Доречевой период развития ребенка с нормальным развитием и дцп

Доречевой период развития ребенка с нормальным развитием и дцп thumbnail

Доречевой период у детей. Исследование речи у ребенка

Речевые и психические функции ребенка осуществляются интегративной деятельностью мозга. Для своевременного становления этих функций в онтогенезе важцое значение имеют нормальное развитие и функционирование всех отделов центральной нервной системы, особенно коры головного мозга. Речь и психические функции являются сугубо человеческими высшими корковыми функциями, и в их формировании наряду с биологическими факторами большую роль играют социальные (окружение в широком понимании). Оценка развития этих функций очень важна для диагностики заболеваний нервной системы у детей раннего возраста.

В развитии речи ребенка большое значение имеет доречевой период, который длится от рождения до конца 1-го года жизни. В этот период развивается зрительное и слуховое восприятие, формируется первая предметная и игровая деятельность, появляются гуление, лепет, возможность подражания звукам речи, развиваются первые пути довербального общения ребенка с окружающими.

Доречевой период у здорового ребенка условно делится на несколько этапов.

I этап доречевого развития охватывает первые 2 мес жизни. В это время совершенствуются и закрепляются биологические и адаптационные механизмы (функции дыхания, сосания); появляются первые эмоциональные реакции, имеющие приспособительное значение для организма; к концу I этапа крик ребенка начинает приобретать интонационную выразительность, что имеет важнейшее значение для развития общения ребенка со взрослым.

исследование речи ребенка

II этап доречевого развития (2,5—3 мес) характеризуется появлением начального гуления. В ответ на положительные эмоциональные раздражители ребенок гулит. Вместе с гулением появляется и первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым. Звуки гуления уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу, ге, ха» и т. д.).

Смена коротких звуков более протяжными происходит одновременно с новой стадией в развитии движений ребенка. Произношение протяжных звуков гуления требует от ребенка более длительного мышечного сокращения. В этот период здоровый ребенок уже хорошо держит голову, поворачивается со спины на бок, тянется к предмету, ощупывает и рассматривает свои руки, У него имеется длительная зрительная фиксация (до 5— 7 мин) и прослеживание предмета во всех направлениях. Звуки гуления произносятся на выдохе, так что в этот период происходит своеобразная тренировка речевого дыхания.

Таким образом, на этом этапе развивается общение при помощи недифференцированных движений тела и головы, сопровождающихся отдельными голосовыми реакциями.

III этап доречевого развития — период «истинного» гуления. При нормальном развитии этот период ребенок проходит в возрасте 3,5—4 мес.

Особенностью истинного гуления является то, что оно не сопровождается общими диффузными движениями ребенка и не является составной частью комплекса оживления. Напротив, в период истинного гуления общие движения ребенка притормаживаются, ребенок как бы сосредоточивается на новом для него ощущении. Это является важным условием для дифференцировки произносимых звуков как по их акустическим, так и кинестетическим признакам. В этот период образуются первые условные связи между слуховыми и артикуляторными образами произносимых звуков. На этой основе у ребенка формируется самоподражание собственным звукам. Это — качественно новый этап в доречевом развитии. В период истинного гуления звуки становятся продолжительным, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще появляются губные звуки и сочетания гласных с губными.

В этот период интенсивно развивается сенсорное восприятие, которое начинает приобретать активный познавательный характер.

IV этап доречевого развития — это период лепета. Уже в возрасте 5—7 мес, когда здоровый ребенок путем самоподражания произносит сочетания гласных с губными согласными в виде цепочек звуков, намечается переход гуления в лепет. В период лепета наряду с самоподражанием более отчетливьш становится подражание звукам взрослого.

К концу доречевого периода невербальные формы общения ребенка с окружающими усложняются. Общение осуществляется при помощи обеих рук, более дифференцированных мимики и звуков. Пример такого общения: ребенок тянет руки к матери, произносит отдельные звуки, как бы просит «возьми меня».

Затем усложняется мимика. Она становится более выразительной, появляются символические жесты. Ребенок может общаться при помощи одной руки. Появляются разнообразные по интонации лепетные слова.

