Двигательное развитие ребенка от рождения до 7 лет

Для родителей нет ничего приятнее, чем наблюдать как с каждым днем из маленького несмышленыша их ребенок превращается в самостоятельного и разумного человечка. Первая улыбка, первые слова, первые шаги — все это останется в памяти родителей навсегда. Все дети разные, поэтому и развиваются в психологическом и физическом плане все по разному, но усредненные показатели все же существуют.
Этапы развития ребенка до 1 года.
- До двух месяцев ребенок только умеет двигать ручками и ножками, а в два месяца он уже начинает поворачивать голову и держать ее прямо в течение минуты. Он уже может внимательно разглядывать движущиеся предметы и слушать музыку.
- В четыре месяца малыш начинает смеяться. Может узнавать маму и папу в лицо и радоваться их приходу. Начинает осваивать перекатывания со спинки на животик. Берет игрушки в руки и удерживает их.
- В шесть месяцев ребенок уже уверенно переворачивается со спинки на животик. Может перекладывать игрушки из одной руки в другую. Опирается на ручки и пытается сесть.
- В восемь месяцев малыш начинает активно изучать окружающий его мир. Он уже может сам садиться, ползает на животике и может вставать, опираясь на ручки. В этом возрасте он уже может произнести свои первые “ма” и “па”. Малыш с удовольствием играет со взрослыми, слушая музыку, качает головой и хлопает в ладоши.
- Десять месяцев. Ребенок уже хорошо стоит с поддержкой, а с помощью мамы пытаются сделать свой первый шаг. В этом возрасте, как правило, малыш уже произносит свое первое слово. Может собирать пирамидки, пусть и не всегда правильно, но и это уже большое достижение для него.
- К двенадцати месяцам ребенок уже, как правило, ходит. Может различать когда его называют хорошим и хвалят, а когда ругают. Понимает такие значения, как “хорошо”, “плохо”, “нельзя”, не трогай”. В этом возрасте он уже может подолгу сидеть и играть один, не требуя к себе внимания мамы или папы.
От 1 года до 2 лет.
- 1 год 1 месяц. Малыш уже прочно стоит на ногах. Если уже начал ходить, что его шаги становятся все более уверенными. Помимо произношения слов “мама” и “папа”, может использовать различные звуки и слога для обозначения предметов или звуков (“ба”, “ав-ав” и т.д.).
- 1год 2 месяца. Пытается все достать из ящиков и шкафов, изучает это, пробует на вкус.
- 1 год 3 месяца. В этом возрасте как правило у малыша замедляется набор веса и рост. За год он может прибавить всего от 3 до 5 кг, а вырасти на 1,5 — 2 см, что считается нормой. Но его фигура теперь будет претерпевать изменения: из пухлого карапуза с животиком он превратится в человечка, чье тело более приспособлено к ходьбе и ползанию. С помощью мамы уже может подняться по лестнице. Интересно будет играть в песочнице. Уже тянется к своим сверстникам. Должен понимать и выполнять простые просьбы, такие как “иди к папе”, “принеси мячик” и т.д.
- 1 год 4 месяца. Уже начинает капризничать по поводу еды. Выбирает любимые блюда и с удовольствием съедает их, не вкусные, по его мнению, активно отвергает. Подражает жестам и действиям взрослых.
- 1 год 5 месяцев. Уверенно ходит, все меньше падая, обходит препятствия. Может залезать и слезать с дивана или стула.
- 1 год 6 месяцев. Уже может складывать башенки из кубиков, пользоваться ложкой, пить из поилки. Пытается рисовать свои первые шедевры. Не любит делиться своими игрушками. Постоянно задает вопросы “Что это”. За день может запомнить до 2 — 3 новых слов.
- 1 год 7 месцяев. Может узнавать свое отражение в зеркале, называет свое имя. Все больше повторяет за взрослыми.
- 1 год 8 месяцев. Уже хорошо осознает, что ему нравится делать, а что нет. Уже можно попросить собрать все свои игрушки и убрать на место и он выполнит Вашу просьбу.
- 1 год 9 месяцев. Интересует все окружающее, будь то запахи, звуки или ощущения от прикосновений. Многие предметы пробуют на вкус. Некоторые начинаю активно кусаться.
