Дорожка для развития ребенка
Сенсорные дорожки своими руками
О том, что массаж стоп очень полезен – знают все. Ведь на подошвах находятся нервные точки, отвечающие за общее состояние здоровья человека. Чтобы поддерживать нормальную работу всех органов, надо стимулировать и активные точки на стопах. Особое внимание такому воздействию нужно отводить в дошкольном возрасте. В этом поможет дорожка здоровья.
О пользе хождения без обуви говорят давно. Китайские целители доказали своему миру, что при грамотном массаже стоп можно предотвратить многие заболевания. Полезность периодически снимать ботинки и ощущать шелковистость травы и неровность гравия поддерживают и современные врачи. Конечно, по современной общественной улице в промышленном городе, где на асфальте запросто можно подцепить грибок или порезаться, наступив, к примеру, на осколки битой бутылки, гулять босиком не стоит. Зато можно организовать зону для хождения босиком в безопасном месте.
Хождение босыми ногами по неровной поверхности: благотворно влияет на развитие стопы, ее правильное формирование, является профилактикой плоскостопия; помогает правильно держать спину, что становится профилактикой сколиоза; способствует укреплению иммунитета; стимулирует нервные окончания; кожа на стопе становится более плотной, поэтому уменьшается риск переохлаждения; дает возможность конечностям отдохнуть от обуви; тактильные ощущения будят нервные импульсы, отвечающие за настроение человека, поэтому босая прогулка может подарить хорошее настроение, снять нервное напряжение. Поэтому хождение босиком очень полезно дошкольникам.
Однако есть противопоказания. Нельзя ходить по дорожке: в больном состоянии, людям, имеющим хронические заболевания, не прошедшим курс щадящей подготовки (сначала дети знакомятся с дорожкой здоровья в носочках).
Из чего сделать дорожку для детского сада?
Для того чтобы смастерить дорожку здоровья, больших усилий прилагать и тратить большие средства не требуется. Достаточно использовать материал, который есть в каждом доме: губки, крышки от пластиковых бутылок, бусины, веревки. Подойдут и дары природы: шишки, камешки, желуди, орехи, деревянные палочки и многое другое.
Дорожка может «жить» как в группе, в спортивном зале, так и на участке. Кстати, судя по статистике, использование такой тропы здоровья значительно повышает сопротивляемость детского организма болезням. Происходит естественный процесс закаливания. Чтобы расположить дорожку здоровья на игровом участке, нужно сначала определить место и сделать разметку. Разметка проводится практически так же, как если бы решили сделать тротуарную дорожку.
С помощью веревок и колышков нужно обозначить место, где пройдет дорожка, а потом на этом месте положить каркас, к примеру, из палетной доски. Если предполагается мобильная версия, которую можно переносить с места на место, то каркас не нужен. Для прочной неподвижной конструкции каркасную форму следует укрепить, вогнав придерживающие ее колышки в грунт. В случае с мобильным вариантом достаточно нескользящей основы.
Смастерить полосу легко, используя как покупные приспособления, так и природный материал. Поэтому не стоит сразу выбрасывать крышки от бутылок или пластиковые емкости с резным дном, они могут тоже пригодиться. Также, отправляясь на прогулку в лес, можно собирать шишки, желуди, деревянные веточки, которым можно найти применение.
Это могут быть бусины, декоративные камешки, бечевки, разноцветные пуговицы и другие элементы декора.
Натуральные мелкие камешки. Если используется неподвижная многосекционная конструкция, один из ящиков можно заполнить мелкими камешками, по которым будут ступать голые пятки дошкольников. Ячейка из ошкуренных деревянных брусков, укрепленная по бокам, дно которой накрыто полиэтиленом, заполняется мелкой галькой. По этой поверхности очень приятно ходить босыми ногами. Мобильная вариация предполагает дерматин, циновку или другую тканевую основу, на которую с помощью клея приклеивают камешки. Получается достаточно жесткий участок, который разбудит все нервные окончания. Кстати, подобная конструкция не боится воды, легко очищается от грязи.
Песок. Ребятня любит играть в песке, а побегать по нему мальчикам и девочкам тоже понравится. Готовится секция с песком следующим образом: каркасная деревянная основа укрепляется, чтобы стенки стояли строго вертикально; дно закрывается плотной тканью; насыпается песок. песок предварительно нужно просеять, вдруг в нем окажутся острые предметы. В открытом виде оставлять дорожку здоровья на участке нельзя, дождь промочит песок. Поэтому на период непогоды нужно закрывать дорожку. Если ящики можно переносить с места на место, то лучше ящик с песком убрать в помещение.
