Дошкольное развитие ребенка иллюстрации
Татьяна Фокина
Книжная иллюстрация как средство развития у детей дошкольного возраста интереса к детской книге
Детская книга – составная часть культурно-исторического опыта, которая помогает ребенку стать субъектом собственной деятельности, играет важную роль в становлении личности. Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть, понимать его, воспитывать человечность в самом себе.
В настоящее время перед взрослыми стоит проблема сохранения у детей интереса к книге, к чтению как процессу познания.Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции:
1. Заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков
2. Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, компьютер, видео- и аудиотехника практически вытеснили книгу из их жизни
3. Подмена подлинной детской художественной литературы «суррогатами» массовой культуры
Чтобы избежать таких проблем, следует начать знакомить ребёнка с книгой как можно раньше – задолго до того как он научится читать.
Проблема развития активного интереса у дошкольников к детской книге рассматривалась многими исследователями, среди которых Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. А. Флёрина, Гурович и др.
По мнению Гурович, интерес к книге – это:
1) стремление к общению с ней;
2)умение слушать и понимать художественный текст: сюжет, идею произведения, авторское мироощущение и отношение к событиям, героям, их переживаниям, чувствам; проникнуть в замысел автора; умение понять язык художественной литературы;
3) эмоциональный отклик читателя, способность субъективно, личностно сопереживать судьбе героев;
Поэтому, говоря о развитии интереса детей к книге, мы имеем в виду развитие восприятия и понимания произведений художественной литературы, а также проявление у детей эмоционального отклика на произведение.
Учёные Д. М. Арановская, Л. С. Выготский, Л. М. Гурович, А. В. Запорожец, Н. С. Карпинская и другие отмечают, что дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия ребёнка.
Художественное восприятие – это восприятие произведений искусства. В книгеже сочетаются 2 вида искусства: искусство слова и изобразительное искусство, поэтому сила книги в том,что она воздействует на ребенка в двух направлениях: слуховом и зрительном.
Рассматривая книгу как сложный комплекс искусства слова, техники печати и иллюстрации, можно сказать, что знакомство ребенка с книгой впервые происходит через картинку. Иллюстрация для маленького ребенка является более убедительной и острой, чем слово, благодаря своей реальной зримости.
Книжная иллюстрация помогает детям дошкольного возраста глубже и полнее понять текст, даёт знания об окружающем мире. Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребёнка.
Разделяя точку зрения таких исследователей, как Е. А. Флёрина, В. Я. Кионова, В. А. Езикеева, мы посчитали, что книжная иллюстрация является побуждающим фактором и одним из средств формирования у ребёнка с раннего детства интереса и любви к книге.
Иллюстрации, по определению Н. А. Курочкиной, – это рисунки, образно раскрывающие текст, подчинённые содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие её декоративный строй.
Книжная иллюстрация, как средство наглядности находится в тесной зависимости от текста литературного произведения, его сюжета и стиля. Подлинно художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство.
Роль иллюстрации в понимании текста для малышей и для более старших детей качественно отличается. Для маленького ребенка рисунок выполняет не вспомогательную роль, а роль основного материала, без которого невозможно понимание произведения. С возрастом, к 4-5 годам, у детей слова текста уже начинают вызывать определенные ассоциации и без помощи наглядной опоры. Но понимание более сложного содержания – внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения – представляет большие трудности для ребенка. В преодолении этих трудностей иллюстрация играет существенную роль. Для понимания наиболее трудных моментов текста ребенок 4-5 лет должен получить возможность обратиться к наглядному материалу и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаруживается их внутренний смысл.
Нам удалось познакомиться с исследованиями ученых о восприятии и понимании детьми художественных произведений и по ознакомлению детей с книжной графикой, поэтому мы решили провести включенную целенаправленную работу по ознакомлению с книжной иллюстрацией в процесс восприятия детьми художественного произведения.
