Доречевое развитие ребенка логопед
Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? | Несмотря на то что патология развития речи встречается не у всех детей с ДЦП, частота ее настолько велика, что все дети с таким диагнозом нуждаются в профилактической логопедической работе уже на первом году жизни. В доречевой период логопедическая работа направлена на формирование предпосылок развития речи – создание оптимальных социальных условий, развитие сенсомоторной сферы ребенка, развитие и нормализацию сенсомоторной основы артикуляции. На этом этапе прежде всего необходимо создать оптимальные социальные условия для развития речи ребенка. Нужно объяснить родителям, какие проблемы могут возникнуть при формировании речи и каковы последствия отклонений в ее развитии. Беседу следует проводить тактично, на доступном для родителей уровне, так чтобы они, с одной стороны, осознали необходимость систематического выполнения рекомендаций логопеда, а с другой стороны, подготовились к тому, что результаты работы могут быть и ниже ожидаемых. Корректируя отношение родителей к ребенку, логопеду зачастую приходится выступать и в роли психолога. В первые годы жизни ребенка подавляющее большинство родителей наделяется на полное его излечение, но есть небольшая часть родителей, считающих своего ребенка безнадежным. В любом случаи ни те ни другие не готовы к жизни с ребенком-инвалидом, нуждающимся не только в длительном лечении, но и в специальном образовании. Поэтому многие родители (а обычно это люди молодые), обнаруживая малую результативность отдельных занятий, считают, что или логопед работает неправильно, или вообще эта работа для их ребенка бес полезна. Логопеду нужно учитывать эти особенности родительской психологии и постоянно объяснять, с какой целью используются те или иные приемы работы и какие результаты при этом достигаются. При этом среди рекомендаций родителям самой главной должна стать о необходимости создания спокойной, доброжелательной атмосферы в семье. К сожалению, родители нередко «зацикливаются» на поиске причин рождения больного ребенка и взаимных обвинениях по этому поводу. В таких случаях необходимо убедить их в бесплодности попыток изменить прошлое и бесполезности поиска виновных. Больной ребенок может и должен стать тем звеном, которое укрепляет отношения людей, решающих общие проблемы. Нужно объяснить взрослым, что больной ребенок не несчастье, это человек, который больше, чем другие, нуждается в помощи окружающих, но прежде всего – в родительской любви, как все дети. Молодых родителей часто беспокоит отношение окружающих, некоторые родители даже прячут ребенка от посторонних глаз, боятся и стесняются того, что окружающие могут заметить его болезнь. Если взрослые занимают такую позицию, то проблемы в развитии ребенка раздражают их, и в семье возникает нервозная обстановка. Конечно, такая семья нуждается в помощи психолога, но логопеду также нужно учитывать особенности отношений в семье и способствовать их нормализации. Логопедическую работу в доречевом периоде желательно проводить при родителях, для того чтобы они усваивали правильный стиль общения с ребенком, осваивали основные приемы работы, для самостоятельного проведения дополнительных занятий дома. Это обеспечит систематичность работы даже в случае выныжденных перерывов в работе логопеда. Е. Ф. Архипова сформулировала основные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП в доречевой период их развития: 1. Максимально раннее начало специальной педагогической работы. 2. Поэтапное развитие психических функций в соответствии с последовательностью ИХ развития в онтогенезе и анализ ИХ состояния у конкретного ребенка. З. Использование кинестетической стимуляции в развитии моторных, сенсорных и речевых функций. 4. Творческое применение Принципов индивидуального подхода, систематичности последовательности, активности, на- гляди ости. 5. Организация занятий в рамках ведущей деятельности ребенка. 6. Комплексное медико-педагогическое воздействие с привлечением родителей ребенка. Так, Е. Ф. Архипова рекомендовала проводить занятия с ребенком ежедневно в присутствии медицинских работников или родителей, которые в течение дня могут закреплять достигнутые результаты. В начале занятия необходимо придать ребенку такую позу, в которой он будет максимально расслаблен. По мнению Е. Ф. Архиповой, начинать занятие нужно с укладывания ребенка в «рефлекс-запрещающие» позиции: •поза эмбриона в положении на спине: голова опущена на грудь, конечности согнуты и приведены к туловищу (в этой позе проводятся плавные покачивания); •поза эмбриона в положении на боку; • в положении на животе под грудь подкладывается валик, а тазовая область прижимается к поверхности с помощью утяжелителя, например мешочка с песком; • в положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, так чтобы голова была откинута назад; ноги согнуты в коленях; •в положении на спине голову ребенка фиксируют с обеих сторон валиками; •ребенок в положении полулежа в кресле-качалке; • ребенок сидит внутри надувного круга. С детьми раннего возраста на логопедических занятиях реализуются следующие направления работы: развитие коммуникативности ребенка, стимуляция сенсомоторного развития, формирование сенсомоторных предпосылок развития артикуляции. |
Источник
Задержка доречевого и речевого развития: основные проявления. Основные направления раннего логопедического воздействия в коррекционно – педагогической работе с детьми первых лет жизни с задержкой доречевого и речевого развития.
