Для мышления ребенка 4 года

Для мышления ребенка 4 года thumbnail

Ребенку исполнилось 4 года. Пройден сложный период – кризис трехлетнего возраста.

Как будет формироваться психика ребенка в 4-5 лет?

Как родители могут помочь развитию своего чада?

Ответы на эти и другие вопросы – в этой статье.

Содержание:

  • Развитие психики в 4-5 лет
    • Интеллектуальная сфера
    • Речевая сфера
    • Эмоционально-волевая сфера
    • Игровая деятельность
    • Коммуникативная сфера
  • Трудности возраста
  • Советы для родителей

Развитие психики ребенка в 4-5 лет

Этот возраст – переход от раннего детства к дошкольному.

Ребенок активно развивается, познает мир, с удовольствием общается со взрослыми и сверстниками и задает множество вопросов родителям.

Он начинает осознавать себя в этом мире. Продолжает формироваться его самооценка.

Ребенок старательно повторяет то поведение, за которое его хвалят взрослые. Ему важно, чтобы его считали хорошим.

В это время быстро развиваются психические познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Они становятся более осознанными, произвольными.

Также сейчас формируются волевые качества характера.

Четырехлетний ребенок начинает испытывать глубокие чувства. Он учится сопереживать другим. В основу его личности закладываются нравственные понятия.

Интеллектуальная сфера

Дети 4-5 лет с удовольствием осваивают творческую деятельность. Им очень нравится рисование, сюжетная лепка, аппликация. Они довольно точно и детально могут изображать предметы.

Развитие интеллекта в этом возрасте уже таково, что ребята могут сочинить свою сказку, песенку или придумать свою рифму к слову.

В 4 года у ребенка меняется отношение к предметному миру. Раньше он изучал окружающее в том виде, что существует вокруг. Сейчас ребенок учится преобразовывать предметы и создавать что-то новое.

Четырехлетний человечек способен размышлять, правда, иногда делая ошибочные выводы. Поэтому без руководства взрослых в этом вопросе ему пока не обойтись.

Теперь он может накапливать знания о тех предметах, которые никогда не видел (например, о дальних странах). Также он приобретает отношение к этим знаниям (к примеру, начинает бояться хищников).

Взрослые для ребят 4-5 лет – авторитетные и неисчерпаемые источники самой разнообразной информации. Поэтому дети становятся маленькими почемучками и без устали задают вопросы обо всем на свете.

Внимание

Внимание становится более устойчивым и произвольным, чем раньше.

Дети теперь могут сосредоточенно заниматься около 15-20 минут. Хотя во время интересной игры они могут быть погружены в процесс гораздо дольше этого времени.

Некоторые ребята уже могут удержать в голове несложную инструкцию.

Чтобы помочь развитию внимания, можно учить ребенка рассуждать вслух при выполнении задания.

Память

В возрасте 4-5 лет развивается произвольное припоминание. Ребенок теперь может припомнить картинку, правда без точных деталей и времени.

Также формируется преднамеренное запоминание. Детям проще удержать что-либо в памяти при ясности задачи и при хорошей мотивации. Например, они легко могут запомнить нужный набор игрушек для игры.

Четырехлетний ребенок способен легко выучить стихотворение. Но для этого нужно, чтобы он понимал смысл текста.

Мышление

В 4-5 лет продолжает развиваться наглядно-образное мышление. Детям все еще важна наглядность, но они уже успешно играют игрушками-заменителями (например, камушками вместо машинок). Так же теперь они могут пользоваться схематичными изображениями, чтобы решить задачу (например, построить узор по схеме или пройти лабиринт).

Четырехлетний ребенок умеет предвосхищать событие или явление. То есть он может сказать, что произойдет с предметами от их взаимодействия друг с другом. Например, если столкнуть чашку на пол, то она разобьется.

Дети 4-5 лет могут находить различия и сходства между предметами. Также они могут собирать картинку из 4 частей, не смотря в образец.

Восприятие

Ребенок активно совершенствует свое восприятие.

Он учится измерять, сравнивать предметы путем наложения и прикладывания их друг к другу.

