Двигательная активность и развитие мозга ребенка

Формирование человеческого мозга начинается в период внутриутробного развития. Пик активности этого процесса выпадает на первые 12 месяцев жизни. При этом важно понимать, что степень целостности личности зависит от выполнения ряда условий, сказывающихся на слаженности работы всех функций организма. Успешное развитие крохи требует от родителей максимума стараний. Приложенные на данном этапе усилия способствуют преобразованию ребенка в уверенного в своих силах человека, четко осознающего свои способности и имеющего богатый внутренний мир.

Составляющие головного мозга

Формирование головного мозга происходит в строго определенном порядке. На начальном этапе изменения затрагивают мозговой ствол, на завершающем – кору головного мозга.

Расположенный у основания черепа мозговой ствол отвечает за многие жизненно важные показатели, включая температуру кожных покровов и артериальное давление. В верхней его части находится средний мозг, контролирующий сон, аппетит и двигательную деятельность. Удержание равновесия и координация движений находятся в ведении мозжечка, спрятавшегося за мозговым стволом.

Память, приспосабливаемость и эмоции закреплены за лимбической системой, называемой центральной частью мозга.

Верхний слой, толщина которого колеблется в пределах 1,5-4,5 мм, именуется корой головного мозга. Благодаря ей осуществляется регулировка процесса принятия решений.

В числе выполняемых ею функций также значится контроль за столь важными для человека процессами, как речь и мышление. На мозговую кору приходится 80% нейронов мозга. На момент появления малыша на свет уровень развития этой части мозга оставляет желать лучшего. Ее усовершенствование зачастую продолжается и по окончании подросткового периода. Именно кора головного мозга демонстрирует наибольшую степень чувствительности к впечатлениям, выпадающим на долю ребенка.

Правда и вымысел

За истекшие десятилетия светила науки провели множество исследований, призванных раскрыть тайны развития человеческого мозга.

Благодаря их работе населению Земли стало известно о том, что активность мозга трехлетнего крохи вдвое превышает аналогичный показатель взрослого индивида. Также ученые доказали, что преобладающая часть клеток мозга формируется на этапе пребывания плода в чреве матери, а для младенчества и раннего детства характерно образование огромного количества связей.

Также удалось установить, что в моменты бесед с не умеющими разговаривать малышами закладывается основа владения языком, а обучение на стадии ранних критических периодов развития показывает наилучшие результаты благодаря легкости восприятия со стороны ребенка.

В наши дни многие врачи убеждены в том, что более всего дети нуждаются в заботе, любви и достаточном количестве новых впечатлений. С этой точки зрения приоритетность остается за совместными играми, пением, разговорами и чтением.

Как показывает практика, ни одна игрушка не способна восполнить недостаток живого общения. Не противоречит данному высказыванию и утверждение о бесценности опыта, приобретаемого в результате взаимодействия с окружающими людьми и средой. Эти факторы признаны наиболее полезными на этапе развития детского мозга.

В наши дни уже не говорят о полноценном развитии мозга на момент рождения. Столь сложная система работает иначе, нежели желудок или сердце.

Как оказалось, заложенный при зачатии геном не является единственным фактором, оказывающим влияние на развитие мозга. Перечень ложных утверждений пополнила и фраза о меньшей активности мозга малыша, делающего первые шаги, по сравнению с уровнем мозговой деятельности студента вуза. Помимо этого, был вдребезги разбит миф относительно необходимости специальной помощи и важности предоставления крохе конкретных обучающих игрушек с целью формирования мыслительных способностей. Также выяснилось, что ранее была недооценена важность бесед с младенцами, не имеющими собственного мнения относительно предмета проводимой с ними беседы.

Особенности развития детского головного мозга

Как уже было сказано, начальный этап формирования мозга выпадает на период пребывания плода в материнской утробе. В день разрыва физической связи с матерью, сопровождающийся перерезыванием пуповины, количество содержащихся в этом органе клеток достигает внушительной отметки в 100 миллиардов. Обособленное существование исключает наличие связей, активный процесс образования которых запускается после первого самостоятельного вздоха.

