Дошкольное развитие ребенка старшая группа

Дошкольное развитие ребенка старшая группа thumbnail

Старший дошкольный возраст – это дети в возрасте 5-6 лет. В этом возрасте ребенка начинают подготавливать к школьной деятельности. Поэтому внимание родителей и педагогов старшей группы приковано не только к воспитанию личностных качеств, но и на оттачивание умений и навыков, необходимых для поступления в первый класс.

Воспитатели и педагоги ДОУ, работающие в средних группах смогут найти в этом разделе массу полезных конспектов занятий, сценариев досугов и развлечений для детей 4-5 лет.

Знания и умения детей 4-5 лет

Занятия, игры и праздники с детьми 5-6 лет.

Включает в себя разделы:

  • Подвижные игры в старшей группе. (5-6 лет)

Показаны публикации 1-10 из 123517.
Все разделы
| Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Новое

Аппликация из осенних листьев «Осенний лес» для старшей группы Аппликация из осенних листьев «Осенний лес» для старшей группыЗадачи: Закреплять умение изготавливать аппликацию из природного материала (сухих листьев, развивать чувство цвета и композиции. Продолжать развивать мышление, усидчивость, наблюдательность, художественный вкус, развивать творческое воображение, способность в ворохе сухих…

Фотоотчет «Правила Безопасности в старшей группе» Фотоотчет «Правила Безопасности в старшей группе»
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач нашего дошкольного учреждения. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду мы стараемся организовывать работу так, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем…

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет – Фотоотчет «Праздник осени» в старшей группе

Публикация «Фотоотчет «Праздник осени» в старшей…» Фотоотчет «Праздник осени» в старшей группе
В нашем детском саду прошел «Праздник Осени», в котором приняли активное участие дети старшей групп. Подготовка к мероприятию началась задолго до его начала. Дети с воспитателями разучивали стихи, танцы, а с музыкальным руководителем – песни про осень. Родители подготовили…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Как победить грипп?» (старшая группа)
Цель: расширить знания детей о простудных заболеваниях и их профилактике. Задачи: • дать представление о гриппе и его профилактике; • закрепить знание правил, помогающих сохранить здоровье; • формировать у детей элементарные представления о здоровом образе жизни; • дополнить…

Фотоотчёт о конкурсе поделок из природного материала детей старшей группы «Осенние фантазии» Фотоотчёт о конкурсе поделок из природного материала детей старшей группы «Осенние фантазии»
Осень – прекрасное время для творчества. Красивые разноцветные листочки, плоды различных деревьев и кустарников – богатый материал для создания ярких поделок! По условиям конкурса принимались поделки, изображающие сюжеты историй, сказок придуманные детьми (с помощью родителей…

Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом» в старшей группе
«Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом» в старшей группе Цель: формировать у детей интерес к игре-драматизации. Задачи обучающие: -формировать умение детей обыгрывать сюжет знакомой сказки; -активизировать речевую деятельность детей; -формировать умение импровизировать под…

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет – Перспективный план по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Статья «Перспективный план по патриотическому воспитанию для детей старшего…»
Перспективный план по патриотическому воспитанию в старшей группе на 2019-2020год. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста-одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной…

Сценарий утренника ко Дню Матери для старшего дошкольного возраста Сценарий утренника ко Дню Матери для старшего дошкольного возраста
Сценарий праздника. «Волшебный цветок для мамы» Музыкальный руководитель высшей категории Галактионова Е.В. Под музыку «Вальс» Штрауса, дети( с красными гелеевыми шарами в форме сердечек , парами заходят в зал, выполняют перестроение, дарят шары своим мамам и становятся на…

Сценарий осеннего утренника для детей старшей группы «Загадки Осени»
Цель: Воспитание любви к природе посредством детского утренника, который посвящён времени года. Задачи: — закреплять и расширять у детей представление об осенних явлениях природы, через выразительное исполнение ими песен, танцев, стихов, игр; — закреплять навык ритмично…

Страницы:
2 3 4 … 12352

Знания и умения ребенка старшего дошкольного возраста.

Пребывание ребенка в средней группе плавно подготавливает его к завершающей ступени перехода в подготовительную.

