Длительный субфебрилитет у ребенка 3 года

Семёнова Л.Ю.

Длительный субфебрилитет – состояние нарушенного теплообмена, характеризующееся температурой выше 37° – 38° в течение 3-х недель и более. Он может быть симптомом заболевания (инфекционного или неинфекционного), либо имеет самостоятельное патологическое происхождение (отсутствие отклонений при тщательном и всестороннем клинико-лабораторном исследовании [1,5,6].

Проблема длительного субфебрилитета, как и в 30-е годы прошлого столетия, остается актуальной и на сегодняшний день, поскольку число больных с данным синдромом не изменяется, а проводимая терапия не всегда эффективна. По исследованиям одних авторов ведущая причина длительного субфебрилитета – функциональные нарушения нервной системы, других – инфекционные заболевания, третьи считают, что в основе возникновения длительного субфебрилитета лежат эндокринные нарушения, четвертые отмечают нарушения регулирующего аппарата кровообращения, приводящие к расстройству циркуляции и распределения тепла в организме. Длительный субфебрилитет может быть «маской» многих заболеваний, как инфекционного генеза (инфекционные заболевания дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта и др.), так и неинфекционного (заболевания эндокринной, нервной, иммунной систем и др.) [1,4,6]. Большая часть авторов отмечают полиэтиологичность длительного субфебрилитета, наличие взаимосвязи между функциональными нарушениями нервной системы и наличием очагов хронической инфекции. Следовательно, на сегодняшний день нет четких и единых мнений по этиологии длительного субфебрилитета, что затрудняет лечение этой категории больных [1-6]. По частоте данная патология имеет тенденцию к росту. Так, распространенность длительного субфебрилитета в 1934 г. составила 9,3% , в 1972 г. – 14,5% , в 1992 г. – 18% детей [1-3]. Наиболее часто длительный субфебрилитет встречается у детей на 1-ом году жизни и в возрасте от 8 до 14 лет, что связывают с наличием напряженных («критических») фаз роста и развития [1].

Целью данной работы явилось установление наиболее частой причины возникновения длительного субфебрилитета у детей. Под наблюдением находилось 129 детей в возрасте от 6 месяцев до 18 лет, которые обратились в БУЗ МЗ УР «Республиканский клинико-диагностический центр» г. Ижевска с жалобами на длительный субфебрилитет. Среди всех обращений за данный период на долю длительного субфебрилитета приходилось 1,4% детей, но именно эти дети требовали длительного обследования и лечения.

Проводился анализ антенатального развития, анамнеза жизни детей; объективное обследование, при необходимости с привлечением «узких» специалистов (невролога, кардиолога, гастроэнтеролога и др.); лабораторное обследование (полный анализ крови, мочи, кала; иммуноферментный анализ крови на микоплазменную, хламидийную, герпетическую, цитомегаловирусную инфекции; биохимическое исследование крови; бактериологическое исследование содержимого ротоглотки, мочи, кала), инструментальные исследования (электроэнцефалография, эхоэнцефалография, реоэнцефалография, эхокардиография, электрокардиография, фиброгастродуоденоскопия, ультрозвуковое исследование внутренних органов, флюрография). Так же проводились парацетамоловый тест и термопульсометрия.

Среди детей, мальчиков было 59% (76 человек), девочек 41% (53 человека), преимущественно 79% (102 человека) были дети подросткового возраста 12-16 лет. Длительный субфебрилитет впервые появлялся после острых респираторных заболеваний у 86% детей, у половины больных продолжительность его была больше 6 месяцев (от 1 до 6 лет). У большинства детей (89%) температура была субфебрильная – до 37.5° (в среднем – 37.1° – 37.3°), у 11% детей температура была субфебрильной, но с периодическими подъемами до 38° – 39°. У 62% детей температура тела повышалась во второй половине дня. Ночью и после сна показатели были нормальными, а затем температура повышалась по мере активности ребенка. Отмечалась связь длительного субфебрилитета с физическими и эмоциональными нагрузками у 76% детей. Четкой зависимости длительного субфебрилитета от времени года не было, хотя имелась тенденция к повышению температуры в весенне-зимний период (время частых вирусных инфекций, стрессовых ситуаций в школе). Жалобы детей при длительном субфебрилитете были разнообразными – головные боли отмечались у 72%, головокружения – у 78%, нарушения сна – у 74% детей, в основном жалобы были по типу астено-вегетативного синдрома. У 22% детей не отмечалось никаких субъективных ощущений при повышении температуры. При оценке генеалогического анамнеза (по индексу отягощенности наследственности) низкая отягощенность (0-0.2) была всего у 8% детей, чаще отмечалась умеренная отягощенность (0.3-0.5) – у 68% и выраженная отягощенность (0.6-0.8) – у 24% детей. Направленность риска обусловлена предрасположенностью в основном к заболеваниям дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной систем, патологии желудочно-кишечного тракта.

