Доска для развития моторики рук у ребенка

Когда малыш вырастает, он все активнее начинает интересоваться взрослым миром — его интересуют выключатели и розетки, всевозможные кнопки и телефоны, защелки и замочки. Однако в пределах квартиры все эти вещи часто представляют опасность — получается, что мы раз за разом будем запрещать малышу узнавать мир, ограничивая его пространство территорией манежа.
Фото: яркая развивающая доска
Но тяга к знанию у ребенка столь велика, что он снова и снова будет пытаться нарушить ваши запреты. И бороться с этим бесполезно — лучше узаконить то, что нельзя запретить.
В чем особенности развивающих досок
Именно для того, чтобы «узаконить», и создаются развивающие доски, busy board. Они помогают развивать мелкую моторику, логику, будут стимулировать развитие новых тактильных ощущений и мыслительный процесс.
Автор развивающих досок — Мария Монтессори
Интересно. Развивающая доска с замочками впервые была предложена Марией Монтессори — не только как способ занять малыша, но и как пособие по развитию важных бытовых навыков, воображения и интеллекта. Методика Монтессори, где утверждается, что ребенок лучше всего развивается во время игры, пользуется популярностью до сих пор.
Магазинная развивающая доска для ребенка.
В конце статьи смотрите, где можно заказать подобные игрушки
Вы можете дополнить доску задвижками и ключиками, замками и защелками, картинками и тканью, украсить фотографиями и надписями, создать «сменные комплекты» на одной базе, чтобы игрушка долго не надоела вашему малышу.
Фото: доска бизиборд
Считается, что развивающая доска оптимально подходит для занятий с малышом в возрасте от 10 месяцев и до двух лет, а самые сложные конструкции можно использовать и до 5 лет — все зависит от того, что на них будет находиться.
В качестве основы — обыкновенная фанера
Кстати, упражнения с развивающей доской — это и пальчиковая гимнастика, и умственное развитие малыша. В ее состав обычно входят:
- выключатели;
- замки с ключиками;
- защелки и задвижки;
- фонарики и телефонные трубки, диски;
- крючки;
- счеты;
- дверные цепочки;
- бусы;
- тканевые лоскутки;
- картинки с цифрами или животными.
Совет. Для создания развивающей доски вы можете использовать все что угодно — то, что будет вращаться, щелкать, перемещаться и светиться. Вы вынесете все, что вызывает интерес в квартире, на одну компактную поверхность, и этим и заинтересуете, и обезопасите малыша от неприятных последствий «свободных исследований».
Как сделать традиционную жесткую конструкцию
Для развивающей доски потребуется кусок фанеры или древесины, но подойдет и пластик, оргалит, картон. Что касается габаритов, то их выбирают в зависимости от наличия свободных площадей.
Доску бизиборд можно изготовить самостоятельно
Информация. Самые компактные развивающие доски — это небольшие модули формата 50х50 см, а для грандиозных замыслов можно использовать основу до 1,7 метра шириной.
К созданию развивающей доски для малыша можно привлечь всю семью — папа продумает безопасные и практичные крепления, мама займется дизайном, старшие дети могут предложить «наполнение». Кстати, для создания развивающей доски даже не обязательно идти в магазин — наверняка все нужные элементы найдутся в кладовках и на антресолях.
Если же у вас дома нет подходящих «сокровищ», то можно обратиться к бабушкам и дедушкам, ведь они обычно сохраняют старые вещи, которые можно использовать с толком.
К самодельной развивающей доске прикрепляют:
- засовы, щеколды, задвижки, шпингалеты, крючки и навесные замки (кстати, легче всего поддаются открыванию детскими пальчиками замки с почтовых ящиков);
- выключатели и кнопки — они могут просто щелкать, а могут что-то включать — например, маленькие лампочки со старого фонарика;
- дверные цепочки, петельки, крючки;
- всевозможные тумблеры;
- розетку и вилку (естественно, не подключенные к электричеству);
- дверной звонок, работающий от батареек (выбирайте сигнал «под себя», ведь вам придется его слушать очень часто);
- панели с кнопками — например, от старого пульта;
- катушки и шнурки — с их помощью можно создавать интересные шнуровки;
- молнии и пуговицы;
- циферблаты от часов;
- поворотные тумблеры.
Перед тем, как сделать развивающую доску, нужно найти подходящую основу — чем больше всевозможных элементов будет на доске, тем более интересной игрушка окажется для малыша.
Однако не забывайте учитывать и наличие свободного места, ведь игрушку нужно будет куда-то прикрепить, а сделать это с громоздкой конструкцией может оказаться неудобно.
Продумайте расположение элементов, сделайте карманы и дверцы, а затем уже переходите к этапу оформления. Для декорирования развивающей доски подойдут разноцветные ткани, разные на ощупь, а также цветной картон. Можно использовать картинки с животными, с цифрами и буквами.