Физическое развитие

Ребенку в возрасте 5-6 лет можно и нужно давать нагрузку, побуждая к физической активности, проявлению волевых качеств. Хорошим подспорьем станут спортивные секции, регулярный активный отдых под присмотром взрослых. Помещение, в котором пребывают дошколята, должны обеспечить необходимые условия для активных игр, физических упражнений. В ДОУ для этого предусмотрены физкультурные залы, физкультурные уголки, оснащенные  лестницами, матами, канатами, мячами и др. атрибутами. В домашних условиях можно воспользоваться шведской стенкой и другим спортивным инвентарем.

Интеллектуальное развитие

К шести годам ребенок должен научиться сосредотачивать свое внимание на изучаемом предмете в течение получаса, уметь слушать и принимать активное участие в обсуждении. В течение года дети учатся составлять связный рассказ как минимум из 5-6 предложений, сопоставляют предметы по их физическим свойствам, находят 5-7 отличий в картинках. С отличием отвечают на вопросы о своей семье, ФИО, как свое, так и родителей, адрес, проживания. К 6 годам ребенок боле уверенно овладевает пространственно – временными представлениями, различает части суток, времена года, ориентируется в понятиях лево – право. Математические представления сводятся к ознакомлению числового ряда до 10 в прямом и обратном порядке, увеличение и уменьшение множества (+;- 1). Знакомство с геометрическими фигурами как объемными, так и плоскостными. Графические навыки становятся более выраженными, дошколенок учится работать не только карандашом, фломастером, но и ручкой.

Читайте также:  Стадии развития ребенка в утробе

Источник

Старший дошкольный возраст — это этап развития ребёнка, опирающийся, с одной стороны, на весь тот опыт, который малыш получил ранее, а с другой — на новообразования в его личности, обусловленные переживанием рубежа 5–6-летия. Эти особенности определяют и общую стратегию образования ребят старшей группы, которая реализуется в дошкольных учреждениях развивающими занятиями различной направленности. У педагогов должны быть устойчивые представления о психолого-педагогических и методических тонкостях подготовки и проведения таких уроков.

Особенности развития детей 5–6 лет

Чтобы понять суть и целесообразность проведения занятий по развитию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), следует начать с рассмотрения возрастных психолого-педагогических особенностей личности детей 5–6 лет.

Четверо детей стоят, одна девочка с жёлтым пером

В 5–6 лет в развитии детей происходит целый ряд изменений — возрастает самостоятельность, развиваются познавательные процессы и морально-нравственные качества

Таблица: психолого-педагогические характеристики старших дошкольников в контексте организации развивающих занятий

Это интересно. Определение «взрослый» для детей старшего дошкольного возраста связано с такими характеристиками личности, как рост осознанности поведения, способности сосредотачиваться на том, что надо, а не интересно, а также умения поставить себя на позицию другого.

Дети раскладывают счётные палочки и плоские геометрические фигуры

В старшей группе дети могут довольно длительное время концентрироваться на выполнении заданий, которые им не слишком интересны

Виды занятий по развитию в старшей группе ДОУ

Занятие — это реализация непосредственной образовательной деятельности (НОД), которая по структуре соответствует этапу развития дошкольников конкретного возраста, по содержанию соотносится с одним из разделов программы интеллектуального и физического воспитания малышей, а по форме реализуется в привычных и доступных возрасту видах деятельности. Для старшей группы Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) закреплены 6 видов учебно-воспитательных курсов, в рамках которых проводятся закреплённые в расписании группы занятия:

  • познание, куда входят занятия по ознакомлению с окружающим миром или направленные на формирование целостной картины мира (ФЦКМ) — 1 занятие в неделю, формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) — 1 занятие в неделю;
  • развитие речи (может совмещаться с чтением художественной литературы) — 2 часа в неделю;
  • обучение грамоте —1 занятие в неделю;
  • физическое воспитание — 3 занятия в неделю;
  • музыкальное развитие — 1 занятие в неделю;
  • художественное творчество — курс в который входят занятия:
    • рисованием — 1 урок в неделю,
    • лепкой — 1 урок в неделю,
    • моделированием — 1 урок в неделю,
    • аппликацией — 1 урок в неделю.

Если в детском саду есть соответствующие специалисты, то в перечень включаются:

  • хореография — 1 или 2 занятия в неделю;
  • логопедическое занятие — 1 или 2 урока в неделю.

Логопедическое занятие в ДОУ

При наличии в учреждении соответствующего специалиста в старшей группе проводятся логопедические занятия

Это перечень обязательных курсов в расчасовке программы «От рождения до школы», по которой работает большинство ДОУ в стране. При этом существует вариативная часть, куда при наличии часов и кадров в детском саду включаются занятия:

  • английским языком;
  • уроки экологического воспитания.

Название курса может варьироваться в зависимости от учебной программы, по которой работает детский сад.

Это интересно. В зависимости от образовательной программы, по которой работает детский сад, такие направления, как хореография, английский, экологическое воспитание и пр., могут включаться в основную программу, а могут реализовываться в кружковой деятельности.

При этом важно понимать, что перечисленные виды занятий являются непосредственной образовательной деятельностью, то есть, иными словами, уроками. Но в программу ДОУ включается также образовательная деятельность, не хронометрируемая рамками урока, а реализующаяся опосредованно в процессе пребывания дошкольников в детском саду:

  • воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН), развивающее навыки самообслуживания ребёнка в проведении гигиенических процедур, выборе гардероба по сезону и погоду и пр., а также формирование у детей понимания сути здорового образа жизни;
  • развитие внимания;
  • эмоциональное развитие;
  • интеллектуальное развитие;
  • развитие самостоятельности;
  • нравственно-патриотическое воспитание.

Цели занятий по развитию

Исходя из специфики видов, цели занятий по развитию для детей старшей группы — это общая миссия НОД в отношении воспитанников 5–6 лет:

  • формирование и отработка умений, навыков, необходимых для полноценного развития детей старшей группы (сосредотачиваться на задании, прогнозировать варианты взаимодействия с объектами и пр.);
  • подготовка к школе (как на уровне НОД, так и в аспекте соблюдения правил, например, отвечать, когда вызвал педагог и пр.);
  • воспитание коллективного духа (за счёт включения ребят в ту или иную деятельность они учатся действовать сообща и видеть в этом преимущества).

Задачи, позволяющие реализовать на практике поставленные цели, носят частный характер и соотносятся с задачами отдельно для каждого образовательного направления.

Дети и педагог рыхлят землю в контейнерах

Задачи развития реализуются в рамках образовательных направлений

Таблица: задачи развития и примеры заданий для детей старшей группы

Это интересно. Поскольку в современных детских садах принята практика проведения интегрированных занятий, задачи, как правило, объединяются в разных сочетаниях в зависимости от темы урока. При этом задачи, отвечающие тематике урока, берутся в качестве целей. Например, на занятии по развитию речи, посвящённого изучению рассказа В. Драгунского «Друг детства», целями урока являются: знакомство с творчеством писателя, усвоение навыков пересказа — задача речевого развития, отработка навыка выполнения кистью широких мазков в процессе выполнения рисунка мишки — задача художественно-творческого развития, повторение геометрических фигур, на основе которых выполняется мишка — задача познавательного развития.

Педагогические приёмы развития детей 5–6 лет

В занятиях на развитие старших дошкольников педагог использует методические приёмы, которые позволяют реализовать цели и задачи каждого учебно-воспитательного направления работы.

Группа речевых способов взаимодействия

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста делают словесные приёмы приоритетными способами взаимодействия на занятиях в ДОУ.

Объяснение

Для развития самостоятельности ребёнка продуктивным оказывается объяснение от лица воспитанника. Так, на физкультурных занятиях перед выполнением хорошо знакомого упражнения порядок выполнения движений может комментировать и демонстрировать ребёнок, который помнит это задание.

Это интересно. Чтобы объяснить дошкольникам соотношение понятий «буква» и «звук», я говорю им, что буква — это одежда для звука. Букву мы видим, звук мы слышим, но не видим — он прикрыт одеждой.

Дети стоят вокруг воспитательницы

Педагог должен разъяснять не только суть материала, но и порядок выполнения того или иного вида работы

Загадки и стихотворения

Обычно эти приёмы используются для мотивации ребят к работе на развивающем занятии, поскольку рифмованные строки, с одной стороны, привлекают внимание, а с другой, быстро включают детей в тему.

Стихотворения, к примеру, отлично вписываются во вводный этап любого занятия, но также могут использоваться и при разработке основного уровня урока. Для знакомства ребят с графическими образами букв и развития образного мышления на занятиях по обучению грамоте я предлагаю такие короткие стихотворения:

  • Вот два столба наискосок,
    Между ними — поясок.
    Перед нами буква А —
    Алфавиту голова!
  • Похожа В, сомнений нет,
    На крендельки, велосипед.
    Вот палочка, две дужки,
    Как очки у моей подружки.
  • Лежали грабли во дворе,
    В них рассмотрели букву Е.
    И на гребень Е похожа,
    Если присмотреться, тоже.

Сказки

Приём, который зачастую используется для развития ассоциативного мышления, например, в качестве мотивирующего начала занятия. Так, при рассмотрении сходств и различий прямоугольника и квадрата на занятии по ФЭМП я рассказываю детям историю про «Барона Квадрата». «В одной небольшой стране под названием Всезнайка появился необычный гость. Это был лист из тетради Серёжи, который мальчик вырвал, а затем помял, надорвал края и выбросил. Лист попал в незнакомую страну, где все жители были фигурами: кругами, треугольниками, квадратами и пр. Расстроился Лист, что он такой некрасивый, и тут встретилась ему на пути Царица Геометрия, которая, узнав о проблеме, позвала Ножницы и велела привести Лист в порядок. Ножницы аккуратно отрезали смятые края Листа, и стал он квадратом. А Царица Геометрия даровала ему титул барона. Обрадовался Барон Квадрат и сразу повеселел».

После прослушивания я задаю детям 3–4 вопроса на проверку понимания сюжета:

  • Что случилось с Листом в начале истории?
  • Кем сделала Листа Царица Геометрии?
  • Назовите геометрические фигуры, которые вы уже знаете?

Дети, сидя на ковре, слушают педагога

Сказки чаще всего используются в качестве мотивации на вводном этапе занятия или в начале основного

Чтение

Приём, который может быть использован на всех этапах развивающего занятия: на вводном для знакомства с темой урока, на основном — для расширения багажа знаний, на заключительном — для отработки новой информации. Безусловно, его применение зависит от уровня развития навыка чтения у дошкольников. Тексты для зачитывания вслух должны быть лаконичными и сопровождаться иллюстрациями. Например, схема проращивания семян фасоли на занятиях по ознакомлению с окружающим миром представлена пятью картинками с подписями, описывающими весь порядок действий.

Беседа

Способ взаимодействия, который является логическим продолжением всех других приёмов. Например, после прослушивания сказки дети в формате беседы отвечают на вопросы по тексту. Беседа несёт в себе мощное воспитательное значение: дети развивают навык говорить, не перебивая других, а также внимательно слушать товарища.

Наглядные способы взаимодействия с детьми

Как и любой другой вид уроков, развивающие занятия опираются на такие наглядные приёмы:

  • картинки (в старшей группе дети развивают навык составления пересказа по произведениям с 4–5 сюжетными поворотами, например, по сказке Н. Носова «Приключения Незнайки», в отличие от средней группы, где для такого вида работы использовались истории с 2–3 линиями развития действия, так что опорные картинки становятся важным элементом для изложения сути сказки);
  • плакаты (к примеру, правила поведения в лесу дети формулируют, опираясь на соответствующий плакат);

    Плакат с правилами поведения в лесу

    Описывая правила поведения в лесу, ребята развивают навык использования опорных схем

  • демонстрацию, когда педагог показывает своим примером порядок игровых действий или как нужно выполнять поделку, аппликацию;
  • показ, заключающийся в презентации информационного блока в формате видеоролика или мультимедийной презентации.
Читайте также:  Развитие ребенка в многоязычной семье

Последний приём наглядности уместен на занятиях физкультурой или при проведении утренней зарядки: дети смотрят видео и повторяют движения.

Видео: весёлая зарядка «Радужная неделька» для детей старшей группы

Предметно-развивающие зоны в старшей группе

Организовать средства наглядности помогает предметно-развивающая среда в группе. Для детей 5–6 лет её наполнение определяется игровой формой работы, а также образовательным направлением подготовки к учебной деятельности. Материалы для уголков развития могут быть как фабричными, так и ручной работы.

Стеллаж с материалами для игр и комнатными растениями

Предметно-развивающая среда организует средства наглядности по направлениям

Таблица: виды и наполнение предметно-развивающих уголков

Пример оформления речевого уголка в старшей группе

В речевом уголке можно разместить небольшую магнитную доску и азбуку

Практические приёмы

Детям важно не только видеть и слышать, но и экспериментировать, то есть пробовать разные формы взаимодействия с тем или иным материалом. Поэтому на занятиях в ДОУ нельзя обойтись без таких видов работы, как:

  • выполнение рисунков, поделок, аппликаций (эти приёмы могут реализовываться совместно с родителями, например, в заданиях творческих проектов «Моё семейное дерево», «Макет моей улицы» и пр.);
  • проведение наблюдений и опытов, конкретные примеры которых можно увидеть здесь.

Игры как основной приём организации деятельности с дошкольниками

Самым продуктивным способом взаимодействия с детьми-дошкольниками являются игры. В работе с воспитанниками старшей группы активно используются игровые приёмы трёх видов:

  • обучающие для знакомства, отработки и закрепления материала (ознакомиться с примерами можно здесь);
  • подвижные, направленные на физическое развитие дошкольников (обширная картотека игр представлена здесь);
  • театрализованные, призванные содействовать творческому и эмоционально-волевому развитию ребят (образцы таких игр можно найти здесь).

Проведение занятия по развитию дошкольников старшей группы

Тематика занятий по развитию детей соотносится с темами, рассматриваемыми в рамках отдельных образовательных курсов, и отображается при составлении плана работы с группой. Рассмотрим примеры тематического планирования по некоторым учебно-воспитательным направлениям.

Таблица: пример календарно-тематического планирования по ФЭМП в старшей группе (фрагмент)

Таблица: пример календарно-тематического планирования по рисованию в старшей группе (фрагмент)

Дети вырезают из бумаги и делают аппликации

Темы развивающих занятий соотносятся с тематикой в рамках отдельных образовательных курсов

Временной план занятия

Занятие с детьми 5–6 лет длится 30 минут. Это время вне зависимости от образовательного направления распределяется между четырьмя этапами проработки темы:

  1. Этап введения в тему (до 3 минут), необходимый для мотивации и актуализации уже имеющихся знаний, умений и навыков (ЗУН).
  2. Основной этап работы над темой (до 15 минут), подразумевающий изложение новой информации, её связь с тем, что было изучено раньше, а также проведение физкультпаузы.
  3. Этап закрепления полученных ЗУН (до 10 минут), включающий практическую отработку нового материала.

    Дети рисуют красками, педагог помогает девочке

    На этапе закрепления знаний, умений и навыков педагог при необходимости помогает ребятам

  4. Заключительный этап (до 2 минут), на котором педагог оценивает работу всей группы и отдельно каждого воспитанника, дети, в свою очередь, высказывают мнения относительно качества своей работы (в виде ответов на вопросы «Что понравилось/не понравилось на занятии?», «Как я работал?» и др.).

Таблица: пример конспекта занятия по экологии на тему «Земля — наш общий дом» (фрагмент)

Таблица: пример конспекта занятия по музыке на тему «Шагаем мы по лесенке, разыскивая песенку» (фрагмент)

Видео: занятие по развитию речи на тему «Цветик-семицветик» в старшей группе

Развлечение как одна из форм реализации задач развития старших дошкольников

Досуговые мероприятия или развлечения представляют собой организованную деятельность детей и взрослых, призванную создавать положительную атмосферу в коллективе, развивать творческое воображение, фантазию, умения и навыки маленьких воспитанников ДОУ вне непосредственной образовательной активности. Для развлечений, которые проводятся по образовательным направлениям 1–2 раза в год, педагогу необходимо составить сценарий мероприятия. Его структура и хронометраж будут такими же, как и в обычном занятии. Отличия касаются только сути каждого из этапов работы:

  1. Вводный для завязки сюжета.
  2. Основной для разработки композиции с участием детей.
  3. Закрепление в форме игр, в том числе и театрализованных.
  4. Заключение с выводами по теме.

Это интересно. Сюжетно основной этап и закрепление могут не различаться, в этом случае структура развлечения будет трёхчастной.

Дети играют в мяч с педагогом в костюме клоуна

Развлечения призваны создать положительную эмоциональную атмосферу в группе

Таблица: пример сценария развлечения по физкультуре на тему «Физкульт-Ура!» в старшей группе (фрагмент)

Каждый период дошкольного детства уникален. При этом возрастные особенности развития детей определяют специфику задач занятий непосредственной образовательной деятельности и досуговых мероприятий в ДОУ. Одной из наиболее явно проявляющихся характеристик взаимодействия с детьми 5–6 лет является упор на групповые формы работы, так как воспитанники старшей группы отличаются повышенной произвольностью поведения, то есть оказываются способными встать на позицию другого человека.

Источник