Двигательное развитие ребенка в раннем возрасте

Двигательное развитие ребенка в раннем возрасте thumbnail

ксения евсеенко
Развитие двигательной активности у детей раннего возраста

Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый, а приобретённый. И главной причиной этого – малая подвижность малышей. Родители стараются делать всё, чтобы ребёнок не плакал, не капризничал. Покупают игрушки, включают мультики, а теперь ещё и планшеты. Забывая, что у детей раннего возраста очень велик интерес к движениям и мы, взрослые должны поддерживать этот интерес.

В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте компенсируется в дальнейшем с большим трудом. А именно двигаясь, дети познают окружающий мир, и приспосабливаются к новым социальным условиям.

Малыши ещё не осознают значимость укрепления здоровья, поэтому научить их заботиться о нём должны взрослые.

Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко.

Основными движениями, которыми овладевает ребёнок в раннем возрасте, являются бег, ходьба, ползание – для передвижения в пространстве, лазание и прыжки для преодоления препятствий, катание и метание для передвижения предметов.

Движения детей недостаточно согласованы, им трудно сохранять равновесие. Чтобы побуждать малышей выполнять движения используются различные подвижные игры с использованием потешек, поговорок. Игру нужно организовать так, чтобы ребёнку было интересно это делать не потому что «надо» и «полезно», а потому что ему это нравится. В играх дети не только учатся правильно двигаться, но и знакомятся со свойствами предметов, с новыми словами. Особый интерес вызывают у малышей игры с использованием разных образов и игрушек.

Чаще всего самым первым движением, которым овладевает ребёнок это ползание. Это очень полезное движение. Работает плечевой пояс, идет нагрузка на позвоночник, что благотворно влияет на развитие правильной осанки. В будущем, овладев ходьбой, дети редко пользуются ползанием. Но мы должны развивать и поддерживать у детей это движение. Здесь можно использовать игру «Проползи в воротики», «Переползи через брёвнышко», «К мышке в норку проползём, от кота её спасём» (в обруч).

Следующим движением является ходьба, хотя сейчас дети, бывает, чаще начинают ходить, пропуская период ползания. Это сильно влияет на развитие осанки, так как возрастает нагрузка на позвоночник.

При кажущейся простоте в ходьбе ребёнок не может сразу овладеть правильными навыками. При ходьбе он отклоняется то вправо, то влево. Плохо согласовывает движение рук и ног.

Чтобы вызвать у ребёнка интерес к выполнению правильных движений помогут игровые приёмы. «Идём в гости к зайке, мишке», «Пройди по дорожке». Здесь можно использовать дорожки, сделанные своими руками, а если к их изготовлению привлечь малыша – пользы будет ещё больше. Например, из пробок – дорожки, цветные коврики. Чтобы задать ритм,помогут различные слова:

Топ-топ-топ, зашагали ножки

Топ-топ-топ, прямо по дорожке.

Чтобы ребёнок не шаркал ногами при ходьбе, можно предложить ему перешагнуть через лежащие на полу верёвку, скакалку, палку.

Любимое действие у малышей это бег. Если им предложить «Догнать собачку», «Убежать от дождика» или «Подбежать к маме или папе», ребёнок с большой радостью это выполнит. Так же поможет речевое сопровождение.

Побежали ножки, прямо по дорожке,

Прибежали к маме маленькие ножки.

Очень сложным движением являются прыжки. Прыжок связан с отрывом от земли и сохранением равновесия при приземлении. Можно взять ребёнка за руки и слегка приподнимая его,приговаривать: «Высоко, высоко подпрыгнем». Самому подпрыгивать и предлагать малышу. «Попрыгаем как зайчики, воробышки»

«Мы попрыгаем немножко

Веселей пляшите ножки»

Важно помнить, что, приподнимая ребёнка, нельзя брать его за кисть, только выше запястья, так как у детей очень слабые суставы.

Можно приподнять над головой ребёнка какой-нибудь предмет и предложить: «Достань дождинку, снежинку, колокольчик».

