Доречевое развитие ребенка с дцп

Доречевое развитие ребенка с дцп thumbnail

Логопед-дефектолог, сурдопедагог Анна  Смирнова продолжает цикл полезных статей об особенностях речевого развития детей с церебральным параличом. Часть 3.

Уровни доречевого развития при ДЦП. Коррекционные задачи первого уровня.

В предыдущей статье мы рассказывали об участниках коррекционного процесса и их роли в работе по запуску речи у ребенка с ДЦП. Сегодня хотелось бы подробнее охарактеризовать уровни доречевого развития и рассказать о коррекционных задачах первого уровня.

Выделяются IV уровня доречевого развития при ДЦП:

  • 1 уровень — отсутствие голосовой активности

Ребенок издаёт звуки ТОЛЬКО при крике и плаче;

  • 2 уровень — наличие недифференцированной голосовой активности

У ребенка появляется комплекс оживления. Он общается посредством недифференцированных движений тела и головы, сопровождающихся вокализацией. Но стоит понимать, что крик по-прежнему НЕ ЯВЛЯЕТСЯ средством выражения желаний и состояния.  Также на втором уровне у ребенка появляются отдельные звуки — [о], [э], [ы];

  • 3 уровень – гуление

Ребёнок реагирует на интонацию говорящего с ним. Комплекс оживления становится ярко выраженным. На третьем уровне крик уже ЯВЛЯЕТСЯ средством выражения эмоций и желаний. У ребенка появляются отдельные слоги — [бу], [пу], [ма], [ха], [ка].

  • 4 уровень – лепет

Ребенок начинает совершать выразительные движения головой и глазами, пользуется мимикой и прибегает к модулированному крику. Он лепечет и начинает употреблять упрощенные слова.

Основная задача коррекционно-педагогической работы с детьми, которые находятся на 1 доречевом уровне развития – это стимуляция их голосовых реакций.

Работа проводится по следующим направлениям:

  • нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
  • вокализация выдоха;
  • развитие «комплекса оживления» с включением в него голосового компонента;
  • стимуляция голосовых реакций;
  • развитие зрительной фиксации и прослеживания;
  • выработка слухового сосредоточения;
  • формирование зрительно-моторной координации.

Доречевое развитие при ДЦП

С целью нормализации тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата проводится массаж.

Для увеличения объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха используются дыхательные упражнения по 1-1,5 минуты.

С целью формирования «комплекса оживления» и включения в него голосового компонента взрослый наклоняется к ребенку, ласково, певуче с ним разговаривает, поглаживает его, показывает яркие игрушки. Появление улыбки в таком случае свидетельствует о зарождении у ребенка потребности в общении со взрослым.

Стимуляцию голосовых реакций начинают с вокализации выдоха ребенка. На фоне эмоционально-положительного общения со взрослым проводят вибрацию его грудной клетки и гортани, чтобы вызвать голосовые реакции.

Голосовые реакции можно вызвать и во время проведения легкой дыхательной гимнастики, увеличивающей объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, в сочетании с вибрацией грудной клетки и гортани. Чтобы закрепить у ребенка возможность вокализировать выдох, родители в течение дня многократно повторяют это упражнение.

Для развития зрительной фиксации и прослеживания ребенку предъявляют адекватные с точки зрения его перцептивных возможностей оптические объекты.

Для формирования слухового восприятия выбирают время, когда ребенок находится в эмоционально отрицательном состоянии. Логопед наклоняется к ребенку, ласково разговаривает с ним, добиваясь успокоения и привлечения его внимания.

Работа по развитию зрительно-моторной координации начинается с нормализации положения кисти и пальцев рук.

В следующих публикациях Вы узнаете об основных направлениях коррекционной работы с детьми, находящимися на II доречевом уровне развития.

Напоминаем, что первичная консультация логопеда- дефектолога для пациентов центра «Могу ходить» бесплатна.                                                                              Записаться на консультацию к специалисту нашего центра можно через администрацию по телефону: +7 (812) 635 87 05

16.03.2020

Источник

Все дети в зависимости от уровня развития их голосовой ак­тивности могут быть отнесены к четырем группам, которые со­ответствуют четырем уровням доречевого развития.

