Двигательное и сенсорное развитие ребенка

Двигательное и сенсорное развитие ребенка thumbnail

Юлия Мешкова
Сенсорно-двигательное развитие дошкольников

Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувствительный опыт. Формированию чувственного опыта способствуют сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия.

Уже в раннем детстве большое значение имеет накопление ребёнком сенсорных представлений. Необходимо обеспечить ознакомление детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и звучанием родной речи. Задачи сенсорного воспитания решаются в той или иной мере на занятия всех видов музыкальных и физкультурных по изо – деятельности, развитие речи и др. Однако в этих случаях задачи сенсорного воспитания не являются доминирующими. Выделение занятия с преобладанием сенсорных задач способствует упорядочению опыта детей. Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с одним – двумя сенсорным признаками. Оно требует широкой ориентировки в цвете, форме, величине, охватывающий походный возможности все основные варианты этих признаков. Дети накапливают сенсорный опыт накладная кубик на кубик или на кирпичик. Таким же образом ребенок учитывает величину колец при нанизывании их на стержень пирамидки. Сенсорное развитие ребенка – это развитиевосприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание – сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями.

Публикации по теме:

Коррекционная работа по преодолению алалии у дошкольников с ОНР 1 уровня с использованием сенсорно-интегративного метода
Данная разработка представляет собой практический методический материал с использованием метода сенсорно-интегративной логопедической работы,.

Конспект НОД по ОО «Физическое развитие» Тема: Развитие ловкости У Дошкольников
Цель: Продолжать целенаправленно способствовать развитию ловкости детей посредством специальных общеразвивающих упражнений.

Литературное развитие дошкольников
О красоте русского языка, его музыкальности и богатстве говорили многие тонкие ценители и иностранные эксперты. Однако, в наши дни мы нередко.

Организация сенсорно-познавательной деятельности в группе раннего возраста «Маленькая страна»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего.

Развитие произвольности у дошкольников
Развитие произвольной регуляции у дошкольников (Горбунова Татьяна Владимировна, педагог-психолог МАДОУ №241, г. Кемерово) Очень часто приходится.

Развитие речи у дошкольников
Развитие речи у дошкольников Язык – система словесных знаков – средство общения, а речь или речевая деятельность, – сам процесс общения.

Речевое развитие дошкольниковРечевое развитие дошкольников
В наше время телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь детей. Во многих семьях, как только ребенок начинает сидеть, его усаживают перед.

Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика по Лынской М. И. как прием нейростимуляцииСенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика по Лынской М. И. как прием нейростимуляции
Набирает популярность теория «сенсорной интеграции», разработанная западным психологом, специалистом по детскому развитию Джин Айрес. Данная.

Развитие познавательной активности дошкольников
Статья на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников».Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства,.

Этическое воспитание и развитие дошкольников
Понятие нравственного воспитания Одной из важных проблем современного общества в осуществлении нравственного воспитания является ответ на.

Источник

ДВИГАТЕЛЬНАЯ СЕНСОРИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА

У ДОШКОЛЬНИКОВ К ФИЗКУЛЬТУРНЫМ ЗАНЯТИЯМ

Кузнецова С.В.

АНО ДО «Планета детства «Лада» ДОУ № 67 «Радость» г.Тольятти

Актуальность проблемы физического развития и сохранения здоровья детей как никогда остра, состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным официальной статистической отчетности, представленной участникам XVI Конгресса педиатров России 24-27 февраля 2012 г. за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34 процента, а детей в возрасте 15-17 лет – на 65 процентов. Уровень физического развития детей снижается, поэтому необходимо совершенствовать организационно-методические аспекты физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, находя новые формы.