В его сознании продолжают накапливаться и закрепляться знания о

  • цветах,
  • формах,
  • геометрических фигурах,
  • величине,
  • времени (время суток, время года),
  • пространстве (вверх, вниз, далеко, близко),
  • вкусе (соленый, кислый, горький, сладкий),
  • запахе,
  • качестве поверхности (гладкий, пушистый, шершавый и т.д.),
  • звуке.

Воображение

В этот период значительно развивается воображение.

Ребенок может придумать что-то по собственному желанию. Его образы настолько яркие и реалистичные для него, что он верит в их существование.

В 4-5 лет у детей могут возникнуть страхи. Это происходит из-за большой впечатлительности и богатого воображения. Это – нормальная особенность развития психики.

Речевая сфера

Развиваются и речевые способности.

Улучшается дикция и звукопроизношение.

Ребенок активно пользуется речью, его словарный запас составляет сейчас около 2000 слов. Он умеет полноценно общаться и выражать свои мысли. Он может охарактеризовать объект, описать эмоции, пересказать небольшой текст и ответить на вопросы по нему.

Четырехлетний ребенок правильно использует предлоги и учится строить сложные предложения. Также он старается интонационно выделять значимые фразы.

Эмоционально-волевая сфера

В этот период значительно развивается эмоциональная сфера.

Чувства ребенка становятся более глубокими устойчивыми. Например, радость от общения переходит в чувство симпатии и привязанности. Они, в свою очередь, формируют нравственные чувства – доброту, чувство дружбы и т.д.

Дети учатся сопереживать другим людям.

При этом, они все так же, как и раньше, стремятся к самостоятельности. Но неудачи теперь могут их сильно расстраивать. Если подобное будет случаться часто, то у детей может возникнуть неуверенность в собственных силах и страх неудачи.

Игровая деятельность

Тематические игры

Четырехлетний ребенок стремится общаться и играть со своими сверстниками. При этом ему уже не интересно просто “играть рядом”. Теперь ему нужен полноценный партнер по играм.

Во время игр дети постигают тонкости общения. Они ссорятся, мирятся, помогают. дружат.

В игровой деятельности возникают первые тематические ролевые игры. Причем детям сейчас интересно общаться со сверстниками своего пола.

Читайте также:  Орви у ребенка 4 года симптомы и лечение

Например. девочкам нравится вместе играть в магазин или в дочки-матери, а мальчики объединяются, чтобы играть в моряков или солдатов.

Игры и игрушки для детей 4-5 лет

Как и в любом другом возрасте, игрушки должны соответствовать возрасту ребенка. Это позволит максимально развить его способности и навыки через игру.

Вот какие игрушки нужны ребенку 4-5 лет:

  • для развития мелкой моторики – лего, конструкторы, пазлы, шнуровки, мозаика и т.д.;
  • для формирования крупной моторики – подвижные игры с крупными игрушками (куклами, кеглями, машинами);
  • спортивные игрушки – мячик, скакалка;
  • детский транспорт – велосипед, самокат, беговел;
  • для сюжетно-ролевых игр – наборы доктора, продавца, парикмахера, чемоданчик с инструментами и т.п.;
  • для творчества – карандаши, краски, аппликации, пластилин, детские ножницы, мольберт.

Также очень полезно чтение сказок и стихотворений. После прочтения стоит обсудить поступки героев, узнать о них мнение ребенка. Отличный вариант игры – инсценирование сказок с помощью кукол или фигурок.

В этом возрасте все еще не рекомендуются компьютерные игры.

Коммуникативная сфера

Для четырехлетнего ребенка очень важно общение со сверстниками. Ему уже недостаточно игр со своими игрушками в одиночестве или в компании родителей.

Ребенку хочется быть признанным в кругу своих сверстников.

В этот период появляются первые друзья. А в группе детей возникают первые лидеры и конкуренция.

Общение со сверстниками связано с игрой и другими совместными делами.

А при беседе со взрослыми дети учатся говорить о вещах, которые не относятся к конкретной ситуации. Они стремятся задать как можно больше вопросов и на все получить ответы.

Трудности возраста

4-5 лет – это период относительного затишья после сложного кризиса 3 лет. Ребенок снова становится послушным и покладистым.

Но и в этом возрасте есть свои сложности.