– Также рекомендуем “Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка”

Оглавление темы “Вегетативная нервная система. Периоды развития речи.”:

1. Оценка мышечного тонуса детей. Мышечная гипотония

2. Нарушение координации у детей. Непроизвольные движения у ребенка

3. Вегетативная нервная система ребенка. Развитие вегетативной нервной системы

4. Терморегуляция у детей. Исследование терморегуляции и потоотделения

5. Доречевой период у детей. Исследование речи у ребенка

6. Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка

7. Оценка речевого аппарата. Экспрессивная речь у детей

8. Семиотика речевых расстройств. Нарушения речи в детском возрасте

9. Дизартрия у детей. Алалия у ребенка

10. Задержка речевого развития. Заикание у ребенка

Источник

Доречевое
развитие у детей с церебральным параличом
происходит по тем же этапам, что и у
здорового. Но длитель­ность доречевого
периода у больного может увеличиваться
до нескольких лет в зависимости от
тяжести поражения цен­тральной нервной
системы. Доречевой период у здорового
заканчивается к 12 мес, у детей с
церебральным параличом может длиться
до 3—5 лет и более.

Особенности
I
этапа доречевого развития у детей с
детс­ким церебральным параличом.
Доречевое
развитие начина­ется с первого крика
новорожденного. У ребенка с детским
церебральным параличом часто отсутствует
крик при рож­дении или же он слабый,
недостаточно продолжительный и быстро
истощаемый. В дальнейшем не формируется
инто­национной выразительности крика.
При оценке состояния артикуляционного
аппарата таких детей в период
новорожденности обращается внимание
на особенности строения этого аппарата.
У большинства детей отмечаются дефекты
в строении твердого нёба: высокое, узкое
«готическое» или уп­лощенное. Почти
во всех случаях можно наблюдать
асиммет­рию лица, сглаженность
носогубных складок. Форма языка и его
положение в полости рта неправильные.
Язык у ребен­ка с церебральным параличом
часто бывает очень толстый, без выраженного
кончика, напряженный, оттянутый кзади.
Нередко можно видеть язык, «вываливающийся»
из полос­ти рта. Уже в первые дни жизни
отмечаются беспокойство и тремор языка.
Такой язык почти не принимает участия
в актах сосания и глотания.

Существенные
изменения наблюдаются и в состоянии
мышечного тонуса губ, языка и всей
мимической мускулатуры. Язык может быть
очень вялым, распластанным на дне Полости
рта или же напряжен и «чашечкой» поднят
кверху.

Губы
из-за изменения их тонуса плохо смыкаются,
вялые и не участвуют в сосании. Молоко
в этих случаях вытекает из одного или
обоих углов рта. При напряженности
губной мус­кулатуры ребенок не может
оформить губы для принятия соска, не
может вытянуть их вперед. Все эти
нарушения от­ражаются на процессе
вскармливания. Почти всегда отме­чаются
псевдобульбарные симптомы: поперхивания,
тихий голос, повышенное слюноотделение
и т. д. В особо тяжелых случаях наблюдается
длительное угнетение врожденных
бе­зусловных рефлексов (сосательного,
глотательного, поиско­вого, хоботкового,
ладонно-рото-головного), поэтому многих
детей в первые дни жизни кормят через
зонд. У детей с тя­желыми формами
детского церебрального паралича в
воз­расте 1,5 мес. почти невозможно
выявить зрительное и слу­ховое
сосредоточение.

Характерным
для новорожденных с церебральной
пато­логией является кратковременность
бодрствующего состоя­ния, постоянно
прерываемого сном или отрицательными
эмоциональными реакциями. Улыбка
появляется с большим опозданием, часто
она недифференцированная, неадекват­ная.
Нередко можно отметить патологию и со
стороны ды­хания: оно поверхностное,
аритмичное; цианоз при кормле­нии.
Иногда наблюдается асинхронность
дыхания, сосания и глотания. Ребенок не
может сосать и дышать одновремен­но,
давится, поперхивается. При этом молоко
вытекает че­рез нос ребенка. В тяжелых
случаях появляется стридор.

Особенности
формирования
II
этапа
до
речевого развития
у
детей
с церебральными параличами.
Этот
период харак­теризуется значительной
выраженностью патологических проявлений.
Прежде всего усиливается псевдобульбарная
симптоматика, проявляющаяся в выраженных
нарушени­ях сосания, глотания, дыхания,
крика. Нарушение актов со­сания и
глотания может быть обусловлено парезом
мышц губ, языка, дискоординацией движения
этих мышц и дыха­тельной мускулатуры,
а также тоническим спазмом мышц языка
в связи с влиянием на них лабиринтного
тонического рефлекса (К. А. Семенова,
1972).

