Двигательные функции ребенка до 1 года
[su_note note_color=»#fefcbd» radius=»8″]Почти все животные рождаются уже с заложенной в них природой «программой движения». Зачастую, детеныши начинают ходить раньше, чем у них полностью разовьются зрительные, обонятельные, слуховые и другие рефлексы. Человеческому же детенышу требуется длительный 5-летний период последовательного прохождения всех необходимых этапов, для того чтобы научиться полностью контролировать свое тело. Хотим предоставить вашему вниманию этапы психомоторного развития ребенка до 1-го года.[/su_note]
Двигательные функций ребенка до 1-го года —
первые 3 месяца
Движения малыша неорганизованные, спонтанные, бесцельные. Младенец держит кулачки сжатыми. В возрасте одного месяца он уже задерживает свой взгляд на каком-нибудь предмете – недолго, всего несколько секунд. Если его поддержать, инстинктивно пытается сделать шажок.
В 2-х месячном возрасте наблюдает за предметом в горизонтальной плоскости – с одного конца до другого. В 3 месяца начинается важное развитие органов чувств: малыш может различать цвета (красный, зеленый), различает кислый и соленый вкусы, может схватить и удержать крупный предмет, играет со своими ручками, улыбается. Постепенно одерживает верх над притяжением: опираясь на ладони, приподнимает тело.
от 4-х до 6 месяцев
Начинается период нескоординированных движений. Ребенок поворачивает голову, если его окликают, различает вкусы, удерживает вес своего тела, опираясь на ладони, делает движения головой во всех направлениях: налево, направо, верх, вниз. Удерживает в реках предметы, привлекающие его внимание, выказывает радость при виде близких людей.
В 5 месяцев малыш уже умеет делать вращательные движения ногами, лежа на спине. Он хватает ручками свои ножки и пытается дотянуть их до рта (что успешно удается большинству детей). В 6 месяцев многие дети уже умеют сидеть. Их поле зрения значительно увеличивается: «экран» становится панорамным. Малыш умеет переворачиваться во все стороны, тянется ручками за интересующими его объектами.
От 7 до 10 месяцев
Начинается очень важный этап развития движений. В 7 месяцев малыш уже самостоятельно садится, хватается за решетку кроватки, бросает игрушки и «распевает». В 8 месяцев пытается уже из сидячего положения встать на ножки. Также начинает использовать самый важный «инструмент» – большой палец, для того чтобы удерживать в руках игрушку. Держась за решетку кроватки, приседает на ножках. В 9 месяцев может начать вставать на четвереньки. Опираясь на ножки, в вертикальном положении, пытается дотянуться до предмета, его интересующего. Начинает произносить двусложные слова.
В 10-месячном возрасте
Малыш уже может повернуться, не теряя при этом равновесия. Ползает на четвереньках, пытается делать первые шаги – сначала с опаской, затем все более и более уверенно. Становится более сообразителен: достает шарики из ведерка, самостоятельно берет понравившуюся ему игрушку, хлопает в ладоши, показывает ручкой «до свиданья». С этого возраста ребенок вступает в фазу отдельно координированных движений, которая длится до 2-х лет.
В 11-месячном возрасте
Многие дети уже умеют ходить – за ручку или самостоятельно, на расстояние в 2-3 метра.
В возрасте 1-го года
В годовалом возрасте ребенок хорошо держит равновесие, даже если ходит еще не совсем уверенно – в основном, держась за руку взрослого. Если малыш больше наступает на носочки, не стоит паниковать: это длится только на начальной стадии. Также зачастую малыши ступают боковой частью ноги, при этом цепляются за рядом стоящие предметы.
Видео в тему:
От рождения до года: двигательное развитие ребенка. Советы родителям.
Источник
Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра. Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка. Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.
В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!
Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.
Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)
До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех – окружность груди становится больше окружности головы.
Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука. Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.
В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.
Физическое
развитие детей до 1 года по месяцам
Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.
К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.
На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.
В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» – улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.
В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.
Пятый месяц – пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.
Шестой месяц – самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д. Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет. Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.
Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.
В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!
Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.
В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.
Десять месяцев – может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.
В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.
К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.
К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.
На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.
Польза грудничкового плавания. Грудничковое плавание с рождения. Упражнения на фитболе для новорожденных. Читайте в нашей следующей статье.
Источник
Грудной возраст
83. В течение первого года жизни двигательные функции малыша развиваются необычайно быстро.
По окончании периода новорожденности, во время которого постепенно стабилизируются жизненные процессы, но динамика развития двигательных функций пока еще невысока, начинается период грудного возраста, длящийся около года. В это время увеличивается масса тела, изменяются его пропорции, каждый день появляются новые движения и умения.
84. Двигательное развитие здорового ребенка протекает по определенной схеме и является из показателей физического и психического развития.