Богатое воображение ребенка может порождать страхи – например, чудовищ или злых сказочных персонажей. Взрослым не нужно акцентировать на них внимание. И тем более нельзя использовать страхи ребенка в воспитательных целях, запугивая его.

Также четырехлетний ребенок очень раним и чувствителен. Поэтому родителям важно следить за своими словами. Ведь случайно брошенная неосторожная фраза в адрес ребенка может надолго травмировать его.

Детям сейчас очень важно слышать похвалу от взрослого, чтобы понимать, что они хорошие. Если же взрослые не придадут значения какому-то поступку или действию ребенка, он всерьез может обидеться.

В 4-5 лет вредные привычки и недостатки характера легко могут укорениться. Поэтому важно своевременно корректировать их.

Благоприятное развитие: советы для родителей

Родитель для четырехлетнего ребенка – некий эталон поведения. Поэтому взрослым необходимо самим следовать тем требованиям, которые они предъявляют к ребенку.

Ребенок верит во все, что говорит ему родитель. Поэтому любая новая информация для него должна быть правдивой.

Замечательно, если взрослые будут охотно отвечать на вопросы ребенка, интересоваться его мнением, а также поощрять его к рассуждениям.

Взрослым важно говорить с ребенком о своих и его чувствах, объяснять мотивы и последствия поступков.

Не стоит рассказывать четырехлетнему человеку страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти. Это может его слишком впечатлить и испугать.

Важно обсуждать с ребенком его страхи, “проживать” их вместе с ним.

Слишком много наказаний или неодобрения со стороны взрослых приведут к тому, что ребенок перестанет стремится к инициативе. Также у него может возникнуть страх перед наказанием и постоянное чувство вины.

Сейчас нужно хвалить и поощрять ребенка за его хорошие поступки.

Нужно предоставлять детям возможность для творчества и самовыражения, а также интересоваться их результатами.

Также надо давать им возможность часто бывать на улице, активно двигаться и играть с другими детьми.

В 4-5 лет важно учить детей нравственным качествам: ответственности, отзывчивости любви к труду и т.д. На своем примере и в совместных делах надо прививать трудолюбие, взаимопомощь и т.п.

Также ребят нужно обучать, как общаться с другими детьми – уступать, делиться, отстаивать свои интересы.

Нужно рассказывать им о правилах поведения в различных ситуациях. Например, на площадке, в поликлинике в гостях и т.д.

Возраст 4-5 лет – довольно спокойный, но важный период в развитии психики ребенка. В этот период активно формируются самооценка, нравственные качества, глубокие чувства и привязанности. Кроме этого, быстрыми темпами развиваются познавательные процессы и представления об окружающем мире Родителям важно показывать положительный пример своему ребенку, предоставлять ему простор для самовыражения и общения со сверстниками, а также быть внимательным к его чувствам.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

По мере взросления ребенка вариантов для его развития становится все больше. В четыре года он способен играть и развиваться на протяжении получаса. Но, несмотря на это, перегружать его тоже не стоит. В таком возрасте детям рекомендуется чередовать подвижные игры со спокойными. Особое внимание нужно уделять укреплению памяти, развитию мелкой моторики, образному и логическому мышлению, а также физическому развитию.

Развитие ребенка в 4 года

Оценивая общее развитие ребенка, следует опираться на существующие критерии сформированности навыков. По мнению специалистов, четвертый и пятый год жизни ребенка способствует их большей устойчивости. Если у малыша после оценки наблюдается несоответствие большинству критериев, то это может свидетельствовать об отставании в развитии.

Развивающие игры для детей 4 лет

Важно! Только при своевременном выявлении проблем благодаря корректировке процесса воспитания и обучения можно избежать отставания.

Навыки, которыми должен обладать каждый малыш

Четвёртый год жизни отличается чрезвычайной физической активностью малыша. В это время он должен уметь выполнять следующие упражнения:

  • сохранять равновесие;
  • быстро бегать;
  • прыгать несколько раз на одной ноге;
  • стоять на одной ноге не менее 6 сек.;
  • прыгать как в длину, так и в высоту;
  • подниматься и спускаться по лестнице;
  • пролезать под невысокими предметами;
  • бросать и ловить мяч;
  • кататься на велосипеде.
Читайте также:  Рисунок ребенка 4 года красками

В этом возрасте также рекомендуется начинать учиться вести мяч ногами и осваивать первые уроки плавания.