При
обследовании артикуляционного аппарата
ребенка с церебральной патологией уже
на этом этапе можно отме­тить нарушение
мышечного тонуса всего артикуляционного
аппарата, проявляющееся в паретичности,
спастичности, дистонии, гиперкинезах
и треморе языка. Наряду с этим от­мечаются
выраженные нарушения крика, который
может быть очень тихим, монотонным,
фрагментарным. Его харак­тер не
приобретает интонационной выразительности.
Сла­бый и непродолжительный крик
свидетельствует о выражен­ной
псевдобульбарной симптоматике и имеет
определенное прогностическое значение
в патологии доречевого развития.

Мимика
лица остается маловыразительной, нередко
мож­но отметить асимметрию лица,
сглаженность одной из носогубных
складок, опущение угла рта и перекос
рта в здоро­вую сторону при попытке
к улыбке.

Нарушение
функции мышц языка приводит к тому, что
образуется его патологическая форма,
без выраженного кон­чика. Такая форма
препятствует сосательному движению.
Язык занимает в полости рта неправильное
положение, при котором он может быть
напряжен и утолщен в области корня, при
этом всей своей массой язык оттягивается
кзади. В других случаях можно видеть
увеличенный и утолщенный язык, за­полняющий
всю ротовую полость или даже выступающий
из полости рта и не конфигурирующийся
при сосательном дви­жении. Не менее
часто можно отметить значительную
вялость языка, при которой он распластан
на дне полости рта и почти совсем не
участвует в акте сосания, так как не
принимает соот­ветствующей формы для
обхвата соска.

Такое
многообразие и различие патологии в
артикуляци­онном аппарате, а особенно
в языке, имеет определенное ди­агностическое
значение для выявления в последующем
дет­ского церебрального паралича с
выраженной задержкой доречевого и
речевого развития.

В
возрасте 1,5—3 мес. у ребенка с церебральной
патологи­ей неблагоприятными
прогностическими симптомами явля­ются
нарушения крика, дыхания в сочетании с
длительным отсутствием врожденных
безусловных рефлексов либо, наобо­рот,
с резким их усилением. Появление этих
рефлексов (по­искового,
ладонно-рото-головного, хоботкового,
губного) в возрасте после 3 мес. является
симптомом, указывающим на возможность
возникновения оральных синкинезий и
автома­тизмов, которые задерживают
и затрудняют реализацию про­извольных
движений артикуляционного аппарата.

В
тех случаях, когда усиленно звучат
безусловные ц0.
исковые рефлексы, имеющие расширенную
зону вызыва­ния, произвольные движения
губами запаздывают или не появляются
(у здорового ребенка они формируются с
2 мес, когда ребенок начинает гулить).
Наряду с отсутстви­ем выразительности
крика у ребенка с церебральным па­раличом
в этот период не возникает и характерных
для этого возраста первых согласных,
заднеязычных звуков характеризующих
гуление.

По
данным К. А. Семеновой, качественное
видоизмене­ние крика и появление
гуления совпадает с развитием мо­торики,
а именно с началом становления
установочного ла­биринтного рефлекса
с головы на шею, первых попыток ребенка
изменить положение тела, приподнять,
удержать голову в положении на животе,
что создает новые условия для дыхания,
фонации и артикуляции.

Ввиду
того, что у ребенка с церебральным
параличом за­держивается двигательное
развитие, а также наблюдается нарушение
артикуляционного аппарата, голоса и
дыхания, своевременное развитие гуканья,
а затем и гуления невоз­можно и
задерживается на несколько месяцев, а
в особо тя­желых случаях и до нескольких
лет.

Одной
из основных причин, задерживающих
появление гуления, является нарушение
тонуса языка, выражающее­ся в
спастичности его корня, при которой
произвольное при­поднимание задней
части спинки языка затруднено, в
ре­зультате чего у ребенка отсутствуют
заднеязычные звуки.

У
ребенка с формирующимся церебральным
параличом на II
этапе доречевого развития отмечается
отставание ори­ентировочных реакций.
Если здоровый ребенок к 3 мес. ус­певает
пройти уже два этапа в развитии
ориентировочных реакций, то ребенок с
церебральной патологией едва дости­гает
первого этапа либо эти реакции не
формируются.

