Дополнительное образование для гармоничного развития ребенка

Дополнительное образование для гармоничного развития ребенка thumbnail

Дополнительное образование как условие гармоничного развития личности ребенка

Если представить образование в виде саженца, то почвой для его развития и роста будут предметы художественно-эстетического цикла, как предметы, формирующие и развивающие творческую личность, а уже затем зазеленеют ветви осознанно востребованными специальными знаниями (математическими, естественнонаучными и т.д.). Это позволит гармонично развиваться всему саженцу. К сожалению, наше общее образование зачастую берет за основу не почву, а сам саженец, в надежде, что от него начнут расти побеги творческого развития. Предметы художественно-эстетического цикла в школе считаются второстепенными, а декоративно-прикладная деятельность на занятиях изобразительным искусством и уроках трудового обучения больше ориентируется на формирование определенных знаний, умений и навыков.

На мой взгляд, занятия ДПД должны и могут способствовать гармоничному развитию детей. Развивая чувственную сферу личности ребенка, они развивают его духовно, формируют способность к сопереживанию, восприимчивость и отзывчивость ко всему прекрасному в жизни. На таких занятиях ребенок приобретает чувство единства с миром, родственное внимание к нему. Односторонне интеллектуализированная школа до сих пор не решает этих задач.

Все это и побудило меня на составление авторской технологии, цель которой развить способность детей создавать и адекватно воспринимать художественный образ. Приобретение знаний языка изобразительного искусства, умений и навыков различных видов и техник ДПД является лишь средством достижения этой цели, и они не должны подменять собою цель в сознании ученика и самого педагога.

Занятия художественным творчеством предполагают адекватные методы и формы преподавания, тогда и только тогда они принесут ожидаемые результаты. Преподавание искусства требует диалогического общения педагога с детьми. В нашей школе преобладает метод сообщения знаний, метод монолога. На мой взгляд, педагог и ученик – собеседники, они совместно выясняют и находят. Важное значение имеет «овеществление в слове» мысли ребенка. Хотя «мысль изреченная есть ложь», т.е. в слове мысль внутренняя никогда не проявляется полностью, но только через речь она может получить логическую форму и быть глубже осознанной ребенком. В чем преимущество восприятия художника перед обыденным восприятием? Прежде всего в деятельном его характере. Для художника «смотреть» значит «видеть», а «видеть» значит «понимать». И потому занятия изобразительным творчеством прежде всего должны поддержать и развить зарождающийся интерес ребенка к сравнениям, к самостоятельному мышлению, от формы вглубь, к содержанию. Именно поэтому в обсуждении всех тем должен постепенно возникать вопрос «Зачем?». Не только «Что?» и «Как?» изображено, декорировано – но ЗАЧЕМ это делалось, ЧТО этим выражалось. Существенным переходом от узнавания («Что?») к пониманию («Зачем?») является поиск ответа на вопрос «Какой?», т.е. эмоциональная оценка увиденного детьми (какой характер, настроение, отношение к изображаемому?).

На первых порах в студии таких «рассматривания вслух» мы выполняем коллективно, причем я участвую в них на равных условиях. Каждое из найденных слов-образов обсуждается, дети учатся творить сами, и учатся ценить найденное другими. По мере развития эмоционального восприятия детей, накопления ими словарного запаса, такие задания становятся индивидуальными. Появляется возможность использования следующих форм заданий:

  1. Накопление словаря ощущений и впечатлений.

  2. Мини-сочинения (по теме, по произведению, о каком-либо предмете – одушевление предмета).

  3. Составление словаря образов (Слова – Хорошие слова – Прекрасные слова – Самые замечательные слова).

Необходимым условием гармоничного развития детей является единство восприятия и создания на занятиях ДПИ. Ребенок переживает, глубоко осознает каждую тему в целостности всех видов восприятия: смотря репродукции, слушая стихи, прозу, музыку. Но школьные программы, предоставляя детям возможность самовыражения только средствами изобразительного искусства, ограничивают их развитие. Я считаю, что детям нужно давать широкий простор для проявления своих творческих способностей. И поэтому рядом с основными направлениями изобразительной деятельности ребенка, определяющими его развитие в области ДПИ (выражение впечатлений через цвет, линию, композицию) на наших занятиях являются другие, не менее важные, – слово (обращение к литературным произведениям, создание собственных словесных образов); движение (пластические этюды); звук (озвучивание шумами и музыкой, созданных в воображении, на бумаге и в материале образов).