Когда прыжки на месте будут получаться, можно перейти к прыжкам с продвижением вперёд. «Перепрыгни через верёвочку, ленточку» (положенные на пол) «ручеёк», спрыгнуть с «горки»

Много восторга и интереса вызывает у детей катание и бросание.

Вначале ребёнок бросает игрушку и следя за её падением. Затем зажимает в руке мячик и бросает его вперёд – вниз. Потом пытается катать мяч. Сев напротив, можно помочь малышу, предложив «Покатился мяч к тебе, покатился мяч ко мне». Не нужно спешить показывать все движения ребёнку – пусть он сам догадается, что ещё можно сделать, например – прокатить мяч в воротики, бросить мяч вперёд и попытаться догнать его.

«Вот как мячик покатился и назад не воротился.

Догони его скорей и в ладошках обогрей»

Известно, что малыши быстро утомляются, нередко переключаются с одной деятельности на другую, не могут долго выполнять одно и то же упражнение. Частая смена деятельности характерна для ребёнка раннего возраста. Дети тратят много силы, энергии на различные движения, в которых они ощущают большую потребность. Малыш может целый день, без остановки, ходить, бегать, играть с мячом, заниматься игрушками, подпрыгивать и т. п. Не устаёт, потому что всё время меняет характер, темп движения.

Для развития интереса у детей к выполнению движений, есть много литературы. Так у нас в группе используются аудиодиски с пальчиковыми, подвижными играми Железновой с музыкальным сопровождением. Это привлекает внимание малышей, и они с удовольствием выполняют различные упражнения.

Для развивать двигательные умения ребёнка, не спешите покупать в магазине какое-то оборудование. Попросите родителей посмотреть дома много полезных вещей. Например, из обрезков ковра или покрывала можно сделать цветные дорожки и коврики. Изготовив вязаные мячики, вы получите прекрасное пособие которое подойдёт для бросания и катания. Из бутылочек из-под йогурта получатся удобные гантельки, если наполнить их песком. Бросив подушки или пуфики на пол, вы получите прекрасное препятствие, которое ребёнок с удовольствием попытается перелезть.

Главный принцип при работе над развитием движений – нельзя заставлять ребёнка их выполнять. Нужно создать условия для того, чтобы малыш сам захотел поиграть. Но и ограничивать в движениях тоже плохо. Отсутствие или дефицит двигательной активности грозит нарушениями в развитии всех систем организма. Дети, которые лишены возможности свободных движений, вялы и эмоционально подавлены.

Читайте также:  Лучшие книги по раннему развитию ребенка

А главное условие при обучении малыша разным движениям, чтобы взрослый сам принимал в этом активное участие.

Развитие двигательной активности у детей раннего возрастаДвигательное развитие ребенка в раннем возрастеДвигательное развитие ребенка в раннем возрастеДвигательное развитие ребенка в раннем возрастеДвигательное развитие ребенка в раннем возрастеДвигательное развитие ребенка в раннем возрастеДвигательное развитие ребенка в раннем возрастеДвигательное развитие ребенка в раннем возрастеДвигательное развитие ребенка в раннем возрастеДвигательное развитие ребенка в раннем возрастеДвигательное развитие ребенка в раннем возрастеДвигательное развитие ребенка в раннем возрастеДвигательное развитие ребенка в раннем возрасте

Источник

Махида касенова назировна
Двигательная активность детей раннего возраста и ее особенности

Касенова Махида Назировна

воспитатель первой категории

Казахстан Северо- Казахстанская область

г. Петропавловск КГУ ДОМ РЕБЕНКА

«Двигательная активность детей раннего возраста и ее особенности»

(из опыта работы воспитателя)

Движение- это жизнь. Ничто так не истощает и

не разрушает человека, как продолжительное

физическое бездействие»,-наставлял древнегреческий философ Аристотель.

Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста выделяют главную цель развитие индивидуальной неповторимой личности каждого ребенка дошкольных учреждений.

Проблема социального развития детей раннего возраста призвана реализовывать более глобальные идеи, развитие социально-активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста будет воспитывать в нем человека-гражданина, который способен преобразовать окружающий мир.

