Для обеспечения развития растущего организма ребенка
Особенности развития организма ребенка.
Организм детей непрерывно развивается. Уровень и темпы его роста в разные периоды жизни неодинаковы. На протяжении первых 7 лет жизни у ребенка не только интенсивно увеличиваются все внутренние органы (легкие, сердце, печень, почки), но и совершенствуются их функции. Активно развивается нервная система. Укрепляется опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создает все предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений.
1. Костная система
Связки, суставы обеспечивают как положение тела, так и возможность движения его частей в разных направлениях, выполняя, кроме того, защитную функцию. В костной ткани ребенка содержится значительное количество воды и только 13% минеральных солей. Это придает костям эластичность и предохраняет их от переломов при частых падениях и ушибах. Суставы у детей очень подвижны, связки легко растягиваются, сухожилия короче и слабее, чем у взрослых.
Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно сказывается на развитии скелета, задерживает рост костей. Умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения, наоборот, стимулируют рост костей, способствуют их укреплению.
Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются до 6-7 лет. Структура костной ткани позвонков ещё не завершена, позвоночный столб очень эластичен, он состоит в основном из хрящевой ткани. Из-за неблагоприятных условий внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые характеризуются такими признаками, как: голова опущена, спина согнута, плечи сведены вперед и т.д.
Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается. В дальнейшем эти привычные для ребенка неправильные положения могут привести к искривлению позвоночника.
На формирование осанки значительное влияние оказывает статико-динамическая функция стопы. Даже незначительное изменение её формы может стать причиной смещения таза, искривления позвоночника и, как следствие этого, нарушений осанки в различных плоскостях. Деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты её сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы, называется плоскостопие. Диагноз плоскостопия подтверждается плантографией – отпечатком стопы с помощью красящих растворов.
2. Мышечная система
Мышцы у детей развиты относительно слабо и составляют всего лишь 20-22 % массы всего тела. Мышцы у детей богаче насыщены водой и беднее белковыми веществами, жирами.
Прежде всего, у дошкольников развиваются и начинают функционировать крупные мышечные группы. Причем мышцы-сгибатели развиты несколько больше, чем разгибатели. Поэтому дети 3-4 лет довольно часто принимают неправильные позы – голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая
К 5 годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети ещё не способны к значительному мышечному напряжению и длительной физической работе.
Работа с переменным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет ребенка по сравнению с той, которая требует статических усилий (удержание тела или отдельных его частей в определенном фиксированном положении).
Динамическая работа способствует активному притоку крови не только к мышцам, но и к костям, что обеспечивает их интенсивный рост.
3. Сердечно-сосудистая система
У дошкольников она хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Кровеносные сосуды у детей относительно шире, чем у взрослых. В связи с этим кровяной напор слабее, но он возмещается частотой сердечных сокращений.
В младшем дошкольном возрасте частота сердечных сокращений колеблется в пределах 85-105 уд./мин. Пульс изменяется в зависимости от физиологического состояния организма: во время сна уменьшается, а в период бодрствования (особенно при эмоциональном возбуждении) учащается.
В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) пульс становиотся более устойчивым и достигает 78-99 уд./мин. Причем у девочек на 5-7 ударов больше, чем у мальчиков.
Нагрузка считается оптимальной, если частота пульса составляет 150-180% по сравнению с исходными данными. В том случае, когда показатели пульса выше указанной нормы, физическую нагрузку следует снизить.
Артериальное давление у детей до 7 лет почти не изменяется: в 3-4 года оно составляет 96/58 мм рт.ст., в 5-6 лет – 98/60 мм рт. ст.
Продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к нарушению сердечной деятельности. Поэтому необходимо соблюдать большую осторожность при дозировании физической нагрузки на организм ребенка.
4. Дыхательная система
Верхние дыхательные пути у детей относительно узки, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего дыхание резко нарушается.