Преподавание искусства должно не просто учитывать возможности и особенности детей того или другого возраста, но сознательно опираться на благоприятные возрастные предпосылки. Следует так организовать учебный процесс, чтобы эти качества детей, закрепляясь и развиваясь, при переходе на следующую возрастную ступень включились в новый виток развития, а не подавлялись и утрачивались.

Для младшего школьника это в первую очередь интерес к разнообразным чувственным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них, готовность отнестись ко всему как к живому, богатый игровой опыт. У подростка преобладает готовность осваивать явления художественной культуры, формы и способы работы взрослых людей. Для юношеского возраста характерно стремление к личностному самоопределению, к осознанию собственной неповторимости. С учетом этих особенностей я ввожу те или иные формы проведения занятий.

В работе с младшими школьниками делаю акцент на создание игровой ситуации. Игры изобразительные, пластические, словотворчество, игры-сказки присутствуют на каждом занятии, что помогает развить восприятие, внимание, мышление, творческие способности у детей, сделать процесс приобретения новых знаний, умений, навыков увлекательным. По мере взросления игра усложняется, перед детьми ставятся новые задачи, решение которых требует не только более глубокого эмоционального погружения в игровую ситуацию, но и определенного уровня овладения практическими знаниями в различных видах деятельности. Появляются и новые типы занятий – занятия-праздники как формы коллективной работы, занятия-образы, занятия – экспериментирование, занятия – наблюдения и обсуждения.

Хочется особо сказать о такой форме работы как домашние задания, которые повсеместно задаются в школах на дом – дорисовать то, что не успел закончить на уроке, что малопривлекательно и не интересно для ребенка. К тому же зачастую перегружают детей не только интеллектуально, но и психически.

Поэтому мой принцип – не давать таких домашних заданий, которые бы снова усаживали детей за стол, вся домашняя работа сводится к созерцанию и наблюдению. Такие задания учат детей не только различать цвета и линии в предметах и явлениях природы, замечать как их друзья-животные выражают свое настроение, характер, но и способствуют психической разгрузке школьников.

Ребенок – не только представитель той или иной возрастной ступени, но и неповторимая индивидуальность. В искусстве это проявляется в работе над творческими заданиями. И здесь встает вопрос – по каким критериям оценивать детские работы и нужна ли эта оценка детям. Оценивать в баллах можно степень овладения изобразительной техникой, умение и навыки пользования материалами и средствами ДПИ, но и в эту оценку уже проникает приблизительность и субъективизм.

В наших школах до сих пор преобладает репродуктивная форма обучения искусству (по образцу). Соответственно и оценивается работа ребенка на столько, на сколько она соответствует этому образцу. А отход от стандарта, проявление воображения, индивидуальности ребенка иногда не только не поощряется педагогами, но и служит поводом для снижения оценки. Для оценки же творческих работ отметка, на мой взгляд, вообще не пригодна. Но сама оценка работы нужна ребенку: ему интересно знать как воспринимается его работа зрителями. Это должна быть качественная оценка, развернутое оценочное суждение, которое сравнивает ребенка «с самим собой», а не с другими – на что толкает, явно или неявно, количественная отметка. Это, по сути, мини-рецензия на детскую работу, что конечно прибавляет забот педагогу, который и так перегружен бумагами.

В нашей студии мы каждое завершенное задание заканчиваем коллективным просмотром и обсуждением. Это способствует формированию у детей способности к адекватной оценке, дает возможность каждому ребенку высказать свои впечатления, принять творческое участие в обсуждении работ товарищей.

Творческие задания оцениваются по критериям, с которыми дети знакомятся заранее:

1.Выразительность работы, т.е. присутствие того, ЧТО требует выражения (план содержания) и поиск того, как это выразить (план выражения).

2. Владение техникой, материалами.

3. Старательность, настойчивость в работе.

Внимание, доброжелательность обстановки, в которой проходит обсуждение, компенсирует даже не очень лестные отзывы.

Главное, что ребенок выносит из таких обсуждений – возможность дальнейшей работы над своим обсужденным (но не осужденным!) творением.

Вопросы, которых я коснулась, поднимают далеко не все проблемы преподавания искусства. Ситуация в настоящее время сложилась так, что эти проблемы успешнее решаются именно в дополнительном образовании. С этих позиций дополнительное образование можно рассматривать как дополнительное условие (или возможность) гармоничного развития ребенка.