- ! год 10 месяцев. Уже умеет стягивать с себя одежду, но одевать еще не умеет.
- 1 год 11 месяцев. Вместо того, чтоб ходить и бегать, начинает постоянно проситься, чтоб его взяли на руки. Уже могут играть со сверстниками в совместные игры, находить общие интересы. Начинают общаться двусложными предложениями, типа “дай сок” или “хочу пить”. Правильно называют и показывают части тела.
- 2 года. В этом возрасте ребенок уже бегает, прыгает, легко избегает препятствий на своем пути. Хорошо кушает ложкой, а под Вашим присмотром может пробовать есть и вилкой. Помогает Вам одеть себя. Мелкая моторика уже развита и поэтому ему будет интересно играть с конструкторами, пирамидками. Очень интересует рисование и лепка из пластилина. Он уже способен различать живые предметы от неживых. Различает такие понятия, как “сейчас” и “потом”, “больше” и “меньше” и т.д. Может раскладывать предметы по цвету или размеру.
Два года.
В этом возрасте ребенок уже умеет делать шаги назад, самостоятельно поднимается и спускается с лестницы. Может приседать и подпрыгивать. Очень интересуется играми, в которых нужно много двигаться. Может кидать и пинать мяч.
Вопросы “почему” и “зачем” становятся ключевыми. Таким образом он познает мир, и не надо злиться на ребенка, если он спрашивает об одном и том же уже не первый раз.
Говорит от 15 до 50 слов и составляет из них простые предложения, которыми доносит до взрослых свои желания. Говорит о себе в третьем лице.
Начинает понимать, что хочет в туалет и просится.
Может собирать простые картинки из кубиков или мозайки.
Три года.
К этому возрасту ребенок уже начинает кататься на трехколесном велосипеде, может качаться на качелях, активно играет со сверстниками. Бросает и ловит мяч.
Различает и называет цвета, отличает гладкое и пушистое, твердое и мягкое и т.д. Рисует уже не просто “каляки-маляки”, а круги, овалы, квадраты, треугольники, с удовольствием закрашивает. Очень хорошо развита фантазия.
В бытовом плане тоже осваивает все больше навыков. Ложку уже держит не в кулачке, а за конец ручки, ест аккуратно. Может самостоятельно одеться и раздеться, застегнуть и расстегнуть молнию и пуговички. Моет руки и вытирается полотенцем. Может самостоятельно убрать свои игрушки и расставить их по местам.
Про себя говорит уже не в третьем лице, а все чаще употребляет “Я”.
Четыре года.
В этом возрасте физическая активность ребенка немного уменьшается. Ребенок стает более покладистый и усидчивый. Но в то же время внешне фигура ребенка уже сильно изменяется, так как подкожные жировые отложения исчезают, а мышечная ткань развивается.
К 4,5 годам у ребенка уже должны вырасти все молочные зубы.
Четыре года — это самый подходящий возраст, чтоб записать ребенка в спортивную секцию и развивающую группу. Таким образом он будет развиваться всесторонне.
В быту уже самостоятельный и умеет делать все, чему Вы его научили.
Можно начинать изучать буквы и цифры, пробовать писать их, мастерить из различных материалов.
В связи с тем, что ребенок начинает больше играть со сверстниками, у него появляются свои маленькие секреты и собственный мир фантазий.
В четыре года ребенок уже должен произносить слова так, чтоб его понимали не только близкие, но и посторонние люди. Если большинство звуков произносится неправильно, то самое время обратиться к логопеду.
Пять лет.
Дети в возрасте пяти лет начинают вытягиваться вверх, при этом совсем не набирая в весе, так как все уходит на развитие скелета и мышечной ткани.
Можно постепенно заняться подготовкой к школе. Ребенок должен уметь занять себя самостоятельно, если взрослые заняты и не могут с ним поиграть или позаниматься. Знает буквы и цифры, может писать их. Некоторые дети могут читать и решать простейшие примеры.
Шесть лет.
Для ребенка шести лет очень важна физическая активность, лучше, если это будут подвижные игры на свежем воздухе или занятия в спортивной секции. У мальчиков в этом возрасте начинается активный рост, у девочек он начинается позже.