Двигательная сенсорика – это сенсорное развитие детей через движение. В дошкольный период детства продолжают формироваться и развиваться все анализаторы, поэтому сенсорное воспитание считается одним из приоритетных направлений в развитии ребенка. Мысль о наличии двигательного анализатора была высказана еще И.М.Сеченовым, который считал, что «мышечное чувство» не только усиливает все другие ощущения, но и объединяет их, является определяющим при развитии координации движений. Исследования В.М.Бехтерева, Д.Селми, Т.П.Хризман, М.И.Звонаревой доказывают значимость соматосенсорной системы организма, т.к. ее рецепторы расположены в коже, воспринимают прикосновение, давление, вибрацию, тепло, холод, боль, ученые определили, что в эту систему поступают сигналы от проприорецепторов, воспринимающих движение в суставах и мышцах. Поэтому наряду с развитием таких сенсорных систем организма, как зрительной, слуховой, вестибулярной, вкусовой, обонятельной необходимо целенаправленно развивать и соматосенсорную. Из-за отсутствия притока сенсорной информации нервные клетки проекционной коры не развиваются. Для овладения новыми движениями большое значение приобретают уже имеющиеся связи. Поэтому, чем богаче и разнообразнее двигательный режим ребенка, тем легче и правильнее он будет выполнять новые двигательные действия. 

Для дошкольного возраста можно выделить девять этапов сенсорики, которые будут определять систему планирования основных видов движений и физических упражнений при приведении физкультурных занятий, утренних гимнастик, побудок после дневного сна и других форм проведения физкультурно-оздоровительной работы.

Принципиально важно, чтобы каждый этап внедрялся только после полного освоения предыдущего этапа. Реализация всех девяти этапов возможна в подготовительной к школе группе. На различных этапах двигательной сенсорики дети осваивают сложные координационные движения, у них последовательно развиваются быстрота, ловкость и выносливость.

Этапы двигательной сенсорики

Этап 1 – развитие двигательной памяти у детей (многократное повторение одного и того же движения или комплекса упражнений, не меняя своего положения в пространстве).

Этап 2 – обострение мышечного чувства (выполнение отдельных упражнений с закрытыми глазами): стойка на одной ноге с закрытыми глазами; стойка на одной ноге с закрытыми глазами после предварительного выполнения поворотов.

Этап 3 –  развитие чувства равновесия (после полного освоения движения или комплекса дети выполняют его на ограниченной площади опоры – кубик, дощечка):

– для младших дошкольников используются предметы  шириной на уровне плеч ребенка и не выше 5 см от пола;

– для старших дошкольников подбирают предметы не выше 10 см от пола, так, чтобы вся стопа находилась на поверхности дощечки или кубика.

Этап 4 –  развитие чувства правильного положения тела (способствует формированию правильной осанки и укреплению мышц спины) – выполнение упражнений и комплексов с мешочком на голове (вес мешочка определяется возрастом ребенка).

Этап 5- развитие чувства пространства (выполнение упражнений и комплексов с предметами разного размера и веса): 

– с мелкими предметами (мячами, кольцами, игрушками, кубиками, гантелями, кистевыми эспандерами и т.д.) в каждой руке;

– со средними предметами (физкультурное и спортивное оборудование подходящего, т.е. среднего размера);

– большими предметами (мячами, палками, обручами).

Этап   6 – развитие чувства пространственно-временных характеристик (выполнение упражнений и комплексов под музыку в разном темпе):

– разучивание упражнений и комплексов в медленном темпе;

– выполнение движений с постепенным ускорением;

– выработка навыка быстрого реагирования на изме-
нения темпа, выполнение движений под музыку в
меняющемся темпе.

Этап   7-  развитие пространственной ориентации – выполнение упражнений и комплексов: в ходьбе, в беге, в положении сидя, лежа на животе, лежа на боку.

Этап 8 – развитие чувства координации – выполнение упражнений и комплексов;

– сидя с предметами;

– лежа с предметами;

– стоя с мешочком на голове и с предметом;

– стоя на ограниченной площади с предметом;

– в ходьбе с предметом;

– в беге с предметом.

        Этап 9 развитие творчества (конструирование движений) – на основе знакомых движений ребенок создает движение:

– придумывание движений с опорой на метод «эмпатии», «аналогии»;

– выполнение одного и того же движения под музыку с
разным темпом придумывание движений с опорой на
метод «фантазирования».

Примерная схема набора упражнений для утренней гимнастики с учетом этапов двигательной сенсорики в старшей группе на 1 квартал приведена в таблице.

сентябрь

октябрь

ноябрь

Содержание

Исходное положение при выполнении упражнений

И.п.: стоя (разучивание упражнений)

*

*

И.п.: стоя на одной ноге, в комплексе менять ногу.

*

*

И.П.: стоя на ограниченной опоре

*

*

И.п.: стоя на коленях (заменяя перемещения движениями рук)                        

*

*

И.п.: сидя

*

*

И.п.: лежа на животе

*

И.п.: лежа на боку

*

Упражнения с предметами

С мешочком на голове (отдельные упражнения)            

*

С массажными мячиками в руках (грецкими орехами и др. мелкими предметами).

*

*

*

*

С маленькими мячами в каждой руке.

*

*

Со средними мячами, держа их двумя руками.

*

С большими мячами.

*

С гантелями.

*

*

С цветными ленточками.

Сочетание предмета и дозированного воздействия на мелкие мышцы кисти

С кистевым эспандером

*

*

С широкой резинкой (сшить концы)

*

*

С резиновым бинтом

*

Выполнение комплекса под более быструю музыку (или на каждый счет)

*

Выполнение комплекса в ходьбе

*

Выполнение комплекса в беге                            

*

Комбинированное воздействие

Сидя с предметом

*

Лежа с предметом в руках

*

Держать предмет ногами

*

Стоя с мешочком на голове и  с предметом в руках (отдельное упражнение)

*

Стоя на ограниченной площади с предметом в руках (отдельное упражнение)

*

В ходьбе с предметом

*

В беге с предметом

*

Конструирование, придумывание своих движений

*

*

*

        Такой подход позволяет ребенку осознанно выполнять упражнения, так как они ему хорошо знакомы,  повышает общий эмоциональный настрой детей, вызывает интерес к физической культуре, и позволяет  дошкольнику проявить творчество в самостоятельной двигательной деятельности.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29 «Рябинка»

Консультация для воспитателей

«Сенсорно-двигательные игры с детьми раннего возраста»

Подготовила

воспитатель:

  Золотова О.А.

Саров

2017

Известно, что в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия и целенаправленность движений. Современная педагогика формирование этих качеств, связывает с физическим воспитанием. Однако это сводится не только к тренировке движений и развитию моторики. Он охватывает характер взаимодействия маленького ребенка с миром, предметным и социальным, а также со становлением чувства Я.                

Общее развитие ребенка невозможно без базового телесного ощущения самого себя. Переживание своего движения, равновесие и чувство осязания поверхности своего тела – пространственный образ себя – играет важнейшую роль в построении ребенком своих психологических границ и, следовательно, является важнейшим условием становления самосознания. От владения своим телом, произвольного управления им, от адекватной тактильной чувствительности зависит и формирование произвольности поведения, внимания, зрительно-пространственная ориентация. На этой основе базируется способность ребенка к обучению письму и чтению, и в целом школьному обучению.

Чтобы сенсорно-двигательные игры отвечали своему назначению, следует помнить об исполнении 2 условий:

  1. действия взрослого должны быть выразительны, эмоционально окрашены, он уделяет пристальное внимание к ребенку;
  2. позиция малыша – активно-воспринимающая, полная вниманием к взрослому.

В сенсорно-двигательной игре главный акцент делается не на видимой похожести движения, а на том, как ребенок внутренне проживает его. Он должен не столько выражать некий образ, сколько сам погружаться в его проживание, преподносить образ себе самому. Иными словами, соединить себя с собственным движением, максимально его прочувствовать. Акцент, таким образом, переносится с внешнего плана на внутренний.

Разумеется, различные двигательные впечатления дети получают из обычной жизни. Но характер современной жизни таков, что дети мало двигаются. Следствие этого – весьма скудный телесный опыт. Это с одной стороны, а с другой – бедность тактильных ощущений из-за недостатка общения с родителями, с природой. Сенсорно-двигательные игры дают ребенку опыт телесного переживания самого себя и способствуют всестороннему развитию. Они позволяют разнообразить занятия, напитать бодростью и радостью движения, сделать общение увлекательным и веселым, насыщенным и познавательным.

