Доречевое и раннее речевое развития ребенка

Доречевое и раннее речевое развития ребенка thumbnail

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ Д0РЕЧЕВ0Г0 И ПРЕДРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В младенческом возрасте у ребенка закладываются основы языка и речи. Это становление связано, во-первых, с действием врожденных биологических детерминант, которые играют ведущую роль на ранних этапах онтогенеза; во-вторых, оно обусловлено сложным влиянием окружающей среды, активным характером действий взрослого и потребностью ребенка в общении. «Под овладением языком (родным или иностранным) психологи понимают формирование умений и навыков понимания и выражения своих мыслей» (Уфимцева Н.В., 2005, с. 59).

Первый год жизни определяется как доречевой, или «безъязычный», этап развития, в котором преобладают правополушарные и подкорковые механизмы головного мозга (Выготский Л.С., 1956). По мнению Т.Н. Ушаковой, развитие детской речи подчиняется определенным принципам, к которым относятся следующие:

  • – речевой механизм на начальном этапе управляется унаследованной программой, обеспечивающей функцию экспрессии внутренних психологических состояний в виде двигательных и голосовых проявлений и имеющей на начальном этапе негативный характер, а позднее – позитивный;
  • – развитие и продуцирование звуков речи происходит в соответствии с генетической программой и под влиянием поступающих извне речевых сигналов;
  • – усвоение слов из звучащей речи происходит на основе интенци- ональной организации речи окружающих и самого развивающегося малыша;
  • – наследственная программа сохраняет свое значение на этапе формирования грамматики, т.е. в возрасте 3-7 лет. Ее действие направлено на осуществление аналитических и синтезирующих операций в отношении усваиваемого вербального материала, формирования грамматических структур и динамических стереотипов (Ушакова Т.Н., 2005, с. 70-71).

В доречевом периоде выделяют этапы младенческого крика, гуления и первый этап в развитии лепета. Этот этап связан с филогенетической памятью речевой функциональной системы и осуществляется благодаря врожденным программам центральной нервной системы. Этот период еще называют периодом дофонетических униресалий, поскольку крики, спонтанные гуление и лепет не имеют регламентируемых обществом нормативных характеристик и универсальны для детей любой культуры.

О. Г. Приходько выделяет в доречевом развитии детей ряд этапов или периодов:

  • 1- й период ~ новорожденное™, или безусловно-рефлекторный. В нем основную роль играют безусловные пищевые и защитные или оборонительные рефлексы. Основным проявлением являются голосовые реакции, тесно связанные с жизненно важными физиологическими функциями. Кроме этого, в этот период к голосовым реакциям новорожденного относятся кашель, чихание, зевание, кряхтение, звуки при сосании;
  • 2- й период (1-3 месяца) – появление начального гуления, смеха и интонационной выразительности крика;
  • 3- й период (3-6 месяцев) – появление истинного, или певучего, гуления;
  • 4- й период (6-9 месяцев) – начало лепета, который к середине этого периода (7 месяцев) начинает приобретать социализированный характер;
  • 5- й период (9-12 месяцев) – активный лепет, сопровождающийся появлением новых звуков, интонаций, мимики и жестов, лепетных слов и звукоподражаний (Приходько О.Г., 2003).

Источник

Доречевой период у детей. Исследование речи у ребенка

Речевые и психические функции ребенка осуществляются интегративной деятельностью мозга. Для своевременного становления этих функций в онтогенезе важцое значение имеют нормальное развитие и функционирование всех отделов центральной нервной системы, особенно коры головного мозга. Речь и психические функции являются сугубо человеческими высшими корковыми функциями, и в их формировании наряду с биологическими факторами большую роль играют социальные (окружение в широком понимании). Оценка развития этих функций очень важна для диагностики заболеваний нервной системы у детей раннего возраста.

В развитии речи ребенка большое значение имеет доречевой период, который длится от рождения до конца 1-го года жизни. В этот период развивается зрительное и слуховое восприятие, формируется первая предметная и игровая деятельность, появляются гуление, лепет, возможность подражания звукам речи, развиваются первые пути довербального общения ребенка с окружающими.

Доречевой период у здорового ребенка условно делится на несколько этапов.