Наиболее весомая доля связей формируется на протяжении первых трех лет жизни. В дальнейшем существует вероятность разрыва некоторых из них. Степень их прочности зависит от количества внимания, заботы и любви, посвященных маленькому человечку. Именно эти элементы образуют ту необходимую базу, без которой невозможно полноценное развитие личности.

Количество дарованных нам природой нейронов примерно в 20 раз превышает численность населения Земли и в 10 раз опережает показатель количества звезд, входящих в столь крупную галактику, как Млечный путь.

Нейроны называют ядром мозга. Образующиеся между ними связи продолжают оставаться одной из наиболее интересных загадок человеческого организма. Накопленный на текущий момент опыт и свежие впечатления включают механизмы формирования так называемой мозговой схемы. О сложности сети, образующейся в результате взаимодействия отдельных клеток друг с другом, красноречивее всего свидетельствует тот факт, что каждый из крошечных элементов может поддерживать связь с 15000 своих собратьев.

На этапе развития мозга наиболее значим первый год жизни. Постоянно повторяющееся обращение по имени способствует формированию соединений таким образом, что малыш по истечении определенного времени начинает воспринимать это имя в качестве обращения, требующего ответной реакции. Создаваемые с огромной скоростью соединения закладывают фундамент наших привычек, воспоминаний, мыслей, разума и сознания.

В мозгу трехлетнего крохи сгенерировано приблизительно 1000 трлн. соединений. Взрослые, как ни странно, по этому показателю гораздо «беднее» (причем почти вдвое).

По достижении ребенком приблизительно одиннадцатилетнего возраста в мозгу запускается процесс избавления от ненужных связей. Окружающая среда и близкие родственники выступают в качестве стимулятора роста соединений и их дальнейшего упорядочивания. Структура обучения воспроизводит повторяющийся опыт. Не активирующиеся долгое время связи подлежат исключению. Существует теория, согласно которой единожды совершенные положительные или негативные поступки оказывают определенное влияние на развитие головного мозга.

Ежедневное использование связей в течение первых лет жизни преобразует их в постоянно действующие единицы. Повтор устойчивых словесных конструкций способствует распознаванию речи и укреплению языковых связей.

Этапы формирования мозга

Период развития головного мозга может быть разделен на несколько стадий:

  1. пребывание в утробе,
  2. этап младенчества,
  3. детские годы
  4. и юношество.

Любой из этих временных интервалов уникален. Успешное прохождение каждого из них невозможно без наличия определенных условий. Несоблюдение требований чревато возникновением серьезных проблем.

Младенчество принято разбивать на 2 периода. Более важным принято считать первый (критичный) период, приходящийся на 1-8 недели. Эти дни выделены для формирования зрительных функций. Нарушение нормы визуального воздействия в сторону ее уменьшения повышает вероятность слабого развития нервных клеток. Подобные осложнения могут преследовать человека до конца его жизненного пути.

Более продолжительный сензитивный период стартует с полугода и длится приблизительно до 24 месяцев. Для него характерно распознавание лиц, благосклонное отношение к знакомым и проявление настороженности к незнакомцам. На этом этапе формируется привязанность малыша к оберегающей его матери, излучающей тепло и любовь.

Кривая, воспроизводящая этапы формирования мозга, имеет волнообразную структуру. Характер линии отражает уровень отклика мозга на впечатления. Чем выше этот показатель, тем больше возможностей для развития мозга. Пики всплесков приходятся на различные временные интервалы, соответствующие наиболее продуктивным этапам развития мозга.

Благоприятные для обучения периоды называют «окнами возможностей». В эти дни прием и обработка информации осуществляются более интенсивно, нежели в периоды относительного затишья. Навыки в различных сферах деятельности человек оттачивает всю жизнь. Процесс обучения может быть прерван лишь смертью.

