Дошкольный этап важный для развития ребенка

Дошкольный этап важный для развития ребенка thumbnail

В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.

Детство любого ребенка состоит из определенных периодов, в процессе которых дети едва ли не ежедневно открывают для себя все новые возможности и горизонты. Каждый из таких периодов отличается своими особенностями. В том числе и промежуток времени, к которому относится дошкольного возраста (3-7 лет), когда ребенок наиболее активно расширяет границы своего мировоззрения: перед ним открывается мир человеческих отношений и различных видов деятельности людей. В этот период его мир перестает существовать только в рамках семьи и малыш постепенно “вливается” в жизнь общества.

Да, ребенок дошкольного возраста еще не может принимать непосредственного и активного участия в жизни взрослых. Но ему очень хочется. Отсюда первые стремления к самостоятельности (пресловутое “Я сам”), неуемное любопытство (хорошо знакомое каждому родителю “почему”) и активные проявления инициативы (в том числе, подражание взрослым и попытки помочь родителям по дому: порезать хлеб, помыть посуду, натереть морковку и т.д.). В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.

Особенности дошкольного развития детей

В дошкольном возрасте у детей особенно интенсивно развиваются основы самосознания: они учатся оценивать себя с разных точек зрения: как доброго и внимательного друга, старательного, талантливого, способного человека, послушного ребенка и т.д. Процесс восприятия информации перестает быть эмоциональным и становится более осмысленным: ребенок целенаправленно ищет информацию и подвергает ее анализу.

На протяжении всего периода дошкольного возраста у малышей не только продолжает совершенствоваться наглядно-действенное мышление, но и зарождается фундамент наглядно-образного и логического мышления, а также формируется воображение. Отметим, что первые проявления воображения наблюдаются еще в самом раннем дошкольном возрасте, поскольку как раз к трехлетнему возрасту у ребенка накапливается уже достаточный жизненный опыт, способный дать материал для воображения.

С развитием воображения и мышления неразрывно связано и развитие речи. Если к трем годам более или менее грамотная устная речь только начинает формироваться, то уже к семилетнему возрасту ребенок владеет разговорной речью более чем хорошо. В свою очередь, развитие речи оказывает прямое влияние на развитие произвольного внимания. Благодаря занятиям, требующим сознательного запоминания предметов, действий или слов (игры, посильный домашний труд, выполнение поручений и т.д.), дети в 3-4 года начинают запоминать осознанно.

Теперь давайте более подробно остановимся на упомянутых выше аспектах развития детей в дошкольном возрасте.

Основные аспекты развития в дошкольном возрасте

Психическое развитие

Одной из главных характеристик развития детей в дошкольном возрасте является формирование произвольности ведущих психических процессов:

  • восприятия – дети все рассматривают и за всем наблюдают, чтобы затем проанализировать полученную информацию. Они умеют описывать предмет по форме и размеру, знают основные цвета и их оттенки, успешно усваивают систему сенсорных признаков (например, круглый как мяч);
  • памяти – в три года у ребенка память непроизвольна, а потому он запоминает только то, что вызвало у него эмоции. Однако уже к четырем-пяти годам у дошкольника начинает формироваться произвольная память – сознательное запоминание, например, элементов и правил игры;
  • мышления – для дошколят характерен постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению и развитие начальных форм рассуждений и логического мышления: в 4-е года мышление основано на предметных действиях, в 5 лет мышление предвосхищает действие, в 6-7 лет – действие переносится на схожие ситуации.

На психическое развитие детей влияние оказывает, в первую очередь, близкое окружение ребенка и наследственность. Поэтому родителям очень важно научиться принимать и понимать своего ребенка и максимально эффективно взаимодействовать с ним. Во многом этому помогают специальные тренинги, которые организовывают на базе развивающих центров.

Эмоциональное развитие

В дошкольном возрасте активно развиваются нравственные чувства и социальные эмоции, основанные на появлении новых интересов, потребностей и мотивов. Если раньше ребенок сам был объектом эмоций со стороны взрослых, то дошкольник становится субъектом эмоциональных отношений, поскольку начинает сопереживать другим. Эмоции помогают ребенку не только осозновать действительность, но и реагировать на нее. В этот период жизни базовый набор эмоций ребенка (радость или страх) существенно расширяется: он может сердиться, ревновать, грустить и т.д. В его арсенале появляется язык передачи эмоций посредством жестов, движений, взглядов или интонаций голоса.

