Дневник наблюдения за речевым развитием ребенка

Показатели речевого развития

Время появления

в норме

Достижения

Вашего малыша

(время появления)

Ваши

наблюдения

Слуховое сосредоточение на речевые звуки

1 мес.

Улыбка при общении со знакомыми людьми, первые звуки

2 мес.

Появление гуления

Улыбается, когда слышит своё имя или просто ласковый голос.

3 мес.

Комплекс оживления

3 мес.

Смех при общении со взрослыми

Поворачивается, услышав , что его зовут.

Гулит- «гхы», «ыхы», «гы». Разговаривает таким образом с мамой, если она ему подражает.

4 мес.

Появление «свирели» (певучего гуления)

Услышав звук, поворачивается и ищет его источник.

5 мес.

     Появление лепета.

Прекращает действия, когда слышит своё имя.

6 мес.

Начало подражаниям действиям взрослых

Понимает, когда его ругают.

6 мес.

Появления и развитие модулированного лепета. Прекращает то, чем занимается, когда ему говорят «нельзя».

8 мес.

Развитие подражательных движений(«Ладушки»).

Реагирует на слова «Иди ко мне», протягивая ручки.

Подражает покашливанию, мычанию, цоканью.

9 мес.

Начало понимания речи.

Чётко произносит одно слово (чаще всего «мама»)

Понимает, когда с ним прощаются.

10 мес.

Первые лепетные слова с соотнесением.

Понимает названия знакомых предметов.

Интересуется фотографиями.

10-11 мес.

Понимание простой инструкции, дополняемой жестами, пять- шесть лепетных слов

11-12 мес.

.

Вас должно насторожить, если в 1 месяц:

  1. Отсутствует зрительное сосредоточение. Не следит глазками за движением яркой или звучащей игрушки справа-налево.
  2. Крик пронзительный или очень тихий, в виде всхлипывания или вскрикивания, обычно на вдохе.
  3. Не реагирует на голос взрослого (хаотичные движения руками и ногами или замирает).

2 месяца

1.Плохо реагирует на обращение к нему.

2.Не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону

3.Недостаточная выразительность интонации при агуканьи.

4.Не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним.

3 месяца

1.Не поворачивается в поисках источника звука.

2.Отсутствует начальное гуление

3.Не тянется полу открытой ручкой к красному предмету.

4. Не улыбается, когда к нему обращается взрослый.

4 месяца.

1.Не улыбается, когда вы с ним разговариваете.

2.Не реагирует на перемену  интонации вашего голоса.

3.Не оборачивается, не поднимает голову в поисках звука.

5 месяцев.

1.Не может отличить доброжелательный и недовольный тон.

2. К концу пятого месяца ребёнок не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба)

3.Не пытается отыскивать глазами людей, которых ему называют (где папа).

6 месяцев.

1.Ребёнок не отличает мать от других женщин

2.Не даёт ориентировочной или отрицательной реакции на новое лицо.

3.Лепет отсутствует или малоактивные, без интонации; в нём нет звуков П Б М

4.Не может ухватить кубик .

7 месяцев.

1.Не может стучать кубиком по столу.

2.Не пытается контактировать со взрослыми с помощью звуков.

3.Отсутствует готовность к совместной игровой деятельности со взрослыми.

8 месяцев.

1.Для привлечения внимания использует только плач.

2.Не оборачивается, когда к нему обращаются или зовут.

3.Отсутствуют подражательные игровые действия –«Ладушки», «Сорока-ворона»

4.Обильное слюнотечение, высовывает язык.

5.Не может удержать между большим и указательным пальцем пуговицу.      

9 месяцев.

1.Не может повторить за взрослым 8 различных звукосочетаний и слогов.

2.Не может стучать кубиками друг о друга.

3.Не пугается и не стесняется чужих людей.

4. Не пытается самостоятельно пить из чашки и сдёргивать шапочку с головы.

10 месяцев.

1.Не машет головой в знак отрицания или рукой при прощании.

2.Не повторяет или не имитирует такое действие , которое вызывает смех у окружающих.

11  месяцев.

      1.  Не поддерживает чашку при питье или не может самостоятельно есть   сухарь.

     2. Реакция на нового человека, на незнакомое неадекватная.

12 месяцев

  1. Не прислушивается к музыке, не проявляет интерес к автомашинам

     Не может произнести осмысленно слова – дай, мама, ляля, на, джж-  машина, кхх-кошка, гав- собака.

  1. поведение ребенка не регулируется словами, малыш не откликается на предложение взрослых- закрой шкаф, сними шапку и т.д.
  2. не может удержать одной рукой 2 кубика маленьких или подать игрушку взрослому.
  3. обильное слюнотечение, часто открыт рот, язык лежит на нижней губе.

Дневник наблюдений

за речевым развитием

вашего крохи

Показатели речевого развития

Время появления

в норме

Достижения

Вашего малыша

(время появления)

Ваши

наблюдения

Слуховое сосредоточение на речевые звуки

1 мес.

Улыбка при общении со знакомыми людьми, первые звуки

2 мес.

Появление гуления

Улыбается, когда слышит своё имя или просто ласковый голос.

3 мес.

Комплекс оживления

3 мес.

Смех при общении со взрослыми

Поворачивается, услышав , что его зовут.

Гулит- «гхы», «ыхы», «гы». Разговаривает таким образом с мамой, если она ему подражает.

4 мес.

Появление «свирели» (певучего гуления)

Услышав звук, поворачивается и ищет его источник.

5 мес.

     Появление лепета.

Прекращает действия, когда слышит своё имя.

6 мес.

Начало подражаниям действиям взрослых

Понимает, когда его ругают.

6 мес.

Появления и развитие модулированного лепета. Прекращает то, чем занимается, когда ему говорят «нельзя».

8 мес.

Развитие подражательных движений(«Ладушки»).

Реагирует на слова «Иди ко мне», протягивая ручки.

Подражает покашливанию, мычанию, цоканью.

9 мес.

Начало понимания речи.

Чётко произносит одно слово (чаще всего «мама»)

Понимает, когда с ним прощаются.

10 мес.

Вас должно насторожить, если в 1 месяц:

  1. Отсутствует зрительное сосредоточение. Не следит глазками за движением яркой или звучащей игрушки справа-налево.
  2. Крик пронзительный или очень тихий, в виде всхлипывания или вскрикивания, обычно на вдохе.
  3. Не реагирует на голос взрослого (хаотичные движения руками и ногами или замирает).

2 месяца

1.Плохо реагирует на обращение к нему.

2.Не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону

3.Недостаточная выразительность интонации при агуканьи.

4.Не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним.

3 месяца

1.Не поворачивается в поисках источника звука.

2.Отсутствует начальное гуление

3.Не тянется полу открытой ручкой к красному предмету.

4. Не улыбается, когда к нему обращается взрослый.

4 месяца.

1.Не улыбается, когда вы с ним разговариваете.

2.Не реагирует на перемену  интонации вашего голоса.

3.Не оборачивается, не поднимает голову в поисках звука.

5 месяцев.

1.Не может отличить доброжелательный и недовольный тон.

2. К концу пятого месяца ребёнок не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба)

3.Не пытается отыскивать глазами людей, которых ему называют (где папа).

6 месяцев.

1.Ребёнок не отличает мать от других женщин

2.Не даёт ориентировочной или отрицательной реакции на новое лицо.

3.Лепет отсутствует или малоактивные, без интонации; в нём нет звуков П Б М

4.Не может ухватить кубик .

7 месяцев.

1.Не может стучать кубиком по столу.

2.Не пытается контактировать со взрослыми с помощью звуков.

3.Отсутствует готовность к совместной игровой деятельности со взрослыми.

8 месяцев.

1.Для привлечения внимания использует только плач.

2.Не оборачивается, когда к нему обращаются или зовут.

3.Отсутствуют подражательные игровые действия –«Ладушки», «Сорока-ворона»

4.Обильное слюнотечение, высовывает язык.

5.Не может удержать между большим и указательным пальцем пуговицу.      

9 месяцев.

1.Не может повторить за взрослым 8 различных звукосочетаний и слогов.

2.Не может стучать кубиками друг о друга.

3.Не пугается и не стесняется чужих людей.

4. Не пытается самостоятельно пить из чашки и сдёргивать шапочку с головы.

10 месяцев.

1.Не машет головой в знак отрицания или рукой при прощании.

2.Не повторяет или не имитирует такое действие , которое вызывает смех у окружающих.

11  месяцев.