Наиболее плодотворный период развития мозга совпадает с первыми тремя годами жизни, распространяясь на раннее детство и отрочество. Именно этим объясняется легкость изучения детьми грамматики родного языка, с которым они контактируют каждый день. Обучение в более позднем возрасте оказывается менее эффективным за счет замедления темпов усвоения материала. Детям, воспользовавшимся возможностями в наиболее подходящие для получения знаний периоды, впоследствии гораздо легче влиться в коллектив и реализовать себя.

Периоды формирования навыков

Родители должны иметь представление о сроках проявления той или иной деятельности. Знания в этой сфере помогут определить уровень развития крохи. Сдвиг сроков предполагает обращение к врачу во избежание осложнений физического либо психического состояния малыша.

Продолжительный сон и отсутствие явной активности – норма для младенцев 1-8 недель. По истечении этого срока детям свойственны множественные улыбки и смех. В последующие несколько месяцев на смену поворотов головы приходят переворачивания. Четырехмесячные малыши вовсю преуспевают в этом умении и предпринимают попытки схватывания предметов, находящихся на расстоянии вытянутой руки. Девятимесячные крохи уже сидят с поддержкой, передвигаются ползком и делают первые шаги с помощью взрослых. Преобладающая часть годовалых сорванцов не только уверенно ходит, но и прытко бегает.

Забота о детях 0-12 месяцев предполагает не только кормление и одевание. Приветствуется активное вмешательство в жизнь малыша со стороны родителей. Ответственные матери начинают заботиться о ребенке уже в период беременности и включают в свой рацион блюда, богатые белками. Присутствуют в их меню и продукты питания, в состав которых входит кислота омега-3. Этот элемент способствует нормальному функционированию клеток мозга и формированию между ними полноценных связей.

О пользе грудного молока слагают легенды. Поставляемая матерью пища оберегает кроху от инфекций, развивает его иммунную систему и благоприятно отражается на активности головного мозга.

Недостаток любви и внимания гораздо страшнее его избытка. Отцам и матерям необходимо проводить время с ребенком, петь ему колыбельные, читать сказки и не пускать на самотек физическое развитие. Отличным подспорьем могут стать безопасные для малыша игрушки с приятной на ощупь поверхностью. На этапе выбора желательно отдавать предпочтение развивающим разновидностям.

Родители также могут играть с ребенком в мимические игры, варьируя интонацию и силу голоса. Наблюдающий за поведением взрослых малыш впоследствии сможет воспроизвести эмоции, соответствующие тому или иному выражению лица.

Чтение призвано отточить навыки слушания и развить способности распознавания эмоций, выраженных голосовыми колебаниями. Понимание материала при этом отходит на второй план. Отсутствие тренировок негативно сказывается и на стимулировании зрительных функций. Ребенок может учиться различать оттенки как в домашней обстановке, так и вне пределов квартиры или дома.

Одиночество пагубно для малыша. В период бодрствования он нуждается в обществе других людей. От выполнения данного условия зависит успешность общения в будущем. Беседа с ребенком не должна проходить на повышенных интонациях. Во время разговора желательно свести к минимуму воздействие отвлекающих внимание посторонних шумов. Общение должно проходить на позитивной ноте. От негатива желательно избавиться заранее.

Максимальное развитие физических и умственных возможностей гарантирует отсутствие трудностей на этапе адаптации в обществе. Планомерное развитие малышей наблюдается в семьях, окружающих детей вниманием, теплом и любовью. При этом крайне важно воспринимать кроху в качестве равного партнера, имеющего собственные потребности.

Слух и зрение

Способности в распознавании звуков и зрительных образов формируются до 4-5 лет. Важность развития зрения и слуха сложно переоценить, поскольку именно эти чувства помогают детям воспринимать действительность и контактировать с окружающими их людьми и предметами. На протяжении первых месяцев младенцы должны рассматривать движущиеся и неподвижные объекты различных цветов и форм. Благодаря этому мозг как бы учится смотреть. Столь же важно и многообразие звуков, широкий спектр которых способствует распознаванию и обработке информации. По окончании этих процессов в большинстве случаев должна возникать ответная реакция.

Языковые навыки

Речь формируется на протяжении первого десятилетия жизни. Наибольшая результативность наблюдается в течение первой половины этого срока. Невнятный лепет и попытки заговорить не должны оставаться без ответа.

Движение и физическое развитие

На протяжении первых 12 лет жизни дети демонстрируют физическую готовность к различным аспектам двигательного развития. Зачастую навыки ходьбы приобретаются гораздо раньше навыков мелкой моторики, к которым может быть отнесено собирание пазлов и конструктора, лепка или рисование. Несколько лет уходит на развитие координации (игра с мячом). Некоторые из приобретенных в раннем детстве навыков продолжают оттачиваться и в подростковом возрасте.

Эмоции и социализация

Идентичный период (12 лет) требуется для социального и эмоционального развития, выражающихся в проявлении доверия и сочувствия, а также восприятии других людей. Бурное развитие эмоций наблюдается в период 0-1,5 года, сопровождающийся формированием чувства привязанности к родителям.

Успешность полностью сформировавшейся личности зависит от правильности эмоционального восприятия. Полученное в раннем возрасте воспитание закладывает основы для оптимистического настроя, активной жизненной позиции, сочувствия и умения быть счастливым.

Для социального и эмоционального становления личности крайне важна поддержка родителей. Социальное развитие невозможно без самосознательности и умения взаимодействовать с другими членами общества. Их формирование может быть разделено на несколько стадий. К примеру, двухлетние малыши не осознают, каким образом и почему необходимо делиться игрушками. У детей, переступивших трехлетний порог, данный социальный навык более развит.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов. На этапе формирования детского мозга нельзя недооценивать силу ежедневного опыта, наследственности, полноценности рациона, а также физической активности и проявления чуткости со стороны родителей. Мозг малыша склонен к развитию, невозможному без получения раннего опыта, накапливаемого с помощью осязания, зрения, обоняния, слуха и вкуса.

Перечисленные чувства способствуют построению полноценных связей. Ранние впечатления способствуют процессу обучения за счет соединения нервных цепей мозга.

Собранные по образцам схемы помогают новорожденному ощущать присутствие матери, узнавать голос отца или любимую игрушку и т.д. Заимствованные из окружающей действительности наброски впоследствии подлежат усовершенствованию и оттачиванию. Благодаря этому укрепляется связь между отдельно взятыми клетками мозга.

Источник

Развитие интеллекта дошкольника

через развитие его двигательной активности.

Человеческий мозг – великолепная штука. Он работает до той самой минуты,

пока ты встаешь, чтобы произнести речь”. /Марк Твен/

В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку ежедневно приходилось пробегать и проходить десяти километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать. Так выделились четыре основных жизненно важных движения, каждое из которых имело свое значение: бег и ходьба – для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье – для преодоления препятствий. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования человека – выживал тот, кто лучше других владел ими.

Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей. А ведь все способности человека являются продуктом деятельности коры его головного мозга. Около 60% сигналов поступает в мозг от мышц человека. Уже в 50-е годы было доказано, что мозг – это мышца и её надо тренировать.

Увеличение коэффициента интеллекта происходит на разных этапах жизненного пути человека. Американский ученый Глен Доманн доказал, что особенно важны ранние воздействия для развития интеллекта. Ребенок рождается с «голыми» полушариями. Нейронные связи в коре головного мозга (интеллект) начинают формироваться с момента рождения ребенка и наиболее интенсивно они развиваются от рождения до 2,5 лет.

20% будущего интеллекта ребенка приобретается к концу первого года жизни, 50% – к 3 годам, 80% – к 8 годам, 92% – к 13 годам.

Чем младше ребенок, тем быстрее и больше образуется нейронных связей.

