Двенадцатый месяц ребенку развитие и питание и режим дня

Двенадцатый месяц ребенку развитие и питание и режим дня thumbnail

Ребенку годик – первая знаменательная дата в жизни ребенка, без празднования которой не обходится ни одна семья. Для одних малышей это событие не влечет за собой никаких перемен, касающихся изменения привычного распорядка дня, для других переход в новую возрастную категорию сопряжен с перестройкой режима дневного отдыха и графика кормления.

rebenku 1 god rezhim dnia

Таблица с распорядком дня для ребенка на 12 месяце жизни

  • 6:00-6:30 Проснувшегося малыша кормят грудью или дают молочную смесь.
  • 6:30-10:00 Череда привычных утренних процедур: умывание, чистка зубов, прием воздушных ванн и комплекс утренней гимнастики.
  • 10:00-10:30 Порция кашки, заправленной капелькой сливочного масла, придаст малышу сил и поднимет настроение.
  • 10:30-12:00 Первый период дневного сна.
  • 12:00-14:00 Отдохнувший малыш отправляется на прогулку.
  • 14:00-14:30 Пора пообедать.
  • 14:30-15:30 Самый удачный момент для интеллектуальной и творческой деятельности: чтения детских книг, лепки и рисования.
  • 15:30-17:00 Второй период дневного сна.
  • 17:00-18:00 Время для подвижных игр и физкультурных занятий: хорошо отдохнувший малыш полон сил и энергии.
  • 18:00-18:30 Плотный ужин восстановит запас калорий, потраченных в процессе активной физической деятельности.
  • 18:30-20:30 Подкрепившийся ребенок собирается на прогулку вместе с самыми близкими людьми.
  • 20:30-22:00 Общение с членами семьи продолжается: наступает пора развивающих игр, в ходе которых активно развивается интеллект и моторика мелких мышц. Примерно в середине этого временного промежутка можно выкроить четверть часа для купания малыша.
  • 22:00-22:30 Вечерний перекус, предшествующий укладыванию крохи.
  • 22:30-6:00 Пора ночных сновидений.

Данный распорядок дня, в неизменном виде сохраняющий последовательность и продолжительность всех режимных моментов предыдущего месяца, подходит только для тех малышей, которые по-прежнему нуждаются в двух периодах дневного отдыха.

Однако среди годовичков есть малыши, нервная система которых окрепла настолько, что частый отдых для ее восстановления больше не нужен. Для таких детей необходим новый режим, предусматривающий только один период дневного сна.

Сон

Распорядок дня, регламентирующий жизнь годовалого ребенка, может содержать один из двух вариантов режима сна:

  1. Первый, ставший привычным для ребенка, подчинявшегося ему на протяжении двух последних месяцев, предусматривает двухфазный дневной сон, состоящий из двух 1,5-часовых периодов. Малыши, нуждающиеся в таком режиме сна, способны сохранять бодрость на протяжении четырех часов. Время вечернего отбоя для них наступает в 22 часа. При этом варианте дневного отдыха в распорядок дня прекрасно вписываются две продолжительные прогулки и пятиразовое кормление.
  2. Второй вариант, предусматривающий только один продолжительный период дневного сна, требует радикальной перестройки всего распорядка дня. Крохи, для которых комфортен такой график отдыха, демонстрируют характерные черты, свойственные темпераменту «сов»: они пробуждаются не ранее семи (а порой и восьми) часов утра. «Тихий час» (длящийся не менее 2-3 часов) для них придется устраивать ближе к 13:00. Поскольку закончится он не ранее 16:00, ни о каком пятикратном кормлении не может быть и речи: малыша удастся покормить лишь четыре раза. Такой распорядок дня обладает двумя важными преимуществами: он приближен к условиям содержания малышей в дошкольном учреждении, поэтому адаптация крохи, пошедшего в детский сад, пройдет безо всяких проблем (адаптация ребенка в детскому саду). Второй плюс состоит в том, что у родителей малыша, отправляющегося на ночной отдых в 21:00, появляется возможность уделить друг другу чуть больше времени.