Источник

Ничто не стоит на месте, в том числе система российского образования. Сегодня никого не удивишь интерактивными досками на уроках, модульными технологиями, применением сетевых и электронных средств обучения. Однако, «прыжок» в новую технологическую эпоху невозможен без новых форм образования.

Еще в 2014 году была утверждена концепция развития дополнительного образования детей (ДОД), благодаря которой образование должно стать доступным, расширен спектр программ, модернизирована инфраструктура, обновлен кадровый потенциал, внедрены механизмы государственно-частного партнерства при оказании услуг.

В рамках этой концепции Министерство просвещения активно продвигает национальный проект «Образование» с амбициозными, прозрачными и понятными ориентирами. Проект, согласно которому уже к 2024 году наша страна должна войти в первую десятку по качеству общего образования, составив конкуренцию мировым лидерам.

Более 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет будут охвачены интересными и востребованными программами дополнительного образования. Каждый ребенок получит индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями.

Утопия, скажете вы? Нет, утверждают разработчики. Воплотить проект помогут инновационные формы допобразования, центры с новым подходом к обучению. Что же нового в этих платформах, на кого они рассчитаны и как стать участником? Разбираемся в вопросе.

Школа инновационного мышления — детский технопарк «Кванториум»

«Кванториум» представляет собой уникальную среду ускоренного развития ребенка по актуальным инженерно-техническим и научно-исследовательским направлениям. По сути это своеобразная школа мышления и ее основная цель — воспитание нового поколения инженеров, способного обеспечить технологический прорыв. Берут туда ребят в возрасте от 10 до 18 лет, хотя в ряд квантумов можно попасть только с 12 лет (в связи со спецификой оборудования).

Занятия проходят не в кружках а в квантумах (от слова квант – энергия): ведь каждый ребенок – это, в первую очередь, безумный сгусток энергии. Вместо учеников воспитанники, вместо учителей – наставники, которые не передают знания, а учат задавать вопросы, работать с большими объемами информации и верифицировать ее. Кстати, наставником может стать любой «технарь», умеющий работать с высокотехнологичным оборудованием и желающий заниматься с детьми. Перед началом занятий весь педагогический и методический состав «Кванториума» проходит обучение в Москве у федеральных операторов.

Стать воспитанником технопарка также может каждый, кто готов к изменениям, хочет обучиться чему-то новому, саморазвиваться. Обучение бесплатное. Однако при наполненности бюджетных мест регион может набрать детей на платной основе. Главный лозунг «Кванториума»: «Мы верим, что каждый ребенок талантлив. Наша задача — выявить этот талант и развить его».

Теперь о квантумах. На данный момент их 13: аэроквантум, автоквантум, биоквантум, космоквантум, геоквантум, промдизайнквантум, наноквантум, энерджиквантум, промробоквантум, VR/AR-квантум, IT-квантум, хайтек, data-квантум. Все они оснащены высокотехнологичным оборудованием, начиная со станков термо- и механообработки и заканчивая операционными микроскопами для нейрохирургии, а также уникальным программным обеспечением для демонстрации опытов и проведения экспериментов.

Чем занимаются ребята? Если кратко, то работают с приборами и оборудованием, учатся делать что-то своими руками, приобретают нужные навыки, решают (под руководством опытных наставников, представителей бизнеса и промышленности) реальные производственные задачи. Открыть «Кванториум» может каждый регион с населением свыше 60 000 человек.

Центры поиска и поддержки талантливых детей «Сириус»

По образовательной идеологии «Сириус» близок «Кванториуму» — те же компетенции, та же проектная и исследовательская работа. Но есть одно «но»: если «Кванториум» аккумулирует талантливых ребят в регионах, то «Сириус» их собирает в Сочи. А значит, уровень оборудования на порядок выше, направления занятий — шире. Да к тому же «Сириус» работает исключительно с одаренными детьми, показавшими выдающиеся способности в каком-либо направлении, — выявляет, развивает и сопровождает их в дальнейшей профориентации.

Образовательный центр «Сириус», созданный фондом «Талант и успех», объединяет опыт лучших российских школ. Здесь собраны самые сильные российские педагоги, тренеры и ведущие деятели искусства, науки и спорта, разрабатываются новые профессиональные программы мирового уровня. Попасть сюда могут школьники с 10 до 17 лет, продемонстрировавшие выдающиеся успехи в науке, спорте, искусстве, литературе и техническом творчестве. Занятия идут круглый год, проезд и пребывание бесплатно.

