Для родителей интеллектуальное развитие ребенка

Консультация для родителей

«Интеллектуальное развитие дошкольников»

Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Такую способность можно ускорить, замедлить или приостановить. Очень большое влияние на формирование интеллектуальных способностей оказывают условия семейного воспитания. Интеллектуальное развитие малышей дошкольного возраста – это очень важный процесс, требующий от родителей ответственности и образованности.

Все родители заинтересованы в непрерывном интеллектуальном развитии своих детей. Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению.

Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. Они в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Существует множество способов развития интеллекта у малышей, которые можно применять в обучении с раннего возраста. Интеллект ребенка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей действительности.

Интеллект охватывает все стороны деятельности человека: умственную, эмоциональную и физическую. Интеллект у детей очень важно развивать для успешного обучения, а также возможности делать то, что не умеют делать другие. Поэтому развитием интеллекта ребенка необходимо заниматься с раннего возраста. Уровень интеллекта проявляется в мыслительных процессах ребенка. Мышление очень тесно связано с уровнем физической активности малыша. Никогда не ограничивайте двигательную активность детей. Помните, что запреты и ограничения значительно тормозят мыслительные процессы в головном мозге ребенка.

От чего зависит интеллектуальное развитие?

  1. От наследственности, которую ребенок получает вместе в генами родителей;
  2. От образа жизни мамы в период беременности;
  3. От условий жизни ребенка: питания, общительности, достаточного количества двигательной и познавательной активности;
  4. От количества детей в семье. Дети из многодетной семьи намного лучше приспосабливаются к жизни в обществе;
  5. От социального статуса семьи;
  6. От характера и темперамента ребенка;
  7. От качеств личности родителей.

Когда начинать развивать интеллект ребенка?

Ребенок начинает развиваться с первых дней жизни. Но наиболее интенсивно происходит развитие его интеллекта с 2 до 8 лет, поскольку в этот период мозг ребенка наиболее восприимчив и способен к развитию. С двух лет можно применять логические игры для детей, начинать обучение ребенка чтению для развития мышления и расширения запаса слов.

Условия для развития интеллекта:

  • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
  • Отсутствие принуждения. Интеллектуальная деятельность должна нравиться ребенку и носить только добровольный характер;
  • Развивающая деятельность должна быть доступной для ребенка и соответствовать его возрасту.

Стадии интеллектуального развития:

1. Конец первого и начало второго года жизни. В это время малыши изучают окружающий мир с помощью тактильных анализаторов (они стремятся все потрогать);

2. От 4 до 6 лет – этап становления наглядно-образного мышления;

3. Школьный возраст характеризуется интенсивным развитием словесно-логического мышления.

Каждый предыдущий этап интеллектуального развития является фундаментом для последующего этапа. Родителям необходимо принимать активное участие в развитии интеллектуальных способностей на каждом этапе развития своего ребенка.

Способы развития интеллекта:

  1. Использование развивающих игр. Для этих целей отлично подойдут шахматы, шашки, головоломки, настольные игры, которые призваны развивать интеллект и мышление у детей;
  2. Различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование. Они прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление;
  3. Компьютерные игры для развития логического мышления и интеллекта;
  4. Математика и точные науки;
  5. Чтение;
  6. Изучение иностранных языков;
  7. Чтение энциклопедий, справочников, просмотр образовательных фильмов и передач, посещение познавательных сайтов и мероприятий;
  8. Использование вопросов как метода стимулирования умственных способностей малыша;
  9. Всестороннее и гармоничное развитие интеллекта.

Дошкольники окружающий мир познают в привычной для взрослых повседневной жизни в процессе общения со старшими или сверстниками, игр, труда, какой-либо деятельности. Поэтому основной задачей родителей является заметное улучшение качества прогулок на свежем воздухе, игр, занятий с малышами.

