Двигательная активность как средство полноценного развития ребенка
Ходжаева Светлана Владимировна
Консультация для педагогов «Двигательная активность как средство полноценного развития детей-дошкольников»
Дошкольный возраст -это периодом наиболее быстрого развития строения и функций организма ребенка. Поэтому создание всех необходимых условий для укрепления здоровья и правильного развития организма детей дошкольного возраста – задача первостепенной важности.
Одним из условий нормального роста и развития ребенка является достаточная двигательная деятельность. Именно двигательная деятельность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает воздействие на рост и развитие нервно – психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка.
Для каждого возрастного периода существует свой оптимальный уровень двигательной деятельности, в связи с интенсивным обменом веществ и пластическими процессами роста потребность в движении, четко регламентируемый оптимальным двигательным режимом ДОУ.
Понятие “двигательный режим” включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности в течение дня.
Учитывая индивидуальные особенности двигательной деятельности детей, избирательное отношение к отдельным движениям, поступление новых детей в дошкольное учреждение, оптимизации двигательного режима свойственна гибкость,но и одновременно четкая структуризация:
– общая продолжительность двигательной активности занимает не менее 60% периода бодрствования;
– содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физическим упражнениям;
– определенная часть двигательного режима, в которую входят как физические упражнения, специально подобранные для формирования систем и функций организма, так и коррекционная работа, которые проходят через индивидуальные и организационные формы работы;
– периоды активности чередуются со “спокойными” видами деятельности;
– каждому ребенку необходимо дать возможность двигаться самостоятельно.
Все формы организации физического воспитания в единстве представляют суммарную физическую нагрузку за день, которая должна отвечать индивидуальным возможностям детей.
Можно условно выделить три группы детей:
– Дети средней подвижности (плавное и спокойное). Подвижность их равномерна на протяжении всего дня. Как правило, таких детей примерно половина в группе или чуть больше. При хороших условиях они самостоятельно активны. Движения их обычно достаточно развиты, уверенные, целенаправленные, четкие. Их двигательная активность саморегулируема, не требует особого внимания взрослых.
– Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют примерно четвертую часть от общей численности. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений выбирают чаще бег, прыжки; избегают движений, требующих точности и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто, как кажется, бесцельны. Из-за высокой интенсивности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями. Высокая двигательная активность быстро утомляет их, не дает возможности самостоятельно переключиться на спокойные виды деятельности, требующие внимания, усидчивости.
– дети малой подвижности в детском саду составляют примерно одну четвертую часть. Объем двигательной активности у них невелик: от 2700 до 4500 шагов в день, а индивидуальные и сезонные проявления двигательной активности меньше, чем у детей средней и особенно высокой подвижности. Малоподвижные дети часто вяло, пассивны, быстро устают. В противовес подвижным детям, умеющим найти место для своих игр, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений.
Оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи двигательной деятельности детей при оптимальном двигательномрежиме осуществляются в различных формах: подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и небольшими группами, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений и физкультурные праздники. Основу для успешного овладения двигательными навыками ребёнок получает на систематической непосредственно образовательной деятельности по физическому воспитанию. Чтобы дать детям возможность упражняться и самостоятельно применять навыки в своей деятельности, в установленном режиме дня используются различные формы работы.
Помимо ежедневной утренней гимнастики и определённого числа непосредственно образовательной деятельности по физическому воспитанию в неделю, в течение дня обязательно предусматривается время для разнообразных подвижных игр, индивидуальных занятий и предоставляется возможность детям самостоятельно объединятся и играть или упражняться.
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой оптимального двигательного режима.
Источник
Семинар-практикум на тему:
«Двигательная активность
как средство полноценного развития детей»
Развитие двигательной активности ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.
В каждом маленьком ребенке,
И в мальчишке, и в девчонке,
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило,
Должен он скакать и прыгать,
Всё хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвется
Неизвестно отчего.
Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает интенсивную двигательную активность, свойственную детям дошкольного возраста.
Двигательная активность является естественной биологической потребностью детей, степень удовлетворения которой определяет последующее структурное и функциональное развитие их организма. Не случайно Е.А. Аркин считал значительную подвижность малыша «его естественной стихией».
Движения являются важной составной частью любого вида деятельности и многих психических процессов. Постоянный приток про-приоцептивной импульсации, которая возникает во время мускульной деятельности, всесторонне стимулирует развитие детей в физическом, сенсорном и интеллектуальном направлении.