Поскольку гармоничное развитие эмоций у ребенка дошкольного возраста зависит, в первую очередь, от его окружения, очень важно заполнить его мир яркими событиями и эмоциональными переживаниями: общением со сверстниками, специально организованной деятельностью (музыкальные занятия, театрализованные постановки, чтение сказок и т.д.), играми (в том числе и сюжетно-ролевыми) или трудовой деятельностью.

Познавательное развитие

Каждый ребенок рождается с уже развитой познавательной направленностью, которая позволяет ему легко адаптироваться к жизни. В дошкольном возрасте врожденная познавательная направленность перерастает в познавательную активность, благодаря которой у ребенка зарождается первичный образ мира. Познавательная активность проявляется в виде:

  • психических процессов (воображение, мышление, внимание, восприятие, память);
  • получения и анализа информации;
  • отношения к окружающему (эмоциональная реакция на явления, людей, предметы или события).

Так как все эти компоненты познавательной активности тесно взаимосвязаны, работа по познавательному развитию дошкольника должна подразумевать под собой работу с каждым из них. Взрослые должны следить, чтобы ребенок получал информацию, соответствующую его познавательным способностям, из достоверных источников, а также направлять процесс познания на содержательное упорядочивание полученной информации и установление осмысленных взаимосвязей.

Речевое развитие

Развитие речи у ребенка – это индивидуально выраженный процесс, который зависит от огромного количества самых разных факторов (в том числе, от психологических особенностей ребенка и его окружения). Однако, как правило, к семи годам язык становится для дошкольника средством не только общения, но и мышления. Его словарный запас плавно увеличивается с 1000 слов (в три года) до 3000-3500 слов (в 6 лет). Он владеет всеми формами грамотной устной речи и способен общаться посредством развернутых сообщений (рассказы, монологи) и диалогической речи.

Родной язык дети усваивают, подражая разговорной речи окружающих. Поэтому залогом успеха развития речи дошкольников является общение с родственниками, сверстниками и окружающими людьми. Причем, взрослые должны общаться с детьми “взрослым” языком (то есть, не “сюсюкая” и не “коверкая” слова, подстраиваясь под детское произношение). Важно не просто слушать малыша, а задавать ему наводящие вопросы, терпеливо и подробно отвечать на все “почему” и всячески поощрять его желание “поболтать”.

Физическое развитие

Дошкольный возраст – это важный этап в физическом развитии ребенка, поскольку именно в этот промежуток времени интенсивно формируются важнейшие системы организма: увеличивается масса мышц, окостеневает скелет, развиваются органы дыхания и кровообращения, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий и т.д. Отсюда можно сделать однозначный вывод: физическое воспитание дошкольника не менее важно, чем его психо-эмоциональное развитие. Тем более, что специалисты уверяют – двигательная активность и умеренные спортивные нагрузки стимулируют как умственное, так и эмоциональное развитие ребенка.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Источник

Ключевым периодом в развитии ребенка является дошкольный возраст, включающий в себя диапазон от 3 до 7 лет. Это очень важное время для становления личности малыша, его эмоционального, интеллектуального и нравственного развития, формирования важнейших для дальнейшей жизни навыков. Поэтому родителям предстоит приложить немало усилий, чтобы вырастить гармоничную личность, готовую к получению среднего образования и к выходу в «большую жизнь».

Общее описание периода

Для характеристики любого возрастного диапазона принято использовать три составляющие:

  • социальная ситуация развития;
  • ведущий вид деятельности;
  • психические новообразования.

С точки зрения социальной ситуации развития для периода характерна большая самостоятельность малыша, который постепенно начинает выстраивать собственную цепочку отношений, постигает мир при помощи игры, нередко подражая родителям. Ребенок всеми силами стремится включиться во взрослую жизнь.

Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, помогающая не только весело провести время, но и сформировать у ребенка важнейшие понятия, помочь ему сориентироваться в межличностных отношениях и в социуме в целом. Так, играя в «Дочки-матери», дети постепенно начинают осознавать ценность семьи, работы в команде, общения со сверстниками.