Эта проблема и легла в основу моей работы: «Роль сенсорно – двигательных игр в речевом развитии детей раннего возраста».

В авторских разработках и в народной педагогике представлено множество игр, позволяющих в наглядно-образной форме целенаправленно формировать у детей собственный пространственный образ. Часть из них известна как потешки и пестушки. Они непременно сопровождаются как ритмичными стихами или песенками, так и движениями (касание, поглаживание, похлопывание, качание, подбрасывание). Некоторые из игр предполагают подражающие жесты и движение в кругу . Игры эти в явной, очевидной для малыша форме предъявляют образцы осмысленных и понятных ему движений и побуждают к их воспроизведению. Внешнее и внутреннее уподобление, проигрывание своего действия становятся условием его чувствования, осознания. Такие игры можно назвать сенсорно-двигательными. Им присущи следующие черты:

• рифмованный текст или песенка, которые создают целостный образ и эмоциональный фон;

• ритмичные движения, в которых присутствует чередование контрастов: быстро–медленно, высоко–низко, далеко–близко, крепко–нежно и т.д.;

• повторы, предполагающие различные качества и вариации движений;

• эмоциональное напряжение и расслабление по ходу развития сюжета, которые малыш переживает вместе с близким взрослым.

К каждой игре даны пояснения или особые указания о том, что именно она развивает и как связана с формированием пространственно-двигательного образа себя. Однако, прежде чем перейти к их описанию, остановимся на некоторых организационных моментах.

Целесообразно заранее предусмотреть размещение стульев в какой-то одной стороне группового помещения и значительное свободное пространство в центре группы. Это позволит вначале рассадить детей, а потом, не отвлекаясь на перестановку, перейти на свободное место для проведения подвижной части игры. Такой подход организует малышей, упорядочивает их внимание, ориентирует на предстоящие события, помогает им сконцентрироваться.

Маленькому ребенку, чтобы он мог сосредоточиться на действиях и не мигрировать по группе, необходим ориентир, определенное место в пространстве. Таким ориентиром служит стул. В дошкольном же возрасте ребенок постепенно становится способным все более управлять собой, находить и удерживать свое место в кругу. Поэтому со временем дети вполне могут рассаживаться в круг на полу. Итак, для начала всем детям, независимо от возраста, лучше располагаться на стульях – ставим стулья в правильный полукруг с небольшим интервалом (в один стул). Такое расстояние создает детям достаточное пространство для жестов и обеспечивает внимание благодаря близости ведущего, сидящего здесь же, в кругу. Что важно? Чтобы взрослый, не прерывая игру, имел под рукой необходимый материал, если таковой предусмотрен. Для этого он заранее все подготавливает и располагает в шаговой доступности, накрыв лоскутом ткани.

Сенсорно-двигательные игры по своему содержанию охватывают самые разные сферы. В первую очередь способствуют развитию целенаправленного внимания, познавательной сферы, поскольку несут богатый образный материал. Кроме того, содержание игр является основой для развития воображения и мышления.

Таким образом, сенсорно-двигательные игры оказывают целительное, корректирующее воздействие на детей с особенностями развития: робкому, малоподвижному, заторможенному помогает пробудиться и раскрыться, а расторможенному, невнимательному, агрессивному — овладеть собой.

«Медведь в берлоге».

Цель игры: развитие пространственного восприятия.

Материал: белая ткань (плотное полотно), игрушка – медведь.

Ход игры

Взрослый считалкой выбирает ребенка-водящего. Водящий получает игрушку, приседает на корточки. Со словами «Это медвежья берлога» взрослый накрывает водящего тканью и предлагает детям, взявшись за руки, хороводом идти вокруг «берлоги», напевая трехстишие.

Медвежонок-лежебока

Спит в своей берлоге.

Хоть в лесу все тихо,

Но ты смотри получше,

Потому что чутко спит

Он под сосной колючей.

На слог чей дети выставляют ногу вперед, поближе к берлоге, но так, чтобы не потревожить медведя. А водящий, находясь в берлоге, должен дотронуться игрушечным мишкой до чьей-либо ноги. Тот, кто попался, принимает роль обитателя берлоги.