По мнению психологов: маленький ребенок познаёт мир через деятельность. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях.

Безусловно, прав Г. Доманн, утверждая, что в истории человечества нет более любознательных исследователей, чем дети. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движение, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития ребенка. Занимаясь изучением развития мозга и его функций, Г. Доманн объективно доказал, что при любом двигательном тренинге упражняются и руки, и мозг. Самое важное и удивительное состоит в том, что чем раньше ребенок начинает двигаться и чем больше он двигается, тем быстрее растет и развиваться его мозг. Чем более физически совершенным он станет, тем сильнее разовьется его мозг, выше будет его двигательный интеллект, а соответственно и умственный интеллект!

Врач и педагог В.В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.

По мнению профессора Е.А. Аркина – интеллект, чувства, эмоции возбуждаются в жизни движениями. Он рекомендовал предоставить возможность детям двигаться как в повседневной жизни, так и на занятиях.

Многими исследователями установлено, что:

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым.

Пусть он бегает, работает, действует –

пусть он находится в постоянном движении».

Ж. -Ж. Руссо

Академик Н.Н. Амосов назвал движения «первичным стимулом» для ума ребёнка. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Он доказал экспериментально, что от развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Неразвитость моторной сферы ребёнка затрудняет его общение с другими людьми, лишает его уверенности.

Разнообразные движения, особенно если они связаны с работой рук, оказывают положительное влияние на развитие речи.

Ребёнок 21 века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией.

В результате чего внутренние органы в своём развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.

Исследования Н. М. Щеловановой и М. Ю. Кистяковской показывают что:

чем разнообразнее движения, которые выполняет ребенок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в его мозг, а всё это способствует более интенсивному интеллектуальному развитию малыша.

Для повышения интеллектуальной активности необходимо использовать физические нагрузки систематически. Они улучшают протекание мыслительных процессов, увеличивают объем памяти, развивают умение переключаться с одной деятельности на другую, фокусировать внимание.

Необходимо подчеркнуть, что приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, может быть достигнуто только при целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме.

Самый высокий коэффициент интеллекта был выявлен у детей, занимающихся физическими упражнениями 4-5 часов в неделю.

Нельзя развивать детскую способность двигаться без того, чтобы в той или иной степени не развивать зрительные, мануальные, слуховые, тактильные и языковые навыки.

Существует шесть функций, благодаря которым человек выделяется среди всех других созданий. Все они – продукт коры головного мозга.

Три из этих функций по своей природе являются моторными и полностью зависят от трех других – сенсорных. Шесть человеческих функций отличны одна от другой. Однако, они полностью взаимосвязаны. Чем лучше развиты эти навыки, тем больше успехов у детей.

  1. Двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки).
  2. Языковых навыков (разговор).
  3. Мануальных навыков (письмо).
  4. Визуальных навыков (чтение и наблюдение).
  5. Слуховых навыков (прослушивание и понимание).
  6. Тактильных навыков (ощущение и понимание).

Чем более развиты физически дети, тем выше их уровень общего развития, включая и интеллектуальное. Но стоит отметить, что более 60% детей физически малоактивны.

В связи с этим возникает необходимость совершенствования двигательного опыта детей, который будет способствовать максимальному развитию каждого ребёнка, мобилизации его активности и самостоятельности.

В зависимости от степени подвижности детей можно распределить на три основных подгруппы: высокая, средняя, низкая подвижность.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего дня. Движения их обычно уверенные, чёткие, целенаправленные, осознанные. Они любознательные, рассудительные.

Дети высокой подвижности отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. По моим наблюдениям из-за чрезмерной подвижности эти дети не успевают вникнуть в суть деятельности, в результате чего у них отмечается «малая степень её осознанности». Из видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умений заниматься более или менее спокойными видами движений.

Дети малой подвижности часто вялы, пассивны, быстро устают. Объём двигательной активности у них невелик. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. У малоподвижных детей необходимо воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделять развитию двигательных умений и навыков.