Отличительной особенностью детей в этом возрасте является преобладание поверхностного дыхания. Развитие легких ещё полностью не закончено: носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка ребенка как бы приподнята и ребра не могут опускаться на выходе так низко, как у взрослого, – поэтому дети не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи. Вот почему частота их дыхания значительно превышает частоту дыхания взрослых (у детей грудного возраста – 40-35 дыханий в минуту, к 7 годам – 24-22).
У дошкольников через легкие протекает значительно большее количество крови, чем у взрослых. Это позволяет удовлетворить потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ.
С трехлетнего возраста ребенка следует приучать дышать через нос. При таком дыхании воздух, прежде чем попасть в легкие, проходит через узкие носовые ходы, где очищается от пыли, микробов, а также согревается и увлажняется.
5. Внутренние органы
У детей, особенно раннего возраста, они ещё недостаточно развиты. Желудок имеет сравнительно слабые мышечные стенки. Мало развиты мышечный слой и эластичные волокна в кишечной стенке, поэтому у детей легко нарушается деятельность кишечника.
6. Кожа
Она охраняет внутренние органы и ткани от повреждения и проникновения в них микроорганизмов, является органом выделения, а также принимает участие в терморегуляции и дыхании. У детей она нежная и легко подвергается ранениям. В связи с этим следует защищать, охранять кожу детей от повреждений и способствовать правильному развитию её функций (терморегулирующих и защитных).
7. Нервная система
Основная дифференцировка нервных клеток происходит до 3х лет и к концу дошкольного возраста почти заканчивается.
Важно учитывать также существенную особенность центральной нервной системы ребенка – способность сохранять следы тех процессов, которые с ней происходили. Отсюда становится понятной способность детей к быстрому и легкому запоминанию показанных им движений. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения.
Большая возбудимость, реактивность, а также высокая пластичность нервной системы у детей способствует лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков – ходьбе на лыжах, фигурному катанию на коньках, плаванию и др.
Правильное формирование двигательных навыков у дошкольников с самого начала имеет большое значение, т.к. исправлять их очень трудно.
Важнейшими особенностями психического развития детей дошкольного возраста являются:
– преобладание возбуждения над торможением;
– неустойчивость внимания;
– импульсивность в поведении;
– большая эмоциональность;
– конкретность восприятия и мышления.
Источник
Выбор препарата для поддержания здоровья – это всегда большая ответственность. Особенно если принимать его будет любимый ребенок. Сегодня мы расскажем вам о том, как из большого числа детских витаминно-минеральных комплексов выбрать действительно лучшие.
Содержание
1. Дефицит витаминов и минералов у детей
2. Как выбрать правильный витаминно-минеральный комплекс?
2.1. Соответствие препарата возрасту ребенка
2.2.Соответствие комплекса конкретным потребностям
2.3.Количество витаминов и минералов в препарате
2.4.Отсутствие искусственных красителей, ароматизаторов и консервантов
2.5.Удобная форма выпуска
2.6.Известность производителя и фармацевтическое качество
2.7.Надежность продавца
Дети страдают от дефицита витаминов и минералов чаще, чем мы думаем!
О покупке витаминно-минеральных комплексов родители как правило задумываются с наступлением осени, когда ребенок начинает ходить в детский сад или школу, а его иммунитет, еще недостаточно развитый, «проверяют на прочность» простудные вирусы.
Но на самом деле наше чадо испытывает недостаток в важнейших витаминах, микро- и макроэлементах не только в холодную пору, но даже летом. Во многом это связано с современным рационом питания, который не компенсирует потребность растущего организма в важнейших нутриентах. Причем даже за счет фруктов и овощей! Изменения в технологиях их выращивания и условий хранения привели к тому, что теперь они содержат гораздо меньше полезных веществ, чем раньше.
БАД. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ
А знаете ли вы, что…
…риск развития дефицита важнейших нутриентов особенно высок:
- – у детей раннего возраста, ведь их организм интенсивно растет и развивается;
- – у школьников в разгар учебного года, когда умственные нагрузки особенно велики;
- – у подростков, активно занимающихся спортом;
- – у детей, часто страдающих гриппом или ОРВИ, а также имеющих хронические заболевания: патологию сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и т.д.