Важно оценить значимость каждой минуты общения родителей с ребенком. Ведь таким образом происходит активное развитие мышления и речи, расширение знаний об окружающей среде. Организовывайте с детьми разнообразные игры, направленные на развитие памяти, речи, наблюдательности и внимания. Развитие интеллектуальных способностей малыша должно происходить целенаправленно и систематически.

Обязательно во всех видах деятельности учитывайте его возрастные и индивидуальные особенности. Если кроха посещает детский сад или центр раннего развития, родители должны приобретенные знания использовать и в повседневной жизни, а не только на занятиях. Именно родители должны рассмотреть в своем малыше ценные задатки, с которыми он родился и стараться максимально их развивать.

Наиболее эффективные приемы развития интеллекта дошкольников:

  1. Поддержка проявления любознательности ребенка;
  2. Создание условий для изучения различных материалов (песка, пластилина, глины, крупы, бобов) и инструментов с первого года жизни;
  3. Вовлечение малышей в повседневные будничные дела;
  4. Проведение разнообразных развивающих занятий с использованием карточек, пазлов, книг;
  5. Организация увлекательного и познавательного досуга малыша. Посещайте с детьми цирк, кукольные театры, музеи, ходите на стадион, рыбалку, в гости;
  6. Расширяйте круг общения детей;
  7. Общайтесь с малышом на равных, как со взрослым человеком;
  8. Соблюдайте следующие условия: здоровое питание, свежий воздух, хороший психологический климат в семье;
  9. Поддерживайте и прививайте малышу любовь к чтению.

Дети очень любознательны, поэтому родители должны направить их энергию и желание познавать окружающий мир в нужное русло.

Как определить уровень интеллекта ребенка?

Для определения интеллекта ребенка существуют специальные тесты, которые дают достоверную информацию о том, опережает, отстает или соответствует норме интеллект вашего ребенка.

Задания для оценки интеллекта ребенка:

1. «Давай вырежем такую же фигурку». Ребенку необходимо вырезать фигурку, которая изображена на бумаге;

2. «Кому чего не хватает». Ребенку демонстрируют предметные картинки, на которых не хватает какой-то детали. Малыш подбирает картинку, на которой изображена недостающая деталь;

3. «Что здесь лишнее?». Предназначено для детей 4-5 лет. Им показывают картинку, на которой изображено несколько предметов, в чем-то похожих по содержанию. Но среди них имеется один предмет, который не подходит. Нужно его назвать.

Советы родителям по развитию интеллекта ребенка:

  1. Используйте игры для развития интеллекта ребенка;
  2. Предлагайте ребенку “полезные” игрушки, стимулирующие мыслительную деятельность.
  3. Изготовляйте игрушки самостоятельно вместе с ребенком;
  4. Используйте многофункциональные игрушки;
  5. Не перегружайте ребенка;
  6. Проводить занятия с ребенком только в игровой форме;
  7. Решайте совместно с ребенком интеллектуальные задачи. Не оставляйте малыша одного наедине с трудностями, всегда старайтесь прийти на помощь;
  8. Подбирая ребенку детский сад, обращайте внимание на отношение педагогов к детям: добры ли они, создают ли условия для развития их интеллекта;
  9. Развивайте творческие способности ребенка, хвалите их за различные поделки и рисунки;
  10. Создайте в семье доверительные отношения, поддерживайте друг друга, всесторонне развивайте ребенка, проводите время вместе с пользой;
  11. Формируйте у ребенка удовольствие и радость от процесса развития и обучения.

Развивайте малышей гармонично. Занимайтесь вместе с ребенком. Пусть занятия будут нескучными и полезными!

Источник

Как вырастить умного и счастливого ребенка? Родители, как правило, обеспокоены развитием своих детей, особенно когда это имеет отношение к их интеллектуальному развитию. Мы все хотим, чтобы наши дети были умными, но мало кто знает, как содействовать этому. В этом статье психолог CogniFit (“КогниФит”) Андреа Гарсия Сердан поделится с вами рядом советов, которые помогут вам вырастить умного ребенка.