      1.  Не поддерживает чашку при питье или не может самостоятельно есть   сухарь.

     2. Реакция на нового человека, на незнакомое неадекватная.

12 месяцев

  1. Не прислушивается к музыке, не проявляет интерес к автомашинам

     Не может произнести осмысленно слова – дай, мама, ляля, на, джж-  машина, кхх-кошка, гав- собака.

  1. поведение ребенка не регулируется словами, малыш не откликается на предложение взрослых- закрой шкаф, сними шапку и т.д.
  2. не может удержать одной рукой 2 кубика маленьких или подать игрушку взрослому.
  3. обильное слюнотечение, часто открыт рот, язык лежит на нижней губе.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Источник

Показатели речевого развития

Время появления

в норме

Достижения

Вашего малыша

(время появления)

Ваши

наблюдения

Слуховое сосредоточение на речевые звуки

1 мес.

Улыбка при общении со знакомыми людьми, первые звуки

2 мес.

Появление гуления

3 мес.

Комплекс оживления

3 мес.

Смех при общении со взрослыми

4 мес.

Появление «свирели» (певучего гуления)

5 мес.

Лепет

6 мес.

Начало подражаниям действиям взрослых

6 мес.

Появления и развитие модулированного лепета

8 мес.

Развитие подражательных движений(«Ладушки»)

9 мес.

Начало понимания речи

10 мес.

Первые лепетные слова с соотнесением

10-11 мес.

Понимание простой инструкции, дополняемой жестами, пять- шесть лепетных слов

11-12 мес.

Дневник наблюдений за речевым развитием нашего малыша.

Вас должно насторожить, если в 1 месяц:

  1. Отсутствует зрительное сосредоточение.
  2. Крик пронзительный или очень тихий, в виде всхлипывания или вскрикивания, обычно на вдохе.
  3. Не реагирует на голос взрослого (хаотичные движения руками и ногами или замирает).

2 месяца

1.Плохо реагирует на обращение к нему.

2.Не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону

3.Недостаточная выразительность интонации при гуканьи

3 месяца

1.Не поворачивается в поисках источника звука.

2.Отсутствует начальное гуление

3.Не тянется полу открытой ручкой к красному предмету.

4 месяца.

1.Не улыбается, когда вы с ним разговариваете.

2.Не реагирует на перемену  интонации вашего голоса.

3.Не оборачивается, не поднимает голову в поисках звука.

5 месяцев.

1.Не может отличить доброжелательный и недовольный тон.

2. К концу пятого месяца ребёнок не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба)

3.Не пытается отыскивать глазами людей, которых ему называют (где папа).

6 месяцев.

1.Ребёнок не отличает мать от других женщин

2.Не даёт ориентировочной или отрицательной реакции на новое лицо.

3.Лепет отсутствует или малоактивные, без интонации; в нём нет звуков П Б М

4.Не может ухватить кубик

7 месяцев.

1.Не может стучать кубиком по столу.

2.Не пытается контактировать со взрослыми с помощью звуков.

3.Отсутствует готовность к совместной игровой деятельности со взрослыми.

8 месяцев.

1.Для привлечения внимания использует только плач.

2.Не оборачивается, когда к нему обращаются или зовут

3.Отсутствуют подражательные игровые действия –Ладушки, Сорока-ворона

4.Обильное слюнотечение, высовывает язык.

5.Не может удержать между большим и указательным пальцем пуговицу.      

9 месяцев.

1.Не может повторить за взрослым 8 различных звукосочетаний и слогов.

2.Не может стучать кубиками друг о друга.

3.Не пугается и не стесняется чужих людей.

10 месяцев.

1.Не машет головой в знак отрицания или рукой при прощании.

2.Не повторяет или не имитирует такое действие , которое вызывает смех у окружающих.

11  месяцев.

      1.  Не поддерживает чашку при питье или не может самостоятельно есть   сухарь.

     2. Реакция на нового человека, на незнакомое неадекватная.

12 месяцев

  1. Не прислушивается к музыке, не проявляет интерес к автомашинам

     Не может произнести осмысленно слова – дай, мама, ляля, на, джж-  машина, кхх-кошка, гав- собака.

  1. поведение ребенка не регулируется словами, малыш не откликается на предложение взрослых- закрой шкаф, сними шапку и т.д.
  2. не может удержать одной рукой 2 кубика маленьких или подать игрушку взрослому.
  3. обильное слюнотечение, часто открыт рот, язык лежит на нижней губе.

