Дополнительное образование как условие развития личности ребенка

Дополнительное образование как условие развития личности ребенка thumbnail

Дополнительное образование как условие гармоничного развития личности ребенка

Если представить образование в виде саженца, то почвой для его развития и роста будут предметы художественно-эстетического цикла, как предметы, формирующие и развивающие творческую личность, а уже затем зазеленеют ветви осознанно востребованными специальными знаниями (математическими, естественнонаучными и т.д.). Это позволит гармонично развиваться всему саженцу. К сожалению, наше общее образование зачастую берет за основу не почву, а сам саженец, в надежде, что от него начнут расти побеги творческого развития. Предметы художественно-эстетического цикла в школе считаются второстепенными, а декоративно-прикладная деятельность на занятиях изобразительным искусством и уроках трудового обучения больше ориентируется на формирование определенных знаний, умений и навыков.

На мой взгляд, занятия ДПД должны и могут способствовать гармоничному развитию детей. Развивая чувственную сферу личности ребенка, они развивают его духовно, формируют способность к сопереживанию, восприимчивость и отзывчивость ко всему прекрасному в жизни. На таких занятиях ребенок приобретает чувство единства с миром, родственное внимание к нему. Односторонне интеллектуализированная школа до сих пор не решает этих задач.

Все это и побудило меня на составление авторской технологии, цель которой развить способность детей создавать и адекватно воспринимать художественный образ. Приобретение знаний языка изобразительного искусства, умений и навыков различных видов и техник ДПД является лишь средством достижения этой цели, и они не должны подменять собою цель в сознании ученика и самого педагога.

Занятия художественным творчеством предполагают адекватные методы и формы преподавания, тогда и только тогда они принесут ожидаемые результаты. Преподавание искусства требует диалогического общения педагога с детьми. В нашей школе преобладает метод сообщения знаний, метод монолога. На мой взгляд, педагог и ученик – собеседники, они совместно выясняют и находят. Важное значение имеет «овеществление в слове» мысли ребенка. Хотя «мысль изреченная есть ложь», т.е. в слове мысль внутренняя никогда не проявляется полностью, но только через речь она может получить логическую форму и быть глубже осознанной ребенком. В чем преимущество восприятия художника перед обыденным восприятием? Прежде всего в деятельном его характере. Для художника «смотреть» значит «видеть», а «видеть» значит «понимать». И потому занятия изобразительным творчеством прежде всего должны поддержать и развить зарождающийся интерес ребенка к сравнениям, к самостоятельному мышлению, от формы вглубь, к содержанию. Именно поэтому в обсуждении всех тем должен постепенно возникать вопрос «Зачем?». Не только «Что?» и «Как?» изображено, декорировано – но ЗАЧЕМ это делалось, ЧТО этим выражалось. Существенным переходом от узнавания («Что?») к пониманию («Зачем?») является поиск ответа на вопрос «Какой?», т.е. эмоциональная оценка увиденного детьми (какой характер, настроение, отношение к изображаемому?).

На первых порах в студии таких «рассматривания вслух» мы выполняем коллективно, причем я участвую в них на равных условиях. Каждое из найденных слов-образов обсуждается, дети учатся творить сами, и учатся ценить найденное другими. По мере развития эмоционального восприятия детей, накопления ими словарного запаса, такие задания становятся индивидуальными. Появляется возможность использования следующих форм заданий:

  1. Накопление словаря ощущений и впечатлений.

  2. Мини-сочинения (по теме, по произведению, о каком-либо предмете – одушевление предмета).

  3. Составление словаря образов (Слова – Хорошие слова – Прекрасные слова – Самые замечательные слова).

Необходимым условием гармоничного развития детей является единство восприятия и создания на занятиях ДПИ. Ребенок переживает, глубоко осознает каждую тему в целостности всех видов восприятия: смотря репродукции, слушая стихи, прозу, музыку. Но школьные программы, предоставляя детям возможность самовыражения только средствами изобразительного искусства, ограничивают их развитие. Я считаю, что детям нужно давать широкий простор для проявления своих творческих способностей. И поэтому рядом с основными направлениями изобразительной деятельности ребенка, определяющими его развитие в области ДПИ (выражение впечатлений через цвет, линию, композицию) на наших занятиях являются другие, не менее важные, – слово (обращение к литературным произведениям, создание собственных словесных образов); движение (пластические этюды); звук (озвучивание шумами и музыкой, созданных в воображении, на бумаге и в материале образов).

Преподавание искусства должно не просто учитывать возможности и особенности детей того или другого возраста, но сознательно опираться на благоприятные возрастные предпосылки. Следует так организовать учебный процесс, чтобы эти качества детей, закрепляясь и развиваясь, при переходе на следующую возрастную ступень включились в новый виток развития, а не подавлялись и утрачивались.

