Довербальный период развития ребенка
Ловушки терапии. Часть 2.
Довербальная травма. Диалог через тело. Начало.
- Вступление
В предыдущей статье я писала о важности, при работе с клиентом понимать и различать, с каким видом травм нам предстоит работать: с травмами развития или с шоковыми травмами. От этого во многом зависит выбор стратегии работы психотерапевта.
https://www.b17.ru/article/135200/
- О чем будет в статье
Я продолжаю разговор о тех ловушках в терапии, которые заложены в травмах структур развития. В этой части статьи я буду рассказывать о травмах довербального возраста – от зачатия до 3 месяцев после рождения.
Покажу, как они возникают и к каким последствиям приводят во взрослой жизни человека. Рассмотрим, с какими сложностями, и тупиками в терапии может столкнуться психотерапевт в работе. И, в завершении, опишу возможные шаги психотерапии на этапе построения преконтакта.
Моё видение стратегии и возможностей работы с травмами довербального периода за последние годы сильно изменилось. Большое влияние оказало на меня 10-летние обучение телесной терапии – Бодинамике у Эрика Ярлнеса и Лизбет Марчер.
Теория соматического развития Марчер, её телесные методы работы с травмами развития и шоковыми травмами, открыло для меня и моих клиентов новыевозможности. На данный момент у меня собралось достаточно много практического материала на эту тему, которым я готова делиться.
- Что мы имеем в виду, когда говорим о травме довербального периода.
Я рассматриваю этот вид травмы как прерывание в ходе нормального развития ребёнка. Череда травмирующих событий создаёт такой уровень стресса, который ребёнок не может своими силами переработать. Как следствие, он лишается какого-то важного аспекта в структуре своей личности.
В ранней травме, это – отсутствие ощущения базовой безопасности, внутреннего права на жизнь, на контакт с другим человеком, на свои потребности. Безопасная привязанность –фундамент для нормального развития ребёнка, для реализации заложенного в нём потенциала.
- К довербальному периоду относится два отрезка времени, связанных с разными темами развития:
1.Первый, более ранний, – от момента зачатия до 3 месяцев после рождения.
Основная тема развития – это ощущение безопасности существования, права на жизнь, на своё место в этом мире, право быть вместе с другим.
2.Второй временной период – с первого месяца после рождения до 1,5 лет.
Основная тема – право чувствовать, выражать и удовлетворять свои потребности, заявлять о них. Право быть любимым и принятым таким, какой есть.
Рассмотрим процессы, происходящие в первом временном периоде, состоящем в 3-х этапов:
- От зачатия до рождения
- Роды
- После рождения
Ребёнок в этот период времени не является жизнеспособным существом, способным существовать отдельно. Он полностью зависит от заботы и ухода за ним матери или опекунов. Безопасность ребёнка и удовлетворение насущных потребностей является основой для дальнейшего нормального развития ребёнка и создаётся матерью и её окружением в этот период.
Через руки матери ребёнок узнаёт о том, каков окружающий мир для него: безопасен или опасен. Он получает первые телесные импринты через прикосновения, окружающие звуки, наличие своевременной еды, тепла, заботы, помощи и т.п. Характер этих взаимодействий даёт ребёнку телесные знания хорошо или плохо, что он есть.
Чуть позже, через выражение лица матери или опекунов, тон голоса младенец узнаёт: он – радость для других или беда, его присутствие желанно для окружающих или мешает, он хороший или плохой. Ребёнку плохо, он плачет, и мама к нему сразу подходит – «Мир хочет чтобы мне было хорошо. Я есть». Или младенец долго плачет, пока обессиленный не успокоится, а никого рядом нет. «Миру всё равно, что со мной. Меня нет».
Именно в это время период создаётся импринтинг у ребёнка безопасности-опасности, желанности – нежеланности присутствия в мире и жизни людей. В более позднее время жизни ребёнка изменить это запечатление очень сложно, а часто, и невозможно.
При благоприятных жизненных событиях запечатление безопасности мира происходит само собой, через любовь и заботу Матери.
Под влиянием сильного стресса, который может произойти во время беременности, родов или в течении 3-х месяцев после рождения, нормальное развитие ребёнка может быть нарушено.
В результате, вместо здоровой целостной структуры характера, формируется два варианта расщеплённой (по Лейку):
- Шизоидный уход в себя.
- Истерическое бегство в контакт.
