Дополнительное образование как ресурс развития ребенка

Дополнительное образование как ресурс развития ребенка thumbnail

Текст работы размещён без изображений и формул.

Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Дополнительное образование детей (и взрослых) – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании [1] . Сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний .Становление дополнительного образования в Россиисвязывают с именами таких педагогов какС.Т.Шацкийи А.У.Зеленько,которые первые в России заговорили об открытии внешкольного образовательного учреждения на подобие американских поселений для детей и молодёжи малообеспеченной части населения. Основной идеей таких поселений Шацкий считал их направленность на всестороннее , гармоничное развитие личности с учетом индивидуальных потребностей и способностей каждого ребенка.

Развитие личности – есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияниене только на психику, но и на познавательную активность. Дети младшегошкольного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но ибыть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют иразвивают их познавательные способности. Младшие школьники уже могутразвивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основуразвития их познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной деятельности.

Познавательная активность младшего школьника рассматривается как

постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются

ведущими в определении направленности развития личности в современных

условиях.

Проблема развития познавательной активности ребенка является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитииличности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое местов жизни.

Основными характеристиками познавательной активности являются:

– естественное стремление школьников к познанию;

– положительное отношение к учебе;

-активная познавательная деятельность, направленная на осознание

предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата;

– проявление воли в процессе овладения знаниями[2].

Но не всегда общеобразовательные учреждения в состоянии создать не-

обходимые условия для развития всех этих компонентов в должной степени,

тогда как учреждения дополнительного образования (УДО), имеющие в своейоснове принципы добровольности, выбор условий обучения, возможность более активного взаимодействия с педагогами и сверстниками, обладают дополнительными резервами для развития всех основных характеристик познавательной активности практически любого ребенка.

Дополнительное образование не является простым приложением к системе общего и профессионального образования, а представляет собой особую образовательную сферу с ориентацией на всестороннее развитие ребёнка; оно многообразно, разно направленно, наиболее вариативно. Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранности, в образовании, в ранней профессиональной ориентации.Учреждения дополнительного образования детей располагают значительными возможностями для развития познавательной мотивации обучающихся.Оно выступает как мощное средство развития личности. В его процессе неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, чтоблаготворно складывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства.Другим видом воспитательных ситуаций являются ситуации успеха, способные возникать стихийно, а также целенаправленно. Из всех видов ситуаций эта самая сложная, самая противоречивая в своём внутреннем устройстве и степени влияния на личность своих участников. Через ситуации успеха ребёнок приходит к осознанию своего развития, у него появляется стремление к творчеству, к совершенствованию, Саморазвитие может стать доминантой ситуации успеха. Посредством их создаются условия для самосовершенствования, позволяющие избегать принудительных мер. Личность ставится в дополнительные ситуации самовыражения, самореализации , самозащиты , самоактуализации . Ситуация успеха – это совокупность обстоятельств, стимулирующих максимальные усилия ребёнка в процессе познания, способствующие достижению высшего для него результата. Бесспорно, что каждый человек, каждая личность самоценны сами по себе, независимо от ситуаций, позволяющих достигать успеха или нет. Однако сама личность, согласно своей природе, стремится к общественному успеху, к признанию обществом (большим или малым). Это одна из важных человеческих потребностей, движущая процесс самореализации человека, его максимального развития и жизненного воплощения. Без стремления к достижению успеха человек не способен действовать и развиваться. Это своего рода механизм и критерий его возможностей на данный момент.Особенностью ситуаций успеха является их нацеленность на результат, а не на процесс. Это важный момент. При длительном неуспехе требуется прорыв, ибо человек теряет веру в себя и надежду на преодоление трудностей. Видение и ощущение успеха даёт человеку стимул к дальнейшей активной работе и правильному поведению. Им переживается радостное состояние преодоления трудностей и страха, которые его тревожили и которые он тяжело переживал как неудачу и свою собственную неспособность. Эмоциональный подъём побуждает к тому, чтобы повторить этот путь и вновь испытать радость. Уверенностью в собственные силы и состоянием внутреннего благополучия и свободы от внешних условий мотивируется будущая деятельность. Так что успех – это механизм роста. Участие в различных видах деятельности дополнительного образованияспособствует самореализации личности, стимулирует ее к творчеству и дает ребенку возможность для дальнейшей реализации своего потенциала.Вовлечение детей в систему дополнительного образования меняет уклад их жизни, обогащает жизнь детей новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами. Все это делает дополнительное образование самостоятельной образовательной сферой, ценной и значимой для личности и общества.

Читайте также:  Развитие ребенка невский район

Опыт показывает, что учреждения дополнительного образования обладают большими возможностями для применения современных образовательных технологий. В основе этих возможностей лежит добровольный, осознанный выбор ребенком и его родителями того объединения, студии, кружка, в котором ребенок чувствует себя наиболее комфортно и в котором его способности реализуются наиболее полно. Учреждениядополнительного образования строят свою деятельность на принципах доступности, добровольности, и поэтому ребенок, пассивный в школе, может проявить свою творческую активность на занятиях в кружке, клубе, секции, студии, другом творческом объединение по интересам.Заложенный в детях творческий потенциал реализуется наиболее полно, если образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие способностей каждого воспитанника [3].

Процесс развития творческого потенциала, раскрытия творческих возможностей ребенка требует значительного времени, как и любой творческий процесс.За последние десятилетия творческие способности становятся все более распространенным предметом изучения в самых различных областях психологического и педагогического знания.Дополнительное образование призвано удовлетворять образовательные потребности человека «в интеллектуальном, духовном и нравственном, физическом ипрофессиональном совершенствовании.

Для развития творческих способностей детей важным является создание эмоционально привлекательной развивающей среды, которая определяется как система педагогических условий по реализации целей и задач образовательной деятельности, направленной на развитие творческой личности.Если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, то в дальнейшем находит себя в профессиональной деятельности, и приносит пользу своему Отечеству. В организации такой среды важная роль отводится профессионализму и мастерству педагога, его умениям отбирать соответствующие методы и средства обучения, позволяющие перейти с репродуктивного уровня освоения знаний, умений и навыков на продуктивнотворческий уровень развития личности. Каждое занятие строится в режиме диалогового общения.

Педагог включает детей в ситуации группового, коллективноговзаимодействия,предоставляет возможность каждому проявлять инициативу и самостоятельность,учиться согласовывать свои действияв коллективной творческой деятельности. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что для развития творческого потенциала ребенка необходимо создать благоприятные условия, использовать наиболее эффективные методы и учитывать возможности каждого. И именно учреждения дополнительного образования в большей степени позволяют раскрыть творческий потенциал детей, заложенный в них с рождения. Именно в УДО созданы наиболее благоприятные условия для развития индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка и творческого самовыражения личности. Это кладезь способностей, педагогу остаётся только приложить максимум усилий для их развития. Детское творчество имеет очень важное значение для личностного развития человека в пору детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

Список литературы

1https://ru.wikipedia.org/wiki/Дополнительное_образование_детей

2.АсмоловА.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего раз-

вития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. – Внешкольник, №9, 1997.

3. Под ред. А.К. Бруднова. – М.: Владос, Бурлакова И.В. Использование новых педагогических технологий при организации педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования [Электронный ресурс]

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в детском саду по физкультуре

Источник

Фадиенко Евгения Владимировна

учитель начальных классов АОУМ ОСОШ №2

с.Омутинское, Тюменской области

Дополнительное образование как ресурс удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: оно все больше нуждается в неформальном дополнительном образовании, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

Парадокс заключается в том, что сам термин “дополнительное образование” до сих пор не имеет строгого научного определения и даже толкования, не нашел он своего места и в новой “Российской педагогической энциклопедии”. И это не удивительно: педагогика дополнительного образования детей только создается, в силу чего практикам во многих вопросах приходится разбираться самостоятельно. Обычно термином “дополнительное образование детей” характеризуют сферу неформального образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает добровольно сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями в свободное время. Здесь одновременно происходит его обучение, воспитание и развитие. По своему «местоположению» в системе образования это та область образовательной деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах.

Сегодня в Российской Федерации насчитывается 18 тысяч учреждений дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, но, кроме самостоятельных учреждений, дополнительное образование осуществляют детские дошкольные, общеобразовательные учреждения, гимназии, лицеи, колледжи, детские дома. Всего дополнительным образованием занято около 10 млн. детей в возрасте от 6 до 18 лет, при том, что по данным Госкомстата на 2001 г. число детей школьного возраста в РФ составляло 38,7 млн. человек. Следовательно, при всем благополучии дополнительным образованием занято около трети детей. А остальные – 2/3? Есть дети, которые категорически не хотят заниматься организованно в студиях, секциях, группах, кружках. Означает ли это, что такие дети остаются без воспитания?

И можем ли мы соединить воспитание со словом «дополнительное», в каком бы контексте оно не употреблялось? Это принципиально.

