Достижения развития ребенка раннего возраста является

Достижения развития ребенка раннего возраста является thumbnail

Достижения периода раннего детства

Ученые считают, что ранний возраст является самоценным возрастным этапом. Не следует рассматривать его как подготовку к дошкольному детству.

Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни человека.

Третий год существования ребенка особо насыщенный период во всех отношениях.

В возрасте с 2 до 3 лет: рост замедляется, тело малыша становится более пропорциональным и появляется стройность «пупсика», которая придает особое очарование детям этого возраста.

В организме ребенка происходят серьёзные изменения:

  • Продолжает развиваться лимфоидная ткань, ответственная за невосприимчивость организма к различным инфекциям;
  • Совершенствуется деятельность всех органов, вследствие чего малыш становится физически более выносливым;
  • Повышается работоспособность нервной системы;
  • Прогрессирует физическое развитие:

– дети овладевают ходьбой и бегом: становится больше длина шага, они могут менять ритм ходьбы, направление, по сигналу останавливаться, затем возобновлять движение, ускорять ходьбу, переходить к бегу;

– активизируется умение бросать: увеличивается сила броска, развиваются подготовительные умения к овладению замаха;

– совершенствуется ползание и лазанье, движения рук и многие другие функции.

Самое важное приобретение: осознание ребенка себя как личности, а проявление личности – борьба за самостоятельность.

Речь – мощное универсальное средство общения (из слушающего ребенок превращается в говорящего и общающегося, учится вместе со взрослым жить в этом мире)

Малыш уже менее зависим от взрослого: он ходит, одевается, раздевается, умывается и т.п. Повышается его самооценка и как только ребенок осознает это, он начинает отстаивать свои  права доступными ему средствами – «кризис 3 лет»

Симптомы кризиса «семизвездие симптомов»:

  1. Проявление негативизма и желание отрицать всё, что говорит взрослый, или сделать всё наоборот;
  2. упрямство, которое отличается от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что он так захотел;
  3. строптивость, выражающаяся в постоянном недовольстве тем, что предлагает взрослый;
  4. своеволие: ребенок все хочет делать сам и только так, как он считает нужным;
  5. бунтарство: малыш постоянно ссорится с окружающими, ведет себя агрессивно;
  6. обесценивание личности родителей, родных и близких (бранится, плюется, бьет, щиплет и т.п.)
  7. деспотизм по отношению к близким людям.

Период с 2 до 3 лет отличается  от последующих возрастов числом и значимостью возникающих психических новообразований, фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств.

  • Любознательность, которая появляется (или не появляется) в раннем детстве, является жизнеутверждающим качеством человека. Благодаря Л. формируется интерес к познанию окружающей действительности, к овладению знаниями («хочу всё знать!»). Стремление к познанию может сохранится на долгие годы, до глубокой старости, и сделать человека счастливым, а его жизнь яркой и интересной.
  • Доверие к миру начинает складываться (или не складываться) в раннем детстве и во многом определяет будущий характер человека, успешность его в профессиональной деятельности, даже в какой-то мере состояние здоровья. Такому человеку легче жить, чем тем, кто не испытывает доверия к миру и людям. Устойчивое чувство настороженности и тревоги приводит к различного рода заболеваниям.
  • Уверенность в себе формируется (или не формируется) у ребенка в раннем детстве в процессе общения со взрослыми и в предметной деятельности. Появление и становление этого личностного качества не требует от взрослых особых усилий, но если им удается подарить малышу ощущение уверенности в себе, то можно считать, что он получил один из самых дорогих подарков в жизни. И наоборот, неуверенному в себе ребенку трудно общаться с воспитателем и сверстниками, что отрицательно сказывается на его личностном развитии.
  • Целенаправленность, или целенаправленная деятельность, является особым приобретение раннего возраста. Появление (или не появление) у ребенка способности ставить цели, определять пути их достижения и добиваться результата весьма значимо для него. Именно от целенаправленности зависит, станет человек хотя бы отчасти созидателем или будет только потребителем. Желание и умение созидать – одно из предпосылок стремления человека к повышению собственного источника интеллектуальной, учебной и трудовой активности.
  • Настойчивость, под которой психологи понимают качество личности, заключающиеся в умении добиваться поставленной цели, не смешивать с упрямством, которое доставляет взрослым немало неприятностей. Сформированная в раннем детстве Н. помогает ребенку в дальнейшей жизни не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий и доводить начатое до конца, самостоятельно ставить и разрешать объективно значимые задачи.
  • Творческое воображение впервые проявляется (или не проявляется) в раннем детстве. Зачастую от наличия или отсутствия этого качества зависит вся последующая жизнь. Самостоятельное создание образа в соответствии с собственным замыслом – это сложное новообразование, которое требует от взрослых особых усилий при руководстве игровой и изобразительной деятельностью детей.

