Доречевое развитие ребенка это

Доречевое развитие ребенка это thumbnail

Статья:

Усвоение родного языка происходит поэтапно. Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст, так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка.

Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.

Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.

Первый этап (0 – 3 мес.)

Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

Второй этап (3 – 6 мес.)

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: “а-а-а-а”, “гу-у-у”, “а-бм”, “бу” и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: “гн-агн”, “рн”, “кхн” и т.д.

Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.

При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает!

Третий этап (6 – 10 мес.)

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

Четвёртый этап (10 мес. – 1 год)

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» – это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д.

Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы!

Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.

Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» – корабль, «синюська» – свинюшка.

К 3 годам появляется потребность в словотворчестве. Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» – перчатки, «копатка» – лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка.

В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Поэтому так важно при отклонениях от возрастных норм развития речи обратиться к логопеду, который проведёт комплексное обследование и по необходимости направит к отоларингологу (проверить слух крохи), неврологу (выявить особенности созревания ЦНС) и другим специалистам. Всё это максимально достоверно поможет установить причины речевого недоразвития, назначить комплексное лечение (массаж, рефлексотерапию…) и провести логопедическую коррекцию для достижения положительных результатов.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

Критерии оценки

доречевого развития детей

раннего возраста

Речь – это специфическая человеческая функция, заключающаяся в общении посредством языка.

Формирование речи в период от рождения до 1 года является очень важным в развитии ребенка, оно соотносится с этапом доречевого развития. Усвоение предпосылок экспрессивной речи ребенком происходит постепенно, проходя в своем развитии несколько стадий:

1. Крик – преобладает в период новорожденности (от рождения до 2 месяцев), характеризуется недостаточной интонационной выразительностью.

2. Гуление (от 2 до 5 месяцев) – произнесение коротких вокализаций или негромких протяжных звуков.

3. Лепетная речь (от 5 до 12 месяцев) – слогоподобные вокализации, с помощью которых ребенок выражает свои желания, выказывает недовольство или просто «играет» с собственным голосом.

В раннем возрасте дети крайне восприимчивы к различным способам и видам деятельности, в том числе и коррекционной. Поэтому своевременная диагностика отклонений в доречевом развитии и возможная последующая коррекция крайне актуальны. Чем раньше будут выявлены нарушения в речевом развитии детей, тем больше времени будет у педагогов и родителей для их коррекции, и тем эффективнее будет работа по преодолению речевых нарушений и возникновению вторичных отклонений, в связи с сензитивностью данного периода.

Целью логопедического обследования детей в возрасте до 1 года является раннее распознавание и коррегирование нарушений речевого развития, и начинается оно с первых месяцев жизни.

Результат обследования речи детей отражается в написании логопедического заключения и определении уровня развития речи испытуемых.

Критерии оценки доречевого развития детей

Традиционно выделяют четыре уровня развития речи у детей первого года жизни: нормальное развитие и легкую, умеренную и тяжелую задержку развития голосовых реакций.

В основу ниже приведенной оценки доречевого развития детей был положен комплексный анализ развития не только предпосылок экспрессивной речи, но и пассивного словаря детей на каждом месяце первого года жизни.

Следует учитывать, что оценку доречевого развития недоношенных детей надо проводить с учетом срока гестации.

Критерии оценки доречевого развития детей.

1месяц

Доречевое развитие в пределах нормы: крик громкий, чистый с коротким вдохом и удлиненным выдохом. Голосовые реакции мало интонированные, но в них можно выделить гласноподобные звуки.

Легкая задержка доречевого развития: крик тихий, слабый, но с коротким вдохом и удлиненным выдохом.

Умеренная задержка доречевого развития: крик болезненный, пронзительный или отдельные вскрикивания на вдохе, или тихий, слабый крик с коротким выдохом.

Тяжелая задержка доречевого развития: отсутствие крика, его замена гримасой на лице или выраженные необычные звуки.

2 месяца

Доречевое развитие в пределах нормы: крик громкий, интонированный. Появляется начальное гуление (гуканье) – произношение отдельных гортанных звуков и других рефлекторных вокализаций, таких как ворчанье, крехтенье.

Легкая задержка доречевого развития: крик мало вариабельный или отдельные редкие звуки гуления.

Умеренная задержка доречевого развития: сочетание симптомов, перечисленных в легкой задержке.

Тяжелая задержка доречевого развития: отсутствие начального гуления.