Они особенно нуждаются в дополнительном приеме витаминов и минералов.
Как выбрать правильный витаминно-минеральный комплекс?
Аптечные витрины и страницы онлайн-маркетов сегодня пестрят множеством красочных упаковок витаминов и минералов для детей. Какие из них лучше? Воспользуйтесь нашим лайфхаком – запомните основные критерии правильного выбора!
Соответствие препарата возрасту ребенка
Даже если на упаковке комплекса написано, что он предназначен для детей, обязательно уточните, для какого именно возраста. Не покупайте витамины для более старших возрастных категорий, и тем более для взрослых. Регулярный прием такого комплекса приведет к передозировке витаминов и минералов с развитием побочных эффектов, вплоть до опасных токсических!
БАД. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ
Соответствие комплекса конкретным потребностям
Для решение определенных задач (повышения иммунитета в сезон простуд, укрепления костей, улучшения памяти и внимания, поддержки нервной системы ребенка) выбирайте комплексы направленного действия. Они содержат комбинацию именно таких компонентов (витаминов, минералов, растительных экстрактов и др.), которые способствуют достижению нужной цели.
Количество витаминов и минералов в препарате
Помните, что принцип «чем больше, тем лучше» в отношении витаминно-минерального комплекса не работает! Чем больше компонентов он содержит, тем выше вероятность несовместимости и нежелательных взаимодействий между отдельными нутриентами. Лучше отдавайте предпочтение препаратам со сравнительно небольшим набором компонентов направленного действия.
Отсутствие искусственных красителей, ароматизаторов и консервантов
Выбирайте комплексы, содержащие только натуральные красители, ароматизаторы и консерванты. Особенно важно обращать внимание на этот критерий при покупке препарата для ребенка, страдающего аллергией.
БАД. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ
Удобная форма выпуска
Среди родителей маленьких детей очень популярны витамины в виде мармеладок (например, забавных разноцветных мишек с фруктово-ягодными вкусами. Они станут очень полезным и вкусным лакомством для вашего малыша, от которого он никогда не откажется!
Известность производителя и фармацевтическое качество
Отдавайте предпочтение витаминам от проверенных фармацевтических компаний, гарантирующих высокое качество продукции. Отличная рекомендация – наличие на упаковке значков международных стандартов качества, таких, например, как GMP и ЕАС.
Известный российский фармацевтический производитель выпускает мультивитамины для детей от трех лет, отвечающие требованиям стандартов GMP, EAC и отмеченные знаком качества «Лучшее – детям».
БАД. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ
Надежность продавца
Покупайте витамины и минералы только в крупных аптечных сетях или заказывайте на проверенных российских интернет-площадках. Это снизит риск приобретения контрафакта, а также препарата с токсическими или запрещенными в нашей стране ингредиентами.
Выбирайте высококачественные жевательные витамины для детей и подростков от проверенных производителей в нашем «Фитомаркете Эвалар»!
Источник
Среди факторов внешней среды, обеспечивающих здоровье и гармоничное развитие ребенка, одно из ведущих мест занимает рациональное питание, составленное с учетом особенностей детского организма.
Весь период детства условно разделяют на шесть возрастных периодов: новорожденное (до 1 мес ), грудного возраста (до 1 года), преддошкольного (от одного года до трех лет), дошкольного возраста (от четырех до шести лет) и школьного возраста (от семи до семнадцати лет).
Для каждого возрастного периода характерны особенности анатомического строения, физиологических функций и обмена веществ.
У детей школьного возраста продолжаются процессы, характерные для растущего организма; происходит увеличение мышечной ткани, скелета, других органов и тканей, формируются вторичные половые признаки, развивается интеллект.
За десять лет рост детей увеличивается на 40-50 см, масса тела – более чем на 30 кг. Однако изменение размеров тела и его формы осуществляется неравномерно. Это связано со сложной перестройкой обмена веществ, функции отдельных органов и систем у детей и подростков.