Древнегреческие мудрецы говорили: “Хочешь быть умным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть здоровым – бегай”.
Оптимальная двигательная активность исполняет роль своеобразного регулятора роста и развития молодого организма, является необходимым условием для становления и усовершенствования ребенка как биологического существа и социального субъекта (Н.Т. Лебедева, А.А. Маркосян, И.В. Муравов и др.)., поэтому и был организован семинар-практикум на эту важную и актуальную тему.
Необходимый объем двигательной активности детей является решающей гарантией воспитания всесторонне развитого, здорового подрастающего поколения.
В детском саду педагогическая деятельность, направлена на приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.
Для того чтобы не возникал дефицит движения, установлен двигательный режим, в нем предусмотрены следующие режимные моменты:
-утренняя гимнастика и гимнастика при пробуждении;
-физкультурные и музыкальные занятия;
-прогулки на свежем воздухе;
-подвижные игры различной степени активности;
-физкультминутки и динамические паузы;
-самостоятельная двигательная деятельность.
И если подсчитать двигательную активность детей в течении дня, то получается:
-Утренняя гимнастика – от 5 до 10 мин.
-Двигательная деятельность между занятиями – от 7 до 10 мин.
-Физкультминутки – от 3 до 5 мин.
-Физкультурные занятия – от 15 до 30 мин.
-Оздоровительный бег – от 1 до 3 мин.
-Двигательная активность на первой прогулке – от 10 до 30 мин.
-Гигиеническая разминка после сна – от 10 до 15 мин.
-Вторая прогулка – от 10 до 20 мин.
-Самостоятельная двигательная деятельность – от 15 до 20 мин.
Итого: 7-8 часов в неделю.
Физиологи призывают не подавлять двигательную инициативу, а всячески поддерживать ребенка в стремлении быть активным и создавать условия для этого.
Каждый докладчик семинара поделился опытом в той или иной направленности по улучшению двигательной активности детей:
Кристал Н.В. рассказала о развитии двигательной активности детей раннего возраста.
ТурбылеваТ.В. и Гирушева Ю,Г.. напомнила о пользе подвижных игр, их видах и проиграла с педагогами игру с бегом, прыжками, метанием и народную игру.
Алекперова Н.В. поделилась опытом, какие динамические паузы любят дети её группы, их место и значение в режиме дня. предложила выучить несколько физминуток.
Кондратенко О. В. поделилась опытом организации самостоятельной двигательной деятельности детей.
Вульчина Е.Е. рассказала о нестандартном оборудовании для самостоятельной двигательной деятельности и подделалась опытом его использования.
Прослушав все доклады, выполнив все упражнения, педагоги сделали выводы, что все предложенные методики очень полезны в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья.
Источник
консультация для воспитателей
«Двигательная активность
как средство полноценного развития детей»
Развитие двигательной активности ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок трехлетнего возраста обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.
В каждом маленьком ребенке,
И в мальчишке, и в девчонке,
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило,
Должен он скакать и прыгать,
Всё хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвется
Неизвестно отчего.
Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает интенсивную двигательную активность, свойственную детям дошкольного возраста.
Говоря об огромном значении оптимального двигательного режима как средства полноценного развития детей, следует вспомнить, что физиологи считают движение врожденной потребностью организма. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем дошкольном возрасте, когда формируются основные системы и функции организма. Ученые-гигиенисты утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, потому что движение – преграда любой болезни. А древнегреческие мудрецы говорили: “Хочешь быть умным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть здоровым – бегай”. Двигательный же дефицит приводит к нарушениям сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем; снижает силу и работоспособность скелетной мускулатуры, слабость которой непременно вызовет изменение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития ловкости, быстроты, а также выносливости всего организма. Недостаток движения приводит к обменным нарушениям, избыточному отложению жира, как следствие всего – частые простуды, вялость, раздражительность.
Физиологи подсчитали, что дошкольник должен совершать как минимум 12 тысяч шагов в день, чтобы поддерживать себя в необходимой форме. Таким образом получается, что 50% времени бодрствования ребенок должен активно двигаться.
Здоровый образ жизни в детском саду предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.