Вы можете спрятать за окошками на липучке симпатичные картинки с милыми животными, цветами, числами — и не только открывать/закрывать, искать и крутить, но и попутно изучить счет, названия животных, места их обитания, основные цвета и так далее.
Важно, что к продуманной развивающей доске ребенок очень долго не потеряет интерес, и даже если это произойдет, вы всегда можете придумать другую конструкцию.
Использование развивающей доски поможет вам надолго занять кроху — он будет играть с удовольствием, каждый раз делая необходимую зарядку для пальчиков, и познавать предметный мир.
А родители смогут поучаствовать в игре или же оставить малыша наедине со своим новым «полем для деятельности».
Мягкие варианты из ткани
Если вы создаете игровую панель для совсем еще крохи, то ее лучше сделать мягкой. Это будет подобие развивающего коврика, только несколько другого формата.
Используйте в качестве основы старую подушку или плотную ткань, натянутую на каркас.
К игровым элементам в данном случае относятся: ленточки, пуговицы — самые разные по форме, цветам и способу фиксации, петельки и крючки, липучки, кармашки, аппликации и узоры, колечки для штор и шнурки, маленькие игрушки, погремушки.
Все, что вы посчитаете нужным, следует надежно пришить к основе. Самые яркие элементы можно спрятать за тканевыми дверцами, а в кармашках расселить игрушки, привязанные тесьмой. Можно сделать шнуровки, счеты из колечек — все ограничено исключительно вашей фантазией.
Правила безопасности при использовании игрушки
Даже если малыш будет всегда играть под присмотром, игрушка должна быть полностью безопасна. Для этого нужно выполнить следующие правила:
- Доска обязательно закрепляется жестко — к стене, к полу, к мебели, к тому, что ребенок не сможет сдвинуть и уронить. Выполните это правило — и у вас появится немного времени на себя, пока ваш малыш увлеченно играет.
- Вы можете использовать любой материал в качестве основы — от фанеры до старой дверцы шкафа, но не забудьте проконтролировать отсутствие заноз по периметру и на лицевой части.
- Если на поверхности есть острые углы или «проблемные», травмоопасные места, их лучше оббить чем-то мягким, чтобы не допустить ударов.
- Не забывайте, что маленькие пальчики — очень цепкие, и они могут запросто открутить какую-то мелкую деталюшку и отправить ее в рот. Проверяйте надежность креплений тщательно и по нескольку раз.
- Все съемные элементы — ключики, замочки — лучше зафиксировать на шнурках или цепочках.
- Если в вашей развивающей доске будут предусмотрены светящиеся или другие электрические элементы, то запитайте их от батареек, а не от сети.
Полезное. Как сделать бизиборд своими руками — читайте в отдельной статье.
Где купить развивающую доску
- Интернет-ателье уникальных вещей «Брендэрия» — цены от 1000 руб. за Бизиборд мини до 10 000 за огромные доски со множеством элементов.
- Интернет-магазин «Развивайка» — цены от 1000 руб. за тряпочную игру с застежками «Одевайка» до 3000 руб. за кукольный домик для детей от 2 лет.
- «Делаем на заказ» доски по методике Марии Монтессори — цены от 2900 за доску размером 50×60 см. и развивающая доска «Одевай-ка» за 3500 руб.
- «Сказки леса» — цена за игру-планшет ЗАМОЧКИ 42х30 см. 2000 руб. Смотрите ниже видео-обзор данной доски.
Вы можете поделиться или сохранить для себя:
Обсуждение статьи:
Источник
Ирина Филонова
«Бизиборд или развивающая доска» Дидактическая игра для развития детей дошкольного возраста
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад № 49
Колпинского района Санкт – Петербурга
«Бизиборд или развивающая доска»
Дидактическая игра для развития детей дошкольного возраста
Автор: Филонова И. С. ,
воспитатель
2019 год
Актуальность. Современный ребенок уже не так активно занимается познанием мира, как его ровесники еще четыре десятка лет назад. Если раньше малыш хватал в руки все, что попадется, исследовал мир всеми возможными способами, то сейчас уже с года дети все чаще заняты планшетами, мультиками – всем, что так нравится и намертво приковывает их внимание. Логопеды бьют тревогу – число ребятишек с речевыми патологиями растет в геометрической прогрессии. Чтобы нивелировать влияние негативных факторов, постоянно разрабатываются новые дидактические игры, применяются и давние методики. Одна из них – методика Монтессори, ставшая сегодня актуальной как никогда. Известно, что прототип современного бизиборда был изготовлен еще в 1907 году самой Марией Монтессори. Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, таким образом, развивая мелкую моторику. Мария Монтессори в рамках своей методики предложила развивать мелкую моторику детей через познание сути вещей. Для этого нужно было перенести подручные приспособления на стенд для изучения, таким образом, дети смогут изучать функциональность каждой мелкой детали, находясь в безопасности. Благодаря ей появился первый бизиборд: на деревянной поверхности расположились розетка со штекером, выключатель света, дверные защёлка и цепочка, панно со шнуровкой.