Читайте также:  Уктус школа развития ребенка

Высокий уровень интеллекта является очень привлекательным качеством. Кажется, что люди с развитым интеллектом становятся более успешными в жизни. Хотя это далеко не всегда так. Успех складывается также из многих других составляющих. Но бесспорно, что интеллект нам во многом помогает. Что мы можем сделать, чтобы содействовать развитию интеллекта наших детей?

Что такое интеллект?

Интеллект можно определить как способность адаптироваться к окружающей среде и эффективно решать проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Это способность нашего разума, которая реализуется в наших рассуждениях, в процессе обучения и восприятии связей между вещами.

Так или иначе, интеллект является гарантией выживания. Человеческий род мог бы прекратить свое существование, если бы не был наделен интеллектом.

Интеллект – это противоречивое понятие, и существует много теорий, которые пытаются дать ему объяснение. Первоначально считалось, что существует общий фактор, объясняющий формирование основного интеллекта (G-фактор). В эту эпоху ученые говорили, что «интеллект это то, что измеряется тестами на уровень интеллекта». Это тавтологическое определение не дает нам никакой новой информации, и ясно дает понять, что интеллект долгое время оставался мало изученной темой.

Но с течением времени психологи установили, что интеллект представляет собой гораздо более сложное явление, чем описанное ранее, и не может быть определен на основе такого упрощенного подхода. Некоторые психологи разделили интеллект на категории. Одной из наиболее известных теорий является Теория множественного интеллекта американского психолога Говарда Гарднера. По мнению Гарднера, существует 7 типов интеллекта: музыкальный, логико-математический, лингвистический, пространственный, межличностный, внутриличностный и телесно-кинестетический.

Советы, которые помогут вам вырастить умного ребенка

1. Следите за питанием вашего ребенка

Как вырастить умного ребенка? Развитие ребенка начинается в утробе матери. Это место, где гены и маточная среда под влиянием поведения матери предопределяют последующее развитие малыша, как физическое, так и психическое и когнитивное.

Согласно исследованиям, питание матери во время беременности влияет на умственное развитие ребенка. Кроме того, кормление ребенка грудным молоком является лучшей гарантией правильного физического и умственного развития. По мнению ученых, грудное вскармливание на самом деле повышает уровень интеллекта вашего ребенка.

Кроме того было установлено, что недостаточное питание на протяжении первых лет жизни ребенка приводит к снижению уровня интеллекта и провоцирует агрессивное и антисоциальное поведение. Поэтому так важно с самого начала заботиться о мозге ребенка.

2. Поощряйте физическую активность

Физическая активность – это ключевая рекомендация для развития интеллекта ребенка. Научно доказано, что физические упражнения стимулируют когнитивное развитие. В частности, исследования Университета Гриффита продемонстрировали, что те дети, которые учатся плавать в раннем возрасте, приобретают раньше других широкий спектр навыков. Они не только быстрее осваивают основы физического развития (научиться ходить, контролировать мочеиспускание и т.д. …), но и показывают более высокие баллы, выполняя зрительно-моторные тесты, такие как вырезание из бумаги, раскрашивание, рисование линий и геометрических фигур, и много других тестов, связанных с математическими способностями. Кроме того, их речевые способности были намного лучше развиты.

3. Устройте ребенка в детский сад

Родители, которые регулярно отводят своих детей в детский сад, способствуют их интеллектуальному развитию. Ранний контакт с окружающей средой, которая стимулирует развитие речевых навыков ребенка, благоприятствует общению с другими детьми, повышает уровень коммуникабельности и поощряет его независимость, что в конечном итоге оказывает положительное влияние на его последующую производительность и интеллект.

4. Убедите ребенка посещать уроки музыки

Довольно много исследований подтверждают, что раннее музыкальное образование может повысить интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. В частности, уроки музыки положительно влияют на память, навыки чтения и письма, навыки зрительно-пространственной и пространственно-временной ориентации. Другие исследования подчеркивают важность того, что ребенок должен непременно получать удовольствие от этих занятий. Все преимущества музыкального образования являются действенными только тогда, когда ваш ребенок воспринимает его как приятный опыт. Поэтому постарайтесь убедить вашего ребенка посещать уроки музыки, заинтересуйте его, а не заставляйте.