[sc:rsa ]

Какой график сна подходит малышу в 1 год, родители решают, наблюдая за его поведением. Показанием к переходу на одноразовый дневной сон является совокупность следующих проявлений:

  • Несмотря на то, что наступило время первого дневного сна, малыш продолжает оставаться бодрым и энергичным. Не проявляя ни малейших признаков сонливости, он готов играть или заниматься с мамой;
  • Попытки укладывания в кроватку вызывают сильный протест крохи;
  • Процесс дневного укладывания затягивается настолько, что приводит к значительному смещению во времени всех режимных моментов.

Если такое поведение повторяется изо дня в день, можно постепенно изменить привычный распорядок дня, предоставив малышу возможность однократного, но более продолжительного дневного отдыха. Разумеется, ни о каком насилии со стороны взрослых не должно быть и речи.

Кормление

График питания двенадцатимесячного ребенка полностью зависит от того, сколько раз он отдыхает в течение дня.

  • При двухфазном режиме дневного сна кроху кормят пять раз. Если у мамы все еще есть грудное молоко, оно отлично подойдет как для первого завтрака, так и для вечернего кормления малыша перед укладыванием его на ночь (искусственника можно покормить молочной смесью).

Во время второго завтрака, обеда и ужина годовичок получает еду с общего стола. Его рацион состоит из каш, супов, отварных и тушеных овощей, мясных и рыбных блюд. Ни в каком дополнительном протирании пищи ребенок этого возраста не нуждается. Рыбу и мясо, предназначенные для питания малыша (если они не подаются в виде тефтелей и котлет), можно нарезать мелкими кусочками: это необходимо для развития жевательного рефлекса и формирования правильного прикуса.

Список продуктов, противопоказанных маленькому ребенку, остается тем же: на его столе не должно быть острой, пряной и жареной пищи, цитрусовых, шоколада, орехов, копченостей, консервов, колбасных и кондитерских изделий. Вместо фабричных сладостей (конфет, пирожных и жирного печенья), которыми так хочется побаловать любимого малыша, лучше дать ему свежие ягоды и фрукты или добавить их в готовые блюда.

таблица прикорма воз таблица прикорма воз

  • Если режим сна предусматривает однократный продолжительный отдых, питание малыша становится четырехразовым. Сокращение количества кормлений не означает, что следует увеличить объем пищи, предлагаемой ребенку. За одно кормление он должен съесть не более 250 мл полезных для него продуктов.

При таком режиме кормления кроха приступает к завтраку не тотчас после пробуждения, а после умывания, чистки зубов и выполнения утренней гимнастики. Это должно произойти не ранее 8:30. Четыре часа спустя – в 12:30 – ребенка кормят обедом, состоящим из любых супов (овощных, мясных или рыбных), паровых котлеток с овощным пюре (из брокколи, цветной капусты, картофеля или моркови), сока или компота.

Дважды в неделю малышу дают рыбу и два раза в месяц – блюда из говяжьей печени. После продолжительного дневного сна – в 16:30 – наступает пора полдника. Поскольку при таком варианте питания кроха поужинает раньше, чем истекут четыре часа, во время полуденного перекуса ему подают более легкие блюда: детский творожок, запеканку или сырники, пюре из фруктов и любимый сок.

В 19:00 можно покормить годовичка молочной кашкой или овощным пюре; изредка дается приготовленный на пару омлет или вареное яйцо. Завершить ужин можно некрепким чаем, компотом или фруктовым соком.

Физические нагрузки

Ребенок 12-месячного возраста нуждается в постоянном наращивании и укреплении мышечной массы. Делать это можно в ходе выполнения утренней гимнастики и домашних физкультурных занятий. Комплексы обязательно должны включать:

  • ходьбу по различным (прямым, наклонным, ровным и бугристым) поверхностям;
  • упражнения с подвешиванием малыша на кольцах или турнике;
  • всевозможные приседания (с поддержкой за ручки и без нее);
  • все виды ползания;
  • наклоны;
  • упражнения с проползанием через обруч и под препятствием;
  • упражнения на укрепление брюшного пресса;
  • бросание мяча;
  • круговое вращение конечностей;
  • закрепление навыков безопасного слезания со стула, кровати или дивана.