Бизиборд — развивающая доска для детей, которая содержит много различных кнопочек, замочков, щеколд, прищепок и прочих предметов, которые могли бы заинтересовать ребенка.
Мелкая моторика и развитие речи взаимосвязаны напрямую. Через выполнение мелких движений пальчиками рук, происходит прямое влияние на мозг ребенка. При давлении на кончики пальцев сигнал идет прямо в кору головного мозга, эти сигналы активизируют еще неразвитые клетки головного мозга, отвечающие за речь ребенка. Многократно открывая и закрывая замочки, ребенок каждый раз испытывает радость, когда ему удается справиться с механизмом. Работа с модулем совершенствует зрительно-моторную координацию, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребенка.
Цели и задачи бизиборда
Цель: способствовать развитию мелкой моторики, координации движения, внимания, фантазии, усидчивости, творческого и логического мышления, самостоятельности; помогать в освоении бытовой деятельности; способствовать формированию умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек, молний, щеколд.
Задачи:
развивать мелкую моторику рук, логику и мышление;
способствовать изучению различных цветов;
формировать причинно-следственные связи;
развивать самостоятельность и познавательную активность;
способствовать развитию произвольности (умение играть по правилам и выполнять инструкции).
Описание бизиборда
Размер: 80*50 см.
Бизиборд изготовлен из деревянного мебельного щита.
Использовалась различная фурнитура: шпингалеты, молния, выключатель, розетка, зеркальце, спиннер, дверной звонок, шнурки, прищепки, пластиковые крышки, визитница, пуговицы, застежки, карточки, держатель для проводов, дверные петли, крючок.
Создавая развивающую доску, была внесена полезность в каждый элемент данной доски. Любой элемент в бизиборде может заинтересовать ребенка.
Развитие с помощью бизиборда возможно как самостоятельно, так и с педагогом.
Время игры ребенка с данной развивающей доской в среднем 15-20 минут в день. Развивающая доска рассчитана на детей от 3-х лет.
ВАРИАНТЫ ИГР
Игра «Соотнеси по размеру и цвету»
Цель: способствовать развитию сенсорного восприятия.
Игра развивает зрительное внимание, наблюдательность, логическое мышление, память, речь, обогащает детский словарь, учит различать размер и цвет.
Игра «Волшебные замочки»
Цель: Познакомить детей с подручными бытовыми приспособлениями, изучить функциональность каждой мелкой детали, способствовать ослаблению интереса ребенка к запретным «взрослым» бытовым приборам и замкам, способствовать развитию мелкой моторике рук, пространственного воображения, познавательных интересов, мышления.
Все дети любят возиться с разными замочками и щеколдами: открывают и закрывают их. Эта игра очень нравится детям. Ребенку очень интересно узнать, кто же прячется в этих замечательных окошках с замочками.
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее – и Сегеном.
К развивающей игре со счетами, включателем, клавиатурой, розеткой, молнией, телефонным барабаном с ребенком не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Игра дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
Назначение этой игры:
развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий “вверху”, “внизу”, “справа”, “слева”;
способствуют развитию речи;
развивают творческие способности.
Также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика).
Задачи:
1. Способствовать развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
2. Способствовать развитию действий руки, формировать ручную умелость, совершенствовать мелкую моторику пальцев.
3. Способствовать формированию волевых умений (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).
Игра «Найди и назови»
Цель: закреплять умение находить быстро геометрическую фигуру и называть ее.
На доске в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Задача дошкольников быстро найти геометрическую фигуру и назвать ее.
Игра «Сосчитай-ка и назови цифру»
Цель: закреплять навыки счета от 0 до 10, соотносить число и количество точек.
Предложить ребенку сосчитать количество точек, а потом назвать цифру, и наоборот.
Обучающая игра «Веселая шнуровка»
Цель: способствовать развитию мелкой моторики и научить ребенка вставлять шнурки в отверстия, завязывать на бантик шнурок.
Шнуровка – один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры – наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики, а также развитию речи ребенка. В психологии хорошо известно исследование М. В. Фоминой, которая установила зависимость между уровнями развитияречи и мелкой моторики: чем больше развита мелкая моторика, тем совершеннее активная речь ребенка. Такая зависимость объясняется тем, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно этот факт навел ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает на развитие активной речи не меньшее влияние, чем непосредственное речевое общение ребенка и взрослого.
Назначение игр-шнуровок:
развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий “вверху”, “внизу”, “справа”, “слева”;
формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
способствуют развитию речи;
развивают творческие способности.