5. Мотивируйте вашего ребенка

Мотивируйте ребенка стремиться к цели, учиться на ошибках и не сдаваться. Ведь это залог успеха. Объясните ему, что в ошибках нет ничего плохого, если мы умеем извлечь из них урок и двигаться вперед. Награждайте ребенка за приложенные усилия усилия, а не за результаты: «Это заметно, что ты приложил много усилий и усердно занимался, чтобы подготовиться к этому экзамену. Так держать!» Не позволяйте ему сдаваться при первой же трудности: «Это непростая задача, но если ты сдашься так быстро, то не добьешься желаемого. Попробуй поступить иначе».

6. Читайте вместе с вашим ребенком

Воспитание ребенка в стимулирующей среде является одним из ключевых факторов, способствующих его интеллектуальному развитию. Чтение сказок и историй вместе с ребенком не только формирует его интерес к чтению, но и учит его жизненным ценностям, активирует воображение, стимулирует приобретение речевых навыков и поощряет обдумывание прочитанного. Кроме того, совместное чтение является тем бесценным временем, которое мы проводим в кругу семьи, что бесспорно оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие детей.

7. Выбирайте стимулирующие игры

Как вырастить умного ребенка? Нет лучшего способа когнитивного развития, чем через игру. Но будьте внимательны, так как игры бывают разные. Делайте выбор в пользу образовательных и конструктивных игр, которые стимулируют мышление и воображение. Например, идеальным вариантом являются строительные игры типа лего, игры для развития памяти, в том числе парные игры, паззлы и головоломки … Иногда самые простые игры становятся самыми веселыми. Дайте ребенку большую коробку и предложите пофантазировать, чем она может быть (ракета, дом, корабль…). Вы можете найти список временем проверенных игр, которые помогают стимулировать психомоторные навыки детей.

Существуют специальные программы, которые позволяют через игру, оценивать и стимулировать мозг самых маленьких. Так например, образовательная платформа CogniFit (“КогниФит”) направлена на измерение и улучшение более чем 20 ключевых когнитивных функций, охватывающих область внимания, памяти, планирования и т.д.

8. Разговаривайте с вашим ребенком

Как вырастить умного ребенка? Будь то еще совсем маленький ребенок, который пока не научился разговаривать, или уже умеющий это делать, коммуникация в каждом случае имеет важнейшее значение. Вербальное общение с детьми младшего возраста стимулирует процессы приобретения ими речевых навыков и изучения нового словарного запаса. С детьми более старшего возраста следует постоянно разговаривать о повседневных вещах, например, спрашивать, как у них дела, как они себя чувствуют, что им больше всего понравилось, и что нет за прошедший день. Это помогает им быть более коммуникабельными и выражать то, что они чувствуют.

9. Способствуйте развитию эмоционального интеллекта вашего ребенка

Развитие эмоционального интеллекта наших детей имеет фундаментальное значение для правильного общего развития. Эмоциональный интеллект – это способность управлять своими собственными эмоциями и эмоциями других людей.

Помогите своему ребенку осознать свои чувства и их последствия. Например: «У тебя сломалась игрушка, эта игрушка тебе очень нравится, и это нормально, что ты чувствуешь себя грустным и сердитым. Но если ты будешь долго расстраиваться по этому поводу, то не сможешь радоваться, играя с другими игрушкам». Ваши слова обладают большой силой. Откройте для себя Эффект Пигмалиона.

Читайте также:  Венгер диагностика умственного развития ребенка

10. Умный ребенок должен уметь брать на себя ответственность

Поручите ребенку небольшие обязанности, всегда в соответствии с его возрастом, это будет очень полезно для развития его независимости, способности решать проблемы, чувства собственного достоинства. Если вы привыкли давать своему ребенку все готовое, задумайтесь, возможно, он не в состоянии ничего сделать сам, научится всему гораздо позже других, и будет расти в условиях зависимости от других.