1 уровень — отсутствие голосовой активности.

Характеристика голосовой активности, функции общения. Го­лосовая активность детей проявляется только в плаче и крике. Голос детей с церебральным параличом тихий, слабый, немо­дулированный, быстро истощающийся. По крику нельзя оп­ределить состояние ребенка и его желания. Дифференциро­ванной голосовой активности нет — дети не гулят. Период бодрствования короткий, на его фоне возникают отрицатель­ные реакции. Эмоциональное общение с окружающими у де­тей выражено слабо. Улыбка недостаточно выразительна или вообще отсутствует.

Характеристика сенсорного развития. Фиксация взора на пред­метах и игрушках слабо выражена. Прослеживание движущегося оптического объекта фрагментарно. Акустическая установка на звуковые раздражители снижена.

Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Оптические и слуховые раздражители вызывают защитно-оборо­нительные реакции в виде вздрагивания, плача. Имеющиеся у некоторых детей ориентировочные реакции носят слабо выра­женный познавательный характер.

Характеристика двигательного развития. Положение тела де­тей вынужденное, отсутствуют произвольные движения Дети не удерживают голову, не могут повернуть ее в какую-либо сторону при прослеживании за движущейся игрушкой. Функции рук не развиваются.

Читайте также:  Развитие ребенка после рождения становление личности 8 класс

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания. У детей с церебральным параличом изменения мышечного тону­са губ, языка проявляются в паретичности, спастичности, дисто-нии или гиперкинезах. Нарушение подвижности губ и языка зат­рудняет процессы сосания и глотания. Нередко отмечается подтекание молока из углов губ или носа. Лицо амимичное. Иног­да нарушается дыхание: оно поверхностно, аритмично, асинх­ронно с сосанием.

2 уровень — наличие недифференцированной голосовой ак­тивности.

Характеристика голосовой активности и функции общения. С детьми возможно установить эмоциональный контакт, вызвать у них улыбку и оживление. Общение детей осуществляется посред­ством недифференцированных движений тела, головы, сопровож­дающихся неорганизованной вокализацией, что соответствует ран­нему доязыковому уровню развития общения нормальных детей. Дети издают недифференцированные звуки как спонтанно, так и отраженно, но певучего гуления нет. Детям доступно нечеткое произношение гласных звуков о, э, ы. Их крик не является сред­ством выражения своих состояний и желаний. Голос немодулиро­ванный. В целом период бодрствования у них протекает вяло.

Характеристика сенсорного развития. Ярко выражены недо­статочность зрительного внимания, ограничение полей зрения, косоглазие; слуховое внимание на голос и речь также снижено. Иногда отмечается повышенная чувствительность на любой слу­ховой раздражитель, которая находит свое выражение в защит­ных реакциях в виде плача и вздрагивания.

Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Ориентировочные реакции на внешние раздражители возника­ют при условии постоянной стимуляции ребенка. Дети равно­душны к игрушкам, не обнаруживают адекватной реакции на новую ситуацию. Познавательная деятельность развита слабо, эмоциональные реакции бедные.

Характеристика двигательного развитая. Произвольная мото­рика крайне ограничена. Дети слабо удерживают голову, кисти рук в порочных положениях. У них начинает развиваться зритель­но-моторная координация, они тянутся к игрушкам, но захват удается после многократных попыток. Манипулятивная деятель­ность отсутствует. При попытках посадить их дети не удерживают вертикального положения тела в специальном стуле.

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания. Нарушения функций мышц языка приводят к формированию его патологической формы. Наличие оральных синкинезий зат­рудняет произвольные движения языка и губ. Изменения тонуса мышц органов артикуляции проявляются в виде спастичности, паретичности, дистонии. Голос детей слабый, немодулирован­ный. Дыхание в ряде случаев стридорозное. Выражена псевдо-бульбарная симптоматика.

3 уровень — гуление. Этот уровень у детей с церебральным параличом в форме спастической диплегии характеризуется не­равномерностью развития сенсорного восприятия, зрительно-мо­торной координации, ориентировочно-познавательной деятель­ности, эмоциональной сферы и звукового общения с окружаю­щими.

Характеристика голосовой активности и функции общения. С детьми легко устанавливается эмоциональный контакт, они реа­гируют на интонации голоса человека. У них ярко выражены «ком­плекс оживления» и направленность на общение со взрослыми. Крик детей на этом этапе уже является средством выражения со­стояний, желаний и, следовательно, средством общения с людь­ми. Спонтанно и по подражанию дети произносят звуки гуления: длительные по звучанию гласные, губные и гортанные согласные звуки в сочетании с гласными (бу, пу, ма, ха, ко). В гулении появ­ляются аутоэхолалии, т. е. самоподражание при гулении.

Характеристика сенсорного развития. У детей появляются диф­ференцированные зрительные и слуховые реакции: они узнают мать, отличают знакомых людей от незнакомых, их голоса. Труд­ности восприятия сильно ограничивают возможности познава­тельной деятельности детей.

Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Дети проявляют интерес к окружающему, обращают внимание на яркие игрушки, могут совершать с ними элементарные мани­пуляции. Дети эмоциональны, активны, различают некоторые речевые инструкции в конкретной ситуации.

Характеристика двигательного развития. У детей, находящих­ся на этом уровне, развивается зрительно-моторная координа­ция. Они могут захватить игрушку, совершить с ней примитив­ные манипуляции, но их движения ограниченны, напряжены, крайне неловки; игрушки часто выпадают из рук. Дети в состоя­нии удержаться в вертикальном положении в специальном сту­ле, но самостоятельно не сидят и не стоят.

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания. Становится сильно заметной псевдобульбарная симптоматика, проявляющаяся в нарушениях голоса, дыхания, процесса корм­ления. Часто проявляются такие патологические симптомы ар­тикуляционного аппарата, как спастичность, паретичность, дистония, гиперкинезы языка, оральные синкинезии. Подвижность языка, губ значительно ограничена.

4 уровень — лепет. У детей обнаруживаются диспропорции в развитии отдельных функций; так, уровень развития эмоциональ­ной сферы намного опережает уровень двигательного и речевого развития.

Характеристика голосовой активности, функции общения. Сред­ствами общения с окружающими являются выразительные дви­жения головы и глаз, мимика, модулированный крик, лепет, уп­рощенные слова. Лепет характеризуется бедностью звуков и представляет собой сочетание губных согласных с нечеткими глас­ными звуками. Слогового лепета, как правило, не отмечается.

Спонтанный лепет наблюдается редко, чаще возникает отражен­ный, односложный лепет. Аутоэхолалии в лепете выражены край­не слабо. Имеющиеся простые лепетные слова произносятся ред­ко, после длительной стимуляции. Потребность речевого общения у детей выражена слабо, речевая активность низкая. Дети хоро­шо понимают обращенную речь: как простые ситуативные инст­рукции, так и сложные двух-трехступенчатые задания.

Характеристика сенсорного развития. Нарушения зрительного восприятия, связанные с косоглазием, ограничением полей зре­ния и т.п., приводят к трудностям фиксации взора на предмете. Однако высокий уровень психической активности детей способ­ствует тому, что они приспосабливаются к «недостаткам» зри­тельного анализатора (рассматривают игрушку, повернув голову в сторону так, чтобы можно было фиксировать ее взором и т.д.). Нарушения слухового восприятия проявляются в снижении слу­хового внимания на речь, в трудностях локализации звука, речи. Все эти сенсорные нарушения задерживают темп психического развития детей.

Читайте также:  Все внутриутробном развитии ребенка

Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Дети отличаются высокой активностью познавательной деятель­ности, устойчивостью внимания. Они заинтересованы в эмоци­ональном контакте; их эмоции носят дифференцированный ха­рактер. Дети проявляют живой интерес ко всему окружающему, длительно используют игрушку. У некоторых детей начинает раз­виваться предметная деятельность, но тонкие ручные движения у них отсутствуют. Уровень развития импрессивной речи значи­тельно опережает уровень развития экспрессивной речи, а в ряде случаев даже приближается к возрастной норме.

Характеристика двигательного развития. Дети могут сидеть в специальном стуле, держать голову, брать игрушки и манипули­ровать ими, но при этом часто отмечаются атаксия, гиперкинезы в руках, дизметрии, порочные положения кистей рук и пальцев. При помощи взрослых дети могут стоять и преступать у опоры, но положение ног при этом порочное. При поддержке за обе руки дети переступают, но часто с перекрестом ног. Некоторые дети могут самостоятельно сидеть.

Характеристика артикуляционного аппарата. Патологическое состояние артикуляционного аппарата проявляется в изменении мышечного тонуса губ, языка, гиперкинезах языка, что приво­дит к ограничению их подвижности, отсутствию произвольных артикуляционных движений и к другим изменениям. Почти у всех детей имеет место повышенная саливация и псевдобульбарные явления, выраженные в большей или меньшей степени. У всех детей отмечаются слабость кусания и жевания.

Таким образом, изучение детей с церебральным параличом позволило обнаружить у них нарушения голоса, преимуществен­но его интонационных особенностей. Что касается гуления, то время его появления часто соответствует возрастной норме, но дальнейшее развитие гуления у детей с ДЦП происходит иначе, чем у их здоровых сверстников: слабо выражено отраженное гу­ление и самоподражание, отсутствует певучесть звуков. Крик детей длительное время не является средством общения в силу недо­развития интонационно-выразительной системы речи в целом. Лепет у большинства детей возникает поздно и характеризуется бедностью звукового состава, отсутствием модуляции голоса, слоговых рядов. Звуковая активность крайне низкая. Дети пред­почитают общаться криком, мимикой, жестом. В большинстве случаев в лепете не прослеживается последовательности этапов, характерных для здорового ребенка. Первый этап развития лепе­та у детей с церебральным параличом выражен крайне слабо. Далее у них не формируется механизм аутоэхалалии, т.е. само­подражания. И, наконец, физиологические эхолалии, слоговой лепет, что соответствует третьему этапу развития лепета, появ­ляется поздно и в искаженном виде. Двигательное развитие де­тей, страдающих церебральным параличом, грубо нарушено; это препятствует процессу становления их восприятия. Хватательная и манипулятивная функции рук также недоразвиты.

Сенсорные нарушения, проявляющиеся в недостаточности зрительного, слухового и кинестетического анализаторов, задер­живают развитие познавательной деятельности.

У подавляющего большинства детей отмечается патология артикуляционного аппарата; изменен мышечный тонус, нару­шена подвижность языка и губ, наблюдаются гиперкинезы язы­ка и т. д. В результате этого артикуляционный аппарат детей не готов к звукопроизношению. Речедвигательный и речеслуховой анализаторы отстают в своем развитии…

Источник

Характеристика четырех уровней доречевого развития детей с ПЭП, ДЦП. Основные принципы системы коррекционнопедагогической работы

Характеристика четырех уровней доречевого развития детей с ПЭП, ДЦП. Основные принципы системы коррекционнопедагогической работы с детьми с данной патологией. Федосеева И. Ю. Косенко О. Гр. 657 М г. Томск

Перинатальная энцефалопатия – это различные по этиологии или неуточненные по происхождению поражений головного мозга,

Перинатальная энцефалопатия – это различные по этиологии или неуточненные по происхождению поражений головного мозга, возникающих в перинатальном периоде (с 28 недели беременности, включая период родов и первые 7 дней жизни).

Основные синдромы ПЭП. Острый период: Синдром угнетения ЦНС. Коматозный синдром. Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.

Основные синдромы ПЭП. Острый период: Синдром угнетения ЦНС. Коматозный синдром. Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Судорожный синдром. Гипертензионно-гидроцефальный синдром. Восстановительный период: Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Эпилептический синдром. Гипертензионно-гидроцефальный синдром. Синдром вегето-висцеральных дисфункций. Синдром двигательных нарушений. Синдром задержки психомоторного развития. Исходы: Полное выздоровление. Задержка психического, моторного или речевого развития. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (минимальная мозговая дисфункция). Невротические реакции. Вегетативно-висцеральные дисфункции. Эпилепсия. Гидроцефалия. Детский церебральный паралич.