3 месяца

Доречевое развитие в пределах нормы: крик громкий, с отчетливыми интонациями. Появляется певучее гуление, как правило, в состоянии спокойного бодрствования. Оно носит спонтанный характер и проявляется в произношении негромких протяжных гласных звуков или сочетаний гласных с согласными (по типу «агу»).

Легкая задержка доречевого развития: крик характеризуется недостаточной интонационной выразительностью или наличие начального гуления вместо певучего.

Умеренная задержка доречевого развития: сочетание симптомов, перечисленных в легкой задержке.

Тяжелая задержка доречевого развития: гуление отсутствует.

4 месяца

Доречевое развитие в пределах нормы: в гулении присутствуют заднеязычные и горловые согласные, появляется смех.

Легкая задержка доречевого развития: крик интонационно выразительный, но отсутствует смех или слабо выражено певучее гуление.

Умеренная задержка доречевого развития : присутствует начальное гуление вместо певучего.

Тяжелая задержка доречевого развития: отсутствие гуления или наличие отдельных гласных звуков.

5 месяцев

Доречевое развитие в пределах нормы: на фоне певучего гуления появляются короткие лепетные звуки, напоминающие простой слог, состоящий из согласного (как правило, губно – губного) и гласного. Появляется хныканье.

Легкая задержка доречевого развития: певучее гуление, короткие лепетные звуки не представлены.

Умеренная задержка доречевого развития: короткие лепетные звуки отсутствуют, певучее гуление выражено слабо, смех и хныканье не сформированы.

Тяжелая задержка доречевого развития: начальное гуление или отдельные короткие гласные звуки.

6 месяцев

Доречевое развитие в пределах нормы: появляется недифференцированный лепет, характеризующийся наличием коротких слоговых цепочек, состоящих из 2 – 3 слогов. Звуковой состав лепета обычно включает произношение губно-губных согласных и гласных. Лепет носит самопроизвольный характер. Малыш вслушивается в произносимые им звуки и пытается их воспроизвести. Появляется реакция на имя.

Легкая задержка доречевого развития: гуление певучее с присутствием коротких лепетных звуков, недифференцированного лепета нет. Ребенок откликается на имя.

Умеренная задержка доречевого развития: недифференцированный лепет и короткие лепетные звуки не представлены, гуление певучее. Реакция на имя отсутствует.

Тяжелая задержка доречевого развития: отдельные короткие гласные звуки или начальное гуление. Реакция на имя отсутствует.

7 месяцев

Доречевое развитие в пределах нормы: лепет не дифференцирован, но состоит из длинных слоговых цепочек. Звуковой состав лепета многообразен. В нем присутствует произношение как губных, так и язычно – зубных согласных. Лепет носит мелодическую окрашенность, характерную для окружения ребенка.

Легкая задержка доречевого развития: малоактивный лепет.

Умеренная задержка доречевого развития: преобладает певучее гуление и короткие лепетные звуки.

Тяжелая задержка доречевого развития: лепет и короткие лепетные звуки отсутствуют.

8 месяцев

Доречевое развитие в пределах нормы: активный интонационно – выразительный лепет, появляется отраженный (эхолаличный) лепет. Ребенок может повторять слоговые цепочки за взрослым, имитировать кашель или щелканье языком. Формируется первичное понимание речи. Малыш знает условные имена близких, названия отдельных предметов, домашних животных.

Легкая задержка доречевого развития: первичное понимание речи сформировано, но лепет малоактивный, обедненный по звуковому составу или без четкой интонационной выразительности.

Умеренная задержка доречевого развития: первичное понимание речи не сформировано, лепет малоактивный, обедненный по звуковому составу, недостаточно интонированный.

Тяжелая задержка доречевого развития: первичное понимание речи не сформировано, лепет отсутствует.

9месяцев

Доречевое развитие в пределах нормы: появляется дифференцированный лепет. Он начинает напоминать песню. Появляется способность к соединению слогов. Цепочки состоят из сегментов с меняющимися шумовыми началами и стереотипным вокальным концом (ма-ма-ба-ба). Появляется мелодико – интонационная имитация знакомой фразы. Развивается понимание речи. Кроме условных имен близких и названий отдельных предметов ребенок начинает понимать названия некоторых игрушек.

Легкая задержка доречевого развития: лепет недифференцированный или дифференцированный, но обедненнный по звуковому составу. Понимание речи достаточное.

Умеренная задержка доречевого развития: лепет недифференцированный, обедненный по звуковому составу. Понимание речи отсутствует.

Тяжелая задержка доречевого развития: понимание речи не сформировано, лепет недифференцированный, малоактивный или совсем отсутствует.

