Дошкольное развитие ребенка доман

Дошкольное развитие ребенка доман thumbnail

Методика Глена Домана

В современном мире многие родители думают, что чем раньше они начнут развивающие занятия с ребенком, тем лучше. Думая о том, как это сделать лучше, они занимаются поиском подходящей методики. Одна из самых известных – это методика Глена Домана. Рассмотрим подробнее, каковы особенности этой методики и как она работает.

Дошкольное развитие ребенка доман

Из жизни Глена Домана

В 1919 году в одном из старейших городов США – Филадельфии – появился на свет Глен Доман. Окончив обучение в Пенсильванском Университете в 1940 году, он начинает свою трудовую деятельность врачом-физиотерапевтом в больнице. Именно здесь он начинает работу по исследованию того, как развивается детский мозг. Однако начало войны ее прерывает. В 1941 году Доман идет в армию добровольцем, пройдя обучение на пехотных офицерских курсах. Его служба оканчивается в звании командира пехотной роты с наградой крестом «За выдающиеся заслуги».

Дошкольное развитие ребенка доман

Вернувшись к медицине после войны, Глен Доман совместно с товарищами по работе начинает оказывать помощь в восстановлении детей с разными повреждениями головного мозга и серьезными поражениями нервной системы. В 1955 году им был основан некоммерческий Институт Развития Человеческого Потенциала. Теоретической и практической базой Института была методика Домана.

На протяжении более чем 20 лет, постоянно находясь в работе, проводя многочисленные исследования, опыты, эксперименты, делая выводы, приходя к каким-либо умозаключениям, Доман со своими коллегами-единомышленниками искали пути и возможности для излечения таких детей (с полной или частичной парализацией, сильным отставанием в развитии, неспособным к восприятию мира и общению). Они считали важным лечить первопричину – головной мозг, а не следствия поражений, т.е. тело.

Дошкольное развитие ребенка доман

В 1960 году Доман публикует в журнале «Американской Медицинской Ассоциации» статью о методической работе и проводимом лечении детей с повреждениями мозга и результатами их реабилитации. Именно тогда о нем узнали очень многие. Его деятельность совершила «мягкую научную революцию».

С этого периода вместе со своими соратниками Доман активно продолжал свою работу, разрабатывал и совершенствовал новые программы и методики для оздоровления ребят. За успехи в своей деятельности ему было вручено множество наград.

В книге «Гармоничное развитие ребенка» можно найти более полное описание его метода.

Дошкольное развитие ребенка доман

Когда можно начинать занятия

В результате своих наблюдений Доман пришел к выводу, что дети за всю свою жизнь не узнают столько, сколько информации могут усвоить в первые 6 лет жизни. Практически с рождения ребенок готов к познанию мира, его интересует все, что находится в его окружении. В таком возрасте вам не придется дополнительно мотивировать ребенка. Занятия необходимо проводить в форме занимательной игры.

По его мнению, приступать к обучению детей можно с 3 месяцев, ведь именно в этом возрасте кроха проявляет реакцию на предметы. Образовательный процесс начинается с демонстрирования карточек в течение короткого промежутка времени (буквально несколько секунд на карточку). Необходимо чтобы на карточках были представлены реальные предметы: овощи-фрукты, животные, мебель, транспорт, геометрические фигуры и т.д.

Дошкольное развитие ребенка доман

Методика Домана

Долгие годы Доман проводил различные исследования, сосредоточившись на работе с детьми, отстающими в развитии. Однако глядя на то, как их братья и сестры, которые были абсолютно здоровы, с интересом присоединялись к занятиям и добивались больших успехов, он создал методику, которая разработана с учетом и их интересов и потребностей.

Основные положения, на которые опирается методика:

  • Мозг человека растет и развивается, только находясь постоянно в работе.
  • Для достижения больших успехов в развитии интеллекта малыша нужно чтобы его мозг активно работал с рождения до 3 лет.
  • Физическое развитие играет немаловажную роль в созревании мозга и двигательного интеллекта.
  • До достижения ребенком 5 лет его мозг сам настроен на получение новых знаний, не возникает потребности дополнительно мотивировать ребенка к этому.

Дошкольное развитие ребенка доман

Принципы обучения по Доману

  • К процессу обучения необходимо приступать насколько возможно раньше, ведь чем дитя младше, тем проще ему будет научиться.
  • Не забывайте похвалить малыша и искренне порадоваться его успехам.
  • Ребенок – это тоже личность, к которой необходимо проявлять уважение и доверие.
  • Обучение должно проводиться с удовольствием.
  • Обучение должно проходить в соответствующей обстановке.
  • Занятие должно заканчиваться раньше, чем ребенку надоест или станет скучно.
  • Новую информацию для обучения нужно предоставлять очень часто.
  • Регулярность, последовательность и организованность занятий очень важны.
  • Не нужно проверять то, как малыш усвоил информацию.
  • Требуется тщательная подготовка к занятиям, делать все нужно заранее.
  • Немедленно прекращайте занятие, если вдруг малышу или вам стало скучно.

Дошкольное развитие ребенка доман

Физическое развитие

Именно физическому развитию Глен Доман уделяет большое внимание в своей системе. Он уверен, что оно напрямую взаимосвязано с развитием интеллекта ребенка. Именно поэтому нужно уделять внимание хорошему физическому развитию с рождения.

Потребности ребенка в плавании, хождении, ползании, хватании даны ему от природы. Необходимо с момента появления крохи на свет одобрять их развитие, предоставлять ребенку полную свободу движений. Помогая малышу быть активным с рождения, родители помогают ему развиваться интеллектуально намного быстрее, чем его ровесники.

Дошкольное развитие ребенка доман

Для физической активности малыша необходимо создать соответствующие условия.

В этом может помочь специальный трек для ползания. Необходимо, чтобы кроха располагался между его бортиками, практически касаясь их предплечьями и бедрами. Трек располагают под небольшим уклоном. Лучше всего, чтобы его поверхности были гладкими, не требуется никаких одеял или матрасов. Одевать кроху, ползающего там, нужно по минимуму.

Дошкольное развитие ребенка доман

В течение дня малыш должен проводить в нем не менее 3-4 часов. По такому треку ребенок сможет проползать довольно большое расстояние, а к 4 месяцам, при условии правильной организации, уже начнет активно ползать. Благодаря этому будет идти активное интеллектуальное развитие ребенка, его головного мозга и возможностей к восприятию нового.

С помощью трека происходит стимулирование врожденных рефлексов, имитирование внутриутробного пространства, когда кроха вспоминает свой первый рефлекс, с помощью которого он появился на свет.

Учите малыша преодолевать препятствия с помощью разнообразных валиков и лесенок. Вертите и крутите его как можно чаще, этим вы поспособствуете развитию чувства равновесия. Помогайте и поощряйте ребенка в его попытках ходить, бегать, плавать.

Для новорожденных Глен Доман создал свою программу равновесия – динамическую гимнастику, которой с успехом вы можете воспользоваться в домашних условиях.

Дошкольное развитие ребенка доман

Суть методики Домана

Вместе с активным физическим развитием в это же время вы можете начинать интеллектуальные занятия. Для этого применяются карточки с крупными реальными картинками и подписью на них. С их помощью малыш легче усваивает новую информацию, получает нужную нагрузку для развития мозга.

Вы можете купить готовые комплекты карточек, найти их в интернете и распечатать на цветном принтере или сделать самостоятельно. Все карточки должны иметь белый фон, на каждой – только одна картинка. Подпись пишется снизу крупными буквами красного цвета. Как можно чаще предлагайте ребенку новую, интересующую его информацию. Если этого не делать, то ребенку очень быстро эти занятия станут не интересными.

Дошкольное развитие ребенка доман

В начале занятий вам потребуется 5 карточек одной тематической линии. Каждая карточка показывается малышу в течение 5-10 секунд, громко и четко читается название под ней. Примерно через три занятия, вы можете начинать заменять карточки по одной из набора. Показывать ребенку один набор можно только один раз за занятие. Заниматься нужно не менее 3 раз в день. Всего у вас получится не менее 15 показов карточек за день.

Читайте также:  Развития ребенка по госту

Чему бы вы не обучали ребенка, не ждите мгновенного результата. Вы увидите результаты тогда, когда ребенок будет готов вам их продемонстрировать. Будьте уверены: кроха все слышит и запоминает, занимаясь с ним, вы не проводите время впустую.

Дошкольное развитие ребенка доман

Как научить читать по системе Домана

Глядя на слова, которые написаны, ребенок не осознает их смысл. Если же ему вместе с показом слова озвучивать его, то сработает механическое запоминание, мозг малыша уяснит полученную информацию, связав ее воедино. Именно этим способом малыш начинает понимать законы чтения, точно так же как это происходило с развитием устной речи.

Глен Доман уверен, что начинать обучение чтению подобным образом можно уже полугодовалого кроху.

Для работы потребуются карточки с наборами слов. Их размер должен быть 10*50 см, текст ярко-красного цвета, шрифт 1,5 см по толщине, а высотой каждая буква должна быть 7,5 см. Не знакомьте ребенка со сложными словами в самом начале обучения. Постарайтесь подобрать такие слова, которые ребенок хорошо знает (мама, папа, дед, можно использовать названия предпочитаемых блюд, одежды, домашних любимцев).

Дошкольное развитие ребенка доман

Постарайтесь придерживаться следующей схемы обучения:

  • Набор слов – это группа из 5 слов, объединенных одной темой.
  • Заниматься необходимо по три раза ежедневно.
  • День первый. Продемонстрируйте ребенку один набор слов. Озвучивайте слова четким, ровным голосом. На каждое слово нужно тратить не более 15 секунд. Получается 3 занятий с одним набором слов.
  • День второй. К уже показанному набору слов, добавьте еще один. Получим 6 занятий в день (3 с изученным ранее набором слов, 3 с новым) и два набора слов.
  • День третий. Три набора слов и девять занятий.
  • День четвертый. Четыре набора слов и 12 занятий.
  • День пятый. Пять наборов слов и 15 занятий в течение дня.
  • День шестой. Вы добавляете еще один набор слов, но одновременно с этим из пяти предыдущих наборов исключаете по одному слову.

Придерживаясь такой схемы, вы постоянно будете заменять наборы слов, добавляя каждый раз новое. Сначала демонстрируйте слова, затем словосочетания, а далее можете попробовать демонстрировать целые предложения.

Дошкольное развитие ребенка доман

Как научить считать

Взрослые услышав слово «два» представляют себе цифру, а дети мыслят фактами. Они представят две точки, две конфетки, два яблока, но даже и не догадаются соотнести слово «два» с изображением цифры. Именно на эту специфическую для детей черту и опирался Доман, при создании методики. Позволив малышу взаимодействовать с конкретными фактами, а не абстрактными понятиями, вы дадите ему отличный шанс обучиться счету не пересчитывая, определять сколько изображено вещей, узнать об основных математических действиях.

Дошкольное развитие ребенка доман

Для обучения счету вам потребуется 100 карточек размером 27*27 см. На карточках в разбросанном виде изображаются красные точки от 1 до 100. Их диаметр не должен превышать 2 см. На занятиях ребенок первоначально освоит понятие «количество», затем понятие «уравнение». После этого можно приступать к обучению решать задачи. Только потом по Доману можно познакомить ребенка с графическим изображением чисел, понятием «цифра». В последнюю очередь приступайте к решению цифровых уравнений.

Принцип обучения математике схож с обучением чтению. Только вначале занятий необходимо уделить достаточно внимания набору карточек от 1 до 5, и от 5 до 10.

Знакомить с основными действиями нужно также с помощью точек. Например, при обучении вычитанию 2 из 3, проговаривая действие (три минус два равно один) продемонстрируйте соответствующие карточки с тремя точками, знаком «минус», двумя точками, знаком «равно», одной точкой.

Дошкольное развитие ребенка доман

Даже за полминуты можно многому научить

В сравнение человеческому мозгу, Глен Доман ставит совершеннейший компьютер, который подводит итоги исходя из фактов. Он считает, что абсолютно бесполезно что-то долго объяснять ребенку и ждать от него потом умных мыслей и верных решений о совершаемых поступках. Ребенку необходимо предоставлять точную, доступную, четкую информацию. Для пояснения сказанного он приводит следующий пример.

Глядя на собаку, ребенок интересуется у вас о ней. Что вы можете сделать:

  • отмахнуться от него со словами: «Отстань, мне некогда»;
  • сообщить крохе: «Это гав-гав»;
  • коротко ответить: «Это собака»;
  • сказать: «Это собака породы сенбернар»;
  • продемонстрировать картинки с собаками;
  • показать картинки с различными породами собак и сказать: «Смотри, здесь везде изображены животные, которых называют собаки, но они могут быть разными. Есть пудель, немецкая овчарка, доберман, чау-чау, такса» и т.д.

Из последнего ответа малыш сможет сам сделать маленькое открытие для себя, поняв, что у всех собак есть общие черты – это количество лап, наличие хвоста, шерсти, но при этом они могут различаться по окрасу, размеру, длине шерсти, хвоста, форме ушей и пр. Таким образом, всего за полминуты ребенок сможет совершить огромную интеллектуальную работу и ускорить деятельность мозга.

Дошкольное развитие ребенка доман

Получение энциклопедических знаний

Если следовать Доману, то надо понимать, что целью жизни человека является получение многосторонних знаний об окружающем мире. Объяснения и разъяснения для детей не принесут никакой пользы, их мозг способен воспринимать только факты.

Для того, чтобы обучение по карточкам давало ребенку поистине энциклопедические знания необходимо чтобы:

  • все детали на карточках было видно отчетливо;
  • на каждой карточке был изображен только один предмет;
  • все изображенные предметы имели название;
  • ребенку этот предмет ранее был незнаком;
  • карточки были достаточно большие (28*28 см);
  • карточки были чистые.

Заниматься с карточками необходимо в среднем по 30 секунд.

Дошкольное развитие ребенка доман

Отрицательные моменты

Казалось бы, все в методике Домана изложено понятно, доступно, четко и логично. Однако, как и в любой другой методике, у нее есть свои отрицательные моменты.

  • Ребенку мало только знать факты, он должен уметь применять их в жизни, пользоваться ими. Иначе вся информация, которую он получает, будет просто хламом в его голове.
  • Большая нагрузка на мозг малыша может привести к негативным последствиям в виде психических расстройств, перепадов настроения, отсутствия аппетита, проблем в общении, повышенной тревожности, ранимости, чувствительности.
  • Необходимо, чтобы обучение соответствовало возрасту ребенка. Если малыш видит собаку, то он соотнесет ее образ со словом «собака», а по Доману это слово у него будет вызывать ассоциацию с карточкой. К примеру, увидев жирафа или слона в действительности, кроха может их просто не узнать.
  • Пассивность ребенка, отсутствие творческих и созидательных моментов в обучении. Ребенок не учится самостоятельно находить информацию, любознательность притупляется.
  • Малышу практически не остается времени для общения с друзьями, игры. Не уделяется внимание эстетическому, эмоциональному, нравственному развитию. Родители очень много времени проводят в подготовке к занятиям: делают карточки, рассортировывают, подбирают подходящие и т.д.
  • Задействуются не все органы чувств. Нет тактильного развития, не используется обоняние и вкусовые рецепторы.
  • Механическое запоминание слов при обучении чтению. Если ребенку в тексте встретятся незнакомые слова, он не сможет его прочитать и понять смысл прочитанного.
  • Согласно методике, необходимо сопровождать читаемый текст показом картинок. Ребенку в дальнейшем будет тяжело научиться читать тексты без иллюстраций, он с трудом будет понимать прочитанное. Все это может привести к отсутствию у малыша желания заниматься тем, что ему неинтересно или плохо получается.
  • Отсутствие активной игровой деятельности, в которой ребенку проще всего усвоить новую информацию.
Читайте также:  Таблица развития ребенка вес рост до года у девочек

Дошкольное развитие ребенка доман

Заключение

Методика Глена Домана может очень помочь родителям в развитии их детей и даже вырастить гениев и вундеркиндов. Однако необходимо учитывать возрастные возможности вашего малыша, подходить к занятиям грамотно, следить за состоянием здоровья ребенка, учитывать его индивидуальные возможности. Нельзя заставлять ребенка заниматься. Лучше всего проводить комплексные занятия в игровой форме и не забывать хвалить и поощрять за каждое, пусть даже маленькое достижение.

Дошкольное развитие ребенка доман

Посмотрите следующие видео, в котором раскрываются особенности методики Глена Домана.

Источник

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ГЛЕННА ДОМАНА В РАННЕМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Королёва Анжелика Андреевна

студент Костанайского Государственного Педагогического Института

Бекмурзина Жанат Мирамгалиевна

научный руководитель, старший преподаватель Костанайского Государственного Педагогического Института

г. Костанай

Сегодня проблема раннего развития является одной из наиболее обсуждаемых тем в кругах родителей, педагогов и психологов. Спорят родители и специалисты о том, нужны ли ранние занятия с детьми дошкольного возраста или нет. Спорят, зачастую вкладывая совсем разный смысл в понятие «раннее развитие». Так что же представляет из себя раннее развитие ребёнка? По сути, под ранним развитием подразумевается научить малыша чему-нибудь от рождения до трех лет (известен тот факт, что мозг человека более интенсивно развивается в первые годы жизни, а в последующем его развитие замедляется). И проблема в том, что многие в слово «научить» включают «страхи» классического обучения такие, как принудительное усаживание за парту и зубрежка. А ведь раннее развитие – это не только чтение и счет, но и развитие таких важных психических функций, как внимание, память, логическое мышление, умение анализировать. Раннее развитие не имеет своей целью наполнить голову малыша ненужной информацией, оно стремиться сделать ребёнка физически и умственно развитым тем самым подготовив его к дальнейшему обучению.

Согласно общепринятому определению, раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребенка (умственных и физических) в возрасте от нуля до 2-3 лет. Это создание определённой развивающей среды вокруг малыша, это постоянные игры и развивающие игрушки, занятия, прогулки, экскурсии, беседы, книги, а также неограниченная физическая активность малыша [2].

Каждый ребёнок является индивидуальностью. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом… У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Но нельзя при этом забывать и том, что существуют определённые возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать ходить, говорить, читать, писать, считать, бегать… Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если какая-либо функция не формируется к определённому возрасту, принято говорить о задержке развития.

Многие педагоги, психологи, врачи (Г. Доман, Ш. Сузуки, С. Лупан, Н. Зайцев, Б.П. Никитин, В.М. Тропп и др.) настаивают на том, что развитие определённых функций в определённый возрастной период – это не раннее развитие как таковое, а как раз своевременное развитие, что традиционная педагогика, которая основана на прошлом опыте, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо больше и богаче, чем считается до сих пор. Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже не настолько интенсивен (около 7 лет). Поэтому школьная нагрузка не всегда посильна детям. Им трудно научиться считать, читать, зачастую тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это приводит к трудностям во многих школьных дисциплинах.

В наши дни создано немало методик раннего развития детей. К ним можно отнести и известную каждому педагогу методику Марии Монтессори, и методику Николая Зайцева, методику супругов Никитиных, методику француженки Сесиль Лупан, а также ряд других бесспорно интересных и полезных методик. Но в рамках нашего исследования мы решили остановиться на методике американского врача, руководившего Институтом развития человеческого потенциала (Thе Institutеs fоr thе Асhiеvеmеnt оf Humаn Pоtеntiаl, IАHP) в Филадельфии Гленна Домана.

В своей методике Гленн Доман предлагал показывать ребёнку с первых месяцев жизни большие карточки с крупно написанными на них красными словами (именно словами, а не буквами); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, изображающие множества. Доман считает, что абстрактные символы – цифры и буквы – детям понять гораздо сложнее, чем конкретные. Ведь для малыша слово «мама» гораздо более конкретно и значимо, чем какая-то буква «М» или «А». А понятие «три кружочка» ближе, чем абстракция в виде цифры «3». Ребенок познает сначала количество, а уже потом порядок.

