Дополнительное образование для развития ребенок

Дополнительное образование для развития ребенок thumbnail

Образование

4.5/5

Для чего необходимо дополнительное образование для детей

https://www.razumka.com/content/newsimg/78i.png

от Юлии Кошик

12 сентября 2018

    В вопросе дополнительного образования родители имеют разные взгляды: одни считают его лишним и ненужным. Они аргументируют это тем, что школьное образование дает всё необходимое для развития ребенка. Другие склоняются к мысли о том, что без дополнительного образования раскрыть потенциал ребенка невозможно.

   На дополнительных занятиях дети работают над тем, что им нравится, фокусируясь на процессе, а не на результате. Оценки за тесты и контрольные работы не является приоритетом и целью, зато важно развитие творчества. Во время таких занятий ребенок может раскрыть свой творческий потенциал без ограничения со стороны учителей и образовательных программ.

    Возможно ли полноценное развитие ребенка без дополнительного образования?

    Хотя в документе «Об образовании» и написано, что одна из его целей — формирование гармонично развитой личности, не всегда школы могут обеспечить для этого соответствующие условия. В школьных учреждениях действует ряд ограничений, которые тормозят этот процесс: все учебные предметы подчиняются общим требованиям, планам, а значительная часть работы на уроках направлена ​​на то, чтобы дети могли составить необходимые тесты и написать контрольные работы. В таких условиях не хватает времени на креативную деятельность. Учителям физически очень сложно реализовывать индивидуальный подход и учитывать потребности и особенности каждого ребенка, часто в списке их приоритетов является только выполнение требований учебной программы, а не раскрытие талантов каждого ученика в классе.

    Дополнительное образование дает такую ​​возможность. Так как такие занятия проходят в небольших группах (6-10 учеников) и имеют узкий направление, каждый ребенок может максимально раскрыть свой творческий потенциал, заниматься тем, что ему нравится без ограничений со стороны планов и программ. Преподаватели в области дополнительного образования имеют больше свободы в планировании и организации работы, они не ограничены четкими учебными целями и требованиями.

    Преимущества дополнительного образования для детей

    Если родители колеблются относительно того, стоит ли загружать во внешкольное время ребенка дополнительными занятиями, они должны оценить все преимущества такого типа организации досуга. Для дополнительного образования характерны следующие черты:

  • вариативность. Родители могут выбирать для детей различные направления, изменять их и комбинировать, учитывая потребности и способности детей. В отличие от школьного расписания, график дополнительных занятий очень гибкий, его можно корректировать в соответствии с запросами конкретного ребенка;
  • комфортность. Занятия обычно проходят в небольших группах — до 10 человек. Такое количество школьников позволяет преподавателю уделить максимум внимания каждому ребенку и гарантирует реализацию индивидуального подхода. В группе из 8-10 человек каждый ребенок получает шанс быть услышанным, увиденным и оцененным, чего трудно достичь в стенах школы, где один учитель работает с классом, в котором 20 и более учащихся;
  • специализированность. Дополнительное образование — это вопрос выбора. Дети занимаются тем, что им нравится и соответствует их потребностям и интересам. Если в школе отказаться от уроков математики невозможно, то дополнительные занятия можно менять в любое время. Современное дополнительное образование предлагает большое количество направлений от программирования для детей до курсов писательского мастерства. От родителей требуется лишь выяснить, что именно интересует их ребенка.

Для чего необходимо дополнительное образование на razumka.com

    Обычно в вопросе организации дополнительного образования для детей родители делятся на две группы: одни считают, что в этом нет необходимости и у ребенка должно быть детство с играми во дворе. Другие родители убеждены, что чем больше ребенок загружен в свободное время, тем гармоничнее и целостное он развивается. Расписывая его день почасово, родители убеждены, что таким образом предохраняют ребенка от негативного влияния современного социума. Ответа здесь нет: оценив положительные и отрицательные стороны, типичные ошибки в выборе типа дополнительного образования, взрослые должны организовывать досуг школьников так, чтобы в нем было время и для «детства во дворе», и для дополнительных занятий.