10 месяцев

Доречевое развитие в пределах нормы: лепет дифференцированный, появляется лепет с меняющимся вокальным концом и стереотипным шумовым началом. Дети хорошо подражают интонации взрослого, копируют отдельные слоги, восклицания, междометия, легко выражают свое настроение, изменяя тон, громкость, длительность звучания голоса. Также они начинают ориентироваться в частях лица, выполняют простые одноступенчатые речевые инструкции.

Легкая задержка доречевого развития: лепет малоактивный, обедненный по звуковому составу. Понимание речи не нарушено.

Умеренная задержка доречевого развития: лепет рудиментарный, обедненный по звуковому составу, понимание речи обеднено.

Тяжелая задержка доречевого развития: лепет отсутствует, понимание речи не сформировано.

11 месяцев

Доречевое развитие в пределах возрастной нормы: лепет дифференцированный с разнообразными звуковыми сочетаниями. Появляются звукоподражания (ав – ав, мяу и др.).

Расширяется объем импрессивного словаря детей. Они начинают ориентироваться в частях тела, увеличивается количество предметов, понимаемых детьми.

Легкая задержка доречевого развития: лепет рудиментарный, малоактивный, с недостаточной интонационной выразительностью. Звукоподражания отсутствуют. Понимание речи достаточное.

Умеренная задержка доречевого развития: лепет малоактивный, недостаточно выразительный, звукоподражания отсутствуют. Понимание речи обеднено.

Тяжелая задержка доречевого развития: лепет не представлен, понимание речи обеднено, либо отсутствует.

12 месяцев

Этап доречевого развития заканчивается к одному году. К концу периода в случае

нормального речевого развития на фоне разнообразного дифференцированного лепета и звукоподражаний должны быть сформированы первые лепетные слова (от 2 до 10). Выражена интонация просьбы. В импрессивном словаре детей присутствуют названия многих предметов и действий. Дети показывают отдельных животных на картинках, выполняют двухступенчатые речевые инструкции.

Легкая задержка речевого развития: лепет дифференцированный с разнообразными звуковыми сочетаниями и хорошей интонационной выразительностью. Зукоподражания и слова отсутствуют. Понимание речи достаточное.

Умеренная задержка речевого развития: звукоподражания и слова не представлены. Лепет малоактивный или обедненный по звуковому составу. Понимание речи снижено.

Тяжелая задержка речевого развития: лепет представлен короткими слоговыми цепочками или короткими лепетными звуками, либо отсутствует. Понимание речи на уровне первичного или не сформировано.

Процесс овладения речью является очень значимым в раннем возрасте. Он совершенствует все виды детской деятельности и облегчает социализацию. Становление речи малыша – теоретически и практически значимая проблема логопедии. Очень важно проводить диагностику речи ребенка раннего возраста, так как сензитивность данного периода позволяет скорректировать многие недостатки речевой деятельности.

Источник

«Этапы нормального речевого развития ребёнка

от 0 до 3 лет»

Усвоение родного языка происходит поэтапно. Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст, так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка.

Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.

Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга.

Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы.

  • первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций;
  • второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета);
  • третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета;
  • четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.

Первый этап (0 – 3 мес.).

Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения с взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

Второй этап (3 – 6 мес.).

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: «а-а-а-а», «гу-у-у», «а-бм», «бу» и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт.

В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: «гн-агн», «рн», «кхн» и т.д.

Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.

При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет.

Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает!

Третий этап (6 – 10 мес.).

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д.

Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых детей речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы: «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом.

Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

Четвёртый этап (10 мес. – 1 год).

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и то же слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» – это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении.

В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении с взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д.

Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы!

Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…).

К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь с взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения. Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» – корабль, «синюська» – свинюшка.

К 3 годам появляется потребность в словотворчестве. Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» – перчатки, «копатка» – лопатка, т.е. малыш, овладевает основными закономерностями языка.

В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Поэтому так важно при отклонениях от возрастных норм развития речи обратиться к логопеду, который проведёт комплексное обследование и по необходимости направит к отоларингологу (проверить слух крохи), неврологу (выявить особенности созревания ЦНС) и другим специалистам. Всё это максимально достоверно поможет установить причины речевого недоразвития, назначить комплексное лечение (массаж, рефлексотерапию…) и провести логопедическую коррекцию для достижения положительных результатов.

Литература.

  1. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка.- Москва, 1987г.
  2. Ушакова О.С. Методика развития речи детей. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва, 2004г.

Источник