Учёные справедливо считают, что ранний возраст нельзя рассматривать только как период физического развития и физиологического созревания и ограничиваться уходом и присмотром за малышом. Необходимо в полной мере развивать потенциальные способности каждого ребенка.

Взаимодействие взрослого с детьми в течение дня в разных режимных моментах

Первые сознательные контакты между детьми часто осложняются тем, что они не умеют учитывать интересы и состояния друг друга, т.е. нет навыков взаимодействия друг с другом.

Возникающие конфликты необходимо разрешать мягко, без окриков и насилия, предлагая позитивные формы взаимодействия, переключая внимание детей на др.виды деятельности:

– отвлечь внимание ребенка другой игрушкой, интересными занятиями или предложить ему такую же игрушку;

– организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт;

– помочь детям установить очередность в игре с такой игрушкой.

В рамках личностно-ориентированного взаимодействия педагог должен придерживаться следующих правил при разрешении детских конфликтов:

  • Избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию («Отдай куклу», «Не обижай Олю», «Играйте вместе»);
  • Не унижать ребенка («Жадина», «Злюка»);
  • Применять тактичные приемы поддержки слабого и обиженного малыша и меры воздействия на более сильного и агрессивного;
  • Использовать косвенные приемы, побуждающие ребенка высказывать свои переживания и желания («Ты хочешь сказать, что тебе жалко Катю? Давай её вот так пожалеем»);
  • Тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться («Я думаю, Галя расстроена. Вы обе хотите играть с одной куклой. Как же теперь быть?»)
  • Запрещать что-либо лишь после того, как будут исчерпаны другие способы разрешения конфликта;
  • Запрет должен быть сформулирован в такой форме, которая позволяет детям придти к соглашению («Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»).

Основная стратегия поведения взрослых при взаимодействии с 3-хлетними детьми заключается в том, чтобы сохранить и обеспечить общее положительное отношение ребенка к самому себе. Несколько советов:

  • Если малыш с чем-то не справляется, поддержать его желание добиться результата;
  • Не оценивать личность ребенка отрицательно, это больно ранит его самолюбие, постоянные упреки подавляют инициативу, порождают неуверенность в себе, гасят любознательность;
  • В случае неудачи подбодрить, внушить уверенность в своих силах («Ты так много уже умеешь делать. Я уверена, что и этому ты научишься. Смотри, как это делается. Попробуй еще раз»)
  • Не сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей;
  • Не вступать в споры с ребенком, когда он упрямится, противопоставляет себя окружающим, нужно помочь ему справиться с самим собой;
  • Чаще давать право самому выбирать, что именно и как он будет делать;
  • Воспитывать у себя (взрослого) эмпатию: пытаться принимать точку зрения ребенка, почувствовать и выразить словами состояние.

Игровые приемы для обогащения игрового опыта детей:

  • Поддержка игровой инициативы ребенка: воспитатель поощряет и подхватывает любое действие малыша: «Молодец, Светочка, как хорошо ты кормишь дочку! Давай я налью молочка, а ты ее попоишь». Т.о.взрослый помогает продлить игру, а затем дает ребенку возможность продолжить ее самостоятельно;
  • Увеличение числа персонажей игры, поощрение речевого общения с ними. Чаще всего дети повторяют игровые действия только с теми игрушками, с которыми играл взрослый. Поэтому необходимо стимулировать игру ребенка с разными персонажами: большими и маленькими куклами, зверушками – это разнообразит игровые действия, пополняет возможности игры;
  • Расширение круга игровых предметов и действий. Наводящими вопросами и предложениями воспитатель стимулирует малыша к поиску новых игрушек. С их помощью углубляются представления ребенка об окружающем мире и действиях персонажей, игра становится более содержательной и увлекательной;
  • Обогащение игровых сюжетов. Смена сюжетов также способствует усложнению игры, делает ее интереснее. Представляя в игре житейские ситуации, ребенок выполняет более сложные роли, отображает разнообразные взаимоотношения игровых персонажей. Реализация сюжетов требует привлечения новых атрибутов, предметов, подражания действиям взрослых;
  • Выстраивание последовательности игровых действий. Чтобы игра была более содержательной, ребенку надо показать игровую ситуацию целиком, в которой все действия взаимосвязаны, персонажи вступают в разные взаимоотношения. Ему становятся понятны последовательные игровые действия, которые нужно сопровождать словесными рассуждениями: варим кашу, накладываем её на тарелочку; кормим ложечкой куклу Машу, вкусная каша, поела Маша. Теперь будем ее укладывать спать.
  • Введение в игру предметов-заместителей. Это расширяет ее содержание, делает более творческой. Воспитатель помогает превратить камешки в пирожки, палочки – в градусник, носовой платочек – в одеяльце. Постепенно ребенок начинает самостоятельно пользоваться замещениями. Взрослому бывает достаточно косвенно стимулировать игровых действий.