Исходя из физиологических особенностей организма детей, школьный возраст разделяют на три этапа: младший – 7-10 лет, средний – 10-13, старший, или подростковый, – 14-17 лет. В возрасте 7-10 лет нарастание массы тела происходит плавно и медленно, но в 10-11 лет у девочек и в 12-13 лет у мальчиков она увеличивается интенсивно, усиливаются функции половых желез, которые активно включаются в регуляцию процессов жизнедеятельности организма. В 14-17 лет наступает период полового созревания, формируются вторичные половые признаки, значительно увеличиваются рост и масса тела, изменяется весь облик подростков.
В школьном возрасте происходят существенные изменения в обмене веществ. До 10 лет жировой обмен у мальчиков и девочек протекает одинаково, а затем в возрасте 14-Л 5 лет у девочек увеличивается отложение жира в подкожную клетчатку, у мальчиков же жир в основном расходуется на восполнение энергетических затрат. К 14-15 годам происходит интенсивное увеличение мышечной ткани и силы мышц – главным образом у девочек. У мальчиков этот процесс заканчивается позже. Потребность в углеводах у мальчиков-подростков выше, чем у девочек.
В период полового созревания высок уровень минерального обмена, обусловливающий рост скелета. У подростков увеличивается функциональная нагрузка на все органы и системы и прежде всего на ЦНС, сердечно-сосудистую и пищеварительную системы.
За период детства увеличивается объем желудка и возрастает кислотность желудочного сока, в 10 раз увеличивается в объеме печень; параллельно с этим повышается ее функциональная активность.
Основной обмен у детей по сравнению со взрослыми повышен более чем в 1,5-2 раза за счет расхода энергии на построение новых тканей. Соответственно этому у детей более высокий, чем у взрослых, уровень энерготрат на 1 кг массы тела.
Эти данные необходимо учитывать при разработке рационов для детей разного возраста.7
Поскольку питание должно покрыть не только расход энергии, но и обеспечить нормальные условия для роста и физического развития ребенка, общая калорийность суточного рациона должна быть выше энергетических затрат на 10 %.
В настоящее время наблюдается характерное явление – акселерация, которая проявляется в негармоничном ускорении роста и массы тела, а также в более раннем половом созревании детей и подростков. От динамики увеличения роста и массы тела отстает функциональная и морфологическая зрелость отдельных органов и систем, что увеличивает неустойчивость организма к действию различных повреждающих факторов внутренней и внешней среды.
При составлении пищевых рационов для детей и подростков должен быть учтен ряд следующих особенностей.
1. Интенсивный обмен веществ, быстрое нарастание массы тела. Для обеспечения этих процессов в рационе питания детей должны содержаться источники биологически ценных белков и других незаменимых веществ в относительно больших количествах на единицу массы тела, чем у взрослых.
2. Повышенная мышечная (двигательная) активность. В связи с этим у растущего организма потребность в долелегкоусвояемых углеводов несколько выше, чем у взрослого человека.
3. Несовершенство регуляторных механизмов – нервной и гуморальной систем. Одним из важных факторов, увеличивающих нагрузку на психоэмоциональную сферу, является обилие информации (телевидение, радио). Вследствие этого повышается эмоциональная возбудимость, нередко приводящая к торможению пищевого центра, ослаблению аппетита и секреции пищеварительных соков.
4. Сниженная адаптационная возможность всех систем организма, в том числе пищеварительной, в связи с незавершенностью формирования компенсаторных физиологических механизмов. Так, у детей наблюдаются резкие колебания секреции и активности пищеварительных соков. Это обусловливает высокую чувствительность растущего организма к нарушению сбалансированности питания.
В связи с этими особенностями для питания детей необходим отбор продуктов рационального состава, их правильное сочетание для дополнения недостающих нутриентов, применение щадящих методов кулинарной обработки и неуклонное соблюдение режима питания. Питание детей должно быть дифференцировано в зависимости от возраста, а начиная с 14 лет – и пола.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник