бросают предметы в цель.

Сложным для детей данного возраста остается лазание по гимнастической стенке, недостаточны мягкость приземления при прыжках, метание вдаль и в высоту.

Источник

У детей с аномалиями нередко отмечаются различные двигательные нарушения. Наиболее тяжелые двигательные нарушения наблюдаются у детей с детскими церебральными параличами Двигательные нарушения имеют характер параличей по типу тетра-, пара- или гемипарезов. Параличи бывают гипертоническим и гипотоническими. Характерная особенность этих параличей преобладание нарушений мышечного тонуса за счет поражении экстрапирамидной системы и нарушения динамики развития постуральных рефлексов — рефлексов позы. Отсутствие тормозящего влияния высших нервных центров на рефлекторные механизмы ствола головного мозга способствует высвобождению примитивных постуральных рефлексов, которые и играют доминирующую роль в нарушении мышечного тонуса. Степень мышечной спастичности (гипертонии) при детских церебральных napаличах зависит, как правило, от силы позотонических рефлексов. Эти же механизмы способствуют не только проявлению и выраженности мышечной гипертонии, но и задержке общего двигательного развития.

При детских церебральных параличах, как правило, наблюдаются и двигательные нарушения в артикуляционной мускулатуре. Они зависят от наличия бульбарного, псевдобульбарного, мозжечкового, стриарного или паллидарного синдромов и определяют развитие соответствующей дизартрии. Нередко эти нарушения носят смешанный характер.

Проявляющиеся мышечной гипотонией двигательные нарушения при детских церебральных параличах могут быть следствием поражения лобных отделов коры головного мозга, мозжечка, спинного мозга и др. Особенностью этих двигательных нарушений является сохранность сухожильных рефлексов и даже их усиление.

Своеобразные двигательные нарушения наблюдаются у детей с психофизическим инфантилизмом — задержками психического идвигательного развития. Эти нарушения проявляются в “незрелости моторики”: производимые такими детьми движения обычно имеют быстрый, порывистый, суетливый, многочисленный характер. Наряду с этим отмечаются медлительность и неуклюжесть, отсутствие четкой соразмерности и последовательности в движениях. Точные, мелкие движения, требующие ловкости и точной координации, им, как правило, не удаются. Такое состояние нередко обозначается термином “моторная дебильность” и зависит от общей незрелости мозговых структур в целом. По мере созревания мозга и при соответствующей тренировке моторная неловкость у этих детей может проходить. В результате дети могут выработать нормальный двигательный стереотип.

У детей с минимальными мозговыми дисфункциями также может наблюдаться двигательная неловкость по типу “моторной дебильности”. Однако у них трудно выработать нормальный двигательный стереотип (в связи с органическими повреждениями структур мозга). В некоторых случаях подобные двигательные нарушения остаются навсегда.

У детей с олигофренией также часто имеются двигательные нарушения и в ряде случаев оказываются очень значительными вплоть до грубых степеней детских церебральных параличей). Это связано с тем, что при олигофрении нарушаются процесс нормального формирования мозга и обмен веществ в нервной ткани. В более легких случаях, когда нет выраженного детского церебрального паралича, характер двигательных нарушений зависит в основном от степени олигофрении. При идиотии обычно отмечается двигательная пассивность.

Движения у таких детей нецеленаправленны и хаотичны. Нередко эти дети механически подражают движениям окружающих, при этом они не осмысливают значения совершаемых движений. Характерно наличие различных двигательных стереотипии раскачивания, сгибания и разгибания конечностей, подпрыгивания и др.

При имбецильности может иметь место значительное развитие моторики. У таких детей можно выработать элементарные навыки самообслуживания, выполнять простейшие трудовые операции. Однако их двигательные возможности очень бедны, их движения, как правило, плохо координированны, манипулятивная пальцевая деятельность таких детей может быть резко ограниченной.

Для имбецилов также характерны различные двигательные стереотипии.

При дебильности моторика может достигать большого развития. Однако часто и при дебильности затруднено выполнение работы, требующей значительной ручной умелости, их движения грубы и размашисты. Походка часто неуклюжа, содружественные движения рук, как правило, отсутствуют.

У детей с речевой патологией также часто отмечается неловкость моторики, характеризующейся в основном недостаточно тонкой координацией речевой мускулатуры и недостаточной манипулятивной пальцевой деятельностью. Это связано с тем, что речь, будучи частью общей моторики, формируется на основании сочетанного созревания речедвигательной функциональной системы. Развитие речи и моторики взаимосвязано и зависит во многом от функционирования лобных отделов мозга. При поражении этих отделов мозга может наблюдаться нарушение развити речи и моторики.

Источник

Задачи изучения темы:

1. Формировать у студентов представление о двигательных нарушениях в структуре аномального развития детей с проблемами в развитии.

2. Формировать умения структурировать данные в виде таблицы.

