Doc развитие речи ребенка

Учитель-логопед Власова Л.В.

Развитие речи ребенка: от 0 до года.

Речь – важнейший фактор развития ребёнка. Речь служит не только основным средством общения людей, но и одновременно является основой мышления. К сожалению, по наблюдениям специалистов, число детей с отклонениями в развитии год от года не уменьшается, а растёт. Причина этого кроется или в неправильном воспитании, когда ребёнку уделяется недостаточно внимания, или в состоянии здоровья малыша. По данным статистики, абсолютно здоровых детей рождается от 10 до 20%; любая родовая травма, хроническое заболевание или слабая сопротивляемость организма могут повлиять на его развитие.

Родителей, конечно же, всегда беспокоит вопрос: правильно ли развивается их ребенок, не будет ли у него проблем в будущем, когда он пойдет в школу, не стоит ли обратиться за советом к специалистам, “пока еще не поздно”?

Позаботьтесь о развитии речи ребёнка ещё до его рождения.

Речь начинает формироваться задолго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность.

Сейчас есть возможность в период планирования беременности пройти обследование и определить вероятность генетических отклонений будущего малыша. Предупреждён – значит вооружён. В этом случае родители смогут более внимательно относиться к процессу развития ребёнка и, при необходимости, своевременно обратятся за помощью к специалисту.

В процессе формирования речи важную роль играет и то, как протекала беременность. Речь – высшая психическая функция, поэтому важен период внутриутробного развития ребёнка. Токсикоз, низкий уровень гемоглобина, проблемы с давлением, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, угроза выкидыша – всё это возможные причины задержки речи будущего ребёнка. В 15 недель он совершает хватательные движения, в 24 – начинает реагировать на звук. После 28 недель беременности мама постоянно ощущает движения малыша. В третьем триместре у ребёнка уже наблюдаются разные мимические движения – он морщится, улыбается, поднимает бровки. Если этого не происходит – можно диагностировать задержку психического развития и вероятные речевые проблемы в будущем. Доказано, что ребёнок чувствует настроение мамы, вместе с ней переживает все эмоции. Страх, огорчение, уныние плохо сказываются на формировании его психики. Поэтому женщина в период беременности должна получать только положительные эмоции. Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного развития детей: звукотерапия, прослушивание классической музыки. Ребёнок хорошо развивается, если родители до его появления на свет обращаются к нему, разговаривают, читают, напевают любимые мелодии.

Предречевой период – показатель того, как будет развиваться речь.

Первый крик ребёнка после рождения – важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития. Потом при осмотре новорождённого специалист обращает внимание на его лицо. Если оно анемично (неподвижно), это может быть связано с психическими нарушениями.

1-мес

Важная функция предречевого периода – грудное кормление. Мама должна обратить внимание, как ребёнок берёт грудь, активно ли сосёт молоко.

Ребенок в этом возрасте реагирует на громкий звук или речь взрослого; замедляет движения, вздрагивает, изменяется частота дыхания, поворачивает голову, прекращает сосание маминой груди. К концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

2-мес

Малыш фиксирует на маме взгляд, начинает улыбаться, причем, в 6 недель – это скорее будет своеобразное “ротовое внимание”, в 8 же недель – закономерная улыбка. Если этого не происходит – есть повод обратиться к врачу. В 2 месяца малыш пытается произносить короткие звуки – появляется гуканье, потом гуление (произносит гласные звуки).

3-мес

Гуление разнообразится, в произношении появляются согласные звуки Г,К,Н, гуление в ответ на речь взрослого. Наблюдается комплекс оживления при общении с взрослым. Гуканье, гуление возникает как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком.

4-месс

Появляется первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение с взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным. Развивается гуление: произношение цепочки звуков, гласные чередуются с согласными, гласные становятся более протяжными: а-а, о-о, а-га, а-ги, а-бу.

5- мес.