Для младшего школьника это в первую очередь интерес к разнообразным чувственным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них, готовность отнестись ко всему как к живому, богатый игровой опыт. У подростка преобладает готовность осваивать явления художественной культуры, формы и способы работы взрослых людей. Для юношеского возраста характерно стремление к личностному самоопределению, к осознанию собственной неповторимости. С учетом этих особенностей я ввожу те или иные формы проведения занятий.

В работе с младшими школьниками делаю акцент на создание игровой ситуации. Игры изобразительные, пластические, словотворчество, игры-сказки присутствуют на каждом занятии, что помогает развить восприятие, внимание, мышление, творческие способности у детей, сделать процесс приобретения новых знаний, умений, навыков увлекательным. По мере взросления игра усложняется, перед детьми ставятся новые задачи, решение которых требует не только более глубокого эмоционального погружения в игровую ситуацию, но и определенного уровня овладения практическими знаниями в различных видах деятельности. Появляются и новые типы занятий – занятия-праздники как формы коллективной работы, занятия-образы, занятия – экспериментирование, занятия – наблюдения и обсуждения.

Хочется особо сказать о такой форме работы как домашние задания, которые повсеместно задаются в школах на дом – дорисовать то, что не успел закончить на уроке, что малопривлекательно и не интересно для ребенка. К тому же зачастую перегружают детей не только интеллектуально, но и психически.

Поэтому мой принцип – не давать таких домашних заданий, которые бы снова усаживали детей за стол, вся домашняя работа сводится к созерцанию и наблюдению. Такие задания учат детей не только различать цвета и линии в предметах и явлениях природы, замечать как их друзья-животные выражают свое настроение, характер, но и способствуют психической разгрузке школьников.

Ребенок – не только представитель той или иной возрастной ступени, но и неповторимая индивидуальность. В искусстве это проявляется в работе над творческими заданиями. И здесь встает вопрос – по каким критериям оценивать детские работы и нужна ли эта оценка детям. Оценивать в баллах можно степень овладения изобразительной техникой, умение и навыки пользования материалами и средствами ДПИ, но и в эту оценку уже проникает приблизительность и субъективизм.

В наших школах до сих пор преобладает репродуктивная форма обучения искусству (по образцу). Соответственно и оценивается работа ребенка на столько, на сколько она соответствует этому образцу. А отход от стандарта, проявление воображения, индивидуальности ребенка иногда не только не поощряется педагогами, но и служит поводом для снижения оценки. Для оценки же творческих работ отметка, на мой взгляд, вообще не пригодна. Но сама оценка работы нужна ребенку: ему интересно знать как воспринимается его работа зрителями. Это должна быть качественная оценка, развернутое оценочное суждение, которое сравнивает ребенка «с самим собой», а не с другими – на что толкает, явно или неявно, количественная отметка. Это, по сути, мини-рецензия на детскую работу, что конечно прибавляет забот педагогу, который и так перегружен бумагами.

В нашей студии мы каждое завершенное задание заканчиваем коллективным просмотром и обсуждением. Это способствует формированию у детей способности к адекватной оценке, дает возможность каждому ребенку высказать свои впечатления, принять творческое участие в обсуждении работ товарищей.

Творческие задания оцениваются по критериям, с которыми дети знакомятся заранее:

1.Выразительность работы, т.е. присутствие того, ЧТО требует выражения (план содержания) и поиск того, как это выразить (план выражения).

2. Владение техникой, материалами.

3. Старательность, настойчивость в работе.

Внимание, доброжелательность обстановки, в которой проходит обсуждение, компенсирует даже не очень лестные отзывы.

Главное, что ребенок выносит из таких обсуждений – возможность дальнейшей работы над своим обсужденным (но не осужденным!) творением.

Вопросы, которых я коснулась, поднимают далеко не все проблемы преподавания искусства. Ситуация в настоящее время сложилась так, что эти проблемы успешнее решаются именно в дополнительном образовании. С этих позиций дополнительное образование можно рассматривать как дополнительное условие (или возможность) гармоничного развития ребенка.

Источник

Елена Сивохина
Дополнительное образование как сфера самореализации и саморазвития личности ребенка

Статья.

Дополнительное образование как сфера самореализации и саморазвития личности ребенка

Современная действительность требует воспитания и развития у подрастающего поколения качеств инициативного, самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с окружающими в различных видах деятельности. Поэтому, социальный заказ, адресованный школе,существенно изменился: подготовку не послушного и дисциплинированного исполнителя, а формирование инициативной личности, способной к опережающей созидательной деятельности на основе творческой активности, умеющей работать и жить в новых социокультурных условиях.