Физиологи отмечают что движение является врожденной жизненной необходимой потребностью человека, именно поэтому важно ее полное удовлетворение в дошкольном возрасте когда формируется все основные системы и функции организма.

Так у малоподвижных детей наблюдается отставание моторного нервно-психического развития и часто эти дети подвержены простудным заболеваниям. Таким образом интенсивность и характер психофизического развития детей и здоровье зависит от двигательной активности.

Взрослые глубоко ошибаются, думая, что овладение ходьбой – вертикальным перемещением в пространстве очень легкое достижение, которое приходит к малышу «само собой»! Ребенок упорным «трудом» завоевывает этот навык. Поэтому нужно создать малышам комфорт для передвижения в группе. Центральная часть игровой должна быть свободной, дети должны хорошо видеть пути передвижения хорошо видимое пространство формирует первоначальную ориентировку в ближайшем окружении и элементарную самостоятельность. Дети стараются снова и снова повторять удавшееся ему действие, они как бы «тренируются». Детей привлекают внимание все приспособления для занятий это дорожки, модули, обручи мячи, пенечки, горочки и другие они часто падают, поднимаются и с помощью воспитателя начинают сначала.

Таким образом, формируются виды движении ребенка в пространстве, координация и устойчивость в вертикальном положении, чувство равновесия. Особое значение для детей от 1 года до 3 лет имеет развитие движений совершенствование ходьбы ребенка. Ограничение двигательной активности может обернуться нервным срывом для детей. Они начинают демонстрировать свое «неповиновение», раздражение, нервозность и часто вялость, безразличие ко всему. Очень важно начало своевременно и правильно взять старт развития 2 го года жизни детей на занятиях на утренней гимнастике побуждать детей к самостоятельной ходьбе в пространстве не наталкиваясь друг на друга, обучать ходьбе за воспитателем, ходьбе по ограниченным поверхностям и другим видам ходьбы.

Создавать ситуации которые побуждают детей к перемене тела в пространстве например; повороты, наклоны, приседания при выполнении тех или иных упражнений давать детям в руки легкие пособия например; цветные шарики диаметр 20, флажки цветные, султанчики, кубики, резиновые мячи диаметр 20, погремушки, кубики, гимнастические палочки (длина 55 – 60 см, диаметр 3 см) и другие пособия которые имеются в наличии.

Дети с удовольствием выполняют упражнения с султанчиками с флажками пусть даже не у всех получается но они стараются повторять за воспитателем. В ходе проведения различных занятии двигательной активности у детей расширяется запас понимаемых слов активизируется лепетная речь,например: топ-топ, кати-кати, лови- лови, беги, дай, лети-лети. При выполнении тех или иных упражнений дети должны постоянно слышать от воспитателя поощрительные слова видеть улыбку воспитателя все это способствует развитию двигательной активности ребенка. Ограничения детей в стремлении (бегать, ползать, лазить, прыгать) приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению. В возрасте от 1 года до 3 лет развитие детей зависит не только от его состояния здоровья и темперамента но и от системы его воспитания и ухода. В развитии двигательной активности детейот 1 года до 3 лет можно разделить на три периода:

1. период (с 1 года до 1 ,5 лет) – ребенок научился ходить, становится более самостоятельным, исследует и познает мир, он лезет кругом и всюду, падает, набивает себе шишки, неловко бегает, умеет бросать мяч, бьет мяч ногой, самостоятельно встает с пола.

2. период (1,5 лет до 2 лет) — все более совершенствуется в обретенных навыках проявляет свой характер, уверенно бегает, поднимается и спускается на несколько ступенек держась за руку взрослого, нагибается и поднимает с пола предметы, влезает на горку и съезжает с нее, прыгает на месте.

3. период (с 2 лет до 3 лет)активное умственное развитие ребенка умеет прыгать, самостоятельно поднимается и спускается с лестницы. Перепрыгивает через невысокие предметы, бросает и ловит мяч, играет в подвижные игры, умеет координировать свои движения и сохранять равновесие.