    5 причин сказать «да» дополнительном образовании

   Родители решают включить в жизни своего ребенка дополнительное образование, чтобы:

  • помочь ребенку открыть таланты и творческие способности. Некоторые дети не знают, что им нравится и чем они хотят заниматься. Дополнительное образование помогает выяснить это: пробуя различные занятия — творческие, спортивные, технические, — школьники пытаются найти то, что понравится им больше;
  • помочь справиться с трудностями в школе. Например, если у ребенка есть проблемы по математике или украинскому языку, то его записывают на соответствующие кружки;
  • повысить уровень мотивации. Распространенной является ситуация, когда ребенок не хочет изучать в школе какой-то предмет: ему трудно, не нравится учитель или неинтересно на уроках. Тогда родители выбирают дополнительные занятия по этому направлению, чтобы ребенок открыл для себя этот предмет с другой стороны и легче воспринимал его в школе;
  • найти единомышленников, помочь влиться в компанию детей с похожими способностями и наклонностями. Дети с особыми талантами могут чувствовать себя в классном коллективе одинокими и неуверенными. Дополнительные занятия помогают им понять ценность своего таланта, познакомиться со сверстниками, у которых есть схожие увлечения.

    Не все, что ребенок получает в школе на уроках, может понадобиться ему в дальнейшей жизни. Школьное образование нуждается в реформировании, и пока целью школы является не формирование компетенций, а передача не всегда актуальных знаний, дополнительное образование остается единственным способом поиска любимого занятия, которое может в будущем стать делом жизни.

Для чего необходимо дополнительное образование на razumka.com

    Направления дополнительного образования

    Популярными направлениями в области дополнительного образования являются:

  • технический — занятия, на которых осуществляется развитие логико-математических умений и навыков: математические кружки, логика, эйдетика, шахматы;
  • научно-химический расширяет знания детей об окружающем мире, формирует основы научного мышления. Это кружки по естествознанию, химии;
  • эстетично художественный развивает эстетический вкус и художественные навыки. Это занятия по живописи, рисованию, лепке, аппликации. На таких кружках дети работают с цветами, формами, образами, с помощью различных методов у них развивается воображение, пространственное мышление, мелкая моторика рук, умение импровизировать;
  • оздоровительно-физкультурное направление нацелено на физическое развитие организма. Это занятие танцами, гимнастикой, фигурным катанием, легкой атлетикой;
  • биолого-экологический направлен на формирование экологического сознания. Это кружки юных натуралистов, занятия по биологии и её основам;
  • экономико-правовой формирует базовые понятия по экономике и правовому сознанию: детей знакомят с их правами, с основами финансовой грамотности;
  • туристический направлен на расширение знаний детей о мире, планете, стране. Это могут быть комбинированные занятия, например, сочетание географии и биологии или истории и географии.

    Традиционно взрослые выбирают два направления для детей — спортивный и творческий. Такое количество помогает сохранить баланс между школьными занятиями и дополнительными. Три и более направления могут привести к перегрузке ребенка.

    5 ошибок родителей при организации дополнительного образования для детей

    Широкий выбор источников дополнительного образования приводит к ситуации, в которой родители теряются и не могут рационально распределить время своего ребенка. Начальный восторг и мотивация от новых творческих или спортивных занятий со временем меняется полным равнодушием к чему-либо и отсутствием желания учиться у детей. Есть 5 главных причин, которые приводят к такому «выгоранию»:

  • перезагруженность ребенка. Дополнительные занятия не должны негативно влиять на занятия в школе. Распространенной является проблема, когда дети не успевают из-за нехватки времени выполнять школьные домашние задания, выполняют их не очень качественно и быстро. Родители должны четко расставить приоритеты в организации досуга и не допускать таких ситуаций;
  • отсутствие свободного времени. Пытаясь дать детям максимум знаний и всему научить, родители иногда настолько загружают ребенка, что у него нет свободного времени: со школы он идет на дополнительные кружки, а после кружков — на курсы. Надо помнить, что ребенок всегда должен иметь свободное время — для прогулок, проведения времени с друзьями или в одиночестве;
  • несистемности занятий. Залогом успешности любых занятий является системность. Любые занятия надо посещать регулярно, стараться избегать пропусков. Несерьезное отношение к дополнительным занятиям, систематическое непосещение или посещение «для галочки» приведет к тому, что ребенок потеряет интерес и мотивацию, потому что при таких условиях не сможет увидеть своих результатов и пользы.
  • отсутствие заинтересованности со стороны родителей. Предметом заинтересованности взрослых должны быть не только школьные оценки и результаты, но и достижения в дополнительных занятиях. Важно демонстрировать свою заинтересованность в творчестве и деятельности ребенка: посещать выставки, концерты, презентации, общаться с преподавателями дополнительных занятий, интересоваться результатами. Это дает ребенку понимание того, что его деятельность важна для родителей, и то, что он делает вне школы, тоже имеет большое значение.