Ежемесячно в «Сириус» приезжают около 800 детей в сопровождении более 100 преподавателей и тренеров, повышающих здесь квалификацию. Да, параллельно с детьми педагоги проходят обучения и подтягивают свои hard и soft компетенции. Занятия ведут выдающиеся деятели искусства в сфере классического балета, академической музыки, изобразительного искусства, педагоги спортивных, химико-биологических, физико-математических школ.

Программа рассчитана на 24 дня и включает в себя как специализированную подготовку, так и развивающий досуг — творческие встречи и мастер-классы, комплекс оздоровительных процедур. Специальную подготовку дети получают по математике, физике, биологии, химии, информатике, проектной направленности, а также по направлениям: «Шахматы», «Хоккей», «Фигурное катание», Живопись», «Основы гончарного искусства», «Анималистика», «Скульптура. Рисунок», Хореография», «Литературное творчество», «Научно-техническое творчество».

Синтез искусства, науки и спорта, считают организаторы, стимулирует гармоничное творческое развитие личности, являясь неотъемлемым условием воспитания будущего лидера. Поэтому школьники знакомятся с культурным наследием нашей страны, с отечественной историей и литературой.

При поддержке «Сириуса» на данный момент в 89 регионах нашей страны работают собственные центры выявления и поддержки одаренных детей. Они помогают ребятам выстраивать индивидуальные образовательные траектории и оказывают тьюторскую поддержку.

Центры цифрового образования «IT-куб»

Если детский технопарк «Кванториум» воспитывает инженерно-технических специалистов широкого профиля, то «IT-куб» растит будущего сотрудника IT-компании. Учатся здесь школьники с 8 до 17 лет. Ребята учатся самостоятельно разрабатывать информационные системы, получают навыки программирования на Java и C-подобных языках, занимаются проектной деятельностью.

Почему «IT-куб»? Шесть граней символизируют шесть образовательных программ — программирование на Python, мобильная разработка, VR/AR разработка, программирование роботов, основы алгоритмики и логики, кибергигиена и большие данные.

Однако главной задачей «IT-куб» ставит раннюю профориентацию ребенка. Недаром обучающие программы разработаны совместно с партнерами — лидерами рынка: Яндекс Лицей, IT школа Samsung, Фирма 1С, LEGO Education, CISCO, Microsoft, VIVO, Крибрум, а также с региональными компаниями, изъявившими желание войти в проект.

Все программы рассчитаны на несколько лет. В итоге ребенок не просто получает актуальные и востребованные знания, навыки и компетенции в сфере информационных технологий, а становится опытным разработчиком. Так ли это на самом деле, говорить рано. Площадка появилась только в прошлом году.

Технологическое образование в «Домах научной коллаборации»

Дом научной коллаборации позиционирует себя как центр формирования осознанного подхода к образованию, нового типа мышления и ценности саморазвития на протяжении всей жизни. Ну а если проще, то это центр, открытый на базе высшего учебного заведения, где абсолютно все слои населения занимаются по дополнительным общеразвивающим программам.

Школьники с 5 по 9 класс проходят обучение в «Детском Университете», с 10 по 11 класс — в «Малой Академии». При помощи научно-исследовательских и проектных технологий ребята в рамках школьной программы получают углубленные знания по специализации ВУЗа. Школьников готовят к участию в проектных олимпиадах, соревнованиях, хакатонах, конференциях, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях технической и естественно-научной направленностей.

Но даже не это главное. Ребята знакомятся с вузом, с его научной, технической и методической базой. Общаются со студентами и преподавателями и, в результате, делают более осознанный выбор будущей профессии.

Педагоги учатся по программам: «Урок технологии», «Урок биологии» и «Педагог К-21». Обучающий комплекс формирует современные компетенции и навыки учителя, в том числе: навыки проектного управления, основ программирования, командной работы и работы с информационными ресурсами, а также изобретательское, критическое, креативное и продуктовое мышление. Программы призваны полностью обновить содержание и технологию преподавания учебных предметов в системе общего, дополнительного и среднего профессионального образования.

Федеральная сеть центров образования «Точки роста»

Все предыдущие центры ориентированы на крупные города и мегаполисы. А что же для сельской местности? Центры дополнительного образования «Точки роста» для детей из малых городов, сёл, рабочих посёлков. Своего рода общественное пространство при школе для самореализации детей, педагогов, родителей, развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности.