Исследования показывают, что наиболее благоприятным периодом для формирования способностей к творчеству являются ранние школьные годы, т. к. именно в этот период закладываются психологические основы для творческой деятельности.

Каждый возрастной период обладает своей возрастной чувствительностью, “сензитивностью” в связи с чем обучение некоторым знаниям и умениям в младшем школьном возрасте оказывается иногда более эффективным чем в старших. На основе исследований можно сделать вывод, что младший школьный возраст- это прежде всего, период накопления знаний. Успешному выполнению важной жизненной функции благоприятствуют доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, чувственно –образный характер детского мышления, нерасчленностью творческой и сотворческой деятельности.

Учебно-воспитательный процесс школы, ориентированный, в основном, на репродуктивный характер усвоения знаний, умений, навыков, не способен в полной мере развивать творчество учащихся. Для эффективной реализации поставленной цели (воспитание творческой личности) призвана участвовать система дополнительного образования.В данном направлении она обладает большим педагогическим потенциалом: компенсирует отсутствие в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности; обеспечивает ребенку комфортную эмоциональную среду, содействует выбору индивидуального маршрута и темпа его освоения

Однако, как показывает анализ практики, значение дополнительного образования в развитии творчества не оценивается должным образом, особенно в общеобразовательных учреждениях. Во многих школах дополнительное образование рассматривается как своеобразный «наполнитель второй половины дня», назначение которого «отвлечение учащихся от улицы».

На современном этапе подготовка педагогов дополнительного образования в вузах как целостное явление отсутствует, поэтому проблема кадров в дополнительном образовании как количественно, так и качественно далека от идеального. Модернизация современного российского образования диктует необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания,перехода ее в новое качественное состояние, утверждение ее развивающего значения, сознание новых видов воспитательных учреждений. В связи с этим использование социально-педагогических возможностей дополнительного образования является весьма актуальным,так как основное предназначение учреждений дополнительного образования- удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей. Кроме того, значителен педагогический потенциал дополнительного образования. Оно является мощным средством формирования мотивации развития личности. В процессе такого образования открываются большие возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка,что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностных достоинств, расширяется культурное пространство самореализации личности ребенка, стимулируется его стремление к творчеству. Увлеченность совместным творческим делом и общность интересов воспитанника и педагога в сфере дополнительного образования создают основу интенсивного и целенаправленного процесса формирования гуманистических ценностных ориентации.

Органическое сочетание в системе дополнительного образования различных видов досуговой деятельности с формами образовательной деятельности позволяет решать проблему занятости детей в свободное время, сокращая тем самым число детей девиантного поведения, рост детской безнадзорности, негативные явления в детской, подростковой и молодежной среде.

Вместе с образовательными школами учреждения дополнительного образования детей составляют разноуровневую и целостную образовательную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках социокультурного и образовательного пространства страны. Таким образом, дополнительное образование ориентированно на:

-динамичность образовательного процесса как социального явления, выступающего естественной составляющей жизни человека, обретающего возможность для реализации жизненного пути;

-стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решении возникающих проблем и постоянному самообразованию;

-активное и деятельное усвоение содержания образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях;

-обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение его с исторически сложившейся системой ценностей, самостоятельную оценку им тех или иных действий, ситуаций и соответственное построение своего поведения;

-новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию и овладение специализированными языками наук в малых группах исследователей;

преемственность содержания различных видов образования с учетом эволюции личностного сознания детей и развитие всего многообразия форм их жизнедеятельности.

Школа и учреждения дополнительного образования взаимодополняют и взаимообогощают друг друга. Поэтому педагогический процесс в учреждениях дополнительного образования происходит в форме поиска решений как отдельных, так и извечных общечеловеческих проблем. Результатом этого становится жизнетворчество, что позволяет каждому ребенку накапливать творческую энергию и осознавать возможности ее расходования на достижение жизненно -важных целей.

Одной из сущностных характеристик дополнительного образования является взаимодействие полипрофессиональных и поливозрастных общностей. Развивая дополнительное образование общеобразовательные учреждения взаимодействуют с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер и тем самым становится по-настоящему открытой системой и субъектом образовательной политики.

Источник

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат №33 среднего общего образования

открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

«РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»

Воспитатель: Сусликова О.А.

с.Толбага

2015 г.

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

 Становление информационного общества, часто именуемого «обществом знаний», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном обновлении знаний, повышении квалификации, освоении новых видов деятельности. Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении парадигмы образования.

Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Эти критерии формируют понятие непрерывного образования.

Неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является система дополнительного образования.