 «Как на тоненький ледок».

Цель: развитие произвольного управления собственным телом.

Материал: бубенчики, нанизанные на цветные ленты, веревки или длинные полосы ткани (для каждой пары).

Ход игры

Первая часть («Одевание») – дети сидят на стульчиках, затем разыгрывается подвижная часть.

1. Наденем на ножки теплые сапожки. Этот с правой ножки, этот с левой ножки (плотно гладим ногу от носка к колену).

2. Подтянем штанишки (подтягиваем одежду на поясе).

3. Наденем пальтишки (гладим одну руку от запястья к плечу, затем другую).

4. Пальтишки меховые (обнимаем себя крепко).

5. И шапки пуховые (двумя руками обхватываем голову).

6. И застегнемся: Вот так, вот так! (Ритмично, по центру груди касаемся тела пальцами, будто отмечаем пуговицы.)

Пуговка к пуговке в ряд.

Что ж, готовы? Это дело!

И пойдем гулять мы смело!

Дети встают, переходят на свободное место, образуя пары. Каждая пара – «лошадка» и «всадник». На «лошадке» (она стоит впереди) «упряжка» с бубенчиками. Лошадка начинает движение медленным шагом, выразительно поднимая колени. В такт ей двигается»всадник». Движения выполняются на мотив русской народной песни.

7. Как на тоненький ледок (идем медленно, высоко поднимая колени)

Выпал беленький снежок.

8. Выпал беленький снежок (шаг ускоряем), ехал Ванечка – дружок.

9. Ехал Ваня, поспешал (подскоки).

10. Со добра коня упал (падаем на пол и, лежа, замираем).

11. Он упал и лежит (расслабляемся на 10-30 секунд). Никто к Ване не бежит.

12. Две подружки увидали (садимся, подставляя ладонь ко лбу, смотрим как бы под козырек), прямо к Ване подбежали.

13. На коня Ваню сажали (встаем, берем за уздечку «лошадку»), в путь – дорогу провожали.

Песенка повторяется в более интенсивном исполнении 2-3 раза.

14. Как поедешь ты, Иван (грозим друг другу пальцем). Не смотри по сторонам! А смотри под ножки (обеими руками указываем под ноги), на белые дорожки!

 «Осенняя прогулка».

Цель: восприятие пространства тела и пространства окружения, развитие умения сохранять равновесие во вращении, находить баланс в движении.

Материал: корзинка, наполненная осенними листьями.

Ход игры:

Образуется круг.

1. Маленькие ножки шли по дорожке (на каждый слог передвигаемся короткими шагами).

2. Большие ноги бежали по дороге (на каждый слог большой шаг).

3. Бежали по лесочку (останавливаемся и поворачиваемся лицом к центру круга).

4. Скакали по кочкам (прыгаем на месте, 2-3 раза).

5. Прибежали во лесок. Ой! (Встаем на одну ногу, вторую подгибаем.) Потеряли сапожок (сохраняем равновесие), потеряли, потеряли, потеряли сапожок.

6. Заглянули под пенек (опускаем глаза, смотрим вниз). Вот он, вот он, сапожок! (Радостно крутим перед собой ножкой.)

 «Дождик».

Цель: учить сохранять равновесие, управлять своим шагом. Способствовать восприятию пространства тела и пространства окружения

Материал: большой лоскут ткани, лоскуты серо-голубой ткани.

Ход игры:

1. Солнышко ясное по небу ходило, солнышко ясное все лето светило (ведем хоровод).

2. А осень настала (останавливаемся, поворачиваясь к центру).

3. Светить перестало (приседаем на корточки).

4. Спряталось от нас. Где оно сейчас? (Наклоняемся к коленям, прикрыв голову руками.) Отдыхает от забот (пауза в покое, замираем на10-20 секунд), пока дождик льет и льет.

5. Кап-кап-кап-кап! (Очень медленно и тихо постукиваем по очереди указательными пальцами левой и правой руки.) Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Увеличиваем темп и громкость.) Ты не капай сильно так.