Призваны обеспечить качественное образование школьников по программам цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей. Занятия ведутся по новым методикам воспитания и обучения с использованием обновленного оборудования. На данном этапе охватывают предметы «Информатика», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности». Во внеурочное время ребята занимаются шахматами, творчеством и проектной деятельностью.

Что изучают? Основы программирования, мобильную разработку и VR/AR, аддитивные технологии и ТРИЗ, актерское мастерство и искусство самопрезентации, основы мультипликации, социальной рекламы, умного блогерства.

Проект дает возможность сельским школам обновить содержание образовательных программ и методик преподавания, модернизировать материально-техническую базу учебного заведения, внедрить дистанционные формы обучения и сетевые формы взаимодействия. А детям — принять участие во всероссийских и международных соревнованиях, предварительно «прокачав» свой проект в «Кванториуме».

Мобильные технопарки «Кванториум»

Еще один проект для детей из отдаленных территорий. Представляет собой некую передвижную платформу, своеобразный минитехнопарк на колесах. Мини, потому что в силу ограниченного кузовного пространства все оборудование в машину не помещается. Обучение в мобильных технопарках «Кванториум» проходит по четырем-пяти основным квантумам, в соответствии с федеральным стандартом.

Уникальность комплекса в его мобильности. Приезжая в отдаленные сельские территории, эта капсула открывает для юных исследователей широкий мир инженерно-технического творчества. Две недели ребята знакомятся с технологиями будущего, работают на современном высокотехнологичном оборудовании, изобретают и создают собственные проекты по естественнонаучным и инженерно-исследовательским направлениям. Ведь после трансформации кузова в салоне появляется 15 рабочих мест для занятий.

А что же дальше? После отъезда обучение переходит в дистанционный формат. По словам разработчиков, задача мобильных технопарков — не просто привезти и показать современные технологии, а зажечь интерес в детях. Дать понимание того, что даже живя в отдаленных городах и селах, но имея под рукой интернет, компьютер, телефон, можно программировать и создавать виртуальную реальность!

Через два-три месяца технопарк возвращается, и школьник под руководством наставников завершает проект. Тем более что в его распоряжении 3D принтеры, фрезерные и лазерные станки, паяльная и сборочная зоны. Практика показывает, что мобильные технопарки — это единственная возможность, на сегодняшний день, охватить научно-техническим творчеством большое количество детей при минимальных затратах.

Центры молодежного инновационного творчества «ЦМИТ»

Центр молодежного инновационного творчества, в отличие от предыдущих форматов, является открытой негосударственной площадкой дополнительного образования. Здесь дети обучаются различным направлениям инженерно-технического творчества, работают на цифровом оборудовании, приобретают навыки моделирования, 3D-прототипирования и 3D-программирования, разрабатывают проекты по робототехнике, электронике, промышленному дизайну и IT-технологиям.

Но приоритет работы ЦМИТ – в некоммерческом использовании оборудования, в умении воплощать свои инженерные идеи в функциональные прототипы. Соответственно, обучение детей и подростков проходит в формате хакатонов и конкурсов на разработку технических решений на базе кейсов предприятий и компаний. Как правило, над одним проектом работает целая команда школьников, студентов, представителей бизнеса и разработчиков инновационных технологий.

Однако это не все направления деятельности центров. ЦМИТы организуют и проводят мероприятия, направленные на развитие детского научно-технического творчества (конкурсы, выставки, семинары, круглые столы, мастер-классы, экскурсии). Участвуют в организации кружков, курсов, образовательных программ. Осуществляют техническую и производственную поддержку предпринимателей, разрабатывающих перспективные виды продукции и технологии, и даже выполняют различные работы на своем оборудовании по заказам физических и юридических лиц

И все для того, чтобы предоставить детям и подросткам бесплатный доступ к высокотехнологичному оборудованию для приобретения навыков, востребованных в ближайшем будущем.

Проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее»

Естественно, в нашем обзоре мы не смогли пройти мимо профориентации школьников, теми более, что в национальном проекте «Образование» ей отдается далеко не самое последнее место. «Билет в будущее» — масштабный профориентационный проект, рассчитанный на учеников 6-11 классов, в том числе на детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Программа знакомит ребят с миром профессий, дает возможность попробовать свои силы по ряду компетенций.

Как это работает? Сначала школа регистрирует участников (самостоятельная регистрация на проекте пока не предусмотрена), каждому выдается индивидуальный логин и пароль. Затем школьники проходят онлайн-диагностику, определяющую сферу профессиональных интересов, уровень знаний и компетенций, после которой программа предлагает посетить три профориентационных мероприятия.