Для оценки правильности развития установлены определенные периоды жизни ребенка, в течение которых должны проявляться отдельные характерные реакции. Однако развитие каждого ребенка имеет индивидуальные особенности и сроки появления двигательных функций могут немного отличаться, поэтому эти критерии, как, впрочем, и все остальные нормы, которые носят рекомендательный характер, имеет только ориентирующее значение.
85. Итак, ориентировочные показатели двигательного развития ребенка в первом полугодии таковы:
К концу первого месяца жизни уменьшается мышечное напряжение, исчезает поза, характерная для плода, с согнутыми ручками и ножками.
На втором месяце ребенок выполняет бесцельные повороты головы набок, изгибает туловище, хаотично машет ручками и ножками.
На третьем месяце жизни движения головы и спины постепенно становятся все более спокойными, в положении на животе ребенок может удерживать голову, приподнимая все выше грудь и спину. Это умение появляется несколько раньше у детей, которых регулярно выкладывают на живот, что, по мнению некоторых педиатров, развивает органы зрения и способность наблюдать
Развитие глазных мышц позволяет все более длительное время фиксировать взгляд на блестящих предметах, находящихся на расстоянии трех метров, а чуть позже малыш начинает следить взглядом за двигающимися предметами и поворачиваться в направлении звука. Ребенок уже может разглядывать поднятые кверху ноги и руки.
Во время все более частых и более длительных периодов бодрствования малыш выражает радость, увидев или услышав близкого человека, – оживляется, издает звуки, смеется, трясет руками, как будто держит в них какой-нибудь предмет. В это время исчезают безусловные рефлексы периода новорожденности: хватания, ползания, защитный.
Четырехмесячный малыш в моменты радости или злости изгибает туловище, делает «мостик», что свидетельствует о развитии мышц спины. Малыш протягивает руки к игрушке, трясет ее. В 4-5 месяцев он уже может поворачиваться со спины на бочок, а если его потянуть за ручки, подтягивает предплечья и спину.
Пятимесячный малыш поворачивается со спины на живот, хватает предметы, подвешенные над его грудью, а вскоре и расположенные над головой или сбоку. Схваченный предмет ребенок в состоянии удерживать между ладонями сначала лишь несколько секунд. Следующий этап развития хватательных движений – сжимание вложенной в руку игрушки всей ладонью, но сначала без участия большого пальца. Ребенок отпускает игрушку, если в другую руку вложить следующий предмет.
В шесть месяцев ребенок хватает пальцы взрослого или палочку, садится и некоторое время остается в таком положении, сильно наклонившись вперед.
86. Ориетировочные показатели двигательного развития во втором полугодии:
Между седьмым и девятым месяцем ребенок учится самостоятельно садиться из положения на боку, и с каждым разом сидит все дольше и со все более прямой спиной. Некоторые дети, как правило, те, которые много времени проводят на животе, перед тем научиться сидеть, начинают ползать на животе, перемещаются при помощи рук, сначала выгибаясь дугой, затем пятятся задом и только потом ползут вперед.
Эти дети садятся позже остальных, а некоторые из них начинают стоять у опоры раньше, чем садиться. Считается, что такой порядок двигательного развития формирует правильную осанку.
К концу шестого месяца малыш начинает хватать предметы одной рукой. Очень скоро приходит умение держать одновременно в каждой руке по предмету и подносить удерживаемый предмет ко рту. Это начало самостоятельного приема пищи.
В шесть – семь месяцев ребенок с силой упирается ногами и делает подскоки, если его взять под мышки. В возрасте около восьми месяцев ребенок умеет самостоятельно хватать по одному предмету в каждую руку, перекладывать их из руки в руку и сознательно бросать. Постепенное развитие мышц руки позволяет к девятому месяцу хватать предметы уже двумя пальцами.
Между восьмым и девятым месяцем, если его поставить, малыш стоит у опоры и самостоятельно опускается на колени. Следующий этап подготовки к первым шагам – самостоятельный подъем при помощи опоры, а скоро и первые шажки боком вдоль опоры. В девять месяцев ребенок начинает передвигаться на коленях.
87. Умение ходить развивается постепенно между 9-м и 14-м месяцем, у всех детей по-разному, проходя следующие этапы:
- перемещение боком вдоль опоры;
- передвижение вперед при поддержке под мышки;
- перемещение с поддержкой за руки;
- самостоятельное передвижение.
88. Ходить без посторонней помощи дети учатся в течение нескольких месяцев.
Одни делают шажки очень осторожно, другие идут быстро, не обращая внимания на препятствия, третьи хождению еще долго предпочитают ползание.
В последние месяцы первого года жизни ребенок совершенствует умение хватать, манипулировать пальцами. Малыш трясет предметами, которые держит в руках, стучит предметом о предмет, может поставить два кубика один на другой, держать чашку, из которой пытается пить, и поддерживать бутылочку руками.