Заниматься гимнастикой следует только в хорошо проветренной комнате и при открытой форточке (разумеется, не допуская возникновения сквозняков). Чтобы физкультурные занятия доставляли удовольствие малышу, проводить их можно под веселую ритмичную музыку.

Ребенок годовалого возраста перестает нуждаться в выполнении общеукрепляющего массажа: благодаря активному и постоянному движению его мышцы начинают развиваться без посторонних внешних усилий (единственным исключением является специальное предписание врача). Очень полезны для него неспешные прогулки на довольно длинные дистанции. Многие мамы записываются вместе с крохой в школу развития и занимаются под контролем квалифицированных специалистов.

Гигиена

1 год – это возраст, когда малыш начинает понимать, что чистка зубов, умывание лица и мытье рук перед едой являются процедурами, которые необходимо выполнять каждый день. Именно с этого возраста необходимо формировать у него гигиенические навыки, которые со временем превратятся в полезную привычку.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: 12 эффективных способов приучить ребенка чистить зубы

Ежедневные купания крохи теперь не обязательны; если же отказываться от ритуала его ежевечернего купания мама не собирается, необходимо после приема ванны смазать нежную детскую кожу специальным маслом или кремом. Отличным увлажняющим действием обладают соли с минералами и экстрактами лекарственных трав, добавленные в детскую ванночку.

Закаленных малышей купают в воде, температура которой не превышает двадцати девяти градусов (для остальных ребятишек это значение составляет не менее тридцати четырех градусов), а обливают более прохладной (на пару градусов) водичкой.

Развивающие занятия

rebenku 1 god razvivaiushchie igry`

Арсенал развивающих игрушек для годовичка достаточно широк. У малыша должны быть:

  • наборы разных кубиков (деревянных, мягких или пластмассовых);
  • матрешки;
  • всевозможные пирамидки (из колец, шариков, полых колпачков);
  • детские музыкальные инструменты (барабан, пианино на батарейках, металлофон);
  • игрушки-сортеры (с фигурными прорезями на крышке и набором соответствующих им вкладышей);
  • сенсорные коврики (имеющиеся на них шнурки, застежки, кнопки, липучки способствуют развитию мелкой моторики);
  • игровые центры;
  • пазлы (из 2-4 деталей);
  • резиновые игрушки, изображающие птичек и животных;
  • лото для маленьких;
  • каталки (на веревочке или с длинной ручкой);
  • большие и маленькие мячи.

Читаем также: сколько игрушек нужно ребенку? Какие игрушки нужны детям разного возраста?

Развивающие игры с ребенком 12 месяцев становятся все более сложными и интересными:

  1. Для развития мелкой моторики очень полезны пальчиковые игры: «Пальчик-мальчик», «Сорока-ворона», «Ладушки».
  2. Научив малыша правильно складывать матрешку, мама будет способствовать развитию его глазомера и логического мышления.
  3. Рассматривая с крохой картинки в книжке, можно поиграть в игру «Найди и покажи». Сначала необходимо показать малышу, где нарисованы глазки у кошечки (куклы, собачки), а затем попросить его найти их самостоятельно. Эту игру можно проводить до бесконечности, придумывая все новые задания.
  4. Включив ритмичную музыку и двигаясь под нее вместе с ребенком, мама будет способствовать развитию у него слуха и чувства ритма.
  5. Можно научить кроху извлекать звуки из детских музыкальных инструментов (барабана, бубна, металлофона, дудочки). Простейшие инструменты можно сделать своими руками, насыпав в небольшие пластиковые бутылочки горох, крупу или пуговицы.
  6. Импровизированная «песочница», устроенная из тазика, наполненного увлажненной солью, позволит малышу делать красивые куличики. Эта игра развивает моторику мелких мышц, глазомер и усидчивость.
  7. Для развития мелкой моторики и эстетического восприятия действительности очень полезны занятия рисованием. Годовички с удовольствием рисуют красками, фломастерами и восковыми мелками. Перед таким занятием необходимо надеть на малыша одежду, которую не жалко испачкать и постоянно находиться рядом с ним. Стол, за которым сидит ребенок, лучше накрыть газетой.

Читаем также: 10 игр, приносящих радость вашему малышу

Соблюдение режима дня для ребенка в 1 год делает малыша более дисциплинированным, послушным и здоровым. Ребенок, приученный к порядку, сможет быстрее адаптироваться к новым для него условиям детского дошкольного учреждения.

Читаем также: развитие ребенка в 1 год | что умеет ребенок в 1 год – навыки

← режим дня в 11 месяцев

Видео минутка

***

Источник

Режим дня годовалого ребенка практически не отличается от установившегося в последние 2-3 месяца распорядка. Изменяется только поведение малыша, он продолжает становиться активным, его двигательные навыки совершенствуются. Кроха понимает, что вы ему говорите и пытается отвечать вам.

Примерный режим дня ребенка в 1 год

6:00-6:30пробуждение, кормление
6:30-10:00бодрствование
10:00-10:30кормление
10:30-12:00сон
12:00-14:00бодрствование
14:00-14:30кормление
14:30-15:30бодрствование
15:30-17:00сон
17:00-18:00бодрствование
18:00-18:30кормление
18:30-22:00бодрствование, купание за час до сна
22:00-22:30кормление
22:30-6:00сон

У некоторых детей на этом этапе может произойти существенный сдвиг в режиме сна. Если ваш ребенок раньше сверстников перешел на двухфазный отдых днем, то сейчас вы можете заметить у него признаки того, что пора переходить на однократный сон в светлое время суток.

Но все же большинству детей по-прежнему требуется два эпизода сна днем. Ваши активные ежедневные занятия с ребенком 1 года приводят к тому, что организм довольно быстро устает от физических и интеллектуальных нагрузок, поэтому малышу необходимо дважды отдыхать.

Если режим нарушается не из-за болезни малыша, то вам следует незамедлительно его корректировать. Строгий распорядок сна и кормления дисциплинирует ребенка и выработает у него привычку следовать определенному графику, подготовив его к садику, школе и взрослой жизни.

Питание

Рацион питания ребенка продолжает пополняться новыми продуктами и блюдами. Еда для малыша должна все еще носить диетический характер, недопустимо давать крохе копченое, сладкое или жареное. Вам следует готовить пищу для годовалого ребенка на пару, а также запекать, тушить или варить.

У большинства кормящих матерей при строгом следовании режиму кормлений из-за редких прикладываний к груди дитя снижаются объемы лактации. Если вы не использовали грудь как успокоительное средство для младенца, то долгое время питавшийся прикормом по часам малыш уже и сам готов отказаться от сосания.

  1. Режим питания годовалого малыша остается пятикратным.
  2. Ранним утром или до сна вы можете кормить ребенка грудным молоком или смесью.
  3. В вечернее кормление можно вместо молока или смеси поить годовалого ребенка детским кефиром. Этот продукт очень сытный, что обеспечит крохе крепкий сон. Кроме того, бактерии, живущие в кисломолочной среде, очень полезны кишечнику дитя.
  4. Если ребенок перешел на однократный дневной сон, вам следует пересмотреть режим кормления и перевести кроху на четырехразовое питание. В этом случае не нужно пытаться «распределить» прежнее меню по 4 эпизодам принятия пищи, разовый объем кормления все еще должен составлять 250 мл/гр. При переходе на четырехразовое питание вы просто уберете из распорядка утреннее кормление молоком, и сразу начнете день с каши.
  5. Покупайте для питания ребенка только детские продукты – печенье, кефир и творожок, поскольку такие товары предназначены именно для малышей. У них пониженная кислотность, они не содержат сахара и обогащены витаминами и минеральными комплексами.
  6. Если вы сажаете годовалого ребенка за общий стол и питаетесь вместе со всеми членами семьи, недопустимо, чтобы малыш тянулся к продуктам, предназначенным для взрослых. Консервы, сосиски, грибы и пряности могут вызвать серьезное пищеварительное расстройство.
  7. Продукты для питания крохи следует резать на мелкие кусочки, так вы будете продолжать приучать ребенка жевать.