Дети стараются подражать действиям взрослого, но при этом они не придерживаются точно заданной формы движения. Для них главное – многократно самостоятельно повторять движения и действия и при этом ощущать огромную радость. Действия ребенка могут выполняться в различных комбинациях (разные направления, скорость, темп). Воспитателю важно найти правильное сочетание пособий и движений, не допуская их однообразия, в таких условиях у ребенка быстро появляется умение переносить уже хорошо знакомые движения в новую обстановку. Во время двигательной активности ребенка следует обращать внимание на то. Чем он занят, и в случае необходимости переключать его с одного вида деятельности на другой.

Дети от 1 года до 3 лет любят выполнять поручения взрослых, поэтому надо часто привлекать малышей к расстановке и уборке пособий дети моей группы перед физкультурным занятием по просьбе воспитателя достают нужные пособия раскладывают их на ковре и на полу,например:

Читайте также:  Особенности развития ребенка категории зпр

– «Колечка, принеси обручи, Андрюша, достань султанчики. Алиночка разложи дорожки» – (если пособия тяжелые помогает воспитатель, остальные снимают свою обувь, ставят аккуратно в сторонку, чтобы не мешало занятию, садятся на стульчики и ждут указаний воспитателя. Дети получают огромное удовольствие от выполнения разнообразных движений и от эмоционального положительного контакта с воспитателем. В то же время у детей внимание еще не устойчиво, он часто отвлекается и переходит от одного вида деятельности к другому. К трем годам дети производят большое количество движений, они подражая взрослому имитируют действия птиц, животных, транспорта. Большое место в двигательной активности детей играют различные подвижные игры, где полно реализуется высокая потребность ребенка в движении, она значительно увеличивается в процессе подвижных игр с использованием физкультурных пособий. Действия детей с пособиямиочень просты он обыгрывает их:Например: в руках флажки машем вверх – вниз, а теперь –спрятали (ручки за спинками, ходьба по дорожке – в руках кубики, сели в ямки (дети садятся внутрь обручей) в руках шишки массажируем ладошки и много других действий, показ этих действии и разнообразие пособий вызывает интерес у детей к движениям важно воспитателю показать эти действия и поиграть вместе с ними.

Предлагаю несколько несложных игр с пособиями:

1. Бегите ко мне. Дети стоят у стены в руках маленькие кубики или шарики. Дается команда «бегите ко мне!» дети подбегают к воспитателю и бросают пособия в корзину, которую держит воспитатель.

2. Шарики собери. Дети стоят в большом кругу. Воспитатель, высоко поднимая корзину или коробку высыпает цветные мячи или шарики «количество 15- 20 штук»и произносит: – Раз, два, три, шарики собери! Дети с удовольствием бегают за катящимися шариками и собирают в корзину или коробку, которая стоит на стульчике.

3. У меня флажок. Дети стоят в большом кругу расстояние друг от друга 1 метр воспитатель раздает по два флажка. Поднимаем высоко – раз, опускаем низко – два, спрятали за спинку – три.

4. Попади в цель. Дети встают по кругу в руках мячи в центре глубокий мягкий модуль в виде ямы по сигналу воспитателя «Раз, два, три мячик лети «– бросают мячи в корзину или в модуль.

5. Попрыгай как зайчик. Воспитатель держит мягкую игрушку зайку и вместе ним прыгает, дети стараются повторять прыг- скок, прыг-скок. После 4-6 подпрыгиваний дети отдыхают.

6. Паровоз идет по рельсам. Дети становятся друг за другом держась за одежду воспитатель первый- поехали- пу-у-у-у-у-чих- чих- чих двигаемся во все стороны по игровой.

Дети постепенно в игровых условиях осваивают разные виды ходьбы, развивают внимание, равновесие, обогащают свой активный словарь при многократном повторении формируется правильная осанка.

После освоения каких либо движений воспитатель изменяет ситуацию, повышая требования, то есть создает условия благоприятные для развития формирования закрепления и использования еще недостаточно закрепившихся двигательных умений. Очень важно учитывать их индивидуальные возможности и способности каждого ребенка. Для детей с некоторой задержкой двигательного развития, физически более слабых необходимо часто привлекать к участию в доступных им играх, усложняя их постепенно.