     Как выбрать дополнительные занятия для ребенка

    Определив, что дополнительное образование — необходимый компонент развития школьника, родители сталкиваются с новой проблемой: как выбрать именно те занятия, на которые ребенок будет ходить с радостью?

    Можно выделить два способа определения детских предпочтений:

  • Составить перечень занятий, которые интересуют ребенка, и посетить пробные занятия по каждому направлению. Однако иногда дети не могут четко сформулировать, что им нравится: они не дают конкретного ответа на вопрос, говорят, что им нравится всё. Тогда уместно воспользоваться вторым способом;
  • Самостоятельно выяснить, что интересно ребенку, и направить все усилия на одно направление. Для этого надо наблюдать за ребенком, обращать внимание на то, какие занятия интересуют его больше, пообщаться со школьными учителями. Дополнительно можно проконсультироваться с психологом: например, определить склонность ребенка к чему-то помогают индивидуальные занятия по арт-терапии.

Для чего необходимо дополнительное образование на razumka.com

    После определения направления надо выбрать место для занятий. Здесь есть ряд особенностей, на которые надо обратить внимание. Родителям может помочь такой перечень критериев выбора:

  • практическая польза. Ребенок должен видеть результат своей деятельности. Результат может быть в виде творческих работ — картин, проектов. Он также может проявляться нематериально, например, влиять на успеваемость в школе;
  • близость расположения. Дорога к дополнительным занятиям не должна занимать много времени. Если для того, чтобы добраться до кружка или курсов, надо потратить более 1:00 времени или пользоваться различными видами транспорта, это будет негативно влиять на состояние ребенка: такие поездки утомляют и притупляют горячий интерес. Со временем занятия на кружке или в студии будут ассоциироваться не со творчеством и развитием, а с длительной поездкой по городу. Поэтому место для занятий должно быть максимально близко к дому или школе;
  • организация занятий. Перед началом занятий нужно поинтересоваться, как они проходят. Желательно, чтобы организация работы имела как можно меньше общего со школьными уроками: это может быть нестандартное размещение столов в кабинете, возможность заниматься на ковриках, с мольбертами, практиковаться на сцене, работать в кругу, в парах, микрогруппах;
  • открытость преподавателей. Важно, чтобы преподаватели легко шли на контакт с родителями: рассказывали о методике работы, планах деятельности, делились информацией об успехах, трудностях и достижениях ребенка на дополнительных занятиях.

    Когда ребенок видит, что результаты его деятельности интересуют преподавателей и родителей, он осознает важность своей работы, становится более ответственным и мотивированным.

    Анализируя преимущества и недостатки дополнительного образования, подыскивая занятия в соответствии с критериями, родители должны не забывать самое главное правило, которым следует руководствоваться при организации досуга детей: надо прислушиваться к ним, наблюдать за ними, учиться их слушать и слышать. Поэтому занятия, которые соответствуют всем критериям и правилам, не принесут никакой пользы, если у ребенка нет желания их посещать.

Источник

Ничто не стоит на месте, в том числе система российского образования. Сегодня никого не удивишь интерактивными досками на уроках, модульными технологиями, применением сетевых и электронных средств обучения. Однако, «прыжок» в новую технологическую эпоху невозможен без новых форм образования.

Еще в 2014 году была утверждена концепция развития дополнительного образования детей (ДОД), благодаря которой образование должно стать доступным, расширен спектр программ, модернизирована инфраструктура, обновлен кадровый потенциал, внедрены механизмы государственно-частного партнерства при оказании услуг.

В рамках этой концепции Министерство просвещения активно продвигает национальный проект «Образование» с амбициозными, прозрачными и понятными ориентирами. Проект, согласно которому уже к 2024 году наша страна должна войти в первую десятку по качеству общего образования, составив конкуренцию мировым лидерам.

Более 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет будут охвачены интересными и востребованными программами дополнительного образования. Каждый ребенок получит индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями.

Утопия, скажете вы? Нет, утверждают разработчики. Воплотить проект помогут инновационные формы допобразования, центры с новым подходом к обучению. Что же нового в этих платформах, на кого они рассчитаны и как стать участником? Разбираемся в вопросе.

Школа инновационного мышления — детский технопарк «Кванториум»

«Кванториум» представляет собой уникальную среду ускоренного развития ребенка по актуальным инженерно-техническим и научно-исследовательским направлениям. По сути это своеобразная школа мышления и ее основная цель — воспитание нового поколения инженеров, способного обеспечить технологический прорыв. Берут туда ребят в возрасте от 10 до 18 лет, хотя в ряд квантумов можно попасть только с 12 лет (в связи со спецификой оборудования).

Занятия проходят не в кружках а в квантумах (от слова квант – энергия): ведь каждый ребенок – это, в первую очередь, безумный сгусток энергии. Вместо учеников воспитанники, вместо учителей – наставники, которые не передают знания, а учат задавать вопросы, работать с большими объемами информации и верифицировать ее. Кстати, наставником может стать любой «технарь», умеющий работать с высокотехнологичным оборудованием и желающий заниматься с детьми. Перед началом занятий весь педагогический и методический состав «Кванториума» проходит обучение в Москве у федеральных операторов.

Стать воспитанником технопарка также может каждый, кто готов к изменениям, хочет обучиться чему-то новому, саморазвиваться. Обучение бесплатное. Однако при наполненности бюджетных мест регион может набрать детей на платной основе. Главный лозунг «Кванториума»: «Мы верим, что каждый ребенок талантлив. Наша задача — выявить этот талант и развить его».

Теперь о квантумах. На данный момент их 13: аэроквантум, автоквантум, биоквантум, космоквантум, геоквантум, промдизайнквантум, наноквантум, энерджиквантум, промробоквантум, VR/AR-квантум, IT-квантум, хайтек, data-квантум. Все они оснащены высокотехнологичным оборудованием, начиная со станков термо- и механообработки и заканчивая операционными микроскопами для нейрохирургии, а также уникальным программным обеспечением для демонстрации опытов и проведения экспериментов.

Чем занимаются ребята? Если кратко, то работают с приборами и оборудованием, учатся делать что-то своими руками, приобретают нужные навыки, решают (под руководством опытных наставников, представителей бизнеса и промышленности) реальные производственные задачи. Открыть «Кванториум» может каждый регион с населением свыше 60 000 человек.

Центры поиска и поддержки талантливых детей «Сириус»

По образовательной идеологии «Сириус» близок «Кванториуму» — те же компетенции, та же проектная и исследовательская работа. Но есть одно «но»: если «Кванториум» аккумулирует талантливых ребят в регионах, то «Сириус» их собирает в Сочи. А значит, уровень оборудования на порядок выше, направления занятий — шире. Да к тому же «Сириус» работает исключительно с одаренными детьми, показавшими выдающиеся способности в каком-либо направлении, — выявляет, развивает и сопровождает их в дальнейшей профориентации.

Образовательный центр «Сириус», созданный фондом «Талант и успех», объединяет опыт лучших российских школ. Здесь собраны самые сильные российские педагоги, тренеры и ведущие деятели искусства, науки и спорта, разрабатываются новые профессиональные программы мирового уровня. Попасть сюда могут школьники с 10 до 17 лет, продемонстрировавшие выдающиеся успехи в науке, спорте, искусстве, литературе и техническом творчестве. Занятия идут круглый год, проезд и пребывание бесплатно.

Ежемесячно в «Сириус» приезжают около 800 детей в сопровождении более 100 преподавателей и тренеров, повышающих здесь квалификацию. Да, параллельно с детьми педагоги проходят обучения и подтягивают свои hard и soft компетенции. Занятия ведут выдающиеся деятели искусства в сфере классического балета, академической музыки, изобразительного искусства, педагоги спортивных, химико-биологических, физико-математических школ.

Программа рассчитана на 24 дня и включает в себя как специализированную подготовку, так и развивающий досуг — творческие встречи и мастер-классы, комплекс оздоровительных процедур. Специальную подготовку дети получают по математике, физике, биологии, химии, информатике, проектной направленности, а также по направлениям: «Шахматы», «Хоккей», «Фигурное катание», Живопись», «Основы гончарного искусства», «Анималистика», «Скульптура. Рисунок», Хореография», «Литературное творчество», «Научно-техническое творчество».

Синтез искусства, науки и спорта, считают организаторы, стимулирует гармоничное творческое развитие личности, являясь неотъемлемым условием воспитания будущего лидера. Поэтому школьники знакомятся с культурным наследием нашей страны, с отечественной историей и литературой.

При поддержке «Сириуса» на данный момент в 89 регионах нашей страны работают собственные центры выявления и поддержки одаренных детей. Они помогают ребятам выстраивать индивидуальные образовательные траектории и оказывают тьюторскую поддержку.

Центры цифрового образования «IT-куб»

Если детский технопарк «Кванториум» воспитывает инженерно-технических специалистов широкого профиля, то «IT-куб» растит будущего сотрудника IT-компании. Учатся здесь школьники с 8 до 17 лет. Ребята учатся самостоятельно разрабатывать информационные системы, получают навыки программирования на Java и C-подобных языках, занимаются проектной деятельностью.

Почему «IT-куб»? Шесть граней символизируют шесть образовательных программ — программирование на Python, мобильная разработка, VR/AR разработка, программирование роботов, основы алгоритмики и логики, кибергигиена и большие данные.

Однако главной задачей «IT-куб» ставит раннюю профориентацию ребенка. Недаром обучающие программы разработаны совместно с партнерами — лидерами рынка: Яндекс Лицей, IT школа Samsung, Фирма 1С, LEGO Education, CISCO, Microsoft, VIVO, Крибрум, а также с региональными компаниями, изъявившими желание войти в проект.

Все программы рассчитаны на несколько лет. В итоге ребенок не просто получает актуальные и востребованные знания, навыки и компетенции в сфере информационных технологий, а становится опытным разработчиком. Так ли это на самом деле, говорить рано. Площадка появилась только в прошлом году.

Технологическое образование в «Домах научной коллаборации»

Дом научной коллаборации позиционирует себя как центр формирования осознанного подхода к образованию, нового типа мышления и ценности саморазвития на протяжении всей жизни. Ну а если проще, то это центр, открытый на базе высшего учебного заведения, где абсолютно все слои населения занимаются по дополнительным общеразвивающим программам.

Школьники с 5 по 9 класс проходят обучение в «Детском Университете», с 10 по 11 класс — в «Малой Академии». При помощи научно-исследовательских и проектных технологий ребята в рамках школьной программы получают углубленные знания по специализации ВУЗа. Школьников готовят к участию в проектных олимпиадах, соревнованиях, хакатонах, конференциях, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях технической и естественно-научной направленностей.

Но даже не это главное. Ребята знакомятся с вузом, с его научной, технической и методической базой. Общаются со студентами и преподавателями и, в результате, делают более осознанный выбор будущей профессии.

Педагоги учатся по программам: «Урок технологии», «Урок биологии» и «Педагог К-21». Обучающий комплекс формирует современные компетенции и навыки учителя, в том числе: навыки проектного управления, основ программирования, командной работы и работы с информационными ресурсами, а также изобретательское, критическое, креативное и продуктовое мышление. Программы призваны полностью обновить содержание и технологию преподавания учебных предметов в системе общего, дополнительного и среднего профессионального образования.

Федеральная сеть центров образования «Точки роста»

Все предыдущие центры ориентированы на крупные города и мегаполисы. А что же для сельской местности? Центры дополнительного образования «Точки роста» для детей из малых городов, сёл, рабочих посёлков. Своего рода общественное пространство при школе для самореализации детей, педагогов, родителей, развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности.

Призваны обеспечить качественное образование школьников по программам цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей. Занятия ведутся по новым методикам воспитания и обучения с использованием обновленного оборудования. На данном этапе охватывают предметы «Информатика», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности». Во внеурочное время ребята занимаются шахматами, творчеством и проектной деятельностью.

Что изучают? Основы программирования, мобильную разработку и VR/AR, аддитивные технологии и ТРИЗ, актерское мастерство и искусство самопрезентации, основы мультипликации, социальной рекламы, умного блогерства.