Сон

У одногодовалого ребенка ночной сон длится порядка 10 часов, которые он вполне способен провести без кормлений. Детский кефирчик, который малыш выпивает вечером перед отдыхом, хорошо насыщает его, и дитя не должен испытывать голод до утра.

Как уже говорилось, у некоторых детей к году может произойти режимный сдвиг, касающийся дневного сна. Одни малыша продолжать спать дважды в день, другие переходят на однократный послеобеденный сон.

При двухфазном режиме дневной сон длится по полтора часа, при переходе на однократный – три часа. В первом случае кроха будет бодрствовать 3,5-4 часа, во втором вы вынужденно перестроите весь распорядок дня.

Если годовалый малыш перешел на однократный дневной сон, ваш распорядок будет выглядеть следующим образом:

  1. Пробуждение будет происходить позже, ребенок будет вставать утром в 7-8 часов.
  2. Дневной сон будет приходиться на послеобеденный период, примерно с 13.00 до 16.00.
  3. Купание и последнее кормление до сна сместятся на 20.00, а в 21.00 годовалый ребенок должен ложиться спать.

Не нужно переходить на однократный дневной сон, пока сам ребенок своим поведением не покажет вам, что он к этому готов. Такой режим, безусловно, удобен для родителей: утром они высыпаются, а вечером, наконец, могут посвятить больше времени друг другу. Но если ребенок не готов физически и психологически, пусть продолжает спать два раза. Дневной отдых очень важен для организма детей и делает их спокойней и жизнерадостней.

Прогулки

Продолжайте гулять с малышом дважды в день, стремясь больше времени проводить на детских площадках. Годовалый ребенок уже готов общаться со сверстниками, а вы должны направлять его и учить, как себя следует правильно вести с другими детьми.

  1. Гулять необязательно только в коляске. Детей приводят в восторг зимние катания на санках или снегоходе, а летом – на велосипеде.
  2. Позволяйте малышу активно изучать окружающий мир. Пусть он трогает травку, срывает листочки, бросается снегом или собирает яркую осеннюю листву. Но при этом вы должны уже воспитывать его, объясняя, что нельзя рвать цветы с клумб, выбрасывать фантики и т.д.
  3. Сейчас идет активная социализация малыша, сопряженная с обидами и капризами. Терпеливо объясняйте ребенку, что брать чужое без спроса нельзя, что обязательно нужно делиться своим, если об этом попросили. Твердо пресекайте попытки своего дитя обидеть других детей.
  4. Если дитя еще не готово к общению со сверстниками, приучайте его к общению с ними постепенно. Можете устроиться с малышом в углу площадки, наблюдая за другими детьми и рассказывая, чем они занимаются. Важно дать крохе позитивный настрой на общение со сверстниками. Попробуйте «подружиться» с одним малышом и гуляйте вместе некоторое время. Постепенно ваш ребенок привыкнет к компании и будет готов к играм с детьми на площадке.

Гигиена

  1. Годовалый ребенок переживает возрастной кризис и стремится делать все самостоятельно. Любые ваши попытки причесать или умыть его могут завершиться капризами. В таком случае позвольте дитя совершать гигиенические процедуры самому, а если он что-то не доделал, мягко попросите разрешения помочь и исправить.
  2. Не забывайте отправляться с ребенком в ванную после прогулки и перед едой, чтобы помыть там ручки. Гигиенические процедуры важны и для неаккуратных детей после питания.
  3. Вечерние купания до сна уже можно проводить через день. Чтобы не ломать голову, чем занять годовалого ребенка дома в ванной, позвольте ему самому выбрать те игрушки, которые он возьмет для игр в воде.
  4. Продолжайте закаливания крохи, обдавая его прохладной водичкой после купания.