Литература

1. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. – М.: Просвещение, 1978

2. Шишкина В. А. Движение + движение. – М.: Просвещение, 1992.

3. Бопем журнал №6 май 2012.

4. Осокина Е. И. Игры и развлечения детей на воздухе. – М.: Просвещение, 1982

5. Отбасы жне балабаша журнал №6 ноябрь декабрь 2009.

Источник

Юлия Иващенко
Развитие двигательной активности у детей раннего возраста

Основой развития каждого человека является двигательная активность. Крупная моторика – та часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве.

Развитие крупной моторики у детей, позволяет в последствии сформировать моторную ловкость, выносливость скорость, помогающие моментально реагировать на меняющиеся ситуации.

Умение двигаться позволяет ребенку открывать и познавать самого себя, собственное тело и окружающий мир. Дефицит движения у современных детей, другими словами гиподинамия, – огромная проблема. С развитием цивилизации необходимость много двигаться постоянно снижается. Во многих семьях есть по одному, а то и по два, три компьютера, мобильные телефоны с различными играми, но нет ни одной скакалки или мячика, не говоря уже о спортивном уголке.

Гиподинамия становится отличительной чертой современного поколения. Поэтому работу по развитию крупной моторики нужно начинать, как можно раньше, а именно с самого раннего возраста.

Упражнения для крупной моторики не только укрепляют опорно – двигательный аппарат, развивают основной корсет позвоночника, развивают моторику и координацию, они обеспечивают постоянный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту, развивают моторику и координацию движений.

Когда у детей слабо выражена двигательная активность, то двигательная память может омертвевать, что приводит к изменению условных связей и снижению психологической активности. Недостаточная физическая нагрузка приведет ребенка к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности, знаний, умений. Что в дальнейшем приведет к неуспеваемости ребенка в школе.

Наблюдая за развитием детей раннего возраста можно отметить, что у малышей слабая двигательная активность, им сложно ориентироваться, перемещаться в пространстве, управлять своим телом и поведением, нет желания участвовать в коллективных подвижных играх. Учитывая важность проблемы,в группе проводим с детьми углубленную работу в этом направлении и решаем следующие задачи:

1. Развиваем крупную моторику у детей раннего возраста через разные виды деятельности.

2. Создаем условия для овладения детьми различных видов движений.

3. Учим детей контролировать свои движения и управлять ими.

4. Развиваем двигательную активность детей.

Развитие крупной моторики – это не стихийный, самостоятельно протекающий процесс, а специально созданные условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующие развитию движений. Поэтому в группе и на участке детского сада создана развивающая предметно – пространственная среда. В группе имеется спортивный уголок с разнообразным спортивным оборудованием и инвентарем (ортопедические коврики, «дорожки здоровья», мячи, обручи, гимнастические палки и т. д.). Уличные веранды оснащены атрибутами для подвижных игр, инвентарем (мячи, обручи, скакалки, спортивным оборудованием (лесенки для лазанья) все это побуждает, детей к двигательной активности и дает им возможность выполнять разнообразные движения.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка от года до 3 лет москва

Спортивный уголок в группе регулярно пополняем новым оборудованием и атрибутами. Изготавливаем для подвижных игр и упражнений маски персонажей, ленты, султанчики, платочки, мешочки с песком и др. Приобрели ортопедический коврик, ребристые ролики и мячики для профилактики плоскостопия.Уголок богат разнообразным материалом: обручи, кегли, прыгалки, мячи разных размеров. Есть нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия, метания, прыжков, равновесия («Дорожки здоровья», мешочки с наполнителями, «Моталочки», мягкие кочки, «Чудо – сачок», и др.). Все оборудование доступно и безопасно для детей. Оборудование подбирается в соответствии с возрастом детей и их потребностями. Особое внимание уделяется размещению оборудования. Располагаем его так, чтобы обеспечить детям возможность удовлетворять двигательную активность в режиме дня и обеспечивать безопасность детей. Оборудование не загромождает полезную площадь помещения, и дети могут свободно брать и ставить на место любой предмет.