Что должен уметь каждый в 4 года

В возрасте 4 лет нужно продолжать выполнять упражнения на развитие мелкой моторики. В этом возрасте малыш уже должен уметь:

  • лепить фигурки из пластилина;
  • собирать в парке желуди, шишки и листья;
  • застегивать застежки и пуговицы;
  • раскрашивать рисунки, не выходя за границы;
  • соединять точки сплошной линией;
  • пользоваться ножницами и с помощью них вырезать фигурки;
  • завязывать узлом толстую веревку и развязывать ее.

К сведению! Знания ребенка определяются его интеллектуальным уровнем.

В четыре года дети отличаются сильной любознательностью и задают множество вопросов. Самое главное, постараться отвечать на них, но предварительно можно попросить малыша сделать это самостоятельно и послушать, как он будет рассуждать.

В этот возрастной период ребенок должен обладать следующим багажом знаний:

  • понимать различия между одним предметов и несколькими;
  • уметь считать до 10 и знать цифры до пяти;
  • называть основные геометрические фигуры;
  • сравнивать разное количество предметов и понимать различия между «больше» и «меньше»;
  • сравнивать предметы по размеру и описывать разницу между ними;
  • знать где правая, а где левая рука;
  • понимать разницу между верхом и низом;
  • уметь четко и связно разговаривать;
  • правильно согласовывать слова;
  • использовать в речи предлоги;
  • отвечать на простые вопросы;
  • понимать разницу в интонации;
  • знать свой возраст, адрес и владеть информацией о родителях, бабушках и дедушках;
  • называть по картинке животных и птиц;
  • различать животных по звукам и особенностям передвижения;
  • знать существующие явления природы и уметь отличать их;
  • знать фрукты и овощи и различать их по вкусам;
  • знать основные цвета;
  • уметь с помощью линейки проводить прямые линии;
  • делать аппликации;
  • знать и называть детали конструктора, располагать его составные части в разных положениях;
  • называть известные музыкальные инструменты;
  • слушать музыку и песни, а также подпевать им;
  • различать тихое и громкое звучание;
  • выбирать одинаковые предметы среди разных;
  • собирать разрезанную на несколько частей картинку;
  • уметь собирать пирамидку;
  • находить несоответствие в картинках;
  • отгадывать несложные загадки;
  • находить дорогу домой из знакомых мест;
  • учить стихи;
  • мимически изображать эмоции;
  • рассказывать произошедшие события.

К четырем годам дети умеют выполнять многие действия самостоятельно. Ребенок в таком возрасте должен без помощи взрослого одеваться, пользоваться столовыми приборами и чистить зубы.

Важно! Самое главное в этот ответственный период, не спугнуть его интерес к познанию окружающего мира.

Во что поиграть с ребенком в 4 года в домашних условиях

В 4 года ребенок уже является понятливым и осмысленно относящимся к окружающим предметам и явлениям человеком. Основной задачей взрослых в этот период считается выстраивание правильных отношений с ним и организация распорядка времени для игры, отдыха и обучения.

Игры с ребенком дома

В четыре года ребенку можно предлагать различные занятия и обязательно принимать во внимание его увлечения. Организовывая досуг и планируя развивающие игры для детей 4 лет, рекомендуется придерживаться определенных правил. Они помогут получить хороший результат и воспитать разносторонне развитых, умных, креативных девочек и мальчиков.

Обратите внимание! Обучение лучше всего планировать на первую половину дня. В этот промежуток времени ребенок имеет позитивный настрой и полон сил. Важно учитывать эмоциональное состояние малыша. Обучать ребенка намного проще, когда он в хорошем настроении и свободно контактирует с взрослыми и сверстниками.

Обучение лучше всего проводить в виде игрового процесса. Занятия нужно планировать заранее и предварительно создавать нужную атмосферу. Составляя план обучения, обязательно нужно учитывать, что умственная деятельность должна чередоваться с активным времяпровождением. Такой подход способствует тому, что дети меньше устают, поэтому обучить их становится значительно проще.