Стоит ли отдавать ребенка в школу в шесть лет, должно решаться индивидуально для каждого ребенка. Он может уже и считать и писать, но может быть не готов к школе психологически, поэтому испытает большой эмоциональный стресс.
В шесть лет можно начинать учить иностранному языку, так как в этом возрасте ребенок хорошо подражает и повторяет за Вами, а память хорошо усваивает новые слова.
Семь лет.
Ребенку все также необходимо активно двигаться и выплескивать свою энергию, поэтому в школе усидеть за партой в течение 40 минут ему будет сложно. Советуем Вам после уроков отпустить его погулять с друзьями, чтоб снять лишнее напряжение от уроков и потратить накопившуюся энергию. Следите за тем, чтоб ребенок ложился спать не позже девяти часов вечера. так как организм работает напряженно и нагрузки ему еще в новинку.
В этом возрасте нужно помочь ребенку полюбить школу, чтоб он ходил в нее с радостью, а не как на каторгу. Побольше интересуйтесь его школьными делами, помогайте ему учить уроки.
Вы ищете детского массажиста, который поможет вашему ребенку
вырасти здоровым и активным?
Массажисты нашего центра помогут при любом детском заболевании или отклонении. Наших специалистов отличает многолетний опыт работы, постоянная практика и любовь к своему делу.
Выезд детского массажиста на дом в Москве – 1700 руб! Звоните.
Опытные массажисты | В удобное время | Качественный массаж |
Все массажисты с медицинским образованием и опытом работы более 5 лет | Массаж проводится у вас дома, в согласованное, удобное для вас время | Массаж от 30 до 45 минут в зависимости от возраста ребенка, плюс необходимая ЛФК |
8 (499) 398-05-87
8 (925) 917-61-65
Ежедневно 9.00 – 21.00
нажав на фото вы можете посмотреть дипломы, сертификаты и отзывы массажиста
Источник
Организм – как единое целое, сложившееся в процессе эволюции. Развитие человека – непрерывный, протекающий в течение всей его жизни процесс.
На каждом этапе развития, начиная с рождения, организму присущи признаки характерные для данного возраста. Учет особенностей каждого возрастного этапа – основа рациональной организации учебно-воспитательного процесса и гигиенических мероприятий. Характерная особенность организма ребенка – интенсивный процесс роста и развития.
Понятия рост и развитие, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Рост и развитие – составляющие процесса жизнедеятельности организма. На каждом этапе индивидуального развития организм детей представляет собой гармоничное целое с присущими для данного возраста особенностями.
Закономерности роста и развития организма. Неравномерность роста и развития. Поступательный, но неравномерный характер процессов роста и развития детей. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем – как естественнонаучная основа правильной постановки учебно-воспитательного процесса. Учет последовательности ведущих видов деятельности, обеспечивающих нормальное развитие (непосредственное эмоциональное общение с младенцем; предметно-манипулятивная деятельность в раннем возрасте; ролевая игра дошкольника; учебная деятельность; общественно-полезная деятельность; учебно-продуктивная деятельность). Особенности роста и развития в зависимости от пола (дифференцированное обучение). Обеспечение надежности биологических систем организма. Концепция о надежности биологических систем (А.А. Маркосян). Принципы надежности биологической системы: принцип избыточности элементов управления и протекающего процесса, принцип дублирования, или взаимозаменяемости, элементов регулирования и процесса, принцип совершенного и быстрого возврата к состоянию относительного постоянства, принцип динамичности взаимодействия звеньев самой системы.. именно этот последний принцип обеспечивает высокую надежность системы, позволяя в каждой данной ситуации найти оптимальное решение. Обусловленность роста и развития генетическим и средовым факторами. Периодичность в изменении ростовых процессов (акселерация, децелерация).
Правильная организация физического воспитания (с учетом закономерностей роста и развития организма ребенка) раскрывает потенциальные возможности растущего организма и обеспечивает высокий запас его прочности.
Предпосылки формирования движений ребенка (безусловные рефлексы, условно-рефлекторные связи). Двигательные рефлексы, которые обеспечивают им адаптацию к новой для них среде обитания (рефлекс «поиска груди», сосательный рефлекс, рефлекс шагания, хватательный рефлекс, шейно-тонический рефлекс, рефлекс Моро и др). Этапы выработки условных рефлексов (индифферентная, сосредоточения, формирование неустойчивого условного рефлекса, формирование устойчивого условного рефлекса, автоматизма) их содержание.