I
этап ориентировочной реакции (в норме
1-й мес.) ха­рактеризуется притормаживанием
общих движений при зрительных или
слуховых раздражителях, II
— появлени­ем двигательного компонента,
то есть на оптический и слуховой
раздражители ребенок поворачивает
глаза и голову в соответствующую сторону.
По данным К. А. Семеновой, это совпадает
с развитием лабиринтного установочного
и началом становления цепного шейного
выпрямительного реф­лекса. Так как у
детей с церебральной патологией
задерживается развитие этих рефлексов,
а также наблюдается нарушение сенсорного
восприятия, то формирование ори­ентировочных
реакций, которые в норме хорошо выраже­ны
уже к 5 мес, задерживается у ребенка с
детским цереб­ральным параличом на
многие месяцы.

Одной
из существенных причин задержки
формирова­ния ориентировочно-исследовательской
деятельности ре­бенка с церебральным
параличом является недостаточ­ность
зрительного восприятия. Последнее
обусловлено не столько нарушением
зрения (Э. Л. Басова, 1977), сколько
невозможностью фиксации взора и
прослеживания за предметами.

У
детей с церебральными параличами
довольно часто от­мечается недостаточность
ориентировочных реакций на слу­ховые
раздражители. У некоторых детей, наоборот,
отмеча­ется повышенная чувствительность
на любой слуховой раздражитель и вместо
ориентировочной реакции возника­ют
защитные реакции, вздрагивание (рефлекс
Моро).

Так
как в этот период у детей с церебральной
патологией не формируется
ориентировочно-исследовательской
деятель­ности, задерживается развитие
сенсорного восприятия, то и эмоциональный
контакт невозможен, не развиваются
харак­терные для этого возраста в
норме первые положительные эмоции. У
таких детей эти эмоции бывают связаны
только с удовлетворением их органических
потребностей (состояние сытости, сухие
пеленки и т. п.). Внешние раздражители
вы­зывают у них отрицательные эмоции
и защитно-оборони­тельные реакции.

Описанная
патология свойственна детям с наиболее
тяже­лыми формами церебрального
паралича. В менее тяжелых случаях может
формироваться зрительное и слуховое
вос­приятие, соответственно возрасту
развиваются эмоции, но на фоне некоторого
благополучия отчетливо может прояв­ляться
патологическая симптоматика двигательного
разви­тия и артикуляционного аппарата.

Источник

Все дети в зависимости от уровня развития их голосовой ак­тивности могут быть отнесены к четырем группам, которые со­ответствуют четырем уровням доречевого развития.

1 уровень — отсутствие голосовой активности.

Характеристика голосовой активности, функции общения. Го­лосовая активность детей проявляется только в плаче и крике. Голос детей с церебральным параличом тихий, слабый, немо­дулированный, быстро истощающийся. По крику нельзя оп­ределить состояние ребенка и его желания. Дифференциро­ванной голосовой активности нет — дети не гулят. Период бодрствования короткий, на его фоне возникают отрицатель­ные реакции. Эмоциональное общение с окружающими у де­тей выражено слабо. Улыбка недостаточно выразительна или вообще отсутствует.

Характеристика сенсорного развития. Фиксация взора на пред­метах и игрушках слабо выражена. Прослеживание движущегося оптического объекта фрагментарно. Акустическая установка на звуковые раздражители снижена.

Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Оптические и слуховые раздражители вызывают защитно-оборо­нительные реакции в виде вздрагивания, плача. Имеющиеся у некоторых детей ориентировочные реакции носят слабо выра­женный познавательный характер.

Характеристика двигательного развития. Положение тела де­тей вынужденное, отсутствуют произвольные движения Дети не удерживают голову, не могут повернуть ее в какую-либо сторону при прослеживании за движущейся игрушкой. Функции рук не развиваются.

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания. У детей с церебральным параличом изменения мышечного тону­са губ, языка проявляются в паретичности, спастичности, дисто-нии или гиперкинезах. Нарушение подвижности губ и языка зат­рудняет процессы сосания и глотания. Нередко отмечается подтекание молока из углов губ или носа. Лицо амимичное. Иног­да нарушается дыхание: оно поверхностно, аритмично, асинх­ронно с сосанием.

2 уровень — наличие недифференцированной голосовой ак­тивности.

Характеристика голосовой активности и функции общения. С детьми возможно установить эмоциональный контакт, вызвать у них улыбку и оживление. Общение детей осуществляется посред­ством недифференцированных движений тела, головы, сопровож­дающихся неорганизованной вокализацией, что соответствует ран­нему доязыковому уровню развития общения нормальных детей. Дети издают недифференцированные звуки как спонтанно, так и отраженно, но певучего гуления нет. Детям доступно нечеткое произношение гласных звуков о, э, ы. Их крик не является сред­ством выражения своих состояний и желаний. Голос немодулиро­ванный. В целом период бодрствования у них протекает вяло.

Характеристика сенсорного развития. Ярко выражены недо­статочность зрительного внимания, ограничение полей зрения, косоглазие; слуховое внимание на голос и речь также снижено. Иногда отмечается повышенная чувствительность на любой слу­ховой раздражитель, которая находит свое выражение в защит­ных реакциях в виде плача и вздрагивания.

Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Ориентировочные реакции на внешние раздражители возника­ют при условии постоянной стимуляции ребенка. Дети равно­душны к игрушкам, не обнаруживают адекватной реакции на новую ситуацию. Познавательная деятельность развита слабо, эмоциональные реакции бедные.

Характеристика двигательного развитая. Произвольная мото­рика крайне ограничена. Дети слабо удерживают голову, кисти рук в порочных положениях. У них начинает развиваться зритель­но-моторная координация, они тянутся к игрушкам, но захват удается после многократных попыток. Манипулятивная деятель­ность отсутствует. При попытках посадить их дети не удерживают вертикального положения тела в специальном стуле.

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания. Нарушения функций мышц языка приводят к формированию его патологической формы. Наличие оральных синкинезий зат­рудняет произвольные движения языка и губ. Изменения тонуса мышц органов артикуляции проявляются в виде спастичности, паретичности, дистонии. Голос детей слабый, немодулирован­ный. Дыхание в ряде случаев стридорозное. Выражена псевдо-бульбарная симптоматика.

3 уровень — гуление. Этот уровень у детей с церебральным параличом в форме спастической диплегии характеризуется не­равномерностью развития сенсорного восприятия, зрительно-мо­торной координации, ориентировочно-познавательной деятель­ности, эмоциональной сферы и звукового общения с окружаю­щими.

Характеристика голосовой активности и функции общения. С детьми легко устанавливается эмоциональный контакт, они реа­гируют на интонации голоса человека. У них ярко выражены «ком­плекс оживления» и направленность на общение со взрослыми. Крик детей на этом этапе уже является средством выражения со­стояний, желаний и, следовательно, средством общения с людь­ми. Спонтанно и по подражанию дети произносят звуки гуления: длительные по звучанию гласные, губные и гортанные согласные звуки в сочетании с гласными (бу, пу, ма, ха, ко). В гулении появ­ляются аутоэхолалии, т. е. самоподражание при гулении.

Характеристика сенсорного развития. У детей появляются диф­ференцированные зрительные и слуховые реакции: они узнают мать, отличают знакомых людей от незнакомых, их голоса. Труд­ности восприятия сильно ограничивают возможности познава­тельной деятельности детей.

Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Дети проявляют интерес к окружающему, обращают внимание на яркие игрушки, могут совершать с ними элементарные мани­пуляции. Дети эмоциональны, активны, различают некоторые речевые инструкции в конкретной ситуации.

Характеристика двигательного развития. У детей, находящих­ся на этом уровне, развивается зрительно-моторная координа­ция. Они могут захватить игрушку, совершить с ней примитив­ные манипуляции, но их движения ограниченны, напряжены, крайне неловки; игрушки часто выпадают из рук. Дети в состоя­нии удержаться в вертикальном положении в специальном сту­ле, но самостоятельно не сидят и не стоят.

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания. Становится сильно заметной псевдобульбарная симптоматика, проявляющаяся в нарушениях голоса, дыхания, процесса корм­ления. Часто проявляются такие патологические симптомы ар­тикуляционного аппарата, как спастичность, паретичность, дистония, гиперкинезы языка, оральные синкинезии. Подвижность языка, губ значительно ограничена.

4 уровень — лепет. У детей обнаруживаются диспропорции в развитии отдельных функций; так, уровень развития эмоциональ­ной сферы намного опережает уровень двигательного и речевого развития.

Характеристика голосовой активности, функции общения. Сред­ствами общения с окружающими являются выразительные дви­жения головы и глаз, мимика, модулированный крик, лепет, уп­рощенные слова. Лепет характеризуется бедностью звуков и представляет собой сочетание губных согласных с нечеткими глас­ными звуками. Слогового лепета, как правило, не отмечается.