6. дождик-дождик льется (всеми пальцами стучим, чередуя правую и левую руки), в руки не дается.

7. Дождик-дождик-дождик льет, (ладонями поочередно, громко хлопаем по полу) и гулять нам не дает.

8. Очень мокро под дождем! (Прекращаем стук.) Побежим скорее в дом! (Растягиваем ткань — это крыша. Под ней прячутся и ведущий, и дети. «Слушаем» тишину.)

9. Вот и дождик прошел, можно пойти гулять, прыгать, бегать и скакать!

Примечание. Игру можно закончить свободным бегом по скамейкам-мостикам, мешочкам-кочкам; под мостиками и кочками расстелить лоскуты серо-голубой ткани (лужи и ручьи). Ходить так, чтобы не «замочить ножки»

 «Просыпайся, детвора!»

Цель: восприятие окружающего пространства и самих себя в этом пространстве. Развитие равновесия, координации, ловкости, внимания, зрительно-пространственной ориентации.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках, затем в соответствии с сюжетом перемещаются на свободное пространство.

1. В нашем маленьком домике (кладем голову на колени, закрываем глаза) в колыбельке спят детишки.

2. Вот с кровати кувыркнулись (согнутыми в локтях руками крутим перед собой катушку).

3. Быстро-быстро все проснулись (руки на колени ладонями вверх, бодрый взгляд).

4. Нос, лоб, голова (касаемся руками).

5. Уши, щеки.

6. И глаза спрятались и нашлись (закрываем ладонями).

7. Плечики-плечики (плотно оглаживаем плечи).

8. Спинка и грудь (поглаживаем спину и грудь). Ты разбудить ничего не забудь!

9. Ручки хлопают, ручки хлопают (хлопаем).

10. А ножки топают, ножки топают (топаем).

11. Мы проснулись, потянулись.

12. Всем вокруг мы улыбнулись (смотрим в глаза друг другу, улыбаясь).

13. Наши ручки в пляс пустились (крутим согнутые в локтях руки, держа их перед собой).

14. Завертелись, закружились (руки полусогнуты в локтях, раскрытые кверху кисти поворачиваем в разные стороны).

15. На коленях полежали,

И на ножках побежали.

И за спинку убежали.

Спрятались.

Где же, где же наши ручки? (Руки спрятаны за спиной.)

Вот-вот-вот-вот пляшут ручки! (Хлопки по коленям.)

 Игра «Карусель».

Цель: восприятие окружающего пространства и самих себя в этом пространстве.

Материал: шест, на одном конце которого закреплены свободно свисающие яркие атласные ленты (карусель).

Ход игры

Ведущий (педагог).

Ай люли-люли-люли, карусель стоит вдали! (Выносим в центр шест с лентами. Ведущий садится в середину круга и удерживает шест вертикально; дети разбирают ленты и держат их в правой руке.)

Еле-еле, еле-еле закружились карусели (ведущий одной рукой показывает направление; дети медленно двигаются по кругу по часовой стрелке).

А потом, потом, потом (шаг ускоряется)

Все бегом-бегом-бегом.

А потом скорей-скорей (шаг переходит в бег),

Все быстрей-быстрей-быстрей (ускорение по тексту).

Все быстрее, и быстрее, и быстрее, и быстрей!

Тише-тише! Не спешите! (Бег замедляется, переходит в шаг.)

Карусель остановите! (Останавливаемся.)

Повторить 1-2 раза, меняя направление.

Раз-два, раз-два, карусели отдохнуть пора!

Все эти игры, несмотря на их отличия и сложность обостряют у ребенка чувство переживания своего движения, развивают тактильное и осязательное восприятие. Кроме переживания своего движения, игры такого рода предполагают наблюдение и восприятие движений других играющих.

Наблюдение, как и подражание – это тоже переживание движений, только уже внутреннее. Внимательно наблюдая, малыш воспроизводит воспринимаемое движение взрослого внутри себя, незримо, о чем говорит мимика, жесты и спонтанные повторения. Поэтому наблюдения так же, как и непосредственное действие, способствует становлению переживания и осознания ребенком самого себя.

Источник