I этап доречевого развития охватывает первые 2 мес жизни. В это время совершенствуются и закрепляются биологические и адаптационные механизмы (функции дыхания, сосания); появляются первые эмоциональные реакции, имеющие приспособительное значение для организма; к концу I этапа крик ребенка начинает приобретать интонационную выразительность, что имеет важнейшее значение для развития общения ребенка со взрослым.

исследование речи ребенка

II этап доречевого развития (2,5-3 мес) характеризуется появлением начального гуления. В ответ на положительные эмоциональные раздражители ребенок гулит. Вместе с гулением появляется и первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым. Звуки гуления уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу, ге, ха» и т. д.).

Смена коротких звуков более протяжными происходит одновременно с новой стадией в развитии движений ребенка. Произношение протяжных звуков гуления требует от ребенка более длительного мышечного сокращения. В этот период здоровый ребенок уже хорошо держит голову, поворачивается со спины на бок, тянется к предмету, ощупывает и рассматривает свои руки, У него имеется длительная зрительная фиксация (до 5- 7 мин) и прослеживание предмета во всех направлениях. Звуки гуления произносятся на выдохе, так что в этот период происходит своеобразная тренировка речевого дыхания.

Таким образом, на этом этапе развивается общение при помощи недифференцированных движений тела и головы, сопровождающихся отдельными голосовыми реакциями.

III этап доречевого развития – период «истинного» гуления. При нормальном развитии этот период ребенок проходит в возрасте 3,5-4 мес.

Особенностью истинного гуления является то, что оно не сопровождается общими диффузными движениями ребенка и не является составной частью комплекса оживления. Напротив, в период истинного гуления общие движения ребенка притормаживаются, ребенок как бы сосредоточивается на новом для него ощущении. Это является важным условием для дифференцировки произносимых звуков как по их акустическим, так и кинестетическим признакам. В этот период образуются первые условные связи между слуховыми и артикуляторными образами произносимых звуков. На этой основе у ребенка формируется самоподражание собственным звукам. Это – качественно новый этап в доречевом развитии. В период истинного гуления звуки становятся продолжительным, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще появляются губные звуки и сочетания гласных с губными.

В этот период интенсивно развивается сенсорное восприятие, которое начинает приобретать активный познавательный характер.

IV этап доречевого развития – это период лепета. Уже в возрасте 5-7 мес, когда здоровый ребенок путем самоподражания произносит сочетания гласных с губными согласными в виде цепочек звуков, намечается переход гуления в лепет. В период лепета наряду с самоподражанием более отчетливьш становится подражание звукам взрослого.

К концу доречевого периода невербальные формы общения ребенка с окружающими усложняются. Общение осуществляется при помощи обеих рук, более дифференцированных мимики и звуков. Пример такого общения: ребенок тянет руки к матери, произносит отдельные звуки, как бы просит «возьми меня».

Затем усложняется мимика. Она становится более выразительной, появляются символические жесты. Ребенок может общаться при помощи одной руки. Появляются разнообразные по интонации лепетные слова.

– Также рекомендуем “Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка”

Оглавление темы “Вегетативная нервная система. Периоды развития речи.”:

1. Оценка мышечного тонуса детей. Мышечная гипотония

2. Нарушение координации у детей. Непроизвольные движения у ребенка

3. Вегетативная нервная система ребенка. Развитие вегетативной нервной системы

4. Терморегуляция у детей. Исследование терморегуляции и потоотделения

5. Доречевой период у детей. Исследование речи у ребенка

6. Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка

7. Оценка речевого аппарата. Экспрессивная речь у детей

8. Семиотика речевых расстройств. Нарушения речи в детском возрасте

9. Дизартрия у детей. Алалия у ребенка

10. Задержка речевого развития. Заикание у ребенка

Источник

Раннее речевое развитие – это тема, которая интересна многим современным родителям. Ведь хочется, чтобы ребенок говорил правильно и красиво, а его речь соответствовала норме.

Как происходит становление слов и фраз?

Как побуждать малыша говорить?

Какими способами развивают речь в раннем возрасте?

Ответы на эти вопросы – здесь.

Содержание:

  • Особенности развития речи детей раннего возраста
    • Доречевой этап
    • Первичное усвоение языка
    • Усвоение грамматики
  • Стимуляция речи ребенка
    • Стимуляция гуления
    • Стимуляция лепета
    • Лепетные слова
    • Появление фраз
  • Роль взрослых в развитии речи ребенка

Особенности развития речи детей раннего возраста

Младенец учится говорить под влиянием речи окружающих его людей.