Речевое развитие  ребенка после года

Показатели речевого развития

Время появления

В норме

Достижения вашего малыша

(время появления)

Предложение из двух слов-корней .

1 год 3 мес.

Активный словарь достигает 50 слов.

1 год 6 мес.

Множественное число существительных.

1 год 8 мес.

Предложения из трёх слов, употребление винительного падежа существительных .

1 год 10 мес.

Активный словарь состоит из 200-400 слов.

2 года

Произнесение твёрдых согласных звуков [т], [д], [т]

2 года

Вас должно насторожить, если

  1. Отсутствует речь в 2 года при сохранном слухе.
  2. Ребенок в 2.5 года не говорит

Речевое развитие ребенка после 2-х лет

Показатели речевого развития

Время появления

В норме

Достижения вашего малыша

(время появления)

Употребляет местоимение «я».

2 года 3 мес.

Адекватно использует названия цветов.

2 года 6 мес.

Согласует имена прилагательных с существительными в роде(кроме среднего рода) .

К 3 годам

Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде .

К 3 годам

Активно пользуется предложно-падежными конструкциями.

С 2 лет 1 мес.

Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи.

К 3 годам

Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи.

2 года 3 месяца

Произносит твёрдые звуки [с], [з], [ц].

С 2 лет 1 мес.

Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.

К 3 годам

Начинает подбирать рифмы к словам.

К 3 годам

Вас должно насторожить,

1.Отсутствие фразовой речи или резко аграмматичная фраза при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

2.На фоне ускоренного развития речи и высокого интеллекта наблюдается нарушение плавности речи из-за судорог в артикуляционном или дыхательном отделах речевого аппарата («заикание развития»). Возможной причиной является излишняя стимуляция речи, переизбыток речевой активности, приведший к перегрузке и как следствие, к заиканию.

Показатели речевого развития

Время появления

В норме

Достижения вашего малыша

(время появления)

Употребляет в активной речи слова- названия частей предметов.

3 года 6 мес.

Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами.

С 3 лет

Использует в речи приставочные глаголы.

3 года 1 мес.

Появляется словотворчество.

С 3 лет

Различает слова, отличающиеся одной фонемой(типа «жук»-«лук»).

К 4 годам

Произносит звуки [ш] [ж] [щ] [ч] [л] [р].

К 4 годам

Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи.

К 4 годам

Может пересказать знакомую сказку близко к тексту.

К 4 годам

Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки.

К 4 годам

 Звукопроизношение далеко от нормы. В речи множественные замены: вместо шипящих произносятся свистящие([ш]-[с],  [ж] – [з],  [щ] – [с]); звук «р» заменяется на [л], [л’] или [й]. Кроме этого, возможны замены твёрдых согласных соответствующими мягкими. Речь звучит как у двухлетних.

Искажённое  произношение отдельных согласных звуков: [р] горловое; [р], произносимое без вибрации кончика языка,- одноударное; [л] двугубное, похожее на английское w ;  свистящие звуки [с]  [з]  [ц], произносимые между зубами- межзубные.

Показатели речевого развития

Время появления

В норме

Достижения вашего малыша

(время появления)

Использует родовые названия предметов.

4 года 6 мес.

Пользуется суффиксами, образующими названия профессий.

4 года 6 мес.

Может подобрать к словам  антонимы.

К 5 годам

Продолжается словотворчество.

В течение дошкольного возраста

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа «рак»-«лак»).

4 года 6 мес.

Определяет наличие звука в слове.

4 года 6 мес.

Находит место звука в слове по трём позициям (начало, середина, конец).

К 5 годам

Может составить рассказ по картинке или серии картинок.

К 5 годам

Начало формирования внутренней(планирующей) речи.

К 5 годам

Звукопроизношение полностью соответствует норме.

С 4 лет 6 мес.

Неразвитая речь, низкая речевая активность, отсутствие любознательности, бедный словарный запас- такие проявления речевого недоразвития характерны для тяжёлых речевых нарушений.

