Друзья в развитии ребенка

Друзья в развитии ребенка thumbnail

В каком возрасте у ребенка должны появиться друзья?

Первый и самый главный друг у ребенка появляется в момент рождения — это его мама. Сначала малыш учится общаться и воспринимать взрослых, а уже потом интересуется другими детьми. Первые заметные сдвиги в коммуникативном развитии у ребенка происходят к двум годам: сначала он тянется к детям постарше, затем к ребятам помладше, а уже в последнюю очередь — к ровесникам. Первые друзья, которых ребенок научится воспринимать как близких людей, появляются не раньше трех лет.

Как помочь малышу завести друзей?

Если малыш уже пошел в сад, на этапе адаптации вы можете приглашать ребят из группы в гости после занятий или в выходные (заодно поближе познакомитесь с родителями других детей). Не нужно устраивать шумных праздников и тематических вечеринок, пока у ребенка не сложится устоявшийся круг общения. Если же кроха не посещает детский сад, просто ходите вместе на детские площадки, по возможности посещайте кружки, развивающие занятия или спортивные секции для малышей (например, занятия по плаванию или классы йоги по системе «мама + малыш»). Ребенок не сразу поймет, что дети, которых он видит вокруг, могут стать его друзьями, но привыкнет к окружению ровесников и обязательно запомнит тех, кто ему особенно приглянулся. Только не заставляйте ребенка общаться с другими малышами против его воли — если сейчас он хочет играть только с вами, в этом нет ничего ужасного.

Сколько друзей нужно малышу?

Это зависит от темперамента ребенка, от условий, в которых он живет, и его потребностей в общении. Кому-то достаточно одного друга, а кому-то нужна большая компания, чтобы чувствовать себя комфортно. Однозначного ответа на этот вопрос нет, но пользователи сайта BabyCenter попытались найти среднее арифметическое в дискуссии о том, нужны ли маленькому ребенку друзья. Вот что они говорят: малыш должен общаться с людьми разного возраста, разного социального статуса, разных взглядов. Его друзьями могут быть ваши соседи по даче, ребята из художественного кружка и пятилетний мальчик, который живет этажом выше.

одни пишут, что у ребенка должно быть как минимум пять друзей. Среди них друг-сосед, друг-спортсмен, друг постарше, друг противоположного пола и друг, которого выберет сам ребенок.

Чем более разнообразен «пул друзей» ребенка, тем богаче эмоциональный опыт, который он приобретает. Не давите на малыша и наблюдайте за тем, как он познает мир через общение за пределами привычного семейного круга.

Мой малыш ни с кем не играет на детской площадке. Это нормально?

Да. Дети довольно часто игнорируют друг друга после краткой вспышки взаимного интереса, которая возникает при первой встрече. Так что не торопитесь уводить ребенка из песочницы, если он ни к кому там не проявляет интереса. Так называемая параллельная игра, когда кроха самостоятельно возится с игрушками, что-то говорит, выражает эмоции, ни к кому конкретно не обращенные, очень важна. Она становится первым этапом на пути познания мира коммуникаций, закладывает социальные навыки и учит наблюдать за другими детьми. Я хочу, чтобы мой ребенок легко шел на контакт с другими детьми. Что для этого можно и нужно сделать?

Чтобы научить ребенка общаться, устанавливать связи с другими детьми и нормально чувствовать себя рядом с другими детьми и взрослыми, необходимо следовать нескольким правилам.

  • Поощряйте любую помощь: ребенок может помогать вам готовить или убирать со стола. Доказано: если малыш растет в окружении людей, принимающих его помощь, он более открытый и общительный.
  • Подавайте хороший пример. Общайтесь со взрослыми и детьми уважительно, ласково и спокойно. Как известно, вы главный тренер и наставник для своего ребенка.
  • Старайтесь при любой возможности показывать свою привязанность к ребенку. Говорите о том, что любите его, обнимайте, изо всех сил старайтесь его понять, тренируйте навыки эмпатии. Именно так вырастают общительные и ласковые дети, умеющие ценить дружбу.
  • Снижайте конкуренцию между детьми. Не делите между ними вещи и эмоции поровну, давайте в зависимости от нужды и потребности в каждый конкретный момент.
  • Цените и хвалите любые подвижки в развитии социальных навыков.