Задержка речевого развития – более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.
Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка.
Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
Отставание в речевом развитии может быть связано с тугоухостью у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.
В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I – 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно – повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений. Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельности может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.
Проявления задержки речевого развития
Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.
Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес.), лепета (с 4-5 мес.), лепетных слов (с 7-8,5 мес.), первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).
В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре – около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов). Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.
Т. о., признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:
аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года
неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет
невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.)
отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет
неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет
полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.)
преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.
Источник
Логопед-дефектолог, сурдопедагог Анна Смирнова продолжает цикл полезных статей об особенностях речевого развития детей с церебральным параличом. Часть 3.
Уровни доречевого развития при ДЦП. Коррекционные задачи первого уровня.
В предыдущей статье мы рассказывали об участниках коррекционного процесса и их роли в работе по запуску речи у ребенка с ДЦП. Сегодня хотелось бы подробнее охарактеризовать уровни доречевого развития и рассказать о коррекционных задачах первого уровня.
Выделяются IV уровня доречевого развития при ДЦП:
- 1 уровень – отсутствие голосовой активности
Ребенок издаёт звуки ТОЛЬКО при крике и плаче;
- 2 уровень – наличие недифференцированной голосовой активности
У ребенка появляется комплекс оживления. Он общается посредством недифференцированных движений тела и головы, сопровождающихся вокализацией. Но стоит понимать, что крик по-прежнему НЕ ЯВЛЯЕТСЯ средством выражения желаний и состояния. Также на втором уровне у ребенка появляются отдельные звуки – [о], [э], [ы];
- 3 уровень – гуление
Ребёнок реагирует на интонацию говорящего с ним. Комплекс оживления становится ярко выраженным. На третьем уровне крик уже ЯВЛЯЕТСЯ средством выражения эмоций и желаний. У ребенка появляются отдельные слоги – [бу], [пу], [ма], [ха], [ка].
- 4 уровень – лепет
Ребенок начинает совершать выразительные движения головой и глазами, пользуется мимикой и прибегает к модулированному крику. Он лепечет и начинает употреблять упрощенные слова.
Основная задача коррекционно-педагогической работы с детьми, которые находятся на 1 доречевом уровне развития – это стимуляция их голосовых реакций.
Работа проводится по следующим направлениям:
- нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
- вокализация выдоха;
- развитие «комплекса оживления» с включением в него голосового компонента;
- стимуляция голосовых реакций;
- развитие зрительной фиксации и прослеживания;
- выработка слухового сосредоточения;
- формирование зрительно-моторной координации.
С целью нормализации тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата проводится массаж.
Для увеличения объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха используются дыхательные упражнения по 1-1,5 минуты.
С целью формирования «комплекса оживления» и включения в него голосового компонента взрослый наклоняется к ребенку, ласково, певуче с ним разговаривает, поглаживает его, показывает яркие игрушки. Появление улыбки в таком случае свидетельствует о зарождении у ребенка потребности в общении со взрослым.
Стимуляцию голосовых реакций начинают с вокализации выдоха ребенка. На фоне эмоционально-положительного общения со взрослым проводят вибрацию его грудной клетки и гортани, чтобы вызвать голосовые реакции.
Голосовые реакции можно вызвать и во время проведения легкой дыхательной гимнастики, увеличивающей объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, в сочетании с вибрацией грудной клетки и гортани. Чтобы закрепить у ребенка возможность вокализировать выдох, родители в течение дня многократно повторяют это упражнение.
Для развития зрительной фиксации и прослеживания ребенку предъявляют адекватные с точки зрения его перцептивных возможностей оптические объекты.
Для формирования слухового восприятия выбирают время, когда ребенок находится в эмоционально отрицательном состоянии. Логопед наклоняется к ребенку, ласково разговаривает с ним, добиваясь успокоения и привлечения его внимания.
Работа по развитию зрительно-моторной координации начинается с нормализации положения кисти и пальцев рук.
В следующих публикациях Вы узнаете об основных направлениях коррекционной работы с детьми, находящимися на II доречевом уровне развития.