Изначально Гленн Доман подходил к своей работе чисто с медицинской точки зрения. Выводы, к которым он пришел в ходе своих исследований, сводились примерно к следующему: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. С помощью внешних раздражителей врач попытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, которые не были поражены болезнью [1]. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им показывали карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая количество карточек и интенсивность занятий, затем — слова и картинки. Занятия длились не более 10 секунд, но регулярно и по нескольку десятков раз в день. Со слепыми детьми работать было намного сложнее, но сотрудники справились и с этим, обучая незрячих для начала хотя бы воспринимать очертания.

По мере освоения чтения добавлялись таблицы с крупными красными точками, обучающие счету, и карточки с рисунками простых объектов, окружающих малыша. По мере того как дети учились читать и считать, они постепенно начинали и двигаться.

В дальнейшем на основе проведённых исследований была также разработана программа совершенствования физических навыков, овладения энциклопедическими знаниями, иностранными языками, игрой на музыкальных инструментах. В результате дети, которые совсем недавно отставали в своём развитии, обгоняли своих сверстников в физическом и умственном развитии.

Систему, разработанную для больных, Гленн Доман позже применил и в работе со здоровыми детьми. Педагог был уверен, что человеческий потенциал огромен, а именно в раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети до четырёх лет уже начинали читать, превосходно осваивали математику, становились настоящими эрудитами. Кроме того, они развивались и физически: хорошо плавали, бегали, прыгали. Творческие возможности этих детей оказались настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения. По сути, педагог стал основоположником идей раннего развития детей, совершив так называемую «мягкую революцию», которая стала применяться во многих семьях.

Гленн Доман считал, что «Человеческий мозг – это самый совершенный компьютер, и он подчиняется той же закономерности: чем больше фактов ему известно, тем больше выводов он сможет из них извлечь. При этом если мы будем забивать головы наших детей всякой ерундой, вряд ли стоит ждать от них умных речей и поступков. Поэтому мы должны снабжать их точной, отчетливой и недвусмысленной информацией» [1].

Читайте также:  Развитие веса недоношенного ребенка

Итак, приведём пример из книги Г. Домана «Как научить ребёнка читать»: если к вам подошел ребенок и спрашивает вас по поводу увиденной ранее собаки, вы можете сказать ему:

1. Отстань;

2. Это «гав-гав»;

3. Это «собака»;

4. Это «лабрадор»;

5. Показать ему десять картинок с собаками;

6. Научить его устанавливать связь между фактами (показать ему десять карточек с собаками и сказать: «Взгляни, детка, все эти картинки изображают животных, называемых «собаками»: немецкая овчарка, колли, лабрадор, пудель, коккер-спаниель, боксер, доберман-пинчер, ротвейлер, чау-чау, болонка») [3].

Методика Гленна Домана утверждает, что если предпочесть именно шестой вариант, то малыш сможет сам сделать определённые выводы: все собаки имеют шерсть, лапы, хвост и т.д., но могут иметь разный окрас, размер, рост, длину хвоста и т.п.

Важно ещё одно открытие Г. Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и, пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если правильно организовать процесс обучения, любой ребенок с удовольствием будет учиться всему, что ему предложат. И делать это он будет с такой легкостью и удовольствием, которых трудно добиться от детей школьного возраста.

В своей книге «Гармоничное развитие ребёнка» Г. Доман выделил основные тезисы своей методики:

-родители – лучшие учителя для своего ребёнка;

-маленькие дети имеют наибольшую способность к обучению, по сравнению с остальными;

-обучение – это своего рода игра, которую необходимо прекратить раньше, чем ребёнок устанет;

-не стоит проверять знания ребёнка;

-любознательность всегда поддерживается новизной и быстротой;

-человеческий мозг развивается в процессе его использования, а также и растет благодаря использованию и завершается фактически к 6 годам [4].

Методика Гленна Домана с самого первого дня её появления вызвала огромный интерес педагогов, психологов и врачей, произвела большой резонанс среди общественности. Интересно то, что на сегодняшний день данная методика относится к числу самых спорных методик раннего развития и продолжает вызывать бурную полемику как в кругах педагогов и психологов дошкольного образования, так и в кругах родителей. Существуют различные точки зрения на эффективность её использования в работе с детьми, как положительные, так и полностью отрицательные. Все эти точки зрения можно разделить на 2 группы: сторонники методики и её оппоненты. Рассмотрим основные взгляды учёных на методику [1].

Попробуем ответить на вопрос: чем хороша методика Гленна Домана? Тем, что ребенок может усваивать большой объем информации наиболее приятным для него способом. Ребёнок получает знания без затруднения для него самого, играючи и с лёгкостью. Немаловажно и то, что данная методика уделяет большое внимание физическому развитию детей. Сам Доман считает, что умственное развитие невозможно без полноценного физического развития, а его методика изначально была направлена лишь на выздоровление и развитие больных детей. Что касается творческих способностей, то для их развития можно применить и другие методики. Главное, в чем убежден Доман: чем младше ребенок, тем легче он усваивает новые для него знания. Надо лишь воспользоваться этим детским даром. А это в свою очередь подтверждается положениями психологов, таких как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин и др.

Как и у всякой методики, у методики Г. Домана есть и свои недостатки. Главный из них заключается в том, что при использовании данной методики ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Во время обучения ребенок пассивен, работает только его зрительная система, охватывая ту информацию, которая расположена на карточках. Малыша нагружают фактами (делают из него «ходячую энциклопедию»), но не учат думать и использовать полученные знания. В данном случае, по мнению некоторых учёных, у ребёнка не развивается творческое мышление и способности. Так же Гленн Доман в своей методике практически не уделяет никакого внимания игре детей, более того он даже высказывал мнение о том, что игрушки придумали взрослые лишь для того чтобы не заниматься ребёнком, а иметь больше свободного времени. Это в свою очередь противоречит теории Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина об игре как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, а также положениям современной дошкольной педагогики [2].

Конечно же, методика Гленна Домана, находясь на стыке медицины, психологии и педагогики, вызывает необычайный интерес, огромное количество вопросов и массу голосов «за» и «против». Но с одним утверждением ее автора согласятся, наверное, все: «чудо – в самом ребенке, а не в методике». Самое главное для родителей – понять и принять это.

Для современной дошкольной педагогики методика Гленна Домана может представлять большой интерес в вопросах развития речи детей, формирования математических представлений, а также обогащения знаний детей об окружающем мире. В частности данная методика может служить для обогащения, активизации и закрепления словаря детей с самого раннего возраста, для раннего обучения детей чтению и запоминанию. Раннее (в два года и даже раньше) обучение чтению при помощи специального набора карточек (карточки Домана) — пожалуй, наиболее распространённое применение методики Гленна Домана. Основной идеей обучения является запоминание ребёнком слова целиком, вместо складывания его из букв и слогов, основным приемом — многократная кратковременная демонстрация карточки одновременно с произнесением написанного слова. Запоминая написание слова, ребёнок также запоминает его внешний вид (картинка), звучание и значение. Тем самым активный словарь детей расширяется, и решаются сразу несколько задач развития словаря, а также задача обучения чтению.

В формировании математических представлений методика Гленна Домана может быть использована при изучении понятия числа и счёта. Через карточки Домана, которые сейчас можно легко приобрести на DVD-дисках или в свободном доступе в интернете, ребёнок может познать всё разнообразие окружающего мира, получить знания о тех объектах и явления, с которыми он не имеет прямого контакта (другие страны, экзотические животные и растения, предметы техники и т.д.).

Всё это делает методику Домана актуальной и интересной для дальнейшего изучения в рамках нашего исследования, а её противоречивость и большое внимание к ней со стороны учёных различных областей лишь подтверждают её актуальность.

Список литературы:

  1. Доман Г. Гармоничное развитие ребёнка / пер. с англ. – М.: Аквариум, 2000. – 320 с.

  2. Доман Г. Доман Дж. Как научить ребёнка читать / пер. с англ. – М.: Айрис-персс, 2004. – 295 с.

  3. Ли Е.Д. Курс лекций по дошкольной педагогике с практикумом: учеб. пособие / КГПИ. // – Костанай: КГПИ, 2012.- 241 с.

  4. Страубе Е.А. Методика раннего развития Глена Домана от 0 до 4 лет. Главная книга родителя. / – Москва: Эксмо 2013. – 196 с.

  5. Дарвиш О.В. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений” / Под ред. В.Е. Клочко. // – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 270 с.

Источник