Проект дает возможность сельским школам обновить содержание образовательных программ и методик преподавания, модернизировать материально-техническую базу учебного заведения, внедрить дистанционные формы обучения и сетевые формы взаимодействия. А детям — принять участие во всероссийских и международных соревнованиях, предварительно «прокачав» свой проект в «Кванториуме».

Мобильные технопарки «Кванториум»

Еще один проект для детей из отдаленных территорий. Представляет собой некую передвижную платформу, своеобразный минитехнопарк на колесах. Мини, потому что в силу ограниченного кузовного пространства все оборудование в машину не помещается. Обучение в мобильных технопарках «Кванториум» проходит по четырем-пяти основным квантумам, в соответствии с федеральным стандартом.

Уникальность комплекса в его мобильности. Приезжая в отдаленные сельские территории, эта капсула открывает для юных исследователей широкий мир инженерно-технического творчества. Две недели ребята знакомятся с технологиями будущего, работают на современном высокотехнологичном оборудовании, изобретают и создают собственные проекты по естественнонаучным и инженерно-исследовательским направлениям. Ведь после трансформации кузова в салоне появляется 15 рабочих мест для занятий.

А что же дальше? После отъезда обучение переходит в дистанционный формат. По словам разработчиков, задача мобильных технопарков — не просто привезти и показать современные технологии, а зажечь интерес в детях. Дать понимание того, что даже живя в отдаленных городах и селах, но имея под рукой интернет, компьютер, телефон, можно программировать и создавать виртуальную реальность!

Через два-три месяца технопарк возвращается, и школьник под руководством наставников завершает проект. Тем более что в его распоряжении 3D принтеры, фрезерные и лазерные станки, паяльная и сборочная зоны. Практика показывает, что мобильные технопарки — это единственная возможность, на сегодняшний день, охватить научно-техническим творчеством большое количество детей при минимальных затратах.

Центры молодежного инновационного творчества «ЦМИТ»

Центр молодежного инновационного творчества, в отличие от предыдущих форматов, является открытой негосударственной площадкой дополнительного образования. Здесь дети обучаются различным направлениям инженерно-технического творчества, работают на цифровом оборудовании, приобретают навыки моделирования, 3D-прототипирования и 3D-программирования, разрабатывают проекты по робототехнике, электронике, промышленному дизайну и IT-технологиям.

Но приоритет работы ЦМИТ – в некоммерческом использовании оборудования, в умении воплощать свои инженерные идеи в функциональные прототипы. Соответственно, обучение детей и подростков проходит в формате хакатонов и конкурсов на разработку технических решений на базе кейсов предприятий и компаний. Как правило, над одним проектом работает целая команда школьников, студентов, представителей бизнеса и разработчиков инновационных технологий.

Однако это не все направления деятельности центров. ЦМИТы организуют и проводят мероприятия, направленные на развитие детского научно-технического творчества (конкурсы, выставки, семинары, круглые столы, мастер-классы, экскурсии). Участвуют в организации кружков, курсов, образовательных программ. Осуществляют техническую и производственную поддержку предпринимателей, разрабатывающих перспективные виды продукции и технологии, и даже выполняют различные работы на своем оборудовании по заказам физических и юридических лиц

И все для того, чтобы предоставить детям и подросткам бесплатный доступ к высокотехнологичному оборудованию для приобретения навыков, востребованных в ближайшем будущем.

Проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее»

Естественно, в нашем обзоре мы не смогли пройти мимо профориентации школьников, теми более, что в национальном проекте «Образование» ей отдается далеко не самое последнее место. «Билет в будущее» — масштабный профориентационный проект, рассчитанный на учеников 6-11 классов, в том числе на детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Программа знакомит ребят с миром профессий, дает возможность попробовать свои силы по ряду компетенций.

Как это работает? Сначала школа регистрирует участников (самостоятельная регистрация на проекте пока не предусмотрена), каждому выдается индивидуальный логин и пароль. Затем школьники проходят онлайн-диагностику, определяющую сферу профессиональных интересов, уровень знаний и компетенций, после которой программа предлагает посетить три профориентационных мероприятия.