При анализе антенатального анамнеза установлено, что течение беременности было осложнено у 100% матерей больных детей. Чаще встречались угроза прерывания беременности (39%), острые респираторные вирусные инфекции (37%), обострения хронической инфекции ЛОР-органов (28%), причем у каждой третьей беременной до 2 -3 раз в год, анемии, инфекции мочевыводящих путей. Период новорожденности протекал без особенностей, большинство детей (87%) хорошо развивалось на первом году жизни, но у всех была выявлена патология нервной системы – перинатально-гипоксическая энцефалопатия, в последующем выставлен диагноз резидуально-органическое поражение центральной нервной системы, но большинство пациентов систематически у невролога не наблюдались и на учете не состояли. В анамнезе у 65% детей были частые ОРВИ, ангины, обострения хронического тонзиллита, хронического риносинусита, хронического отита, у 67% детей встречалась патология желудочно-кишечного тракта (хронический гастродуоденит, хронический холецистит, дисфункция желчевыводящих путей, лямблиоз, амебиаз), у 70% детей – расстройство вегетативной нервной системы, функциональная кардиопатия. Нужно отметить, что у 70% детей в анамнезе было до 2 -3 очагов хронической инфекции одновременно, что свидетельствует о сниженной резистентности организма. Термопульсометрия была неспецифична, температура в основном не превышала 37° – 37.5°. Парацетамоловый тест был положительный у 22% детей – это дети с наличием очагов хронической инфекции носоглотки в стадии обострения или неполной ремиссии. У 78% детей парацетамоловый тест был отрицательный, несмотря на то что, в данной группе были дети с наличием очагов хронической инфекции в фазе ремиссии.

При объективном обследовании были выявлены следующие изменения.

Физическое развитие наблюдаемых детей чаще соответствовало возрасту, было средним у 51% (79) больных, белково-энергетическая недостаточность выявлена у 14% (18), ожирение – у 25% (32) больных.

При исследовании системы дыхания хронический тонзиллит установлен у 12% (15) детей, хронический риносинусит у 8% (10), хронический аденоидит у 5% (6), хронический отит у 5% (3) детей. Результаты обследования были подтверждены лабораторными данными и осмотром ЛОР-врача.

При исследовании сердечно-сосудистой системы наблюдалась функциональная кардиопатия, малые аномалии развития сердца (ложные хорды левого желудочка) – у 85% (109), пролапс митрального клапана у 68% (88), синусовая аритмия у 35% (45), экстрасистолия у 17% (21) детей. При оценке вегетативного статуса симпатикотония отмечалась у 56% (72), ваготония у 38% (49) больных. Данные обследования были подтверждены результатами инструментального исследования (эхокардиография, электрокардиография, велоэргометрия).

Читайте также:  Ребенка рвет даже воду 3 года

При исследовании желудочно-кишечного тракта установлен хронический гастродуоденит у 65% (84), хронический холецистит у 6% (8), дисфункция желчевыводящих путей у 71% (92), гастроэзофагеальная болезнь у 12% (15) детей. Результаты исследования были подтверждены результатами инструментального исследования (ультразвуковое исследование внутренних органов, фиброгастродуоденоскопия).

При оценке неврологического статуса чаще выявлялись такие синдромы, как синдром гипервозбудимости у 88% (113), вестибулярный синдром у 73% (94), гипертензионный синдром у 83% (107) детей. Причем среди подростков у 56% (72) наблюдалось больше 2-х синдромов (преимущественно это были синдром гипервозбудимости и гипертензионный синдром). Результаты оценки неврологического статуса подтверждались результатами нейрофизиологического исследования (электроэнцефалография, эхоэнцефалография, реоэнцефалография). По реоэнцефалограмме чаще отмечались изменения по дистоническому типу – у 88% (113) детей; по электроэнцефалограмме общемозговые изменения диффузного характера с заинтересованностью коры и неспецифических подкорковых структур (диэнцефальный уровень) были у 95% (123), вспышки эпилептиформного характера, эпиактивность – у 58% (75), снижение альфа-ритма – у 43% (56), изменения сосудистого характера – у 38% (50) детей; по эхоэнцефалограмме отмечалась гипертензия у 86% (111) пациентов.