Напоминаем, что первичная консультация логопеда- дефектолога для пациентов центра «Могу ходить» бесплатна. Записаться на консультацию к специалисту нашего центра можно через администрацию по телефону: +7 (812) 635 87 05
16.03.2020
Источник
Инфоурок
› Логопедия, Дефектология ›Презентации›Основные подходы в логопедической работе на доречевом этапе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Докладчик: Зайнутдинова Надежда Александровна, учитель-логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Радость» Основные подходы в логопедической работе на доречевом этапе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. (в рамках авторского проекта «Шаг за шагом»)
2 слайд
Описание слайда:
Логопед высшей категории, стаж работы в должности более 20 лет. Высшее образование, окончила Удмуртский государственный университет им. 50 -летия СССР Надежда Александровна Зайнутдинова
3 слайд
Описание слайда:
Ребенок – семья – общество Проект «Шаг за шагом» направлен на осуществление коррекционно-логопедической помощи детям раннего возраста (от 1 года до 3 -х лет) с задержкой психоречевого развития в сензитивный период становления высших психических функций. Система логопедического воздействия способствует восстановлению онтогенеза речевой функции и предупреждению вторичных отклонений у детей
4 слайд
Описание слайда:
Этапы реализации проекта «Шаг за шагом»
5 слайд
Описание слайда:
1 этап – Диагностический этап Цель: создание оптимальных условий для раннего выявления речевых нарушений у детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями; повышение эффективности логопедического воздействия по стимулированию и активному развитию речевых функций детей раннего возраста Задачи: Создать предметно-развивающую среду Подобрать методику формирования начального детского лексикона Определить критерии и показатели результативности логопедической работы, Разработать структуру коррекционного занятия-игры для раннего возраста на основе динамических блоков
6 слайд
Описание слайда:
Основые проблемы психоречевого развития детей раннего возраста (по результатам диагностики): -слабая познавательная активность и мотивация ребенка к взаимодействию; -малый объем вербальных средств общения; -низкий уровень слухового восприятия и зрительного внимания; -несформированность произносительных навыков (слаборазвитый артикуляционный праксис, речевой выдох, неразвитость темпо-ритмических характеристик)
7 слайд
Описание слайда:
Для решения проблем необходимо создать условия:
8 слайд
Описание слайда:
Особенности организации логопедической работы на доречевом этапе развития развитие коммуникативности ребенка, стимуляция сенсомоторного развития, стимуляция активного лепета и первых аморфных слов-корней
9 слайд
Описание слайда:
Итоги диагностического этапа реализации проекта «Шаг за шагом»: определены механизмы задержанного или нарушенного дезонтогенеза развития речевой функции у детей; выделены особенности организации общения с ребенком в условиях комфортной эмоционально насыщенной среды; установлены трудности родителей во взаимодействии с ребенком-логопатом при организации домашних занятий
10 слайд
Описание слайда:
2 этап – Подготовительная работа с родителями (по повышению психолого-педагогической грамотности в вопросах коммуникации с ребенком раннего возраста) Цель: расширение педагогического потенциала родителей путем организации «Курса раннего развития» Задачи: – показать маме особенности дезонтогенетического развития ребенка с нарушениями речи в ходе комплексного психолого-педагогического обследования, – ознакомить с принципами формирования коммуникативно-речевой функции в системе общего нервно-психического развития малыша с учетом форм и видов общения; – научить маму основам взаимодействия с малышом (создание «комфортной коммуникативной ситуации»)
11 слайд
Описание слайда:
Формы работы с родителями при организации «Курса раннего развития»: Круглый стол; педагогическая гостиная; игро – тренинги
12 слайд
Описание слайда:
Промежуточные итоги реализации 1 и 2 этапов проекта «Шаг за шагом»: Направления деятельности проекта «Шаг за шагом» соответствуют принципам организации ранней помощи детям с ОВ и их семьям. Подобран диагностико-дидактический комплекс для решения задач социально-педагогической помощи детям раннего возраста и их родителям. Предложенные в рамках проекта методы работы по восстановлению онтогенеза развития ребенка являются актуальными в условиях тенденции увеличения количества детей со сложной структурой нарушений развития.
13 слайд
Описание слайда:
3 этап – Адаптивный логопедический сеанс Цель: апробация новых организационных подходов по оказанию ранней логопедической помощи детям с особенностями развития и их мамам. Особенность этапа – индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку и к каждой семье. Дидактическая основа этапа – методика комплексного коррекционно-предупредительного воздействия (автор Е.В. Шереметьева)
14 слайд
Описание слайда:
Структура адаптивного логопедического сеанса Для ребенка-планируем работу с учетом фактического уровня развития по возрастным показателям с учетом зоны ближайшего развития Для мамы – ответы на вопросы, обсуждение задач развития ребенка с целью определения тактики совместных действий.
15 слайд
Описание слайда:
Факторы развития детской речи Сенсорные впечатления Предметно-практическая деятельность, сопровождаемая речевым комментарием Интонация и мимика взрослого Эмоциональная насыщенность речи Возникновение и поддержка потребности в общении Дозированность и цикличность речевого материала Сочетание невербальных (тактильных) и вербально-рифмованных контактов (массаж с потешками) Ритмизация деятельности Поступление необходимого количества питательных элементов для нервной системы (питание, прогулки, сон)
16 слайд
Описание слайда:
4 этап – Определение перспектив дальнейшей самостоятельной деятельности родителей в домашних условиях Цель: расширение возможности вербального общения, повышение уровня речевого развития ребенка. Содержание этапа: Ознакомление мамы с «Картой результативности логопедической коррекции» Определение дальнейших этапов работы с ребенком в домашних условиях.
17 слайд
Описание слайда:
Этапы работы в рамках проекта «Шаг за шагом» по коммуникативно-речевому развитию детей раннего возраста
18 слайд
Описание слайда:
Адаптивный логопедический сеанс позволяет реализовать основные подходы логопедической работы на доречевом этапе развития ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
19 слайд
Описание слайда:
Благодарим за внимание
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-1371163
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник