Длительный плач ребенка 1 года

Длительный плач ребенка 1 года thumbnail

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: “младенческий” – с рождения до одного года, “раннее детство” – от года до трех, и “дошкольное детство” – от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис – это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно – через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали “кризисами развития”.

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он – взрослый, мы – разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку – нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, – это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название “кризиса”.

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному “графику”, потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого “приступа”.

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые “требуют” внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать “на зуб”. Но вдруг со стороны родителей раздается “нельзя”. Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят – не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс – стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом – все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек – здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра “разборкой” новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это – часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок – это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Источник

rebenok-plachet1Хочу поговорить о том, как важно иметь реалистичное представление о маленьких детях. В современном мире малышей рождается мало, и молодые родители очень часто смутно представляют себе процесс роста и развития ребенка. К сожалению, и нынешние бабушки не являются экспертами в данном вопросе. Ведь сегодняшних мам и пап, чаще всего, взращивали советские ясли и детские сады, а знания по воспитанию ребёнка ограничивались одной книгой доктора Спока. Вопрос, на который я решила ответить, как раз наглядно демонстрирует данную проблему. Перед нами любознательный, хорошо развитый малыш и мама, которая во многом страдает именно из-за того, что её представления о маленьких детях расходятся с реальностью.

ВОПРОС: Наше почтение и уважение к вам, Лариса! С криком о помощи обращаюсь, просто уже не осталось сил, и нервы на пределе. Невролог разводит руками, советуя пережить этот период. Только вот период уж больно затянулся и сводит нас с ума. Проблема следующая…

Моему сынишке сейчас 1 год 7 месяцев. Он постоянно круглосуточно плачет, истерит, орёт! Начался этот плач с 4 месяцев, когда у меня пропало молоко, и, по настоянию ”добрых” бабушек и родственников, я начала кормить малыша козьим молоком (конечно, разводя его водичкой). Была такая возможность, нам его привозили из деревни. В скором времени начались высыпания на лице и теле, педиатр в поликлинике нас лечила от атопического дерматита и аллергии, не беря во внимание то, чем я кормлю ребенка! В общем, мы лечились правильно, а кормились неправильно!

Так продолжалось до 11 месяцев, пока высыпания на лице и теле не превратились в гнойнички. Начались запоры, ребенок орал с утра до ночи, ночи были с постоянными просыпаниями, каждый час он пробуждался и требовал бутылочку, за ночь высасывал по 3 бутылки молока. Молчал ребенок только на улице, когда мы гуляли. Благо климат Краснодарского края позволяет, мы без преувеличения просто жили прошлым летом на улице (и ели, и спали), возвращаясь домой только перед ночным сном.

В 11 месяцев приняли решение обследовать ребенка в Диагностическом центре у педиатров и невролога. После соответствующих анализов нам поставили диагноз – аллергия на белок козьего и коровьего молока. Назначили диету и специальную гипоаллергенную смесь. Невролог назначила нам Атаракс пропить 1 месяц, чтобы успокоить расшатавшиеся нервы малыша. Через 2 недели результат был на лицо – кожа очистилась, сыночек стал спокойнее, начал улыбаться. В том же духе продолжаем до сих пор – кормим правильно, соблюдая все рекомендации, смесь до сих пор на ночь (гипоаллергенная). Но проблема с криками и истериками осталась!!!

Такое чувство, что это вошло у ребенка в привычку. Он сейчас подрос и всё требует криком, заниматься, чему-то учиться, познавать он не хочет. Он воспринимает только свои желания. Учиться кушать самостоятельно, садиться на горшок, снимать с себя элементарную одежду, играть в игры развивающие, умываться, чистить зубки – элементарные вещи, которые детки делают с интересом и увлеченно, мы делать не хотим. Идём умываться, он только играет с водой, а я его сама умываю, даже нет намёков на самостоятельные действия, даже к лицу не прикасается ручками. Если воду выключаю, он начинает орать. Так и стоял бы целый день, играя с водой. Потом он требует пойти с ним на балкон кормить голубей. Ставлю стульчик, чтобы ему видно было, и он сам кидает хлебушек птицам. Отвлечь ребенка от этого тоже невозможно, стоял бы сутками и кормил птиц. С криками беру его на руки и заношу в комнату.

Начинаем завтракать! Только если включен телевизор и только если лежит рядом планшет – мы везде успеваем! И кашу кушать, и на телевизор поглядывать, и в планшете играть. На улице меня не слушает, бежит, куда хочет. Не пугает его и мое отсутствие! Сколько раз пряталась за коляску или за дерево, он не ищет меня и не плачет. Если нашел кошку, лужу, камешки, то до последнего будет трогать, прыгать, пока кошка не сбежит, пока лужа не исчезнет, пока руки от камней и песка не будут по локоть грязными.

У моего ребенка нет предела, нет тормозов, он если чем-то занялся, то пока самому не надоест, не успокоится! Ребенок зацикленный! То, что он любит делать, делает с удовольствием, а нас дома не воспринимает и постоянно истерит. Обстановка дома оставляет желать лучшего. Знаем прекрасно, что все соседи слышат все его крики, думая, что у нас дурдом, что семейка, наверное, “больная”. С 4 месяцев и до сих пор мы не провели ни дня в тишине. Я описала вам малую часть того, что происходит, и как ведет себя мой сынок.

Возможно, меня будут осуждать и ругать за такие слова, но я до конца не ощущаю радость материнства, находясь в постоянной депрессии от этих криков. Все домашние убегают с радостью на работу, а я остаюсь со своим крикливым малышом наедине и не знаю, как его дальше воспитывать, как объяснять, как прививать ему усидчивость, навыки и т.д. Лариса, помогите мне разобраться в этом! Мы все вам будем очень благодарны!
С уважением, Ксения.

ОТВЕТ: Здравствуйте, Ксения! Я очень хорошо понимаю Ваше состояние, и мне хочется помочь!

Сразу скажу, у Вашего сыночка нет никаких проблем. Он прекрасно развивается и делает всё именно так, как и должен делать малыш в его возрасте! Проблема заключается в том, что Вы, Ксения, были не совсем готовы к материнству, а точнее, нарисовали себе неправильную картину материнства. Вы, как и многие другие женщины, были мало осведомлены о том, как обычно развивается ребёнок физически, интеллектуально, а самое главное, эмоционально, и поэтому Ваши ожидания не оправдываются.

Маленький пример: Вы пишете, что сын “зациклен”, а я, хорошо разбираясь в возрастных особенностях психологического развития, считаю, что он очень любознательный и увлечённо изучающий окружающий мир ребёнок! Почему Вы считаете, что игра в специальные развивающие игры для него будет полезнее, чем игра с камушками, песком, лужей или чем общение с кошкой и голубями? И где Вы видели полуторагодовалых деток, которые с радостью, а главное, именно в тот момент, когда их просит об этом мама, умываются, садятся на горшок, чистят зубы и аккуратно едят с помощью ложки?

Вы жалуетесь, что ребенок очень часто плачет. На первом году жизни это, скорее всего, было связано с неправильным вскармливанием и наличием аллергии. Ведь все кожные элементы, описанные Вами, вызывали сильный зуд, а зуд всегда порождает перевозбуждение нервной системы. Отсюда раздражительность и плаксивость малыша. Остаётся лишь пожалеть его и Вас, ведь Вам, Ксения, пришлось всё это терпеть! Жаль, что Вы не обратились к консультантам по грудному вскармливанию и вовремя не наладили естественное вскармливание, но это всё уже позади, и нет ничего такого, что нельзя было бы исправить.

Что касается второго года жизни, полагаю, сегодняшние детские крики и капризы (как Вы их расцениваете) связаны во многом именно с тем, что у Вас завышенные требования к развитию сына. Вы ждёте от него навыков, к которым он ещё не готов, и не хотите замечать то хорошее, что есть в ребёнке! Нужно узнать как можно больше о психологии маленьких детей, иначе всё детство, а также отрочество сына может стать для Вас сплошным разочарованием!

Ситуацию также усугубляет Ваша депрессия и то, что Вам подолгу приходится оставаться один на один с мальчиком. Как так получилось, что другие близкие малышу люди мало занимаются с ним? Где его отец, бабушки и дедушки? Вам, Ксения, обязательно нужно отдыхать и проводить время без ребёнка.

Также советую обратиться за помощью к толковому психологу, ведь нескорректированная послеродовая депрессия может затянуться на долгие годы. Я считаю, Вам просто не хватает эмоциональных сил для того, чтобы выдержать бурное развитие малыша, и именно поэтому Вы “требуете” от него полного послушания, которое, скорее, присуще не процессу воспитания детей, а дрессировке молодых животных. Простите, что так резко высказалась, но похожий подход я встречаю у многих родителей и хорошо понимаю, что это не столько вина, сколько их боль!

Желаю Вам всего самого хорошего! Очень надеюсь, что Вы обратитесь за помощью к психологу, прочитаете хорошие книжки по детской психологии и будете легче и радостней воспитывать сына.

С уважением, Лариса Свиридова

Если Вы сталкивались с подобной проблемой, поделитесь своим опытом в комментариях.

Источник

Почему ребенок закатывает истерики?

Причины плача могут быть разными, но объединяет их одно: малыш ощущает дискомфорт, который мама должна своевременно заметить и устранить. Итак, как успокоить истерику? Вот примерная классификация причин плача, которая поможет родителям быстро сориентироваться в ситуации и угомонить малыша.

1. Голод

Одна из самых распространенных причин, по которой грудной ребенок закатывает истерики. Отличить «голодный» плач от других видов истерики довольно легко: малыш начинает плакать спустя определенное время после кормления, делать ртом сосательные движения, «ловить» грудь, протягивать ручки. Плач при этом требовательный, громкий, личико — жалостливое. Если мама не дает ему грудь или бутылочку, он становится захлебывающимся и истеричным. Как успокоить истерику в таком случае? Если плач вызван голодом, после кормления кроха сразу утихомирится.

2. Кишечные колики

Возникают из-за незрелости ферментативных систем ребенка, аллергических реакций, нарушения питания кормящей мамы. В кишечнике малыша копятся газы и давят на стенки, вызывая боль. Как успокоить истерику, вызванную коликами? Прежде всего, обратите внимание, что плач при этом прерывистый, приступами. Младенец пронзительно вскрикивает и заходится от плача, а затем успокаивается на короткий период. Во время плача он может подтягивать ножки. Кормление не устраняет плач, и малыш начинает вскрикивать сразу после еды. Борются с коликами следующим образом. Попробуйте согреть малыша, возьмите его на руки, прижмите к себе. На животик положите грелку с теплой водой или пленку, свернутую в несколько раз и проглаженную горячим утюгом. Часто помогает газоотводная трубочка: газы отойдут, и ребенок почувствует себя легче. Также есть специальные препараты, которые не всасываются кишечником, а действуют только на газовый пузырь, разбивая его стенку и таким образом избавляя кроху от боли (перед их применением необходимо проконсультироваться с врачом!).

3. Дискомфорт

Нередко ребенок закатывает истерики в том случае, если просто намочил пеленки или «наполнил» подгузник. Не допускайте опрелостей, они доставляют деткам неудобство и, конечно, вызывают плач. То же происходит, если под одежду попала какая-то крошка, или же на одежде есть швы или аппликации, которые могут накалывать или натирать нежную кожу малыша. Кроха может заплакать, если он просто устал лежать в одном положении и хочет перевернуться. А иногда он жаждет пообщаться или не желает спать, а его усиленно пытаются усыпить — в таком случае протест обеспечен.

5. Боль

Плач ровный, непрекращающийся, с периодически возникающими всплесками отчаянного крика, ребенок заходится в истерике, что, по всей вероятности, связано с усилением болевых ощущений. В таком плаче как будто слышно страдание.

  • Если беспокоит животик, малыш, крича, сучит ножками, подтягивает их к животу. За такими болями надо внимательно следить, так как, помимо обычных колик, есть опасные боли в животе (например, при инвагинации кишечника), которые требуют срочного хирургического вмешательства.

  • Когда у крохи режутся зубки, помимо плача, он будет тянуть все в рот, у него может наблюдаться повышенное слюноотделение. Ребенок будет капризничать, у него повысится температура, появится жидкий стул. Плач нудный, продолжительный, с громкими всплесками ночью.