ДЦП - заболевание ЦНС при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного

ДЦП – заболевание ЦНС при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При ДЦП имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга.

Особое место в клинике ДЦП занимают речевые расстройства. Частота речевых нарушений при детском церебральном

Особое место в клинике ДЦП занимают речевые расстройства. Частота речевых нарушений при детском церебральном параличе составляет 80%. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга.

Причины речевой патологии у детей с ДЦП: Наличие разной степени тяжести органических поражений отдельных

Причины речевой патологии у детей с ДЦП: Наличие разной степени тяжести органических поражений отдельных корковых и подкорковых структур мозга, принимающих участие в обеспечении речевых функций вторичные недоразвитие или замедленное «созревание» у таких детей премоторно-лобных и теменно-височных корковых структур, нарушениями темпа и характера образования зрительно-слуховых и зрительно-моторных нервных связей. В связи с этим у детей с церебральными параличами могут наблюдаться практически любые из известных в логопедии речевых расстройств.

Читайте также:  Диагностика нравственного развития ребенка

Состояние артикуляционного аппарата, голоса и дыхания у детей с ЦП Неправильная форма твёрдого нёба

Состояние артикуляционного аппарата, голоса и дыхания у детей с ЦП Неправильная форма твёрдого нёба Недоразвитие нижней челюсти Сглаженность носогубных складок Асимметрия лица Язык напряжён, оттянут «комом» назад, либо «жалом» вытянут вперёд Гиперкинезы, тремор языка, оральные синкинезии Отсутствие произвольных движений языка, губ и подражательных артикуляционных движений Повышенная саливация Голос слабый, немодулированный, иссякающий Мимика вялая, невыразительная или отсутствует Дыхание неглубокое, аритмичное, стридорозное

Таким образом у детей с ЦП в возрасте от рождения до 2 -3 лет

Таким образом у детей с ЦП в возрасте от рождения до 2 -3 лет обнаруживаются значительные патологические изменения артикуляционного аппарата, голоса, дыхания, что приводит к тому, что артикуляционный аппарат остаётся неподготовленным к гулению, лепету и тем более к звукам речи.

Четыре уровня доречевого развития детей с ПЭП, ДЦП (Е. Ф. Архипова)

Четыре уровня доречевого развития детей с ПЭП, ДЦП (Е. Ф. Архипова)

1 уровень – отсутствие голосовой активности. Крик, плач Голос тихий, слабый, быстро истощающийся Период

1 уровень – отсутствие голосовой активности. Крик, плач Голос тихий, слабый, быстро истощающийся Период бодрствования короткий Улыбка недостаточно выразительная или отсутствует Положение тела вынужденное Отсутствуют произвольные движения Голову не удерживают Не могут повернуть её в какую-либо сторону при прослеживании игрушки Функции рук не развиваются

2 уровень – наличие недифференцированной голосовой активности. Возможен эмоциональный контакт Улыбка, оживление Общение детей

2 уровень – наличие недифференцированной голосовой активности. Возможен эмоциональный контакт Улыбка, оживление Общение детей осуществляется посредством недифференцированных движений тела, головы Недифференцированные звуки [о], [э], [ы] Голос немодулированный Период бодрствования у них протекает вяло Слабо удерживают голову, кисти рук в порочных положениях Не удерживают вертикального положения тела в специальном стуле Тянутся к игрушкам, но захват удаётся после многократных попыток Манипулятивная деятельность отсутствует

3 уровень – гуление С детьми легко устанавливается эмоциональный контакт Реагируют на интонации голоса

3 уровень – гуление С детьми легко устанавливается эмоциональный контакт Реагируют на интонации голоса человека Ярко выражены «комплекс оживления» и направленность на общение со взрослым Звуки гуления Могут захватить игрушку, совершить с ней примитивные манипуляции Движения рук ограничены, напряжены, крайне неловки, игрушки часто выпадают из рук Дети в состоянии удержаться в вертикальном положении в специальном стуле, но самостоятельно не сидят