Мой ребенок очень застенчивый. Это когда-нибудь пройдет?

Стеснительность — врожденное свойство характера, поэтому надеяться на то, что она как-то сама пройдет, не стоит. Но как родители мы можем помочь ребенку принять себя и попытаться справиться с проблемой.

  • Если ребенок ходит в садик, поинтересуйтесь у воспитателя, есть ли в группе хотя бы еще один застенчивый ребенок. Когда такой малыш найдется, поговорите с его родителями и попытайтесь подружить ребят. Это придаст обоим уверенность: если они смогли общаться друг с другом, то смогут и с другими детьми.
  • Научите малыша простым способам завести разговор и представиться. Разыгрывайте сценки знакомства дома, используя привычные игрушки и обстановку.
  • Пришейте в карман ребенка пуговицу и скажите, что вы думаете о нем всякий раз, когда малыш ее касается. Это поможет в тех ситуациях, когда вас нет рядом, а стеснение становится непреодолимой преградой.
  • Одевайте ребенка просто, не выделяйте его из компании ровесников или других малышей из группы. То, что вам кажется милым, может стать для ребенка дополнительной преградой.

Как научить детей играть вместе?

Не нужно заставлять ребенка дружить с кем-то: вы можете только направлять его и подсказывать, что нужно делать в той или иной ситуации. Лучший способ научиться дружить — совместная игра.

Но помните, что вы не должны заставлять ребенка делиться своими игрушками, он имеет право не отдавать те вещи, которыми дорожит, и при этом быть уверенным в том, что вы его поддержите. Если вы хотите, чтобы малыш сблизился с другим ребенком, предложите им совместное занятие, которое не предполагает какой-либо формы агрессивного обмена. Дайте им карандаши, пластилин и краски, чтобы каждый смог выбрать то, что ему сейчас хочется, пусть творят вместе, и вы заметите, что они научатся обмену и переговорам.

Не пресекайте небольшие шалости, наоборот, помогите детям выпустить пар, включив музыку или выдав им старые газеты: они смогут порвать их или наделать бумажных «снежков» и запускать их в кресло. Переизбыток чувств и фрустрация должны находить выход, особенно на начальных этапах общения.

Первое время старайтесь быть рядом, пока малыш играет с другими детьми. Дети под присмотром более терпеливы и уверены в себе. Малыши, которые оказываются вне поля зрения родителей, склонны к агрессии и нападкам на других детей.

Источник

Фото из открытых источников

С друзьями ребенок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных, всему тому, чему родители не могут его научить.

Неспособность ребенка заводить друзей или дружить с кем-либо длительное время начинает проявляться уже в детском саду.

Первым настораживающим признаком служит обычно то, что ребенок не рассказывает родителям ничего о детях из своей группы или рассказывает о них неохотно. Поговорите с воспитателем группы, может быть, она подтвердит ваши опасения.

Если вашему ребенку меньше 6 лет и у него #мало друзей или их нет совсем, то, скорее всего, #социальные навыки усваиваются им медленнее, чем другими детьми, и возможно, чтобы научиться дружить, ему понадобится ваша помощь.

Начать необходимо с умения подходить к другим детям и завязывать разговор. Для этого лучше выбрать самого общительного и дружелюбного ребенка в детсадовской группе или во дворе.

Как и рекомендуется в известной песне, легче всего начать разговор именно с улыбки. Потом можно сказать: «Привет, меня зовут… Можно поиграть с тобой?».

Время от времени ребенок даже с нормальными социальными навыками может замыкаться в себе. Обычно это случается при разводе родителей, смене школы или детского сада, при переезде в другой город и в других стрессовых для ребенка ситуациях.

Насколько это возможно, вам следует подготовить ребенка к предстоящим переменам, обсудив с ним, что происходит, что изменится в его жизни после этого, и как ему нужно себя при этом вести. При этом не важно, сколько друзей будет иметь ребенок.

Количество друзей, необходимое ребенку, зависит от того, насколько он робок или, наоборот, общителен. Чтобы развить в себе навыки общения, стеснительному ребенку достаточно иметь двух-трех хороших друзей, тогда как экстраверты отлично чувствуют себя в большой компании.