Мероприятия погружают школьника в профессиональную индустрию, дают возможность понять, какая деятельность подходит ему больше всего. По результатам каждый участник получает индивидуальные рекомендации с информацией о кружках, курсах, развивающих занятиях, доступных в городе и максимально подходящих под увлечения, интересы и уровень его знаний.

Таким образом, «Билет в будущее» не дает ответа на вопрос «Кем быть?». А лишь предоставляет школьнику возможность выбора будущей профессии, возможность понять себя и определиться со своими интересами.

Интерактивная цифровая платформа «ПроеКТОриЯ»

Еще один проект для профориентации школьников, правда, на этот раз ориентирован больше на старшеклассников и авторов инженерных разработок. Представляет собой одновременно интернет-издание с информационно-образовательным контентом, игровую платформу с опросами, конкурсами, флешмобами и онлайн-площадку для работы над проектными задачами.

Основная цель «ПроеКТОриИ» — помочь школьнику сориентироваться в возможностях карьерного развития и осознанно подойти к выбору будущей профессии. На портале дети погружаются в решение реальных производственных задач (на минуточку) ведущих российских компаний. В числе партнеров: «Ростех», ОАО «РЖД», Росатом, «Ростелеком», Mail.Ru Group, «РОСКОСМОС», «Концерн ВКО, «Алмаз-Антей», Группа ЧТПЗ, Газпромнефть и т.д.

Школьники пробуют себя в роли инженеров-разработчиков, моушн-дизайнеров, нейролингвистов, сити-менеджеров, AR-аниматоров, BIM-инженер-проектировщиков, агроинженеров. В списке — более 700 профессий по направлениям: космические, информационные, аграрные, градостроительные, экологические, химические, креативные технологии, а также технологии материалов, энергии, здоровья, движения, спорта, медиа, культуры, управления, безопасности.

В реализации проектов ребятам помогают представители вузов — тьюторы портала. Известные педагоги и ученые консультируют каждую команду, сопровождая ее на всех этапах. В финале подключается бизнес. Представители компании оценивают проекты и выносят экспертное заключение, которое затем идет в личное портфолио школьника.

Таким образом, выигрывают все участники проекта. Предприятия и ВУЗы знакомятся с одаренными школьниками, с их проектами и решениями инженерных задач, чтобы выбрать потенциального сотрудника. Школьники получают шанс довести до совершенства навыки в инженерно-техническом творчестве и реализовать свой потенциал.

Центры профессиональной подготовки «ЦОПП»

Если «ПроеКТОриЯ» и «Билет в будущее» — проекты для школьников, то Центры опережающей профессиональной подготовки затрагивают абсолютно все слои населения. Это площадки, где собраны все региональные ресурсы по профориентации, ускоренному профобучению, подготовке и переподготовке кадров по перспективным и востребованным профессиям на уровне движения «WorldSkills». Такое единое окно для школьников, граждан и работодателей.

Школьники и педагоги здесь знакомятся с образовательными программами и находят оптимальный (по соотношению цена-качество) вариант обучения. Образовательные учреждения предлагают на площадке сервисы для родителей, студентов и работодателей по профнаправлениям, направляют специалистов для повышения квалификации и смотрят информацию о потребностях регионального рынка труда. Работодатели получают доступ к базам данных рабочих кадров и формируют запросы на разработку профпрограмм под свои индивидуальные запросы.

Логика разработки и запуска программы следующая: заказчик – техническое задание – разработка программы подготовки – подбор преподавателей – подбор площадок, обладающих материально-технической базой – организация профподготовки – итоговый демонстрационный экзамен – сдача работы заказчику.

Таким образом, ЦОППы представляют собой своеобразную сеть бизнес-центров, где разрабатываются и аккумулируются лучшие региональные программы профессиональной подготовки (весь цикл от заказа до выпуска специалиста занимает не больше года). И любой педагог, заинтересованный в аккредитации своих образовательных практик, может прийти в центр и предложить их для дальнейшего развития.

Подводя итог, отметим, что все программы национального проекта «Образование» нацелены на раннюю профориентацию школьников. Но только тех, кто в этом заинтересован. Проект не учитывает твердых середнячков, а тем более «трудных» и «проблемных» подростков. А ведь таких детей ничуть не меньше, чем одаренных или подающих надежды. Если не больше….

Источник