При исследовании анализа крови ни у одного ребёнка не было нейтрофильного лейкоцитоза, у 61% (79) детей был выявлен лимфоцитарный лейкоцитоз, у 14% (18) было повышено СОЭ до 20 мм/ч. При изучении активности воспалительного процесса у 25% (32) больных отмечалось незначительное повышение сиаловых кислот, серомукоидов, фибриногена крови, данные изменения чаще наблюдались у детей с наличием очагов хронической инфекции. Учитывая изменения крови в виде лимфоцитарного лейкоцитоза, что может свидетельствовать о наличии вирусной или атипичной инфекции, было проведено обследование наблюдаемых больных на микоплазменную, хламидийную, герпетические инфекции (иммуноферментный анализ крови). При данном анализе у 53% (69) детей были обнаружены положительные Ig M, говорящие за активацию воспалительного процесса. Причем на долю микоплазменной инфекции приходилось 16% (21), хламидийной инфекции – 18% (24) детей, герпетические инфекции у 19% (24) детей. У 50% (64) детей были обнаружены высокоавидные Ig G, говорящие о перенесенной герпетической инфекции (чаще это был цитомегаловирус – 30% (24)).

Анализы мочи как общие, так и бактериологические – без патологии. При копрологическом исследовании выявлены цисты лямблий – у 18% детей, цисты кишечной амебы – у 6% детей, при бактериологическом исследовании кала – патологической флоры не выявлено.

При бактериологическом исследовании содержимого ротоглотки у 70% детей была обнаружена кокковая флора (золотистый стафилококк – 46%, гемолитический стрептококк – 26%), у 13% детей выявлена грамм-отрицательная флора (кишечная палочка – 10%, протей – 3%).

Соответсвенно диагнозу, лечение проводилось комплексное – санация очагов хронической инфекции, лечение выявленной инфекции – этиотропное, лечение у специалистов как консервативное, так и оперативное, коррекция функциональных нарушений центральной нервной системы (сосудистые препараты, ноотропы и др.).

В результате проведенного лечения длительный субфебрилитет исчез у 93% (119) детей, у 7% (10) детей повышенная температура сохранялась, что объяснялось недостаточным восстановлением функций терморегуляционных центров нервной системы, обострением очагов хронической инфекции. При осмотре детей через 1 год жалобы на субфебрилитет имели 25% (32) детей из наблюдаемых ранее, причем температура стала ниже, менее постоянная, общее самочувствие не страдало, у 12% (16) больных субфебрилитет носил стойкий характер.

Таким образом, наиболее частой причиной длительного субфебрилитета являются латентные инфекции, очаги хронической инфекции. На фоне снижения местного и общего иммунитета, изменений нервной системы, часто обнаруживаемые у подростков, в сочетании с гормональной перестройкой организма служат, вероятно, фоном для нарушения процессов терморегуляции и поддержанию очагов хронической инфекции. Больным с синдромом длительного субфебрилитета требуется обследование на латентно протекающие инфекции и при необходимости коррекция в лечении.

Источник

Причины субфебрильной температуры у детей

Повышение температуры – это симптом, причем симптом такого количества различных по этиологии заболеваний и патологических отклонений от нормы, что в одной публикации осветить эту тему детально, пожалуй, невозможно. Но мы постарается предоставить вам наиболее важную информацию.

Итак, самая простая причина субфебрильной температуры у детей грудного возраста и до полутора лет – прорезывание зубов, которое сопровождается усиленным слюнотечением и стремлением малыша тащить в рот все подряд – чтобы потереть зудящую десну. При этом ребенок беспокоен, плохо ест, часто плачет.

Нередко у ребенка субфебрильная температура днем бывает связана с аллергией, которой страдает все больший процент детей, или со снижением иммунитета, что тоже характерно в наше время. А повышение температуры к вечеру может происходить из-за нервного перенапряжения или избыточной физической активности ребенка, поскольку метаболизм в растущем детском организме нестабилен и имеет свою специфику.

Простуда и острая респираторная вирусная инфекция, то есть ОРВИ или грипп – самая частая причина субфебрильной температуры у детей. И, представьте себе, именно при повышении температуры на полную мощность «включается» производство эндогенного интерферона – специального протеина, который не только не дает размножаться вирусу, но и поднимает в контратаку на болезнетворные агенты все защитные резервы гуморального иммунитета организма, включая антитела и фагоциты.

Следует подчеркнуть: субфебрильная температура – характерный признак большинства инфекционных заболеваний, которые могут быть у детей. Это тонзиллит, аденовирусная инфекция, ветряная оспа, краснуха, коклюш, дифтерия, менингит, инфекционный эндокардит, туберкулез. При этом такие болезни, как корь, скарлатина и инфекционный паротит дают температуру выше +38°C.

Возможна субфебрильная температура у ребенка при активизации постоянно присутствующих в организме (персистирующих) вирусов: вируса герпеса (Herpes simplex) I и II типа (его визитная карточка – «простуда» на губах), вируса герпеса VI типа (который вызывают детскую розеолу), а также вируса герпеса IV типа (вируса Эпштейна-Барра) – возбудителя инфекционного мононуклеоза.

Субфебрилитет может быть следствием воспалений, очаги которых притаились в организме ребенка, а сами процессы протекают вяло, без ярко выраженной симптоматики. Латентные воспалительные очаги формируются при хронических формах гайморита, аднексита, тонзиллита и очаговой пневмонии, а также холецистита, цистита и пиелонефрита. Более того, при этих заболеваниях велика вероятность наложения на первоначальное воспаление вторичной – бактериальной – инфекции, и как результат – столбик термометра постоянно пересекает отметку +37°C.

Читайте также:  Ребенок 3 года писает во сне

Не стоит сбрасывать со счетов инвазивные заболевания (гельминтозы) и протозойные инфекции (токсоплазма и микоплазма). При этом нужно учитывать, что гельминты (паразитические черви) могут поселяться не только в кишечнике (что обнаруживается по результатам соответствующих анализов), а также в легких и печени…

Отмечается этиологическая связь субфебрильной лихорадки у детей с такими эндокринными патологиями, как гипертиреоз (тиреотоксикоз) и сахарный диабет, а также с большинством аутоиммунных заболеваний соединительной ткани и суставов: системной красной волчанкой, системной склеродермией и васкулитом, ювенильным ревматоидным артритом и др.

Длительная субфебрильная температура у ребенка должна насторожить родителей, поскольку может быть признаком онкологического заболевания (лейкемии, лимфогранулематоза краниофарингеомы и др.);

Перечисляя причины субфебрильной температуры у детей, нельзя обойти молчанием дефицит витаминов В9 и В12. При их недостатке костный мозг вырабатывает меньше гемоглобина, и тогда эритроцитам сложнее обеспечивать кислородом клетки головного мозга, что приводит к функциональным нарушениям его отделов, в частности, терморегулирующего отдела промежуточного мозга – гипоталамуса.

[9], [10], [11]

Все дело в гипоталамусе

Кстати, педиатры говорят, что длительная субфебрильная температура у ребенка может свидетельствовать о врожденной или приобретенной проблеме с ее регулированием при гипоталамическом (диэнцефальном) синдроме – многофакторной патологии гипоталамуса. Американские медики называют данную патологию дисфункцией гипоталамуса, западноевропейские – гипоталамической болезнью.

Гипоталамус поддерживает внутренний баланс организма (гомеостаз); играет важную роль в координации сигналов между нервной и эндокринной системами; контролирует температуру тела, частота сердечных сокращений и артериальное давление, чувство голода и жажды; благодаря вырабатываемым гормонам регулирует многие гормональные и поведенческие циркадные ритмы организма.

Гипоталамическая болезнь может быть вызвана генетическими нарушениями, травмой головного мозга (в том числе родовой), плохим кровоснабжением гипоталамической области головного мозга, перенесенным энцефалитом или менингитом, длительным недоеданием или расстройствами пищевого поведения (анорексией или булимией), повышенной радиацией, опухолью мозга или его физическим повреждением при хирургическом вмешательстве и др.

В результате гипоталамической болезни проявляются многочисленные дисфункции, в том числе сбои в терморегуляции, что и приводит к субфебрильной температуре у детей.

Выявляемая у ребенка субфебрильная температура днем, не поддающаяся никаким жаропонижающим препаратам, может быть диагностирована как термоневроз, который особенно часто проявляется в подростковом возрасте и связывается большинством педиатров с масштабной перестройкой организма и ЦНС, происходящей в период полового созревания.

Источник

Субфебрильные состояния разной этиологии среди детей встречают часто Треть обращений к участковым педиатрам связана с жалобами на повышение температурой тела. Частота обращения в детскую поликлинику по поводу длительной температуры составляет 10-15%.

Длительным, или затяжным, субфебрилитетом принято считать повышение температуры тела в пределах от 37 °С до 38 °С в течение 2 и более недель. Среди длительных субфебрилитетов выделяют 2 группы: первая – субфебрилитет является симптоматическим, или инфекционным, т.е. проявлением какого-либо инфекционно-воспалительного заболевания; вторая – субфебрилитет является неинфекционным, или функциональным, имеет самостоятельное диагностическое значение.

У здорового ребенка суточный ритм температуры оформляется в первые месяцы жизни (в норме у новорожденного температура не должна превышать 37 °С), в первые месяцы жизни амплитуда суточных колебаний минимальна, к 2-м годам колебания достигают 0,6-1,2°, как и у взрослых. «Горизонтальная» максимальная разница температуры (измеренная под двумя руками) у детей, как и у взрослых, составляет 0,5° «Центральная» температура, ректально измеренная, выше периферической, аксиллярной, на 0,8-1,2°

Повышение температуры тела по своей эволюционной сущности следует рассматривать как защитную реакцию организма. В то же время, повышение температуры тела сопровождается рядом повреждающих эффектов на различных уровнях организма. В случаях, когда повышение температуры тела связано с инфекцией, реакцией антиген-антитело, некрозом тканей, гипертермия является пирогенной.

В случаях неинфекционной, непирогенной температуры, к которой часто относится длительный субфебрилитет, возможный источник пирогена выявить не удается. Такой субфебрилитет считают непирогенным неврозоподобным состоянием центров терморегуляции. Патогенетической основой его служит нарушение теплообмена за счет изменения теплоотдачи при нормальной теплопродукции, как правило у детей с нарушенной реактивностью терморегулирующего центра за счет перинатальной патологии, психических травм, перегрузок, синдрома вегетативной дисфункции.

Повышение температуры тела любого генеза приводит к изменениям гуморальных энергетических факторов по типу гипоксемических. Длительный субфебрилитет независимо от его генеза требует обязательной коррекции метаболических сдвигов терапевтическими методами, вопреки широко распространенному мнению о его безобидности, особенно у детей раннего возраста.

Классификация длительного субфебрилитета

Принято выделять две большие группы – пирогенные (инфекционно-воспалительные и др.) и непирогенные (функциональные) субфебрилитеты. Непирогенный субфебрилитет может иметь самостоятельное диагностическое значение (первичный) и не иметь его (вторичный).

К непирогенному субфебрилитету самостоятельного значения (первичному) относят

• субфебрилитет без латентных хронических очагов воспаления;

• субфебрилитет на фоне хронических воспалительных очагов вне

обострения;

• субфебрилитет постинфекционный.

Во всех этих ситуациях субфебрилитет является единственным клиническим патологическим симптомом.

К вторичным непирогенным субфебрилитетам относят субфебрилитет при органических поражениях ЦНС (в том числе детский церебральный паралич); синдроме субфебрилитета с задержкой моторного развития; при психоневрологических заболеваниях (шизофрении, термоневрозе); эндокринных заболеваниях (тиреотоксикоз, гипоталамический синдром); отравлениях салицилатами; злокачественных гипертермиях; эктодермальных дисплазиях; синдроме Мюнхгаузена.

К пирогенным, не имеющим самостоятельного значения, вторичным субфебрилитетам относят субфебрилитет на фоне инфекционно-воспа-лительных заболеваний (хронический тонзиллит, синуситы, инфекция мочевыводящих путей, иерсиниоз, туберкулез, бруцеллез, гельминтозы и др.); системных соединительнотканных заболеваниях (коллагенозах); онкозаболеваниях (опухоли, болезни крови); аллергических заболеваниях.