3. Развивать культуру методологической рефлексии.

Форма отчетности: письменные отчеты студентов, заполненные в таблице.

Двигательная сфера детей с нарушениями в развитии:

Тип дефекта Особенности
осанки, стопы
Крупная
моторика
Мелкая моторика Основные проявления дезадаптации Виды адаптивной физкультуры
Нарушение интеллекта          
Нарушение зрения          
Нарушение слуха          
Нарушение речи          
ЗПР          
Аутизм          
ДЦП          

Форма организации: диалог.

Вопросы и задания к изучению темы:

Раскрыть базовые концепции частных методик адаптивной физической культуры:

1. Медико-физиологические и психологические предпосылки построения частных методик адаптивной физической культуры.

2. Двигательная сфера детей с нарушениями в развитии.

3. Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий — основа частных методик адаптивной физической культуры.

4. Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.

5. Формы организации адаптивной физической культуры с детьми.

Литература:

1. Курдыбайло С.Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре / С.Ф. Курдыбайло, С.П. Евсеев, Г.В. Герасимов.– М., 2003.

2. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры / Л.В. Шапкова / под ред. С.П. Евсеева.– М., 2001.

3. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура : уч. пос. / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова.– М., 2000.

4. Горвиц С.П., Методика физического воспитания детей с задержками психического развития / С.П. Горвиц.– М., 2007.

5. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Л.С. Сековец.– Н.Новгород, 2001.

6. Сермеев Б.В., Методика воспитания двигательных качеств у аномальных детей / Б. В. Сермеев.– Горький, 1976.

7. Кручинин В.А. О формировании чувства ритма у аномальных детей / В.А. Кручинин // Физическое воспитание в специальных школах.– СПб, 1991.

Тема 4.Выявление уровня физического и двигательного развития

Задачи изучения темы:

1. Углубить представления о способах выявления уровня физического и двигательного развития детей с проблемами в развитии.

2. Способствовать формированию представлений о качественной и количественной оценке данных о психофизическом развитии детей с проблемами в развитии. Развивать умение содержательно участвовать в обсуждении сообщений студентов.

Форма отчетности:

1. Картотека методов обследования уровня физического и двигательного развития детей с ООП.

2. Характеристика двигательного развития ребенка (с нарушением речи, слуха, зрения, интеллекта, ЭВС, аутичного, ДЦП) на выбор студента.

Форма организации: краткие отчеты по обследованию детей, обсуждение методов обследования физического и двигательного развития детей с проблемами в развитии.

Вопросы и задания к изучению темы

1. Подходы и методы функциональной диагностики в норме и нервно-психологической патологии.

2. Медико-физиологическая оценка сенсомоторной деятельности у детей дошкольного возраста.

3. Специфика проведения тестирования физической подготовленности аномальных детей.

4. Требование к разработке индивидуальной коррекционной программы физического и двигательного развития ребенка с ООП.

Литература к теме:

1. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура : уч. пос. / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова.– М., 2000.

2. Горвиц С.П., Методика физического воспитания детей с задержками психического развития / С.П. Горвиц.– М., 2007.

3. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Л.С. Сековец.– Н.Новгород, 2001.

4. Семенова В.П. Диагностика физического развития детей в норме и патологии / В.П. Семенова.– Орел, 2007.

5. Ноткина Н.А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Н.А. Ноткина, Л.П. Казьмина, С.П. Войнович.– СПб., 2003.

Тема 5. Задачи, методы, средства коррекционно-профилактического физического воспитания

Задачи изучения темы:

1. Формировать представления о системе коррекционно-профилактического физического воспитания.

2. Способствовать формированию навыков сравнения средств физического воспитания для нормально развивающихся детей и детей с проблемами в развитии.

Форма отчетности: таблица.

Дети Задачи ф.в. Методы ф.в. Средства ф.в Формы организации ф.в.
Дети с нормальным ф.р.        
Дети с проблемами в развитии:
-с нарушением
интеллекта
– с ЗПР
-с нарушением слуха
– с нарушением зрения
-с РДА
-с НОДА
-с нарушением речи
       

Форма организации: диалог.

Вопросы и задания к изучению темы:

1. Сравните использование задач, методов, средств, форм физического воспитания детей с нормой и проблемами в развитии.

2. Раскройте специфику физического воспитания детей с нарушением речи, ЗПР, интеллекта, с нарушением слуха, зрения, с НОДА и др.

Литература к теме:

1. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура : уч. пос. / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова.– М., 2000.

2. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Л.С. Сековец.– Н.Новгород, 2001.

3. Семенова В.П. Диагностика физического развития детей в норме и патологии / В.П. Семенова.– Орел, 2007.

4. Ноткина Н.А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Н.А. Ноткина, Л.П. Казьмина, С.П. Войнович.– СПб., 2003.

Раздел II.ЛФК в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению психомоторных нарушений

Источник