Позвольте ему есть самостоятельно, начиная с того момента, когда он сможет сам держать ложку, позвольте ему собирать свои собственные игрушки, заставляйте искать решения тех маленьких проблем, с которыми он сталкивается…

Источник

Интеллект – синоним слова «ум». Это способность человека, воспринимать информацию, анализировать. Навыки нужно развивать. Высокий уровень IQ повышает шансы ребенка на хорошую успеваемость в школе и вузе, успешную карьеру, финансовое благополучие во взрослой жизни. В статье расскажем об особенностях развития интеллекта детей, когда и как заниматься с чадом.

Содержание статьи

  1. Интеллект: определение понятия

  2. Типы интеллекта

  3. Что влияет на интеллектуальное развитие ребенка

  4. Этапы формирования интеллекта

  5. Способы развития интеллектуальных способностей детей

  6. Игры и упражнения для развития интеллекта

  7. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллект: определение понятия

Это способность человека логически и абстрактно мыслить, анализировать, формировать причинно-следственные связи, рассуждать, быстро перерабатывать информацию, обучаться, находить решения (в разных жизненных ситуациях).

Человек с высоким уровнем IQ лучше адаптируется к изменениям и окружению, планирует, ставит цели, идет к ним. У него лучше память, концентрация, внимание, богаче речь. Вот почему так важно развитие интеллекта у детей с раннего возраста.

Типы интеллекта

Психолог Ховарт Гарднер предложил теорию множественного интеллекта. Ее суть в том, что существует 8 типов интеллекта. У человека доминирует несколько из них. Они определяют особенности личности. Их можно заметить в раннем возрасте и развивать.

Тип первый – природный

Ребенок чувствует и бережет природу, любит животных, птиц, растения. Выступает в защиту экологии: сортирует мусор, отказывается от животной пищи, например. Среди людей этого типа есть астрономы, химики, экологи, ветеринары, астрономы.

Развитие интеллекта у детей «экологов» происходит через единение с их стихией. Выезжайте в лес, гуляйте в парках, смотрите кино, читайте книги по теме.

Тип второй – музыкальный

В раннем возрасте малыши чувствуют ритм и фальшивые ноты, подпевают в такт. У них развит слух, голос. Дошкольники на слух подбирают любую мелодию, осваивают музыкальные инструменты, красиво поют, сочиняют стихи, музыку.

Раннее интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста состоит в поощрении любви чада к музыке. Запишите в музыкальную школу, ходите на концерты, слушайте хорошую музыку дома, устраивайте творческие вечера, где малыш расскажет свой стих, споет песенку.

В будущем ваше дитя может стать композитором, музыкантом, певцом, продюсером.

Тип третий – логико-математический

Малыши легко решают головоломки, собирают геометрические пирамидки, пазлы. Дошкольники решают задачи на логику, уравнения.

В будущем ваше чадо может выбрать профессию в сфере IT, стать математиком, экономистом, физиком, инженером, финансистом, детективом. А если у него развит музыкальный интеллект, то из него может получиться первоклассный барабанщик.

Каковы способы развития интеллектуальных способностей детей «логиков»? Давайте собирать геометрические сортеры и пирамидки, пазлы. Младшим и средним дошкольникам – игры Никитина (квадраты, кубики), дощечки Сегена, головоломки.

Тип четвертый – экзистенциальный, философский, духовный

С детства у таких деток богатый внутренний мир. Они не по возрасту задаются вопросом о смысле жизни, своей миссии. У маленьких детей он проявляется в виде рассуждений, любознательности, дискуссий, споров.