Одной из задач исследования было выявить влияние книжной иллюстрации на уровень восприятия и понимания художественного текста детьми 4-5 лет. Для этого нами была использована методика Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной «Изучение влияния словесного и наглядного образца на связную речь», результаты которой на начальном этапе показали, что дети до показа иллюстраций воспроизводят текст в среднем на 25%, а после показа иллюстраций средний показатель увеличился на 25 %. Исходя из этого мы сделали вывод, что книжная иллюстрация помогла детям 4-5 лет более полно воспринять и понять смысл художественного произведения, положительно повлияла на логичность и связность пересказов сказки, повысила эмоциональный отклик на содержание книги. В тоже время у 50% детей наблюдался слабый интерес к иллюстрации: дети их быстро перелистывали, не выделяли позы, жесты, мимику, расположение в пространстве персонажей. Это повлияло и на эмоциональное отношение к содержанию произведения, дети поверхностно, равнодушно отнеслись к книге.
Уровни восприятия и понимания художественного текста детьми 4-5 лет мы определили по критериям, предложенным Л. М. Гурович. 60% дошкольников показало средний и 40 % низкий уровни восприятия и понимания художественного произведения.
Данные, полученные в ходе начальной диагностики,позволили поставить дальнейшую цель: определить влияние использования системы работы с книжной иллюстрацией во взаимосвязи с текстом на развитие у детей 4-6 лет интереса к детской книге.
Для разработки системы работы мы поставили перед собой задачи:
• отобрать содержание обучения,
• определить формы работы с детьми,
• подобрать эффективные методы и приемы для решения поставленной цели.
Источник
Ирина Юбко
Проект «Книжная иллюстрация в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 4
Рузского муниципального района Московской области
ПРОЕКТ
«Книжная иллюстрация в работе с детьми
младшего дошкольного возраста»
Автор проекта:
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №4» Московская область Рузский район
Юбко Ирина Владимировна
2020г.
Информационная карта проекта
Проект: «Книжная иллюстрация в работе с детьми младшего дошкольного
возраста».
Автор проекта: Юбко Ирина Владимировна
Продолжительность проекта:длительный: январь май 2019 года.
Вид проекта: групповой
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Участники проекта: обучающиеся, родители, воспитатели.
Возраст обучающихся (воспитанников): 23 года
Обоснование проблемы
Одной из решаемых задач является недостаточное представление о книжной иллюстрации и ее роли в понимании текста литературного произведения на ранних ступенях развития ребенка. Книжная иллюстрация – один из важнейших элементов книги для детей, во многом определяющей ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, и необходимо раскрыть перед ребенком разнообразные грани ее художественных особенностей для расширения возможностей ее использования в процессе эстетического воспитания и понимания детьми содержания художественных произведений. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. Расширение способов ознакомления детей с иллюстрацией, как рисунком, образно раскрывающим литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу и обогащающий ее декоративный строй.
Работа с книжной иллюстрацией позволит сформировать у обучающихся (воспитанников) расширение граней познания мира, освоение нравственных ценностей, эстетических идеалов, способствующих углублению восприятия текста и художественного содержания литературного произведения.
Цель
Формирование у детей элементарных представлений о художественных достоинствах книжной иллюстрации и расширение с помощью нее граней понимания дошкольниками текста и художественного содержания литературного произведения на ранних ступенях их развития.
Актуальность проекта
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образовательный процесс в ДОУ должен строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей, учётом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей воспитанников. Интеграция образовательных областей способна обеспечить повышение эффективности педагогического процесса и улучшения качества образования. Кроме того, частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, в его живых красках. Развитие такого умения происходит в дошкольном возрасте. И поэтому очень важно не упустить возможность и расширить способности каждого ребёнка к образному познанию.
Задачи проекта:
1. Задачи для детей
• Формировать умение рассматривать книжные иллюстрации, выделять их элементарные художественные особенности (цвет, форму и т. д., соотносить их художественное содержание с текстом произведения.
• Формировать умение слушать и понимать литературные произведения разных жанров с опорой на наглядность в виде иллюстраций, эмоционально откликаться на них.
• Развивать речь, внимание, интерес к чтению литературных произведений и рассматриванию иллюстраций в них, мышление.
• Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог.
• Развивать продуктивную деятельность детей, формировать навыки и умения в рисовании, лепке, развивать творческие способности.
• Прививать бережное отношение к книгам.
2. Задачи для педагогов
• Сформировать умение слушать и понимать литературные произведения разных жанров, эмоционально откликаться на них.
• Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы и иллюстрациям в них.
• Побуждать проигрывать отдельные части сказок, использовать различные виды театра.
• Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта.
• Привлечь родителей для изготовления книжек вместе с детьми.
• Привлечь родителей в увеличении книжной библиотеки в группе.
• Прививать навык бережного отношения к книгам.
3. Задачи для родителей
• Привлечь родителей к проблеме снижения интереса к чтению художественной литературы и рассматриванию иллюстраций в них.
• Способствовать установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
4. Форма проведения итогового мероприятия проекта
Инсценировка сказки «Репка» вместе с детьми с использованием книжных иллюстраций; выставка детских книг, иллюстрированных художниками – классиками и современными художниками – иллюстраторами;
выставка книг изготовленных родителями совместно с детьми.
Продукты проекта:
1. Для детей
• Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций в книгах.
• Выставка иллюстрированных книг с классическими иллюстрациями
Ю. Васнецова и современных художников – иллюстраторов «Какие
бывают книги».
• Выставка книжек, изготовленных вместе с родителями.
• Пополнение библиотеки группы.
• Пополнение книжного уголка.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Этапы проекта Действия педагогов Действия детей Действия членов семьи
Подготовитель-ный Формулировка проблемы. Определение задач. Разработка системной паутинки по проекту, конспектов совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Подбор художественной литературы, дидактических игр, разработка бесед. Подбор и изготовление атрибутов. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала по теме. Введение в игровую ситуацию через создание проблемной ситуации для детей. Оформление родительского уголка. Разработка рекомендаций, консультаций по теме проекта. Воспринимают проблему. Принимают проблемы проекта. Разработка совместного мероприятия – выставка книг изготовленных совместно детей и родителей.
Деятельный Организация работы над проектом. Рассматривание книг, иллюстраций. Беседы. Чтение художественной литературы (потешек, стихов, сказок, рассказов). Театрализованные представления по сказкам. НОД по образовательным областям.
Подготовка необходимых рекомендаций. Проведение родительского собрания. Совместное чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций в них. Совместное рассказывание потешек, стихов, сказок, рассказов. Образовательная деятельность в режимных моментах. Совместное чтение с детьми художественной литературы и рассматривание иллюстраций в них. Изготовление книжек вместе с детьми.
Завершающий Проведение выставки «Какая бывает детская книжка».
Проведение выставки книг изготовленных совместно родителями и детьми.
Подведение итогов. Выставка «Какая бывает детская книжка».
Опрос детей. Проведение выставки книг изготовленных совместно родителями и детьми.
Опрос о взаимодействии и деятельности в реализации проекта. Консультации. Анализ результатов проекта.
Формы и методы реализации проекта
• Метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, просмотр театрализованных представлений по сказкам).
• Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения).
• Практический (совместное изготовление родителей и детей книжек).
• Сотворчество (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе).
Заключение
В соответствии с художественно-эстетической направленностью МБДОУ с детьми первой младшей группы был разработан и реализован проект «Книжная иллюстрация в работе с детьми младшего дошкольного возраста».
Продолжительность проекта: длительный – январь май 2014 года.
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: исследовательско – творческий.
Участники проекта: обучающиеся, родители, воспитатели.
Возраст обучающихся (воспитанников): 23 года.