Шишки. Одна из секций тропинки здоровья может состоять из шишек, сложенных в ячейку. Как при наполнении другими материалами, на дно ящика кладут плотную тканевую основу, а на нее насыпают шишки. Перед тем как высыпать наполнитель, нужно проверить шишки, нет ли на них иголок, острых сколов. Другой вариант – шишки утрамбовывают в плотный песок, так, чтобы шишки погрузились в почву на половину. Третий вариант – использование цементного раствора, которым заливают форму, а шишки потом укладывают беспорядочно сверху, немного погружая одним краем в цементное тесто. Получается интересный рисунок, а сами плиты с шишками становятся отличным тренажером для стоп.
Деревянные брусочки. Секция из деревянных брусочков делается так, как если бы готовили декоративную дорожку с использованием древесины. Готовится основа – роется неглубокая траншея, на нее укладывается геоткань. Бока секции формируются с помощью досок. На геоткань насыпается песок, утрамбовывается. На песок укладываются деревянные тонкие палочки, ошкуренные, гладкие, одна к другой. Швы между деревянными элементами заполняются песком, который хорошо трамбуется. Оставлять под открытым небом ячейки с деревянными элементами и песком нежелательно. Лучше закрывать дорожку в непогоду.
Желуди и каштаны. Природные материалы могут сослужить службу не только как декоративный материал, но и как эффективный природный тренажер для стоп. Подготовить ячейки дорожки здоровья с желудями и каштанами можно, используя технологию тротуарных дорожек. Так, готовится основа, как и в других вариантах. На геоткань плотно кладут песок, а сверху заливают раствор цемента с песком. Когда смесь начинает застывать, поверхность выкладывается желудями и каштанами, которые слегка вдавливаются в цемент. В итоге получается интересная природная «чешуя», по которой можно ходить голыми ногами. Для подготовки передвижной дорожки можно взять тканевое полотно и, покрыв клеем, рассыпать и разровнять желуди и каштаны.
Коврики. Коврики – один из самых удобных вариантов дорожек-массажеров. Они просты в использовании, их можно применять в любую погоду, в любом месте. Сделать коврики можно самостоятельно без особых усилий. За основу берут резиновое покрытие или другую плотную ткань. Это может быть дерматин, линолеум, твердый картон, который потом нужно обтянуть материалом. На лицевую сторону с помощью клея приспосабливают различные массажные элементы: камешки, гальку, пуговицы, поролоновые губки и прочее. Одним из секционных квадратов дорожки станут коврики, сделанные из веревки или жгута, имеющие хорошо выраженную плетеную поверхность. Хорошую массажную поверхность имеет также коврик из кокосового волокна и колючая циновка.
Дорожка из различных крышек. Существует несколько вариантов использования крышек и бутылок из пластика. Первый – мобильный, с наклеиванием крышек на резиновый коврик. Второй – стационарный, когда дорожку не перенести в другое место. Во втором случае крышки помешаются в плотно утрамбованный песок шляпкой вниз. Для изготовления дорожки также могут понадобиться пластиковые бутылки, вернее, донышки от бутылок. Аккуратно вырезают стаканчики высотой 5-10 сантиметров и погружают в песок дном вверх.
Как сделать дорожку здоровья для детского сада безопасной
Желая активизировать нервные окончания стоп ребенка, не надо забывать о том, что конструкция дорожки должна быть безопасной. Это значит, что все элементы, которые используются для создания ячеек, нужно тщательно проверить, исключить дефектные, остальные отшлифовать, чтобы не было колючек, заусениц. Деревянные элементы нужно подготовить с помощью антисептика. Песок, который используется для дорожки здоровья, промывается предварительно, из него убираются мелкие острые камни, которые могут поранить ноги.
Важно учитывать возраст ребенка. Так, для младших дошкольников ящики с наполнителем не должны быть такой же высоты, как для ребят из подготовительной группы. Дети не смогут высоко поднимать ноги, будут спотыкаться, ударяться о твердые края. Лучше использовать почти плоскую дорожку с мелкими бортиками, не выше 5 сантиметров в высоту от наполнителя. Другой хороший вариант – мобильная дорожка с приклеенными массажными элементами. Для старших дошкольников можно использовать секционные ящики с разным материалом – песком, шишками, досками, камешками. После босоногой прогулки обязательно нужно помыть ноги. Это еще один этап закаливания. Таким образом, получается комплексная процедура.
Источник
Дмитриева Ирина
Сенсорные дорожки или речь на кончиках пальцев
Сенсорные дорожки или речь на кончиках пальцев.
Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению.
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становиться возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними.
Видный отечественный ученый Н. М. Щелованов называл ранний возраст золотой порой сенсорного воспитания. Отсутствие целенаправленного восприятия искажает представления детей о предмете. Они бывают неопределенными, иногда ошибочными.
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах качествах предметов. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов «способность ощущения». Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятия детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др., полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.
Значение сенсорноговоспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям. Были созданы системы, в основу которых положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитие ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе сенсорного воспитания. Применение системы будет успешно только в том случае, если воспитатель достаточно глубоко усвоит принципы подбора и усложнения заданий, поймет особенности их связи друг с другом.
Все мы знаем, что существует связь между моторикой рук и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Отсюда делается вывод, что необходимо развивать мелкую моторику для становления детской речи.
Конечно, для наилучшего развития речи ребёнка нужен комплексный подход (с ребенком нужно разговаривать, читать, учить отвечать на вопросы, рассматривать с ним картинки и так далее). Я же хочу остановиться на развитии мелкой моторики рук.Сюда можно отнести различные виды деятельности: пальчиковые игры; игры с мелкими предметами; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать – наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ; рисование карандашом (фломастером, кистью) ; застёгивание и расстегивание молний, пуговиц; одевание и раздевание игрушек.
Существует много всяких занятий, упражнений и игр для развития мелкой моторики. Есть еще одна методика – это методика пальчиковых шагов. Шагаем пальчиками по дорожкамв разных направлениях: вперед-назад, разными пальцами, работает так же и кисть руки. На первый взгляд, кажется, все просто. На самом деле, у нас у всех хорошо развита правая часть полушария, а вот левая не очень. Все упражнения надо проделывать и правой, и левой рукой. Что совсем не просто!
У меня сделано несколько сенсорных дорожек для пальчиков. Выполнены они из фетра и различных по фактуре материалов, которые сейчас я применяю в работе с детьми первой младшей группы.
Дорожки можно соединять попарно, а можно сложить в одну длинную. Сенсорные дорожки позволяют использовать «пальчиковые шаги» (логоритмику). «Пальчиковые шаги» — это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.
Перед началом работы с «шагами» взрослому рекомендуется попробовать поработать самостоятельно, чтобы уметь правильно подсказать ребенку во время занятий.
Перед началом работы малыш может просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого легкого варианта — «шаги» указательным и средним пальцами. Усложение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчикируки в следующей последовательности: указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный пальчики; средний палец и мизинец; безымянный и мизинец.
Ребенок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту используются движения преимущественно первых трех пальцев (большой, указательный и средний) и смежной с ними частью ладони. Поэтому очень важно прорабатывать все предложенные варианты работы с пальчиками, несмотря на трудность выполнения. «Шагая» пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении «шаги». На этом этапе стихотворный текст может произносить как взрослый, так и ребенок.
Можно использовать такие стистихи при игре на сенсорных дорожках:
Два жучка пошли гулять,
Свои ножки поразмять.
Каждый по своей дорожке:
Не устали бы их ножки!
Помоги жучкам дойти до леса. «Прошагай» пальчиками правой руки по дорожкам. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.
Зайчик, зайчик, поскачи
И морковку поищи,
Поищи капустку —
Будет очень вкусно!
Помоги зайчику прискакать в огород. «Проскачи» пальчиками левой руки по кружочкам. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.
Прыг-скок, прыг-скок,
Я с листка на листок.
Я — весёлая лягушка,
Ваша милая подружка.
Помоги лягушке перепрыгнуть с листка на листок. «Прыгай» всеми пятью пальчиками правой руки по листкам, одновременно с произношением стихотворения. (На первом этапе взрослый помогает ребенку.)
Мячик, мячик, прыг-скок,
Догони меня, дружок,
От меня не убегай,
Поскорее догоняй.
«Проскачи» пальчиками правой руки по кружочкам, как мячик, и догони мальчика. V каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.
Рано встанет поутру,
Прокричит «Ку-ка-ре-ку»
Наш весёлый петушок,
Золотистый гребешок.
Помоги петушку всех рано утром разбудить. «Прошагай» пальчиками левой руки по кружочкам к солнышку. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.
Работая с сенсорными дорожками, отрабатываем точные движения по ориентирам. При достижении результата можно двигаться с проговариванием стихов, подобранных по ритму движения и тематической направленности. Следует отметить, что работать по ним нужно разными пальцами, т. е. предполагается вариативность и формирование дифференцированных движений.
В заключении следует отметить, что в результате сенсорного воспитания дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно – образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка. При реализации игровой технологии «Сенсорные дорожки»наблюдается следующая положительная динамика: улучшается произношение звуков, более активно и прочно усваивается лексика, дети учатся управлять своим телом, что предотвращает возникновение неврозов, руки подготавливаются к письму, что особенно важно для детей, которые скоро пойдут в школу, осуществляется профилактика писчего спазма — частой беды начинающих школьников, развеваются внимание, терпение, самоконтроль, фантазия, проявляются творческие способности, осваиваются начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве, воспитывается чувство радости от выполнения игровых заданий.
Список используемой литературы
1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение,1978. – 96с.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Л. Т. Фрониной. – М.: Министерство просвещение РСФСР, 1987, – 191с.
4. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования / Под ред. Т. Н. Дороновой., Т. И. Ерофеева. М.: Обруч, 2010. – 304с.
5. Журнал. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. №1/2010.
Источник