Систематизация типов детей на основе их физических параметров. Физиологический принцип классификации рождающихся детей (И.А. Аршавский).
Определяющие факторы развития ребенка первых семи лет жизни (окружающая среда и воспитание).
Характеристика основных периодов развития ребёнка (раннего и дошкольного детства). Особенности физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки. Особенности развития систем и органов организма ребенка. Особенности развития двигательных функций. Учет возрастных особенностей развития ребенка в процессе физического воспитания.
Основная задача физического воспитания в период новорожденности (приспособление ребёнка к режиму дня и ночи, еде и уходу, создания условий чтобы он справился с пятью обязательными кризисами: первый – характеризуется потерей веса на 10%, связан с новым видом и типом питания; второй – «простая эритема» – первая неделя жизни, обусловлена созреванием кожи; третий – физиологическая желтуха; четвёртый – «мочекислый инфаркт»; пятый – гормональный). Стимулирование самостоятельной двигательной активности – основа развития двигательной активности ребенка.
Основные направления воспитания ребёнка – создание гигиенических условий для выполнения двигательной задачи – овладения собственным телом.
Особенности развития моторики ребенка до одного года: развитие сидения, стояния, хватания, ходьбы – как сложных двигательных актов, построенных по типу цепных рефлексов, овладение ими и произвольное выполнение их ребёнком (возрастает количество движений, а общие особенности его моторики сильно изменяются: движения становятся более координированными, точными, приспособленными к внешним обстоятельствам и в результате этого – более произвольными).
Организация практической деятельности – основа формирования движений (в процессе которой движения полезные, успешные с точки зрения стоящих перед ним задач, закрепляются, а ненужные, не имея положительного подкрепления, затормаживаются). На первом году жизни это подкрепление выступает как удовлетворение основных органических потребностей ребёнка. Подкрепление этого типа обеспечивает отбор наиболее эффективных по своей биомеханике движений, «снижая при этом непроизводительные энергетические расходы организма».
Таким образом, подкрепление движений на первом году жизни является формой удовлетворения потребности ребёнка в общении. Оно играет важную роль в развитии моторики младенца, возникающей при общении со взрослым. При формировании движений каждое предшествующее подготавливает мозг и опорно-двигательный аппарат к возникновению последующего. Для обеспечения развития движений ребёнку первого года жизни необходимо использовать массаж и физические упражнения.
Начиная с первого года жизни ребёнка необходимо создавать условия для формирования у ребенка произвольных движений.
С трёх до семи лет выделяются третий, пятый и седьмой год жизни. В этот период происходит количественный рост, перестройка функций организма. Возраст от четырёх до пяти лет – период наиболее интенсивного и гармоничного физического и умственного развития ребенка.
Возраст трех лет – период качественных изменений многих функций организма.
За период раннего и дошкольного детства непрерывно изменяются показатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудкой клетки, происходит дальнейшее развитие и совершенствование всех систем и функций организма.
Постоянные упражнения – основа формирования динамического стереотипа.
В первые годы жизни ребенка происходят значительные морфофункциональные преобразования нервных структур двигательной системы на всех ее уровнях и во всех звеньях. Интенсивно созревают сенсомоторная кора, мозжечок, подкорковые образования. Развивается рецепторный аппарат мышц, сухожилий и суставов.
Ведущий фактор сенсорного развития ребенка – активное взаимодействие с окружающей средой, накопление двигательного опыта в результате манипуляций с бытовыми предметами, игрушками и т. д.
Тема 4 Основы обучения ребёнка двигательным действиям
Двигательное действие как психологический феномен. Двигательное умение и двигательный навык, их характеристика. Процесс формирования двигательного навыка. Этапы формирования двигательного навыка (аналитический, синтетический, автоматизации). Закономерности формирования двигательного навыка, стадии формирования двигательного навыка (иррадиации, специализации, стабилизации). Законы формирования двигательных навыков (закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон угасания навыка, закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка, закон переноса двигательного навыка).