Воспитатель показывает варианты,как можно завязать шнурок различными способами шнурования: крест-накрест, параллельным переплетением, крестом снизу, крест сверху и т. д. и предлагает ребенку повторить данные действия.
Из шнурков сложилось чудо —
Завязались бантики,
Потихоньку подходите.
Полюбуйтесь-поглядите!
Вот так чудо-чудеса:
Это бабочка краса!
Игра «Веселая прищепка»
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.
Двигая прищепки, как косточки на счетах, считать их. Было два пирожка у Маши, мама дала ей еще один. Сколько у Маши теперь пирожков? Три. С помощью таких «бус» удобно изучать понятия «направо», «налево», «сколько».
Игра-антистресс «Спиннер»
Спиннер представляет собой небольшой гаджет,состоящий из нескольких частей: корпуса на подшипнике и внешних подшипников. Выглядит как плоская конструкция, которую можно привести в действие, ударив по боковой грани крыла, тем самым заставив ее крылья быстро вращаться.
Антистресс спиннер fidget spinner успокаивает расшатанные нервы;
Пытаясь сосредоточиться на игрушке, мозг начинает работать активнее, концентрация внимания повышается;
Ручной спиннер антистресс развивает мелкую моторику пальцев.
Задание «Расскажи по картинке, что ты видишь?»
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания.
Ребенок должен рассказать связными предложениями, что он видит на картинке.
Игра «Веселые застежки и пуговицы»
Цель: закреплять умение детей расстегивать и застегивать пуговицы, пряжки, расстегивать и застегивать молнию и фастекс, учить различать оттенки цветов, воспитывать настойчивость, целеустремленность.
Предложить ребенку раскрывать молнии, фастекс, пуговицы, чтобы найти спрятавшегося героя.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз (артикулем).
Основные правила проведения артикуляционной гимнастики:
продолжительность проведения зависит от возраста, но не должна превышать 10 минут;
во время гимнастики обязательно нужно использовать зеркало, чтобы ребенок видел свои органы артикуляции;
гимнастика должна проходить в игровой форме;
комплекс должен включать не менее 4–5 упражнений, но переутомлять детей большим количеством заданий не нужно;
если дети затрудняются в выполнении какого-либо упражнения, не заставлять их, использовать зонды или чайные ложки;
всегда следить за правильностью и плавностью выполнения упражнений, помнить, что качество важнее количества.
Таблица: задачи артикуляционной гимнастики
Орган артикуляции Задачи гимнастики
Губы Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции.
Язык Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки, укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким («лопаточка», узким («иголочка», в форме «чашечки» и т. д.
Щёки Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться.
Нижняя челюсть Развивать подвижность нижней челюсти.
Мягкое нёбо Учить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба, силу нёбно-глоточного затвора.
Заключение
Таким образом, бизиборд – не просто красивая игрушка, а дидактическая игра с множеством функций, который можно использовать для гармоничного развития ребенка не только воспитателям, но и логопедам, и психологам. Сегодня бизиборд – уже необходимая вещь для развития речи и восприятия мира ребенком. Используя его дети не только играют, но и происходит развитие следующих навыков:
мелкой моторики и памяти. Благодаря наличию множества мелких деталей мозг ребенка активно развивается.
координации движений. Эту функцию выполняют дверные цепочки, защелки, шнуровки, шестеренки, молнии, прорези – «змейки». Ребенок учится управлять руками и направлять движения правильно, чтобы достичь цели – застегнуть молнию, привести фигурку по змейке в нужное положение и пр.
логики. Здесь работают дверцы, магнитные лабиринты, фонарики, шестеренки. Развиваетсяпонимание последовательности действий: нажал кнопку – фонарик загорелся, поднес магнитную ручку – шарик потянулся за ней, открыл замок – открыл дверку – нашел картинку.
усидчивости. Малышу трудно сосредоточить внимание надолго, а благодаря бизиборду он может заниматься его изучением до получаса.
воображения. Ребенок придумывает множество вариаций работы с тем или иным оборудованием.
конгитивной функции:
Изучение цвета. В оформлении бизибордов используются различные яркие цвета, которые легко запоминаются. Так же на досках используются модули с сортерами по цветам.
Изучение форм. Во многих деталях и модулях развивающей игрушки используются геометрические фигуры, которые легко изучить не только визуально, но и тактильно.
Первые буквы и цифры. Ребенку легче воспринять понятие цифр благодаря счетам и другим элементам. В бизибордах нередко используются буквы, которые ребенку так же легче запомнить на ощупь.
Базовые знания о мире. В модулях развивающих досок используются картинки с фруктами и овощами, животными, транспортом.
Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка,отраженных в ФГОС: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, физическое. А так же может являться формой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребенка, средством всестороннего развития его личности.
Источник