Причинами выбора именно этого проекта, является недостаточное представление о книжной иллюстрации, и ее роли в понимании текста литературного произведения на ранних ступенях развития ребенка.
Книжная иллюстрация – один из важнейших элементов книги для детей, во многом определяющей ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, и необходимо раскрыть перед ребенком разнообразные грани ее художественных особенностей для расширения возможностей ее использования в процессе эстетического воспитания и понимания детьми содержания художественных произведений. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. Расширение способов ознакомления детей с иллюстрацией, как рисунком, образно раскрывающим литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу и обогащающий ее декоративный строй.
Работа с книжной иллюстрацией позволит сформировать у обучающихся (воспитанников) расширение граней познания мира, освоение нравственных ценностей, эстетических идеалов, способствующих углублению восприятия текста и художественного содержания литературного произведения.
Определенная цель проекта – формирование у детей элементарных представлений о художественных достоинствах книжной иллюстрации и расширение с помощью нее, граней понимания дошкольниками текста и художественного содержания литературного произведения на ранних ступенях их развития.
С детской книгой малыш встречается уже в первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которыми он знакомится. Она формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус. Не менее важным является художественное оформление книги, её иллюстрации. Картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости. Книга представляет собой сложный комплекс искусства слова, техники печати и изображения (иллюстрации). Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. Образы, созданные хорошим художником-иллюстратором, – это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству. Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге. Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства.
Книга – особый мир, в котором художественная иллюстрация и литературный текст функционируют в едином комплексе, помогают ребёнку воспринять книгу как многоплановое произведение искусства.
Иллюстрация – рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй. Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. Малыши радуются яркому, красочному изображению, им свойственно действенное, игровое отношение к картинке.
Велика роль книжной иллюстрации и в раскрытии идейно-художественного своеобразия литературного произведения, понимания литературного текста. Поскольку художник-иллюстратор в детской книге выступает как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов.
Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они выполняют в книге для младшего дошкольника роль первоначального импульса для мысленного воссоздания героев и событий; без рисунков воображение малыша может не включиться в работу и текст не будет понят. При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка находится главный персонаж. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Самостоятельно мысленно представить героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной опоре – иллюстрациях. К числу особенностей детского восприятия относится и то, что, прежде всего ребенок видит действия и поступки персонажа, но не понимает его переживаний, мотивов поведения.
Для маленького ребенка рисунок выполняет не вспомогательную, чисто иллюстративную функцию, а играет роль основного материала, при отсутствии которого ребенок часто не может понять художественное произведение. Слова текста служат маленькому ребенку указанием на действия и обстоятельства, которые он должен шаг за шагом зрительно проследить, рассматривая соответствующую картинку. На этом этапе развития рисунок представляет для ребенка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием. С книжкой ребенок знакомится с младшего дошкольного возраста и задача взрослого заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к ней, к содержащимся в ней рисункам, желание внимательно их рассматривать – «читать рисунки», узнавать знакомые образы, эмоционально откликаться на них, испытывая радость и удовольствие от встречи.
В ходе реализации проекта дети познакомились с художественными особенностями иллюстраций художников: Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачева,
В. Н. Лосина, отличительными чертами, творчества которых была художественная выразительность, доступность и понятность образов, реалистичность и одновременно сказочность изображаемых персонажей. Необходимо отметить художественные особенности современных художников – иллюстраторов Т. Андреевой, С. Михайлова, Ю. Новиковой, И. Приходькина, И. Есаулова – это яркость и красочность изображаемых персонажей, современный дизайн, хорошая полиграфия, однако «мультяшность» персонажей и отсутствие реалистичности является большим недостатком, затрудняющим восприятие ребенком образа. И в связи с этим типографии возвращаются к печати книг для детей, иллюстрированных рисунками
Ю. А. Васнецова.
Список литературы
1. Гаращенко Анна «Развитие речи детей 23х лет с использованием малых
форм фольклора (потешки, сказки)».