Движение, даже самое простое, дает пищу для детской фантазии, развивает творчество. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой через движения тела дети учатся выражать свои эмоции.

Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные игры, физкультурные развлечения, которые всегда интересны детям. Они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач.

Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях.

В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирование его практических двигательных навыков. А значит, обучение движениям оказывают целенаправленное влияние на внутренний мир ребенка, его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества.

Физический интеллект (или телесное мышление) – это работа мозгового комплекса, под контролем которого находится любая физическая деятельность, как внешняя, так и внутренняя.

Ученые выяснили, что сознанию человека необходимо около 0,4 сек. для того, чтобы зафиксировать новое явление. Тогда как тело может дать оценку ситуации и среагировать за 0,1 сек. Таким образом, если уделять должное внимание развитию физического интеллекта, то можно обрести некоторые способности:

1. Способность быстро ориентироваться в непредвиденных ситуациях.

2. Способность к овладению физическими навыками, причем, почти не совершая ошибок.

3. Выносливость и способность работать дольше, быстро переключать и фокусировать свое внимание с одного действия на другое.

4. Возможность легко перенести стрессовую ситуацию или заболевание.

5. Развить и использовать язык тела, который передает большую часть информации в общении.

6. Увеличить продуктивность любой деятельности без особых энергетических затрат.

Таким образом, можно вывести такую формулу:

Движение + Движения = Основа основ

Фундамент настоящего и будущего здоровья детей,

их гармонического физического развития

Важнейшие условие и средство общего развития ребенка, формирование его интеллекта и психики, способностей, жизненной активности

Физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания

Специальными экспериментами было доказано, что ограничение свободы действия детей, выраженное в самых разных формах – ограничении двигательной активности или в постоянных “нельзя”, “не лезь туда”, “не тронь”, – способно серьезно помешать развитию детской любознательности, ведь все это сдерживает порывы ребенка к исследованиям и, следовательно, ограничивает возможность самостоятельного, творческого изучения и осмысления происходящего. Это запрет на развитие всех мыслительных процессов!

Р.S. Для родителей: Тест на определение уровня развития физического интеллекта

(автор Джейн Стайн).

Описание

Баллы

Вы быстрее обучаетесь чему-либо, если держите в руках инструмент или прибор, и пытаетесь сделать что-то самостоятельно, чем в том случае, когда кто-то вами руководит

1

Вы частый посетитель спортзалов, регулярно выполняете комплекс физических упражнений

1

Постоянно полагаетесь на собственное внутреннее чутье, которое ведет к правильным решениям

1

Легко можете сымитировать движения и манеры другого человека

1

Испытываете чувство неудовлетворенности, если находитесь в бездействии или выполняете однообразные движения

1

По профессии вы хирург или плотник, инженер-механик и т.п. (профессия, где особенно важен физический интеллект)

1

Получаете удовольствие от работ по дому

1

Смотрите передачи спортивных каналов, отдаете предпочтение спортивным программам

1

Все ваши лучшие идеи пришли к вам в тот момент, когда вы были на прогулке, совершали пробежку, занимались приготовлением пищи

1

При общении с окружающими жестикулируете

1

Обожаете разыгрывать друзей и знакомых

1

Выходные проводите на природе

1

Вам присущи признаки гиперактивности

1

В свободное время любите играть в спортивные игры

1

Можете похвалиться физической грацией и хорошей координацией движений

1

Итоги

Оценка результатов:

1-4 – физический интеллект, к сожалению, недоразвит.

5-8 – не все потеряно, просто вашему физическому интеллекту нужна хорошая встряска.

9-13 – уровень развития физического интеллекта выше среднего.

14-16 – вы обладаете высоким уровнем развития физического интеллекта.

Необходимо отметить, что мозг должен не только работать, но и научиться более глубоко отдыхать. Отключиться на 1-5 минут – сбросить ненужную информацию, переключиться также помогут физические упражнения.

Это, конечно, может показаться парадоксальным: чтобы полноценно отдохнуть, нужно заниматься физическими упражнениями! Но для психологов это не новость – давно проверено, что полноценного расслабления мышц можно добиться как раз после сильного их напряжения, на этом основаны многие методы психотерапии. Например, Метод «Ключ» Х. Алиева – Синхрогимнастика «Разблокируй свои способности, найди себя!»

«Ключ» – это управляемое идеомоторное действие, автоматически снимающее стресс. «КЛЮЧОМ» можно :

-быстро входить в состояние глубокой релаксации и покоя, расслабления;

-повысить стрессоустойчивость;

-повысить иммунную защиту, активизировать процессы самовосстановления.

«Ключ» помогает:

– значительно ускорить процесс излечения любого болезненного состояния, особенно психосоматических состояний;

– освободиться от страха, комплексов и стереотипов мышления, ограничивающих свободу творчества;

– обрести уверенность;

– быстро концентрироваться;

– раскрыть потенциал творческих способностей;

– многократно усилить эффективность любого обучения и тренировки.

Преимущества метода:

Скорость – результат можно получить на первом занятие.

Доступность – овладеть техникой может даже ребенок.

Диапозон практического применения – метод может быть использован для лечения, расслабления, развития памяти, раскрытия скрытых способностей, интуиции и многого другого.

Ключ» позволяет человеку установить взаимосвязь разума и тела.

Тренирует способность сосредотачиваться.

Упражнения «Ключа»:

Представить, что руки сами поднимаются.

  1. «Лыжник»
  2. «Скрутка» – повороты влево-вправо, стоя
  3. «Прогибание назад»
  4. «Махи руками»
  5. «Хлёст» – удары руками по плечам.

Эффективность метода «Ключ» доказана исследованиями, которые проводились с 2002 по 2007 гг. ГНИИИ ВМ МО РФ

1) Психофизиологические показатели.

• Индекс физического состояния, характеризующий готовность к выполнению физической нагрузки, повысился в среднем на 53%.

• Продолжительность непрерывной напряженной монотонной деятельности увеличилась в среднем в 2,5-3 раза.

• Показатели утомляемости: способности писать без ошибок появлялись через 8-13 минут.

• Интегральный показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы улучшился в среднем на 12%.

Вместе с этим улучшение физической работоспособности, понижение утомляемости и более легкое выполнение физических действий, без обычного напряжения, снижение отвлекаемости.

Улучшение по шкалам составило соответственно:

– по шкале «самочувствие» (в интегративной форме отражает функциональное состояние организма) – 18%;

– по шкале «активность» (отражает актуальный энергетический потенциал) – 18%;

– по шкале «настроение» (отражает эмоциональное отношение к внутренним и внешним условиям жизнедеятельности) – 20%.

2) Психологические показатели.

Уровень ситуационной тревоги достоверно снижался на 55%.

В динамике состояний, возникающих после прохождения курса антистрессовой подготовки, выявлено:

• нормализация настроения;

• снижение тревоги;

• отсутствие выраженной эмоциональной реакции на ситуации, волновавшие ранее,

• повышение активности и работоспособности;

• нормализация сна

• стабилизация самооценки, повышение уверенности в себе;

• уравновешенность, (уменьшение раздражительности, выраженное состояние «спокойствия»).

«Звезда саморегуляции»

1. Расхождение рук.

2. Схождение рук.

3. Левитация рук.

4. Полет.

5. Автоколебания тела.

6. Движения головой.

Упражнение «Сканирование» для раскрепощения:

1) 30 секунд – любые повторяемые повороты головой в приятном ритме.

2) 30 секунд – любые повторяемые движения на уровне плеч в приятном ритме.

3) 30 секунд – любые повторяемые движения «от бедра» в приятном ритме.

4) 30 секунд – любые повторяемые движения на уровне ног в приятном ритме.

5) Повторить найденное раскрепощающее движение еще раз.

Источник