Обучение ребенка движениям осуществляется в соответствии с закономерностями и законами формирования двигательных навыков, которые представляют последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнять его, а затем к навыку. Построение двигательного навыка – это смысловое цепное действие.
Роль нервной системы в формировании двигательных навыков. Теоретические исследования Н.А. Бернштейна. Многоуровневая система управления двигательным актом.
Управление движениями – сложный многоуровневый процесс.
Диалектика развития навыка – как процесс совершенствования многоуровневой системы построения движения.
Понятие «научения». Виды научения в процессе овладения двигательными действиями (Ж. де Монпелье)
Перцептивное научение. Сенсомоторное научение. Моторное научение – как разновидность сенсомоторного научения.
Обучение физическим упражнениям – как педагогический процесс передачи учащимся знаний и умений, необходимых для овладения этими упражнениями.
Цель и задачи обучения. Направления обучения: изучение физических упражнений, получение различного рода представлений (мышечно-двигательных, которые отражают форму движений, направление, амплитуду, скорость и согласованность с другими движениями, их последовательность, темп, ритм, временные и силовые особенности; совершенствование двигательных представлений, их уточнение в самом процессе выполнения упражнений, выделяя отдельные элементы. Содержание обучения – физические упражнения. Их основная особенность – направленность на решение задач физического воспитания.
Компоненты обучения: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, эмоционально-волевое отношение
Этапы обучения физическим упражнениям: первоначальное разучивание, детализированное разучивание, этап закрепления и совершенствования. Цели и задачи каждого этапа обучения физическим упражнениям.
Система принципов, применяемых в физическом воспитании: Общие социальные принципы воспитательной стратегии общества их конкретизация в физическом воспитании (принцип всестороннего развития личности; принцип оздоровительной направленности; принцип прикладности; принцип связи физического воспитания с трудовой и военной деятельностью). Общие принципы образования и воспитания их конкретизация в физическом воспитании (принцип сознательности и активности; принцип наглядности; принцип доступности и индивидуализации)Принципы, регламентирующие процесс физического воспитания. Специфические принципы физического воспитания (принцип непрерывности; принцип системного чередования нагрузок и отдыха; принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий; принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок; принцип циклического построения занятий; принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания).
Система методов в физическом воспитании. Характеристика методов и приёмов обучения двигательным действиям, их классификация.
Понятие и сущность физических качеств и двигательных способностей, их сравнительная характеристика. Двигательные способности как врожденные двигательные возможности, индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.
Иерархия врожденных задатков (анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов – сила, подвижность, уравновешенность, строение коры головного мозга, степень функциональной зрелости её отдельных областей); физиологические особенности (особенности ССС, дыхательной системы – максимальное потребление О2, показатели периферического кровообращения); биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмен в-в, энергетики мышечного сокращения); телесные (длина тела, конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани); хромосомные (генные); психодинамические (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний) – основа способностей.
Физические качества – как основа двигательных способностей, двигательные умения и навыки – форма их проявления.
Физические качества – возможности, обусловленные соотношением врожденного и приобретенного. Физические качества – врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое проявление в целесообразности двигательной деятельности.
Зависимость уровня проявления физических качеств от антропометрических характеристик человека.
Создание определенных условий деятельности, оптимальное сочетание средств и методов развития двигательных способностей на основе информации об уровне их развития.
Обусловленность эффекта тренировки индивидуальной нормой реакции на нагрузку.
Классификация психомоторных качеств. Психофизические качества характеризующие качество деятельности – выносливость и качества двигательного действия – сила, быстрота и ловкость.
Общие и специальные психомоторные качества.
Учёт специфики физического качества, его проявления в процессе физического воспитания.
Теоретические основы методики развития физических качеств – выделение физических способностей, обусловленных преимущественно врожденными фундаментом задатков и физических качеств, которые с одной стороны, обусловлены врожденными задатками, с другой стороны средовыми факторами, выражающие способность к целесообразной двигательной деятельности человека. Физическое качество – как проявление различных сочетаний способностей (степень проявления той или иной способности), выраженных в форме умений и навыков, позволяющие эффективно выполнять целенаправленную двигательную деятельность. Метод круговой тренировки – как основной метод развития физических качеств дошкольников. Методические основы метода круговой тренировки.
Источник