Специфических клинических симптомов длительного субфебрилитета нет. Можно отметить лишь изменение топографии температуры тела, выявляемые с помощью аксиллярной и ректальной термометрии и кожной электротермометрии. У здоровых детей выявляется соотношение температуры «центральная – периферическая» (ректальная – ак-силлярная) по убывающей, с небольшими колебаниями кожной температуры и асимметрией до 0,3-0,6°. При длительных субфебрилитетах у детей нарушается нормальное соотношение центральной и периферической температур со снижением в орально-каудалыюм направлении (ректальная близка к аксиллярной), появляется выраженная асимметрия кожной температуры.

Несмотря на многообразие причин гипертермии, в его диагностике первую очередь решается вопрос, является ли в каждом конкретном случае субфебрилитет инфекционным, вторичным, симптоматическим или функциональным (первичным, самостоятельным). Диагностика не представляет трудностей в случае наличия четких симптомов основного заболевания.

Минимум обследования в амбулаторных условиях, общий анализ крови; общий анализ мочи; анализ кала на яйца глистов; рентгенография органов грудной клетки; туберкулиновые пробы; консультация оториноларинголога; непосредственное обследование ребенка.

При обнаружении патологии ведется дальнейшее профильное обследование в условиях поликлиники или ребенок госпитализируется. При отсутствии патологии на первом этапе проводят второй этап – целенаправленное уточнение анамнеза.

Читайте также:  При рождении 3 ребенка что дают в 2017 году в костромской области

К клинико-анамнестическим признакам, позволяющим с большей достоверностью выделить группу детей с неинфекционным субфебрилитетом, относят:

• возраст детей до 1 года и старше 3 лет (влияние факторов перинатального риска у детей до 1 года и постинфекционной индукции у детей

старше 3 лет);

• длительность субфебрилитета более 6 мес (апирогенные гипертермии плохо поддаются лечению, пирогепные – достаточно рано проявляются другой симптоматикой);

• наличие эпизодов субфебрилитета в анамнезе;

• предшествующая неврологическая патология в анамнезе, включая

перинатальную;

• жалобы на повышенную утомляемость, головные боли, гипергидроз

(роль вегетативных отделов нервной системы в регуляции температуры);

• частые функциональные нарушения сердечно-сосудистой и других

систем.

К особенностям температурных кривых относят связь повышения температуры с эмоциональными и физическими нагрузками, преимущественно утренние подъемы, монотонность температуры в течение дня, низкий субфебрилитет.

Отсутствие признаков неинфекционного субфебрилитета служит поводом для дальнейшего углубленного обследования, желательно в стационаре, с целью выявления возможных источников пирогена. При преобладании признаков неинфекционного субфебрилитета для подтверждения его генеза на втором этапе, далее амбулаторно проводят третий этап – специфические тесты (термотопометрию, аспириновый, пирогеналовый тесты).

Нарушение нормального соотношения центральной и периферической температур, усиление проксимально-дистальных различий, выраженная температурная асимметрия при неинфекционных субфебрилитетах делает термотопометрию диагностически значимой. Ее проводят в течение суток в 3 точках (аксиллярных и ректальной) с интервалом через 3 ч с последующей регистрацией полученных результатов измерения температуры

Аспириновый тест – это прием детьми возрастных доз ацетилсалициловой кислоты в течение двух дней. В случае инфекционного субфебрилитета температура нормализуется Но у теста есть недостатки. Для неинфекционного субфебрилитета нередко свойственны периодический характер с несколькими подъемами на фоне нормальной температуры тела в течение дня. На фоне низкого субфебрилитета это делает эффект аспирина не наглядным.

Известно, что введение пирогенала пациенту сопровождается выраженной реакцией. У детей с инфекционным субфебрилитетом температура тела повышается в пределах 38,4° и выше. В то же время при введении пирогенала у детей с неинфекционным субфебрилитетом ожидаемого повышения температуры тела не отмечают, температура остается на нормальных цифрах Своеобразие реакции на пирогенал и возможность регистрации наглядного повышения температуры тела позволяют использовать его с дифференциально-диагностической целью.

Техника пирогеналового теста: вводится 3 дня однократно у детей старше 5 лет – 100 МПД + 50 МПД + 50 МПД в/м (в ампулах содержится 100 МПД в 1 мл), где МПД – минимальная пирогенная доза.

При отрицательных результатах третьего этапа дальнейшее обследование может быть продолжено в поликлинике, при положительных, т е. при инфекционном субфебрилитете, желательно обследование в стационаре.