С точки зрения новообразований психики дошкольный возраст особенно важен, поскольку именно сейчас происходит развитие наглядно-образного мышления, то есть малыш постепенно начинает переходить от понимания конкретных предметов к постижению абстрактных явлений. Усложняется и развивается память, речь, появляются различные эмоции.

Сколько лет дошкольникам?

В рамках рассматриваемого возраста принято выделять три периода:

  • младший (3-4 года);
  • средний (4-5 лет);
  • старший (5-7 лет).

Каждый из них имеет свои особенности, поэтому понятно, что малыш в 3 года существенно отличается от шестилетнего.

Физическое развитие

В диапазоне от 3 до 7 лет происходит увеличение массы тела, дети становятся выше, конечности удлиняются, молочные зубы начинают постепенно заменяться коренными.

Исследователи выявили такие особенности физического развития дошкольников:

  • вес растет примерно на 2 кг в год (с 3 до 5 лет);
  • окружность головы до 5 лет каждый год становится больше на 1 см, с 5 до 7 лет – на ½ см;
  • окружность груди возрастает на 1,5 см каждый год.

Родителям важно следить за тем, чтобы во время игры или рисования ребенок сидел правильно, в противном случае велик риск нарушения осанки, появления сутулости, сколиоза и проблем со здоровьем.

Основные возрастные кризисы

Специалисты выделяют два кризиса дошкольного возраста, характеристика которых представлена в таблице.

Название Возможные причины Основные симптомы Рекомендации родителям
Кризис трех летПоведение родителей (гиперопека, авторитаризм), отсутствие братьев или сестер, болезненность. Чаще всего возникает у меланхоликов и холериков.Упрямство, деспотизм, строптивость, негативизм, своеволие, протесты, обесценивание – это семь основных признаков кризиса, выделенных Л.С. Выготским. Дети действуют «назло», нередко вопреки собственным желаниям, имея целью только отказать родителям (например, малыш сам замерз и хочет домой, но упрямство заставляет его не слушаться и продолжать гулять).Необходимо всеми силами сохранять спокойствие, не кричать на ребенка, поощрять его стремление к самостоятельности. Каждое проявление строптивости должно быть проанализировано. Следует поговорить с ребенком, рассказать о своих переживаниях – именно так он учится выражать свои эмоции и идти на контакт. Навязывать свою волю не надо, важно дать дошкольнику возможность выбора (например, какой мультик посмотреть).
Кризис семи лет (может также возникнуть в 6 лет)Нередко совпадает с началом процесса обучения, ребенок получает новую для себя роль, к которой ему предстоит привыкнуть, для него становится важным казаться более взрослым, получить свободу, которую родители пока не готовы предоставить.Отсутствие послушания, раздражительность, упрямство, потеря прежних интересов. Часто возникают конфликты с учителями и родителями. Дети методом проб и ошибок изучают границы дозволенного, проверяя родителей на прочность. Могут категорически отказываться от ранее им присущих социальных ролей.Предоставление ребенку большей свободы, пояснение ему, что у каждого человека, в том числе у дошкольника, есть свои обязанности, которые следует выполнять. Право на ошибку позволяет ребенку понять, что он сам несет ответственность за свои поступки.

Кризисом 6-7 лет завершается дошкольный возраст. Относительно спокойное течение кризисных периодов становится возможным только в случае грамотного поведения родителей, которые понимают, что их подрастающий малыш становится более самостоятельным, и выстаивают взаимоотношения с ним, учитывая эту истину.

Коротко о детских страхах

Бояться малыши начинают еще до года, но конкретные и разнообразные страхи появляются у них именно в дошкольный период. Так, в 3-5 лет дети могут опасаться темноты, замкнутого пространства, отдельных сказочных персонажей, боятся оставаться одни. Иногда страх ничем не мотивирован – так, пугать ребенка может безобидная на первый взгляд игрушка, с которой связаны личные неприятные ассоциации.

5-6 лет – тот возраст, когда проявляется себя страх смерти, поэтому родителям надо быть готовыми дать ответ на вопросы малыша о загробной жизни.

Чаще всего детские страхи проходят с возрастом, но в наиболее сложных случаях могут применяться различные коррекционные методы: сказкотерапия, арт-терапия и прочее.