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок пользовался популярностью среди ровесников. Главное при этом – проявить объективность и оставить в стороне ваши собственные предпочтения.

Трудность начинается, когда у родителей и ребенка разные темпераменты. И общительные родители, у которых #стеснительный ребенок , могут начать слишком давить на него, полагая, что то, что было для них хорошо в их детстве, должно подходить и для их ребенка.

Родителя-интроверта может, напротив, заботить слишком большое число приятелей у ребенка, тогда как ему кажется, что лучше иметь одного, но верного друга. Хорошо, когда ребенок окружен большим числом приятелей. Но что касается по-настоящему близкой дружбы, принцип «чем больше, тем лучше» перестает действовать.

Даже очень общительному ребенку может не хватать той крепкой взаимной дружбы, которая ему действительно нужна, в которой его понимают и принимают таким, какой он есть. Число друзей варьируется по мере взросления ребенка, так же, как меняется с возрастом и сама концепция дружбы.

У дошкольников и младших школьников друзьями, как правило, становятся наиболее доступные им для игры дети, обычно соседи по двору. И поскольку многие дети удовлетворяют этому критерию, то на вопрос «Кто твои друзья?» ребенок младшего возраста обычно выдает целый список имен.

Позже #круг друзей сужается. Дети начинают выбирать друзей, исходя из собственного вкуса и взаимных интересов, зачастую выбирая друзей по своему образу и подобию. Причем своему кругу друзей дети остаются верны довольно долгое время.

Несмотря на такую прочную связь, в подростковом возрасте былая дружба может распасться, если один из друзей физически и эмоционально развивается быстрее, чем другой. Например, один друг начинает встречаться с девушками, а другой довольно инфантилен и ни физически, ни эмоционально к этому не готов.

Независимо от того, 5 или 15 лет ребенку, #неумение дружить или #потеря друга является для него тяжелым испытанием. И родители по мере сил должны помочь ему справиться с трудной ситуацией.

Чем же могут помочь родители?

1. Создавайте возможности для дружбы. Периодически спрашивайте у ребенка, не хочет ли он пригласить в гости своего друга или устроить вечеринку для своих друзей или соседских детей. Пригласите одного из детей к себе домой, дети легче находят контакт, общаясь один на один.

2. Найдите ему занятие по душе, спортивную секцию или кружок рукоделия, где ребенок мог бы встречаться и общаться со своими сверстниками.

3. Научите ребенка правильному общению. Когда вы обсуждаете с ребенком, как принимать в расчет чувства другого человека, учите его сочувствию и справедливости, вы прививаете ему очень важные социальные навыки, которые в дальнейшем помогут ему не только найти верных друзей, но и дружить в течение долгого времени.

Дети могут научиться состраданию уже в 2-3-летнем возрасте. Если у них возникает конфликт с другом, посоветуйте им возможные пути решения этого конфликта.

4. Хвалите ребенка за хорошие, добрые поступки и порицайте, когда он выказывает эгоизм. Обсуждайте с ребенком его друзей и его социальную жизнь, даже если он уже подросток. Зачастую дети, особенно старшего возраста, неохотно говорят о своих проблемах с друзьями. Но им, тем не менее, необходимо ваше сочувствие и помощь.

5. Если ваш ребенок заявляет «Меня никто не любит!», не следует утешать его такими проходными фразами, как «Мы же с папой тебя любим.» или «Ничего, найдешь себе новых друзей.», ребенок может решить, что вы не принимаете всерьез его проблемы. Вместо этого, постарайтесь, чтобы он откровенно рассказал о том, что у него произошло, поссорился ли он с лучшим другом, или чувствует себя в классе «белой вороной».

Проанализируйте с ним возможные причины конфликта: может быть, у друга было плохое настроение и т.д., и постарайтесь найти пути к примирению.

Чем старше становится ребенок, тем больше на его самооценку начинает влиять его успех в детском коллективе и мнение о нем других детей. И если у ребенка нет друзей, ему не звонят по телефону и не приглашают на дни рождения, то ребенок начинает чувствовать себя изгоем.

Это тяжело не только для самого ребенка, в этой ситуации его родители также чувствуют обиду на других детей, их родителей и даже на своего ребенка за то, что тот «не такой как все».