Реализацию поставленных задач по развитиюкрупной моторики осуществляю через разные формы работы с детьми: утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, образовательная деятельность по физической культуре, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок и в режиме дня, индивидуальная работа.

Каждое утро с детьми начинаем с утренней гимнастики. Главное назначение утренней гимнастики состоит в том, чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус детей, устранить заторможенность после сна, взбодрить ребенка. Гимнастику провожу в группе в тщательно проветриваемом помещении. Воздушная ванна, в сочетании с упражнениями, составляющими комплекс утренней гимнастики, улучшает деятельность внутренних органов дыхания, кровообращения, пищеварения, повышает тонус нервной системы. [3]

Еще одним обязательным мероприятием является гимнастика после дневного сна. Ее ежедневное выполнение положительно влияет на детей. У них поднимается не только настроение, но и мышечный тонус. Обязательным условием проведения гимнастики является игровая форма. Малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, выгибают спинку как кошечка, топают как мишка и т. д.

Одной из форм развития крупной моторики детей является образовательная деятельность по физическому развитию детей. Эта форма работы является ведущей для формирования крупной моторики детей раннего возраста. Нами организуются традиционные физкультурные занятия, сочетающие двигательные упражнения и подвижные игры. Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных.

Один раз в месяц непосредственно образовательную деятельность по развитию движений детей раннего возрастапровожу в различных вариантах: по единому сюжету («Прогулка в лес», «На бабушкином дворе» и т. п.); тренировочное занятие («Дорожка с препятствиями»); построенную на одном движении; построенную на подвижных играх.

Подвижные игры и упражнения направленные на развитие крупной моторики формируют знания детьми возможностей своего тела, что помогает лучше ориентироваться, перемещаться в пространстве, управлять своим телом и поведением, а также легче осознавать себя.

Дети третьего года жизни с удовольствием выполняют такие игровые упражнения как: «Полетаем как птички», «Попрыгаем как зайчики», «Цыплята клюют зёрнышки». Через эти игры – упражнения дети учатся умению передавать простейшие образные действия некоторых персонажей.

Упражнения и игры направленные на профилактику плоскостопия формируют навыки правильной осанки, укрепляют мышечную систему; укрепляют мышцы и связки стоп. («Сборщик», «Извилистая дорожка», «Загрузи машину»).

Игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса. («Лодочка», «Кошечка», «Змея»).

На развитие опорно – двигательного аппарата – это игры с ходьбой и бегом («Догони мяч», «Через ручеек», «Перешагни через палку»). С ползанием («Проползти в воротца», «Обезьянки»). С бросанием и ловлей мяча («Мяч в кругу», Целься точнее», Попади в воротца»). С подпрыгиванием («Через ручеек», «Зайка серенький)» и т. д. [2]

В пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослабленные» имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные. Поэтому планируя индивидуальную работу, учитываю психические и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Индивидуальную работу с детьми провожу в игровой форме в утренние и вечерние часы, а также во время прогулки. Во время прогулок для одних детей организую игру с мячом, метание в цель, для других – упражнение в равновесии, для третьих – спрыгивание с пеньков, перешагивание через кубики, сбегание с пригорков.

Для активных детей хорошо подойдут занятия, требующие сосредоточенности и выполнения четких действий, от которых будет зависеть конечный результат. Пассивным малышам лучше сначала предложить освоиться в несложных развлечениях, постепенно помогая развить быстроту и ловкость, а после, при достижении положительной динамики, перейти уже на более сложные уровни занятий. [1]

Способствуя развитию у детей двигательной активности, мы развиваем у них крупную моторику, тем самым тренируем вестибулярный аппарат и укрепляем пока ещё слабые мышцы и суставы. Формируя походку и укрепляя мышечный корсет, мы способствуем развитию гибкости, препятствуем развитию сколиоза и других проблем с позвоночником. Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, мы закладываем прочные основы хорошего здоровья и гармоничного развития.

Список литературы:

1. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986.

2. Шишкина В. А. Движения + движения. – М.: Просвещение, 1992.

3. Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 2 – 3 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.

Источник