Спонтанный лепет наблюдается редко, чаще возникает отражен­ный, односложный лепет. Аутоэхолалии в лепете выражены край­не слабо. Имеющиеся простые лепетные слова произносятся ред­ко, после длительной стимуляции. Потребность речевого общения у детей выражена слабо, речевая активность низкая. Дети хоро­шо понимают обращенную речь: как простые ситуативные инст­рукции, так и сложные двух-трехступенчатые задания.

Характеристика сенсорного развития. Нарушения зрительного восприятия, связанные с косоглазием, ограничением полей зре­ния и т.п., приводят к трудностям фиксации взора на предмете. Однако высокий уровень психической активности детей способ­ствует тому, что они приспосабливаются к «недостаткам» зри­тельного анализатора (рассматривают игрушку, повернув голову в сторону так, чтобы можно было фиксировать ее взором и т.д.). Нарушения слухового восприятия проявляются в снижении слу­хового внимания на речь, в трудностях локализации звука, речи. Все эти сенсорные нарушения задерживают темп психического развития детей.

Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Дети отличаются высокой активностью познавательной деятель­ности, устойчивостью внимания. Они заинтересованы в эмоци­ональном контакте; их эмоции носят дифференцированный ха­рактер. Дети проявляют живой интерес ко всему окружающему, длительно используют игрушку. У некоторых детей начинает раз­виваться предметная деятельность, но тонкие ручные движения у них отсутствуют. Уровень развития импрессивной речи значи­тельно опережает уровень развития экспрессивной речи, а в ряде случаев даже приближается к возрастной норме.

Характеристика двигательного развития. Дети могут сидеть в специальном стуле, держать голову, брать игрушки и манипули­ровать ими, но при этом часто отмечаются атаксия, гиперкинезы в руках, дизметрии, порочные положения кистей рук и пальцев. При помощи взрослых дети могут стоять и преступать у опоры, но положение ног при этом порочное. При поддержке за обе руки дети переступают, но часто с перекрестом ног. Некоторые дети могут самостоятельно сидеть.

Характеристика артикуляционного аппарата. Патологическое состояние артикуляционного аппарата проявляется в изменении мышечного тонуса губ, языка, гиперкинезах языка, что приво­дит к ограничению их подвижности, отсутствию произвольных артикуляционных движений и к другим изменениям. Почти у всех детей имеет место повышенная саливация и псевдобульбарные явления, выраженные в большей или меньшей степени. У всех детей отмечаются слабость кусания и жевания.

Таким образом, изучение детей с церебральным параличом позволило обнаружить у них нарушения голоса, преимуществен­но его интонационных особенностей. Что касается гуления, то время его появления часто соответствует возрастной норме, но дальнейшее развитие гуления у детей с ДЦП происходит иначе, чем у их здоровых сверстников: слабо выражено отраженное гу­ление и самоподражание, отсутствует певучесть звуков. Крик детей длительное время не является средством общения в силу недо­развития интонационно-выразительной системы речи в целом. Лепет у большинства детей возникает поздно и характеризуется бедностью звукового состава, отсутствием модуляции голоса, слоговых рядов. Звуковая активность крайне низкая. Дети пред­почитают общаться криком, мимикой, жестом. В большинстве случаев в лепете не прослеживается последовательности этапов, характерных для здорового ребенка. Первый этап развития лепе­та у детей с церебральным параличом выражен крайне слабо. Далее у них не формируется механизм аутоэхалалии, т.е. само­подражания. И, наконец, физиологические эхолалии, слоговой лепет, что соответствует третьему этапу развития лепета, появ­ляется поздно и в искаженном виде. Двигательное развитие де­тей, страдающих церебральным параличом, грубо нарушено; это препятствует процессу становления их восприятия. Хватательная и манипулятивная функции рук также недоразвиты.

Сенсорные нарушения, проявляющиеся в недостаточности зрительного, слухового и кинестетического анализаторов, задер­живают развитие познавательной деятельности.

У подавляющего большинства детей отмечается патология артикуляционного аппарата; изменен мышечный тонус, нару­шена подвижность языка и губ, наблюдаются гиперкинезы язы­ка и т. д. В результате этого артикуляционный аппарат детей не готов к звукопроизношению. Речедвигательный и речеслуховой анализаторы отстают в своем развитии…

Источник