Виды деятельности

Ведущим видом деятельности для дошкольного детства является игра. Дети берут на себя различные роли (родителей и детей, доктора и пациента, продавца и покупателя), придумывают и обыгрывают ситуацию, используя свои знания о взрослой жизни, подражая родителям. Уже в младшем дошкольном возрасте малыши в игровом процессе пытаются повторять за взрослыми. А в среднем и старшем периодах активно используются предметы-заменители (например, сорванная на улице трава становится капустой или луком, а нарезанные бумажки – деньгами при игре в магазин).

Но кроме этого выделяются и другие важнейшие формы деятельности, прежде всего – продуктивная. Поэтому малыши любят рисовать, лепить, собирать фигурки из элементов конструктора, моделировать.

Мнение Эксперта

Таня Охрименко, педагог-психолог: В этом периоде очень важно для родителя уметь наблюдать. То, как проходят его игры и вмешиваться только тогда, когда ребёнок вас просит. Так вы будете больше узнавать о ребёнке и в тоже время давать ему пространство для самостоятельности.

Многие родители начинают обучать дошкольника чтению и письму, английскому языку, счету, простейшим математическим операциям, но в силу возрастных особенностей ребенка делать это следует в игровой форме. Даже 5–6-летний ребенок еще не способен 40 минут просидеть за партой, сосредоточенно занимаясь, но вполне может усвоить информацию, полученную в процессе увлекательной ролевой игры.

Коммуникации

Дети дошкольного возраста общаются как со сверстниками, так и со взрослыми, при этом общение становится более содержательным, речь – богатой, связной и правильной. Чем старше дошкольник, тем общение с близкими ему по возрасту привлекает его больше, чем разговоры с родителями.

Коммуникации сейчас играют очень важную роль, помогая ребенку освоить социальное пространство и найти свое место в нем. Постепенно он начинает осознавать важность совместных действий со сверстниками. Достигший 3-летнего возраста малыш начинает понимать, что он не является центром мироздания, что есть другие люди, значимые для его родных и близких. Так, полной неожиданностью для него становится осознание того, что родители любят друг друга, а если в семье есть еще дети, то родительские чувства касаются также и их.

Именно в период дошкольного детства ребенок постепенно усваивает нормы поведения, осознает, что он не всегда может делать то, что ему хочется. При этом происходит его самоидентификация как личности.

Родителям очень важно понимать специфику дошкольного возраста, поскольку она во многом определяет то, как взрослым следует себя вести с малышом. Так, требовать от него выполнения обещаний пока рано, поскольку собственное слово является самым слабым мотивом, а невыполненные обещания формируют такую черту характера, как безответственность. Гораздо эффективнее будет хвалить его даже за небольшие успехи, чем ругать за неудачи.

Специфика развития мышления

Отличительной чертой дошкольного периода является формирование и развитие наглядно-образного мышления. Сейчас ребенок наделен гибким умом, пытливостью, любознательностью, он забрасывает родителей вопросами «почему?», его память в 4-5 лет меняется с непроизвольной на произвольную.

Дошкольное детство – важнейшее время в жизни ребенка, которое во многом формирует черты его личности: целеустремленность, социальную активность, эмоциональную сферу. Сейчас очень важно помочь малышу развиваться гармонично, используя сюжетно-ролевые игры и корректируя собственное поведение исходя из его растущей потребности в самостоятельности.

Источник

Главный научный сотрудник Института возрастной физиологии, профессор Марьяна Михайловна Безруких назвала для каждого этапа дошкольного возраста свои актуальные задачи развития. Все мы хотим, чтобы наши дети выросли умными, любознательными, развитыми, демонстрировали различные таланты и умения. И все мы решаем эту задачу по-своему: кто-то с трех лет учит с ребенком пару иностранных языков, кто-то водит на танцы… А между тем самые основные, базовые задачи развития остаются как бы за кадром.

По мотивам лекции «Познавательное развитие детей-дошкольников» в рамках марафона «Энциклопедия родителей дошкольника»

????1–3 года. Движение — жизнь!

Навык управления собственным телом. Основная задача ребенка в три года — освоить собственное тело, двигаться как можно больше и разнообразнее. Речь идет пока не столько о мелкой моторике, сколько о крупной: об умении ходить, бегать, прыгать, лазить, ползать, играть с мячом, кататься на самокате, носить в руках предметы, наклоняться… Между прочим, формально ребенок учится ходить до 9–10 лет: для него может оставаться непростой задачей соблюдать ровный темп, не шататься, одинаково уверенно ходить по асфальту и по кочкам, по песку и камням. То же касается и бега: активный, «правильный» бег — это навык, который приходит к ребенку не в три года, а много позже. В общем, стоит помнить о том, что для дошкольника базовая задача — активно осваивать движение как в три года, так и в шесть, и в семь.