  • Плач при отите — тогда ребенок теребит ухо (или сразу оба). Как правило, у новорожденных острый отит (воспаление среднего уха) возникает как осложнение внутриутробной инфекции или на фоне насморка. Плач при этом громкий, пронзительный, с болезненными интонациями. Малыш, едва начав есть, бросает грудь и долго отказывается снова начинать кушать.
    Отказываться от груди и плакать кроха может также из-за воспалительного процесса на слизистой полости его рта.

  • Наконец, иногда дети плачут, перед тем как пописать. Если это случается систематически, значит, у малыша может быть воспалительный процесс. Если плач при мочеиспускании сопровождается повышенной температурой, нужно обратиться к врачу.

6. Перегрев или переохлаждение

Терморегуляция у младенцев незрелая, поэтому малыши быстро перегреваются или переохлаждаются, а на дискомфортные ощущения реагируют слезами. Как распознать симптомы и как успокоить истерику? Когда ребенку жарко, он краснеет, начинает хныкать, высвобождать ручки и ножки, метаться в кроватке. На коже появляются красные пятнышки — потница. Плач усиливается и может повыситься температура (до 37–37,5°). Если малышу холодно, сначала внезапный и пронзительный плач постепенно становится хныкающим, начинается икота. Ручки и ножки на ощупь холодные, кожа на груди и спине — прохладная.

7. Грудничковая мигрень

Особая причина детских истерик. Некоторые малыши, у которых была выявлена гипоксия во время беременности или в родах, страдают головной болью, обусловленной повышенным внутричерепным давлением, расстройствами нервной системы, повышенной возбудимостью. Такие детки часто метеозависимы: они остро реагируют на перепады атмосферного давления, изменения погоды — например, ведут себя беспокойно при сильном ветре, дожде или снегопаде. О головной боли кроха «сообщит» вам продолжительным плачем, который сложно унять. Малыша будет трудно успокоить, он будет отказываться от груди или бутылочки, а на родничке можно будет заметить пульсацию.

8. Дефицит внимания

Еще одна причина, по которой ваш ребенок закатывает истерики, весьма тривиальна — это скука! Вашему малышу просто очень одиноко. Плачет он при этом с перерывами, с открытыми глазами: как будто зовет и слушает, проверяя, есть ли кто рядом. Если в результате ничего не происходит, плач становится непрерывным. Как успокоить истерику? Просто возьмите кроху на руки, поговорите с ним, развлеките, утешьте.

Как успокоить истерику и как реагировать на плач малыша

Прежде всего, выясните причину плача, действуя методом исключения. Может быть, у крохи грязный подгузник или он хочет спать? Далее проверьте одежду (возможно, ему холодно или, наоборот, слишком жарко), состояние коляски или спального места: все ли чисто, ровно и удобно, нет ли на детской коже опрелостей или высыпаний? Если малыш заплакал, возьмите его на руки, дайте грудь или бутылочку. Кричит, будучи на руках? Покачайте, нежно поговорите с ним, покажите что-нибудь интересное.

Рецепт «дать проплакаться», когда ребенок закатывает истерику, — далеко не самый эффективный и уж точно не самый лучший. Плач истощает силы малыша и понижает уровень кислорода в крови. Старайтесь не давать крохе реветь больше 10 минут. Во-первых, чем дольше он плачет, тем сложнее его потом успокоить. Во-вторых, это не так уж безопасно: слишком бурный долговременный плач может вызвать респираторный аффективный спазм — остановку дыхания, которая чревата обмороком и даже приступом судорог.

Главное правило, в любой, даже самой непредсказуемой, ситуации: чем увереннее мама, тем спокойнее малыш. Но совершенно другое дело, если вы заметили внезапный или не свойственный вашему ребенку плач. Если никаких очевидных причин беспокойства не обнаружится, а малыш будет продолжать кричать и биться в истерике, лучше перестраховаться и вызвать врача: он сможет обследовать ребенка и дать соответствующие рекомендации. Ведь даже новорожденные могут иметь острую хирургическую патологию (заворот кишечника, ущемившуюся грыжу, аппендицит), воспаления, сдавливающие нервные окончания и вызывающие боль, а также врожденные аномалии, сопровождающиеся болевым синдромом.

Больше полезных и интересных материалов по уходу за малышами — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Источник