Для того чтобы не возникал дефицит движения, мы используем следующие режимные моменты:
утренняя гимнастика и гимнастика при пробуждении;
физкультурные и музыкальные занятия;
прогулки на свежем воздухе;
продвижные игры различной степени активности;
физкультминутки и динамические паузы;
пальчиковые игры;
самостоятельная двигательная деятельность.
Летний период дает больше возможностей для развития двигательной активности ребенка во время прогулок на свежем воздухе. В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуется имеющиеся навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительное взаимодействие со сверстниками.
Утренняя прогулка – наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Они подбираются в зависимости от предшествующей работы в группе, их количество и время различны в течение недели. Так, в дни проведения физкультурных занятий в зале на прогулке организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение. В те дни, когда физкультурные занятия не проводятся, планируются подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движений. Содержание игр и физических упражнений на прогулке для детей должно предусматривать:
использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений требующих высокой координации движений;
соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;
применение разных способов организации дошкольников;
рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;
активизацию детской самостоятельности;
стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Организуя свою педагогическую деятельность, следует помнить: двигательная активность это биологическая потребность растущего организма. Не надо подавлять двигательную инициативу, а всячески поддерживать ребенка в стремлении быть активным и создавать условия для этого;
двигательная активность ребенка зависит от индивидуальных особенностей. Дети со средней активностью, как правило, не вызывают у взрослых беспокойства: их поведение уравновешено, они не переутомляются. Такой ребенок ходит, бегает, прыгает столько, сколько хочет. Другое дело – дети с повышенной активностью. Они не уравновешены, не могут контролировать свое поведение, быстро утомляются, не склонны к выполнению упражнений требующих точности, координации. Не следует резко прекращать их двигательную активность. Переход от динамического состояния к статическому должен быть постепенным. Малоактивные дети не склонны много бегать, предпочитают спокойные игры. У них медленнее формируются двигательные навыки. Им не хватает ловкости, выносливости, они избегают активных игр со сверстниками, вес их обычно выше нормы, а это вредно для здоровья. Поэтому так важно обогащать развивающую предметно-пространственную среду разнообразными, яркими и привлекательными игрушками, пособиями для развития двигательной активности таких детей и выделить для этих целей в групповой комнате.
Источник
Протокол
Педагогический совет № 2
от 6.11.2013 года Присутствовало: 9 человек
Форма проведения: с элементами практикума
Тема: «Двигательная активность – средство полноценного развития детей»
Цель: проанализировать двигательную деятельность детей, выявить недостатки в решении задачи организации двигательной активности и отметить положительный опыт, наметить перспективу и меры улучшения работы по физическому воспитанию.
План
1. Введение. Сообщение на тему «Физическая культура в детском саду».
2. Практикум по методике физического воспитания.
3. Итоги тематической проверки в группах по теме «Организация двигательной деятельности детей» и обсуждение их результатов.
ХОД ПЕДСОВЕТА
Часть первая
Вступительное слово заведующего
Заведующий Чернышова Т.Р. напоминает педагогическому коллективу образовательную задачу учебного года: овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Сообщение старшего воспитателя Свиридовой Н.С.
Содержание физического воспитания в нашем ДОУ включает:
- занятия, досуги, праздники;
- творческие недели ЗОЖ;
- прогулки два раза в день;
- прием детей и занятия на воздухе в теплый период года;
- утренняя гимнастика, гимнастика бодрствования;
- физминутки, зрительную гимнастику с помощью тренажера, самомассаж, режим динамических поз в структуре других занятий;
- психогимнастику;
- музыкально-ритмические занятия;
- самостоятельную двигательную деятельность детей.
Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей – одна из основных задач, стоящих перед воспитателями детского сада в плане физического воспитания. Что для этого необходимо?
Во-первых, специально созданные условия (материальная база – помещение, оборудование – и педагогическая работа: умение организовать двигательную активность детей, научить детей различным подвижным играм, физическим упражнениям и т.п., воспитать в них потребность в культурном движении).
Во-вторых, нужна система занятий, основанная на следующих принципах:
- непрерывность (с утра до вечера);
- добровольность (вызывать желание, а не принуждать);
- доступность упражнений;
- чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.
Все это формирует физическую культуру детей.
Часть вторая
Педагогический практикум по физической культуре
На время практикума педагоги разбиваются на две команды. Обеим командам предлагается записать на приготовленных листах бумаги задачи физического воспитания.
Работа организуется таким образом:
Первый этап: каждый педагог записывает задачи самостоятельно, потом советуется с соседом.
Второй этап: задание анализирует вся команда, внося необходимые коррективы.
Третий этап: команды, оставляя листы на месте, сами меняются местами и анализируют записи своих соперников.
Работа проводится в течение 15 минут. После этого следует проверка, в которой участвуют все педагоги. В результате совместной работы педагогами формулируются задачи физического воспитания.
Затем один из педагогов делает сообщение «О пальчиковой гимнастике и ее значении»:
«Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только благоприятно влияет на развитие речи, но и готовит руку к письму».
Командам предлагается вспомнить 2-3 пальчиковые игры и продемонстрировать их.
На следующем этапе практикума одна команда получает задание подготовить краткий конспект физкультурного занятия (монотипное) со скакалкой для старшей группы, другая группа готовит разработку по проведению занятия со скамейкой для средней группы. Обязательное условие: скакалок и скамеек в ходе занятия может использоваться любое количество. Время работы команд – 10-15 минут. Каждая команда представляет проект занятия, все участвуют в обсуждении, критике.
Критерии оценки конспекта:
1. Соблюдение временных параметров (общая продолжительность занятия, соотнесение времени проведения каждой части занятия и т.п.).
2. Соблюдение требуемой структуры занятия (наличие вводной, основной и заключительной частей).
3. Соблюдение принципа разнообразия движений.
4. Соблюдение требуемой последовательности упражнений.
Педагоги каждой команды показывают один-два варианта физкультминутки.
Контрольные вопросы командам по методике проведения физкультурных занятий:
- Каковы приемы обучения на физкультурных занятиях?
- Какие гигиенические требования должны выполняться при проведении физкультурных мероприятий?
- Чему в этой связи нужно научить детей?
Один из воспитателей делает сообщение на тему «О подвижных играх и их значении»:
«Большинство из взрослых знает о вреде пониженной двигательной активности для здоровья человека, а тем более детей. Целенаправленные эмоциональные физические нагрузки, наоборот, оказывают стимулирующее действие на организм, обеспечивают полноценное здоровье и развитие. А через подвижные игры можно осуществить это воздействие на ребенка при его активной помощи».
Задание командам: организовать и провести подвижную игру.
Старший воспитатель подытоживает работу в ходе практикума: «Лозунг “Движение – это жизнь” известен всем, и никто не решится его оспаривать. Именно двигательная активность помогает любому человеку дольше сохранить здоровье, поддерживать бодрость духа и хорошее настроение».
Часть третья
Итоги тематической проверки «Организация двигательной
деятельности детей» и их обсуждение
Решение педсовета:
1. Обогатить групповые физкультурные уголки оборудованием с целью развития двигательных навыков и регулирования двигательной активности детей.
2. Запланировать проведение Дня здоровья в детском саду.
3. Изучить на педагогическом семинаре новые методические разработки и вариативные программы по физическому воспитанию.
4. Провести анализ подготовленности детей старшей группы на начало и конец года.
Председатель _____________ /Чернышова Т.Р./
Секретарь _______________ /Федосова Е.И./
План
подготовки педагогического совета № 2 по теме:
«Двигательная активность – средство полноценного развития детей»
Дата проведения: 06.11.2013года
Время проведения: 13.00-15.00
Форма проведения: с элементами практикума.
№ п/п | Наименование работы | Методика | Дата | Ответственные |
Организационно-педагогическая работа | Консультация педагогам ДОУ «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 3-7 лет» | 22.09.2013г. | Свиридова Н.А. ст. воспитатель | |
Анализ рабочих программ и мероприятий по данной теме | Анализ материалов | до 01.10.2013г. | Чернышова Т.Р. – заведующий ДОУ Свиридова Н.А. ст. воспитатель | |
Оценка качества и условий осуществления физкультурно-оздоровительной работы | Анализ условий | до 01.11.2013 | Дурнова Е.Ю. – воспитатель подготовительной группы | |
Анализ развития образовательных услуг в соответствии с социальным заказом | Анализ материалов | до 01.11.13 | Свиридова Н.А. ст. воспитатель | |
Оценка уровня знаний, умений, навыков детей по познавательно-речевому развитию | Диагностические карты | 15.11.2013. | Насонова З.И. – воспитатель подготовительной группы | |
Работа с родителями | Проверка плана «Работа с родителями» | Свиридова Н.А. ст. воспитатель |
Источник