Эмоциональный интеллект. Работа над ним уже началась в самом раннем возрасте, и сейчас она должна продолжаться. Эмоциональный интеллект нельзя взять и развить за год в рамках общей подготовки к школе: это определенный образ жизни и модель отношений. Ребенок с трех месяцев различает выражение лица мамы и папы, отвечает на улыбку оживлением, настораживается, если у взрослого сдвинутые брови… В три года он продолжает учиться эмоционально реагировать на все происходящее, справляться с негативными проявлениями в свой адрес, понимать, что он сейчас чувствует, и проживать разные эмоции.

Учтите, что гнев и раздражение взрослых имеют свойство парализовать ребенка и тормозят его развитие; так что, если попытки обучить ребенка чему угодно заканчиваются вашим раздражением, лучше отложите занятия или передайте эту задачу кому-то другому, а с ребенком занимайтесь только тем, что вас радует.

Развитие речи. Именно речи! Не письмо и не буквы, не зазубривание алфавита и выучивание названий всех видов животных и деревьев. Все это потом, а пока разговаривайте с ребенком, задавайте ему вопросы и выслушивайте его ответы. Учите ребенка строить предложения, выражать свои мысли, помогайте подбирать слова, развивайте словарный запас. Это — программа максимум; она достаточно сложна, чтобы бросить на нее все силы и не забивать ребенку голову другими вещами.

????3–4 года. Дорогу почемучкам!

Актуальные задачи развития — все то же самое, но еще добавляется несколько.

Расширение кругозора, познавательное развитие. Ребенок начинает постепенно наполнять свою «копилку» знаний. По сказкам он выучивает времена года, праздники, различные блюда, виды животных и растений, занятий, виды транспорта… Хорошо усваивает информацию в игре и в деятельности: не торопитесь усаживать его за парту и читать длинные лекции на 20 минут (для четырехлетнего 20 минут — это действительно длинные). Лучше давайте ему потрогать, пощупать, попробовать, предложите последить за тем, как тает лед на улице во время оттепели, как замерзает вода в морозилке, как различаются по весу предметы из разных материалов, что вы чувствуете, когда едете в трамвае, метро и автобусе… Рассказывайте обо всем, о чем ребенок спросит: к счастью, сейчас не нужно быть энциклопедистом — любой ответ можно в крайнем случае нагуглить и изучить вместе с ребенком.

Эмоции. В этом возрасте ребенок очень внимателен к эмоциям взрослых, он постоянно считывает родителей и других значимых взрослых. Может испытывать страх в общении и начинает понимать, почему «Та тетя ему нравится, а эта — нет». Пора понемногу учить ребенка ждать, откладывать желаемое: мороженое купим сейчас, а съедим дома; папа придет вечером, и вы с ним поиграете в машинки. Вообще дети в 3–4 года не умеют ждать «по умолчанию»: их придется терпеливо, спокойно обучать этому навыку.  

Коммуникация. До трех-четырех лет дети играют рядом, но не вместе; теперь наступает пора взаимодействия. Это крайне серьезная задача: выбирать себе партнера, учиться приглашать в игру, проситься в игру, распознавать суть игры (Что делают дети? Что я должен делать, чтобы у нас получилась общая игра? Что я могу придумать в рамках данной игры?). Здесь потребуется ваша помощь: разыгрывайте сюжеты, проговаривайте, что можно сказать другому ребенку в одной, в другой ситуации.

Ребенок также начинает осваивать коммуникацию с другими взрослыми: азы этикета, навык слушания, понимания и ответа на вопрос, а также важнейшее умение защищать свои личные границы и правильно выходить из ситуации, когда коммуникация для тебя опасна или просто навязана.  

????4–5 лет. Освоение мира

Актуальные задачи развития — все то же самое (что уже немало!) и еще несколько.