- Шизоидная структура или Ментальная (по Л. Марчер).
Всё, что угрожает существованию ребёнка, вызывает у него ужас и формирует перманентное состояние тревоги. Судя по всему, эта травма может произойти у ребёнка ещё внутроутробно. Причиной может быть нежеланная беременность матери, нахождение её в хроническом стрессе или в опасных ситуациях, физическая болезнь, депрессия, химическая зависимость и т.д.
Такому маленькому человеку нечем пережить опасность небытия, его психика и мыслительный аппарат ещё не сформированы. Тогда внутреннее Я спасается с помощью расщепления, вытеснения из сознания того, что нельзя пережить. Невыносимость нахождения в теле приводит к тому, что основная энергия концентрируется в голове и костях.
Во взрослом возрасте этот механизм продолжает действовать, разделяя стрессовые переживания на части: мысли отдельно, ощущения, чувства, импульсы – отдельно. Все эти аспекты событий хранятся в разных, закрытых для доступа, файлах и папках памяти ребёнка.
У взрослого человека с такой травмой жизненная энергия помещается в мысли и концепции. Это – основная опора в опасном пространстве жизни. «Я мыслю – значит существую». Без мыслительной работы возникает ощущение опустошённости, поднимается тревога. Человек живёт с ощущением одиночества, нежеланности, нелюбви к себе, отсутствия для него места в этом мире. Присутствия других людей вызывает чувство опасности. Тревога присутствует перманентно. Человек хочет быть в контакте и одновременно боится этого на уровне существования. Много сил тратится на поддержание контакта с людьми. Поэтому увеличивает дистанцию.
- Структура Истерического бегства в контакт или Эмоциональная (по Л. Марчер).
Характеризуется сильной эмоциональной включённостью в процессы взаимодействия с людьми, стремлением всё время быть в контакте. Самое страшное – это быть в одиночестве, быть покинутым.
В теле много энергии, особенно в грудной клетке, а в голове – мало. Большой уровень эмоций мешает хорошо соображать и строить в голове реалистичные причинно-следственные связи. Перманентная сепарационная тревога не позволяет понимать другие свои потребности кроме стремления быть вместе с кем-то. Любое действие партнёра, направленное на увеличение дистанции или интерпретируемое так, вызывает поднятие тревоги, ощущение боли и эмоциональный всплеск. У человека нет внутреннего права быть вместе с другим. Отдаление вызывает ужас. Это жизнь в страхе остаться одному.
У людей с травмой этого периода нет ощущения безопасности, где бы они ни находились. Практически всегда присутствует определённый уровень фоновой тревоги.
Тело человека имеет свои специфические характеристики, по которым можно диагностировать эту травму.
Подробно с этим можно ознакомиться – https://www.facebook.com/events/2101624726558065/?acontext=%7B%22ref%22%3A%2223%22%2C%22action_history%22%3A%22null%22%7D
В следующем разделе статьи я расскажу:
- О трёх причинах, не позволяющих проработать довербальную травму.
- Об этапах психотерапевтического процесса и шагах терапии, которые необходимо произвести на стадии преконтакта.
#психологЕленаТузиковакризистравматело
https://www.facebook.com/e.tuzikova
Источник
Введение. 3
1. Этапы довербального и начального вербального
развития детей. 4
2. Довербальное развитие речи ребенка. 6
Заключение. 12
Список литературы.. 13
Процесс становления у детей первой функции речи, т.е.
овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит
несколько этапов.
На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих
взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия,
обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На
втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению.
Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои
первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап
охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает
речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с
окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.
Анализ поведения детей раннего возраста показывает – ничто в
их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь
присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными
высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой (“Что
это?”; “Ответь!”; “Назови!”; “Повтори!”), заставляет ребенка овладевать речью.
Следовательно, только в общении с взрослым перед ребенком встает особая
разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и
произнести вербальный ответ.
Цель нашей работы – рассмотреть особенности развития речи
ребенка в довербальный период.
В ходе выполнения работы решим несколько задач – рассмотрим
этапы довербального и вербального развития ребенка и значение общения для
развития речи ребенка.
Период до трех лет — наиболее важен для развития речи
ребенка. Ниже приводятся усредненные данные нормального довербального (т.е. доречевого) и начального вербального (речевого) развития
детей до трех лет с разбивкой по месяцам. Поскольку данные усредненные, то они
не должны в точности выполняться для каждого ребенка, однако при любых
существенных отклонениях следует обратиться к логопеду.
·
Голосовые реакции появляются у ребенка с момента
рождения: крик и плач;
·
1-2 месяца. Реакция сосредоточения на речевое
общение с ребёнком. Улыбка при общении;
·
3 месяца. Комплекс оживления (т.е.
эмоционально-двигательная реакция) при общении с взрослыми. Появляется специфическая
для данного возраста голосовая реакция, называемая гулением (первая стадия
лепета). Обычно гуление – это произнесение гласных звуков “а”, “ы”, “у”, возможно в сочетании с согласной. Например, “у-у-у-у” или “гу-у-у-у”;
·
4 месяца. Дифференцированность комплекса
оживления, т.е. разная реакция на разных знакомых людей. Например, ребенок
отличает папу от мамы. На незнакомых людей реакция пока отсутствует. Появляется
смех;
·
5 месяца. Ребенок дифференцирует направления
звука, т.е. ищет источник звука и сосредотачивает на нём внимание, например, на
лице говорящего. В этом возрасте дети начинают распознавать неречевые звуки:
шум машины, шелест деревьев, лай собаки;
·
6-7 месяцев. Гуление переходит в лепет, т.е.
многократное повторение слогов: “ба-ба-ба”,“ма-ма-ма. Появляется готовность к
совместной игровой деятельности;
·
8-9 месяцев. Реакция на незнакомое лицо.
Промежуточный этап между лепетом и появлением первых слов. Лепет сводится к
похожим на слова т.н. лепетным словам, состоящим уже не из многократного повторения,
а двух открытых слогов: “ба-ба”, “па-па”. Но ребенок пока не соотносит
произносимые слова с людьми или предметами. Общение с помощью жестов, игра в
“ладушки”;
·
10-12 месяцев. Ситуационное понимание обращенной
речи, предметно-действенное общение с взрослыми, использование 4-5 лепетных
слов, понятных при соотнесении с ситуацией, понимание простых инструкций,
дополняемых жестами;
·
15 месяцев. Словарный запас увеличивается до
6-ти слов, ребенок понимает простые инструкции, не сопровождаемые жестами;
·
18 месяцев. Словарный запас увеличивается до
7-20 слов, ребенок может показать хотя бы одну из частей тела;
·
21 месяц. Словарный запас не менее 20 слов,
использование простых фраз из двух слов, ребенок может показать до 3-х частей
тела;
·
24 месяца. Словарный запас увеличивается до 50
слов, составление фраз из двух слов, ребенок знает до 5-ти частей своего тела;
·
30 месяцев. Адекватно использует местоимения
“я”, “ты”, “мне”; повторяет две цифры “один”, “два” в правильной
последовательности, имеет представление о числе “один”;
·
36 месяцев. Словарный запас не менее 300 слов,
использует фразы из трех слов, овладевает множественным числом существительных
и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых
предметов; выполняет задания “положи кубик под чашку” и т.п.; [1]
Этап охватывает 1-й год жизни детей срок небольшой по
сравнению с продолжительностью человеческой жизни. Однако он имеет чрезвычайное
значение в генезисе вербальной функции ребенка.
Ситуативно-личностное
общение
На протяжении 1-го года ребенок сменяет, по крайней мере,
две формы общения с окружающими взрослыми. К 2 месяцам у него складывается ситуативно-личностное общение с близкими
взрослыми.
Оно характеризуется следующими чертами:
·
общение находится на положении ведущей
деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром;
·
содержание потребности детей в общении сводится
к нужде в доброжелательном внимании взрослых; ведущим среди мотивов общения
является личностный мотив;
·
основным средством общения с окружающими людьми
служит для младенцев категория выразительных (экспрессивно-мимических) движений
и поз.
Ситуативно-деловое
общение
В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием,
переходит на уровень второй, более сложной формы общения с взрослыми. Это ситуативно-деловое общение. Оно
отличается такими особенностями:
1) общение разворачивается на фоне предметных манипуляций,
составляющих новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение
ведущей;
2) содержание потребности детей в общении обогащается новым
компонентом стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с
окружающими взрослыми; этот компонент не отменяет прежней нужды детей в
доброжелательном внимании взрослых, а соединяется с ней;
3) ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив,
так как дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности,
ищут теперь контактов с взрослым;
4) основным средством общения с окружающими людьми для
младенцев служит категория изобразительных (предметно-действенных) движений и
поз предметных действий, преобразованных для функционирования в качестве
коммуникативных сигналов.[2]
Эмоциональные и первые простые практические контакты,
замыкающиеся между детьми и взрослыми в рамках двух первых форм общения, не
требуют от ребенка владения речью; он ею и не овладевает. Однако сказанное не
обозначает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз
наоборот: словесные воздействия составляют большую и значительную часть
поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому можно предполагать, что у
младенцев рано появляется особое отношение к звукам речи вследствие их
неразрывной связи с фигурой взрослого человека, составляющей для ребенка центр
мира на этапе ситуативно-личностного общения и весьма важную его часть на этапе
ситуативно-делового общения.
Первый звук, который издает ребенок, – это его первый крик
при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового
аппарата.
Вокализации имеют вид коротких или певучих звуков, в которых
выражается состояние ребенка, начиная от восторга (вскрики, визг) и до
напряженного сосредоточения (гукание).
Подготовка к овладению языком начинается уже в 2-4 месяца с
упражнений в произношении отдельных
звуков. Ребенок произносит задненебные и гласные звуки “АИЫ”,
“ОИУ”. Здесь итог доброй традиции “огукать” с детьми.
Вокализации детей 1-го года жизни являются предречевыми,
хотя иногда некоторые из них имеют внешнее сходство со словами. Так, младенец
может лепетать «дя-дя», но этот звукокомплекс не отличается фиксированным
звучанием. Предречевые вокализации часто сопровождают занятия младенца с
предметами и служат голосовым аккомпанементом предметных действий. Однако часто
вокализации используются детьми и для общения с окружающими людьми.
Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина, Н. Л. Фигурин и М. П.
Денисова, М. Ю. Кистяковская и другие авторы обязательно включают предречевые
вокализации в состав “комплекса оживления”, который является видом
социального поведения ребенка. С помощью вокализации дети по своей инициативе
привлекают внимание взрослого, с помощью звуков стараются удержать взрослого
возле себя, посредством их сообщают взрослому об испытываемом удовольствии или
о состоянии дискомфорта.
Таким образом, на 1-м году жизни дети активно слушают
словесные воздействия взрослых, а при ответе на обращения старших партнеров и в
случаях инициирования контактов с окружающими людьми используют предречевые
вокализации. Еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100
слов.[3]
Приблизительно в 8 месяцев ребенок начинает подражать
звукам, которые слышит.
Можно выдвинуть предположение о том, что еще в довербальный
период у ребенка складывается особое отношение к звукам речи окружающих
взрослых.
Отношение характеризуется преимущественным выделением звуков
речи среди других неречевых звуков и повышенной эмоциональной окраской
восприятия первых.
Уже в первом полугодии словесные воздействия взрослого
вызывают мощную ориентировочную реакцию детей, сменяющуюся через несколько
секунд бурной радостью. До 4-5 месяцев разговор взрослого, обращенный к
младенцу, вызывает у него “комплекс оживления” (радостное поведение,
выражающееся улыбкой, сосредоточенным и светлым взором, возбужденным движением,
и звуками) максимальной силы и продолжительности. Это воздействие по
эффективности равно ласке, в которую входят и улыбка, и поглаживание ребенка.
Речевые воздействия взрослых вызывают во втором полугодии
ответное поведение особого состава, отличного от ответа, который вызывают у
детей разнообразные звуки, исходящие от неодушевленных предметов. В поведении
ребенка при слушании разговора взрослого в первую очередь выявляется
ориентировочное начало.
Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди
звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих
людей.
К концу 1-го года у детей наблюдается углубление анализа уже
самих речевых звуков: выделяются два разных параметра тембровый и тональный. Во
втором полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию с взрослым.
В ходе этого взаимодействия у ребенка появляется нужда в новых средствах
коммуникации, которые обеспечили бы ему взаимопонимание с взрослыми.
Таким средством общения становится речь, вначале пассивная
(понимание), а затем активная (инициативные высказывания самого ребенка).
Общение – один из важнейших факторов общего психического
развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми
общественно-исторического опыта человечества.
Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев
воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста
малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца,
радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя
звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой
пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.
В наше время развитие средств массовой информации сильно
сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие
детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими
детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной
речи.