Источник

Дневник наблюдения логопеда

Дата заполнения____________        200  г. Ф.И. ребёнка_______________________________________________

За время пребывания в группе произошли следующие изменения в речи:

1.В результате работы над развитием артикуляционных умений и навыков отмечается положительная динамика (нужное подчеркнуть): объём движений  – полный, неполный: точность движений  – недостаточно точные, точные; переключаемость с одного движения на другое – плохая, хорошая; другие особенности тремор, саливация, синкинезии.

2.        Звукопроизношение:

Артикуляционный аппарат подготовлен к постановке звуков: _______________________________________

Поставлены и находятся на этапе автоматизации на уровне слога/слова/словосочетания/предложения

следующие звуки:_____________________________________________________________________________

  1. Фонематическое восприятие – грубо нарушено, нарушено, затруднено, сформировано.
    Ведется работа над дифференциацией следующих фонетических групп:

_____________________________________________________________________________________________Анализ – обратных слогов, прямых слогов, 3 звуковых слогов_______________________________________

Синтез – обратных слогов, отставленных звуков, из предъявленных звуков___________________________

Представления  – справляется с подбором слов с заданным звуком, с заданным местом звука в слове, с

заданным количеством звуков/слогов.

  1. Просодическая сторона речи: темп – нормальный, тахилалия, брадилалия; ритм – нормальный, полтерн,
    заикание (легкой, средней, тяжелой степени выраженности);

 интонация-повествовательная, вопросительная, побудительная.

  1. Воспроизведение: звуковой структуры слова – выраженная звуковая элизия, грубо нарушено, нарушено,
    затруднено, сформировано; слоговой структуры слова – аппроксимация, грубо нарушено, нарушено, затруднено, сформировано.
  1. Словарный запас- увеличился незначительно, увеличился, существенно увеличился – за счет
    номинативных слов, местоимений, имен прилагательных, числительных (количественных, порядковых),
    наречий/категории состояния, антонимов (прилагательные, наречия/категории состояния, глаголы,
    существительные), синонимов (прилагательные, глаголы).
  2. Словоизменение: по числам, по падежам – динамика отсутствует, усвоено (частично, слабо, полностью).
    Словообразование: Имён существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами__________________________________________________________________________________

Увеличительными суффиксами____________________________________________________________________

Приставочных глаголов        возвратных глаголов ______________________________

Относительных прилаг-х        притяжательных прилаг-х_______________________________

Сравнительной степени прилагательных__________________________________________________________

Наречий/категории состояния __________________________________________________________________

8.        Грамматика: усвоено (частично, слабо, полностью)- категория рода имен существительных (мужской,
женский, средний), согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падежах___________________, согласование существительных с числительными 2 и 5_________________, неизменяемые существительные_________________________________________________________________.

9.        Синтаксис: усвоены (частично, слабо, полностью) следующие синтаксические конструкции:
словосочетания, ПП (пропуск предикат), ПРП (пропуск предикат/второстепенных членов П, аграмматизмы),
ССП (использование союзов И, А, ДА), СПП (подчинительная часть) норма/искажено.

10.        Связанная речь: диалогическая речь___________________________________________________________,

монологическая речь: составление пересказа (по серии сюжетных картин, по сюжетной картинке)_____________________________________________________________________________________

составление рассказа (по образцу, по плану, по представлению)______________________________________.

11.        Психомоторное развитие имеет следующие особенности:

зрительная память – медленное запоминание, быстрое забывание, нарушены процессы припоминания.

слабая, ниже возрастной нормы, в пределах возрастной нормы;

слуховая память – медленное запоминание, быстрое забывание, нарушены процессы припоминания, слабая.

ниже возрастной нормы, в пределах возрастной нормы;

зрительное внимание – неустойчивое, устойчивое; слуховое внимание – неустойчивое, устойчивое; переключаемость – плохая, хорошая; наблюдается истощаемость;

уровень развития мышления – предметно-действенный, наглядно-образный, словесно-логический;

представление об окружающем: форма – не сформировано, сформировано в пределах возрастной нормы;

цвет – не сформировано, сформировано в пределах возрастной нормы; величина – не сформировано, сформировано, в пределах возрастной нормы;

общая моторика – грубо нарушена, нарушена, моторная неловкость, ниже возрастной нормы, сформирована в пределах возрастной нормы; мелкая моторика – грубо нарушена, нарушена, ниже возрастной нормы, сформирована, в пределах возрастной нормы;

зрительно-пространственный гнозис и праксис – не развиты, развиты, сформировано.

Источник