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

1.     Введение

2.     Социальная сущность психического развития детей

3.     Основные достижения   раннего возраста

4.     Символизм  и зарождение самосознания

5.     Кризис 3-х лет

6.     Заключение

Список литературы

Чтобы грамотно развивать и обучать ребенка, необходимо знать особенности его развития в каждый из периодов детства и отрочества.  Периодизация психического развития – это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития.

Основным понятием механизма психического развития ребенка является так называемая социальная ситуация развития ребенка. Это та конкретная форма отношений, в которых ребенок находится с взрослыми в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития – это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т.е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Выяснив и поняв ее, мы тем самым можем выяснить и понять, как из жизни ребенка возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.

Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности. Это, – пожалуй, центральное понятие механизма психического развития ребенка.

Основные достижения раннего возраста, влияющие на психическое развитие ребенка:

·        овладение прямой походкой;

·        овладение активной речью;

·        развитие предметной деятельности.

Остановимся подробнее на роли прямохождения для психического развития ребенка.

В результате самостоятельного перемещения ребенку становится доступным более широкий круг предметов, с которыми он может взаимодействовать, используя не только руки и глаза, но и все туловище, ноги.

Это не только игрушки, но и предметы домашнего обихода: посуда, обувь, мебель и др. Движения ребенка при этом становятся более согласованными и точными, скоординированными, что ведет к развитию устойчивости внимания, точности восприятия, формированию волевых качеств.

Самостоятельное хождения приводит к знакомству с крупными предметами, ребенок получает возможность узнать их с различных сторон, усваивая таким образом понятия величины, формы; учится ориентироваться в пространстве, развивая глазомер. Преодолевая трудности и препятствия, встречающиеся у него на пути, малыш решает задачи при помощи практических действий, тренируя свое мышление и волевую сферу, получает при этом разнообразные эмоции.

Таким образом, овладение прямой походкой существенно влияет на психическое развитие ребенка на втором году жизни.

Развитие символизма как возрастного новообразования второй половины раннего детства включает в себя две стадии. На первой, охватывающей период второй половины второго года жизни и частично начала третьего года, ребенок только осваивает символические и замещающие действия, подражая взрослому или детям постарше. Критического отношения к ним у него не наблюдается. И только на второй стадии, охватывающей период третьего года жизни, он сам начинает производить замещения и символизации. В этом же возрасте появляется критическое отношение к действиям другого. Таким образом, сознание ребенка в раннем возрасте развертывается осмысленно и системно только благодаря функции символизации, обусловленной отрывом значения от обозначаемого объекта.

Самосознание является продуктом развития человека, его прижизненным образованием. Оно развивается в процессе собственной активной деятельности ребенка, на основе его взаимоотношений с окружающими (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович и др.). Развитие самосознания протекает индивидуально у каждого ребенка, но, как правило, к концу года жизни первые признаки возникновения его уже можно заметить: ребенок начинает выделять себя, свое тело из окружающего его пространства. Дальнейшее развитие самосознания связано с осознанием своих желаний и вообще мотивов деятельности. Это помогает ему перейти на следующую ступень в развитии самосознания — отделить себя от своих действий.

Первоначально ребенок не осознает себя субъектом деятельности. «Катя гулять », «Боря пать», — говорят дети раннего возраста о себе. Важный момент в развитии самосознания наступает на третьем году жизни, когда ребенок начинает отделять действие от предмета, за которым оно первоначально было жестко закреплено. Он наступает не «вдруг», не сам собой, а в результате выполнения ребенком предметного действия в новых условиях и переноса его на другие предметы. Ребенок «качает», «кормит», «моет» уже не только свою самую любимую куклу Таню, эти же действия он может совершать и с другими предметами, «кормить» не только маленькой алюминиевой ложечкой, но и пластмассовой и даже палочкой, заменяющей ее, и т. п. Действуя с предметами, он сравнивает свои действия с действиями взрослых, находит в них сходство, различие, все чаще действует без непосредственной помощи взрослого.