Ребенок реагирует на направление звука, “поет”, меняя интонацию голоса.

Если к 5-6 месяцам гуление не развивается и утихает, это свидетельствует о нарушениях, которые могут привести к речевым патологиям.

6-мес

К этому времени у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

Читайте также:  Д и фельдштейн развитие современного ребенка

7-мес

Малыш уже готов к игровой деятельности с взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

8-мес

Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи – лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а. Активно повторяет слоги за взрослыми, подражает голосу взрослого. Проявляет интонацию удовольствия и неудовольствия.

9-мес

Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в “ладушки”.

10 месяцев. На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 “лепетных слова” (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Голосом выражает свои потребности и эмоции. Развивается понимание речи, с помощью речи начинает строиться взаимодействие ребёнка с взрослыми.

11 месяцев. Использует уже как минимум 3 “лепетных слова”, понятных в конкретной ситуации. Это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» – каша, «ба» – банан, слова, состоящие из двух одинаковых слогов: мама, папа. Понимает обращённую к нему речь, может выполнить простые просьбы взрослых, сопровождаемые жестами.

12-мес

Запас лепетных слов от 3 до 20-30 в активной речи. 1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами (“поцелуй маму”, “где папа?”, “дай ручку”, “нельзя”).

К концу первого года жизни ребенок владеет примерно 10 словами, состоящими преимущественно из одинаковых слогов (мама, папа, баба, дядя); среди слов могут быть звукоподражательные (ав-ав, кс-с), так называемые облегченные слова, образцы которых дает ему взрослый (би-би – машина, бо-бо – больно). У некоторых детей обнаруживаются слова, составленные даже из разных слогов (Ната, Таня, Катя). Ряд гласных и согласных звуков к этому времени произносится довольно ясно (а, о, у, м, б, п, г, к). Одно и то же слово может относиться к разным предметам, если малыш «открыл» в них что-то общее. Так слово-звукосочетание ко может относиться и к кошке, и к одеялу, и к меховой шапке, т. е ко всему теплому и мягкому.

Малыш понимает значительное количество слов и выражений: имена близких людей, названия игрушек, предметов, нарисованных на картинках, некоторых действий. Основные достижения малыша в развитии активной самостоятельной речи приходятся уже на следующий, второй год его жизни, хотя иногда бывают и исключения.

Развитие каждого ребенка индивидуально, однако, помните: дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска, они должны быть обязательно консультированы детским неврологом, психоневрологом и логопедом.

Родители не всегда знают, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребёнка, или не замечают их. Для профилактики нужно посетить детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев и по необходимости получить консультацию логопеда.

Литература:

Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка.

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи

Развитие словарного запаса в первые годы жизни

Жукова О., Балобанова В. Самоучитель для родителей

Источник

Выступление на педагогическом совете «Развитие речи ребенка в игре»

Подготовила: Пугачева Оксана Владимировна

1 слайд

Советские психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования заложен чёткий принцип организации образовательного процесса, в основе которого лежит игра. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи.

2слайд

Известно, что ребенок овладевает речью за какие-нибудь два-три года. В год он произносит примерно 10 слов, в 2 года-300-400, а к трем годам в его активном словаре уже от 1500 слов и более. Осваивая речь, ребенок овладевает мощным средством развития сознания, мышления, общения, управления своим поведением. Дети учатся с помощью слова выражать свои желания и стремления, а также понимать других, договариваться.

Дети очень любят играть. И именно игровая деятельность является ведущей в развитии речи детей.

3 слайд

На родительском собрании обратила внимание родителей на недостаточно развитую речь у детей впервые пришедших в детский сад, помочь детям в развитии речи при помощи разной игровой деятельности. Для повышения знаний и информации для родителей по данной теме были оформлены: папки – передвижки «Увлекательные прогулки летом», «Осенние прогулки с малышом»; буклеты «В гости к нам пришла матрешка», «Носовые платочки для сына и дочки», «Советы для заботливых пап», «Рождественские каникулы с пользой», «Увлекательные игры на кухне», «пальчиковые игры для малышей»; ежемесячно меняется информация на стенде «Для вас родители»

Читайте также:  Подробное развитие ребенка во время беременности

4 слайд

Предметно – развивающая среда является необходимым условием развития личности ребенка и всех видов детской деятельности. В группе мы стараемся пополнять предметно – развивающую среду разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом. И родители нам помогают (куплен ковер, сконструировали стенд, кормушку для птиц, полку на веранде, приобретены дидактические игры, оформлен уголок безопасности, сделаны руками родителей и педагога игры: «Чудесный мешочек», «Солнышко», «Игры с прищепками», «Сухой бассейн для рук»; театральные маски, пальчиковый театр «Репка», дидактическая матрешка, светофор, книжки малышки по пдд, пб. по сказкам и стихам)

5 слайд

Изучив методическую литературу, я поняла, чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Поэтому в своей работе по развитию речевой активности детей раннего возраста я использую разные виды игр, передающие детям определённые знания и умения: сюжетно – отобразительные, дидактические, подвижные, пальчиковые, народные, музыкальные игры – забавы, где игровые действия заранее предусмотрены правилами игры.

Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика

С малышами работа над дыханием проводится только в игровой форме по подражанию. Работаем над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом. В своей работе я использую множество разных дыхательных упражнений в игровой форме: «Самолёт», «Часики», «Каша кипит», «Мыльные пузыри», «Султанчики» «Подуем на снежинку» и др Ежедневно проводим с детьми артикуляционную гимнастику, как в пассивной, так и в активной форме: «Улыбочка», «Вкусное варенье», «Заборчик», «Лошадка».

6 слайд

Большое значение подвижная игра имеет для умственного развития. В играх обогащается кругозор детей, уточняются, закрепляются имеющиеся у них знания, представления об окружающем, о свойствах предметов. Особенно ценно, что малыши не только уточняют, обогащают свои представления об окружающем, но и развивают воображение, речь, инициативу, сообразительность (действуют, изображая зайчика, медведя, мышку, самолет и т. д.) «Зайка», «Курочка и цыплята», «Лохматый пес», «У медведя во бору»

7 слайд

Пальчиковые игры стимулируют процесс речевого развития ребенка, С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух. Нравятся малышам пальчиковые игры, записанные с музыкальным сопровождением «Машина», «Вот маленькая мышка», «Маленькая Катя», «Коза рогатая», «Зайка», «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Капуста», «Паучок» и другие.

Так же в своей работе использую разнообразный материал для развития у детей мелкой моторики пальцев рук это и прищепки, массажные мячи, карандаши (для самомассажа кистей и пальцев рук ребенка). Например, играем с детьми в игры такие как: «Разноцветный мячик», «Покатай мячик в ладонях», «Я катаю свой орех, чтобы стал круглее всех» (катание мячика в ладонях) «Удержи мячик» (удерживать мячик двумя пальцами). Пока индивидуально начали массаж с помощью шариков – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

8 слайд

На музыкальных занятиях детям очень нравятся игры под музыку. Мы их запоминаем и повторяем в течение дня.

9 слайд

Игры со строительным материалом очень интересны и увлекательны для малышей, они также незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка.

Дети учатся устойчиво ставить кубики, кирпичики, играть с постройкой, понимать и произносить слова «кубик», «кирпичик», «поставить», «построить». Учимся с детьми делать «дорожку», «башенку», «скамейку для зайки», «кроватку для куклы». Учим детей называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились: кубик красный, кирпичик зеленый, домик получился маленький, а забор высокий и т. д. Таким образом, в играх со строительным материалом развивается речь детей, расширяется их словарный запас.

10 слайд

Образовательная деятельность

При обучении детей раннего возраста рисованию и лепке активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка при помощи различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональными комментариями, используя стихи, загадки и т. д.

Читайте также:  Витамины при задержке развития ребенка

11 слайд

Чрезвычайно важно как для накопления пассивного словарного запаса ребенка, так и для развития грамматически правильного строя речи совместное чтение детских книг и рассматривание иллюстраций. Читаем детям, показываем картинки, называем персонажей и их действия, побуждаем малышей повторять слова и показать книгу кукле.

12 слайд

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

• игры с предметами, игры забавы,

• настольно-печатные,

• словесные игры, игры потешки, хороводные игры.

Игры детей с предметами, например, игра «Сухой бассейн для рук». Эту игру мы оформляли вместе с родителями и детьми (собирали мелкие предметы и бочонки из-под киндеров, наполняли их гречневой крупой, обклеивали самоклейкой) дети поочереди ищут предмет, спрятанный среди бочонков, называют его.

13 слайд

«Чудесный мешочек», игры на магнитах «Чудесная корзинка» и «Запасливый ежик» взаимосвязаны. Сначала дети собирают в корзинку грибы, яблоки, осенние листья, затем дарят их ежику.

14 слайд

«Мозаика», «Собери пирамидку», развивающие кубики

15 слайд

Игры-забавы: «Собери матрешку», юла, игра с магнитами «Укрась елочку», кукольный театр

16 слайд

Настольно – печатные игры: «Собери картинку», «Подарки для матрешки», «Собери светофор», «Мойдодыр», «Большой – маленький», «Чей малыш», «Найди пару», развивающие кубики и другие активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

17 слайд

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями переключаем внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки:

Петушок, петушок золотой гребешок… или: Киска, киска, киска брысь

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. При умывании: Водичка – водичка умой моё личико, при причёсывании: Расти, коса, до пояса

Наши дети очень любят хороводные игры. С удовольствием играют в такие игры, как «Карусели», «Раздувайся пузырь», «Каравай». Атмосфера радости, веселья, смена простых движений и их направления, повторяющиеся слова стихотворений, приятные телесные ощущения – все это располагает детей к продолжению общения, обогащает их коммуникативный опыт.

18 слайд

Игры драматизации: дети инсценируют стихи и потешки.

Сюжетно – отобразительные игры. В своих играх дети подражают маме, помощнику воспитателя, врачу, шоферу, парикмахеру, лишь копируя отдельные действия; так, например, гладят белье, собирают игрушки для мытья, одевают куклу, причесывают друга и т. д.

Это, в основном, ряд игр с куклой: «Кукла Маша обедает», «Покатаем куклу Машу», «Оденем Ваню на прогулку». Во многих из этих игр содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Дети, действуя в воображаемой ситуации, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный речевой материал.

19 слайд

«Здравствуй, кукла Катя», «Кукла заболела»

20 слайд

«Угостим куклу», «Погладим для куклы», «Помощники»

Игра «У меня зазвонил телефон» стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Обратила внимание детей на игрушечный телефон, позвонив доктору Айболиту, приглашая его в гости. Очень рада, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, говорит, что со мной хочет поговорить его мама (папа, бабушка).

21 слайд

На прогулке продолжаем играть «Рыбалка» (спрашиваю детей: какую рыбку поймал, «Кукла гуляет» (коляска одна, гулять с дочкой многие хотят, чтобы не ссориться предлагаю детям роли: мамы и бабушки, мамы и папы); «Ремонт машины» (опять задаю детям наводящие вопросы, побуждая присоединиться к ремонту других детей); «Отправимся в путешествие» (во время прогулки предлагаю детям отправиться в путешествие, предлагаю выбор: на поезде, корабле, на машине, обыгрываем ситуацию). Дети во время игр общаются друг с другом и с воспитателем.

22 слайд

Игры с песком с самого детства дети сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность, создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.

23 слайд

Вывод: Таким образом, развитие речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах игровой деятельности.

Источник