Решающую роль в
становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного
характера. Первая – межиндивидуальная –
функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в
становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только
по требованию взрослого партнера. Прежде всего, это подтверждается практикой
воспитания детей.
Существуют печальные
примеры, которые показывают, к чему приводит, если много и с любовью не
говорить с ребенком. Родившись глухим, ребенок становится немым, если его
дефект не сразу обнаружен. В ответ на свои капризы, плач или крик он не слышит
ответа и перестает вообще реагировать. Но если чаще нежно брать такого ребенка
на руки, улыбаясь и нежно поглаживая, можно спасти его от полной духовной
изоляции.
Известный исторический пример: император Фридрих 2 в начале
18-го века захотел изучить праязык человечества и поставил опыт, в основе
которого лежала такая идея: если воспитывать ребенка, но при этом не
разговаривать с ним, то он сам по себе заговорит на этом праязыке. Результат
этого эксперимента плачевен – все младенцы умерли. Этот пример также
подтверждает то, что общение и любовь необходимы ребенку с самого рождения.[4]
Итак, к концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже
реагирует на общение с ним: перестает плакать,
сосредотачивается на взрослом.
2 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем,
в 6 недель это скорее будет своеобразное “ротовое внимание”.
3 месяца. Наблюдается комплекс оживления при общении
со взрослым, “гукание”.Такие звуки возникают как реакция
на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а
также согласные г, к, н.
4 месяца. Появляется первый смех – повизгивание в
ответ на эмоциональное общение с взрослым.
5 месяцев. Ребенок реагирует на направление звука, “поет”,
меняя интонацию голоса.
6 месяцев. К этому времени у здорового ребенка
появляется первый слог ба или ма.
7 месяцев. Малыш уже готов к игровой
деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения
внимания окружающих.
8 месяцев. Возникает реакция на незнакомое
лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи –
лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и
т.п. В речи используются звуки: п,
б, м, г, к, э, а.
9 месяцев. Ребенок активно общается с помощью жестов,
с радостью играет в “ладушки”.
10 месяцев. На этом этапе малыш использует в общении
как минимум 1-2 “лепетных слова” (типа ляля, баба),
понятных в конкретной ситуации.
11 месяцев. Использует уже как минимум 3
“лепетных слова”, понятных в конкретной ситуации.
1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок
употребляет уже 3-4 “лепетных слова”, понимает отдельные слова,
соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции,
сопровождаемые жестами (“поцелуй маму”, “где папа?”,
“дай ручку”, “нельзя”).
Довербальный этап охватывает первый год жизни ребенка.
Выяснено, что на этом этапе у ребенка формируются две формы общения:
а) Ситуативно-личностное, где содержание потребности детей в
общении сводится к нужде во внимании взрослых.
б) Ситуативно-деловое, где содержание потребности детей в
общении обогащается новым видом деятельности – предметной манипуляцией.
Овладение речью делает возможным первые шаги ребенка к
произвольному поведению – оно начинает управляться не только зримой ситуацией,
но и словами взрослого.
Развитие речевого слуха позволяет ребенку понимать большое
количество слов и узнавать названия
многих предметов, но усвоение им пассивной речи и произнесение активных слов в решающей степени зависит от
степени общения с взрослым. Чем больше
родители занимаются с детьми, чем больше развивающих игр они используют, а также
обращают внимание ребенка на окружающие предметы, подробно рассказывают о них,
тем больше новых слов и названий запоминает ребенок, а, следовательно,
развивается его активный словарный запас.[5]
Таким образом, в нашей работе были рассмотрены особенности
развития речи ребенка в довербальный период.
В ходе выполнения работы решили несколько задач –
рассмотрели этапы довербального и вербального развития ребенка и значение
общения для развития речи ребенка.
1.
Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. – М.,1991.
2.
Жан Пиаже. Речь и мышление ребенка. – М.-Л.,1982
3.
Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития
ребенка. – Ростов-на-Дону, 1987.
4.
Л.С. Выгодский. Мышление и речь. – Н., 1982
5.
Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических
процессов ребенка. – М., 1956.
[1]
Л.С. Выгодский. Мышление и речь. – Н.,
1982, с.25
[2]
Жан Пиаже. Речь и мышление ребенка.
– М.-Л.,1982, с.87
[3]
Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и
младенец. – М.,1991.
[4]
См: Карпова
С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. – Ростов-на-Дону,
1987.
[5]
Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и
развитие психических процессов ребенка. – М., 1956.
Источник