Гимнастика и массаж

Гимнастические упражнения важно проводить ежедневно. Теперь малыш может делать их самостоятельно под вашим наблюдением. Чтобы заниматься с ребенком было веселей, включите ритмичную музыку и показывайте дитя необходимые движения. Он с удовольствием будет копировать вас. Важно, чтобы занятия проходили активно и с положительными эмоциями.

Очень полезны для укрепления мышц спинки и ножек следующие упражнения:

  • Приседания;
  • наклоны;
  • ползание;
  • броски;
  • упражнения на кольцах;
  • ходьба.

Годовалого ребенка приведет в восторг складной туннель, по которому можно ползать. Этот недорогой аксессуар не займет много места в собранном виде, и он весьма полезен для развития мышц дитя. Детям нравится прятаться и играть в тоннелях и палатках, поэтому покупка подобной модели снимет вопрос о том, чем занять годовалого ребенка дома.

Развивающие занятия с мячом понравятся малышу и принесут его мускулатуре много пользы. Играть с этим предметом можно по-разному:

  • Можете сесть с ребенком по разные стороны комнаты и толкать мяч, чтобы он катился от вас к нему. Такое занятие принесет вам много веселья, укрепит крохе спинку и разовьет меткость и координацию.
  • Если на площадке есть место, чтобы малыш мог один там побегать с мячом – обязательно берите это изделие с собой на прогулки.
  • Купите легкий мячик, который при столкновении с предметами интерьера не повредит их, и попросите малыша бросать его, например, в тазик или корзину. Это занятие укрепит мышцы крохи, будет способствовать развитию его координации и меткости. Конечно, ребенок не сразу и не всегда сможет попасть в цель, ваша задача – научить его с легкостью принимать поражение. Возьмите мяч и, бросая его, специально промахнитесь, а затем рассмейтесь и повторите попытку.
  • Общение и игры

    Годовалый ребенок уже достаточно развит, чтобы уметь управляться с несложными логическими игрушками. Его занятия должны носить не только развлекательный, но и познавательный и развивающий характер.

    Зная способности и склонности своего крохи, вы без труда найдете, чем занять ребенка в год.

  1. Современные кубики – это не только строительные элементы. Эти развивающие изделия могут быть разных цветов, размеров. Некоторые наборы имеют на гранях части рисунков, а ребенок, поворачивая изделия, должен собрать полную картинку.
  2. Малышу все еще необходимо развивать точность своих движений, для этого служат разного рода пирамидки, матрешки и игрушки-вкладыши, в отверстия которых нужно вставлять детали разных форм.
  3. Продолжайте заниматься с парными карточками, на которых изображены одинаковые предметы.
  4. Можно приобрести для малыша несложные развивающие паззлы, состоящие из 3-4 крупных деталей.
  5. Для развития моторики очень полезны развивающие коврики и доски, на которых располагаются шнурки, замочки, молнии и липучки. Некоторые родители изготавливают такие изделия самостоятельно. На фанеру крепятся окружающие нас в быту предметы: щеколды, звоночки, дверные цепочки, старые телефонные трубки и т.д. Такая развивающая доска утолит исследовательскую жажду крохи и избавит вас от поисков того, чем занять ребенка в 1 год.
  6. Для прогулок будут полезны нешумные каталки и резиновые мячи. Летом можно показать малышу, как рисовать мелом на асфальте. Обязательным к приобретению в теплое время года будет песочный набор, состоящий из пасочек разных форм и цветов, лопатки и ведерка.
  7. Годовалый ребенок уже готов рисовать. Купите для занятий нетоксичные краски и восковые карандаши. Будьте готовы к тому, что малыш будет поначалу очень неаккуратен, поэтому, перед тем как приниматься рисовать с ним, застелите стол газеткой, а самого кроху переоденьте в то, что не жалко.

Источник