И вот у ребенка появляется свое желание, порой отличное от желания взрослого, свое личное действие, к которому он относится как к своему, самостоятельно совершенному действию.

«Я играю», «я одеваюсь», «я ем» и все чаще «я сам» — заявляет малыш о себе на третьем году жизни. Переход от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица «я» — одно из важных достижений раннего возраста. Некоторые психологи (Божович Л. И., 1968) считают даже возникающую у Ребенка к концу раннего детства систему «Я» и рождаемую ею потребность действовать самостоятельно, реализовать, утвердить свое «я» – центральным новообразованием данного периода.

Среди других новообразований, появляющихся вслед за этим, особое значение для развития ребенка как личности имеет самооценка. За счет каких источников, в силу каких причин происходит развитие самосознания и самооценки? Отечественные психологи движущую силу развития самосознания видят в «растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений».

На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Самая популярная фраза в этом возрасте «Я сам!». Это необходимый для развития кризис. Так или иначе, все дети проходят через него. Кризисы помогают нам перейти на новую ступеньку развития. Кризис 3 лет – это важный этап в становлении психического развития ребёнка. Это кризис социальных отношений ребёнка. Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Когда наступит – радуйтесь,- ваш ребёнок развивается нормально.

Первые признаки кризиса нередко можно заметить уже в 1,5 года, а пик его приходится на возраст около трёх лет (2,5-3,5 года).

Кризис трех лет (Л.С.Выготский) выражается в семизвездии симптомов:

1.     Негативизм проявляется тогда, когда ребенок не желает делать что-то, потому что просьба исходит от взрослого. Ребенок не обращает внимания на суть просьбы. Что бы взрослый ни просил, на все он отвечает «нет».

2.     Упрямство практически не наблюдается в отношениях со сверстниками. Оно возникает только в отношениях со взрослыми. Например, ребенок не хочет есть суп не потому, что он ему не нравится, просто, на просьбу мамы он уже сказал один раз « нет» и теперь повторяет свой отказ.

3.     Непослушание. Оно проявляется против норм воспитания.

4.     Своеволие и капризность. Проявляется желание ребенка к самостоятельности : «Я сам».

5.     Протест, бунт. Ребенок находится в состоянии войны со всеми, кто его окружает. Это проявляется в постоянных конфликтах и ссорах.

6.     Обесценивание взрослого. Ребенок может кусать, бить его, кидаться разными предметами, перестав ценить взрослого.

7.     Деспотичное руководство родителями. Ребенку, например, не нравится, что мама сидит в кресле, а не на диване. Он требует, чтобы она пересела, устраивает истерику, если желание не выполняется.

Таким образом, мы видим, что ребенок в конце раннего возраста ( от рождения до 3 лет) воспринимает окружающий мир по – новому, через призму самого себя.

На втором году жизни в развитии ребенка начинается новый этап. Малыш активно растет, прибавляет в весе. Происходит перестройка функционирования организма. Именно поэтому от взрослых требуется повышенное внимание к охране ребенка от физических перегрузок, защите от инфекционных заболеваний. Ранний возраст очень значим в становлении психики, поведения, личностного развития ребенка, так как велики те качественные преобразования, которые с ним происходят. Психологи даже склонны предположить, что три года — это середина пути развития от рождения до зрелости. По сравнению с новорожденным трехлетний малыш владеет многими предметами домашнего обихода, пользуется ложкой, способен к самообслуживанию, общается с окружающими при помощи активной речи, в состоянии следовать элементарным правилам поведения.

На протяжении раннего возраста происходит постепенное усвоение ребенком человеческих форм поведения. Малыш хочет получить от взрослого похвалу и огорчается, если им недовольны. Продолжает формироваться чувство симпатии по отношению к другим людям, что может выражаться в сочувствии, желании поделиться игрушками.

В этом периоде происходит усвоение ребенком своего имени. Малыш достаточно рано отождествляет себя со своим именем, отстаивает право на него и протестует, если его ошибочно называют другим именем.

К концу 3-го года жизни появляется осознание себя как отдельной личности, что свидетельствует о начале кризиса, который психологи называют «Я сам».

1.     Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – 1-е издание, СПб,  2009. – 320 с.

2.     Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009. – 704 с.

Источник