Развивающие игрушки для детей в 4 года

Выбирая развивающие игрушки для детей четырех лет, нужно учитывать особенности возраста и самого малыша. По сравнению с трехлетками дети в 4 года отличаются большей усидчивостью и у них уже начинают формироваться определенные интересы.

Развивающие игрушки

Для девочек этого возраста лучше всего приобретать следующие игрушки:

  • Куклы «Baby Born». Эти пупсы на протяжении нескольких последних лет входят в рейтинг самых желаемых игрушек среди девочек и пользуются большим спросом. Интерактивная игрушка является полной копией младенца. В обязанности ребенка входит уход за ней, а именно, смена подгузника, купание, кормление и многое другое. Именно благодаря этой кукле игра в «Дочки-матери» стала более натуралистичной.
  • Кукольный дом. Эта игрушка не менее популярна и востребована по сравнению с предыдущей. Она может стать прекрасным подспорьем в организации кукольных театров и сюжетных игр. Качественный и многофункциональный кукольный дом отлично развивает навыки общения, помогает совершенствовать интеллект, логику, речь и мыслительные процессы, а также прививает бытовые навыки, формирует социальные умения и совершенствует мелкую моторику.
  • Танцевальные коврики обеспечивают положительные эмоции и физическую нагрузку, а также учат скоординированным движениям и развивают чувство ритма.
  • Мольберты для рисования или раскраски станут идеальным приобретением для детей, которые демонстрируют заинтересованность в карандашах, фломастерах и красках.
  • Тематические наборы помогают ребенку получить бесценный социальный опыт.
  • Пальчиковый лабиринт. Эта игрушка признается одной из самых лучших для интеллектуального развития, как девочек, так и мальчиков. Она учит ребенка находить правильное решение поставленных задач, развивает моторику, ловкость и логическое мышление.
Читайте также:  Ребенок 4 года истерики без причины

Для мальчиков рекомендуется приобретать следующие игрушки:

  • Конструктор «Лего» способствует развитию моторики, инженерных мыслительных процессов и фантазии.
  • Робот-динозавр. Если ребенок интересуется исчезнувшими животными, то такой подарок принесет ему только положительные эмоции.
  • Машины на радиоуправлении доставляют позитивные эмоции, развивают инженерное мышление и конструкторские умения, а также координируют движения и помогают развиваться скорости реакции и пространственному восприятию.
  • Детская мастерская учит ребенка пользоваться инструментами, развивает мелкую моторику, совершенствует логическое и пространственное мышление, а также улучшает процессы запоминания.
  • Детские развивающие плакаты обладают большим функционалом и способствуют многостороннему формированию личности. С их помощью можно изучать цифры, алфавит или слоги, что, несомненно, впоследствии поможет при подготовке к школе.

К сведению! Как для мальчиков, так и для девочек рекомендуется приобретать специальные наборы для лепки, которые улучшают тактильные ощущения.

При выборе развивающей игрушки также следует обращать внимание на особенности и предпочтения ребенка.

Развивающие игры

С детками, достигшими четырехлетнего возраста, можно играть во многие развивающие игры. Занятия для детей для развития их способностей и умений следует проводить в специально оборудованном рабочем месте.

Развивающие игры

Специалисты рекомендуют обязательно включить в план занятий следующие игры:

  • Для развития органов чувств малышу нужно завязать глаза и отправиться с ним в увлекательное путешествие по дому. Поочередно подводить ребенка к предметам и давать их ощупать и понюхать. После этого он должен определить предмет.
  • Для развития воображения нужно взять лист бумаги, кисть и краски. Следует закрыть малышу глаза и помочь намочить кисть в краске. Затем он делает несколько мазков и впоследствии пытается понять, что нарисовал.

Также можно поиграть с четырехлетним ребенком в следующие развивающие игры:

  • настольные;
  • со шнуровкой;
  • с кубиками;
  • с набором геометрических фигур;
  • детский боулинг;
  • юный математик.

Все развивающие занятия рекомендуется проводить в игровой форме. Если малыш не хочет заниматься, не стоит его заставлять. Нужно постараться заинтересовать его.