Кроме того, родители зачастую чувствуют и свою вину в происходящем. Но вмешательство родителей в возникшую ситуацию должно быть очень осторожным. Вы можете морально поддерживать ребенка и помогать ему советом, но, в конце концов, разрешить проблему ребенок должен сам.

________________________________________

Эти статьи могут быть вам интересны:

Детская ревность

Влияние отца на личность ребенка

Адаптация ребенка в замещающей семье

Разница между воспитанием и требованием непременного послушания

Дело всей жизни. Как не прогадать с образованием?

Нужно ли половое воспитание в школе? +Анонимный опрос

Скулшутинг: что побуждает детей устраивать бойню и как это предупредить?

Как выявить творческий потенциал подростка?

________________________________________

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!

Присоединяйтесь к нашей группе ВК, ссылка здесь и в шапке профиля.

Мы проводим анонимные опросы в группе ВК, будем благодарны, если Вы примете активное участие.

Источник

Дети по своей природе стремятся знакомиться со всем новым, в том числе и с людьми. Но бывает так, что ребенок не умеет заводить друзей. Он почти ни с кем не хочет дружить, плохо ладит с ровесниками. Как помочь таким детям, и что предпринять взрослым для их успешной социализации? “ЛегкоПолезно” делится советами, как научить ребенка дружить.

Для начала надо разобраться, в чем причины такого добровольного одиночества. На что родителям стоит обратить внимание?

Как проявляются проблемы в общении

  • Малыш жалуется, что с ним отказываются разговаривать, играть, его игнорируют сверстники.
  • Играя во дворе, ребенок активный, веселый, но при этом не идет на контакт с другими детишками.

Дома дети, обладающие патологической необщительностью, не рассказывают о том, что произошло в школе, детском садике.

  • Малыш старается в выходные дни никуда не выходить, ему вполне комфортно быть одному.
  • При любой возможности ребенок отказывается идти в школу, ища любые причины, чтобы не посещать ее.
  • У ребенка много комплексов, он начинает стесняться и избегает контактов, боясь быть осмеянным. Например, дети дразнят его из-за картавости, полноты, неопрятности, немодной одежды.

Как научить ребенка дружить

  • Родителям надо понять, что конкретно мешает ребенку общаться в коллективе заводить друзей. Когда причина будет ясна, ему надо будет помочь преодолеть комплекс и трудности в общении.

Можно рассказать о своем опыте, который у вас был в его возрасте, когда вы оказались без друзей. Наверняка такой момент был в детстве у каждого из нас. Новая школа, первый день в спортивной секции, знакомство с соседскими детьми после переезда на новую квартиру – припомните такие эпизоды и поделитесь своими мыслями и чувствами. Особое внимание уделите тому, как вы справились с проблемой.

  • Хорошей поддержкой станет консультация детского психолога. Лучше, если это будет не школьный психолог, чтобы слухи не разнеслись по учебному заведению. Найдите специалиста, который найдет общий язык с ребенком.
  • Запишите малыша на танцы или в спортивную секцию, где он найдет друзей по интересам. Если в школе или во дворе порой дети не знают, с чего начать разговор, то общее дело сразу подскажет темы для общения.
  • Устраивайте совместно веселые тематические праздники, на которые пригласите сверстников ребенка из школы, детского сада. Придумайте игры и конкурсы, в которых дети смогут лучше узнать друг друга.
  • Подружитесь с родителями других малышей и вместе планируйте мероприятия: совместные прогулки, походы в парк, в кафе, на пикник и т.д. Возможно, в новой обстановке ребенок раскрепостится, и диалог со сверстниками получится сам собой.
  • Попросите классного руководителя или воспитателя почаще включать ребенка в ролевые игры или театральные постановки. Такие занятия не только выстраивают доброжелательное отношение к окружающим, но и помогают справиться с комплексами, застенчивостью.

Чтобы малыш приобрел авторитет среди ровесников, учите его навыкам поведения в коллективе. То, что нам, взрослым, кажется очевидным, ребенку может просто не приходить в голову. Расскажите, как себя вести в разных ситуациях, а лучше разыграйте вместе с сыном или дочкой сценки: отобрали игрушку, обозвали обидным словом, поделились вкусненьким, сделали комплимент. Поясните, как реагировать на все эти ситуации, чтобы завоевать уважение и симпатию окружающих.

  • Возникновению дружбы способствуют совместные игры. Возьмите на игровую площадку мяч, разноцветные мелки и другие игрушки, в которые можно играть всей компанией. Однако не стоит брать с собой дорогие игрушки. Этим вы только вызовете зависть других детей и дадите повод для спора, а то и драки.
  • Если ваш отпрыск тихоня, поддерживайте его каждый шаг в знакомстве с детьми. Помедлите с критикой в адрес новых друзей ребенка, даже если вам не нравятся их манеры, стиль одежды или круг интересов. Если вам кажется, что вмешаться просто необходимо, то будьте максимально деликатны в своих оценках.

Важно помнить, что помогая ребенку наладить отношения с другими детьми, не стоит навязывать ему общение и принуждать к постоянному взаимодействию с другими детьми. Просто поддерживайте его, давая в нужный момент правильные советы.

Почаще говорите ребенку, что вы его любите, обращайте внимание на его сильные качества и положительные стороны. Если проблемы в общении коренятся в неуверенности в себе, то с ростом самооценки будет расти и круг общения.

подробнее здесь: https://legkopolezno.ru/tsennosti/druzya-i-obshhenie/10-sovetov-kak-nauchit-rebenka-druzhit/

Источник

Когда ребенок умеет дружить, он легко адаптируется в любом коллективе, ему комфортно с людьми и в обществе. Это помогает хорошо учиться и развивать свои таланты. Как правило, дружба между детьми рождается непроизвольно. Однако психологи рекомендуют, начиная с двухлетнего возраста, объяснять малышу, что такое дружба. Читая сказки или просматривая мультики, рассказывайте, что герои нашли выход из сложной ситуации, потому что помогли друг другу. Когда ребенок становится старше, делайте акцент на человеческих ценностях: важно не в чем одет сверстник, а как он ведет себя в той или иной ситуации.  Объясняйте, что дружба должна быть взаимной и основываться на уважении и искреннем отношении друг к другу. Друзья умеют прощать ошибки и считаются с мнением друг друга.

как научить ребенка дружить, как научить ребенка дружить в детском саду

Как проявляются проблемы в общении

Трудности в общении – это частый момент в процессе воспитания детей. Проблем может быть несколько:

  1. Излишняя агрессия. Ребенок может быть слишком груб, навязчив. Драка и резкие выражения – приемлемые для него понятия. Родителям нельзя оставлять всё как есть, иначе у сына или дочери возникнет риск больших проблем в сфере коммуникации в будущем.
  2. Ложь. Иногда дети врут, чтобы привлечь к себе внимание. Причём внимание они получают и в виде наказания за ложь. А иногда дети врут, потому хотят испытать, как далеко им можно зайти. То есть это своеобразный опыт, которые проводит ребенок.
  3. Гиперактивность. Такие дети невнимательны, они не слушают родителей и учителей, отвлекаются и недоделывают начатое. Им сложно усидеть на одном месте. Такая гиперактивность влияет на психическое и физическое здоровье малыша.
  4. Отказ от еды – это тоже своеобразная коммуникативная трудность. Ребенок таким образом бунтует, пытается обратить на себя внимание. Если сразу не начать решать эту проблему, то может возникнуть серьезное положение.

    как научить ребенка дружить, как научить ребенка дружить в детском саду

Как научить ребёнка дружить

Некоторые родители не знают, как научить ребенка дружить. Есть несколько советов.

Проще всего показывать собственным примером. Если у вас большой круг общения и к вам часто приходят в гости друзья, то и ребенок вырастит общительным. Несмотря на это, следует объяснять, в чем заключается дружба. Можно на личном примере поделиться, как вы помогли своей подруге в сложной ситуации: посетили ее в больнице, потому как испытываете привязанность к человеку, цените его хорошие качества, а друзья приходят на помощь друг к другу.

Дети дружат по интересам, запишите ребенка в спортивную секцию, кружок самодеятельности, музыкальную школу, где он с удовольствием будет проводить время и встретит таких же заинтересованных ребят.

Наверняка у ребенка начальной школы уже есть одноклассники, с которыми он общается больше, спросите, какие качества привлекают его в друге, все ли его устраивает в общении? Можно организовать беседу в виде игры: скажите, что вы репортер и проводите опрос: «Что такое дружба?» Помогайте ребенку с ответами: Дружба – это:

  • когда можно вместе помолчать;
  • когда друг всегда поможет в трудную минуту;
  • когда тебя принимают вместе с недостатками;
  • когда скажут правду, даже если тебе она не понравится;
  • когда друг прощает тебя, несмотря на обстоятельства.

Расскажите ребенку, что дружба – это ценное качество, которое возникает между людьми и его нужно ценить. В честь дружбы художники создают памятники, а социологи ищут самых дружелюбных людей.

как научить ребенка дружить, как научить ребенка дружить в детском саду

Дружба в дошкольном возрасте

Детям с самых юных лет нужно объяснить, что дружба – очень важный аспект жизни. Поэтому родителям нужно знать, как научить ребенка дружить в детском саду. Ведь дошкольнику нужна компания, потому что только так он сможет сформироваться как социальная личность.

Дружба между малышами обычно построена на откровенной симпатии и привязанности. Нередко ребенок называет другом того, с кем только недавно познакомился и ему понравилось с ним играть.

Дружба у старших дошкольников немного отличается. В детском саду ребята создают группки по следующим принципам:

  • совместная игра;
  • наведение чистоты в комнате или на детской площадке;
  • общее занятие, которое нравится всем.

Старшие дошкольники более придирчивы к друзьям. Они не назовут товарищем первого попавшегося человека. Они будут отбирать приятелей по личностным качествам, их словам и поступкам.

как научить ребенка дружить, как научить ребенка дружить в детском саду

Дружеские отношения в детском саду

В детском саду главную функцию в социализации детей играет воспитатель. Именно поэтому он должен знать, как научить ребенка дружить со сверстниками. Ведь воспитатель придумывает разные игры, вовлекает в них детей, учит общаться друг с другом, предотвращает конфликты. В детском саду у малыша формируются первые социальные навыки, так как он оказывается в коллективе. Ребята, у которых появились в детстве друзья, более уверены в себе. Они учатся взаимопомощи и поддержке.

Замкнутый ребенок

Не все дети, как и взрослые, легко вливаются в новый коллектив. У некоторых могут возникнуть проблемы с общением и доверием. Некоторые малыши долго ищут друзей, им сложно справиться со стеснением. Им гораздо комфортнее в одиночестве, в своем особом, недоступном другим мире.

Родители робких детей должны знать, как помочь ребенку найти друзей. Если ребенок интроверт или просто стеснительный, научите его знакомиться. Чем проще человеку дается знакомство, тем больше шансов встретить настоящего друга. Учите выбирать друзей. Не запрещайте ребенку дружить с «плохими» детьми: дайте совет, а принятие решения оставьте за ним. Лучше в детстве научиться разбираться в людях, чем во взрослой жизни позволять, чтобы вас выбирали.

Если ваш ребенок замкнут, специалисты дают родителям несколько советов:

  • узнать причину такого поведения;
  • не заставлять малыша выполнять то, что он не желает;
  • любить сына или дочь со всеми его плюсами и минусами;
  • не считать замкнутость большой проблемой. Скорее особенностью характера;
  • преодолевать страхи ребенка;
  • учить его коммуникативным навыкам;
  • поощрять самостоятельность и желание решить проблемы самому.

    как научить ребенка дружить, как научить ребенка дружить в детском саду

Кроме общения, мама с папой должны знать, как научить ребенка играть с другими детьми. Ведь в процессе игры формируются коммуникационные навыки, складываются взаимоотношения, появляются товарищи и друзья. В течение игры не нужно подбирать слов, искать тему для разговора. Всё возникает само собой. Благодаря игре легче проявить себя, стать более открытым.

Международный день дружбы празднуют 30 июля с 2011 года. В Москве есть памятник «Дружба», посвященный одноименному плавленому сырку, который держат ворона и лиса. Социологи утверждают, что австралийский Сидней уже несколько лет считается самым дружелюбным городом.

О дружбе можно писать бесконечно. Чтобы уметь дружить, нужно самому относиться к людям с добротой, уважением и порядочностью.

как научить ребенка дружить, как научить ребенка дружить в детском саду

Источник