Да, образование может быть дополнительным.

В словарном понимании слова “дополнительный” (дополнительное) существует две отличающиеся интерпретации:

1) дополнительное – это то, что делает более полным, прибавляясь к чему-нибудь, восполняя недостающее в чем-нибудь;

2) дополнительное предстает как прибавление сверх, помимо необходимого. Другими словами, дополнительное образование призвано дополнить каждому ребенку ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа, разным материалом и по-разному. Это дополнение должно осуществляться в русле желаний и возможностей ребенка (и его родителей), общества и государства, причем в сторону превышения необходимого. В этом смысле существует объективная зависимость дополнительного образования от основного и заключается она в определении государством того содержания образования, которое является основным (общим и обязательным).

Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности, раскрытие ее способностей, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании. И если школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом – смысл дополнительного образования: оно дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Дополнительное образование нельзя рассматривать как ‘довесок’ к базовому: оно является самостоятельной образовательной сферой, которая дополняет, т.е. делает полным, доводит до полного, образование личности, ставя перед собой цели удовлетворения не столько общего социального заказа (его выполняет в разноуровневых вариантах основное образование), сколько персонифицированного (личностно ориентированного). И потому система дополнительного образования с ее разнообразием образовательной среды, с отработанными механизмами социального выравнивания возможностей для получения образования является зоной наибольшего благоприятствования для развития личности, ее задатков и способностей.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу старшая группа

Занятия в творческих коллективах по интересам формируют у детей готовность и привычку к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений.

В связи с тем, что значительная часть дополнительных образовательных программ ориентирована на сохранение и укрепление здоровья школьников, у детей формируются практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Дополнительное образование, если оно становится значимым фактором школьной жизни, играет огромную роль и в деле формирования детского школьного коллектива, традиций школы, благоприятного социально-психологического климата в ней. Дело в том, что на основе различных направлений творческой деятельности в системе дополнительного образования создается большое количество детских объединений, не связанных напрямую с учебной деятельностью и неоднократно перемешивающих всех учеников. Это создает благоприятные возможности для расширения поля межличностного взаимодействия учащихся разного возраста и сплочения детей в единый школьный коллектив.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся. Система внеурочной занятости детей, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для учащихся интересной и полезной.

В 2012 – 2013 учебном году в соответствии с образовательными запросами учащихся и их родителей, возможностями школы в программу дополнительного образования включены кружки, которые дополняют образовательную программу по учебным предметам, а также расширяют её:

– кружок «Знайка»

– кружок «Страна дорожных законов»

– кружок «Подвижные игры народов моего родного края»

– кружок «Хоровое пение»

– кружок «Декоративно- прикладное искусство»

– кружок «Театральный «Друзья Петрушки»

– кружок «Выбор»

Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ.

Работа кружков и объединений строится в соответствии с разработанными учебными программами. Реализация образовательных программ идет через организацию учебных занятий во второй половине дня. Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с поставленными задачами и исходя из психофизиологической целесообразности. Обязательно использование дифференцированного подхода к организации учебной деятельности в объединении: вовлечение каждого ребенка в деятельность, поддержка талантливых и одаренных детей.

Современное молодое поколение неравнодушно к образованию, но хотело бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Да и многие учителя понимают, что между знаниями, которые даются в школе, и теми, что нужны учащимся в жизни, пока имеется большой разрыв. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

Объединениями дополнительного образования в нашей школе руководят профессионалы. Их задача – помочь ребенку выявить свой талант, увидеть ступени собственного развития и обрести уверенность в своих силах, найти свое призвание.

Главной ценностью для педагога дополнительного образования детей является РЕБЕНОК, его ЛИЧНОСТЬ и ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.

Все кружки и секции осуществляют свою деятельность на протяжении всего учебного года, начиная с 17 сентября по 15 мая, в режиме пятидневной недели. Наиболее распространенной формой проведения занятий является кружок (группа), студия, мастерская. В работе объединений могут принимать участие и родители.

В образовательном процессе дополнительного образования используются различные формы организации деятельности детей: аудиторные занятия, практикумы, учебная игра, презентации, защиты проектов; групповые и индивидуальные занятия. Педагоги ориентируются на потребности, интересы детей, ищут те формы организации, которые актуальны и наиболее эффективны.

Подведение итогов, аттестация учащихся проводится в апреле-мае. В качестве форм подведения итогов обучения используются: презентации творческих работ, защита проектов, соревнования, концерты, выставки, открытые занятия, зачеты, олимпиады, турниры, конкурсы, игры, викторины.

Источник