Запас сведений и знаний. Продолжаем помогать ребенку активно накапливать знания о себе и о мире. По-прежнему лучше получать эти знания «в полевых условиях», на реальном практическом опыте, в процессе игровой деятельности. 4–5 лет — это тот самый возраст, когда родители начинают загружать в голову ребенка массивы энциклопедических знаний; это не хорошо и не плохо, но это серьезная нагрузка на ребенка. В зависимости от того, как он справляется с базовыми задачами (эмоции, движение, речь), можно давать больше или меньше знаний, но лучше всего руководствоваться правилом: отвечай, если ребенок спрашивает. Для учебной мотивации крайне важно, чтобы ребенок мог получать информацию по запросу, именно о том, что его интересует, а все остальное может и подождать.

Творчество. Для ребенка 4–5 лет крайне важна свобода действий. Постарайтесь найти время и пространство для свободного самовыражения: пусть ребенок создает все, что ему вздумается, и пробует все, что ему может быть интересно. Можно сходить на пробные занятия по музыке, танцам, рисованию, лепке или устроить все то же самое дома.

Свободная игра. Иногда у нас возникает иллюзия, что ребенок, когда не ест, не спит и не на занятиях — бездельничает. На самом деле в эти драгоценные минуты и часы он творчески созревает, в его голове рождается импульс к свободной игре, он начинает смело и ярко выражать себя. Все это необычайно ценно, поэтому постарайтесь сделать так, чтобы у ребенка каждый день оставалось время на «безделье» и полноценную игру.

Движение. Последите за тем, чтобы самая основная задача развития — активное движение — не ушла на второй план. Ребенку очень важно оставаться активным, двигаться, бегать, лазать, и если любые интеллектуальные занятия отнимают у него возможность активно двигаться, подумайте, так ли они вам нужны.  

????5–7 лет. Предшкольная пора

Актуальные задачи — все то же самое (а это уже буквально полный рабочий день), плюс к этому:

Активное развитие речи. Это то, на что точно нужно обратить внимание: речь — хлеб будущего первоклассника. Сейчас многие дети приходят в школу с несформированной речью, и это становится серьезным препятствием для освоения чтения и письма, а также для общения со сверстниками.

Если есть проблемы с произношением, фонематическим слухом, если ребенок путает или переставляет слоги в слове, обратитесь к логопеду. Как можно больше общайтесь с ребенком на любые интересные ему темы, инициируйте полноценные диалоги (то есть вы делитесь мнениями, каждый задает вопросы, каждый высказывается, даются аргументы, возникают споры и т.д.). Больше читайте ребенку вслух: это настоящий живой родник для его собственной речи.   

Больше акцента на мелкую моторику. Вот тут самое время заняться графическими движениями. Это движения ручкой на плоскости листа: водить пальцем по планшету или мелком по асфальту тоже важно, но это другой тип движения. Продолжайте играть с бусинами, пуговицами, шнуровками, гайками и винтиками, мелкими машинками, счетными палочками и любыми другими доступными мелкими предметами.  

Личностное развитие. Помимо активного развития мышления, памяти, внимания, о которых так много и справедливо говорят современные педагоги, у ребенка возникает сложнейшая актуальная задача: понять и познать себя. Что мне нравится и что нет? Чем я могу удивить других? Что есть во мне такого, чего нет в Маше или Сереже? Почему со мной может быть интересно играть, а почему не очень? Что я люблю? Из чего я состою: из каких эмоций, слов, воспоминаний, увлечений? Это очень тонкая внутренняя работа, которая начинается сейчас и будет продолжаться долгие годы.  

Социализация. Первые споры, первые конфликтные ситуации, первые недопонимания и, возможно, разочарования в процессе общения со сверстниками. Ребенок постепенно осваивает навык играть по заданным правилам, слушать инструкцию воспитателя или педагога — и действовать по инструкции. Быть частью группы, оставаясь собой.

????Пробегитесь глазами по всем описанным выше задачам.

Согласитесь, это очень много, и это то, без чего ребенку будет очень сложно радовать вас своими достижениями потом, когда дошкольная пора закончится.

Все эти задачи требуют ресурсов: времени, сил, внимания взрослых. Вы уверены, что сможете добавить математику и английский, балетную или музыкальную школу, чтобы это было не во вред базовым задачам развития? Если уверены, пробуйте, если нет, не спешите. У вас будет время познакомить ребенка со всеми интересными делами, которые есть в жизни.

Марьяна Безруких

Источник