Четвертый, заключительный этап амбулаторного обследования включает лабораторные цитохимические методы определения щелочной фосфатазы и НСТ-теста. Нормальные показатели для всех возрастных групп составляют: ЩФ – 44,1±3,5ед.; НСТ-тест- 15,9±1,0ед. Методы чувствительны и позволяют с высокой степенью достоверности выявить признаки латентно текущего воспаления при отсутствии изменений в общем анализе крови.

В комплексном лечении детей с субфебрилитетом важное место занимает организация рационального режима дня и жизни. Необходимо Ограничить физические и эмоциональные нагрузки (вторые школы, кружки, дополнительные занятия), увеличить количество часов сна, может быть за счет дневного сна. Вечером ограничивается просмотр телевизионных передач, компьютерные игры, обязательна прогулка перед сном, теплая ножная ванна. Нормализуется тепловой режим, комфортной является температура 22-23 °С. В теплое время года субфебрилитет чаще всего самопроизвольно исчезает. Ограничений в диете дети с длительным субфебрилитетом не требуют Дополнительно вводят в рацион жирные поли- ненасыщенные кислоты.

Лечебная тактиказависит от возраста. Причинная связь с неблагополучием перинатльного периода, обусловливающего гипоксию ЦНС,

особенно четкая у детей раннего возраста, и выявленные нарушения окислительно-восстановительных процессов в клетках крови позволяют применять для лечения глутаминовую кислоту, оказывающую анти-гипоксическое действие Дозы: до 1 года – 0,1; до 2 лет – 0,15; до З лет – 0,25; 5 – 6 лет – 0,4; 7 – 9 лет – 0,5 – 1,0 2-3 раза в день в течение 1-2 месяцев. Нооклерин внутрь по 1 чайной ложке 2-3 раза в сутки 20% раствора в течение 1,5-2 мес

У старших детей можно использовать аминазин, точкой приложения которого являются центральные структуры межуточного мозга. Из всех препаратов фенотиазинового ряда аминазин обладает наиболее выраженным гипотермическим эффектом, влияя на центры терморегуляции и обмен веществ за счет уменьшения теплопродукции.

Дозы аминазина: до 2 лет – 0,01; 3-4 года – 0,015; 5-6 лет – 0,02; 7-9 лет – 0,03; 10-14 лет – 0,05 2 раза в день 5-7 дней, обязательно запивать большим количеством жидкости Можно использовать 2,5% раствор из расчета 0,04 мл/кг массы тела в сутки внутрь каплями 2 раза в день 5-7 дней.

При рецидивах субфебрилитета и при отсутствии эффекта от изолированного применения препаратов назначается их сочетание. Таким образом, медикаментозное лечение субфебрилитета должно быть дифференцированным в зависимости от возраста детей, длительнсти субфебрилитета, его высоты и наличия рецидивов в анамнезе

В комплексном лечении возможно, помимо медикаментов, использование физиолечения (воротник по Щербаку с кальцием), соляно-хвойные ванны, другие водолечебные процедуры, закаливание.

Диспансеризация детей с длительным субфебрилитетом осуществляется участковым врачом. Диспансерное наблюдение следует проводить в течение всего температурного периода и не менее года после полной нормализации температуры тела. До выяснения причины субфебрилитета целесообразно проводить профилактические осмотры детей еженедельно, в период лечения – ежемесячно в течение всего температурного периода. В дальнейшем, после полной нормализации температуры, диспансеризация осуществляется ежеквартально Рецидивы длительного субфебрилитета чаще всего возникают после повторных респираторных заболеваний, обострений хронических заболеваний и других экзогенных неблагоприятных факторов и наблюдаются весной и осенью. Показанием для снятия с диспансерного учета может служить отсутствие рецидивов субфебрилитета в течение года.

При комплексной оценке состояния здоровья детей с длительным неинфекционным субфебрилитетом относят ко II группе здоровья Дети с длительным неинфекционным субфебрилитетом могут посещать

детские учреждения общего типа с условием ограничения нагрузок. Профилактические прививки проводят детям по общему календарю при отсутствии других противопоказаний и доказанном неинфекционном генезе субфебрилитета. Занятия физкультурой в ДОУ и школе посещают в общих группах. Занятия в спортивных секциях и кружках допустимы с ограничением физических нагрузок (без участия в соревнованиях).

Источник