Мероприятия погружают школьника в профессиональную индустрию, дают возможность понять, какая деятельность подходит ему больше всего. По результатам каждый участник получает индивидуальные рекомендации с информацией о кружках, курсах, развивающих занятиях, доступных в городе и максимально подходящих под увлечения, интересы и уровень его знаний.

Таким образом, «Билет в будущее» не дает ответа на вопрос «Кем быть?». А лишь предоставляет школьнику возможность выбора будущей профессии, возможность понять себя и определиться со своими интересами.

Интерактивная цифровая платформа «ПроеКТОриЯ»

Еще один проект для профориентации школьников, правда, на этот раз ориентирован больше на старшеклассников и авторов инженерных разработок. Представляет собой одновременно интернет-издание с информационно-образовательным контентом, игровую платформу с опросами, конкурсами, флешмобами и онлайн-площадку для работы над проектными задачами.

Основная цель «ПроеКТОриИ» — помочь школьнику сориентироваться в возможностях карьерного развития и осознанно подойти к выбору будущей профессии. На портале дети погружаются в решение реальных производственных задач (на минуточку) ведущих российских компаний. В числе партнеров: «Ростех», ОАО «РЖД», Росатом, «Ростелеком», Mail.Ru Group, «РОСКОСМОС», «Концерн ВКО, «Алмаз-Антей», Группа ЧТПЗ, Газпромнефть и т.д.

Школьники пробуют себя в роли инженеров-разработчиков, моушн-дизайнеров, нейролингвистов, сити-менеджеров, AR-аниматоров, BIM-инженер-проектировщиков, агроинженеров. В списке — более 700 профессий по направлениям: космические, информационные, аграрные, градостроительные, экологические, химические, креативные технологии, а также технологии материалов, энергии, здоровья, движения, спорта, медиа, культуры, управления, безопасности.

В реализации проектов ребятам помогают представители вузов — тьюторы портала. Известные педагоги и ученые консультируют каждую команду, сопровождая ее на всех этапах. В финале подключается бизнес. Представители компании оценивают проекты и выносят экспертное заключение, которое затем идет в личное портфолио школьника.

Таким образом, выигрывают все участники проекта. Предприятия и ВУЗы знакомятся с одаренными школьниками, с их проектами и решениями инженерных задач, чтобы выбрать потенциального сотрудника. Школьники получают шанс довести до совершенства навыки в инженерно-техническом творчестве и реализовать свой потенциал.

Центры профессиональной подготовки «ЦОПП»

Если «ПроеКТОриЯ» и «Билет в будущее» — проекты для школьников, то Центры опережающей профессиональной подготовки затрагивают абсолютно все слои населения. Это площадки, где собраны все региональные ресурсы по профориентации, ускоренному профобучению, подготовке и переподготовке кадров по перспективным и востребованным профессиям на уровне движения «WorldSkills». Такое единое окно для школьников, граждан и работодателей.

Школьники и педагоги здесь знакомятся с образовательными программами и находят оптимальный (по соотношению цена-качество) вариант обучения. Образовательные учреждения предлагают на площадке сервисы для родителей, студентов и работодателей по профнаправлениям, направляют специалистов для повышения квалификации и смотрят информацию о потребностях регионального рынка труда. Работодатели получают доступ к базам данных рабочих кадров и формируют запросы на разработку профпрограмм под свои индивидуальные запросы.

Логика разработки и запуска программы следующая: заказчик – техническое задание – разработка программы подготовки – подбор преподавателей – подбор площадок, обладающих материально-технической базой – организация профподготовки – итоговый демонстрационный экзамен – сдача работы заказчику.

Таким образом, ЦОППы представляют собой своеобразную сеть бизнес-центров, где разрабатываются и аккумулируются лучшие региональные программы профессиональной подготовки (весь цикл от заказа до выпуска специалиста занимает не больше года). И любой педагог, заинтересованный в аккредитации своих образовательных практик, может прийти в центр и предложить их для дальнейшего развития.

Подводя итог, отметим, что все программы национального проекта «Образование» нацелены на раннюю профориентацию школьников. Но только тех, кто в этом заинтересован. Проект не учитывает твердых середнячков, а тем более «трудных» и «проблемных» подростков. А ведь таких детей ничуть не меньше, чем одаренных или подающих надежды. Если не больше….

Источник