Важны и обстановка вокруг, и частая практика, и своевременные занятия с родителями.

Становление детской речи происходит в несколько этапов.

Доречевой этап

Иными словами – подготовка.

Этот период начинается с момента рождения ребенка и длится, в среднем, до 1 года.

В это время закладывается понимание мимики и жестов. Происходит накопление знаний о языке и речи. Формируется первоначальный словарный запас.

Малыш проходит этот этап по нескольким “вехам”.

Крик и плач

Эти голосовые реакции возникают у ребенка сразу же после появления на свет.

К проявлениям голоса у новорожденного также можно отнести:

  • кашель, чихание;
  • звуки при сосании и зевании;
  • первые звуки ( “А”, “Э”).

Гуканье

Примерно на втором месяце жизни младенца возникает гуканье.

Если взрослый начнет общаться с крохой, то малыш ответит тихими и протяжными звуками (например, “Гуууу” или “Кхххх”). Также это может быть радостное “повизгивание”.

Ближе к 3 месяцу кроха начинает по-разному кричать или плакать. Это зависит от причины его недовольства. Внимательная мама может различить, когда малютка протестует, а когда злится.

Гуление

В возрасте 2-3 месяцев у малышей возникает так называемый “комплекс оживления”. Они начинают бурно радоваться взрослому или игрушке. Также у них при этом появляется гуление. Обычно это такие звуки: “Эге”, “Агу”, “Ги”, “Ге”.

Так младенцы тренируют свои дыхание, слух и артикуляцию.

Также в этот период карапузы начинают смеяться.

А ближе к 5 месяцам они уже гулят с различной интонацией, любят прислушиваться и подражать себе.

Лепет

После 5 месяцев начинается новый шаг в развитии речи – лепет.

Малыш начинает произносить новые звуки: па-па-па, ма-ма-ба и т.д.

Он пробует произносить их с различной громкостью, длительностью и интонацией.

Карапуз стремится повторить звуки, которые схожи с теми, которые он способен произнести.

А с помощью лепета, в свою очередь, начинает формироваться ритм речи.

Псевдослово

В возрасте 7 месяцев появляется первое псевдослово.

Это несколько слогов, у которых одинаковые мелодика и артикуляция. Такие слова пока не обозначают конкретный предмет. Они служат для выражения эмоции малыша или его желания.

Примерно в 8 месяцев ребенок уже развит настолько, что начинает понимать некоторые слова или даже фразы окружающих.

Карапуз реагирует на свое имя и активно прислушивается к словам взрослых, следя за их артикуляцией. Он узнает голоса знакомых людей.

Первые слова

После 8 месяцев малыши могут найти взглядом знакомый предмет по просьбе взрослого и различают на слух привычные слова во фразах.

А в 9 месяцев в их пассивном словаре уже есть не только слова, но и несколько коротких высказываний.

В 10-12 месяцев артикуляция карапуза настолько хороша, что он может целенаправленно произносить определенные звуки. Он запоминает ритм, интонацию, мелодику речи. Кроха начинает произносить целые лепетные цепочки.

Сильно увеличивается и пассивный словарь. Малыш пока может не уметь произнести какое-то слово, но он обозначил для себя этот предмет языковым знаком, звукосочетанием.

Первичное усвоение языка

К годику малыш уже способен говорить несколько слов. Например, “Мама”, “Бух”, “Биби”, “Дядя” и т.д. Но одно и то же звукосочетание пока может означать разные предметы.

Кроха понимает обиходную речь взрослых и простые инструкции.

У него совершенствуется артикуляция, но малышу бывает сложно произнести какой-то звук, и он воспроизводит слово, опираясь на ритм и интонацию.

Примерно в возрасте от года до полутора лет малыш стремится использовать мимику и жесты. Также он начинает говорить однословными предложениями.

Ребенок активно занимается манипуляциями с игрушками, а это расширяет его словарный запас. К двум годам он учится произносить довольно длинные слова с несколькими слогами.

Когда у карапуза в словаре появляется около 50-80 единиц, он начинает строить фразы с использованием глаголов.

В норме к 2 годам малыш пользуется 250-300 словами.

Усвоение грамматики

После 2 лет ребенок учится образовывать новые слова по аналогии со знакомыми, появляется словотворчество.

Он уже умеет строить предложения, в которых по 2-4 слова.

Малыш начинает рассказывать об окружающих предметах и людях, их действиях, пересказывать фрагменты сказок или стихов.

Он способен выразить свои переживания, желания или требования.

После 2 лет и 3 месяцев и примерно до 3 лет происходит новый скачок в развитии. Ребенок сопровождает речью свои действия, игру, озвучивает персонажей. Ему нравится разговаривать со взрослыми.

В этом возрасте дети учатся говорить обобщающими терминами. А знакомые слова они стараются произносить в различных грамматических формах.

С 3 до 7 лет словарный запас ребенка вырастает до 4000 слов. У него формируется чувство языка и закрепляются грамматические навыки. Дошкольник запоминает конструкции предложений, а его связная речь и произношение продолжают совершенствоваться.

Стимуляция речи ребенка

Чтобы речь малыша активно и гармонично развивалась, нужно своевременно активизировать необходимые навыки.

Для этого на каждом этапе становления речи существуют свои методы.

Стимуляция гуления

  1. Голос взрослого не должен быть слишком громким или очень тихим.
  2. Говорить с малышом нужно ласково и доброжелательно. Дети легко считывают агрессивную, недовольную интонацию или мимику, и могут прекратить гулить.
  3. Кроха должен видеть лицо родителя и смотреть ему в глаза.
  4. В помещении не должно быть посторонних громких звуков. Карапузу нужно слышать себя.
  5. Малыши до года стремятся подражать. Поэтому родителям стоит гулить самим, издавая нужные звуки.
  6. Вызвать малыша на разговор помогут улыбка, ласковый голос и легкие поглаживания.

Стимуляция лепета

  1. Хорошо, если в комнате для занятий – тишина. Так кроха будет лучше слышать, что произносят родители и он сам.
  2. Во время упражнения нужно смотреть младенцу в глаза и произносить знакомые ему звуки. Затем сделать паузу, чтобы малыш смог ответить.
  3. Для становления речи необходимо, чтобы ребенок слушал как можно больше разнообразных звуков. Это могут быть погремушки, музыкальные инструменты, песенки и т.д.
  4. Чем больше ребенок двигается, тем лучше развивается его речь и интеллект. Поэтому важно стимулировать малыша к ползанию и подтягиванию за игрушками.
  5. Также на речевое развитие влияет мелкая моторика. Поэтому весьма важны массаж пальчиков, пальчиковые игры и т.д.
  6. Легкий массаж лица также вызывает довольный лепет. Можно легонько помассировать животик, грудку, личико малыша. Затем провести указательным пальцем вокруг рта малютки, обвести контур губ и т.д.
  7. Нужно как можно чаще разговаривать с ребенком, называть окружающие предметы и происходящие действия. При этом следует менять интонацию, выделять голосом некоторые слова.
  8. Помочь малютке произнести согласный звук можно таким способом. Когда малыш тянет гласные, можно поставить свой палец под его нижнюю губу, чтобы сомкнуть ротик. Эти движения повторяют так, чтобы получились слоги “Ба-ба-ба”.
  9. Также произнесению слогов помогают ритмические движения. Можно посадить кроху к себе на колени или на фитбол, покачивать его и произносить в такт слоги: “Па-па-па”, “Та-та-та” и т.п.

Лепетные слова

  1. Нужно,чтобы малыш понимал – его лепет обозначает конкретный предмет или действие. Например, если он говорит: “Бух”, маме стоит самой несколько раз проделать соответствующие манипуляции: уронить игрушку и с довольным видом воскликнуть: “Бух! Кубик упал!”.
  2. Ребенку надо обязательно использовать свои первые лепетные слова в общении. Например, родители могут стимулировать речь так: “Кто это пришел? Мама? Давай позовем маму вместе! Мама!”.
  3. Специалисты рекомендуют следить за звуками, словами и звукоподражаниями крохи. Из них можно понять, какие слова может сказать ребенок. Например, если он твердит “Да-да-да”, то его можно научить слову “Дай!”. Реплика “Ва-ва-ва” – это будущее восклицание “Ква!” и т.д.
  4. Для того, чтобы научить сына или дочку словам из “взрослого” лексикона, можно выполнять упражнение “Повторялка”. Оно развивает слуховое внимание, учит осознанно воспроизводить звукосочетания. А это помогает малышу сказать полноценное слово.
    • Упражнение начинают всегда с одного и того же звука. Например, “А”. Это позволит малышу быстро настроится на игру.
    • Поначалу в игре должны фигурировать только те звуки, которые есть в лексиконе ребенка.
    • Допустим, родитель говорит: “Па-па-па”. Ребенок должен повторить эту реплику. Если он произносит не те слоги, нельзя его ругать. Лучше повторить эту цепочку заново.
    • Когда малыш будет легко справляться с такими повторениями, слоги можно попробовать чередовать или менять в них звуки. Например: “Па-па-та”, “Па-па-пу”.
    • Следующий уровень – произносить первые слова, которые состоят из знакомых ребенку слогов: “Пока”, “Нога” и т.д.
    • Затем можно постепенно приучать ребенка повторять новые слоги. Стоит делать это так: знакомый слог – новый слог -этот же новый слог – знакомый слог – знакомый слог.

Появление фраз

Сперва у малышей одно слово обозначает целое предложение. Например, “Ди!” – это “Мама, подойди сюда!”.

Чтобы кроха заговорил более распространенными предложениями. в его лексиконе должно быть больше 30 слов. В раннем возрасте словом может считаться и слог, и звукоподражание, которое несет определенный конкретный смысл.

Например, указательный жест и возглас “Ав-ав!” на начальном этапе вполне может означать “Вот собака!”. Это допустимо.

Чтобы побудить карапуза высказываться двухсловными предложениями, стоит использовать такие способы.

  1. Повторение с дополнением. Например, если малыш увидел кошку, спящую на солнце и сказал: “Кссс”, то взрослый может сказать так: “Да, это кошка, киса. Киса спит, киса бай-бай ” .Если у малыша еще нет слова, обозначающего слово “спит”, можно использовать жест или знакомое ему звукоподражание. Затем следует четко повторить фразу так, как ее сможет произнести ребенок: “Киса бай-бай”.
  2. Повторение с уточнением. “Да, это киса. А что киса делает?”. Пусть ребенок ответит. Можно задать более простой вариант вопроса: “Киса спит или кушает?”. Затем надо повторить правильный ответ ребенка: “Да, киса спит, бай-бай” (или дополнить жестом, обозначающим сон). И еще раз четко повторить: “Киса бай-бай”.

Нельзя в разговоре с ребенком использовать его же лепет (например, “Бака” (собака)! Слова взрослого должны быть правильными и полными. Лишь на ранних этапах становления речи родители могут использовать звукоподражания (“Ав-ав!”).

Роль взрослых в развитии речи ребенка

Малыш перенимает особенности речи от взрослых, которые находятся в его ближайшем окружении.

Он неосознанно копирует красивые фразы, плавную интонацию или жесты. Но также он может легко запомнить и заучить неверное произношение, нецензурную лексику и т.п.

Речь малыша быстрее развивается, если взрослые часто общаются с ним, задают ему вопросы, поддерживают стремление к общению.

Мамам и папам следует помнить такие рекомендации.

  1. Важно, чтобы домочадцы следили за чистотой своей речи. Следует правильно употреблять ударения, избегать слов-паразитов.
  2. Интонация взрослых должна быть спокойной и приветливой.
  3. Речь при общении с малышом должна быть плавной и неторопливой. Звуки нужно четко проговаривать, не проглатывая их.
  4. Нельзя копировать детскую речь или сюсюкать. Это может сильно навредить накоплению словарного запаса и звукопроизношению.
  5. Также не стоит употреблять в разговоре с ребенком слишком длинные и сложные слова, недоступные для его понимания. Лучше подобрать более простые синонимы.
  6. Если малышу не даются какие-то звуки, нельзя его передразнивать. Но и хвалить за неверное произношение тоже не стоит.

Речевое развитие позволяет активизировать речевые навыки малыша и научить его говорить в раннем детстве. Благодаря занятиям по стимуляции речи малыш может легко перейти от гуления и лепета к первым словам и фразам.

Источник