Обратите внимание! Во время игр не нужно позволять ребенку разбрасывать или использовать не по назначению игровые материалы. После занятий обязательно нужно похвалить ребенка.

Виды игр и упражнений для 4-летнего малыша для развития мышления

С самого раннего возраста важно развивать мышление у ребенка. Впоследствии это поможет быстро находить подход к людям и добиваться поставленных целей. Развивать детское мышление можно с помощью определенных игр и упражнений.

Логические

Развитие логического мышления позволяет последовательно и без противоречий осуществлять мыслительную деятельность и выстраивать суждения, а также речь. Чтобы тренировать логическое мышление, нужно с малышом систематически решать задачи на логику.

Логические игры

Также отлично подойдут чтение детективной литературы и следующие логические игры:

  • «Легкое – тяжелое»;
  • «Холодное – горячее»;
  • «Времена года»;
  • «Помоги героям;
  • «Профессии онлайн»;
  • «Выбери твердый или мягкий предмет».

К сведению! Логические игры направлены на развитие логического мышления ребенка. Во время игры важно следить, чтобы малыш выполнял все задания самостоятельно.

Пальчиковые игры для развития моторики

Для развития и укрепления мелкой моторики используются пальчиковые игры. Они активизируют работу головного мозга и помогают развивать речь и готовить руку к письму. Самыми распространенными и эффективными считаются следующие:

  • «Котенок»;
  • «Белка»;
  • «Цап-царап»;
  • «Веселые пальчики»;
  • «Веер»;
  • «Павлин»;
  • «Бабочка».

Важно! В ходе этих игр у малыша развивается ловкость и вырабатывается умение концентрировать внимание и управлять своими действиями.

Пальчиковые игры

Упражнения для развития памяти

Память является одним из основополагающих психических процессов, заключающихся в способности учить, запоминать, сохранять и воспроизводить информацию. Ее развитие начинается с самого рождения. В возрасте 4 лет тренировать память следует в процессе игр:

  • «В магазин за покупками»;
  • «Подарки друзьям»;
  • «Что везет поезд»;
  • «Повтори танец».

Четырехлетний возраст считается одним из наиболее благоприятных для развития памяти. Впоследствии улучшить те или иные показатели будет значительно сложнее.

Игры для развития памяти

Настольные игры

Настольные игры считаются достойной альтернативой современным гаджетам. Они не только выполняют развлекательную роль, но и могут включать в себя воспитательные и обучающие элементы.

Настольная игра «Голодные бегемотики»

Каждый ребенок в возрасте 4-5 лет отличается активностью и любознательностью. Направить его энергию в нужное русло можно с помощью следующих настольных игр:

  • «Голодные бегемотики»;
  • «Черепашьи бега»;
  • настольный футбол.

Речевые

Уровень развития речи у детей 4 лет достаточно высокий. В этом возрасте они активно общаются и обладают обширным словарным запасом. Чтобы при подготовке к школе и в дальнейшем не возникло проблем с речью и русским языком, нужно не останавливаться на достигнутом и систематически выполнять упражнения и играть с ребенком в речевые игры.

Речевые игры

Самыми распространенными дидактическими играми для детей 4 лет считаются следующие:

  • «Найди ошибку». Игра позволяет правильно произносить и запоминать слова, а также развивать слуховое внимание. Суть заключается в том, что ребенку показывают карточку с изображением, например, зайца, и задают вопросы, касающиеся этого животного;
  • «Так может быть или нет» – игра, которая учит замечать непоследовательности и развивает логическое мышление. Ребенку рассказывают небольшую историю, и он должен определить, может такое быть или нет;
  • «Какое время года»;
  • «Отгадай растение»;
  • «Когда это бывает».

К сведению! Речевые игры помогают предотвратить и устранить проблемы развития речи у детей, чтобы впоследствии у них не возникло трудностей в обучении.

Развивающие игры являются для детей своеобразным элементом познания нового. Они способны выработать дисциплину, самостоятельность, а также бережное отношение к предметам и технике. При выборе игр важно уделять особое внимание тем, которые более интересны малышу, но также не забывать и об остальных, чтобы ребенок был всесторонне развитым.

Источник