Универсальными системообразующими компонентами системы дополнительного образования являются: цели дополнительного образования; субъекты процесса дополнительного образования; содержание дополнительного образования; система учреждений дополнительного образования.

Взаимодействие выделенных компонентов обеспечивает становление дополнительного образования как системы динамической и целостной.

Дополнительное образование – особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании». Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся те программы различной направленности, которые реализуются:

  • в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, находящихся за пределами основных образовательных программ;

  • в учреждениях дополнительного образования, имеющих соответствующие лицензии;

  • посредством индивидуальной педагогической деятельности.

В зависимости от цели дополнительное образование может быть общеобразовательным и профессиональным. Общее дополнительное образование направлено на развитие личности, способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами. Профессиональное дополнительное образование в соответствии с дополнительными  профессиональными образовательными программами направленно на непрерывное повышение  квалификации и профессиональную переподготовку лиц, которые уже имеют  профессиональное образование, и способствует развитию их деловых и творческих способностей.

Дополнительное образование детей – «неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях».

При этом дополнительное образование нельзя рассматривать лишь как механическую надстройку базового образования, призванную усилить его компенсаторные и адаптационные функции с учетом социально-экономических и учебно-технологических потребностей. Система дополнительного образования является важным условием для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.

Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом преимуществ по сравнению с основным.

1. Быстрое реагирование на изменение спроса в образовательных услугах, удовлетворение потребностей общества, родителей и детей.

2. Гибкий (творческий) подход к формированию содержания образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» дополнительное образование детей не является действующим в рамках стандартов, оно разнонаправлено и определятся лишь интересами ребенка, его потребностями.

3. Глубокая реализация уровневой и профильной дифференциации содержания образования.

4. Глубокая реализация индивидуального похода в обучении. В группах 10 – 12 учащихся – это позволяет персонифицировать темпы и объемы усвоения программ дополнительного образования.

5. Глубокая реализация деятельностного подхода в обучении.

Основное содержание дополнительного образования детей – практико-ориентированное: ребенок действует в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д. Целью обучения при таком подходе является не вооружение детей конкретными знаниями, не их накопление, а формирование умения использовать эти знания.

6. Возможность организации психологического сопровождения в развитии личности ребенка. Психологическая помощь ребенку в процессе социализации обеспечивает гармонизацию отношений ребенка и общества.

7. Возможность допрофессиональной и профессиональной подготовки детей. По данным специалистов, более 60 % детей не имеют ярко выраженных склонностей, интересов к профессиональной деятельности. Только раскрыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

8. Возможность обучения, допрофессиональной и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями.

9. Возможность свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

10. Возможность развития дистанционной формы обучения.

11. Современная техническая база учреждения дополнительного образования детей.

Основные функции системы дополнительного образования:

  • образовательная (получение новых знаний);

  • воспитательная (приобщение к культуре, формирование нравственных ориентиров);

  • развивающая (развитие познавательной сферы);

  • функция психологического сопровождения (создание условий для личностного роста ребенка);

  • функция социализации (освоение социального опыта);

  • функция самореализации (самоопределение и саморазвитие);

  • креативная (раскрытие творческих способностей);

  • компенсационная (углубление и дополнение основного образования);

  • профориентационная (предпрофессиональное самоопределение);

  • рекреационная (организация досуга);

  • интегрирующая (объединение всех указанных характеристик с целью обеспечения комплексного становления личности).

Дополнительное образование детей разнонаправлено и вариативно. К числу наиболее перспективных направлений дополнительного образования детей относятся следующие: научно-техническое, естественнонаучное, эколого-биологическое, социально-педагогическое, культурологическое,

художественно-эстетическое, военно-патриотическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое.

Дополнительное образование – это условие для личностного роста ребенка в условиях непрерывного образования, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует  ключевые компетентности:

  • в сфере познавательной деятельности;

  • в сфере социально-трудовой деятельности;

  • в сфере гражданско-правовой деятельности;

  • в сфере культурно-досуговой деятельности.

В условиях становления информационного общества доминируют следующие компетентности:

  • компетентности познавательной деятельности (постановка и решение познавательных задач, принятие нестандартных решений в проблемных ситуациях);

  • компетентности практической деятельности (умение наблюдать, рефлексировать, навыки опытно-исследовательской деятельности, проектирование, моделирование);

  • компетентности владения информационными технологиями (преобразование информации, информационная культура).

Таким образом, дополнительное образование – это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в информационном обществе.

Библиографический список

1. Закон  РФ «О дополнительном образовании» // https://www.ubo.ru/normative/1

2. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие. – М.: Диалог культур, 2007. – 512 с.

3. Щетинская А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч.-метод. пособие. – Оренбург: ОЦДЮТ, 1997. – 100 с.

Источник