Ваше дитя может стать философом, психологом, археологом, историком, политиком

Рекомендации по развитию интеллектуальных способностей детей «философов»: обогащайте внутренний мир своего чада. Путешествуйте по городам и странам, посещайте музеи и выставки, ходите на экскурсии. Пусть ребенок увидит многообразие нашего мира

Тип пятый – кинестетический, телесный

Детки активны, неусидчивы, пластичны. Они уверенно владеют своим телом, выражают через него эмоции, мысли. У них развито пространственное мышление: они чувствуют время, окружающие предметы. Среди людей с телесным интеллектом много спортсменов, танцоров, дирижеров, хирургов, артистов.

Каковы пути развития интеллектуальных способностей детей «кинестетиков»? Не ограничивайте их! Пусть бегают, прыгают, выражают себя через движение. Запишите в спортивную секцию.

Тип шестой – социальный, межличностный

Общительность, стремление к новым знакомствам, эмпатия – отличительные черты деток. Среди них много лидеров, они первые подходят знакомиться, харизматичны. В детском коллективе ваше чадо поддержит и поможет другу, в школе будет хорошо учиться.

Во взрослом возрасте выберет профессию, связанную с работой с людьми: учителя, психолога, воспитателя, соцработника, менеджера по персоналу. У всех успешных руководителей доминирует этот тип IQ.

Рекомендации по развитию интеллекта детей «коммуникаторов»: расширяйте кругозор. Путешествуйте, знакомьтесь с новыми людьми. Принимайте участие в форумах, пусть чадо выступает публично.

Тип седьмой – пространственный, образный

Феноменальная память, пространственное и образное мышление, ориентация на местности, воображение, любовь к искусству – характеристики детишек.

Они могут один раз прочитать книгу и воспроизвести написанное постранично. Иллюстрации, предметы, лица – дети помнят их в деталях. От их острого взгляда не ускользает ни одна мелочь. Ваше дитя может найти себя в таких профессиях: летчик, водитель, архитектор, инженер, скульптор, моряк, строитель.

Лучшие игрушки для развития интеллекта детей – лабиринты, паззлы, конструкторы, 3D-моделирование.

Тип восьмой – лингвистический, вербальный

Ребята любят писать: на бумаге излагают свои мысли, в школе лучше всех пишут сочинения и изложения. Ораторы из них тоже отличные. С ними интересно общаться: они рассказывают и сочиняют истории. Среди них много писателей, журналистов, переводчиков, ораторов, историков, актеров.

Разговаривайте с крохой, вызывайте на разговор, читайте. Через речь происходит развития интеллекта детей.

Дополнительный тип – личностный, внутренний

Ребята чувствуют себя, осознают свои желания. Понимают, чего хотят и что для этого нужно. Планируют будущее. В раннем возрасте это проявляется в собственном мнении на все. Они адекватно оценивают свои силы и возможности.

Внутренний интеллект хорошо развивают самостоятельные игры. Рекомендация по развитию интеллекта детей – научить их играть и получать радость от процесса. Поощряйте интерес к познанию себя, помогите в этом. Среди людей с этим типом IQ хорошие психологи, соцработники.

Что влияет на интеллектуальное развитие ребенка

Психологи выделяют 6 факторов:

  1. Внутриутробное развитие. Протекание беременности, осложнения, роды, состояние здоровья мамы;
  2. Генетика. Например, один малыш «щелкает» в уме математические задачки, как его бабушка, а другой изумительно рисует, как мама. Наследственный фактор влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста;
  3. Занятия с чадом. Хотите развитого ребенка? Регулярно занимайтесь с ним! Малыш «разовьется» и без этого. Вопрос в том, насколько качественно;
  4. Образ жизни. Психологический климат в семье, режим дня, прогулки на свежем воздухе, достаточный сон, отношение мамы и папы к чаду, привычки отражаются на умственных способностях;
  5. Социальный фактор. Финансовое положение семьи, возможность водить дитя на развивающие занятия, дать хорошее образование. Если «развивашки» дорого для вас, – не беда. Занимайтесь дома. Такие занятия полезны для интеллектуального развития детей дошкольного возраста;
  6. Личностные особенности малыша. Играют роль характер, темперамент.
Читайте также:  Аномалия развития почки у ребенка

Усидчивые, любознательные детки любят учиться новому, лучше усваивают материал, чем гиперактивные непоседы.

Этапы формирования интеллекта

Начинается в период внутриутробного развития. Пик приходится на раннее детство, дошкольный и школьный периоды. Выделяют 4 этапа.

Этап 1: сенсомоторный интеллект. Кроха от рождения и до 2-х лет познает мир через движения и органы чувств. Понимает: его действия приводят к последствиям. Осознает, что он – автономен от окружающего мира. Оперирует конкретными предметами.

Этап 2: дооперациональный период. В возрасте от 2-х до 7-ми лет постепенно формируется «внутренний план». Ребята учатся использовать символы. Например, в игре в доктора в качестве термометра используют карандаш, корабль имитирует коробка. Некоторые виды опыта детки воспринимать еще не могут. Мышление эгоцентрично: ребенок не понимает, что есть другие мнения, точки зрения. С этим пониманием проходит эгоцентризм.

Этап 3: конкретные операции. Приходится на возраст с 7-ми до 11-ти лет. Ребята используют и логически манипулируют символами. Складывают несуществующих котят, классифицируют предметы. Понимают принцип обратимости операций и сохранения вещества (при разделении теста для лепки на комочки его количество не изменится). Дети не умеют обобщать. Задачи решают по отдельности.

Этап 4: формальные операции в развитии интеллекта детей. Ребята в возрасте 12-ти лет и старше мыслят абстрактно и конкретно. Мышление по аналогии, воображение, понимание метафор, способность прислушаться к мнению другого приходит в подростковом возрасте. Операции переходят во «внутренний план»: для мышления не нужна связь с реальными предметами, событиями.

Способы развития интеллектуальных способностей детей

Мечтаете о светлом будущем для чада? Хотите оформить его в престижный лицей? Повышаете его шансы на успешную жизнь – развивайте с пеленок.

Вот несколько рекомендаций по развитию интеллекта детей.

Учитывайте возраст крохи. Предлагайте соответствующие игры. Подбирайте их с учетом текущего развития и возможностей дитя. Игрушки должны быть «с запасом»: чуточку сложнее, чем сын или дочка может сделать сегодня.

Подходите к задаче комплексно. При интеллектуальном развитии ребенка психология рекомендует развивать логику, память, внимательность, аналитические способности, коммуникативные навыки, речь. Не зацикливайтесь на одном. Вместе с тем акцент делайте на доминирующий тип интеллекта.

Чередуйте умственную и физическую активность. Не зацикливайтесь на умственном развитии – физическое не менее важно.

Не делайте развитие интеллекта самоцелью. Не превращайте жизнь малыша в рутину развивающих занятий. Не лишайте его детства.

Игры и упражнения для развития интеллекта

Начинайте развивать младенца с 6-ти месяцев. Предлагайте игрушки из разнотекстурных материалов, деревянные кубики.

Тренируйте моторику. Позвольте крохе запустить пальчики в мисочку с песком, крупой, фасолью, водой. Согласно системе развития интеллекта ребенка Монтессори, разные тактильные ощущения идут на пользу развития мозга.

Разговаривайте с малышом. Показывайте и называйте предметы вокруг него. Чем больше вы будете говорить с ним, тем быстрее он начнет говорить сам.

Ближе к 8-ми месяцам предложите сортер, классическую пирамидку. Идеально, если в год кроха будет ее собирать.

Читайте сказки, слушайте хорошую музыку (классику, детские песенки, потешки), рисуйте пальчиковыми красками, раскрашивайте водные раскраски, лепите из пластилина и теста. Это новый опыт, расширение кругозора, работа с разными текстурами запускает речь.

С 1-го года до 3-х лет необходимы развивающие игры. Их великое множество. Вот примеры игр must have:

  • пазлы: сначала на 2, 3, 4 части, с возрастом количество фрагментов увеличивайте до 100;
  • рамки-вкладыши: выбирайте с учетом интересов малыша (машинки, животные);
  • мозаика: выбирайте простую, с пятиугольными гвоздиками – их проще всего захватить пальчиками;
  • сортеры: геометрические фигуры.

Время активно взяться за формирование речевых навыков. Помогут пособия. Например, «Альбом по развитию речи» С. Батяевой. Шикарное издание, его очень любят дети.

Отличные результаты дает изучение виммельбухов: они расширяют кругозор, пополняют пассивный словарь, тренируют внимание, память, усидчивость, логическое мышление.

В 1,5 – 2 года подключайте, дощечки Сегена, квадраты Никитина (там 3 уровня), лото, домино, лабиринты, цилиндры Монтессори.

В 3 года предложите шарик орбо, тетрис, геометрические пирамидки – полезные и интересные игрушки. После 3-х лет предлагайте головоломки: катамино, танграм, а позднее – легкие задачи, загадки, обсуждение по картинке. Малыш учится рассуждать, делать выводы.

Разговаривайте с ребенком с первых дней жизни. Особенно актуально развитие речи в возрасте 4 – 6 лет. Совершенствуйте ее, ставьте звукопроизношение.

Развивайте любознательность, формируйте у чада самоуважение, адекватную оценку своих сил, достоинств и недостатков, принятие себя – развивайте эмоциональный интеллект. Помните: самооценку вы успели сформировать намного раньше. Поэтому растите дитя в любви, уважении и принятии с рождения. Говорите слова любви, какой он красивый и умный.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Предлагайте игры с 4-х – 5-ти лет.

Сложи узор. Материал: счетные палочки, мозаика. Это недорогая альтернатива кубикам Никитина. Задание: сложить узор по примеру.

Выйди из лабиринта. Используйте альбомы с нарисованными лабиринтами разной сложности. Просите малыша находить из них выход.

Чего не хватает? Материал: изображения предметов с недостающими деталями (кот без хвоста, машина без колеса). Задание: указать и назвать, чего не хватает.

Повтори мелодию. Простучите костяшками пальцев по столу короткую простую мелодию, попросите повторить ее.

Съедобное – несъедобное. Вы бросаете крохе мяч и одновременно называете слово. Он ловит мяч и говорит, съедобное это или нет.

Ухо или нос? Делайте упражнение вместе. Говорите «ухо» – оба дотрагиваются до уха, «но» – до носа. Потом специально «ошибитесь». Отлично, если малыш не повторит за вами, сделает правильно.

Запомни рисунок. Материал: сюжетная картинка. Достаточно сложная, детализированная. Малыш рассматривает рисунок. Вы его убираете и просите рассказать, что на нем изображено, вспомнить максимум деталей. Другой вариант: вы задаете вопросы по сюжету – малыш отвечает.

Добавь прилагательное. Называете простую фразу. Просите малыша повторить ее, добавить прилагательные. Пример: это елка – это зеленая елка – это зеленая новогодняя елка – это зеленая новогодняя елка с красивыми шариками.

Что изменилось? Материал: игрушки (4 – 5 штук). Задание: просите чадо отвернуться и меняете местами, добавляете или убираете одну игрушку. Просите малыша повернуться и сказать, что поменялось.

Мы предложили базовые упражнения по развитию интеллекта детей. По аналогии вы можете придумать вариации и разнообразить занятия с маленьким учеником.

Вывод

У людей с высоким IQ больше шансов стать успешными, финансово обеспеченными, построить карьеру. Желаете вашему чаду быть в их числе? Развивайте его с пеленок. Подходите к процессу комплексно, разумно. Занятия – это радость, позитив. Не превращайте их в повинность, обязаловку.

Учитывайте способности, темперамент, готовность малыша, не требуйте от него невозможного. Ваша цель – вырастить умного и гармоничного человека, а не поставить рекорд Гиннесса. Помните об этом.

Источник