Источник
В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.
Доктор Вацлав Войта за работой.
Каждому месяцу на первом году жизни ребенка соответствуют определенные навыки:
1 месяц
В положении лежа на спине малыш сжимает кулачки, сгибает ручки в локтях, бедра также согнуты под углом 90 градусов. При повороте головы положение рук изменяется. В положении на животе руки максимально согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ноги поджаты под себя. Тазобедренные суставы не лежат на поверхности опоры. Если они распластаны (поза лягушки), возможно, имеет место мышечная гипотония. Малыш пока не фиксирует взгляд. Это происходит лишь к концу первого месяца.
2 месяц
В положении на животе малыш опирается на предплечья. Может кратковременно поднимать и удерживать голову. В положении на спине постепенно уменьшается угол сгибания конечностей. Происходит контакт «рука-рука». Малыш охотно подтягивает и сгибает ноги. Ребенок чувствует центральную ось своего тела. В положении лежа на спине голова и туловище располагаются по продольной оси. Руки раскинуты в стороны, ладони смотрят вперед.
Контакт «рука – рука – рот».
3 месяц
В положении лежа на животе тело располагается симметрично. Малыш опирается на локти, уверенно удерживает голову. В положении лежа на спине сгибает ноги под углом 90 градусов во всех суставах. Тазобедренные суставы ложатся на опору. Ось голова-позвоночник-таз прямая. Малыш тянет обе руки в рот. Не нужно сразу вынимать их, это необходимый этап двигательного развития. Нецеленаправленно захватывает предмет. Исследует свое тело руками до пояса.
4 месяц
В положении лежа на спине происходит контакт «стопа-стопа». Малыш может поворачиваться на бок и обратно. Опирается пятками на поверхность, поднимает в этом положении таз и двигает им из стороны в сторону. В положении лежа на животе может опираться на один локоть, выводя при этому другую руку вперед. Демонстрирует «обезьяний» захват –удерживает предмет четвертым и пятым пальцами кисти.
5 месяц
Ребенок делает попытки переворота со спины на живот. Может тянуться рукой за предметом через центр тела (к противоположной стороне). В положении лежа на спине происходит контакт «рука-бедро». Тянет руки в рот и сосет их. Обследует свое тело руками до колен. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Захват осуществляется 2-5 пальцами кисти. В положении лежа на животе половину времени проводит в позе «самолетик», а вторую половину – с опорой на руки.
6 месяц
В положении лежа на животе симметрично опирается на выпрямленные руки и голени. Стоя на четвереньках, малыш может поднять одну руку параллельно полу. Уверенно захватывает игрушку. Может демонстрировать координацию при перевороте со спины на живот (обычно единичный случай). Происходит контакт «рука-стопа-рот». До 6 месяцев ребенок не должен скрещивать ножки, это признак неврологической патологии.
Контакт «рука – стопа».
7 месяц
Сидение в позе «русалка» с опорой на одну руку. Принимает положение стоя на четвереньках, раскачивается при этом. В положении лежа легко заводит ногу или руку на противоположную сторону. Осуществляется координированный поворот на бок (не спонтанный) и на живот. Ребенок также умеет переворачиваться с живота на спину. Удерживает предметы в обеих руках одновременно.
Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки.
8 месяц
Малыш начинает ползать по-пластунски, ноги пассивны. Осуществляет переворот с живота на спину через уверенное положение на боку. Хватает игрушки, расположенные сверху. Сидит и даже может вставать у опоры. Очень важен момент пинцетного захвата – ребенок впервые удерживает или пробует взять предмет подушечками большого и указательного пальцев. Пальцы при этом прямые.
9 месяц
Ребенок уверенно ползает на четвереньках. От пинцетного захвата малыш переходит к щипковому – указательный и большой пальцы сгибаются, скругляются в момент удерживания предмета.
10 месяц
Ребенок совершенствует свои навыки ползания на четвереньках.
11 месяц
Малыш делает первые шаги. Ходьба у опоры осуществляется в основном боком приставным шагом, а также корпусом вперед (также у опоры). Может находиться в положении стоя, опираясь на опору только одной рукой, поворачивает корпус.
12 месяц
Самостоятельное стояние и самостоятельная ходьба.
Сдвиги в сроках на 6 недель в ту или иную сторону также являются вариантом нормы. Грубое нарушение сроков может стать поводом для внепланового визита к педиатру или детскому неврологу. Очень важно отслеживать двигательную активность ребенка на первом году жизни. Это позволяет очень рано выявить имеющуюся патологию или предпосылки к ее возникновению. В столь раннем возрасте очень многие нарушения легко поддаются коррекции и от них не остается и следа.
Источник