4 уровень - лепет. Средством общения с окружающими являются выразительные движения головы и глаз,

4 уровень – лепет. Средством общения с окружающими являются выразительные движения головы и глаз, мимика, модулированный крик, односложный лепет, упрощённые слова. Аутоэхолалии в лепете выражены крайне слабо. Имеющиеся простые лепетные слова произносятся редко, после длительной стимуляции. Потребность речевого общения у детей выражена слабо, речевая активность низка. Дети хорошо понимают обращённую речь – как простые ситуативные инструкции, так и сложные двухтрёхступенчатые задания. Могут сидеть в специальном стуле, держать голову Брать игрушки и манипулировать ими, но при этом часто отмечается атаксия, гиперкинезы в руках, дисметрии, порочные положения кистей и пальцев рук. При помощи взрослых могут стоять и переступать у опоры, но положение ног при этом порочное. При поддержке за обе руки дети переступают, но часто с перекрёстом ног. Некоторые дети могут самостоятельно сидеть.

Доречевое развитие ребенка с дцп

Доречевое развитие ребенка с дцп

Таким образом, как и собственно двигательные нарушения, речевые расстройства у детей раннего возраста с

Таким образом, как и собственно двигательные нарушения, речевые расстройства у детей раннего возраста с ЦП выступают одним из характерных признаков их заболевания.

Устранение речевых нарушений у детей данной категории является необходимой задачей их peaбилитации

Устранение речевых нарушений у детей данной категории является необходимой задачей их peaбилитации

Наиболее эффективным оказывается коррекционное воздействие, которое проводится в первые три года жизни.

Наиболее эффективным оказывается коррекционное воздействие, которое проводится в первые три года жизни.

Основная задача коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на 1 доречевом уровне развития – стимуляция

Основная задача коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на 1 доречевом уровне развития – стимуляция голосовых реакций Основные направления: Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата Вокализация выдоха Развитие «комплекса оживления» Стимуляция голосовых реакций Развитие зрительной фиксации и прослеживания Выработка слухового сосредоточения Нормализация положения кисти и пальцев, необходимая для формирования зрительномоторной координация

Основная задача коррекционнопедагогической работы с детьми, находящимися на 2 уровне развития стимуляция гуления Основные

Основная задача коррекционнопедагогической работы с детьми, находящимися на 2 уровне развития стимуляция гуления Основные направления: Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата Увеличение объёма и силы выдоха с последующей вокализацией, стимуляция гуления Развитие устойчивости фиксации, плавности прослеживания Формирование умения локализовывать звуки в пространстве и воспринимать различно интонируемый голос взрослого Развитие хватательной функции рук

Основная задача коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на 3 доречевом уровне развития – стимуляция

Основная задача коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на 3 доречевом уровне развития – стимуляция интонированного голосового общения и лепета Основные направления: Нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата Выработка ритмичности дыхания и движений ребёнка Стимуляция лепета Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям Выработка зрительных дифференцировок Стимуляция кинестетических ощущений и развитие на их основе пальцевого осязания Выработка акустической установки на звуки и голос Развитие слуховых дифференцировок Формирование подготовительных этапов понимания речи

Основная задача коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на 4 уровне доречевого развития – развитие

Основная задача коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на 4 уровне доречевого развития – развитие общения со взрослым посредством интонационных звуков лепета и лепетных слов. Основные направления: Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата Увеличение силы и длительности выдоха Стимуляция физиологических эхолалий и лепетных слов Развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук Формирование понимания речевых инструкций в конкретной ситуации

Таким образом, коррекционнопедагогическая работа проводится в соответствии с уровнем развития ребёнка и предполагает постепенное

Таким образом, коррекционнопедагогическая работа проводится в соответствии с уровнем развития ребёнка и предполагает постепенное усложнение приёмов, направленных на формирование всех психических функций ребёнка.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Источник