2. Гурович Л. М.Ребенок и книга: «Книга для воспитателя детского сада»
Под редакцией Логиновой В. И. – М., Просвещение, 1992.
3. Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И. и др. ; «Развитие речи детей
дошкольного возраста», Пособие для воспитателя детского сада.
Под редакцией Сохина Ф. А. – М., Просвещение, 1984.
4.Интернет – источники: nsportal.ru, maam.ru и другие.
Приложение 1
Консультация для родителей на тему:
«Развитие речи детей 2 3-х лет с использованием
малых форм фольклора (потешки, сказки)».
Народное творчество – величайшее достояние национальной культуры каждого народа. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребёнка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения.
В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими и детское творчество в собственном смысле этого слова, Ничто так не способствует формированию и плодотворному развитию личности, ее творческой активности, как регулярное обращение к устному народному творчеству так как находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык, он легко без труда осваивает его. Устное народное творчество включает в себя большое количество жанров; сказки, пословицы, потешки, поговорки, частушки. Большую роль в воспитании и образовании играют потешки, поговорки которые развлекают ребёнка, создают у него бодрое, радостное настроение, то есть вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах детской деятельности. Использование песенок, потешек в процессе детской жизнедеятельности, включение их в разнообразные режимные моменты благотворно влияют на общение взрослого с ребёнком. Потешки представляют прекрасный речевой материал, который возможно использовать на занятиях по развитию речи. Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе. Важным психическим процессом без которого невозможно творчество и который также активно формируется средствами народного искусства – является воображение.
Во время игры с пальчиками ребенок уже видит перед собой образ братцев и называемые в игре их совместные действия. Слушая и повторяя потешку, дети представляют всю содержащуюся картинку в образах. Приучаются говорить внятно, не торопясь. При разучивании потешек упражняют детей в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний (кря-кря, тик-так, динь-динь). Учат произносить слова и звукоподражания в разном темпе (быстро, медленно) с разной силой голоса (тихо, громко). Большое внимание уделяется ознакомлению с потешками. Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость. Дети с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи улавливают стихотворный ритм, богатство оттенков слов (травка-муравка, птичка-синичка). Чтение создаёт благоприятное условие, для эмоционального контакта с детьми, они затихают, улыбаются, просят читать ещё. Потешки отличаются богатством форм и размеров. Одни потешки небольшие и не нуждаются в пояснении («Водичка-водичка», «Наша Маша, маленька»). Для правильного восприятия более сложных, больших потешек требуется показ соответствующих предметов, действий, разъяснений. При ознакомлении с такими потешками проводится рассматривание картин, предметов, используется фланелеграф, настольный театр. Чтение потешек сопровождается показом действий.
При повторении, знакомой потешки дети с удовольствием договаривают фразы. Каждое произведение детского фольклора связывают с разнообразными движениями (идёт дождь, игра на дудочке, ритмичное постукивание по столу). Произведение детского фольклора даёт возможность развивать правую и левую руки, не давая предпочтение какой-либо одной. На занятиях по разучиванию потешек и при повторении игровых упражнений предлагается менять руку, направление движения.
Произведения фольклора вызывают проявление у детей разнообразия эмоций в мимике, жестах, выразительном проговаривании текстов. Это является основой для приобщения ребёнка к театрализованной деятельности.
При воспитании культурно – гигиенических навыков и культурного поведения используются поговорки, потешки. У детей раннего возраста, преобладает зрительно-эмоциональная память. Малыши сравнительно рано запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное или услышанное ими, если были заинтересованы в этом. Благодаря такой памяти у детей быстро совершенствуются речь, умение пользоваться предметами домашнего обихода, ориентация в обстановке. Поскольку у двухтрёхлетнего ребенка внимание ещё недостаточно устойчивое стихи, потешки, сказки должны быть небольшими по объёму.
Народное искусство является мощным интеллектуальным источником развития детей.
Источник